Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс
формирования гражданственности у старшеклассников.
Айзвирт Е.Р., учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей №1» г. Березники, Пермский край
В рамках модели профильного образования в МАОУ «Лицей №1» г.
Березники Пермского края был разработан проект «Окна роста». Проект
идеальная площадка профессионального сотрудничества, так как позволяет
воплотить в жизнь коллективный замысел, профессиональную мечту,
гражданскую инициативу.
Цель проекта: профильное самоопределение, формирование системы
гражданских ценностей средствами проектной технологии.
Задачи:
обеспечить условия для проектной деятельности подростков,
взаимодействуя с педагогами и родительской общественностью;
обучить технологии социального проектирования как базы для
профильного роста и гражданской инициативы;
выйти на конкурсные площадки различных уровней по профильной и
гражданской тематике.
Направления проектной работы: профессиональное самоопределение,
патриотическое, гражданская активность, экологическое,
Основные принципы проектной деятельности: системная организация
педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном
взаимодействии. Основа обучения, предполагающая включение лицеистов и их
родителей в процесс разработки и реализации проектов, должна способствовать
интеграция способов обучения и способов деятельности.
.
Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка
сообщества по профессиональному самоопределению.
Основная идея:
формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями,
позволяющими ребенку профессионально самоопределиться. По мере работы
проекта, а он уже существует в течение года значимая дата, цели и задачи его
расширялись, охватывали новые направления и инициативы, высвечивали новые
горизонты. Пришло понимание, что суть и назначение нашего проекта это
достижение коллективной мечты, воплощение в жизнь возникшей идеи через
профессиональное сотрудничество педагогов лицея, родителей, выпускников
лицея.
В ходе реализации проекта сложилось проектнолицейское сообщество – кластер.
Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, разных
предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт
»Окна роста». П
П
М
О
С
р
р
о
б
п
о
е
н
ъ
е
е
п
и
е
ц
т
д
и
к
о
т
д
о
и
а
р
н
л
н
а
а
в
и
е
ь
н
н
н
я
а
г
н
ы
т
о
ы
й
г
е
в
е
р
л
а
т
у
и
я
к
е
п
о
м
п
п
г
н
а
р
т
т
а
р
е
у
а
и
п
к
ч
д
м
п
т
е
а
и
с
е
в
к
т
н
и
н
а
й
ы
я
х
с
и
а
к
й
в
т
а
ф
е
б
е
д
г
р
р
у
п
п
ы
Рис. 1. Организационная структура кластера «Окна роста»
В кластер «Окна роста» входят проектная группа из учащихся 911
классов, а также родители, руководители предметных кафедр по иностранному
языку Жужома Оксана Александровна, физкультуре и ОБЖ –Веселкин Олег
Владимирович. Координатор работы предметных кафедр Водолеева Людмила
Петровна, курирует мониторинговую группу. Целищева Елена Дмитриевна
является создателем и техническим редактором специального тематического
сайта «Окна роста» и возглавляет раздел по профориентации – информатика,
руководит объединенной контактивной и вебгруппой. Автор и руководитель
проекта Айзвирт Елена Рихардовна. В ходе работы над проектом осуществляется
сотрудничество ученикпреподаватель, преподавательпреподаватель, ученик
родитель, учительпреподаватель. Проектная группа стала мощным генератором
идей, инициатив, планов, хотя в первоначальный замысел входило лишь
проведение отдельных мероприятий профильной направленности и создание
рекламы профильного роста в виде небольшого экрана «Окна роста». Затем
родилась идея освещать работу кластера на специальном тематическом сайте.
Наших «планов громадье» потребовало сотрудничества со специалистами. К
реализации планов подключили родителей. Родители помогали в организации
экскурсий, направленных на профилизацию обучения. Начальник полиции и
родитель одной из лицеисток – Петровский Иван Жафярович организовал
экскурсию «По коридорам МВД», адвокат Баяндина Наталья Валентиновна
провела мероприятие « Из зала судебного заседания». Проектная группа из 11 классов совместно с Айзвирт Еленой Рихардовной при участии родителей
написали сценарий брейн ринга «В мире русского искусства» и успешно провели
его. У всей сотрудников кластера культивировалось чувство, что создание
проекта это дело важное, нужное, востребованное, а значит – гражданское. В
рамках проекта работает ПРЕС – ЦЕНТР, который возглавили ученики 9Б
класса, ныне 10Б, Петровская Екатерина, Ханжина Анастасия, Светлакова
Юлия. В ходе реализации проекта оформились направления совместной работы.
Направление совместной работы преподавательпреподаватель сводилась к
следующему:
разработка индивидуальных образовательных маршрутов ;
организация профессиональных взаимодействий учителей
предметников;
планирование и коррекция работы;
проведение совместных мероприятий;
ознакомление с мониторинговыми технологиями;
Направление сотрудничества ученикучитель предусматривало:
обучить технологии социального проектирования;
материализация идеальных построений;
воплощение замысла;
представление проектов на различных значимых площадках
гражданских инициатив.
Направление ученик ученик призвано сформировать такие навыки как:
коллективное взаимодействие и сотрудничество;
планирование путей достижения цели;
умение работать в информационном поле;
Направление взаимодействия учительученикродитель:
в рамках профильных площадок;
В рамках сообщества «Знатоки»
с предприятиями города;
Сложившийся кластер в течение прошлого года наладил прочные связи и
взаимодействие с лицейским самоуправлением. В сотрудничестве были
проанализированы особенности формирования и функционирования лицейского
самоуправления. Аналитики из мониторинговой группы кластера сделали важное
открытие: лицейское самоуправление не только территория сотрудничества, но
платформа для самореализации и карьерного роста. Ребята написали работу
«Роль самоуправления в развитии гражданского общества: самоуправление в
МАОУ «Лицея №1»г.Березники Пермского края». Работа успешно была
представлена на краевой конференции учебноисследовательских работ. Мы
планируем не только продолжить сотрудничество с лицейским самоуправлением,
но и расширить его. Юные участники проекта увлеченно познают историю через
призму судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и
сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы
Кургузове Иване Ефимовиче. Материалы о героеберезниковце собирали в музее
и архивах города, социальных сетях; установили связь с сыном Ивана Ефимовича
– Кургузовым Владимиром Ивановичем, проживающем в Нижнем Новгороде.
Собранную информацию систематизировали, свели в таблицы по самостоятельно
разработанным критериям. Приводим небольшой фрагмент таблицы:
Информационная таблица о Кургузове Иване Ефимовиче
Таблица 1
Газета, издание Статья, автор Краткое содержание
«Горьковская
Правда»
28.04.1989.
«Награды
ветеранам»
Ю.Гусев.
В областном комитете КПСС в
торжественной обстановке вручили
награды ветеранам Великой
Отечественной войны, в том числе и
Кургузову Ивану Ефимовичу.
На основе собранного материала создан альбом по заказу Совета ветеранов.
Собранная информация кодифицирована, расположена в определённом порядке
(Фамилия, имя, отчество Полного кавалера ордена Славы, портрет героя Полного
кавалера ордена Славы, наградной лист и т.д.), издана брошюра «Великая
Отечественная война в исторической памяти россиян.
Таблица 2
Мероприятия
Запущен проект «
Окна роста»
Создан сайт
«Окна роста»
Организован
ПРЕСС-ЦЕНТР
Создана команда
«Знатоков «
1.Профильные
площадки
2.Юриспруденция
3.Экологическая
Медицина
Результат
Создана площадка профильного
самоопределения
Определена структура образовательного
проекта
Отрабатывается профессиональные
навыки, связанные с журналистикой
Брейн-ринг «В мире русского искусства»
4.Экскурсия по коридорам МВД
5.Встреча с ветеранами чернобыльцами,
конференция «Чернобыль:катастрофа и
предупреждение»
6.Серия бесед о вреде курения, наркотиков
(провела врач Ханжина Л.В.) Интеграция с
проектом
Совета
Ветеранов
«Эстафета
добрых дел»
Сотрудничество
с лицейским
самоуправле
нием
В рамках интегрированного проекта
«Эстафета добрых дел» при финансовой
поддержке Адм. Губернатора Пермского
края выпущен буклет Великая
Отечественная война в исторической
памяти Россиян»
Лицейское самоуправление – площадка
профессионально и карьерного роста
Работая над этим проектом, обучающиеся получили возможность развить
свои личные качества, приобщиться к «живой истории», приобрести реальный
опыт решения проблемных и профессиональных задач,
выстраивать
взаимодействие с другими обучающимися и учителями. Педагоги получили
возможность более тесного и плодотворного контакта со своими юными
исследователями.
Таким образом, реализация проекта «Окна роста» позволила достичь
слаженного взаимодействия учащихся с преподавателями, родителями и
социумом. Созданный кластер стал мощным проектором гражданских инициатив
и окном для профессионального роста.
Список источников:
Володина Г.Е. и др. Университетскошкольный кластер – инновационная
форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и
предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной
школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно
практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь,
2013. Кн. 1 С. 2839.
Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем //
Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в
обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона:
матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И.
Шамова. Белгород: Издво БелГУ, 2006. Ч.1 С. 2429
Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников
Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников
Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников
Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников
Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.