Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"
Оценка 4.7

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
rtf
музыка
5 кл
14.05.2017
Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"
В школе учащимся прививают уважение к своей культуре и культуре других народов, проживающих в России. Дети получают возможность расширить свой кругозор, познакомившись с музыкальным искусством края. В работе рассматривается история возникновения музыкальных фольклорных жанров на Руси и в Пермском крае, подробно описывается один из старинных русских праздников - праздник Масленицы, на примере которого обосновывается необходимость изучения и использования для представления на школьных мероприятиях русских обычаев, традиций и обрядов._
проект Вейшторт.rtf
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Кадетская школа  имени героя Советского Союза Е.В. Францева» Проект  на тему: «Фольклорное творчество родного края.  Масленица» Выполнила: уч­ся 5 «Б» класса В ейшторт Диана                       Руководитель: учитель музыки  Берестова Л.В.   2017 Чернушка Содержание 1 Введение ………………………………………………………………3                   2. Цели и задачи исследования…………………………………………..4                   3. Фольклор Древней Руси …..…………………………………………..5                   4. Фольклорные жанры      …………………………………………….    7            5. Музыкальный фольклор народов Прикамья ………      …………     8 6. Праздник масленицы            ……………………………………..       10 7. Заключение ……………………………………………………………15 9. Использованные источники…………………………………………..16 1. Введение                 Большое   внимание   уделяется   и   патриотическому   воспитанию, Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы,   толерантно   относится   к   народам,   населяющим   Россию,   стремится работать   на   ее   благо,   гордится   достижениями   страны   и   своего   региона.   Вот почему   необходимо   накапливать   понятия   о   своем   крае,     о   его достопримечательностях,   знаменитых   людях,   внесших   вклад   в   становление музыкальной   культуры   в   крае,   городе,   о   музыкальных   ценностях,   которые составляют основу музыкального искусства региона.   направленному на формирование уважительного отношения к «большой»  и   «   малой»   Родине,   России   и   своего   края,   родным   местам,   историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.         Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений   обновления   содержания   педагогического   процесса.   Интерес   к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи   с   изменениями   социального   строя   в   нашей   стране,   т.к.   многое   было утрачено.   Появилась   необходимость   изучения   народного   творчества   –   это проявляется   в   возрождении   старинных   праздников   и   обрядов,   увеличение количества   специализированной   литературы   по   народному   творчеству, появлении   на   телевидении   и   радио   специальных   передач   по   фольклору   и этнографии,   введении   элементов   народно­прикладного   и   музыкального фольклорного творчества на уроках трудового обучения, литературы, музыки  в школах,     появление   учебных   видеоматериалов.   Без     знаний   основ   народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно   воспитывать интерес   и   уважение   к   культуре   других   народов:   ведь   Россия   – многонациональное   государство.   Если   выпускник   не   знает   истоков   своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа. 2.  Цели и задачи проектной работы  Цели   проекта –  познакомить  с русским фольклорным творчеством, истоками его создания с древних времен, музыкальным фольклором народов Прикамья.  Задачи : 1.  Изучить историю появления на Руси фольклорного творчества. 2.   Найти   в   интернете   информацию   о   фольклоре   Пермского   края,   его особенностях.  3.   Проанализировать     один   из   народных   праздников   –   Масленицу,   показать музыкальный фрагмент ее. 3. Фольклор древней Руси         Лирические   фольклорные   жанры  —   это   обрядовые,   колыбельные,      Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость, народное знание».   Фольклор   —   народное   творчество,   художественная   коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Самая важная   его   черта   в   том,   что   фольклор   является   искусством   устного   слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества. В  фольклоре существует три   рода   произведений:  эпические,   лирические   и   драматические.   Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен   только  прозаическими   произведениями).  В  русском   фольклоре   к эпическим   жанрам   относятся   былины,  исторические   песни,  сказки,  предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.   свадебные и любовные песни, причитания, частушки.      К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры   вошли   в   литературу:   песня,   сказка,   легенда   (например,   легенды   М. Горького и сказки А. С. Пушкина).           Произведения   русского   фольклора   (сказки,   легенды,   былины,   песни, частушки,   танцы,   сказания,   прикладное   искусство)   помогают   воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.       Главной составной частью русского фольклора является песня – в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Русская пословица достаточно характерно говорит: «Из песни слов не выкинешь». Также было сказано, что «Песня – живая летопись русского народа». С незапамятных времен русские запечатлевали в песне весь ход своей жизни: работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события.                 Русский  фольклор  сопровождал  русский  народ  на  протяжении   всей  его истории. В деревнях, особенно на севере России, сказители древних былин   до сих пор в большом почете.       Очевидно, что некоторые обрядовые песни первоначально сопровождавшие или символизировавшие различные стадии сельскохозяйственного цикла, очень древние.   Следы   языческих   верований,   поклонения     Солнцу   и   Земле просматриваются   во   многих   из   них.   К   этой   группе   относятся   песни, исполнявшиеся   во   время   празднеств   по   случаю   дня   зимнего   солнцестояния (коляды), весеннего равноденствия (масленица), летнего солнцестояния (семик или русалья ) и осеннего солнцестояния.           После введения на Руси христианства прежние языческие праздники были совмещены   с     христианскими,   и   тексты   некоторых   песен   соответственно изменились,   старые   колядовые   песни   стали     играть   роль   рождественских гимнов.   Во   многих   случаях   свидетельством   древнего   происхождения   песни, кроме   ее   содержания,   является   древняя   мелодическая   форма.   Важную   часть обрядовых   песен   составляет   цикл   свадебных   песен,   который   соответствует сложным церемониям, сопровождавшим древний свадебный обряд, до сих пор исполняемый в крестьянской среде. Каждому действию обряда соответствует специальная песня. Некоторые очень жизнерадостные, другие грустные и даже печальные.      С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор.            Эпические   песни  (старины, былины),    которые   по   содержанию   можно датировать   киевским   периодом,  довольно   многочисленны.  Эти   поэмы   обычно посвящаются   славным   подвигам   могучих   богатырей,     защищавших   русскую землю от степных кочевников. Богатыри, воспеваемые в эпических поэмах, в основном дружинники Владимира Святого. Старший из них – Илья Муромец, большой могучий человек крестьянского происхождения, целеустремленный и бесстрашный.   Его   главный   сподвижник   –  Алеша  Попович,  сын   священника,  Добрыня   Никитич  –   боярин, который   полагается   на   свою   хитрость. благородный   великодушный   человек.   В   наше   время     былины   и   исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.            На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой   творчества.   Фольклор   каждого   народа   неповторим,   так   же,   как   его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа. 4. Фольклорные жанры              Жизнь   в   Древней   Руси   сопровождали   различные   обряды:   свадебные, похоронные,   календарные,   магические   (заговоры)   и   др.   Обряды   и сопровождавшие   их   фольклорные   произведения   обнаруживают   такие   черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм   (очеловечивание   животных,   растений,   явлений   природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).                                   Обрядовые песни  Обрядовые   песни — песни, которые   исполнялись   во   время   проведения       различных   обрядов.   Они   являлись   неотъемлемой   частью   любого   обрядового действа. При этом песни имели и особое магическое значение. В древности люди считали,   что   если   не   будет   проведен   обряд   по   всем   правилам   и   не   будут исполнены   соответствующие   песни,   то   ничего   не   сбудется   и   не   исполнится. Обрядовые   песни   еще   иногда   называют   календарно­обрядовыми.   Такое уточнение   говорит   о   том,   что   эти   произведения   народного   творчества   были связаны   с   народным   сельскохозяйственным   календарем.   То   есть   шло распределение песенного наследия по тем или иным праздникам, что отмечали люди в различные времена года. Так, к календарно­обрядовым песням можно отнести  колядки,  масленичные,  весенние (веснянки), летние и  осенние песни. Здесь уже сразу видно, что деление идет как по народным праздникам, так и по временам года.  «Приходила коляда накануне Рождества»  «Ой, масленая недалечка…», « Прощай, масленица!» Троицкая песня Покосная песня     В обрядовой поэзии сохранилось  очень много следов глубокой старины.                                      Свадебные песни       Свадебные   обряды   сопровождались   причитаниями   невесты,   свадебными песнями   и   приговорами   дружек.   Причитания   невесты   во   время   сватанья,   на девичнике, во время отъезда к венчанию.  Свадебные причитания встречаются только на тех территориях, где плачевая традиция особенно развита (например, на  Русском Севере и у финно­угорских народов ). Смысл причитаний: прощание с родным  домом, с родителями, с молодостью, с подружками и страх перед новой жизнью на чужой стороне, в чужой семье. Во время свадебного застолья исполнялись песни, описывающие брачные обряды: сговор, подарки, девичник, расплетение   косы   и   т.д.   Величальные   песни   на   свадьбе   воспевают   красоту, молодость   невесты,   ум,   богатство,   удаль   жениха.   Приговоры   дружек сопровождались   шутками­прибаутками.   Дружка   «ведет»   свадьбу,   своими приговорами придавая ей цельность и веселость.  « Плывет, плывет лебедушка»,  «Матушка, матушка, что во поле пыльно»                         Причитания, частушки Благодаря   обрядовой   и   эмоциональной   «отзывчивости»   традиционная частушка   функционирует   практически   во   всех   обрядовых,   праздничных   и социально–бытовых ситуациях — включается в комплекс обрядов жизненного и календарного циклов, охватывает окказиональные ритуалы (работы в поле, лесу и   др.),   является   неотъемлемой   частью   деревенских   праздников,   гуляний, молодежных игрищ.         В   русской   народной   традиции   причитания   образуют   обширную   область «плачевой   культуры».   Причитания   принято   классифицировать   по функциональному   принципу   на   три   основных   категории:   похоронно­ поминальные, свадебные и рекрутские.    Важной особенностью причитаний является импровизационность. Причитания исполняются   всегда   по­разному.   Каждое   причитание   складывается одномоментно   в   процессе   совершения   обряда.   Отдельно   выделяют   так называемые бытовые внеобрядовые причитания, которые могли слагать женщины в тяжелых ситуациях (например, после пожара, во время тяжелой работы). Чаще всего в культуре встречаются похоронные и бытовые причитания. По своему поэтическому   строю   и   системе   образов   похоронно­поминальные   и   свадебные причитания значительно отличаются друг от друга. В свадебных причитаниях невеста не только выражает свои переживания по поводу окончания «вольной» девичьей жизни, но и исполняет определенную обрядовую роль, в результате чего   её   плачи   отличаются   большей   долей   условности,   чем   похоронные. Напротив, похоронные и рекрутские причитания очень близки друг другу, как по напевам,   так   и   по   системе   поэтических   формул.   Это   объясняется   тем,   что уходящий в армию рекрут на долгие годы выпадает из крестьянского социума, так что разлука родных с ним осмысляется как «похороны при жизни».  Былины   Эпические   песни   с   героическими   сюжетами   –  былины  –   особый   жанр   древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах   изображены   свойственные   Древней   Руси   военно­политические   и социально­бытовые   ситуации.   Основной   идеей,   объединяющей   все   былины, является   необходимость   единства   Руси   и   ее   защита   от   врагов.   Врагов олицетворяли   фантастические   персонажи:   Змей,   Тугарин   Змеевич,   Соловей­ разбойник,   Идолище   поганое.   Былины   были   особенно   актуальны   во   времена бесконечных набегов кочевников и монголо­татарского ига.   Другие   жанры   древнерусского   фольклора:   пословицы,   поговорки,   загадки, предания, легенды, мифы, сказы и др. 5. Музыкальный фольклор народов Прикамья      Пермский край был и остается сокровищницей устного народного творчества. Русские   фольклорные   обычаи   края   выделяются   многообразием   прозаических, поэтических и музыкальных жанров.       Что касаемо музыкальных традиций края, то из песенных жанров известны исторические   баллады   и   песни.   Особой   популярностью   наших   предков пользовались   семейные,   лирические,   солдатские,   любовные,   разбойничьи   и ямщицкие песни.            К более позднему жанру народного фольклора можно отнести частушку. Основная часть сюжетов этих веселых песен имеет общественно­историческое, социально­бытовое,   любовное   содержание.   Наши   прародители   использовали частушки в качестве дополнений к различным ритуалам: проводам в солдаты, к пасхальным   забавам   на   качелях   –   качульные,   семейные   обряды   –   свадьбы, крестины и прочее.      Хороводные песни – луговые, круговые, весенние, кружальные, – исполнялись по традиции в период с Вознесения до Троицкого заговенья.               Игровые и хороводные зимние песни представляли наступление святок. Особую   популярность   в   народе   снискали   причитания,   что   характерно   для прикамского свадебного и похоронно­поминального ритуалов. Самым распространенным музыкальным инструментом в Прикамье в начале ХХ века была гармонь, особенно у заводских и городских жителей. Были известны различные виды гармоней, главным образом минорки, тальянки, хромки.         Появление гармоний отразилось на изменении песенного репертуара этих территорий, важное место в нем стали занимать тексты частушек, объединенных в циклы, часто приобретая ведущую роль среди местных песен. Балалайка,   без   которой   иностранцы   не   представляют   русских,   считалась женским инструментом.         Известны   и   архаичные   музыкальные   инструменты,  в   частности,  народная скрипка   –   гудок.   В   некоторых   районах   Прикамья   был   распространен   бубен, зачастую   его   считали   «рекрутским»   инструментом   и   связывали   с   гуляниями рекрутов. В северных районах края играли на трубах и пастушьих рожках. 6. Праздник масленицы            Масленица   (Сырная   неделя)   занимает   особое   место   среди   праздников, зависящих от даты Пасхи. Поскольку она сочетает в себе традиции народных гуляний с православной духовной сущностью. Этот исконно русский праздник достался   нам   в   наследство   от   славянской   языческой   культуры.   Для   наших предков   это   были   веселые   проводы   зимы,   озаренные   радостным   ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.      Историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Но с принятием христианства она стала предверять Великий пост и зависеть от его сроков. И хотя за прошедшие века появилось много церковных и народных праздников, Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с   удалым   весельем,   хороводами,   песнями,   плясками   и   играми.   Все   это сопровождалось обильной и сытной пищей, главным атрибутом которой были блины ­ круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое с приближением   весны   разгоралось   все   ярче,   удлиняя   дни.   Народ   называл Масленицу веселою, широкою, разгульною, тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.       Праздник продолжался целую неделю, и каждый его день имел свое название и обряды.       В понедельник ­ встреча Масленицы, во вторник ­ заигрыши. На лакомки, то есть  в среду, тещи приглашали на блины зятьев с женами, наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий  четверг  происходили самые людные санные катания. В  пятницу  ­ тещины вечерки ­ зятья звали тещу на угощенье. Суббота отводилась золовкиными посиделкам. Завершало Масленицу «прощеное  воскресенье»:  в этот  день по  древней традиции  все  православные христиане просят друг у друга прошения, чтобы приступить к наступающему Великому посту с доброй душой и чистым сердцем, освободиться от взаимных обид и неприязни.       Главным угощением на «Масленой неделе» являются блины. Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу, а приготовление блинов было  настоящим   обрядом ­  одни  выходили   вечером  готовить   опару   на   реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца.           Мука   бралась   самая   разная:   гречишная,   пшеничная,   овсяная,   просяная, ячменная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины готовились из гречневой.  Считается, «что пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным, слегка кисловатым привкусом.       В каждом доме блины на Масленицу были постоянным украшением любой трапезы,   на   которой   помимо   разнообразных   блинов   следовало   подавать всевозможные   сыры,   молоко,   сметану,   мед,   масло.   Наедались   впрок,   на   весь будущий пост! При этом никогда не забывали по традиции первый блин отдать бедным.      Кроме щедрого и обильного застолья Масленица отличалась еще и многими увеселениями.   На   льду   или   на   площадях   возводились   деревянные   горки   с нарядными павильонами, где разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, сладостями, орехами и блинами. Публику в больших шатрах­балаганах веселили скоморохи.   В   деревнях   особенно   любимой   была   необычная   баталия   ­   взятие снежного   городка.   Но   самым   популярным   масленичным   развлечением   было катание   на   санях:   расписные   упряжки   лихо   неслись   наперегонки   с   веселым пением,   музыкой   и   смехом.   Завершались   недельные   гуляния   сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.              В   последнее   десятилетие   многие   самые   лучшие   традиции   и   обряды   празднования   Масленицы   возродились.   А   «Широкая   Масленица»   не   только приобрела статус главной и объединяющей Масленицы страны, но и официально внесена в список крупнейших мировых фестивалей.      В течение всей Масленичной недели миллионы людей участвуют в народных гуляниях,   их   ждут   концерты   популярных   артистов,   праздничные   угощения, многочисленные аттракционы, викторины, конкурсы и многое, многое другое.           Вернулся   и   обычай   отмечать   в   последний   день   масленицы   Прошеное воскресенье.        Происхождение праздника: истории и легенды        Масленица происходит от старинного языческого праздника провода зимы, сохранившегося в России и после принятия христианства в 10 веке. Как и многие другие   языческие   народы,   древние   славяне   отмечали   праздник,   связанный   с проводами зимы и встречи весны. В те далекие времена этот праздник назывался иначе и был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.   Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна и открывал начало полевых работ.        И по сей день он живёт как проявление надежды на год урожайный и сытый, поэтому Масленица была и остаётся обильной и очень щедрой.           По   одной   версии   в   основе   появления   самого   слова   «масленица»   лежит традиция выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей привлечь милость   солнышка   и   при   помощи   блинов   уговорить   его   посильнее   греть промерзшую за зиму землю. Вот для этого и стряпали блины, которые являлись символом солнца.           Кроме   того,   в   русских   деревнях   принято   производить   разные   обряды, которые   связанны   с   кругом.   Например,   объезжать   несколько   раз   село   на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам,   а   также   водить   традиционные   хороводы.   У   русских   считалось,   что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника ­ «Масленица».          Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому,   что   именно   по   православному   обычаю   на   этой   неделе   мясо   уже исключается  из пищи, а молочные продукты можно употреблять. Вот следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.     А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и отцом этого праздника был Мороз: в самое суровое и печальное время года ­ зиму   человек   заметил   девочку­масленицу,   которая   пряталась   за   огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла румяными щеками, но коварными глазами. И с хохотом она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.                          Масленичные традиции стран Европы      Масленица — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.    В Шотландии в старину на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…      В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить  блин на сковороде и поймать его. Первая   женщина,   которая   передаст   блин   звонарю,   становится   чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.     В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники   обмениваются   знаками   дружбы,   передают   своим   друзьям   через знакомых   шуточные   письма   без   указания   обратного   адреса.   Если   мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.         Если   главными   героями   русской   Масленицы   были   молодожены,   то   в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет “продавать” незамужних девушек.      А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — “клатик”. Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге.  Желаешь откупиться — плати.         В   Югославии   вас   непременно   посадят   в   свиное   корыто   и   поволокут   по деревне.   А   на   крыше   собственного   дома   вы   можете   обнаружить   фигуру соломенного деда.     А у нас в старину были свои обычаи встречи и проводов этого праздника. В 1722   году,   по   случаю   заключения   Ништадтского   мира   после   почти двадцатилетней   войны   со   Швецией,   Петр   I   пригласил   на   празднование Масленицы   иноземных   послов.   Катание   на   лошадях   император   открыл невиданным   зрелищем.   Петр   ехал   по   сугробам   на   корабле,   в   который   были впряжены   шестнадцать   лошадей.   Вслед   за   ним   двигалась   гондола,   в   которой сидела царица Екатерина, одетая простой крестьянкой. Далее двигались другие корабли и сани, запряженные разными зверями.     Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели. Их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем   двором.   А   по   случаю   своей   коронации,   подражая   Петру   I,   устроила   в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва».         В   традиционном   быту   всегда   считалось,   что   человек,   плохо   и   скучно проведший   масленичную   неделю,   будет   неудачлив   в   течение   всего   года. Безудержное   масленичное   чревоугодие   и   веселье   рассматриваются   как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.          Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).       Масленица   —   это   недельный   праздник,   праздник­обряд   с   хороводами, песнями,   плясками,   играми,   а   самое   главное   —   с   обрядом   славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест;   выйдя   за   село,   чучело   либо   топили   в   проруби,   либо   сжигали.   Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину,   старуху   или   даже   старика   ­   пьяницу   в   рванье.   Затем   под   крик   и улюлюканье   их   вывозили   за   село   и   там   высаживали   или   вываливали   в   снег («проводили Масленицу»).     Любопытно, что понятие «Чучело Масленицы» ­ ошибочно, на самом же деле изготавливалось   чучело   «Зимы»,   его   катали,   его   провожали   и   сжигали,   но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей. Там же, где не делали чучела, обряд   «проводов   масленицы»   состоял,   главным   образом,   в   возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали  всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально   для   этого   украденные.   Иногда   сжигали   в   костре   колесо,   символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра. 7. Заключение.         Одна   из   задач   музыкального   образования   –   обращение   к   национальным, культурным традициям своего народа, края, формирование у детей интереса, уважения,  любви и бережного отношения к своим истокам. Школа должна стать местом, где всем учащимся прививают уважение к своей культуре и культуре других народов, проживающих в России. Дети получают возможность   расширить   свой   кругозор,   познакомившись   с   музыкальным искусством края.      В своей работе я попыталась обосновать необходимость изучения  русского народного творчества, проанализировав историю возникновения  фольклора на Руси и в нашем крае. На примере праздника Масленицы я хотела показать, что русские обычаи, традиции и обряды надо знать, возрождать и по возможности, знакомиться   с ними на уроках в школе, использовать  для представления на школьных   мероприятиях   (например,   на   праздниках   для   родителей,   учащихся младших классов, школьных концертах и т.п.)._  8. Использованная литература 1.Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.,  1990г., с.147 2. Интернет­ресурсы:    www.maslenitsa.org/history   www.istorya.ru/articles/maslenica.php  3. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г., с. 131 Приложения 1. Песня « Прощай, масленица!» ( текст, фонограмма) maslenica-pesni--proschay-maslenica.mp3 2. Исполнение  коллективом учащихся детского танца « Масленица» maslenica-pesni--detskiy-tanec-maslenica.mp3 Прощай, прощай, наша Масленица. Прощай, прощай, наша Масленица. Маслену мы провожали, Тяжко по ней мы вздыхали. Прости, маслена, прощай, А на тот год приезжай, Поскорее! Поскорее! Прощай, прощай, наша Масленица. Прощай, прощай, наша Масленица. Масленица воротися, До велика дня протянися. Говорила семь недель, А остался один день День последний ­ воскресенье! Прощай, прощай, наша Масленица. Прощай, прощай, наша Масленица. Приди весна, с великой радостью, С великой милостью, и благодатью. Проигрыш

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"

Проект по музыке " Фольклорное творчество родного края. Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017