Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
Оценка 4.6

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
13.06.2017
Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
методичка анкеты к проекту Тишкевич О В ГУО ОСШ 18.doc
ГУО ОСШ № 18 г. Барановичи В помощь классному руководителю О. В. Тишкевич Барановичи, 2013 Тишкевич, О. В. Анкеты   для   учащихся   и   родителей   по   семейному   воспитанию.   /   В   помощь классному руководителю. – Барановичи, ГУО ОСШ № 18. – 2013 г. Данное   пособие   предназначено   классным   руководителям   5­11   классов   для проведения   анкетирования   родителей   и   учащихся   по   проблемам   семейного воспитания. Результаты анкетирования могут быть использованы для изучения семей   учащихся,   проведения   классных   часов,   родительских   собраний, внеклассных мероприятий. 2 Учебное издание Классному руководителю Тишкевич Ольга Владимировна Содержание Анкеты для родителей…………………………………………4 Анкеты для учащихся…………………………………………19 Тесты для родителей…………………………………………. 25 Список использованных источников……………………….. 31 3 Анкеты для родителей. Знакомство классного руководителя с семьей учащихся Анкета № 1 — Ф.И.О. ребёнка.  — Дата рождения.  — Хобби.  — Адрес, индекс. Домашний телефон. —   Ф.И.О.   матери,   место   работы,   должность,   рабочий   телефон,   экстренный телефон. Образование. Хобби.  —   Ф.И.О.   отца,   место   работы,   должность,   рабочий   телефон,   экстренный телефон. Образование. Хобби.  — Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.  — Материальное положение.  — Жилищные условия.  1. Что Вы ожидаете от школы?  2. Что Вас не устраивает в школе?  3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?  4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?  5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?  6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?  7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка?  8. По каким предметам он испытывает затруднения?  9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?  10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?  11. Усидчив ли он?  12. Быстро ли он утомляется?  4 13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?  14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?  15. Что Вы хотите от своего ребёнка?  16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?  17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?  18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?  19. Много ли у родителей свободного времени?  20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а) мамы; б) папы?  21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?  22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?  Анкета № 2 1.Как Вы думаете, зачем человеку нужно образование? (выберите только один ответ) а) чтобы достичь в жизни большего; б) чтобы быть материально  обеспеченным; в) чтобы быть личностью; г) чтобы получить общественное признание; д) чтобы быть свободным и независимым; е) чтобы быть умным и уверенным в себе; ж) другое (запишите,что)______________________ 2.Зачем, на Ваш взгляд, нужно образование Вашему ребенку? (выберите только один ответ) а) чтобы мой ребенок жил лучше, чем мы; б) чтобы мог достичь в жизни большего;  в) чтобы стал достойным гражданином и личностью; г)  чтобы сделал  карьеру;  д) другое (запишите, что)___________________________________ 3. В какой школе Вы хотели бы, чтобы учился Ваш ребенок? (выберите  только  один  ответ) а) в гимназии;                                     б) в лицее; в) в  обычной  школе;                         г) в школе для одаренных детей; д) в школе, где работает хороший педколлектив и есть индивидуальный              подход к ребенку; е) в школе с ранней трудовой подготовкой; ж) в экспериментальной школе; з) другое (запишите, что)  _________________________________ 5 г) в школе для одаренных детей; 4.В какой школе учится Ваш ребенок? (выберите только один ответ) а) в гимназии;                                   б) в лицее; в) в обычной школе;                        д) в школе, где работает хороший педколлектив и есть индивидуальный      подход к ребенку; е) в школе с ранней трудовой подготовкой; ж) в экспериментальной школе; з) другое (запишите, что)  _________________________________ 5. Что Вы предлагаете сделать у нас в школах, чтобы образование наших детей       было лучше?________________________________________ ___________________________________________________________________ Анкета № 3 1.   Состав   семьи   (фамилия,   имя,   отчество   каждого   члена,   год   рождения, образование, специальность, где работает, кем работает). 2. Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека. 3. Жилищные условия (жилая площадь в кв. м, наличие удобств). 4. Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол)? 5. Есть ли в семье библиотека, телевизор, дача, машина? Анкета № 4 1. Самостоятельно ли выполняет ребенок домашние задания? 2. Стремится ли он лучше учиться и вести себя? 3. Соблюдает ли режим дня? 4. Имеет ли постоянное поручение в семье? 5. Бываете ли вы вместе с ребенком в кино, театре, цирке, на выставках? 6. Выезжаете ли вы за город на лыжные прогулки, на рыбалку, за ягодами, за грибами и т. п.? 7. Играете ли вы с ребенком в настольные игры? 8. Беседуете ли на нравственные и политические темы? 9. Поддается ли ребенок вашим воспитательным воздействиям? 10. Поощряете ли вы его за положительные поступки? Анкета № 5 6 1.   Какие   методы   в   воспитательной   работе   вы   используете   чаще   всего (требование,   убеждение,   наказание,   поощрение)?  Подчеркните   нужное   в скобках. 2.   Соблюдается   ли   в   вашей   семье   единство   требований   к   ребенку   (да,   нет, иногда)? Подчеркните нужное. 3.   Какие   виды   поощрения   вы   используете   в   воспитании   (словесная   похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)? Подчеркните нужное. 4.   Наказываете   ли   вы   ребенка   физически   (да,   иногда,   нет)?  Подчеркните нужное. 5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное. 6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, нет)? Подчеркните нужное. 7.   Стараетесь   ли   вы   контролировать   свое   собственное   поведение   ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное. Анкета № 6 Как много времени уходит у вас ежедневно на: 1) домашний труд (закупку продуктов, приготовление пищи, стирку белья, уборку помещения и др.); 2)   занятия   и   общение   с   детьми   (контроль   за   выполнением   домашних заданий, посещение кино, театра, выставок, совместные игры, выезд за город и др.); 3)   самообразование   и   развлечения   (чтение   газет,   журналов, художественной литературы, просмотр телепередач, слушание радио, посещение кино, театра, художественных выставок и т. д.)? На вопросы этой анкеты отец и мать отвечают по отдельности. Анкета № 7 1. Сколько (приблизительно) книг в вашей библиотеке? 2.   Сколько   из   них   (приблизительно)   педагогического   и   психологического содержания? 3. Какие журналы вы выписываете? 4. Какие газеты вы получаете? 5. Какие книги о воспитании детей вы прочитали в последнее время? 7 6. Назовите прочитанные книги, статьи, которые помогают вам в воспитании ребенка. 7.   Помогают   ли   вам   прослушанные   в   школе   лекции   и   беседы   в   воспитании ребенка? 8.   Испытываете   ли   вы   потребность   в   чтении   литературы   по   вопросам воспитания? Анкета № 8 5 класс 1.  Укажите имя и фамилию своего ребенка. 2.  Какие трудности в его воспитании Вы испытываете? 3.   Укажите,   кто   оказывает   на   вашего   ребенка   наибольшее   влияние:   друзья, учителя, другие члены семьи или кто иной? 4. На какие особенности Вашего ребенка следует обратить новым педагогам? 5. Укажите, что действует на Вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что­то иное? 6. На какую тему по воспитанию детей Вы бы хотели получить консультацию педагога или иного специалиста? 7.   Какую   помощь   классному   руководителю   в   работе   с   Вашим   ребенком   и классом Вы можете оказать? 6­11 классы 1. Укажите класс,  в котором учится ваш ребенок.  2. Как часто и по какой причине Вы бываете в школе?  3.   Удовлетворены     ли   Вы   работы   классного   руководителя   с   учащимися, родителями? Почему?  4. Что в работе школы вам особенно нравится, не  удовлетворяет Вас?  5. По каким проблемам воспитания детей Вы бы хотели получить консультацию администрации, педагогов, иных специалистов?  6. Какие мероприятия, формы работы школы с учащимися, семьей необходимо использовать, вводить  в дальнейшем?  7. Что Вы можете предложить для улучшения работы школы с учащимися и родителями? Анкета № 9 « Искусство жить с детьми» 1. 2. 3. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?  Говорят ли с Вами дети по душам?  Советуются ли по личным вопросам?  8 Интересуются ли они Вашей работой?  Знаете ли вы друзей Ваших детей?  Бывают ли они у Вас дома?  Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?  Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?  Проверяете ли Вы, как они учат уроки?  4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?  11. А   в   «детские   праздники»   предпочитают   дети   оставаться   вместе   с родителями или проводить время без них? 12. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?  13. А телевизионные передачи и фильмы?  14. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?  15. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах?  16. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или нет?  Анкета №10 «Родители о своем ребенке» 1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен? 2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание? 3.   Как   вы   поощряете   своего   ребенка?   Какие   формы   поощрения   действуют лучше, а какие хуже? 4. Как ваш ребенок реагирует на порицание? 5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие? 6. С кем дружит ваш ребенок? 7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка? 8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? 9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы? 10 .Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке? Допишите,  пожалуйста, фразы: 9 1. Когда родился ваш ребенок, то…  2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…  3. О его здоровье мы можем сказать следующее…  4. Когда встал вопрос  подготовке к школе, то мы...  5. Его отношение к школе было…  6. Первые годы  он учился в основном…  7. Ему больше нравились такие предметы, как…  8. Отношения с первой учительницей были…  9.Общаясь с одноклассниками… 10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с… 11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на… Анкета № 11 1. Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности? 2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам? 3.  Назовите   самый   любимый   и   самый   сложный   для   вашего   ребёнка   учебные предметы. 4.   Часто   ли   вы   обсуждаете   с   ребёнком   их   учёбу   (трудности,   успехи, взаимоотношения с педагогами)? 5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)? 6.   Обсуждаете   ли   вы   со   своим   ребёнком   прочитанные   книги,   газеты, просмотренные телепередачи?  7. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?  8. Любит ли ваш ребёнок учиться?       10 Анкета № 12 1. 2. 3. 4. Какие положительные качества Вы хотите воспитать у своего ребенка?  Что бы Вы хотели изменить в характере и поведении Вашего ребенка?  Что бы Вы хотели изменить во взаимоотношениях с Вашим ребенком?  Какие трудности Вы испытываете в воспитании ребенка? (подчеркните, с чем Вы согласны)?   не хватает времени   недостаток знаний семейной педагогики   семейный разлад   неправильное поведение в быту  5. Чем Вы занимаетесь вместе с детьми в свободное время (подчеркните)   занятия бытовым трудом   прогулки на природе   совместное хобби   техника, живопись и т.д.   посещение и обсуждение литературы, периодической печати   просмотр телепередачи   (другое)  6. О чем Вы беседуете с детьми?   об их поведении   об учебе   об увлечениях   об искусстве   о хозяйственных делах по дому   о вопросах политики   о своей работе   о сокровенном (о любви, дружбе, жизни)   о будущем ребенка   (другое)  7. За что Вы хвалите своего ребенка?   за школьные оценки   за выполнение домашних обязанностей   за успехи в кружке, секции, спорте   за помощь друзьям   за чуткое отношение к младшим и старшим   за предприимчивость   (другое)  8. Как Вы поощряете своего ребенка? 11   одобрение, похвала   подарок   деньги   дополнительное разрешение (прогулка, кино)   демонстрация личной радости   семейный праздник   (другое)  9. За что Вы наказываете ребенка?   за плохие оценки в школе   за неуважительное отношение к младшим, к старшим   за невыполнение домашних обязанностей   за грубое поведение   за невыполнение родительских требований   (другое)   не наказываете  10.Как наказываете своего ребенка?   молчание, холодное отношение   демонстрация личного огорчения   ставите в угол   физическое наказание   трудом   лишение сладостей   лишение денег   возмущением   (другое)  11.В чем Ваши дети похожи на Вас? Параллельно можно задать вопросы детям.  Изучение потребностей родителей в образовательных услугах школы Анкета № 13 1. Какое образование хотите дать СВОИМ детям? ­ неполное среднее /9 классов/; ­ среднее полное /11 классов/; ­ высшее; ­ среднее ­ специальное /техникумы/; ­ профессионально­ техническое. 2. В каком направлении хотите развить ребенка? 12 ­ гуманитарном /литература, языки, исторические науки, география/; ­ математическом; ­ естественно ­ научном /биология, физика, химия/; ­ эстетическом /музыка, хореография, изобразительное искусство/; ­ техническом /деревообработка, швейное дело, черчение, автодело/; ­ физической культуре. 3. Какие дополнительные платные услуги хотите получить от школы?  ­ второй иностранный язык; ­ репетиторство по предметам /каким/; ­ новые предметы /какие/. 4. Что устраивает в образовательных услугах школы? 5. Что хотели бы изменить? Анкета № 14 1. Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт: a) хорошей организации быта; b) радости общения; c) покоя и защищенности. 2. Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье: a) здоровье детей; b) хорошая учёба; c) трудовое участие детей в жизни; d) настроение детей и причины его изменения. 3. Одинок ли Ваш ребёнок в семье: a) да; b) нет; c) не знаю. 4. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую: да; нет; не знаю. a) b) c) 5. Какая   из   приведенных   ниже   жизненных   установок   является,   по   Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой: a) b) c) d) возможности. быть материально обеспеченным человеком; встретить любовь; иметь много друзей; реализовать свои   интеллектуальные   13 6. Знаком   ли   Ваш   ребёнок   с   теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье: да; нет. 7. Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи: a) b) a) да; b) нет; c) не знаю. 8. Что для Вашего ребёнка вечер дома: a) b) c) радость общения; возможность быть самим собой; мучения и пытка.                 Анкета № 15 1. 2. 3. Знаете ли вы основные типы воспитания в семье? Какие?  Какой тип воспитания в вашей семье?   Все ли взрослые члены семьи предъявляют единые требования к ребенку? 4. 5. 6. 7. У вас в семье с ребенком доверительные отношения? Назовите источники ваших знаний по воспитанию детей в семье? Каковы виды поощрения и наказания в вашей семье? Знаете   ли   вы   возрастные   психофизиологические   особенности развития ребенка? 8.   Знаете   ли   вы   индивидуально­психологические   особенности   вашего   экстраверсия, ребенка характерологические особенности)? Как это помогает вам в  отношениях с вашим ребенком? (тип   темперамента,     интроверсия   ­  Учитываете ли их во взаимоотношениях с вашим ребенком? 9. 10. Всегда ли вы можете без конфликта разрешить проблемную ситуацию с вашим ребенком? 11. Известны ли вам причины проблем (если такие есть) вашего ребенка  в общении, с посещаемостью школы, с дисциплиной на уроках и т. д.? 12. Как вы помогаете ребенку справиться с ними? 13. Уделяете ли вы своему ребенку столько времени, сколько хотели бы? 14. Обращаетесь  ли  вы   за  помощью  по   вопросам   воспитания  к  педагогам школы? 15. Нуждаетесь   ли   вы   в   дополнительной   информации   по   вопросам воспитания детей в семье? 16. Какая помощь вам нужна? 14 Анкета № 16 «Родители и дети» 1.  По каким предметам Ваш(а) сын (дочь) чаще всего обращается за помощью? Можете ли Вы помочь ем (ей)? 2. Каков характер затруднений, которые ребенок испытывает при выполнении домашних заданий:  Пробелы в знаниях;  Не умеет выделить главное и второстепенное;  Нет усидчивости и настойчивости;  Не может применить знания на практике;  Несамостоятелен, часто обращается за помощью;  Неорганизован;  Не   развиты   навыки   учебного   труда   (беглое   чтение,   работа   с   книгой, рациональное заучивание, разделение на смысловые части, конспектирование и т. п.) 3. Сколько   времени   Ваш(а)   сын   (дочь)   посвящается   выполнению   домашних заданий?___________________ 4. Приходится   ли   Вам   контролировать   выполнение   домашних   заданий   или ребенок делает все без напоминаний?_________________________________ 5. Работает ли Ваш(а) сын (дочь) дома дополнительно, т. е. выполняет больше заданного?_______________ 6. Как   помочь   ребенку   найти   дело   по   душе?   Какую   это   принесет   пользу? _________________________________________________________ 7. Нужно   ли   оказывать   помощь   детям   в   учебе   или   они   должны   все   делать самостоятельно?______________________________________________ 8. Что вы считаете самым главным в воспитании: знания, требования, согласие между родителями, количество детей в семье, материальные условия, климат семьи, что­то другое______________________. Анкета № 17 15 Правильна ли ваша позиция по отношению к детям        Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок музыки. Что вы делаете? А) Выполняете просьбу и слушаете рок музыку вместе Б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм. В) Обещаете купить для нее портативный телевизор. Г)   Записываете   фильм   на   видеокассету,   а   дочери   позволяете   слушать   рок музыку. 2 .Вы видите в своих детях: А) Людей, равных вам? Б) Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость? В) Маленьких взрослых? Г) Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах? 3. Какую прическу вы носите? А) Которая больше всего вам подходит. Б) Которая отвечает последней моде В) Которая копирует прическу рок  «звезды» Г) Которая копирует стиль дочери 4. Поговорим о вашем возрасте. А) Знают ли ваши дети, сколько вам лет? Б) Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми.? В) Скрываете ли вы свой возраст от детей? Г) Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому что старше? 5. Как вы одеваетесь? А) Подражаете стилю рок «звезды», любимой дочерью? Б) Стараетесь следовать стилю дочери, полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?  В) Выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит? Г) Следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе? 6. Как вы поступите, если заметите, что сын – подросток вдел в ухо серьгу? А) Посчитаете, что это личное дело? Б) Станете подшучивать над его женственностью? В) Скажите, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодной? Г) Купите такую же серьгу и наденете ее? 7. Дочь заводит музыку на полную громкость, а вы: А) Затыкаете уши ватой и делаете свои дела? Б) Уменьшаете громкость? В) Миритесь с этим, раз уж ей так хочется? Г) Говорите, что музыка буквально бьют вас по голове? 16 8. При споре с детьми вы: А) Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?  Б) Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен? В) Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними, ссорится?  Г) Соглашаетесь с ними, если они действительно правы? 9.Дети пригласили в гости сверстников, и вы: А) Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят? Б) Составляете им компанию, стремясь держаться на равных? В) Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас? Г) Ни во что не вмешиваетесь,  но  даете понять, что всегда рядом,  на случай, если что­то произойдет? 10.Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, и вы: А) Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы: Б) Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними? В) Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?  Г) Расстраиваетесь, потому что  готовились  пощеголять в обновке? 11.Когда вы пытаетесь,  вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете? А) Чтобы быть с детьми в хороших отношениях?  Б) Потому что это помогает сократить разницу в возрасте? В) Потому что это может дольше удержать семью вместе? Г) Потому что для вас это естественно? 12. Свои отношения строите так: а) Обращаетесь с ними как со взрослыми? Б) Обращаетесь с ними как с маленькими?   В) Стараетесь быть их приятелями? Г) Ведете себя так, как должно родителю? Анкета № 18 «Наказания» Наказание происходит потому, что___________ Мне приходится наказывать ребенка, когда ________ Какие наказания применяли по отношению к вам родители в детстве /нужное подчеркнуть/   пощечина,   ремень,   шлепок,   били   кулаками,   ставили   в   угол,   не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___________ Какие наказания вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ________________ 17 Какие наказания вы реально применяете по отношению к своему ребенку? ______________________________________________________________ Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?____________ Повысить на него голос?_______________ За что, в какой ситуации вы можете ударить своего ребенка___________ Что раздражает вас в вашем ребенке?____________ Что раздражает вас в себе самом_________________ Пол родителя, заполнившего анкету_____________ «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе» Анкета № 19  1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе 2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах? 3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность? 4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами? Анкета № 20 Продолжите   фразы,   приведенные   ниже.   Будьте   предельно   откровенны   и внимательны: наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если______ наш ребенок боится, если________________________________ наш ребенок стесняется, если_____________________________ наш ребенок волнуется, если_____________________________ наш ребенок испытывает страх, когда______________________ Анкета № 21  «Здоровье в моей семье» 1.Подчеркните самую главную ценность для вас в сегодняшнем мире: высокая зарплата,   собственная   квартира,   крепкая   семья,   интересная   работа,   хорошее здоровье, высшее образование, импортная машина, новейший компьютер. 2.Считаете ли вы себя здоровым человеком?         Да                   Нет  3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше здоровье?________________ 4.Укажите, каким образом вы укрепляете своё здоровье: 18 ­ занимаемся закаливанием, зарядкой,  ­ следим за своим  весом, рациональным питанием, ­ много двигаемся, ходим пешком,  ­не имеем вредных привычек, занимаемся в спортивной секции, ­ выполняем режим дня, занимаемся аутотренингом. 5. Ваше отношение к своему здоровью: надеемся на медицину, всё в руках бога, моё здоровье в моих руках. 6.  Какую   цель   современной   школы   вы   считаете  cамой     важной   задачей: сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение на высоком уровне знаний, умений, навыков для поступления в высшие учебные заведения? 7. Довольны ли вы деятельностью школы в работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся?   Да       Нет      Почему?___________________ 8.  Насколько здоров ваш ребёнок, обучающийся в данном классе? Оцените по десятибалльной системе.                                                   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9.  Что   вы   делаете   в   семье   для   сохранения   и   укреплении   здоровья   вашего ребёнка? ­ контролируем выполнение режима дня ­ помогаем выполнять домашние задания ­ ­оборудовано место для выполнения заданий дома ­   контролируем   затраты   времени   на   просмотр   телепередач   и   работу   с компьютером ­ поощряем занятия физкультурой и спортом ­ помогаем учителю проводить спортивные мероприятия и сами в них участвуем ­ создаём в семье комфортную обстановку 10.  Кого   вы   считаете   ответственным   за   сохранение   и   укрепление   здоровья вашего   ребёнка:   общество,   самого   ребёнка,   семью,   педагогов,   медицинских работников. 11. Как часто разговариваете с ребёнком о ценностях здоровья: ­  надо чаще, 12. Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?________ 13. Что бы вы хотели узнать по теме здоровья на родительских собраниях? ____ 14.  Ваши   предложения   руководителю   школы   по   улучшению   сохранения   и укрепления здоровья ваших детей____________________ ­  достаточно часто, ­   недостаточно 19 Анкеты для учащихся Анкета № 1 1. Какой я?  2. Каким я хочу стать?  3. Каким я не хочу стать?  4. Какой мой друг?  5. Каким я хочу видеть своего друга?  6. Каким я не хочу видеть своего друга?  7. Я дружу с ним, потому что…  8. Он дружит со мной, потому что…  9. Кто я такой? 1)…, 2)…., 3) …  10.Что делает мою жизнь интересной и содержательной:  ­ в первую очередь, ­ во вторую очередь,   11.Что больше всего меня привлекает в школе?  12.Самый трудный предмет.  13.Самый интересный предмет.  14.Какие предметы можно было бы не изучать?  15.Какие нужно включить?  16.Кого бы я взял с собой на необитаемый остров?  17.Кого бы я категорически не взял?  18.Кто в классе индивидуалист?  по выявлению склонностей и интересов учащихся Анкета № 2 1. В каком кружке ты хотел бы заниматься?  2. Я предпочитаю заниматься техникой (да или нет).  3. Мне нравится ухаживать за животными, растениями (да или нет).  4. Мне нравится что­то делать своими руками (да или нет).  5. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой­ либо работы, чем придерживаться испытанных приемов (да или нет).  20 6. Когда я планирую что­нибудь, я предпочитаю делать самостоятельно, без чьей­либо помощи (да или нет).  7. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо (да или нет).  8. Мне всегда приходится преодолевать смущение (да или нет)  9. Мне нравятся общительные, компанейские люди (да или нет)  10.В кружке мне было бы интереснее заниматься..  11.Худшее наказание для меня…  12.Мне   нравилась   бы   практическая   повседневная   работа   с   различными машинами и установками (да или нет).  13.Иногда   я   не   решаюсь   проводить   в   жизнь   свои   идеи,   потому   что   они кажутся мне неосуществимыми (да или нет).  14.Мне нравится музыка (да или нет).  15.То, что я делаю, у меня часто не получается (да или нет).  16.В большинстве дел я предпочитаю...(рискнуть, действовать, наверняка).  17.Я принимаю решения…(быстро, медленно).  18.На меня большое впечатление производят…(мастерство, изящество, сила, мощь).  19.Я считая себя человеком, склонным к сотрудничеству (да или нет).  20.Я предпочитаю решать вопросы (сам, советоваться с друзьями).  21.Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (да или нет).  22.У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д.­ без определенной причины (да или нет).  23.Я   высказываю   свое   мнение   независимо   от   кого,   сколько   людей   могут услышать его (да или нет).  24.Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей (да или нет).  25.Мне бывает скучно…(часто, редко).  26.Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (да или нет).  27.Дома   в   свободное   время   я…   (болтаю   и   отдыхаю,   читаю,   занимаюсь интересующими меня делами).  28.Любите ли вы работу по дому (да или нет).  29.Для меня авторитет... (друзья, родители, учителя).  30.Домашнее задание выполняю за 1 час, 2 часа и т.д.  Анкета № 3  по профориентации учащихся 1. Какую специальность вы хотели бы получить? 2. Задумывались ли вы о том, куда вам предстоит поступать после 9 класса? 21 3. Разговаривали ли вы с родителями о будущей профессии? 4. Есть   ли   преграды,   которые   могут   помешать   получению   вами   профессии, которая вам очень нравится? 5. Говорили ли вы с классным руководителем по поводу поступления после 9 класса? 6. Какие вам известны колледжи, лицеи нашего города? 7. Как вы считаете, какая специальность сейчас самая популярная? 8. Хотели бы получить эту специальность? 9. Важно   ли   сейчас   получить   хорошие   знания   для   поступления   или   деньги играют все? 10. Будете  ли   вы   стремиться  получить   отличные   знания  для  плодотворной работы в будущем или главное получить корочку или диплом? 11. Собираетесь ли вы в будущем поступать в высшие учебные заведения? Анкета № 4 1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?  2. Кому ты рассказываешь дома о своей школьной жизни, о прожитом дне?  3. Слушают   ли   тебя   дома   с   интересом   или   говорят,   что   некогда,   потом поговорим?  4. Мама для тебя просто мама или ещё подруга?  5. Наказывают ли тебя дома? Как?  6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?  7. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?  8. В чём, по­твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?  9. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители или иначе?  10.Будешь ли ты строгим родителем?  11.Будешь ли баловать своих детей? Как?  12.Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?  13.Будешь ли ты наказывать своих детей? Как? 14.Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?  Анкета № 5 1. Считаете ли вы, что в  вашей семье есть взаимопонимание с родителями?  2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?  3. Интересуются ли они вашей учёбой?  4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?  5. Бывают ли  они у вас дома?  6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?  22 7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?  8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?  9. А   в   «детские   праздники»   предпочитаете   ли   вы   оставаться   вместе   с родителями или проводить праздники без них?  10.Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?  11.А телевизионные передачи и фильмы?  12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?  13.Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?  1. У   тебя   радостное   событие   в   жизни,  с  кем   бы   ты   поделился   в   первую Анкета № 6 очередь?   с мамой   с папой   с другом   с братом   с сестрой   еще с кем   ни с кем  2. Если у тебя проблемы, к кому бы ты обратился?   к маме   к папе   к другу   к брату   к сестре   к другим   еще к кому   ни к кому  3. Какие качества характера нравятся вашим родителям?  4. Какие качества не нравятся?  5. За что тебя хвалят?  6. За что наказывают?  7. Как тебя хвалят?  23 8. Как тебя наказывают?  9. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своей семьи?  Анкета № 7 Продолжи предложения: мне бывает стыдно, когда я мне бывает страшно, когда я неуверен, когда__________ я стесняюсь, когда________ Анкета № 8 «Как ты относишься к своему здоровью?» 1 Здоров ли ты?                   Да                            Нет  2 Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?  Гулять на свежем воздухе  Проводить профилактику заболеваний  Лечиться  Правильно одеваться  Вести здоровый образ жизни   Выполнять гигиену тела  Соблюдать режим дня  Проводить закаливание  Заниматься спортом  Правильно питаться 3. Что ты делаешь для здоровья, чтобы не болеть? 4. Откуда ты узнаёшь о том, как сохранить здоровье?  От родителей  СМИ (средства массовой информации) 24  От друзей  От педагогов 5. Часто ли  родители разговаривают с тобой о ценности здоровья? 6. Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?  Режим дня  Здоровый образ жизни  Закаливание  Травматизм  Гигиена  Сохранение зубов  Детские заболевания  Польза спортивных занятий  Правильное питание  7.Что бы ты хотел узнать по теме «Здоровье» в школе? 8.Что бы ты хотел изменить  в школе для сохранения здоровья? Анкета № 9 1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?   Да   Нет  2.   Чувствовал   (а)   ли   ты   когда­нибудь,   что   тебе   легче   обсуждать   вопросы   с друзьями, чем с родителями?   Да   Нет  с учителем?   Да   Нет  3. Кто больше всего понимает тебя?   друг   учитель   отец   мать  25 4. Видишь ли ты друга в своем учителе?   Да   Нет  В своих родителей?   Да   Нет  5. Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?   Да   Нет  6. Как твой учитель?  Да   Нет  Анкета № 10 «Организационная деятельность учащихся» 1. Существует ли в вашей семье режим дня? 2.В котором часу ты обычно встаешь утром? 3.Часто ли ты завтракаешь по утрам? 4.Ты опаздываешь на уроки? Да. Нет. Никогда. 5.В котором часу ты обедаешь? 6.Когда ты садишься за уроки? До прогулки. После прогулки. 7.В котором часу ты ужинаешь? 8.Долго ли ты вечером смотришь телевизор? 9.Во сколько ты обычно ложишься спать? 10.Посещаешь ли ты кружки, секции? Тесты для родителей Тест № 1 Можете ли вы: • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? • Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? • Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? • Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы? • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? • Поставить себя на место ребенка? • Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц? 26 • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? • Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь? •   Не   прореагировать,   если   ваш   ребенок   ударил,   толкнул   или   незаслуженно обидел другого ребенка? •   Устоять   против   слез,   капризов,   просьб,   если   известно,   что   это   прихоть? Варианты ответов: А­ могу и всегда так поступаю ­ З балла. Б ­ могу, но не всегда так поступаю ­2 балла. В ­ не могу 1 балл. От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания ­ кнут и пряник. Менее 16 баллов ­ у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка. Тест № 2 1. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли Вы друзей ваших детей? 5. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных заботах? 6. Проверяете ли Вы, как они учат уроки? 7. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения? 8. Участвуют ли дети в подготовке к семей ным праздникам? 27 9. А «детские праздники» ­ предпочитают ли ребята, чтобы Вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 11. А телевизионные передачи и фильмы? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах? 14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми в прогулках, поездках? За каждое «да» родители получают 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» ­ 1 балл, за «нет» ­ 0.  Более   20   баллов.   Ваши   отношения   с   детьми   в   основном   можно   считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно   многосторонние.   Вам   следует   подумать,   как   они   должны   быть улучшены и чем дополнены.  Менее  10   баллов.   Ваши   контакты   с   детьми   явно   недостаточны.   Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. Тест № 3 «Наш ребенок» I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей? (отметьте один ответ) 1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание. 2. Часто непослушен и неисполнителен. 28 3. Не всегда исполнителен и послушен. 4. Всегда исполнителен и послушен.  II. Какого поведение ребенка дома? (отметьте один ответ) 1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д. 2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует. 3. Не всегда ведет себя плохо. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно. 4. Всегда ведет себя хорошо.  III.   Насколько   чутко   и   отзывчиво   относится   ребенок   к   родителям   и близким? (отметьте один ответ)  1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний. 2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм. 3. Не всегда отзывчив и заботлив. 4. Отзывчивый, заботливый, добрый.  IV. Насколько ребенок трудолюбив? (отметьте один ответ)  1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив. 2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем. 3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают. 4. Любит труд, постоянно помогает старшим. V. Насколько воспитаны  простота и скромность у ребенка в отношении  с родными и близкими? (отметьте один ответ) 1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен. 2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость. 3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство. 4. Всегда прост и скромен.  VI. Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим лицам? (отметьте один ответ)  1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи и товарищей. 2. Очень редко высказывает свое мнение, критические суждения. 3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично. 4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично  VII. Проявляет ли самокритичность? (отметьте один ответ)  1. С обидой принимает критику членов семьи, на замечания грубит. 2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи. 3.   Не   всегда   самокритичен,   не   всегда   исправляется   после   критических замечаний. 4. Самокритичен, уважает критику других челнов семьи, стремится учесть критические замечания.  VIII. Как относится к домашним заданиям? 1.   Проявляет   безответственное   отношение   к   домашнему   заданию,   требует постоянного контроля. 29 2. Не всегда добросовестно готовит домашние задания. 3. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.  IX. Какого отношение ребенка к своему классу, школе? 1.   Не   любит   свой   класс   и   школу,   открыто   выражает   свое   отрицательное отношение к ним. 2. Равнодушен к делам класса, школы. 3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами. 4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это хорошими делами.  Обработка полученных данных. Просуммируйте номера ответов (для каждого школьника)   и   полученную   сумму   разделите   на   10.   Степень   проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:   от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;   от 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо;   от 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко. T   ест № 4 “Родитель—взрослый—ребенок” 30 Попробуйте оценить, как сочетаются эти три “Я” в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10. 1. Мне порой не хватает выдержки∙ 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей∙ 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких­либо событиях∙ 5. Меня провести нелегко, 6. Мне бы понравилось быть воспитателем, 7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому∙ 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события∙ 9. Каждый должен выполнять свой долг∙ 10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется, 11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить∙ 13. Я, как и многие люди, бываю обидчив∙ 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе∙ 15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей, 16. Я — увлекающийся человек∙ 17. Мой основной критерий оценивать человека — объективность∙ 18. Мои взгляды непоколебимы∙ 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать, 20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны∙ 21 Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы: 1,4,7,10,13,16,19 (Д ­ “дитя”); 2,5,8,11,14,17,20 (В ­ “взрослый”); 3, 6,9,12,15,18, 21 (Р ­ “родитель”)∙ Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас   получилась   формула  ВДР,  то   вы   обладаете   развитым   чувством ответственности,   в   меру   импульсивны,   непосредственны   и   не   склонны   к назиданиям и поучениям∙ Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь∙ Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством∙ Хуже, если на первом месте стоит  Р,  категоричность и самоуверенность противопоказаны,   например,   педагогу,   организатору,   словом,   всем,   кто   в основном имеет дело с людьми, а не с машинами, Сочетание  РДВ  порой   способно   осложнить   жизнь   обладателю   такой характеристики,   “Родитель”   с   детской   непосредственностью   режет   “правду­ матку”, ни в чем не сомневаясь. Если вас не увлекает организаторская работа, с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке∙ Если же нет, и вы захотите 31 передвинуть   свое   Р   на   второе   или   даже   на   третье   место,   то   это   вполне осуществимо,   Вам   помогут   и,   так   называемые,   группы   тренировки   общения, организованные   психологами   во   многих   городах∙Д  во   главе   приоритетной формулы   —   вполне   приемлемый   вариант,   скажем,   для   научной   работы∙ Эйнштейн,   например,   однажды   шутливо   объяснил   причины   своих   научных успёхов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать, Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль∙ 32 Список использованных источников 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М., 1996. 2. Глассер У. Школа без неудачников — М.: Прогресс, 1991. 3. Книга   в   семье   и   духовное   развитие   ребенка   //   25   современных   тем родительских собраний в школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002. 4. Беляков Е. 365 развлечений для ребенка. — М: Айрис­пресс, 2001. 5. Зайцев Г. К. Школьная валеология. — СПб., 1997. 6.  Мухина B.C. Возрастная психология. ­ М., 2000. 7. Педагогический   такт...   родителей   //   25   современных   тем   родительских собраний в школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002. 8. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996. 9. Азбука любви: Книга для родителей. ­ М., 1996. 10.Афанасьева Т.М. Семья. — М., 1988. 11.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. — М., 1990. 12.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1999. 13.Шаг за шагом к погибели // 25 современных тем родительских собраний в школе. — Ростов­на/Д.: Феникс, 2002. 14.Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1—11 классах. — М.: Вербум, 2001. 15.Снайпер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. — М., 1997. 16.Пряжников   Н.С.   Профессиональное   и   личностное   самоопределение.   — М., 1996 17.Байярд   Р.,   Байярд   Д.   Ваш   беспокойный   подросток:   Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991. 18.Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. — М., 1991. 19.Буянов   М.И.   Ребенок   из   неблагополучной   семьи.  —  М.:   Просвещение, 1988. 20. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М., 1988.  33

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»

Проект по семейному воспитанию «Семья и школа – союзники в решении общих проблем воспитания и образования подрастающего поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017