Проект по биологии на тему "Сколько весит здоровье ученика?" (8 класс)
Оценка 4.6

Проект по биологии на тему "Сколько весит здоровье ученика?" (8 класс)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
8 кл
17.02.2017
Проект по биологии на тему "Сколько весит здоровье ученика?" (8 класс)
презентация.docx

Содержание:

1.Введение   ………………………………………………………3                                          

1.1.Актуализация………………………………………………....3

1.2.Цель и задачи исследования ………………………………..3

1.3. Обзор литературы…………………………………………..4

     Осанка и её значение………………………………………….4

     Медицинская статистика……………………………………...5

     Виды искривлений позвоночника……………………………5

      Портфель………………………………………………………8

Требования к выбору ранца……………………………………..8

Нормы веса школьного портфеля в начальных классах………9

     2. Методы и методика …………………………………….....9

3. Результаты исследования.....................................................11

3.1.Анализ взвешивания школьного портфеля………………...12

3.2.Наличие нарушений осанки…………………………..……..13

3.3.Наиболее распространённые виды портфелей, сумок…….13

4. Выводы ………………………………………………………...13

5. Рекомендации ……………………………………………….….14  

6. Список литературы …………………………………………….16    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Народная мудрость гласит «Здоровый нищий богаче больного короля». Испокон веков у всех народов здоровье считалось самым важным достоянием человека. На уроках мы узнали, что основой здоровья является осанка человека. (Сл.1).

         Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.

       1.1.  Актуальность работы:  в настоящее время более 60% детей имеют нарушение осанки, что создает в дальнейшем основу для различных заболеваний у взрослых людей. (Сл.2). Своим исследованием мы хотим обратить внимание на один из факторов, влияющие на формирование осанки школьников, а именно школьный портфель.

      1.2. Цель работы:  выяснить, безопасен ли для здоровья школьный портфель. (Сл.3).

     Задачи:

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2. Провести анкетирование.

3. Провести взвешивание (с последующим анализом) школьного портфеля.

4. Выявить наиболее распространенные  виды портфеля. (Сл.4)

   Гипотеза: неправильное ношение портфеля, его тяжёлый вес одна из причин искривления позвоночника. (Сл.5).

   Предмет исследования: осанка.

   Объект исследования: обучающиеся 1-4 классов .

1.3. Обзор литературы

Советы старины мудры и верны -

Всё начинается со сгорбленной спины.

Держать осанку, голову поднять!

Чем ниже голова, тем легче потерять.

           Осанка и её значение.

       Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе. (Сл.6).

       В словаре С.И. Ожегова,  осанка - строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. (Сл.7). В Толковом словаре живого великого русского языка  В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет.  В.И. Даль приводил  русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова». В  Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держатьсясловаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

  Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. (Сл.8). Они образуются к 6-7 годам. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп, то есть начинает определяться и закрепляться осанка. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях.

Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:

1.Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.

2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.

3. Изгибы позвоночника умеренно выражены.

4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.

5. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая.

6. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.

7. Одинаковая длина нижних конечностей.

8. Правильное положение стоп.

Медицинская статистика:

1.80% детей,  у которых устаёт и болит спина, страдают от избыточной активности.

2.У 88% детей из-за неправильной осанки снижены спортивные результаты.

3.92% детей из-за неправильной осанки при сидении через 42 минуты перестают воспринимать информацию;

4.У детей с плохой осанкой хуже почерк и слабая концентрация внимания.

          Итак, осанка – это привычное положение тела – стоя, сидя, во время ходьбы. Хотя осанка индивидуальна, существуют признаки, по которым можно различить правильную и неправильную осанку. Правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.( Обреимова Н.И. «Основы анатомии, физиологии и гигиены подростка»)

 

Виды искривлений позвоночника.

При отклонении от  характеристик нормальной осанки, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. (Сл.9).Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника. 

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. (Сл.10).  Упругость позвоночника при этом повышена.

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают  легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом   живот становится выпуклым, появляется его округлость. (Сл.11).  При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

          Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. (Сл.12).  В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз.  Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении  мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбится, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечно-сосудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца. (Петровский В.Б. «Большая медицинская энциклопедия»).

          Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 лет и продолжается до 21 года. У детей 6-9 лет осанка неустойчива. Меня заинтересовало, знают ли учащиеся начальных классов что такое осанка и какие факторы на нее влияют. Проведя анкетирование, получила следующие результаты:

1) Процент учащихся ,знающих , что вес портфеля влияет на осанку.1 кл (0%),2 кл.(100%). 3 кл. (100%), 4 кл.(100%)(Сл.13).

ВЫВОД: Большинство учащихся знают, что осанка влияет на формирование опорно– двигательрого аппарата.Учащиеся1 класса не знают .В этом классе нужно проводить лекции.

2) Процент учащихся , знающих , что правильная посадка за партой , столом влияет на осанку.1 кл.(100%), 2 кл.(100%).3 кл.(100%).4 кл.(100%)(Сл.14).

ВЫВОД. Все учащиеся знают, что правильная посадка за партой, столом влияет на осанку.

3) Процент учащихся , знающих, что занятия физической  культурой и спортом влияют на осанку.1 кл.(67%).2 кл.(100%).3 кл.(50%).4 кл.(100%)(Сл.15.)

ВЫВОД. Не все знают , что занятия физической культурой и спортом влияют на осанку. Среди  1,3 классов нужно провести разъяснительную беседу.

4) Процент учащихся, знающих, что питание влияет на формирование опорно-двигательного аппарата.1 кл.(0%).2кл.(50%).3кл.(0%).4кл(50%).

(Сл.16).

ВЫВОД. Большое количество учащихся не знают, что питание влияет на опорно-двигательный аппарат. Это говорит о том, что по данному вопросу нужно проводить лекции среди учащихся.

5) Процент учащихся, знающих,  к  кому нужно обращаться при нарушениях осанки. К врачу(50%), к учителю(25%), не знают(25%).(Сл.17).

ВЫВОД. Ребята нашей школы понимают, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата нужно обращаться к врачу.  Наиболее высокие  показатели у учащихся 2 и 4 классов.

6) Процент учащихся, знающих, что осанка влияет на положение и работу  внутренних органов.1 кл.(100%).2кл.(50%).3кл.(50%).4кл.(0%).(Сл.18).

ВЫВОД. Большинство  учащихся  1-3 классов  знают, что осанка влияет на положение и работу внутренних органов. Среди учащихся 4 класса необходимо провести дополнительную работу. (Сл.19).

 

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

В. Берестов

 

       «Портфель» - слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны. Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника.

 

Ранец должен отвечать следующим требованиям:

1.            Он должен иметь жёсткую заднюю стенку или алюминиевую рамку внутри спинки портфеля. (Сл.20).

2.            Он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей.

3.            Ранец не должен быть шире плеч ребёнка.

4.           Ранец должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определённую функцию.

5.           Ширина лямки 4 - 4,5 сантиметра.

Его материал должен быть прочным, лёгким, водонепроницаемым и удобным для чистки.

           Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника. Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

2. Методы и методика

В работе использованы методы: Анкетирование,  работа с литературой, мониторинг, тестирование, анализ, сравнение, статистическая обработка данных. (Сл.21).

Использована методика Базарнова В.Ф.  «Здоровье и развитие ребёнка» практикум.

Взвешивание портфелей и обучающихся

Для расчёта правильного веса ранца с принадлежностями  использовали формулу:

вес ученика  · 10  : 100 (меньше 10% от веса ученика).

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

Тесты на правильную осанку

Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.

1. Для этого необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки другое маленькое зеркало и посмотреться в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди коснется плеча и кончится на мочке уха.

2. Подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке.

3. Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.

4. При визуальном осмотре обратить внимание на лопатки, они должны быть симметричны, плечи тоже.

5.Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза. При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Не опускай низко голову и плечи. Если, сидя за столом, ты немного устал, можешь изменить позу: слегка наклониться вперед или откинуться на спинку стула.

 

 

Выявление нарушения осанки. Практическая работа.

  1. Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки опирались на стену.
  2. Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то ладонь
  3. Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
  4. Положите на темя небольшой предмет, попробуйте сесть, встать, пройтись  по комнате с предметом на голове.
  5. Проконтролируйте себя: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.

 

3.Результаты исследования

3.1.Анализ взвешивания школьного портфеля

        Первым шагом моего исследования было взвешивание учащихся 1,2,3,4 классов и их портфелей. Для расчёта правильного веса портфеля с принадлежностями  использовали формулу:

вес ученика  · 10  : 100 (меньше 10% от веса ученика). 

Табл.1. Результаты проведённого взвешивания портфелей и обучающихся 1-4 классов.

Ф.И.ученика

Вес ученика

Вес правильного портфеля

Фактический вес портфеля (кг)

Вес пустого портфеля

Вид портфе

ля

пн

вт

ср

чт

пт

1.

Вискунова Дарина

20 кг

2кг

3,2

3

2

3

3

0,6 кг

ранец

2.

Кукор Андрей

 

18 кг

1.8кг

2

2,2

2

2

2,2

0,4 кг

Ранец

3.

Максимов Арсений

25 кг

2.5кг

2,4

2,4

2

2

2,6

0.7 кг

Ранец

4.

Векшин Петя

 

23 кг

2.3кг

 3,6

4

3,6

3,8

3,8

0,4 кг

Ранец

5.

Медведева Василиса

23 кг

2.3кг

3

2,8

2,5

2,4

2,6

0,6 кг

Ранец

6.

Фирсов Андрей

23 кг

2.3кг

4,4

4,5

4,2

4,2

4

0,8 кг

Ранец

7.

Исакова Лиля

 

31 кг

3.1кг

3.1

3.7

3.4

3.4

3

0.7кг

Ранец

8.

Носков Дима

 

35 кг

3.5кг

2.6

2,8

3

3

2,8

0,6 кг

Ранец

9.

Шимова Милена

26 кг

2.6кг

2,6

3

2,4

2,8

2,8

0,6 кг

Ранец

10.

Векшина Таня

 

34 кг

 3.4кг

2

3,2

3

2,2

2

0,4 кг

Ранец

11.

Носков Даниил

37 кг

 

3.7кг

3,6

3,8

3,4

3,6

3,6

0,6 кг

Ранец

 

 

     ПН

       ВТ

      СР

      ЧТ

      ПТ

Норма

64%

72%

45%

64%

64%

Превышена норма

36%

28%

55%

36%

36%

 

Проанализировав результаты  проведённого взвешивания ,мною было выведено следующее:

ПН- У большинства учащихся вес портфеля не превышает норму. (Сл.22).

ВТ- Из диаграммы видно, что у большинства учащихся вес портфеля не превышает норму. (Сл.23).

СР- У большинства учащихся вес портфеля превышает допустимую норму. (Сл.24).

ЧТ- У большинства учащихся вес портфеля не превышает норму. (Сл.25).

ПТ-  У большинства учащихся вес портфеля не превышает норму. (Сл.26).

3.2.Наличие нарушений осанки

Чтобы узнать есть ли нарушения осанки среди учащихся начальных классов, я провела практическую работу. (Сл.27). Ребята вставали к стене так,  чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки опирались на стену. Между стеной и поясницей проходил кулак. Осанку следует считать правильной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Анализ показал, что у всех ребят осанка в норме.

3.3.Наиболее распространенные виды портфелей, сумок

Табл.3 Распространённые виды портфелей. (Сл.28).

 

Сумка с одной лямкой

Умка с узкими ручками

Ранец с широкими лямками

Ранец с тонкми лямками

Кол-во учеников

          1

             -

          10

            -

% от общего количества

         8,4%

              -

      91,6%

            -

ВЫВОД. Наиболее распространенный вид портфеля – это ранец.

                                                 4.Выводы:

Таким образом, обследовано 11 обучающихся с 1 по 4 класс. Именно в это время идёт активный рост организма и формирование осанки. Вес портфеля выше  нормы в среду.

1.     Анализ литературы показал, что одна из причин искривления позвоночника перегрузка школьного портфеля.

2.     Определено, что только в среду портфели имеют вес выше нормы

3.     Обследуемых с нарушением осанки не выявлено.

4.     Наиболее распространённый вид школьного  портфеля –ранец.

На основании результатов данного  исследования доказано,  что

неправильное ношение портфеля в одной руке,  сумки с одной лямкой ( в том числе и «дамские сумочки»), в отдельном случае избыточный вес портфеля- одна из причин искривления позвоночника. Не так уж и безопасен школьный портфель для здоровья.

      Гипотеза подтвердилась частично. Не тяжёлый вес, а неправильно подобранный портфель и неправильное ношение сумок ведёт к нарушению осанки.

      В  работе  рассмотрен лишь один из факторов, приводящих к нарушению осанки.

      Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Но не без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых.

5.Рекомендации

      Из данных, полученных мной в процессе подготовки проекта, хотелось бы предложить несколько советов для того, чтобы избежать нарушений осанки, уменьшить вес портфеля учащихся в среду, а также для коррекции осанки. (Сл.29).

УЧЕНИКАМ:

  Не носите лишнего в ранцах.

  Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники .

РОДИТЕЛЯМ:

  Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы — 500 - 700 г.

  Нельзя покупать ранец «на вырост», это может дорого стоить вашему ребёнку.

  Нельзя пускать на самотёк процесс укладывания школьных принадлежностей, по крайней мере, в начальных классах.

УЧИТЕЛЯМ и АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ:

  Организуйте хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы.

  Создайте в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы

  1.Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь

     С.И.Ожегова, медицинский словарь.

  2.Протасов Б.И.  Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru

  3.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших

     школьников.// Сайт www.proshkolu.ru

  СанПиН 2.4.2.2821 – 10 –М: УЦ Перспектива,2011 г.

  http://www.abc-gid.ru/infographic/show/34/

  http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=63025

  http://www.tvoyrebenok.ru/ranec.shtml http://www.materinstvo.ru/art/353 (Сл. 30)


 

  Скачано с www.znanio.ru

Содержание: 1.Введение ………………………………………………………3 1

Содержание: 1.Введение ………………………………………………………3 1

Введение Народная мудрость гласит «Здоровый нищий богаче больного короля»

Введение Народная мудрость гласит «Здоровый нищий богаче больного короля»

Чем ниже голова, тем легче потерять

Чем ниже голова, тем легче потерять

Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры

Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы

Петровский В.Б. «Большая медицинская энциклопедия»)

Петровский В.Б. «Большая медицинская энциклопедия»)

ВЫВОД. Ребята нашей школы понимают, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата нужно обращаться к врачу

ВЫВОД. Ребята нашей школы понимают, что при нарушениях опорно-двигательного аппарата нужно обращаться к врачу

Он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей

Он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей

Использована методика Базарнова

Использована методика Базарнова

Выявление нарушения осанки. Практическая работа

Выявление нарушения осанки. Практическая работа

Максимов Арсений 25 кг 2

Максимов Арсений 25 кг 2

ПН- У большинства учащихся вес портфеля не превышает норму

ПН- У большинства учащихся вес портфеля не превышает норму

Определено, что только в среду портфели имеют вес выше нормы 2

Определено, что только в среду портфели имеют вес выше нормы 2

Нельзя пускать на самотёк процесс укладывания школьных принадлежностей, по крайней мере, в начальных классах

Нельзя пускать на самотёк процесс укладывания школьных принадлежностей, по крайней мере, в начальных классах

Список литературы — 1.Толковый словарь русского языка

Список литературы — 1.Толковый словарь русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017