Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Оценка 4.6

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
ppt
воспитательная работа
Детсад
06.05.2017
Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников». “Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский 2 слайд. Актуальность проблемы заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста. 3 слайд. Цель проекта: Изменение системы обучения детей связной речи. 4 слайд. Задачи проектной деятельности: 1. Изучить методы эффективного обучения детей связной речи. 2. Апробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области "Коммуникация". 3. Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников. 4. Организовать обучение родителей. 5 слайд. Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. II этап - основной. 1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для родителей. III этап - заключительный. Оформление результатов проекта. Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники. 2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников. 6 слайд. Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы. Мнемотехника - в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно - образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. 7 слайд-8 слайд. Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 9 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для: • обогащения словарного запаса, • при обучении составлению рассказов, • при пересказах художественной литературы, • при отгадывании и загадывании загадок, • при заучивании стихов. 10 слайд. Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. 11 слайд. Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3. Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи. 12 слайд. Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников. • Показатель связности речи - использование языковых средств связи; • Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; • Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% - с III (средним) уровнем, 60% - с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи. 13 слайд. К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи. 14 слайд. Таким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов. 15 слайд. Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников». “Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский 2 слайд. Актуальность проблемы заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста. 3 слайд. Цель проекта: Изменение системы обучения детей связной речи. 4 слайд. Задачи проектной деятельности: 1. Изучить методы эффективного обучения детей связной речи. 2. Апробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области "Коммуникация". 3. Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников. 4. Организовать обучение родителей. 5 слайд. Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. II этап - основной. 1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для родителей. III этап - заключительный. Оформление результатов проекта. Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники. 2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников. 6 слайд. Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы. Мнемотехника - в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно - образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. 7 слайд-8 слайд. Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 9 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для: • обогащения словарного запаса, • при обучении составлению рассказов, • при пересказах художественной литературы, • при отгадывании и загадывании загадок, • при заучивании стихов. 10 слайд. Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. 11 слайд. Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3. Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи. 12 слайд. Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников. • Показатель связности речи - использование языковых средств связи; • Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; • Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% - с III (средним) уровнем, 60% - с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи. 13 слайд. К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи. 14 слайд. Таким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов. 15 слайд. Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Презентация мнемотехника.ppt

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Проект на тему «Использование приёмов дошкольников» мнемотехники в развитии речи старших “Учите ребёнка каким ­ нибудь  неизвестным ему пяти словам –  он будет долго и напрасно  мучиться, но свяжите двадцать  таких слов с картинками, и он их  усвоит на лету”.                                                                                                                             К. Д. Ушинский

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Актуальность проблемы Заключается в поиске и реализации  новых оптимальных методов  формирования связной речи  дошкольников,  способствующих  наиболее эффективным результатам в  развитии речи детей дошкольного  возраста

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Цель проекта  Изменение системы  обучения детей  связной речи Цель проекта

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Задачи Изучить методы  эффективного обучения  детей связной речи Апробировать методы  мнемотехники в  организованной учебной  деятельности в  образовательной области  «Коммуникация» Разработать  перспективный план по  развитию связной речи  дошкольников Организовать обучение  родителей

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Этапы реализации проекта: I этап ­ подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ   литературы по проблеме формирования  связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития  связной речи детей старшего дошкольного  возраста 3. Изучение методических разработок  по  использованию метода мнемотехники в  обучении рассказыванию детей дошкольного  возраста II этап ­ основной. 1.Составление перспективного плана  работы по развитию связной речи  средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт  в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для  родителей III этап ­ заключительный. Оформление результатов проекта Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по  развитии речи с применением методов  мнемотехники. 2. Перспективное планирование по  развитию речи для старших дошкольников Этапы реализации проекта:

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
.           Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению  влияния  словесного образца и наглядного материала на развитие речи  детей­дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец  оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на  изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает,  что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи  детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании  связной речи больше нужно использовать речевые образцы             У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать  наглядно ­ образное мышление, используя символы, схемы, которые  лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих  запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть  мнемотехники. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и  увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных  ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как  мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних  средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.       Особенность методики – применения не изображения предметов, а  символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает  детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к  речевому материалу, например, для обозначения диких животных  используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Структура мнемотехники

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Мнемотаблицы ­ схемы служат  дидактическим материалом в работе  по развитию речи детей Обогащение  словарного  запаса Мнемотаблицы ­ схемы Обучение  составлению  рассказов  Пересказ художественной  литературы Отгадывание  и загадывание загадок Заучивание стихов Обогащение словарного запасаОбучение составлению рассказов Пересказхудожественной литературыОтгадывание и загадываниезагадокЗаучиваниестихов

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок,  Помидор, горох, лучок.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки  нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи.  Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных.  Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах,  коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков,  строить снежные крепости.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Последовательность  работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней                   изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.                   преобразование из абстрактных символов  слов в                образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ                сказки, рассказ по заданной теме или чтение                стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.                происходит отработка метода запоминания.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Ожидаемые  результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3.Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Диагностика уровня  развития связной речи  старших дошкольников В качестве оценки эффективности развития речи детей старшего дошкольного  возраста на начало года были взяты такие критерии: 1. Показатель связности речи ­ использование языковых средств связи; 2. Показатель последовательности ­ соответствие порядка следования предложений  в тексте последовательности событий в действительности; 3. Логичность ­ соответствие текста теме, правильная композиционная структура,  соответствующая законам построения правильного суждения.  Диагностика в начале учебного года выявила  20% детей с I (низким) уровнем развития  связной речи, 20%  ­ с III (средним) уровнем, 60% ­ с IV (выше среднего) уровнем  развития связной речи.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Диагностика уровня  развития связной речи  старших дошкольников В качестве оценки эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста на  конец года были взяты такие критерии: 1. Показатель связности речи ­ использование языковых средств связи; 2. Показатель последовательности ­ соответствие порядка следования предложений в тексте  последовательности событий в действительности; 3. Логичность ­ соответствие текста теме, правильная композиционная структура,  соответствующая законам построения правильного суждения.  К  концу  учебного  года  не    выявлено    детей  с  I  ­II  уровнями  развития  связной  речи,  10%  ­с  III  уровнем  развития  связной  речи  (средним),    20%  ­с  IV  уровнем  развития связной речи (выше среднего), 70% ­с V  (высоким)  уровнем развития  связной речи.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Сравнительная диагностика  уровня развития связной речи  старших дошкольников Таким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов.

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Таким образом, с помощью  мнемотаблиц удаётся достичь  следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об  окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты,  придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию  стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий  уровень Дети преодолевают робость, застенчивость,  учатся свободно держаться перед аудиторией У детей увеличивается круг знаний об окружающем миреПоявляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные историиСловарный запас выходит на более высокий уровень

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017