Проект "На пути к успеху"
Оценка 4.6

Проект "На пути к успеху"

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
04.05.2017
Проект "На пути к успеху"
Публикация является частью публикации:
проект на пути к успеху.doc
МУ «Комитет по образованию г. Улан­Удэ» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей­инвалидов» г. Улан­Удэ Проект «На пути к успеху» Выполнили:                                                                                                            Зубкова Г.П, Жигмитова С..Ц,                                                                                                       Эрдынеева Л.Б, Тушемилова Е.Ф.,  ДоржиеваН.Н., Лыкшитова Л.С. Улан­Удэ  2016 СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение                                                                                                                         стр.3 2..Медико­психолого­педагогические особенности детей с заболеванием ДЦП       стр.5   3.Особенности работы педагогов с детьми с заболеванием ДЦП                                стр. 15 4.Заключение                                                                                                                      стр. 17 5.Литература                                                                                                                      стр. 17         2 Введение При   рождении   реализуется   генетическая   связь   мать­дитя.   Эта   связь   обеспечивается значительным   участием   множества   сенсорных   функций   (тактильные   ощущения,   запах, визуализация,   слуховые   ощущения   и   т.п.).   При   рождении   ребенка   с   фактором   риска дизартрии,   а   тем   более,   параличей,   меняет   эти   взаимоотношения.   Со   стороны   ребенка происходит   снижение   сенсорных   ощущений,   а   со   стороны   матери   ­   резкое   изменение эмоционального  отношения  к ребенку. Реакции  родителей  по отношению к их  «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой. Актуальность. К сожалению, никто не застрахован от тяжелых болезней, угрожающих жизни, в том числе и дети. Заболевание ребенка – это стресс не только для самого ребенка, но и для его родителей. В немалой степени психическое и физическое состояние детей зависит от настроя близких. В условиях школы это становится особенно актуальным. Многие родители не представляют, как их больной ребёнок сможет постигать азы школьной науки; не знают, что делать, если возникнут проблемы в процессе обучения. Поэтому необходимо позитивное эмоциональное состояние родителей, ухаживающих за ребенком. Поддержание позитивного настроя важно не только больным детям, но и их родителям.  Попадая в школу, ребёнок нуждается   в   психолого­педагогической   реабилитации   и   на   этом   этапе   помощь   родителей необходима.  Тема   нашего   проекта   «На   пути   к   успеху».   Проект   рассчитан   на   аудиторию   родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП.  Цель: Психолого­педагогическая подготовка родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП для последующей успешной адаптации выпускников. 3 В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: выявление детей с заболеванием ДЦП в МОУ СОШ № 60; наблюдение над поведением детей во время урока; сбор материала: психолого­педагогические проблемы детей в диагнозом ДЦП; поиск адресов организаций, занимающихся лечением и реабилитацией детей с  заболеванием ДЦП в республике Бурятия и за её пределами; разработка и проведение тренингов с родителями; подготовка и проведение анкетирования  родителей; проведение родительского собрания «На пути к успеху» в форме рабочего стола; разработка методических рекомендаций для родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП. Участники проекта: психолог; учителя, обучающие детей с ДЦП; учащиеся школы с ДЦП; родители детей с ДЦП. Сроки реализации: март – февраль 2017 г. Проектным продуктом будет выработка рекомендаций и памяток для  родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП. Методы исследования: анкетирование родителей, наблюдение, анализ поведения ребенка в семье и в процессе обучения. Проект находится в стадии реализации. Ожидаемые результаты:  проект направлен главным образом на развитие эмоционального контакта   и   взаимодействия   ребенка   со   взрослым   для   формирования   у   обучающихся жизненной   компетенции   путем   введения   в   более   сложную   социальную   среду,   расширение повседневного   жизненного   опыта,   социальных   контактов   обучающихся,   внутренних адаптивных механизмов поведения, формирование социально­желаемое поведения.  Риск.  Следует   отметить,   что   как   клинически,   так   и   с   позиции   достигнутой   социальной адаптации   это   по­прежнему   довольно   разнородная   группа.   Некоторые   участники   могут остаться «неорганизованными» после окончания школы, другие смогут учиться в вузах или работать.   Непредсказуемость   и   неопределенность   ситуаций   во   время   реализации   проекта, нежелание родителей принимать участие в совместной деятельности. План реализации проекта № 1 Выявление детей с заболеванием ДЦП в МОУ СОШ № 60 2 Наблюдение над поведением детей во время урока мероприятия Сбор фотоматериала 3 4 Сбор материала: психолого­педагогические проблемы детей в диагнозом ДЦП Поиск адресов организаций, занимающихся лечением и реабилитацией детей с заболеванием ДЦП 4 сроки окт. ответственные Эрдынеева Л.Б окт. ­дек. Жигмитова С..Ц окт. ­дек. ноябрь Тушемилова Е.Ф. Доржиева Н.Н. Лыкшитова Л.С Разработка и проведение тренингов с родителями Подготовка и проведение анкетирования  родителей с целью выявления проблем в поведении и общении с детьми январь ноябрь вся группа Зубкова Г.П. 5 6 7 Разработка методических рекомендаций для родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП 8 Проведение родительского собрания «На пути к успеху» в виде круглого стола декабрь вся группа февраль вся группа Медико­психолого­педагогические особенности детей с заболеванием ДЦП Помочь ребёнку пережить собственную  драму,  найти силы, чтобы жить дальше и растить  ребенка, принять его таким, каков он  есть –  задача родителей, помочь же ему стать таким,  каким он может стать, — задача педагога и  психолога.                                                                    Д.А. Фарбер                                                                                       В нашей республике три года назад насчитывалось 4408 детей­инвалидов, из них 528 детей, нуждающихся в обучении на дому и 220 детей дошкольного возраста, наши будущие ученики. К сожалению, дети с заболеванием ДЦП стали рождаться всё чаще. Известно, что на каждую тысячу новорождённых приходится от 2 до 5,6 % детей с этой патологией. В нашей школе в этом учебном году обучается 67 детей с заболеванием ДЦП. Клинико­морфологические исследования последних лет показали, что в патогенезе детского церебрального паралича ведущая роль принадлежит нарушению развития мозга. Для каждого возраста   существуют   нормативные   показатели   структурно­функциональной   организации головного   мозга.   Такие   важные   психологические   характеристики   ребенка   как   уровень интеллектуального и речевого развития, объем внимания и памяти, стратегия произвольной регуляции   деятельности   в   значительной   степени   отражаются   в   особенностях   организации биоэлектрической активности мозга. 5 Различные факторы (травма, интоксикация, инфекции), воздействующие на мозг на разных этапах развития (перинатальном, постнатальном, на первом году жизни и т.д.), могут вызвать отставание в развитии мозговых структур и связей между ними. В   процессе   индивидуального   развития   структурно­функциональная   организация   обоих полушарий формируется постепенно (Д.А. Фарбер, Л.К. Семенова, В.В. Алферова и др., 1990). При поражениях левой височной области у правшей отмечено нарушение фонематического слуха,  экспрессивной   речи   и   слухоречевой   памяти.   Поражение   правой   височной   области вызывает  трудности  восприятия   сложных  ритмических   сочетаний  звуков  и  звуковысотных отношений,  наблюдается слуховая агнозия в виде трудностей узнавания знакомых средовых шумов и мелодий  Спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с различными формами ДЦП чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического   поражения   ЦНС.   Патологические   изменения     в   левом   полушарии   приводят   к нарушению речи, в правом – к сенсорным и двигательным нарушениям.    Проблема   детского   церебрального   паралича   является   одной   из   актуальных   и   необычайно  проблем   медицины   и   специальной   педагогики. сложных   Программа   массовой общеобразовательной   школы  не   рассчитана   на   детей   с   этим   заболеванием,   так   как   ДЦП поражает определённые мышечные группы, может затрагивать интеллект, речь, формирование других   высших   корковых   функций.  Существует   более   20   классификаций   детского церебрального   паралича,   включая   в   себя   пять   основных   форм   заболевания.   Эти классификации учитывают уровень, распространённость поражения и клиническую картину заболевания. 1. Спастическая диплегия 2. Атонически­астатическая (можжечковая) форма  3 .Гиперкинетическая  форма  4. Гемипаретическая форма 5 .Двойная гемиплегия  В   нашей   школе   у   детей   с   этим   заболеванием,   к   сожалению,   можно   наблюдать   все перечисленные   формы.   Попробуем   вместе   разобраться   в   их   медико­психолого­ педагогических особенностях.  Рассмотрим первую группу.   Спастическая диплегия Спастическая диплегия (синдром Литтля) ­ наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук 6 может быть различной ­ от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит   на   полусогнутых   и   приведенных   к   средней   линии   ногах;   при   ходьбе   наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие,     Вызываются   патологические   рефлексы.   отмечаются   клонусы   стоп. При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге ­ разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнула и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При этой форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедлено. Степень задержки варьирует от   легкой   до   тяжелой.   На   задержку   развития   влияет   наличие   часто   возникающих эпилептиформных   припадков.  Спастическая   диплегия   —   прогностически   благоприятная форма   заболевания   в   плане   преодоления   психических   и   речевых   расстройств   и   менее благоприятная   в   отношении   становления   двигательных   функций.  Тонические   рефлексы исчезают у детей к 2—3 годам, иногда позже. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5— 2 лет, с теми или иными ограничениями. Лишь 20—25% детей самостоятельно передвигаются   (без   поддержки   и   подручных   средств).   Около   40—50%   способны передвигаться, используя костыли или канадские палочки, на коляске (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба,   О.   В.   Тимонина,   1988)   .   Ребенок,   страдающий   спастической   диплегией,   может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей при сохранном интеллекте и достаточном развитии маницулятивной функции рук. Атонически­астатическая форма    характеризуется нарушением координации движения, недоразвитием реакции равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц, кроме  производящих мышц бёдер, иногда пронаторов   плеч   и   кисти.   Интеллект   широко   варьирует   ­   от  нормального   до   задержки психического развития. В специальных школах таких учащихся составляет 10­15 процентов. Клиническая   картина   ДЦП   характеризуется   сочетанием   двигательных   расстройств   с нарушением речи, сенсорными расстройствами и своеобразием психического развития при 7 различных состояниях интеллекта. У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных синдромов. Двигательные нарушения при ДЦП связаны с поражением двигательных зон головного мозга. Особенностью двигательных нарушений является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущения собственных движений. Дети, поступающие в школу, имеют разную степень выраженности двигательного дефекта, поэтому перед учителем сразу встаёт задача подготовить руки ребёнка к письму с коррекцией   дефектов   моторики.   Работа   проводится   по  единому   плану   учителем   русского языка,  математики,   рисования,   ручного   труда,   учителем   лфк.   Формируя   движения   с предметами, необходимо развивать зрительно­моторную координацию. Ребёнок с данным заболеванием нуждается в  коррекции дефектов моторики, ручном труде, формировании   движений   с   предметами,   коррекционном   развитии   ощущений,  развитии сенсорного восприятия, работе над интеллектуальным развитием. Гиперкинетическая  форма. Гиперкинетическая  форма характеризуется  наличием  насильственных движений  разной  степени и формы выраженности (гиперкинезов), в мышцах лица, языка. Шеи, плечевого пояса,  конечностей. Насильственные движения сопровождаются нарушениями мышечного тонуса,  иногда парезами и параличами мышц конечностей, артикуляционного аппарата. При этой  форме особенно затруднено развитие манипулятивных навыков речи, часто наблюдаются  нарушения слуха: интеллект у большей части детей сохранен. В специальных школах детей с  такой формой заболевания примерно 15­20 процентов. Ограниченность и недостаточность произвольных артикуляционных движений у таких детей  обусловлены поражением черепно­мозговых нервов. Поражение черепно­мозговых нервов  часто сочетается с иннервацией артикуляционного аппарата, вызванного нарушением  глазодвигательных нервов. Это проявляется в косоглазии, нарушениях фиксации и  прослеживании предметов. Тонические мышечные нарушения могут распространяться и на  дыхательную мускулатуру, и на мышцы гортани. Обуславливая своеобразные расстройства  голосообразования и дыхания у этих детей. Работа над артикуляционной базой, дыханием и  голосом является необходимым фундаментом для исправления недостатков произношения  фонем и развития всех сторон речи. Для учителя важно развить произвольно­дыхательный ритм ребёнка в координации с его речью и движением. Речевые нарушения в сочетании с двигательными, расстройства высших корковых функций,  которые проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, оказывают  отрицательное влияние на формирование личности ребёнка и нередко обуславливают  8 вторичную задержку его психического воздействия. Этот ребёнок приводит к впечатлению  умственно­отсталого. Чтобы не допустить этого, учителю необходимо производить  комплексное изучение двигательной сферы, речевых и психических нарушений у детей с  детским церебральным параличом. Необходимо начинать процесс обучения с определения  ведущего дефекта для обоснования системы коррекционно­восстановительных приёмов. Двойная гемиплегия Двойная гемиплегия ­ это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное  поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства  выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги.  Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц,  усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных  тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не  развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят,  не ходят. Функция рук практически не развивается. Мышечный   тонус   часто   асимметричен.   Тяжелое   поражение   рук,   лицевой   мускулатуры   и мышц   верхней   части   туловища   влечет   за   собой   выраженную   задержку   речевого   и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются  гиперкинезы  в дистальных  отделах  рук и  ног, а также оральные  синкинезии. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из­за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном   поражении   мозга.   При   двойной   гемиплегии   нередко   наблюдаются эпилептиформные   припадки.   В   связи   с   тяжелыми   двигательными   расстройствами   рано формируются контрактуры и деформации У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико­ ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует либо больной произносит отдельные звуки,  слоги или слова) . Голосовые реакции скудные, часто недифференцированные. Речь может  отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90%) отмечается выраженная  умственная отсталость. Отсутствие мотивации к деятельности в значительной степени  усугубляет тяжелые двигательные расстройства. Часто имеют место судороги (45 —60%) . Прогноз   двигательного,   психического   и   речевого   развития   неблагоприятный. Самостоятельное передвижение невозможно. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют 9 их социальной адаптации. В большинстве случаев дети с двойной гемиплегией необучаемы. Тяжелый двигательный дефект рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и простую   трудовую   деятельность.   Диагноз   «двойная   гемиплегия»   является   основанием направления   ребенка   в   учреждения   Министерства   социальной   защиты   в   связи   с невозможностью социальной адаптации. Гемипаретическая форма Гемипаретическая форма. Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги)  с одной стороны тела.  Рука  обычно поражается  больше,  чем нога.  Правосторонний гемипарез   в   связи   с   поражением   левого   полушария   наблюдается   значительно   чаще,   чем левосторонний. По­видимому, левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которого наиболее сложны и многообразны (К. А. Семенова, Л. О. Бадалян) . В зависимости от локализации поражения при этой   форме   могут   наблюдаться   различные   нарушения.   При   поражении   левого   полушария часто отмечаются нарушения речи в форме моторной алалии, а также дислексия, дисграфия и нарушение   функции   счета.   Каждое   из   этих   расстройств   может   быть   лишь   частичным   и проявляться   только   в   трудностях   освоения   чтения,   письма,   счета.   Поражение   височных отделов   левого   полушария   может   сопровождаться   нарушениями   фонематического восприятия. При поражении правого полушария отмечается патология эмоционально­волевой сферы   в   виде   агрессивности,   инертности,   эмоциональной   уплощенности.   Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном   лечении.   Практически   все   дети   ходят   самостоятельно.   Возможность самообслуживания   зависит   от   степени   поражения   руки.   Однако   даже   при   выраженном ограничении   функции   руки,   Ш   сохранном   интеллекте   дети   обучаются   пользоваться   ею. Обучаемость и уровень социальной адаптации детей с гемипаретической формой ДЦП во многом   определяются   не   тяжестью   двигательных   нарушений,   а   интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств. Нужно отметить, что многие наши дети имеют смешанную форму заболевания  Можно сделать вывод, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое   развитие,   обусловленное   сочетанием   раннего   органического   поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения. При   ДЦП   нарушено   формирование   не   только   познавательной   деятельности,   но   и эмоционально­волевой сферы личности. 10 Структура   нарушений   познавательной   деятельности   при   ДЦП   имеет   ряд   специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся: ­ неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; ­ выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; ­   сниженный   запас   знаний   и   представлений   об   окружающем   мире.   Дети   с   церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще  всего  имеют  представления  лишь  о  том,  что  было  в  их  практике.  Это обусловлено следующими причинами: ­   вынужденная   изоляция,   ограничение   контактов   ребенка   со   сверстниками   и   взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; ­   затруднения   в   познании   окружающего   мира   в   процессе   предметно­практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно­суставного чувства существенно сказывается на восприятии   в   целом,   ограничивает   объем   информации,   затрудняет   интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Около   25   %   детей   имеют   аномалии   зрения.   У   них   отмечаются   нарушения   зрительного восприятия,   связанные   с   недостаточной   фиксацией   взора,   нарушением   плавного прослеживания,   сужением   полей   зрения,   снижением   остроты   зрения.   Часто   встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) . Двигательная недостаточность мешает   формированию   зрительно­моторной   координации.   Такие   особенности   зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. При   ДЦП   имеет   место   недостаточность   пространственно­различительной   деятельности слухового   анализатора.   У   20—25%   детей   наблюдается   снижение   слуха,   особенно   при гиперкинетической   форме.   В   таких   случаях   особенно   характерно   снижение   слуха   на высокочастотные   тона   с   сохранностью   на   низкочастотные.   При   этом   наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п) , затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет   другими   звуками)   .   У   многих   детей   отмечается   недоразвитие   фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба­па, ва­фа) . В 11 таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много ошибок. JB некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может, иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная   чувствительность   к   звуковым   раздражителям   (дети   вздрагивают,   мигают   при любом неожиданном звуке) , но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностыо кинестетического, зрительного   и   слухового   восприятия,   а   также   совместной   их   деятельности.   В   норме кинестетическое   восприятие   совершенствуется   у   ребенка   постепенно.   Прикасание   к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это   дает   возможность   представить   себя   как   единый   объект.   Далее   развивается пространственная ориентация. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено. Несформированноеть   высших   корковых   функций   является   важным   звеном   нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще   всего   страдают   отдельные   корковые   функции   т.   е.   характерна   парциальность   их нарушений.   Прежде   всего   отмечается   недостаточность   пространственных   и   временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие   пространственные   понятия   (спереди,   сзади,   между,   вверху,   внизу)   усваиваются   с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов   и   наречий,   отражающих   пространственные   отношения   (под,   над,   около)   . Дошкольники   с   церебральным   параличом   с   трудом   усваивают   понятия   величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строи­тельного материала). Часто   отмечаются   оптико­пространственные   нарушения.   В   этом   случае   детям   трудно копировать   геометрические   фигуры,   рисовать,   писать.   Часто   выражена   недостаточность фонематического   восприятия,   всех   видов   праксиса   (выполнение целенаправленных   автоматизированных   движений).   У   многих   отмечаются   нарушения   в   стереогноза, 12 формировании   мыслительной   деятельности.   У   некоторых   детей   развиваются преимущественно  наглядные   формы  мышления,  у  других   —  наоборот,  особенно  страдает наглядно­действенное мышление при лучшем развитии словесно­логического. Для   психического   развития   при   ДЦП   характерна   выраженность   психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения   на   другие   виды   деятельности,   недостаточность   концентрации   внимания, замедленность   восприятия,   снижение   объема   механической   памяти.   Большое   количество детей   отличаются   низкой   познавательной   активностью,   что   проявляется   в   пониженном интересе   к   заданиям,   плохой   сосредоточенности,   медлительности   и   пониженной переключаемости   психических   процессов.   Низкая   умственная   работоспособность   отчасти связана   с   церебрастеническим   синдромом,   характеризующимся   быстро   нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в   школьном   возрасте   при   различных   интеллектуальных   нагрузках.   При   этом   нарушается обычно целенаправленная деятельность. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу:   одни   имеют   нормальный   или   близкий   к   нормальному   интеллект,   у   других наблюдается   задержка   психического   развития,   у   части   детей   имеет   место   умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются   относительно   редко.   Основным   нарушением   познавательной   деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга,   так   и   с   условиями   жизни.   Задержку   психического   развития   при   ДЦП   чаще   всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно­педагогикой  работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер.   На   первый   план   выступает   недостаточность   высших   форм   познавательной деятельности — абстрактно­логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически­астатической формах ДЦП. Следует   осторожно   оценивать   тяжесть   поражения   двигательной,   речевой   и   особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения   двигательной   сферы,   речевые   расстройства   могут   маскировать   потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией. 13 Ряд   нарушений   познавательной   деятельности   характерен   для   определенных   клинических форм заболевания.  При спастической  диплегии  наблюдается удовлетворительное  развитие словесно­логического   мышления   при   выраженной   недостаточности   пространственного восприятия.   Выполнение   заданий,   требующих   участия   логического   мышления,   речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества,   сравнения   целого   и   частей   целого,   усвоения   состава   числа,   восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков.   Для детей с целебральным параличом   характерны   разнообразные   расстройства   эмоционально­волевой   сферы, проявляются   в   виде   повышенной   эмоциональной   возбудимости,   раздражительности, двигательной   расторможенности,   у   других   —   в   виде   заторможенности,   застенчивости, робости.   Склонность   к   колебаниям   настроения   часто   сочетается   с   инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная   эмоциональная   возбудимость   нередко   сочетается   с   плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией  протеста, которые усиливаются  в новой для ребенка   обстановке   и   при   утомлении.   Иногда   отмечается   радостное,   приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии,   реакции   протеста   по   отношению   к:   окружающим.   У   некоторых   детей   можно наблюдать   состояние   полного   безразличия,   равнодушия,   безучастного   отношения   к окружающим. Особенности работы педагогов с детьми с заболеванием ДЦП Для   подбора   методических   приемов   и   правильной   интерпретации   результатов   специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.                Характер трудностей               в обучении      Направленность деятельности учителя 14 мотивационные       Операционно­регуляторные  Формирование познавательных мотивов:  Создание проблемных учебных ситуаций;  стимулирование активности ученика;  Приёмы: создание игровых учебных ситуаций;  дидактические и развивающие упражнения;  создание ситуации успеха  Научить ребёнка   планировать свою деятельность,  ориентироваться в задании,  анализировать используемые средства деятельности.  Приёмы: обучение продуктивным видам деятельности      (конструирование, моделирование, рисование и т. п.) Как в семье, так и в школе важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к  своим возможностям. У детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, поэтому учителю важно на первом этапе работы   смягчить | эмоциональный дискомфорт   у   детей,   повысить     активность   и   самостоятельность   детей,   устранить   вторичные личностные   реакции,   обусловленные   эмоциональными   нарушениями,   такими,   как   агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости  и саморегуляции.  У   детей   более   старшего   возраста,   особенно   подросткового,   на   первый   план   выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым. Учитывая это, рекомендуется   I этап — это создание эмоционально­волевого настроя к занятиям. На  фоне  музыки   ребенку  предлагают   упражнения  на  общее   успокоение  с   традиционными формулами (например: «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит. Мышцы моего тела все   больше   и   больше   расслабляются»).   Ребёнку   предлагают   запомнить   формулы   и использовать их перед засыпанием. II  этап   —   обучающий,   целью   которого   является  обучение   детей   релаксирующим упражнениям.  Используют упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты   сердечных   сокращений.   После   того   как   ребенок,   находясь   в   удобной  позе, расслабился   и   успокоился   с   помощью   приемов,   усвоенных   на   первом   этапе   занятий,  ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах, расслабиться. 15 Каждое слово формулы необходимо сопровождать подготовленными мысленными  образами. Например, произнося слово «руки», ребенок должен мысленно видеть свои руки со всеми их особенностями,   при   произнесении   слов   «расслабляются»   и   «теплеют»   —  мысленно   видеть источник  тепла,  который  согревает  руки (теплая  ванна, рефлектор,  грелка).  Чем  точнее  и конкретнее   мысленный   образ,   тем   отчетливее   ощущается   его   действие.   После   успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий,  в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать  к упражнениям на расслабление других групп мышц; ног, шеи, туловища, лица. На  овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий. III  этап   —   восстанавливающий.   На   фоне   релаксации   дети   выполняют   специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных фиксации и прослеживании предметов. Тонические мышечные нарушения могут распространяться и на дыхательную мускулатуру, и на мышцы гортани.   Обуславливая   своеобразные   расстройства   голосообразования   и   дыхания   у   этих детей.  Работа   над   артикуляционной   базой,   дыханием   и   голосом   является   необходимым фундаментом для исправления недостатков произношения фонем и развития всех сторон речи. Для учителя важно развить произвольно­дыхательный ритм ребёнка в координации с его речью и движением. Речевые нарушения в сочетании с двигательными, расстройства высших корковых функций, которые проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, оказывают отрицательное   влияние   на   формирование   личности   ребёнка   и   нередко   обуславливают вторичную  задержку его психического воздействия. Этот ребёнок приводит к впечатлению умственно  отсталого.   Чтобы   не   допустить   этого,   учителю   необходимо   производить комплексное  изучение  двигательной   сферы,   речевых   и   психических   нарушений   у  детей   с детским церебральным параличом. Необходимо начинать процесс обучения с определения ведущего   дефекта   для   обоснования   системы   коррекционно­восстановительных   приёмов. Взрослым нужно учесть, что тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Заключение Никакие усилия врачей, медсестер и массажистов, никакие новейшие методы реабилитации не смогут   помочь   ребенку,   если   его   родители   не   будут   прилагать   все   силы   для   этого. Возможность излечения от ДЦП в первую очередь зависит  от терпения родителей,  от их желания помочь своему ребенку, от ежедневной, кропотливой работы с ним. Забота о ребенке, больным   детским   церебральным   параличом,   ­   это   тяжелая   обязанность   и   большая 16 ответственность.   Такой   ребенок   требует   от   родителей   упорного   труда.   Педагоги   нашей школы готовы оказать психолого­педагогическую помощь родителям и убедить их в том, что чужих   детей   не   бывает.     Проект   находится   в   стадии   реализации.   В   процессе   работы попытаемся увидеть проблемы в воспитании и обучении детей с ДЦП и научить родителей справляться с трудностями.  Литература 1.     Акош К.А., Акош М.А. Дети с ДЦП / К.А Акош ­ М.: «Улисс», 1994  2. Бадалян Л. О.  “Детская неврология”/ Л. О. Бадалян ­ М.: “Медицина”, 1984. 3. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи/  Л.0 Бадалян  – Киев, 1988. 4. Семенова К.А. //Журн. невропатол. и психиатр. – 1980. – №. 10. – С.1445– 1450. 5.   Братанов   Б.Р.   Клиническая   педиатрия/   Б.Р   Братанов   физкультура,1983    –   София:   Медицина   и 6. Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль. / Журн. Детский Доктор. – 1999.­ № 2. 7. Мастюкова Е.М. Реабилитация детей с ДЦП/ Е.М Мастюкова  ­М.: «Просвещение», 1991  8. Наталья Таланова. /Журн. Мама и малыш. – 2005­№ 4. 9. Пискун О.Ю., Волошина  Т.В.// Хрестоматия для родителей детей с ограниченными  возможностями здоровья //Сост. О.Ю.Пискун, Т.В.Волошина. – Новосибирск, 2009. 17 Методические рекомендации по психокоррекционной деятельности Цель: помощь детям   с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. В связи с этим психокоррекционная деятельность включает в себя следующие задачи:        стимулирование и активизирование мышечного тонуса; снятие эмоционального напряжения; помощь в преодолении негативных переживаний; создание позитивного настроя; воспитание уверенности в себе; развитие коммуникативных навыков; развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам. Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей. Объект психокоррекции – учащиеся с нарушениями ОДА при ДЦП. Структура и содержание занятий  (каждое занятие имеет шесть этапов работы) 1. Массаж лица 18 Кончиками пальцев осуществлять легкие движения: 1)поглаживающие; 2)постукивающие; 3)разминающие; 4) поглаживающие. 2. Дыхательные упражнения Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то,   как   он   дышит:   ртом   или   носом,   задерживает   ли   дыхание.   Основу   дыхательных упражнений,   способствующих   расслаблению,   составляют   упражнения   с   углублением   и замедлением   вдоха   и   выдоха,   что   достигается   путем   длительного   произнесения   гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах­ох ух). 3. Развитие мелкой моторики Обеспечивает   развитие   межполушарного   взаимодействия,   снятие   синкинезий   и   мышечных зажимов. Упражнения с монетами Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен   научиться   удерживать   на   кончиках   пальцев   монеты   от   самых   тяжелых   до   самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем­с открытыми. Упражнения с четками Перебирание   пальцами   четок   или   бус   (лучше   использовать   природный   материал­дерево, желуди,   орехи   и   т.д.)   позволяет   сосредоточить   внимание   н   форме   перебираемых   четок, постепенно   снижая(для   возбудимых   детей   с   повышенным   темпом   деятельности)   или увеличивая   темп(для   детей   с   замедленным   темпом   деятельности).   Перебирание   четок нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно   перебирать   четки   или   бусы,   сопровождая   движение   рук   речью­чтением стихотворения либо скороговорки. Упражнения с палочками и карандашами 19 Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками. Упражнения с мячами Первая  проблема  при   работе  с  мячами,  выдержать   бурную  реакцию,   которая  немедленно возникает, когда мячи розданы детям. Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным. 4. Развитие способностей распознавать эмоции и умения выражать свои Дети   выполняют   упражнения   творческого   подражательно­исполнительского   характера. Угадывают эмоции и воспроизводят их. 5. Развитие коммуникативных навыков Коммуникативные   упражнения   направлены   на   расширение   “открытости”   по   отношению   к партнеру, способности чувствовать, принимать и понимать его. Совместная деятельность дает ребенку навыки взаимодействия в коллективе. 6. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя Эта   часть   занятия   предполагает   проведение   релаксационных   упражнений   на   снятие напряжения, чувства беспокойства.  С помощью данного вида  работы у детей развивается умение   управлять   своим   телом,   контролировать   свои   эмоции,   ощущения   и   чувства. Релаксация   проводится   с   целью   интеграции   приобретенного   в   ходе   занятия   опыта. Интеграция   в   теле   (релаксация,   самонаблюдение,   воспоминание   событий   и   ощущений) является частью единого процесса. У   многих   детей,   прошедших   курс   психокоррекционных   занятий,   вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. . Желательно осуществлять работу совместно с медицинскими работниками, воспитателями, логопедом, родителями.                                               Рекомендации родителям Никакие усилия врачей, медсестер и массажистов, никакие новейшие методы реабилитации не смогут   помочь   ребенку,   если   его   родители   не   будут   прилагать   все   силы   для   этого. 20 Возможность излечения от ДЦП в первую очередь зависит  от терпения родителей,  от их желания помочь своему ребенку, от ежедневной, кропотливой работы со своим чадом. Забота о ребенке, больным детским церебральным параличом, ­ это тяжелая обязанность и большая ответственность. Такой ребенок требует от родителей упорного труда, отнимающего много сил.   Но   если   родители   готовы   работать,   работать   ежедневно,   упорно,   передвигаясь маленькими   шагами,   отмечая   малейшее   изменение   в   состоянии   ребенка,   то   результат обязательно будет. При этом нужно учитывать следующее:       Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит   в   условиях   гиперопеки   со   стороны   родителей,   что   обусловливает   наличие незрелости эмоционально­ волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий,   чувстве   незащищённости,   в   пониженной   критичности   по   отношению   к   себе, повышенной   требовательности   к   заботе   других   о   себе.   Кроме   того,   развитие   ребёнка   в ограниченном   пространстве   ведёт   к   вторичной   аутизации   (ослаблению   контактов   с окружающими).   В   силу   гиперопеки   у   ребёнка   страдают   коммуникативные   способности, обуславливаюшие   снижение   самооценки,   неуверенность   в   себе,   замкнутость.   И   чем   выше коэффициент   интеллектуального   развития   ребёнка,   тем   больше   риск   развития   комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию. Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком. 1) Активность и самостоятельность ребёнка Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное ­ смотреть   на   его   неудачные   попытки,   его   усталость,   порой   отчаяние.   Выдержать   это напряжение,  это  состояние  сознательной   беспомощности  ­  Ваша  задача  и  великий   подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество. 2) Постоянная упорная тренировка каждый день Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков   и   перерывов.   Поэтому   каждую   ступеньку   своего   восхождения   ребёнок   должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача ­ развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени ­ это предательство своего ребёнка. 21 3) Сознательная беспомощность родителя Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что­ то сделать за него – вы жалеете себя, а не его. Если Вы сделали что­то за ребёнка – вы  отняли у него шанс научиться чему­ то новому. Необходимо   всячески   активизировать   сохранные   психические   и   физические   возможности ребёнка   и   тем   самым   побуждать   к   компенсации   дефекта.   Наша   цель   ­   сделать   эти возможности,   навыки   средством   для   полноценной   творческой   жизни   ребёнка.   Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать   и   сверхкомпенсировать   физические   недостатки   ребёнка,   дадут   ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Поэтому   можно   и   нужно   компенсировать   физический   недостаток   интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием. 4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно   образования   и   профессии   ребёнка,   настаивают   на   высокой   успешности   его деятельности,   для   них   характерно   честолюбие   по   отношению   к   ребёнку.   Помните,   что реакция   отрицания   дефекта   родителями   может   вызвать   нарушения   в   личностной   сфере ребёнка,   так   как   у   него   повышается   нервное   напряжение,   он   начинает   чувствовать   себя беспомощным и неумелым. Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все   особенности   ребёнка,   учитывает   ограничения,   которые   накладывает   заболевание   и старается   соотносить   свои   требования   с   возможностями   ребёнка.   Главным   принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно». Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего ­ осмысленную заботу и Вашу любовь.                                                  Памятка родителям                                           Учим детей самостоятельности 22 Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный   вопрос?»   –   ответите   вы.   Какие   родители   не   желают   видеть   своего   ребенка самостоятельным?   Вас,   вероятно,   неоднократно   тревожила   мысль   –   что   для   этого   нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли  преодолевать  определенные  трудности, умели справляться с ними. И тут встает еще один вопрос: «Что же делает обучение правильным?» Вы скажете, что обучение требует терпения. Но кроме терпения необходимы специальные знания. Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями. Наша  статья  расскажет,  как  необходимые   навыки   прививать   в  каждодневной   жизни.  Так, например, со счетными операциями дети знакомятся на уроках счета, дома вы закрепляете это   на   примерах   окружающей   действительности.   Задавая   такие   вопросы   как:   «Сколько   в вашем дворе растет берез, елей, рябин? Сколько окон на одном этаже? Сколько кроватей, одеял, подушек в спальне? Сколько пуговиц на халате у мамы, на рубашке у сестры?» и т.д. Убирая   овощи   с   огорода,   можно   провести   следующую   работу.   Например,   предложить сравнить   морковь   по   высоте,   ширине,   толщине,   найти   самую   короткую   (длинную),   узкую (широкую). Можно придумать с ребенком загадку про морковь: растет в огороде красная, длинная, можно есть сырой и вареной. Можно попробовать вылепить из пластилина морковь для зайчика, затем вместе приготовить салат из моркови, заодно обучая ребенка пользоваться теркой. Ребята должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать   пуговицы,   вешалки,   штопать   дырочки.   Необходимо   доступно   показать   и объяснить, как правильно пришивать пуговицу. Сначала надо учить пришивать пуговицу с двумя дырочками.  Для этого потребуется цветная  пуговица  (закрепленный  цвет) с  двумя дырочками, полоска из плотного полиэтилена, иголка, нитки, ножницы. Предложите ребенку сделать   цветные   дорожки.   Обратите   внимание   на   то,   что   с   иголкой   нужно   обращаться осторожно. Дети должны знать, что нельзя брать иголку в рот, не оставлять иголку в изделии и что хранить иголки нужно в специальной игольнице. После того, как ребенок научится пришивать   пуговицы,   предложите   ему   посмотреть   одежду   всех   членов   семьи,   если   нет пуговиц, то пришить недостающие. Обучая   ребят   стирке   мелких   вещей   (чулок,   носок,   носовых   платков),   нужно   обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание   белья   после   стирки   может   стать   поводом   для   игры   в   разглядывание   ­ посмотреть на различие в форме, цвете одежды, фактуре и качестве ткани. У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом, помещением. Умываться и 23 чистить   зубы   по   утрам,   приводить   волосы   в   порядок   и   застилать   постель,   уметь   делать влажную уборку и пылесосить – это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций. Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Ребята должны уметь   определять   по   внешним   признакам   назначение   здания   (жилой   дом,   школа,   аптека, больница,   завод   и   т.д.),   читать,   по   возможности,   название   улиц,   называть   номера   домов. Особое внимание следует уделить мерам безопасности. Например, ребята вырезают из старых книг изображение различных видов одежды (можно дорисовать) персонажам в соответствии со временем года. Это поможет детям одеваться по сезону, чтобы не простудиться. При этом необходимо   наглядно   показывать   действия   с   колющими   и   режущими   предметами. Необходимо научить ребенка вести диалог по телефону, сначала игрушечному, с номерами «01», «02», «03». Для   закрепления   и   тренировки   культуры   поведения   предложите   ребенку   следующие упражнения: ­ покажи, как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ уступи место в автобусе; помоги маме (бабушке) донести покупку; вежливо купи билеты в кассе; спроси у незнакомого человека, сколько времени; что ты сделаешь, если кто­то рядом с тобой что­то уронил; как спускаться, или подниматься по лестнице; пропусти в дверях старшего; куда деть фантик от конфеты на улице. Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества.          Литература 1.     Акош К.А., Акош М.А. Дети с ДЦП / К.А Акош ­ М.: «Улисс», 1994  2. Бадалян Л. О.  “Детская неврология”/ Л. О. Бадалян ­ М.: “Медицина”, 1984. 3. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи/  Л.0 Бадалян  – Киев, 1988. 4. Семенова К.А. //Журн. невропатол. и психиатр. – 1980. – №. 10. – С.1445– 1450. 24 5.   Братанов   Б.Р.   Клиническая   педиатрия/   Б.Р   Братанов     –   София:   Медицина   и физкультура,1983  6. Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль. / Журн. Детский Доктор. – 1999.­ № 2. 7. Мастюкова Е.М. Реабилитация детей с ДЦП/ Е.М Мастюкова  ­М.: «Просвещение», 1991  8. Наталья Таланова. /Журн. Мама и малыш. – 2005­№ 4. 9. Пискун О.Ю., Волошина  Т.В.// Хрестоматия для родителей детей с ограниченными  возможностями здоровья //Сост. О.Ю.Пискун, Т.В.Волошина. – Новосибирск, 2009.         Лечение и реабилитация детей с ДЦП в республике Бурятия      1. «Светлый» ­  реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями       Адрес: 11, ул. Лесная, г. Улан­Удэ, Республика Бурятия, Россия 670014 Телефон:8 (301) 233­20­87 2. «Республиканский центр по реабилитации инвалидов", Автономное учреждение Республики Бурятия Адрес: Кижингинский район, с Новокижингинск Телефон: (301) 413­84­16 3.  ДСОЛ «Эдельвейс» ­ санаторный оздоровительный лагерь   Адрес: Эдельвейс  671023, Республика Бурятия, Тункинский район, Курорт Аршан 4. Детский оздоровительно­образовательный центр «Рассвет» (МАОУДОД) Адрес: Заиграевский р­н, мест. Красное Урочище Телефон: 68­10­77 5. ДСОЛ «Байкальский бор» оз. Котокель,  Прибайкальский район)  6.  РК «Здоровье» (п.Сотниково, Иволгинский район) Вся информация через санаторно­курортное учреждение профсоюзов Республики Бурятия   Республика   Бурятия, Байкалкурорт Адрес: тел/факс:  8(3012)21­61­69  8(3012)21­59­68  E­mail:  [email protected]   город   Улан­Удэ,   ул.   Коммунистическая,   д.49  25

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"

Проект "На пути к успеху"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017