Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
Оценка 4.6

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
13.06.2017
Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
Презентация проекта
ПРОЕКТ.doc
ГУО «СШ № 18» г. Барановичи Брестской области Республики Беларусь Автор: Тишкевич Ольга Владимировна учитель математики и информатики, классный руководитель, учитель первой категории, магистр педагогических наук, стаж работы – 12 лет 1 СОДЕРЖАНИЕ .................................................................................................................................................................................... ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................ Обоснование необходимости реализации проекта........................................................................................ Цели и задачи проекта......................................................................................................................................... Формы реализации проекта и ожидаемые результаты............................................................................. Концепция реализации проекта....................................................................................................................... Основные направления организации работы классного руководителя с родителями  учащихся................................................................................................................................................................ Формы взаимодействия классного руководителя и родителей.............................................................. Планирование работы классных руководителей 5­11 классов для создания в школе  организованного пространства взаимодействия с семьей......................................................................... 5 класс.............................................................................................................................................................................. 6 класс.............................................................................................................................................................................. 7 класс.............................................................................................................................................................................. 8 класс.............................................................................................................................................................................. 9 класс.............................................................................................................................................................................. 10 класс............................................................................................................................................................................ 11 класс............................................................................................................................................................................ Работа с неблагополучной семьей................................................................................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................. Список использованных источников...............................................................................................................   2 ВВЕДЕНИЕ В   современных   условиях   назрела   необходимость   модернизировать   приоритет систему   педагогической   деятельности   школы,   учитывать   направленности     на   конечный   результат   развития   личности   обучающегося, готовность к самостоятельной жизни, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у обучающихся   должны   быть   развиты   социальная   активность,   ориентация   на здоровый   образ   жизни,   самостоятельность,   ответственность,   готовность   к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. В связи с этим назрела потребность поиска оптимальных путей решения данной проблемы. Нововведения,   которые   необходимо   осуществить,   требуют   опытно­ экспериментальной проверки. Предлагаемый проект «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»  позволит реализовать   задачи   способствующие   формированию   отношений сотрудничества в триаде: учитель – ребенок – родитель. В первой главе предлагаемого проекта обосновывается необходимость реализации   данного   проекта,   формулируются   цели   и   задачи   проекта, описываются   формы   реализации,   прогнозируются   результаты,   предлагается концепция реализации проекта. Во   второй   главе   рассматриваются   теоретические   вопросы   семейно­ ориентированного   подхода   в   работе   классного   руководителя, рассматриваются   основные   направления   организации   работы   классного руководителя   с   родителями   учащихся,   формы   взаимодействия   классного руководителя и родителей. В третьей главе предлагается комплекс мероприятий в 5­11 классах для создания   в   школе   организованного   пространства   взаимодействия   с   семьей, даются   рекомендации   по   организации   работы   с   неблагополучной   семьей, предлагается примерная тематика консультаций  для родителей учащихся. В приложении к проекту предлагается методическое пособие в помощь классному руководителю «Анкеты для учащихся и родителей по семейному воспитанию»   и   методическое   пособие   в   помощь   классному   руководителю «Сценарии   мероприятий   по   семейному   воспитанию»,   а   также   электронная презентация   проекта   и   презентации   к   некоторым   из   предложенных мероприятий. 3 Обоснование  необходимости реализации проекта Семья   являет   собой   персональную   среду   жизни   и   развития   детей, подростков,   юношей,   качество   которой   определяется   рядом   параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: 1. Демографический. Структура   семьи   (большая,   включающая   других   родственников,   или нуклеарная,   включающая   лишь   родителей   и   детей;   полная   или   неполная; бездетная, однодетная, мало­ или многодетная).   2. Социально ­ культурный. Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. 3. Социально ­ экономический. Имущественные характеристики и занятость родителей на работе. 4. Технико­гигиенический. Условия   проживания,   оборудованность   жилища,   особенности   образа жизни.   Претерпевая   изменения   в   области   эмоционально­психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей,   несмотря   на   то,   что   переход   от   одних   общественно­экономических отношений   к   совершенно   противоположным   вызывает   растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации. Характеризуя   современную   семью,   можно   выделить   основные   ее особенности:  преимущественное преобладание светских, гражданских браков;  увеличение церковных браков;  свобода заключения и расторжения браков;  равноправие женщин и мужчин в браке;  увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;  в основном семьи одно ­ двухдетные; многодетной считается с тремя и  более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7  %. Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений ­ родители и дети, а другие родственники живут отдельно, то есть родители утрачивают возможность   пользоваться   опытом   и   поддержкой   предыдущего   поколения. Исчезло   разнообразие,   вносимое   в   межличностные   отношения   пожилыми людьми, братьями­сестрами, другими родственниками. Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется   сфера   занятости   родителей.   При   сохранении   традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов 4 заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются   деньги,   материальное   состояние.   Появилось   большое   количество матерей­домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля   за   детьми,   уход   за   их   здоровьем,   повышенное   внимание   их образованию и развитию); с другой ­ сужение кругозора матери, замыкание ее интересов   на   домашних   делах.   Это   не   исключает   возможности   потери авторитета   матери   перед   детьми.   Зачастую   они   не   обращаются   к   ней   за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни   ребенка   играет   сверстник   или   взрослый,   более   значимый,   чем собственные   родители.   Да,   дети   нередко   имеют   более   высокий   уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда   заботясь   об   одобрении   их   времяпрепровождения   родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается. Кризис   современной   семьи   связан   с   резким   изменением   социального фона,   в   котором   она   находится;   с   медленной   адаптацией   семьи   к   новым социально­экономическим   условиям.   Как   следствие   этого   ­   реалии сегодняшнего дня:  резкое   снижение   жизненного   уровня   малообеспеченных   семей, повышение   обеспеченности   «богатых»   семей.   Естественно,   это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;  появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;  резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5­ 6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно­воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;  рост   детской   преступности,   при   этом   каждый   третий   подросток, нарушивший   закон,   имеет   родителей­алкоголиков,   которые   не занимаются детьми, не контролируют их поведение;  приобщение   детей   к   алкоголю,   наркотикам,   проституции   и   другим формам половой распущенности;  рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;  резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.  5 Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена.  В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По   данным   социологических   исследований,   работающая   женщина   в   сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные ­ 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль ­ выяснению того, какие оценки получены.  Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует   свою   главную   функцию   ­   воспитание   детей.   Причины   такого кризиса   лишь   отчасти   связаны   с   ухудшением   экономической   ситуации   в стране,   они   имеют   более   общий   характер.   Большинство   специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее.   Остается   надеяться,   что   человеческая   мудрость   все   же   найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему. Таким   образом,   подводя   итог   сказанному   о   трудностях   современной семьи, среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семье можно отметить следующие:  невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное   время   родителей   тратится   на   добывание   средств   к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);  низкая   культура   общественной   жизни,   двойная   мораль,   лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;  высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально­ бытовых и моральных причин. Развод ­ это всегда проблема воспитания детей;  обострение   конфликтов   между   поколениями,   которые   день   ото   дня становятся   напряженнее.   Информация   о   семейных   убийствах   не исчезает со страниц прессы.                 В   современном   обществе   школа   становится   все   более   открытой социально­педагогической   системой,   стремится   к   диалогу,   общению, широкому   социальному   взаимодействию,   поскольку   за   последние   годы усилилась   тенденция   самоустранения   родителей   от   решения   вопросов воспитания и развития детей. 6 Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической   культуры   родителей   как   основы   раскрытия   творческого потенциала,   совершенствования   семейного   воспитания,   через   различные классные, общешкольные  и городские мероприятия.                  Работа с родителями направлена на организацию сотрудничества с семьей  в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, выработку единых требований, организацию и помощь в обучении, физическом и духовном развитии.            Таким образом, предлагаемый проект  «Семья и школа – союзники в решении   общих   проблем   воспитания   и   образования   подрастающего поколения»  позволит   реализовать   задачи   способствующие   формированию отношений сотрудничества в триаде: учитель – ребенок – родитель.        В современных условиях назрела необходимость модернизировать систему педагогической деятельности школы, учитывать   приоритет направленности на   конечный   результат   развития   личности   обучающегося,   готовность   к самостоятельной   жизни,  социальную   адаптацию   и   интеграцию   в  обществе.   Для   успешной   самостоятельной   жизни   в   современном   социуме   у обучающихся   должны   быть   развиты   социальная   активность,   ориентация   на здоровый   образ   жизни,   самостоятельность,   ответственность,   готовность   к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. В связи с этим назрела потребность поиска оптимальных путей решения данной проблемы.                 Нововведения, которые необходимо осуществить, требуют опытно­ экспериментальной проверки. Цели и задачи проекта Цель проекта: создать в школе организованное пространство взаимодействия с семьей, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей. Задачи проекта: 1.   Оказание   психолого­педагогической,   информационно­правовой,   учебно­ образовательной, методической и организационной помощи в семье; 2. Повышение престижа семьи с как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей; 3.   Создание   предпосылок   для   развития   социальной   активности   семей   в воспитательном процессе в школе; 4.   Содействие   развитию   и   укреплению   института   семьи,   ответственному родительству,   повышению   морально­нравственных   устоев,   формированию здорового образа жизни.  7 Основные направления организации работы с семьей  Организация диагностической работы по изучению семей;  Педагогическое просвещение родителей:  ­ углубление рефлексии семейных взаимоотношений  ­ осознание родительского влияния на ребенка  ­ освоение новых навыков семейного воспитания  Формирование здорового образа жизни (физическое, психологическое,  духовное здоровье)  Формирование   отношений   сотрудничества   в   триаде:   выпускник   – родитель – ребенок Формы реализации проекта и ожидаемые результаты родительские   собрания   (классные, Формы реализации проекта: Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы,  конференции, консультации специалистов. Традиционная:    общешкольные), родительские клубы, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы, выезды на природу и т.д. Просветительская:  использование школьной газеты для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, оформление стендов и уголков для родителей (в классах и школе). Ожидаемые результаты: 1   Функционирование   системы   оказания   психолого­педагогической, информационно­правовой,   методической   и организационной помощи в семье; 2. Повышение престижа семьи и ее социально­психологической культуры с как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей; 3. Разработка  модели распространения положительного опыта семей. Критерии оценки достижений результатов: 1. Повышение ответственности семьи за воспитание детей. 2. Снижение числа правонарушений у детей 3. Увеличение числа семей, оказывающих поддержку педагогическому  коллективу в организации процесса обучения и воспитания. 4. Развитие материальной базы образовательного  и воспитательного процесса.   учебно­образовательной, 8 Срок реализации проекта 2013­2018 г.г. 9 Концепция реализации проекта Этапы и механизмы реализации проекта I этап Подготовительный (2013­2014 год):  подготовка проекта и его информационное обеспечение;  II этап Практический  (2014­2017 уч. год):  Проведение   родительских   собраний   по   актуальным   проблемам семейного воспитания;  Работа совета школы, школьного родительского комитета по проблеме;  Создание   объединений   родителей   по   семейным   проблемам   (школа молодых родителей,  семейный клуб, конференция отцов);  Организация   родительского   всеобуча   с   учетом   особенностей контингента детей и родителей школы.  Проведение   спортивно­массовых   мероприятий,   выезды   на   природу   и т.д. III этап Обобщающий (2017­2018г.) Анализ работы. IV этап Внедренческий Реализация функции социализации полученного педагогического результата. Выявление пакета  условий осуществления эксперимента и распространения его результатов в массовую практику.                                     10 «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения» Концепция реализации проекта: I Подготовительный этап: Цель: Определение основных направлений работы при создании проекта. Проектные  действия Организационное обеспечение  Анализ социально­ педагогической ситуации  развития учреждения;  Диагностика  детского  коллектива, коллектива  родителей; Анализ,   обобщение   предложений, разработка   и   утверждение   планов работы по эксперименту Предполагаемый  результат   Осмысление  готовности педагогического коллектива  к   работе   в режиме эксперимента. № 1. 2. установки Формирование родителей понимание   сущностных основ инновационной деятельности на      Участие   родителей   в   работе конференций   по   обсуждению новых подходов в работе   Организация ежегодных отчетов и выставок детских достижений   11 Цель: Реализация проекта.  II    этап, практический № 1. Проектные действие Организационное обеспечение  Повышение      родителями  уровня                       психолого­педагогических  знаний, общей культуры;       Подготовка учащихся к  будущей самостоятельной  семейной жизни;  Расширение социальных  навыков;  Профориентация.   Системное   изучение,   анализ   и оценка   результатов   по   ходу проекта  Сравнение результатов на каждом этапе, прогнозирование конечного результата  Внесение корректив в содержание проекта 2. Функционирование   научно­педагогического обеспечения деятельности ГУО системы   и    Изучение обобщение инновационного опыта педагогов.  Проведение целевых, проблемных   для   педагогов, семинаров участвующих в эксперименте.  Проведение   родительских собраний, конференций. 12 Предполагаемый результат    Создание   психолого­ педагогических   условий, способствующих индивидуализации развития всех участников учебно­воспитательного процесса, успешной социализации,  интеграции в социум; III    Обобщающий этап  Цель: Закрепление позитивных результатов, определение дальнейших перспектив развития ГУО. № Организационное обеспечение Проектные действия Предполагаемый 1.  Обобщение инновационного  Проведение   научно­практических опыта; конференций;  Совершенствование научно­  Распространение   опыта   работы методической работы через школьную газету результат  Убеждение в  правильности   выбранной концепции, желание  совершенствовать ее  структуру и начало  распространения опыта  работы; 2. Обобщение результатов  эксперимента;  Совершенствование обновленной  системы образовательно­ воспитательного процесса   Анализ результатов и определение перспектив 13 Основные направления организации работы классного руководителя с родителями учащихся Работа   педагога   с   семьей,   семейная   политика   признаются   одним   из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования. Основным в диаде «семья ­ образовательное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в определенной семье. Трудно оценить помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. В   работе   с   семьями   учащихся   педагогический   коллектив   должен реализовать следующие основные задачи: 1. Повышение воспитательного потенциала семьи. 2.   Установление   и   поддержание   систематической   связи   с   родителями учащихся с использованием для этой цели различных форм индивидуальной и коллективной работы с ними. 3. Всестороннее и глубокое изучение условий и возможностей семейного воспитания учащихся. 4.   Установление   единых   с   родителями   педагогических   требований   к учащимся. Таким образом, складывающиеся на современном этапе качественно новые партнерские   отношения   семьи   и   образовательных   учреждений   благоприятно влияют   на  развитие   и   воспитание   подрастающего   поколения.  Образовательное пространство станет тем местом, где родители, педагоги и дети смогут строить мир гуманистических отношений вместе. Школа оказывает родителям психолого­педагогическую помощь в решении проблем   семейного   воспитания,   разрешении   противоречий   подросткового возраста, преодолении трудностей в воспитании мальчиков и девочек в период их полового   созревания,   в   профилактике   формирования   вредных   привычек   и правонарушений.  Необходимость   создания   оптимальных   условий   для   воспитания, образования и развития творческих способностей является основой объединения семьи и школы. Понимание целей воспитания и готовность проявить высокую личную   ответственность   и   активность   в   их   достижении   движет   нашими родителями. Таких родителей абсолютное большинство. Объединение   усилий   семьи   и   школы   в   современных   условиях   – необходимость. Известно, что поведение детей, их жизненная позиция в будущем 14 во   многом   зависит   от   постоянного   влияния   родителей,   от   их   сегодняшней жизненной позиции. Школа не может взять на себя роль воспитателя родителей, но   она   может   и   должна   оказывать   постоянное   педагогическое   влияние, руководить семейным воспитанием.  Одно   из   основных   направлений   деятельности   педагога   ­   это   работа   с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить,   что,   воспитывая   ученика,   он   влияет,   в   первую   очередь,   на воспитательный   потенциал   семьи.   Объектом   профессионального   внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих   рамках   рассматривается   его   взаимодействие   с   родителями.   Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:    изучение   семейной   атмосферы,   окружающей   ученика,   его взаимоотношений с членами семьи;    психолого­педагогическое   просвещение   родителей   через   систему родительских собраний, бесед, консультаций;    организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;   защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Таким   образом,   педагогом   реализуется   функция   родительского просвещения   (сведения   о   воспитательной   концепции   учебного   заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития   школьников   на   данный   период,   о   ходе   духовного,   нравственного развития   ребенка,   об   особенностях   деятельности   воспитанника   в   стенах образовательного   учреждения,   о   взаимоотношениях   в   группе,   о   выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания ­ именно   той   стороны,   которая   имеет   отношение   к   ребенку   (искусство   любить детей),   режиму   жизни   и   деятельности   ребенка,   обеспечивающие   и   коррекцию личности родителей. Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:    составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т. д.);   организация диагностической работы по изучению семей;   использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;   организация психолого­педагогического просвещения родителей; 15    создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации   совместной   общественно   значимой   деятельности   и досуга родителей и учащихся (воспитанников);    выявление   и   использование   в   практической   деятельности   опыта семейного воспитания;   внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;    оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни   семьи,   в   профилактике   и   диагностике   наркомании,   в предупреждении   других   негативных   проявлений   у   детей   и подростков;    использование   различных   форм   сотрудничества   с   родителями­ отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;  создание   условий   для   обеспечения   прав   родителей   на   участие   в управлении   образовательным   учреждением,   организации деятельности   общественных   родительских   формирований   (Совета учреждения,   попечительского   совета,   родительского   комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей­инвалидов, семейные клубы);  активное   включение   в   работу   с   семьей   педагога­психолога, социальных   педагогов,   педагогов   дополнительного   образования, старшего   вожатого,   библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);   педагогов­организаторов,  оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной   жизни   (факультативы,   спецкурсы,   кружки,   клубы   по программам   «Этика   и   психология   семейной   жизни»,   «Основы семейного воспитания»);  разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);  расширение   сферы   дополнительных   образовательных   и   досуговых услуг. 16 Формы взаимодействия классного руководителя и родителей Основная   цель   всех   форм   и   видов   взаимодействия   с   семьей  ­ установление   доверительных   отношений   между   детьми,   родителями   и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие   педагогов   и   родителей   детей   осуществляется   в основном через:   приобщение родителей к педагогическому процессу;    неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;   информационно­педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют  родителям  ближе познакомиться родителям со спецификой   учреждения,   знакомят   его   с   воспитывающей   и развивающей средой;   объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по   воспитанию   и   развитию   ребенка:   эти   взаимоотношения   следует рассматривать   как   искусство   диалога   взрослых   с   конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;   проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;    уважительные   взаимоотношения   семьи   и   образовательного учреждения. Взаимодействие   семьи   и   учреждений   образования   в   интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:    разнообразные   программы   совместной   деятельности   детей   и родителей;   семейные туристско­краеведческие и экскурсионные программы;    систему социально­правовых и медико­педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т. д. );   традиционные встречи многодетных семей;    благотворительные   праздники   и   концерты   для   семей,   в   которых воспитываются дети­инвалиды;   встречи опекунов детей, оставшихся без родителей; 17   семейные клубы и мастерские. В практической   работе  с  родителями   воспитанников   педагог  использует коллективные   и   индивидуальные   формы   взаимодействия,   реализуя   как традиционные,  так   и   нетрадиционные   формы   работы,   а  именно:   родительское собрание;   родительский   лекторий,   «университет   педагогических   знаний»; родительские конференции (общеклассные, общешкольные); презентация опыта семейного воспитания; диспут, дискуссия; встречи родительской общественности с   администрацией   учреждения;   индивидуальные   консультации;   тематические консультации;   посещение   воспитанника   на   дому;   родительский   комитет; родительские чтения; родительские вечера; родительские тренинги; родительские ринги. Организация   совместной   деятельности   родителей   и   детей.   Одна   из главных задач педагогов образовательного учреждения ­ это сотрудничество и расширение   поля   позитивного   общения   в   семье,   реализация   планов   по организации   совместных   дел   родителей   и   детей.   В   учреждениях   образования сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей: ­ в познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты   по   предметам,   дни   открытых   дверей,   праздники   знаний   и   творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты.   Родители   могут   помочь   в   оформлении,   подготовке   поощрительных призов,   оценке   результатов,   непосредственно   участвовать   в   мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды; ­   в   трудовой   деятельности:   оформление   кабинетов,   благоустройство   и озеленение помещений, посадка аллей, ярмарка­распродажа поделок, выставки «Мир моих увлечений» и др.; ­   в   досуге:   совместные   праздники,   подготовка   концертов,   спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические   походы,   слеты,   экскурсионные   поездки,   домашние   клубы выходного   дня,   где   родители   организуют   деятельность   детских   групп, сформированных с учетом интересов и симпатий.  Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с   педагогами   и   детьми,   рассматриваются   в   качестве   субъекта   целостного образовательного процесса. 18 Планирование работы классных руководителей 5­11 классов для создания в школе организованного пространства взаимодействия с семьей Предлагается   системный   план     работы   классных   руководителей   5­11 классов с учащимися и родителями по семейному воспитанию:  информационные часы,   классные   часы,   родительские   собрания,   внеклассные   мероприятия, спортивные   праздники,   конкурсы,   викторины,   экскурсии,   походы,   творческая работа. 19 Месяц Классные и информационные часы 5 класс Родительские собрания, консультации для родителей Сентябрь Классный час "Моя семья — мое богатство" Собрание. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Внеклассные мероприятия Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия  День открытых дверей Октябрь Классный час «Мамин Доклад на тему: "Воспитание портрет» Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с мамой учащегося) и ответственность" (общешкольное родительское собрание)  Праздничное родительское собрание "Весенняя сессия наших мам" Ноябрь Классный час «Любовь мамы» Родительское собрание  «моя семья ­ моя радость». Экскурсия Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" (общешкольная) 20 Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс презентаций о маме (5­7) Конкурс портретов мамы, цветов помощи маме Декабрь Классный час «Роль отца» Конференция для пап "Роль отца в воспитании детей" (5­6 Конкурс: "Мой папа — самый, самый, Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) класс) самый…" (общешкольный) Январь Классный час «Сердце мамы» родительское собрание "Особенности общения в семье" Февраль Классный час «Материнские руки» Март Классный час «Подвиг мамы» Информационный час «К нам в гости пришла бабушка …» (встреча с бабушкой учащегося) Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей (общешкольное) Родительское собрание на тему: «Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни» Апрель Классный час «Забота мамы» Родительский лекторий «Проблема семейного насилия» (5­6) 21 Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» Стенгазета «Сердце мамы» Рисунки «Мамины руки» Открытки­ поздравлени я мам и бабушек с  8 марта Совместное посещение Новогоднего представления родителями и учащимися "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное мероприятие (общешкольное) Экскурсия Май Классный час «Опора Итоговое родительское семьи» собрание Месяц Классные и информационные часы 6 класс Родительские собрания, консультации для родителей Внеклассные мероприятия Сентябрь Классный час "В кругу  семьи" "Все начинается с семьи"  (родительское собрания с  участием детей) Октябрь Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с Ноябрь мамой учащегося) КТД на тему "Секрет счастливой семьи" Доклад на тему: "Воспитание и ответственность" Внеклассное мероприятие (общешкольное родительское "Праздник мам" собрание) Родительское собрание "Здоровье учащихся как основа эффективного обучения" 22 Совместный поход учащихся и родителей Стенгазета «Итоги года» Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия  День открытых дверей Экскурсия Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс презентаций о маме (5­7 кл) Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" Декабрь Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Конференция для пап "Роль отца в воспитании детей" (5­6 Конкурс: "Мой папа — самый, самый, класс) самый…" (общешкольный) Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» Январь Классный час «Семья и ее значение для ребенка» Февраль Родительское собрание «Общение родителей с детьми» Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк) Март Классный час по теме: "Любимым мамам посвящается…" Заседание "Родительского клуба" — педагогическая гостиная "Искусство хвалить" Информационный час «К нам в гости пришел дедушка » (встреча с дедушкой учащегося) 23 "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное мероприятие (общешк) Открытки­ поздравлени я мам и бабушек с  8 марта Апрель Май Месяц Родительский лекторий «Проблема семейного насилия» (5­6) Итоговое родительское собрание Праздник "Люблю тебя, моя семья!" Экскурсия Совместный Стенгазета поход учащихся и родителей «Итоги года» Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия учащихся и детей День открытых дверей Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс презентаций 7 класс Родительские собрания, консультации для родителей Внеклассные мероприятия Классные и информационные часы Сентябрь Классный час «Моя  семья» Заседание родительского  клуба "Взаимодействие семьи  и школы в воспитании детей" Октябрь Информационный час «Мама в гости к нам Доклад на тему: "Воспитание и ответственность" 24 пришла …» (встреча с (общешкольное родительское мамой учащегося) собрание) о маме (5­7) Конференция родителей "Роль Мероприятие "Семья Экскурсия Ноябрь Декабрь семьи в формировании здорового образа жизни" (общешк) Родительская конференция "Подготовка к взрослости" талантами богата" Конкурс: "Мой папа — самый, самый, самый…" (общешк) Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Праздник­шоу "Школа + 7 Я" Январь Классный час "Семья — глаза в глаза" Февраль Март Информационный час «К нам в гости пришла бабушка …» (встреча с бабушкой учащегося) Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк) Родительское собрание «Как воспитать у детей навыки ненасильственного общения» 25 Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное Открытки­ поздравлени я мам и бабушек с 8 марта Апрель Классный час "В семейном кругу мы с вами растем!.." Май Итоговое родительское собрание мероприятие (общешк) Экскурсия Совместный Стенгазета поход учащихся и родителей «Итоги года» 26 8 класс Классные и информационные часы Месяц Сентябр ь Родительские собрания, консультации для родителей Родительское собрание­ студия “В кругу семьи рождается душа” Октябрь Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с Доклад на тему: "Воспитание и ответственность" (общешкольное родительское мамой учащегося) собрание) Ноябрь Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" (общешк) 27 Внеклассные мероприятия Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия учащихся и детей День Внеклассное мероприятие «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» (параллель 8­ х классов) открытых дверей Экскурсия Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс сочинений о маме (8­9 кл) Декабрь Кл час Моя семья – моя крепость Родительское собрание по теме: "Особенности подросткового возраста" Конкурс: "Мой папа — самый, самый, самый…" (общешк) Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Кл час Ток­шоу о девушке современнице Информационный час «К нам в гости пришел дедушка » (встреча с дедушкой учащегося) Январь Февраль Март Апрель Проблемно­тематическое родительское собрание "Курение и статистика" Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк) «Личностное становление подростков.  Проблема отцов и детей» (встреча за круглым столом) Большая семейная викторина 28 Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» Презентаци и ­поздравлен ия мам и бабушек с  8 марта "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное мероприятие (общешк) Экскурсия Май Месяц Классные и информационные часы Итоговое родительское собрание (8­11 классы) 9 класс Родительские собрания, консультации для родителей Внеклассные мероприятия Сентябрь "Давайте познакомимся". Внекл. мероприятие с открытых дверей родителями. Октябрь Классный час Доклад на тему: "Воспитание "Восславим женщину­ и ответственность" мать" (общешкольное родительское собрание) Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с 29 Совместный Стенгазета поход  «Итоги года» Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия учащихся и детей День Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс сочинений  о маме (8­9 кл) Ноябрь мамой учащегося) Классный час: «Семья. Семейные традиции» Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" (общешк) Экскурсия Декабрь Январь Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Родительское собрание по теме: "Подростковый суицид" "Подростковая наркомания". Родительское собрание (8­9 класс) Конкурс: "Мой папа — самый, самый, самый…" (общешк) Вечер­встреча "Я и мое поколение" Февраль Классный час (тренинг общения) "Уход из семьи: вызов или отчаяние?" Март Информационный час «К нам в гости пришел дедушка » (встреча с дедушкой учащегося) Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк.) Родительское собрание по теме "Здоровый образ жизни подростка" 30 Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное мероприятие Презентаци и ­поздравлен ия мам и бабушек с  8 Апрель Классный час "Крепка семья — крепка Держава" Большая семейная викторина (8­11 классы) Май Месяц Классные и информационные часы Итоговое родительское собрание 10 класс Родительские собрания, консультации для родителей Внеклассные мероприятия Сентябрь Классный час «Моя родословная» Октябрь Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с Доклад на тему: "Воспитание и ответственность" (общешкольное родительское 31 Внеклассное мероприятие – праздник для мам (общешк) Экскурсия марта Совместный Стенгазета поход  «Итоги года» Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия учащихся и детей День открытых дверей Творческая работа  Классная стенгазета «Я и моя семья» Конкурс стенгазет  о маме (10­11) мамой учащегося) собрание) Ноябрь Классный час "Семья: взаимопонимание и конфликты" Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет" Экскурсия Декабрь Январь Кл. час Тема: "Родительский дом ­ начало начал..." Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Февраль Информационный час «К нам в гости пришла бабушка …» (встреча с бабушкой учащегося) Психологический классный час. «Семья … Моя Март (общешк) Родительское собрание по теме "Конфликты с собственным ребёнком и пути Конкурс: "Мой папа — самый, самый, самый…" (общешк) их разрешения" Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» Конференция родителей: "Профессиональное самоопределение – зачем?" Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк) Родительское собрание по теме "Профилактика вредных привычек. Поговорим о наркомании" 32 "На площадку в выходной мы выходим всей семьей". Презентаци и ­поздравлен ия мам и Апрель Май Месяц Сентябрь будущая семья» Большая семейная викторина (8­11 классы) Итоговое родительское собрание 11 класс бабушек с  8 марта Спортивное мероприятие (общешк) Экскурсия Совместный Стенгазета поход учащихся и родителей «Итоги года» Классные и информационные часы Родительские собрания, консультации для родителей Внеклассные мероприятия Родительское собрание с участием детей "Семья – маленькая вселенная" 33 Совместные экскурсии, походы, спорт. мероприятия учащихся и детей Творческая работа  стенгазета «Я и моя семья» Конкурс стенгазет  о маме (10­11 кл) Экскурсия Конкурс: "Мой папа — самый, самый, самый…" (общешк) Совместное посещение Новогоднего представлени я родителями и учащимися Конкурс сочинений «Мой папа ­ самый лучший» Доклад на тему: "Воспитание и ответственность" (общешкольное родительское собрание) Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" (общешк) Октябрь Классный час Ноябрь Декабрь "Счастливая семья" Информационный час «Мама в гости к нам пришла …» (встреча с мамой учащегося) Классный час­игра "На что потратить жизнь?" Классный час «Моя будущая семья» Инф. Час «Папа в школе» (встреча с папой учащегося) Январь Классный час Беда где­то рядом! Счастливая семья и её Родительское собрание по враги Февраль предупреждению наркотической зависимости подростков. Лекция для родителей "Правовое воспитание родителей" (общешк) Март Информационный час Высшая мера КВН «Я и моя будущая "На площадку Презентаци 34 «К нам в гости пришел дедушка » (встреча с дедушкой учащегося) (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков) семья» Апрель Май Большая семейная викторина (8­11 классы) Итоговое родительское собрание и ­поздравлен ия мам и бабушек с  8 марта в выходной мы выходим всей семьей". Спортивное мероприятие (общешк) Экскурсия Совместный Стенгазета поход учащихся и родителей «Итоги года» 35 Работа с неблагополучной семьей           Сегодня   в   понятие   «неблагополучная   семья»   вкладывается   разный смысл.   Как   показывают   данные   исследований   и   наблюдений,   проблемы,   в которые   погружены   неблагополучные   семьи,   условно   могут   быть классифицированы как социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические, материальные и т. д. При этом в неблагополучных семьях редко можно наблюдать какой­то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и   взаимообусловлены.   Довольно   часто   социальная   неустроенность   родителей приводит к психологическому напряжению; отсутствие материальных средств отражается   на   питании   ребенка   и   семьи   в  целом,  что   приводит   к   снижению сопротивляемости   болезням,   нарушениям   в   росте   и   развитии   детского организма,   социальная   и   психологическая   отстраненность   способствует апатичному   отношению   к   жизни   в   целом,   пассивностью   личности,   ее саморазрушением.   восстановить воспитательный потенциал семьи.                   Главная   цель   социально­педагогической   поддержки   детства   – Шаги по работе с неблагополучными семьями.                  Оказывая помощь детям «группы риска», необходимо знать и о тех тяжелых или трагических ситуациях, которые дети пережили в своих семьях. Для   многих   семей,   которые   стали   неблагополучными,   проблемы   детей   не являются важными; члены семьи решают свои личные проблемы и у них нет сил заботиться о детях.                 Первый шаг  по работе с неблагополучными семьями направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью.                   Второй   шаг  направлен   на   оказание   помощи   ребенку   в   семейном окружении.   Необходимо   рассмотреть   все   сохранившиеся   отношения,   по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с   его   помощью   воздействовать   на   ребенка,   а   через   него   на   членов   семьи   и родителей.         Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, их попытки проявлять неискренние реакции, изменять смысл того, что с ними случилось.                 Четвертый шаг  направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи.     Недостаточная психолого­педагогическая грамотность родителей и семьи   Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога;   Помощь психотерапевта семье и детям; 36    Проведение   семинаров,   бесед   на   темы   воспитания,   просмотр видеофильмов, кинофильмов;    Вовлечение   детей   в   кружки,   студии,   центры   дневного   пребывания, секции;   Постановка на учет в ПДН, к подростковому психиатру, наркологу.    Наблюдения   учителя,   психолога   школы,   социального   педагога, Жестокое обращение с ребенком социального работника;   Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста родителей.   Психотерапевтическая помощь родителям и детям.   Привлечение к занятиям детско­родительской группы.   Постановка на учет в ПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов     Привлечение   родителей   к   работе     к   работе   семинаров,   беседы   о воспитании в семье. Семья алкоголиков (оба родителя)    Наблюдения   и   консультации   психолога   образовательного   учреждения (для детей и подростков).   Оказание психиатрической помощи семье или её отдельным членам.    Вовлечение ребенка в систему   дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).   Консультирование врача – психиатра, нарколога.    Консультирование   ребенка   в   психолого   –   методико­педагогической комиссии и определение программ обучения.    Перевод   ребенка   в   класс   компенсирующего   обучения,   во вспомогательную   школу,   центр   социально   –   трудовой   адаптации, вечернюю школу, ПТУ и д.р.  Возбуждение   дела   о   лишении   родительских   прав   (в   случае необходимости).  Неполная семья   Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его  семьей.   Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.   Привлечение неполной семьи  к занятиям  детско­родительской группы.   Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.    Активная   деятельность   классного   руководителя   или   учителя   по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.   Проведение родительского  лектория (на радио, телевидении и т.д.). 37    Обучение   одного   из   родителей   навыкам   воспитания   при   отсутствии второго родителя.   Постановка на учет в учреждении и органы социальной защиты.   Привлечение общественных организаций к воспитанию. Неполная семья, родитель – алкоголик (одинокая мать­ алкоголичка или отец ­ алкоголик)    Беседы   классного   руководителя,   социального   педагога   с   пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.   Наблюдение и консультации школьного психолога.   Вовлечение социальным педагогом и классным руководителем ребенка в кружки, секции. Библиотеку.    Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса   об   ограничении   или   о   лишении   родителя   –   алкоголика родительских прав.    Направление   ребенка   образовательным   учреждением   на   психолого   ­ методико   ­   педагогическую   консультацию   для   определения   уровня   его развития  и программы обучения.    При   нарушении   подростком     правил   и   норм   общественной   жизни, хулиганстве   и   правонарушениях   возбуждении   дела   образовательным учреждением о направлении в спецшколу. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.    Вовлечение   детей   т   подростков   учителем,   социальным   педагогом   в кружки, секции, студии, клубы.   Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.   Индивидуальная работа психолога с ребенком.   Помощь учителей ребенку в учебе.   Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка     Направление   образовательным   учреждением   ребенка   на   методико   – психолого­педагогическую   комиссию   для   определения   уровня   его развития и программы бучения.   Консультация у невропатолога или психиатра.        Эффективность воспитательного процесса трудновоспитуемых подростков и реабилитация неблагополучных семей повышается, если совместная взаимная работа проходит планомерно, систематически, целенаправленно. 38 Каждый ребенок имеет право на семью, и большинство детей живут в семьях.   Особое   место   среди   них   занимают   семьи,   которые   взяли   на   себя обязанности по воспитанию детей­сирот, дали им тепло и заботу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого   воспитательного   поля,   единой   социальной   сферы,   где   наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. Работа   педагога   с   семьей,   семейная   политика   признаются   одним   из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования. Деятельность   родителей   и   педагогов   в   интересах   ребенка   может   быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше   узнать   ребенка,   увидеть   его   в   разных   ситуациях   и   таким   образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей,   формирования   ценностных   жизненных   ориентиров,   помочь   в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить  партнерские  отношения  с  семьей  каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении   важно   представлять   коллектив   как   единое   целое,   как   большую семью,   которая   сплачивается   и   интересно   живет   только   в   том   случае,   если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Следовательно,   целесообразно   значительную   часть   воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы,   проблемы   и   задачи   решать   сообща,   чтобы   прийти   к   согласию,   не ущемляя   интересов   друг   друга   и   объединяя   усилия   для   достижения   более высоких результатов. Предлагаемый проект  «Семья и школа – союзники в решении общих проблем   воспитания   и   образования   подрастающего   поколения»  позволит создать  в школе организованное пространство взаимодействия с семьей, помочь современной   семье   в   деле   воспитания   и   образования   детей,   предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей. 39 Список использованных источников 1. Азбука любви: Книга для родителей. ­ М., 1996. 2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М., 1988. 3. Афанасьева Т.М. Семья. — М., 1988. 4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое  руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991. 5. Беляков Е. 365 развлечений для ребенка. — М: Айрис­пресс, 2001. 6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение,  1988. 7. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. — М., 1991. 8. Глассер У. Школа без неудачников — М.: Прогресс, 1991. 9. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1—11 классах. —  М.: Вербум, 2001. 10.Зайцев Г. К. Школьная валеология. — СПб., 1997. 11.Книга в семье и духовное развитие ребенка // 25 современных тем  родительских собраний в школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М., 1996. 12.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1999. 13.Мухина B.C. Возрастная психология. ­ М., 2000. 14.Педагогический такт... родителей // 25 современных тем родительских  собраний в школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002. 15.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. —  М., 1996 16.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. — М., 1990. 17.Снайпер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое  место в жизни. — М., 1997. 18.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996. 19.Шаг за шагом к погибели // 25 современных тем родительских собраний в  школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002. 40

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017