Проект по краеведению " Профессии нашего села"
Оценка 4.7

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
естествознание
9 кл—11 кл
27.11.2018
Проект по краеведению " Профессии нашего села"
Проект подготовлен учащимся на основании исследования профессий нашего села. Проведен анализ самых востребованных и самых /ставшими ненужными/ профессий. Приложение состоит из схем, диаграмм и графиков, отражающих итоги мониторинга анкет и опросников, выполненных учащимися 3-9 классов. Данный материал рекомендован для профориентационной работы. Дополнительно : анкеты, опросники, видеоматериал о профессиях для ознакомления учащихся.
проект на печать все (1).docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан Управление образования Северо­Казахстанской области Кызылжарский район КГУ «Асановская средняя школа» 1                            Профессии нашего села                                                         Направление:  краеведение                                                Учащийся: Ашурбеков Мельхер                                                      Руководитель: учитель нач классов                                                                      Жузимова А.Б. 2                                        ноябрь 2017 год Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 1.Мир профессий………………………………………………………………….... 6 1.1. Понятие о профессии и специальности………………………………………6 1.2.Многообразие  и классификация  профессий …………………………………..7 2. Профессии нашего села……………………………………………………………9  2.1.Население  села Асаново ……………................................................................ 9 2.2.Исследование  профессий села……………………………………………………11 Заключение…………………………………………………………………………18 Библиография………………………………………………………………………….19 Приложение……………………………………………………………………….......20 3 Абстракт В   данном   проекте   знакомимся   с   профессиями   села   Асаново, организациями   и   предприятиями,   которые   действовали   ранее   и   в   данное время   на   территории   нашего   села.   Изучаем   классификацию   профессий. Рассматриваем   причины   узкой   специализации   села.     Проект   направлен   на расширение   знаний     учащихся     о   профессиях   села,   их   значимости   и востребованности.   Объект исследования: профессии села Цель проекта: изучить  профессии нашего села   Гипотеза: Предполагаем, чем больше о профессиях знаем, тем легче определиться с выбором. Задачи    : 1. Изучить литературу по данной  теме; 2. Ознакомиться с профессиями нашего села; 3. Создать  видеотеку о профессиях села 4.Рекомендовать собранный материал для классных руководителей  Практическая   значимость:получение   информации   из   различных   источников, расширение представления о профессиях,  данная исследовательская работа может быть   использована   при   проведении   тематических   уроков   о   выборе профессии.Теоретическая   значимость: знакомство   с   профессиями   села, развитие активного самостоятельного творческого мышления, расширение знаний о профессиях… 4 Данный проект краткосрочный,  разрабатывался в течение двух месяцев. В результате исследовательской работы был накопленматериал о профессиях села, который можно рекомендовать для работы на уроках  и внеклассных занятиях. Введение. Актуальность:  Кем мы  хотим  стать? Какую профессию выберем в будущем? Останемся в своем селе или поедем, как и многие, в город?Понимаем, что главное стать хорошим человеком, но и найти своё призвание тоже важно. Оказалось, что тема   выбора   профессии   для   нас   очень   актуальна.   Вот   мы   и   решили выяснить:   а   знают   ли   наши   друзья,   какой   профессией   хотят   овладеть   в будущем? Важен ли для них выбор профессии? Какие профессии популярны, а какие не очень? И вот прямо сейчас, мы станем исследователями   и всё выясним. Проблема исследования: узкая специализация села Гипотеза:  Предполагаем, чем больше о профессиях знаем, тем легче определиться с выбором. Цель работы: изучить профессии села. Задачи: 1. Изучить литературу по данной  теме; 2. Ознакомиться с профессиями нашего села; 3. Создать  видеотеку о профессиях села 4.Рекомендовать собранный материал для классных руководителей во внеклассной работе. Объект исследования: профессии села Предмет исследования:люди разных профессий Методы   исследования:   подбор   и   анализ       литературы   по   теме,   опрос   в   виде анкетирования, анализ анкетирования, интервьюирование, беседа 5 Практическая   значимость:данная   исследовательская   работа   поможет   в   выборе профессии,   может   быть   использована   при   проведении   тематических   уроков   о выборе профессии. Ожидаемые результаты проектной идеи 1.У участников проекта появится представление о востребованных в  обществе    профессиях. 2.Возникнет интерес к самостоятельному изучению и  исследованию , поиску  профессий села  3.Учащиеся не будут сомневаться в выборепрофесии. Мы   учимся   в   начальной   школе,     на   уроках   и   во   внеклассных мероприятиях много узнаём о многообразии профессий. Захотелось узнать больше   о   том   какие   профессии   и   специальности   были,   есть,   а,   может появляются  в селе Асаново, и с чем это связано. 6                             1.Мир профессий                                                                                     1.1. Понятие о профессии и специальности                     В   жизни   каждого   человека   наступает   момент,   когда   нужно   выбрать профессию, чтобы  можно было работать по специальности. Еще первобытный человек, чтобы выжить, должен был добыть себе еду, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Так появлялись профессии людей. Одни   занимались   земледелием,   другие   скотоводством   и   др.   В   современном обществе   существует   очень   много   видов   труда.   Каждый   вид   по   отношению   к человеку можно назвать профессией. ЕЕ ПРОФ ССИЯ, ( источником существования [1, с.29]. ∙лат. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.[1, с.33] Специалисты   утверждают,   что   сейчас   в   мире   существует   более   40   тыс. различных профессий и специальностей. Так же существуют профессии редкие и популярные, нужные и престижные. В обществе имеются десятки тысяч профессий и трудовых занятий, о которых многие люди даже и не слышали.  Есть профессии, которых уже нет. То есть, 7 профессии,   ушедшие в прошлое. А есть профессии, которых пока нет, это профессии будущего[3.,с.4].                                   1.2.Многообразие и классификация  профессий В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности, а только   в   промышленности   и   строительстве   насчитывается   около   3   тысяч профессий, это не говоря обо всех остальных сферах жизнедеятельности[2, с.18]. Однако мир профессий не постоянен. В нем рождаются новые, и умирают старые профессии.   В   среднем   жизнь   одной   профессии   длится   от   5   до   15   лет.   А   еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться — буквально заново учиться новой профессии.  Классификация – это разделение вещей по каким­то важным признакам.  Существуют разные виды классификации профессий. Наибольшее распространение получила классификация академика Е.А. Климова, это классификация профессий по предмету труда. Разберёмся: Профессия Предмет труда 8 Человек – техника (Ч – Т) Обслуживание техники, её ремонт, установка, наладка. Управление транспортными средствами. Производство и обработка металлов. Сборка и монтаж оборудования. Обработка неметаллических изделий. Добыча и  обработка горных пород и т.д. Например: слесарь­ремонтник, наладчик  оборудования, водитель, техник­механик, токарь,  сталевар, сборщик часов, инженер­физик, архитектор,  строитель, огранщик алмазов, ткач, столяр, пекарь,  проходчик, шахтер и другие. Человек – человек (Ч – Ч) Воспитание, обучение, информирование людей.  Бытовое, торговое и медицинское обслуживание.  Управление и руководство людьми т.д. Например: экскурсовод, учитель, воспитатель,  продавец и другие. Человек – природа (Ч – П) Исследование, изучение и использование природных  ресурсов. Лечение животных и уход за ними и т. д. Например:, ветеринар, цветовод, доярка,  пчеловод,агроном Человек – знаковая система (Ч – З) Устная и письменная речь. Работа с документами.  Использование цифр и формул, схем, графиков,  диаграмм, чертежей и т.д. Например:бухгалтер, экономист, секретарь­ референт,архитектор  Человек – художественный образ (Ч – Х) Изобразительное искусство. Музыкальная,  литературно­художественная деятельность. Актерско­ сценическая деятельность. Например: конструктор – модельер одежды,  фотограф­художник, музыкант, артист, настройщик  музыкальных инструментов, журналист, рекламщик 9 Это только один пример классификации профессий. А их множество. Например,   существует   распределение   профессий   по   первой   букве   их названия[3, с.7]. Профессии делятся по характеру труда, по условиям труда, по отраслям народного хозяйства и др. Вывод:  существуют   десятки   тысяч   профессий   и   специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.    2.Профессии нашего села. 2.1. Население села Асаново На первом этапе проекта мы  сходили в акимат Асановского сельского округа и попросили помочь нам с определением понятия «трудоспособное население». По   данным   на   2017   год   в   вАсановском   сельском   округе   всего проживает  1666 человек, из них: Женского населения – 849           (51%) Мужского – 817                           (49%)                         Работающее население – 729      (43,8%) Студенты ­95                               (5,7%) 10 Дети до 6 лет – 158                      (9,5%) Дети до 15 лет ­684                     (41%)  Учащиеся школ – 215                (12,9%) Работающие – 729                       (43,7%) Пенсионеры – 234                       (14%) Инвалиды – 37                             (2,2%)                приложение А см.  Диаграмма 1 По   отраслям:   госслужащие­5,работники   с/х­201,   промышленность   и др.отрасли  ­882, образование  ­48,  здравоохранение­8,предприниматели­10, , самозанятые ­264.                                                              Диаграмма 2 В сравнении с 1999 годом работающее население уменьшилось на 308 человек. (по данным переписи населения ). Основные причины: выезд   в Германию и переезд, в связи с отсутствием  работы в селе. Наше исследование привело к новому вопросу:  Какие предприятия и организации были   в селе до 1999года и какие сейчас. Для этого мы обратились в наш школьный музей и  получили такую информацию: До 2005 года на территории села Асаново было ТОО «Агрокомпания Мир»:   направление   –   животноводство   и   полеводство.   Профессиональное училище   №18­   подготовка   кадров   сельскохозяйственного   направления: трактористы, комбайнеры, водители. Весь педагогический состав училища– жители села Асаново. Железнодорожная станция и   вокзал – дежурные по станции,   путейцы.   Все     работали   на   селе.   Даже     был   дефицит   рабочих, поэтому   на   работу   привлекали     сезонных   рабочих:   студенты,   водители, комбайнеры других хозяйств.                  С 2006 года   престало  существовать ПТУ№18 из­за финансовых трудностей,     АК   «Мир»   перешла   к   инвесторам,   станция   и   вокзал   были закрыты из­за нерентабельности.  Многие в те времена стали безработными и 11 каждый выбирал свой путь: трудоустройство в городе Петропавловске (в  40 км  от села), переквалификация, самозанятость. Вывод:   население   села   уменьшилось   на   308   человек   по   разным причинам, но одна из причин –  нехватка рабочих мест. 2.2.Исследование профессий села Следующий   этап   нашей   работы   –   исследование   профессий.     Составить   список профессий   нам   помогла   бабушка   ­   до  2004года   она     работала   в   отделе   кадров «Агрокомпании Мир», и  поэтому ее работа напрямую была связана с профессиями села Асаново.       Проанализировав   данные   опроса,   мы   составили   таблицу.   В   этой   таблице   мы выделили основные участки работы села и профессии данной отрасли: Организации  До 1999 года Остались 12 Стали ненужными Полеводство Совхоз «Мир» Животноводство Контора  Сфера обслужива ния Магазины   Школа  Почта  Больница  Столовая  Тракторист Комбайнер Агроном  Слесарь Шофер  Завтоком Семеновод Инженер  Доярка Скотник Пастух Ветврач Лаборант Телятница  Зоотехник  Электрик  Моторист Кузнец Директор  Бухгалтер Кадровик Учетчик Секретарь Управляющий  Кассир Экономист Прораб Мастер Кочегар Продавец Сторож  Товаровед Учитель Воспитатель Завхоз Лаборант Техничка  Почтальон Врач Медсестра Повар  Дворник + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Комбинат бытового обслуживания Парикмахер Швея ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 13 Баня  ПТШ№18 Училище Общежитие   Железная дорога  Станция  Портной Закройщик Мастер по ремонту Истопник Банщик Мастер(педагог) Вахтёр  Костелянша Воспитатель  Дежурный вокзала Диспетчер  Монтеры путей Всего  56 + 22 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 34 Уважаемыми   врачи;животноводы     профессиями   в   селе   были     (скотники,   доярки,   учителя,   воспитатели, телятницы,   пастухи), механизаторы(трактористы,   комбайнеры),   водители,   строители,   продавцы, швеи. В настоящее время в нашем   селе остались   следующие учреждения: школа, ФАП, почта, аптека,  администрация,  частные магазины, ж/д Количество профессий по отраслям:           приложениеА   сельское хозяйство железная дорога сфера обслуживания 1999­2005 2006­2017 29 12 24 13 5 12 Наглядно   видно,   что   большая   часть   профессий   в   данное   время   не востребована.  Поэтому на селе появилось понятие «самозанятое  население» и новые   профессии:  фермер, индивидуальный и частный предприниматель, арендатор.   Благодаря   государственной   Программе   развития   и   поддержки малого   бизнеса   на   селе   стали   развиваться   частные   магазины,   частные мастерские по ремонту автомобилей, установке пластиковых окон. Появились крестьянские и фермерские хозяйства. 14 В данное время 181 человек вынуждены работать за пределами села – в городе Петропавловске   (продавцы,   железнодорожники,   водители,   сторожа   и   охранники, медики,грузчики,строители, повара и кондитеры, разнорабочие)  и в с.Белое ( тепличное хозяйство  «Наурыз­2030») В анкетировании проектной идеи приняли участие  обучающиеся 3,4 классов. Анализируя результаты вопроса  «Кем работают твои  родители?»,  выявили,  что из  30 обучающихся – 12 обучающихся не смогли назвать профессию  своих родителей, а 6 обучающихся не знают как называется профессия папы.   На вопрос «Кем мечтаешь стать?» получился вот такой результат:  5 человек  ответили – учителем, 2 человек – врачом,3 человека полицейским, 3  человек   ­  поваром, 3 человека – парикмахером, 1 человек – таксистом, модельером –  1 человека, пожарным  – 2 человека, психологом – 2 человека, лесником – 3  человека, директором ­1, летчиком­1, охранником­2, «барсовцем»­1.         В   поисках   ответа   на   вопрос   о   готовности   выпускников   к   выбору   профессии,   мы   провели     анкетирование   среди   обучающихся   8,9   класса.   В анкетировании   приняли   участие   36   человек.   Результаты   анкетирование получились следующие: (Приложение  Б) Исходя   из   ответов,     стало   очевидно,   что   ребята   очень   мало   знают   о   том множестве профессий, которое существует в нашем селе. Раньше   рынок   развивался   на   условиях,   когда   одни   профессии   считались престижными и стояли на высшей ступеньке карьерной лестницы, в то время, как другие были лишь первой «ступенькой» к вершине или началом карьеры в тех или иных сферах деятельности. Познакомим с результатами анкетирования. 1. На первый вопрос анкеты «Вы уже решили, какую профессию изберете в будущем?» были получены следующие ответы: 8,9 классы                                     участвовали 36 учащихся                    В начале проекта Ответ Количество Процентное Точно знаю, кем хочу стать  Знаю, но возможно мой выбор  изменится  Пока не выбрал профессию  выборов соотношение 15 19 12 5 53% 33% 14% См.приложение В Вывод:мнения респондентов по этому вопросу разделились:  ­ большинство опрошенных   (53%) – определились с выбором будущей профессии, они точно знают, кем хотят стать; ­ часть  респондентов  (33%) определились с выбором частично, они не отрицают, что в будущем их выбор может измениться; ­ остальные (14%) пока не решили, кем станут в будущем.             В конце проекта Ответ Количество выборов Процентное соотношение Точно знаю, кем хочу стать Знаю, но возможно мой выбор  изменится Пока не выбрал профессию 24 8 4 67% 22% 11% мнения респондентов по этому вопросу изменились  : ­ увеличение   (67%) – определились с выбором будущей профессии, они точно знают, кем хотят стать; ­   уменьшение   (22%)   определились   с   выбором   частично,   они   не отрицают, что в будущем их выбор может измениться; ­ только (11%) пока не решили, кем станут в будущем. Вывод:  анкетирования.   после     ознакомления   с   профессиями   улучшились   показатели 2.Вернетесь  после учебы в свое село?                                   Респондентов 36 Вернусь в свое село Не хочу возвращаться Количество  выборов   14 22 Процентное  соотношение 39% 61% 3.Что заставляет уехать из села? ­нет работы по профессии –                        13  (59%) ­хочу жить в городе, там интереснее –        6  (27%) ­нет условий для жизни, комфорта ­             3 (14%) Вывод:   основная   причина   не   возвращаться   домой   –   нет   работы   по профессии, которую выбираю (59%) 16           4.Почему хотите вернуться в село? ­люблю сельскую жизнь   ­                   4(29%) ­сельские квоты, гранты, подъемные    3(21%) ­с семьей жить легче –                            3 (21%) ­жизнь дешевле, есть жилье ­                 4 (29%) Вывод:  преобладает чувство патриотизма (29%) и финансовая сторона (29%)  5. Самые  популярные профессии?   ­врач ­7 ­ учитель – 6 ­ экономист – 5 ­ банковский рабочий ­5 Вывод:  самыми   популярными   профессиями,   по   мнению   опрошенных, являются: врачи, учителя, экономисты и банковские работники.  На втором месте: строители и полицейские.  6. Самая непривлекательная профессия? Дворник – 9 человек,     уборщица – 5 человек, сантехник – 5 человек, продавец­4 человека Вывод:  список непривлекательных профессий возглавляет профессия дворник. На втором месте – уборщик, на третьем – сантехник.. Так же в этот перечень попал «тпродавец», что для нас оказалось непонятным.  7. Почему выбрали такую профессию?       Приложение В Причины выбора профессии Это модно, престижно Возможность помогать людям Это возможность прославится, стать  знаменитым Этим занимается моя семья Это мне интересно  Хороший заработок Это раскрывает мои способности Это не требует больших усилий Другие причины Количество выборов 3 11 3 3 6 2 3 2 3 17 Вывод: радует тот факт, что на первом месте  – «возможность помогать людям», на втором – «интересно». На третьем­ «это возможность прославиться, стать знаменитым». 8.Нам   было   интересно   узнать,  кто   (или   что)   может   оказать   влияние   на выбор   профессии.   Задав   респондентам   вопрос  «Кто   или   что   может оказать влияние на ваш выбор?», получили следующие ответы: Кто или что может оказать влияние на ваш выбор?»Приложение В Ответ: Количество выборов Процентное соотношение Родители Друзья Педагоги  Фильмы  Великие люди  Чужой пример Книжный персонаж Другое   12 5 2 2 1 6 0 8 33% 14% 5,5% 5,5% 2,5% 16,5% 23% Вывод:  треть респондентов (33%) отметили в анкете, что на их выбор профессии   оказали   большое   влияние   родители,   часть   опрошенных   сделали свой выбор на чужом примере. Жаль, что всего 2(6%) опираются на помощь педагогов. 9.  Затруднения вызвал вопрос: «Какие профессии будут востребованы в будущем?».   Вывод:  по   мнению   анкетируемых   в   будущем   появятся   профессии, связанные компьютером, космосом и «великие врачи». Вероятно, в будущем исчезнут профессии повара, уборщицы, кочегара и водовоза, так как появятся разные умнейшие роботы­люди. 10.   «Ты   согласен   с   утверждением,   что   выбор   профессии   –   это ответственный   шаг,   определяющий   дальнейшую   судьбу?»   ­   таков   был последний вопрос анкеты.   100%   анкетируемых положительно ответили на этот вопрос. Нам стало интересно, а сбылись ли детские мечты наших учителей и  родителей? 18  Мы провели интервьюирование: Кем мечтали стать в детстве? На кого учились? Работаете по своей специальности?            Приложение Г На кого  учились? 28 Работаете по  специальности? 28 Кем мечтали стать в  детстве? 22 1 1 2 1 1 учитель врач путешественница продавец Балерина артистка Заключение По   результатам   проведённого   исследования   мы     сделали   следующие выводы: Изучили   профессии     нашего села и установили, что в нашем   селе сейчас 37 профессий. Определили, что самыми популярными профессиями на селе являются   дворник,   сантехник, учитель,   врач.   А   самыми   непривлекательными:   уборщица, продавец. Установили,   что   трудоспособное   население   мигрирует   в   город   или выезжает за границу. Основная причина ­  низкий уровень комфорта,  нехватка рабочих мест и узкая специализация села. Наши предположения подтвердились:  67% учащихся,  узнав  больше о профессиях, быстрее   определились с выбором своей специальности. Создали презентацию и работаем над видеотекой  о профессиях нашего села. Данный   материал   можно   рекомендовать   на   уроках   познания   мира     и     в воспитательной работе школы Что ж, это  ещё раз убедило   нас, что над выбором будущей профессии необходимо   серьёзно   задуматься   уже   сейчас.   Полученная   в   ходе   работы информация   поможет   нам   разобраться   в   мире   профессий   и   найти   то,   что подходит именно каждому из нас. 19 Библиография 1. 2. 3. 4. 5. Бардин С.М. учитесь властвовать собой. – М.. 1997. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1998 Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. ­ М., 2002. Платонов К.К. Занимательная психология для детей. – М., 2008. Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий. – М., 2010. Интернет ресурсы 1.http://kzh.sko.kz/ 2. http://www.paramult.ru/jobskaleidoscope 20     Приложение А 1. Анализ населения села Асаново 374 234 215 729 158 95 работающие студенты дети от 0 до 6 лет учащиеся школ пенсионеры инвалиды безработные 2.Занятость населения села Асаново по отраслям 21 4 5 264 201 18 8 48 181 госслужащие работники с/х железнодорожники другие отрасли образование медики самозанятые безработные 30 25 20 15 10 5 0 1999-2005 2006-2014 Изменение  количества профессий села за 15 лет Приложение Б Результаты анкетирования учащихся начальной школы 22 поменяют выбрали не выбрали знают профессии родителей не знают профессию родителей 0 10 20 30 начало проекта на конец проекта Результаты анкетирования учащихся 8,9 классов поменяют выбрали не выбрали знают профессии родителей не знают профессию родителей 0 10 20 30 40 начало проекта на конец проекта Приложение В 23 1. Вы уже решили, какую  профессию изберете в будущем? 19 02468101214161820 12 5 Количество выборов 24 30 25 20 15 10 5 В конце проекта Количество выборов 8 4 0 Точно знаю, кем хочу стать                Причины выбора профессии 24 3 2 3 Это модно, престижно Возможность помогать людям Это возможность прославится, стать знаменитым Этим занимается моя семья Это мне интересно Хороший заработок Это раскрывает мои способности Это не требует больших усилий Другие причины 11 3 3 3 2 6 Кто или что может оказать влияние на ваш выбор? 8 6 12 21 2 5 Родители Друзья Педагоги Фильмы Великие люди Чужой пример Книжный персонаж Другое Приложение Г                      Респондентов      28 25 2 1 1 1 1 22 учитель врач путешественница продавец балерина артистка У кого мечты реализовались? 21.4 78.5 да нет 26                                                                                                       Приложение Д В АкиматеАсановского с/округа         Интервьюирование 27 Викторина о профессиях Экскурсия в  школьный музей 28 Составляем список профессий села Анкетирование  учащихся 29

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"

Проект по краеведению " Профессии нашего села"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018