ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Оценка 4.8

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история +1
Детсад
11.05.2017
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этим утраченным корням, стараясь, время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отечественному наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины -этому и будет способствовать материал данной парциальной образовательной программы. Программа реализуется в рамках образовательной области "познавательное развитие". Парциальная образовательная программа обеспечивает получение детьми знаний истории родного поселка, достопримечательностей, его культуры, природы, помогает развивать внутреннюю свободу, любовь к малой Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств. Программа обеспечивает потребности и интересы детей.
ПРОЕКТ.docx
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ "АКБУЛАК ­ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №6 "ЧЕБУРАШКА" Автор: Баринова Нина  Викторовна; воспитатель МБДОУ  №6 "Чебурашка" П. Акбулак Оренбург 2015 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка........................................................................................................4 1.1Актуальность парциальной образовательной программы.............................................4 1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы............................................6 1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации          программы.........................................................................................................................6 1.4 Возрастные характеристики развития детей..................................................................7 1.5Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста  парциальной образовательной программы......................................................................9 1.6 Обоснование выбора содержания парциальной образовательной        программы..........................................................................................................................9 1.7 Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной        программы.........................................................................................................................10 II.Содержательный раздел..................................................................................................11 2.1 Тематическое планирование образовательной программы..........................................12 2.2 Содержание парциальной  образовательной программы.............................................19 III.Организационный раздел...............................................................................................21 3.1 Кадровое обеспечение программы..................................................................................21 3.2 Материально ­ техническое обеспечение парциальной образовательной        программы..........................................................................................................................22 3.3 Методическое обеспечение материалами и средствами развития,        обеспечения   и воспитания..............................................................................................22 3.4 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы......................23 3.5 Организация развивающей предметно­ пространственной среды..............................24 IV.Дополнительный раздел.................................................................................................24 4.1 Презентация парциальной образовательной программы V. Литература………………………………………………………………………….26 Приложение…………………………………………………………….……………28 Приложение 1 Карта наблюдения ……………………………………………...…..28 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Актуальность парциальной образовательной программы В   современном   мире   все   суетятся   и   торопятся   куда­то,   не   замечая красоты   того,   что   окружает   нас.   Некоторые   современные   люди   стремятся посетить много стран, чтобы увидеть много красивых мест. Но часто прекрасное находится очень близко, рядом. Просто нужно уметь всмотреться и открыть для себя свой уголок природы.  Изучение края ­ важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В   современных   условиях   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины».  Далеко   не   у   каждого   современного   обывателя   имеется   возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этим утраченным корням, стараясь, время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой   домик   за   городом.   Человеку   трудно   бороться   с   естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Очень   важно   приобщать   детей   к   культуре   своего   народа,   поскольку обращение к своему отечественному   наследию воспитывает  уважение  к тем местам и той земле, на которой живёшь,  умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины ­этому и будет   способствовать материал данной парциальной образовательной  программы.  Программа   реализуется   в   рамках   образовательной   области "познавательное  развитие". Парциальная образовательная программа обеспечивает получение детьми знаний   истории   родного   поселка,   достопримечательностей,     его   культуры, 3 природы, помогает   развивать внутреннюю свободу, любовь к малой Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств. Программа обеспечивает потребности и интересы детей. Актуальность программы заключается в том, что   она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, природные особенности  малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории.  Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное ­ необходимо подвести к пониманию, что наш поселок ­частица большой Родины ­ России. Важно показать уникальность поселка, помочь увидеть его неповторимость и красоту.   Следует   понимать,   что   мир   ребёнка   отличается   от   мировоззрений взрослого   человека.   Мир   ребёнка   –   это   его   дом,   семья,   улица.   Ближайшая территория: двор, лес, река ­ всё­то, что окружает его, влияет на его жизнь.  Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к   природе   проводится   в   тесной   связи   с   родителями.   Консультации   для родителей   на   тему   «Великий   учитель   –   природа»   убедила   их   в   том,   что воспитать   ребенка,   любящего   свой   край   и   его   природу,   это   главная,   а   не второстепенная   задача   в   воспитании.   В   основу   работы   положена   модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы»,  совместные посещения музея. Предлагаемая   система   работы   по   экологическому   воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский  народ,  историю   России,  толерантного  отношения  к   разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 4 1.2. Цель и задачи  парциальной образовательной программы Цель:  формирование   предпосылок   познавательной   деятельности   детей старшего   дошкольного   возраста   на   основе   изучения   истории, достопримечательностях и природном окружении родного края. Задачи:  Формировать  представления  дошкольников об Акбулаке  как о  малой Родине, её  культурных ценностях.  Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения  родного края; умения взаимодействовать с окружающим миром, природой Акбулака.  Воспитывать      основы   патриотических   чувств   и   толерантность   к другим народам; понимание красоты природы родного края, нравственного и бережного  отношения к ней. 1.3 Принципы и подходы,  осуществляемые в процессе реализации программы В   основу   программы   заложены   следующие   принципы   из   п.1.4 Федерального   государственного   образовательного   Стандарта   дошкольного образования.  приобщение   детей   к   социокультурным   нормам,   традициям   семьи, общества и государства, посредством посещения культурных учреждений;  поддержка   инициативы   детей   через   организацию   различных   видов деятельности; 5  формирование познавательных интересов и познавательных действий посредством изучения родного края;  сотрудничество Организации с семьей посредством изучения родных языков национальных традиций;    содействие  и  сотрудничество  детей  и взрослых,  признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.  Учёт этнокультурной ситуации развития детей. В основу программы положены следующие подходы:   Личностно ­ ориентированный подход  направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще неразвитые способности и возможности.              Культурологический   подход  подчеркивает   ценность уникальности   пути   развития   своего   родного   края   на   основе   не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.   Системно­деятельностный   подход  предусматривает   организацию целенаправленной   деятельности   воспитанника   в   общем   контексте образовательного   процесса.   При   этом   обращается   внимание   на   следующие позиции:   структуру   деятельности,   которая   включает   в   себя   мотивы,   цели, содержание;   предполагаемый   операционно­деятельностный   компонент, результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса. 1.4 Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа Программа предназначена для дошкольников 6­7 лет.  В старшем возрасте у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает 6 у   него   интерес,   он   задаёт   массу   вопросов.   Это   говорит   о   том,   что   ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений   большого   мира.   Кроме   того,   формируется   его   отношение   ко   всему окружающему. У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно­образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от воспитания и   условий его жизни. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их   жизненных   проявлений   в   процессе   игровой   и   практической   деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость  явлений  природы, но  и  простейшие  причинные  и  функциональные связи   между   ними.   Таким   образом,   у   ребёнка   начинают   складываться   такие формы   чувственного   познания   природы,   которые   важны   не   только   для настоящего   периода   его   развития,   но   и   для   будущей   его   взрослой   жизни. Ребёнок   этого   возраста   чуток   и   отзывчив.   Он   начинает   сопереживать   и сочувствовать.   Это   побуждает   его   к   оказанию   помощи,   как   человеку,   так   и животному. Ребёнок   учится   следовать   определённым   общественным   нормам   и правилам   поведения.   Если   в   этот   процесс   будет   включено   не   только формирование эмоционально­положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда   всему   живому,   сберегающего   и   восстанавливающего   природу,   ­   это принесёт   положительный   результат   не   только   в   ребенку   в   детстве,   но   и   во взрослой жизни человека. У   детей   старшего   возраста  совершенствуется   и   обогащается   речь, становясь одним из необходимых условий познания, формирование речевой и языковой   культуры,  формируются   элементарные  понятия:   трава,  кустарники, деревья,   растения,   насекомые,   рыбы,   птицы,   среда   обитания,   сезонные изменения. 7 Дети   данного   возраста   с   удовольствием   слушают   и   обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, о своих   сверстниках.   Появляется   интерес   к   приключенческой   и   научно­ познавательной литературе. На занятиях дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусств.  Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире. 1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы Реализация   парциальной   образовательной   программы   будет способствовать достижению следующих результатов:  Ребенок  проявляет   устойчивый   интерес   к   прошлому,   настоящему   и будущему своего поселка;   Активно   участвует   в   беседах   о   собственные суждения, мнения, предположения;   родном   поселке,   высказывая  Проявляет социальную активность, нравственность, умение находить и передавать информацию;  Проявляет   готовность   к   ответственному   поведению   в   окружающей среде;   Проявляет любознательность, способность   решать интеллектуальные задачи, склонен наблюдать, экспериментировать;  Осознает   значимость   трудовой   деятельности   взрослых,   проявляет интерес   и   уважение   к   их   труду,   проявляет   толерантность,   патриотические чувства, желание оказать посильную помощью; 8  Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в  активен   в   организации   собственной   двигательной совместных   играх, деятельности и деятельности сверстников. 1.6 Обоснование выбора содержания парциальной программы Выбор содержания программы обоснован тем, что очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отечественному наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.  Анализируя   результаты   опроса     родителей,     было   выявлено,   что   80% семей     предъявляют   высокие   требования   к   образованию   и   развитию   детей, формированию их нравственного здоровья.  Дети  дошкольного возраста проявляют интерес к  истории своего родного поселка,     любят   совершать   прогулки   по   поселку.   Чтобы   поддержать   этот интерес и удовлетворить запросы родителей, было решено разработать данную парциальную программу "Акбулак­ мой край родной" Программа   реализуется   с   учетом   национально­культурных   условий, многонационального   состава   населения   и   спецификой   географического расположения Акбулака. Учет этих тенденций обуславливает подход к национально­региональным особенностям  образования.  Цель ­ которого определена как развитие, обучение и воспитание гражданина Акбулака, обладающего способностью и готовностью к   обеспечению   собственного   социального   благополучия   и   устойчивого динамичного развития района.  Данная   программа    является   частью   основной   общеобразовательной программы   дошкольного   образования,   сформированной   на   основе   примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  9 1.7   Формы   подведения   итогов   реализации   парциальной образовательной программы  Результаты  освоения программы изучаются и  анализируются:   В   наблюдениях   за   деятельностью   детей   в     образовательной   и самостоятельной деятельности;  В играх и викторинах, специально организованных для изучения уровня освоения детьми содержания программы;  В досугах и праздниках с участием родителей детей;  Оформление фотоальбомов:"Мой     Акбулак","Улицы прошлого","Почетные   жители   п.Акбулак,   "Акбулакские     памятники природы","Животный мир";  Оформление   фотовыставок   "Из   альбома   моей   бабушки",   "Моя улица","Животные";  Выставка   совместных   творческих     работ   детей   и   родителей   из природного материала "Наш край";  Совместная   работа   детей   и   родителей   по   созданию   сборника стихотворений местных авторов "Белый родник". 10 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №Модуль, тема 1.1 Достопримеча тельности.Акбулак Объём ОД 25  мин 1. 2 Улицы, названные в  честь земляков ­   героев. 25  мин Способы реализации Виды детской деятельности или активности или  культурные практики активности Модуль I."Из истории Акбулака".  Групповая  Экскурсия в историко­краеведческий  музей Коллективное взаимодействие в  беседе Работа в малых группах (рисование) Экскурсионная   деятельность:   экскурсия   в историко­   краеведческий   музей   имени И.П.Редько. Коммуникативная   деятельность:  беседа   о достопримечательностях п.Акбулак Продуктивная   деятельность:  оформление фотовыставки   "Из   альбома   моей   бабушки", выставка детских рисунков "Мой Акбулак". Игровая деятельность:подвижные игра "Найди свой   домик",   дидактическое   упражнение "Разгадай мою загадку". Чтение художественной   литературы: произведение   В.Степанова   "Что   мы   Родиной зовем"   Экскурсионная деятельность:экскурсия по  улице Горбунова, наблюдения за улицей во время прогулки. 11 Групповая  Экскурсия по улице Взаимодействие детей с родителями   по подбору фотографий для альбома Работа в малых группах (рисование) Виртуальное путешествие "Улицы моего  поселка". Продуктивная деятельность: выставка  детских рисунков "Моя улица". Чтение художественной литературы: чтение стихотворения местного поэта Т.В.  Шевченко "Моя улица". Игровая деятельность: подвижная игра "Кто  быстрей". Коллекционирование :оформление альбома  совместно с родителями "Улицы прошлого". 1. 3 Исторически значимые   места   п. Акбулак 25  мин Групповая  Виртуальная экскурсия по  историческим местам родного  посёлка.   "Исторически   путешествие Экскурсионная     деятельность:  экскурсия   на площадь Победы. Виртуальное значимые места п. Акбулак", наблюдения. Продуктивная   деятельность:  рисование "Площадь   Победы",   оформление   фотовыставки "Мой Акбулак" Чтение художественной литературы:  чтение стихотворений   местных   поэтов   Т.В.   Шевченко "Моя улица", В.Н. Мараховец  "Моя Родина" Игровая деятельность:  подвижная игра " Кто быстрей" 12 Игровое упражнение на внимание Модуль II. Акбулакские мастерицы и мастера  2.1 Акбулакская  глиняная игрушка 25  мин Групповая  Коллективное взаимодействие в  беседе Экскурсия в ДДТ Работа в малых группах (лепка) Групповая Коммуникативная   деятельность   :  беседа "Акбулакская   глиняная   игрушка",   встреча   с местной мастерицей П.   И. Благовестновой. Опытно­   экспериментальная   деятельность: эксперименты и опыты с глиной, песком, землей. Продуктивная   деятельность:изготовление детьми глиняной игрушки, оформление детских работ"Моя игрушка", рисунков. Игровая   деятельность:  с/р   игра   "Магазин игрушек", д/ игра " Что здесь лишнее". Познавательно­ исследовательская деятельность:  экскурсия   в   Дом   детского творчества.   13 2.2 Акбулакские поэты 25  мин Виртуальная экскурсия «Акбулакские поэты» 2.3 Заслуженные герои  труда 25  мин Совместная деятельность по  классификации материалов Игровое упражнение «Будь  внимателен» Групповая Коллективное взаимодействие в  беседе Совместная деятельность:      ­ исследовательская Познавательно деятельность: экскурсия в редакцию "Степные зори", виртуальное путешествие " Акбулакские поэты" Коммуникативная   деятельность:  беседа   об акбулакских   поэтах,     встреча   с   местной поэтессой Т.В. Шевченко. Чтение художественной литературы:  чтение стихотворений местных поэтов  Игровая   деятельность:  д/упражнение   "Будь внимателен" Коллекционирование:  сбор   произведений   и стихотворений   местных   поэтов   детьми совместно с родителями. Коммуникативная   деятельность:  беседа   о заслуженных жителях п. Акбулак. Экскурсионная     деятельность:  экскурсия   в историко­   краеведческий     музей   имени   И.П. Редько, виртуальное путешествие"Мы гордимся вами" Продуктивная   деятельность:изготовление альбома   детьми   вместе   с   родителями "Заслуженные люди Акбулака" Чтение художественной литературы: 14 изготовление альбома Модуль III. «Природное наследие" 3.1 Меловые горы Групповая  25 мин Виртуальное путешествие: «Меловые  горы» Коллективное взаимодействие по  сбору полезных ископаемых Работа в малых группах (рисование)    беседас исследовательская путешествие Коммуникативная   деятельность: детьми о месторождении мела в нашем районе. Познавательно деятельность:виртуальное "Меловые горы" Опытно­экспериментальная   деятельность «Что   можно   сделать   из   мела»,   совместное оформление родителей и детей уголка полезных ископаемых в группе. художественной Чтение литературы:Степанов В.С. "Что такое горы?", Е.П.   Кочеткова   "Сказка   о   полезных ископаемых".   ­     15 3.2 Природные памятники 25  мин Групповая 3.3 Животный мир 25 мин Виртуальное путешествие по родному краю Совместная деятельность по  классификации фотоматериалов Коллективное взаимодействие в  беседе Совместная деятельность по  классификации фотоматериалов Игровое упражнение Художественная   деятельность:  рисование "Горы" Продуктивная   деятельность:  выставки детских рисунков. оформление   Коммуникативная   деятельность:  беседа   о природных памятниках Акбулакского района. Познавательно­ исследовательская деятельность:  виртуальное   путешествие   " Природное наследие Акбулака", наблюдения. Чтение художественной литературы:  чтение стихотворений местных авторов подготовка Продуктивная   деятельность:  фотоматериалов   и   иллюстраций   и   создание фотоальбома   "   Акбулакские   памятники природы" Коммуникативная   деятельность:  беседа   о животном  мире Акбулакского района. Экскурсионная   деятельность:  экскурсия   в историко­   краеведческий   музей   имени И.П.Редько. Чтение художественной   литературы:   чтение.Громова   О.Е.   Стихи   и   рассказы   о животном мире. Продуктивная деятельность:    сбор 16 3.4 Растительный мир Групповая 25 мин Коллективное взаимодействие в  беседе Совместная деятельность по сбору  гербария Работа в малых группах по  классификации материалов фотоматериалов,   иллюстраций   "Животные"   и последующее   оформление   фотоальбома   и выставки. Игровая деятельность:п/игра "Лиса и зайцы" Коммуникативная   деятельность:  беседа   о растительном мире Акбулакского района. Экскурсионная деятельность: экскурсия в парк Победы. Чтение художественной литературы:  чтение стихотворения местной поэтессы Т.В.Шевченко "Береза" Продуктивная   деятельность:   сбор  гербария  , сбор   иллюстраций   деревьев   растущих   на территории   Акбулакского   района   ,выставка детских работ из природного материала. Игровая   деятельность:   "К   названному   дереву беги" 17 2.2   СОДЕРЖАНИЕ   ПАРЦИАЛЬНОЙ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Модуль I. Из истории Акбулака Тема 1.1. Достопримечательности поселка Акбулак Содержание темы История   зарождения   поселка   Акбулак.   Символика   п.Акбулак(флаг,   Железнодорожный   вокзал. старинное здание ­   герб).Самое     Достопримечательности   п.Акбулак(   площадь   Победы,   памятник   солдатам погибших   в   годы   Великой   отечественной   войны,   Акбулакский   историко­ краеведческий музей имени И.П.Редько). Формы , способы, методы: Организация деятельности детей групповая и индивидуальная. Наглядный  рассматривание метод:     фотографий достопримечательностей п. Акбулака. Словесный метод: Беседа,  рассказ, чтение  стихотворения. Игровой метод:  дидактическая игра "Угадай мою загадку", подвижная игра "Найди свой домик". Сравнительный анализ Российского флага и флага Акбулака. Средства образования и развития Зрительный ряд: презентация "Достопримечательности моего поселка" Литературный ряд :произведение В.Степанова "Что мы Родиной зовем" Материалы   и   оборудование  :проектор,   компьютер,   цикл   слайдов иллюстративного   материала   «Достопримечательности   моего   поселка»   , символика   п.Акбулак   (флаг,   герб),   карта   Акбулака,   материал   для дидактической   игры(обручи,   кружки   разного   цвета,   бубен),   разрезанные иллюстрации достопримечательностей Акбулака. 18 Виды деятельности детей Экскурсионная   деятельность:  экскурсия   в   историко­   краеведческий музей имени И.П.Редько. Познавательно­ исследовательская деятельность: различие флагов РФ и Акбулака. Коммуникативная   деятельность:   беседа   об   истории   п.Акбулак,   его достопримечательностях. Продуктивная деятельность:  оформление фотовыставки "Из альбома моей бабушки", выставка детских рисунков "Мой Акбулак". Игровая деятельность:   дидактическая игра   "Разгадай мою загадку", подвижная игра "Найди свой домик". Чтение художественной литературы: произведение В.Степанова "Что мы Родиной зовем" Взаимодействие участников образовательных отношений Совместные   действия   воспитателя   и   ребёнка,   индивидуальные   ответы детей. Совместное   взаимодействие   детей   и   родителей,     воспитателей   и родителей. Продукт Оформление фотовыставки "Из альбома моей бабушки". 19 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Кадровое обеспечение  Воспитатель   организует   и   проводит   совместную   образовательную деятельность и   свободную деятельность детей,   проводит просветительскую работу среди родителей и детей. Музыкальный   руководитель   организует   музыкальное   сопровождение образовательной   деятельности,   помогает   воспитателю   осуществить   подбор музыкальных   произведений,   способствует   развитию   эмоциональной   сферы ребенка,  участвует в проведении досугов и праздников. Воспитатель ИЗО   проводит образовательную деятельность (рисование, аппликация, лепка), организует фотовыставки,  выставки детских и семейных рисунков и поделок. 3.2  Материально­техническое   обеспечение   парциальной образовательной программы Предметно   –   развивающая   среда   предусматривает   организацию   с   демонстрацией   наглядного   пособия: образовательной   деятельности   фотографии с видами предприятий     и   достопримечательностей п. Акбулак; фотографии земляков ­ героев в честь которых названы улицы п. Акбулак; фотографии почетных жителей; фотографии и иллюстрации  растительного и природного   мира(животные,   птицы.   растений),   природными   памятниками Акбулакского   района;   демонстрационный   набор   «Полезные   ископаемые»; гербарий   степных   растений     Акбулакского   района;   иллюстрации   животных, птиц, растений занесенных в красную книгу Оренбургской области. Материалы,  оборудование:  ноутбук;  экран; проектор;   флешкарта с презентациями; 20  CD­ проигрыватель;  CD­диск с записью голосов животных и птиц;  набор для опытно­ исследовательской деятельности (лупы,       микроскоп, пробирки, пинцеты, фартуки) и необходимый       материал для опытов;  набор полезных ископаемых (песок, мел, гравий). 3.3   Методическое   обеспечение   материалами   средствами   развития, обучения и воспитания. В процессе разработки программы мы ориентировались на содержание нормативно­правового обеспечения современного дошкольного образования.  Нормативная база представлена следующими документами:  Федеральный   государственный   образовательный   Стандарт   приказ Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.    Общеобразовательная   Программа   муниципального   бюджетного дошкольного   образовательного   учреждения   "Детский   сад   №6   "Чебурашка" разработанная   педагогическим   коллективом   с   упором   на   Программу     «От рождения   до   школы»   (под   редакцией   Н.Е.   Вераксы,   М.А.   Васильевой,   Т.С. Комаровой,   2010   г.)   утвержденная   Приказ   №1   от   29   августа 2014г.Руководитель   РубилкинаВ.И.Принята   на   педагогическом   совете   ДОУ приказ №5 от 25 августа 2014г.  СанПиН 2.4.1.3049­13 от 15 мая 2013г. Методические пособия: 1.Атлас   Акбулакского   района   (сельское   хозяйство,   предприятия, национальности).Акбулакская редакция.:2009г. 2.А.А. Чибилёв. Природа Оренбургской области. Часть I.  Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. — 128 с. 21 3.А.А.Чибилёв.Природное   области.,Оренбургское книжное издательство, 1996 г.­ 384 с. наследие   Оренбургской 4.«Красная   книга   Оренбургской   области»   Оренбург:   Оренбургское книжное издательство, 1998 г. — 176 с. 6.Зеленова   Н.Г.   ,   Осипова   Л.Е..Мы   живем   в   России.:   авторы:   Н.Г. Зеленова  Л.Е. Осипова, 2013. Интернет ­ ресурсы  1. 2. Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края. http  Воспитание   толерантности   и   патриотических   чувств   у   детей  ://   artlib  .  osu     .  ru старшего дошкольного возраста./Электронный ресурс//.http://nsportal.ru/detskiy­ sad/razvitie­rechi/2012/06/16/vospitanie­tolerantnosti­i­patrioticheskikh­chuvstv­u­ detey.  3. Алешина   Л.И.   Патриотическое   воспитание   детей   дошкольного возраста.:/Электронный ресурс/.pedsovet.su/load/310­1­0­26888  4. Титаренко   Н.Н.Взаимодействие   детского   сада   и   семьи   в патриотическом ресурс//.www.itn.ru/board.aspx?   воспитании   детей./Электронный cat_no=2211&tmpl=Thread&BoardId=2213&ThreadId=485067&page=0 5. Карякина   Т.Н.Патриотическое   воспитание/Электронный   ресурс//. www.it­n.ru/Board.aspx?cat_no=2211&Tmpl=Themes&BoardId=2213     Программа     реализуется   педагогическим   коллективом:   воспитатели, воспитатель по ИЗО, музыкальный руководитель, родители. Образовательная деятельность   организуется   воспитателями   детского   сада     в   группе,     в музыкальном зале, на экскурсиях, на  прогулке. 3.4   Время   и   сроки   реализации   парциальной   образовательной программы. 22 Парциальная  образовательная программа разработана на 1 год для детей старшего дошкольного возраста.  Образовательная   деятельность   в месяц .Продолжительность занятий – 25 мин, время проведения – 1­я половина   организуется   4   раза дня. 3.5Организация развивающей предметно­ пространственной среды. Для реализации парциальной программы в группе создана развивающая предметно­ пространственная среда:    Уголки   нравственно­патриотического   воспитания   и   уголки регионального содержания: Перечень   материалов:   символика   п.Акбулак,   карта   Акбулакского района,атлас   инфраструктуры   и   природного   наследия   Акбулака,   альбомы: профессии местности, родные фотопейзажи, выставки детских работ, гербарии растений.  Уголок экспериментирования: Перечень материалов: микроскоп, обсерватория, лупы, колбы, пинцеты, фартуки, наборы для экспериментов  опытов(соль, песок, мел, глина и др.)  Литературный уголок: Перечень материалов: произведения и стихотворения местных авторов, хрестоматия для дошкольников 6­7  лет, подписка районной газеты "Степные зори".  Уголок природы: Перечень   материалов:   гербарий   растений,  набор   полезных   ископаемых нашего района ( мел, песок, глина, гравий),наборы иллюстраций животных , 23 птиц,   насекомых   обитающих   в   нашем   районе   и   наборы   с   изображением растительного мира.  Музыкальный уголок: Фонотека  с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных родного края, проигрыватель. Также   в   группе   организован   уголок   для   выставок   детских   работ   и фотовыставок(большая магнитная доска, магниты, стол) IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Данная парциальная образовательная программа "Акбулак ­   мой край родной" разработана для детей старшего дошкольного возраста.  Очень важно приобщать  детей к культуре своего  народа, поскольку обращение  к своему отеческому   наследию   воспитывает   уважение   к   тем   местам   и   той   земле,   на которой живёшь, помогает   развивать внутреннюю свободу, любовь к малой Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств. Разделы   программы   построены   так,   что   дети   в   ходе   реализации программы познакомятся с историей,  достопримечательностями и культурой п.Акбулак, узнают о природном наследии своего района. Знания дети будут получать в ходе экскурсий, наблюдений, встреч с почетными жителями нашего поселка,   образовательной   деятельности,   познавательно­   исследовательской деятельности. Родителями смогут принять активное участие в реализации программы: участие   в   организации   экскурсий,   праздников,   фотовыставок,   выставок творческих работ. 24 Электронный   вариант   презентации     парциальной   образовательной программы "Акбулак ­  мой край родной"прилагается. 25 V.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ: 1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5­7 лет./ М.: ТЦ Сфера, 2012.­ 212с. 2. Иванова   А.И.Экологические   наблюдения   и   эксперименты   в детском саду. Мир растений. М.: 2009.­78с. 3. Машкова. С.В. Познавательно­исследовательские занятия с детьми 5­7 лет на экологической тропе­ Волгоград 2013.­ 155с. 4. Моисеева   Л.В.,   Зебзеева   В.А.,   Михеева   Е.В.   Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития. – Екатеринбург, 2009. 5.ВетохинаА.Я.   Нравственно­патриотическое   воспитание   детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. – Санкт­Петербург.:Пресса, 2011. – 190 с. 6. Тугушева   Г.П. ,Чистякова   А.Е.  Экспериментальная   деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. ­ СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2011.­128с. 7. Региональный компонент экологического образования в развитии креативных   способностей   у   детей   старшего   дошкольного   возраста: Рекомендации   для  воспитателей  дошкольных  образовательных  учреждений  / Сост. Е.А. Исаева. – Оренбург, 2008. 8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России/  Н.Г. Зеленова , Л.Е. Осипова.М.:ЮНИТИ­ДАНА, 2013.­ 187с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Красная   книга   Оренбургской   области.   Оренбург.:   Оренбургское книжное   издательство, 1998 г. — 176 с. 2. Атлас  "Природное   наследие   Акбулакского   района".:Акбулакская редакция "Степные Зори", 2007г. 26 3. Чибилев,   А.А.   Географический   атлас   Оренбургской   области   / А.А.Чибилёв.­научн.ред. и.­ М.: Издательство ДИК. 1999. ­ 96 с. 4. Чибелёв   А.А.   Природное   наследие   Оренбургской   области   – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г. 5. Энциклопедия   «Оренбуржье»/   Ю.А.Свобов,   О.   А.   Колдина.­ Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010. Интернет ресурсы: 1. «Российский общеобразовательный портал». www.school.edu.ru 2. 3. Первое сентябряhttp  Издательский   дом Просвещение.   Дошкольное  ://   www   .1   september  .  ru     образованиеhttp   ://   www   .  prosv    .  ru   /  umk  /  doshkolka   4. Сеть   творческих   учителей.   Дошкольное   воспитание   и образованиеhttp   ://   www   .  it  ­  n  .  ru 5. 6. 7. Методики гармоничного развития детейhttp   ://   www   .  metodicu    .  ru Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края. http   .  osu  История Акбулакской Средней школы №2./Электронный  ://   artlib    .  ru ресурс//.akbulak.net/hystory/93­istoriya­akbulakskoj­srednej­shkoly­2  8. заселения   акбулакского   района   азиатскими История   народами./Электронный ресурс//http://akbulak.net/hystory. 9. Воспитание   толерантности   и   патриотических   чувств   у   детей старшего http://nsportal.ru/detskiy­sad/razvitie­rechi/2012/06/16/vospitanie­tolerantnosti­i­ возраста./Электронный дошкольного ресурс//.       patrioticheskikh­chuvstv­u­detey. 10. Алешина   Л.И.   Патриотическое   воспитание   детей   дошкольного возраста.:/Электронный ресурс/.     pedsovet.su/load/310­1­0­26888  11. Титаренко   Н.Н.   Взаимодействие   детского   сада   и   семьи   в патриотическом   воспитании   детей./Электронный 27 ресурс//.www.itn.ru/board.aspx? cat_no=2211&tmpl=Thread&BoardId=2213&ThreadId=485067&page=0 12. Карякина   Т.Н.Патриотическое   воспитание/Электронный ресурс//.www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=2211&Tmpl=Themes&BoardId=22 28 №  Целевые ориентиры Критерии оценки Качество проявляется Карта наблюдения за эффективностью реализации программы  Приложение 1 Часто  Редко  Не проявляя Ется 1. Проявляет устойчивый интерес к прошлому, настоящему и будущему своего поселка 2. 3. 4. Проявляет  социальную активность,  нравственность, умение находить и  передавать информацию Активно участвует в беседах о  родном  поселке, высказывая собственные суждения Умеет решать интеллектуальные  задачи,  наблюдать, экспериментировать   уровень:    проявляет Высокий   уровень:   интересуется   новым,   проявляет устойчивый интерес, любит экспериментировать. Средний   уровень:   интересуется   новым,   интересуется, любит   экспериментировать,   но   ходом   деятельности может управлять только с помощью взрослого. Низкий уровень: нуждается в постоянном присутствии  взрослого. Высокий самостоятельно Средний уровень:проявляет активность, но с помощью взрослого Низкий уровень: не проявляет инициативы Высокий уровень:активно  участвует в  беседах.высказывает свое мнение Средний уровень:участвует, но с помощью взрослого Низкий уровень: не проявляет инициативы Высокий уровень: решает самостоятельно. Средний уровень: для решения задач требуется помощь взрослого. Низкий уровень: не может решать задачи. активность 29 5. 6. Осознает значимость трудовой деятельности взрослых, проявляет толерантность ,  патриотические чувства, желание оказать  посильную помощью Высокий уровень :проявляет высокую осознанность Средний уровень: требуется помощь взрослого. Низкий уровень: нуждается в постоянном присутствии  взрослого. Активно взаимодействует со  сверстниками и взрослыми, участвует в  совместных играх Высокий уровень: проявляет уверенность и открытость Средний уровень: требуется помощь взрослого. Низкий уровень: не уверен 30

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ АКБУЛАК - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017