Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»
Оценка 5

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Детсад
07.05.2017
Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»
Тип проекта: Педагогический, исследовательский Участники. Педагоги подготовительных групп. Педагог-психолог. Учителя начальных классов. Целевая группа. Педагоги Масштаб: долгосрочный ( с августа 2016 по март 2017) Проблема. Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно. Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения психологической готовности детей к обучению в школе было проведено исследование в подготовительной группе.
педагог план.docx
Проект «Психологическая готовность к обучению в школе» Тип проекта: Педагогический, исследовательский Участники. Педагоги подготовительных групп. Педагог­психолог. Учителя начальных классов. Целевая группа. Педагоги  Масштаб: долгосрочный ( с августа 2016 по март 2017) Проблема. Развитие детей старшего дошкольного возраста ­ одно из приоритетных  направлений образовательной системы Российской Федерации. А также  является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного  образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.  Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного  психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные  изменения во всех сферах, начиная от совершенствования  психофизиологических функций и кончая возникновением сложных  личностных новообразований.  Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего  развития внутри ведущей игровой деятельности.  Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические  процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика,  физическое здоровье ­ успешен в школе.   Современные исследования показывают, что 30  –  40  %  детей  приходят  в   первый  класс массовой  школы  неготовыми  к  обучению,  то  есть   у   них    недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения  психологической готовности детей к обучению в школе было проведено  исследование в подготовительной группе. Актуальность Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об  образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция организации  образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовое положением о дошкольном образовательном учреждении, Устав ДОУ,  примерная общеобразовательная программа дошкольного образования с  учетом требований ФГТ «Истоки», по которой работает наш детский сад.  Реализация основной общеобразовательной программы обеспечивает права  ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное  развитие (Конвенция о правах ребенка, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальной школе. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей, создавая простор для творческого использования различных педагогических  технологий. Она содержит систему оценки промежуточных и итоговых  планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.  Программа устанавливает:  • необходимость психологического сопровождения всего образовательного  процесса (по формированию физических, интеллектуальных и личностных  качеств детей) ;  • сохранение психического здоровья воспитанников;  • мониторинг их развития;  • организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию  определенных недостатков в их психическом развитии;  • обеспечение преемственности с примерными основными  общеобразовательными программами начального общего образования. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс  адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.  Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем  их сверстники в середине прошлого века,  потому что психологическая  готовность не формируется на занятиях по школьному типу.  Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в  традиционные игры (сюжетно­ролевые, развивающие, игры с правилами,  дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием,  аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными  играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в  спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Им невдомек, что  такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в  той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.  Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к  овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей  деятельности, то есть в игре.  Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием  ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры,  познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности.  Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной  стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития  в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения  школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции  субъекта учебной деятельности.  В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь Федеральными  государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, был разработан проект:  «Психологическая готовность детей к школе». Новизна: включает в себя создание модели взаимодействия педагога­ психолога с  учителями начальных классов, педагогами подготовительной  группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному  обучению; формирование навыков взаимодействия, само регуляции,  самооценки и самоконтроля. Таким образом, перед современной психологией  и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального  использования всех видов деятельности для познавательного и личностного  развития ребенка старшего дошкольного возраста.  Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи  в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и  положительного отношения к школе.  С целью  выявления доминирующих мотивов учения в начале и в конце  учебного года в подготовительной группе было проведено обследование. Цель проекта: исследование психологической готовности старших   дошкольников к обучению в школе и разработка коррекционно­развивающей  программы для работы  с детьми. Объект: деятельность детей старшего дошкольного возраста.  Предмет: психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В процессе разработки проекта решались следующие задачи: Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе; Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей  подготовительной группы; Разработать программу коррекционно­развивающих занятий; Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже  среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания,  аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового  восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения  в школе; Разработать комплекс семинаров для педагогов по формированию школьной  готовности детей; Привлечь педагогов к созданию предметно­развивающей среды и условий для  разнообразной познавательной деятельности детей; Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия,  обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная  работа педагога­психолога с учителями начальных классов и педагогами  подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей  психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и  успешному обучению, к  сформированности личностных качеств. Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и  возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.  Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.  Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже  среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для  более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание,  мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики,  повышение двигательной активности), эмоционально­волевой сферы (умение  ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать  усилие к его реализации). Развивающий  эффект данного проекта проявится,  прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем  перерастет в познавательный мотив деятельности детей. Дошкольники будут  более активными в познании нового, уверенными в своих силах и  возможностях. У детей будут сформированы коммуникативные умения и  навыки, личностные качества.У детей сформируется позитивное отношение к  обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция  школьника»  и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.  Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу. Задачи  Мероприятия  Подготовительный этап Определить  уровень  мотивационной  готовности  педагогов к  деятельности по  решению проблемы осуществления  компетентностного подхода Изучить  теоретические и  методические  основы управления качеством  образования с  позиций   компетентного  подхода Изучение  психолого­ педагогической  литературы по  данной теме Приложение 1 Разработать план по  преемственности дошкольного и  начального  школьного  образования. Сро ки  Авг уст  201 6 Авг уст  201 6 Ожидаемый результат Обоснавание содержания  проекта Приложение 3  Создание проекта Ответстве нные  Педагог­ психолог. Педагог­ психолог Оформление уголков,  папок­раскладушек в  подготовительной группе  «Советы психолога»  Определить уровень  психологической  готовности детей к школе с помощью диагностики Выявить  потребности  участников  проекта в изучении данной проблемы Подбор  диагностическог о материала для  детей. Приложение 2 Разработать  программу  коррекционно­ развивающих  занятий для  неготовых детей к  школе (для детей с  низким и ниже  среднего уровня  психологической  готовности к  школе) Составление  программы  коррекционно­ развивающих  занятий по  подготовке  детей к школе  «В стране  знаний»  (программа  направлена на  подготовку  детей к  успешному  школьному  обучению),  Проведение  семинара­ практикума для  педагогов ДОУ  «Что  необходимо  знать и уметь  ребенку,  поступающему в  школу?»  Круглый стол Технологический этап Включить всех  участников  проекта в планово­ прогностическую и организационно­ исполнительскую  деятельность по  освоению и  решению проблемы школьной  готовности Развивать  психофизиологиче ские процессы  (память, внимание,  мышление, мелкую моторику,  эмоционально­ волевую сферу,  пространственную  Диагностика школьной  готовности. Приложение 2 Разработка программы «В стране знаний». Приложение 4 Педагог­ психолог,  педагоги,  учителя  начальных  классов Педагог­ психолог Педагог­ психолог,  педагоги Оформление папок­ раскладушек для  педагогов. Педагог­ психолог,  педагоги,  учителя  начальной  школы Проведение  коррекционно­ развивающих  занятий Приложение №5 Педагог­ психолог Сен тяб рь  201 6 Сен тяб рь  201 6  Сен тяб орь  201 6 Сен тяб рь  201 6 Оборудование уголка  будущего школьника в  подготовительной группе Создание элементов  образовательной  инфраструктуры Изготовление  дидактических пособий и  наглядных материалов  Снижение проявлений  агрессивности в  поведении детей. Умение  сотрудничать друг с  другом. Педагог­ психолог Педагог­ психолог Обсуждение  Приложение №6 Циклы  коррекционно­ развивающей  работы педагога­ психолога.  «Учусь  дружить» Приложение №7 Окт ябр ь  201 6 С  сент ябр я  201 6 по мар т  201 7 ориентацию,  сенсомоторику),  навыки общения и  речевую  деятельность детей Формировать у  детей  познавательную  активность и  учебную  мотивацию оптимизация  общения ребенка  со сверстниками:  выработка  механизмов  эмпатии, умения  считаться с  другими, умения  выходить из  конфликтных  ситуаций; ­ снятие  эмоционального  напряжения во  взаимодействии  между детьми; ­ обучение  способам  регуляции  эмоциональных  состояний. ­развитие у детей  невербальной  формы общения Оказать помощь в  развитии у детей  школьно­значимых  навыков и умений,  Циклы  коррекционно­ развивающей  работы педагога­ психолога. «В  С  сент ябр я  201 Развитие школьно­ значимых навыков и  умений у воспитанников,  предотвращение  возможные трудности в  Педагог­ психолог общении с другими  детьми. стране знаний» Приложение №8 6 по мар т  201 7 Сбор материала Янв арь  201 7 Мар т  201 7 Консультация для  педагогов, учителей  начальных классов  «Мониторинг готовности  детей подготовительной  группы к школе Разработать календарно­ тематическое  планирование. Приложение 8 Педагог­ психолог,  педагоги Педагог­ психолог,  педагоги,  учителя  начальных  классов а также таких  психических  функций, как  мышление, речь,  концентрация и  переключение  внимания, память,  воображение,  восприятие детьми задания на слух. Способствовать  развитию  коммуникативных  навыков. Развитие  произвольности  поведения, умения  считаться с  мнением других и  вести  продуктивный  диалог Повышать уровень  профессиональной  компетентности  педагогов Реализовать  единую линию  развития ребенка  на этапах  дошкольного и  начального  школьного  образования,  придать  педагогическому  процессу  целостный,  последовательный  Проведение  круглого стола  для педагогов  ДОУ и учителей  начальных  классов  «Преемственнос ть и адаптация:  условия  успешной  адаптации  будущих  первоклассников и перспективный  характер.  » Фотопрезентация  Заключительный этап Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта. Оформить  результаты  работы Анализ  работы в  этот период Повторная  диагностика школьной  готовности. Приложение №9 мар т мар т Оценка  группы в  целом и  каждого из  его  участников ОЦЕНИТЬ  СВОЮ  ДЕЯТЕЛЬН ОСТЬ мар т мар т Дискуссия  На основании  полученных  результатов при  исследовании  психологической  готовности возникла  необходимость в  разработке программы  коррекционно­ развивающих  мероприятий, которая  бы способствовала  повышению уровня  готовности к школе. Также, критерием  реализации проекта  Педагог­ психолог Педагог­ психолог Педагог­ психолог Педагог­ психолог Выступить на МО в  ДОУ Мониторинг школьной  готовности детей  подготовительной и  коррекционной  подгруппы. Обобщение и  распространение опыта  проведенной работы: ­ Разработка и  проведение  консультаций для  педагогов ДОУ,  педагогов­психологов  Проект будет  сохраняться, и  реализовываться при  положительных  результатах. В своей  работе помогла: раскрыть особенности  адаптации детей к  условиям детского сада раскрыть понятия  «школьная зрелость»,  «психологическая  готовность к школе»,  разработать  рекомендации. Было проведено  информирование Защита  проекта, дискуссия педагогов о полученных  результатах и о  дальнейшей  планируемой работе. Планируется участие в  педагогическом  совещании с итогами  диагностики готовности  детей к школьному  обучению на конец года Педагог­ психолог май Всем педагогам,  работающим со  старшими  дошкольниками,  пересмотреть  содержание  перспективного  планирования детских  видов деятельности с  учетом полученных  результатов по  подготовке детей к  школе.  Приложение №10 будет повышение  профессионального  мастерства педагогов. Созданная модель  взаимодействия  педагога­психолога с  родителями,  учителями начальных  классов, педагогами  подготовительной  группы в подготовке  детей старшего  дошкольного возраста  к школьному  обучению, выступает  как критерий  результата проекта. Следует отметить  ценность развивающих  занятий для  подготовки детей к  школе.  Систематическая  работа, с применением эффективных методов  и приемов  (предъявление детям  заданий проблемного  характера, требующих  поиска способа  решения;  использование  моделирования,  наглядно  демонстрирующего  достаточно сложные и  часто скрытые  взаимосвязи;  организация  элементарного  экспериментирования,  подводящего детей к самостоятельным  выводам; игровые  приемы, повышающие  интерес,  стимулирующие  активность, создающие положительное  эмоциональное  настроение) дает  положительную  динамику. Практическая  значимость проекта  заключается в  разработке и  подготовке  коррекционно­ развивающей  программы по  подготовке детей к  обучению в школе.  Приложение №11 Общая  экспертиза и  рецензирован ие проекта  Показать  эффективнос ть  технологии Приложение №1 литература.  Май Рекомендовать в  практику ДОУ  Педагог­ психолог Айзман Р.И, Г.Н. Жарова. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991. Алиева Т.И., Трифонова Т.В. «Истоки»: система оценки результатов освоения  программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. N5. С. 10­15.  Бабкина Н. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и  специалистов корреционно – развивающего обучения.­ М.: Айрис –пресс, 2006. Бурлакова И.А. ФГТ к психолого­педагогическому обеспечению. // Справочник педагога­ психолога. 2012. N 2. С.4­10. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных  действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. N16. С.24­28. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях  разноуровневой дифферециации. – М.: Новая школа, 1994  Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.  ­ 2­е изд. ­ М.: Айрис­пресс, 2007. ­ 128 с. Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый  стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008.  N1. С. 29­35. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие ­ Челябинск:  Изд­во ЮУрГУ, 2000. – 32 с. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого­педагогическая готовность ребенка к  школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3­е изд.) / Серия «Справочники». ­  Ростов­н/Д: «Феникс», 2005. ­ 384 с.  Юдина Е.П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным  образовательным учреждением. 2005. N4. С. 82­85.  Юдина Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования //  Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. N1. С. 62­74. http://mirznanii.com/a/202679/diagnostika­psikhologicheskoy­gotovnosti­rebenka­k­shkolnomu­ obucheniyu https://infourok.ru/rabochaya­programma­pedagogapsihologa­dou­1163056.html Приложение №2 Результаты диагностики психологической готовности детей 6­7 лет к  обучению в школе в начале 2016­2017 учебного года Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно –  потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И.  Божович и Н.И. Гуткиной. В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также  культурный уровень среды, в которой он растет. В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий уровень  мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п. таких детей относят к 1­му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу,  объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «Все пойдут, и я пойду».  Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя. К 3­му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому  вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т.п. К 4­му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в школу. В итоге, в нашем ДОУ из 61 обследованного дошкольника показывают 1­ый уровень  сформированности внутренней позиции школьника 32 ребенка (52%); 2­ой уровень – 20 ребенка  (34%); 3­ий уровень – 4 ребенка (7%); 4­ уровень ­5 ребенка (7%). Вопросы для экспериментальной беседы 1. Ты хочешь идти в школу? Почему? 2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду? 3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Работу, которая у тебе не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее? 8. Тебе нравятся школьные принадлежности? 9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не  ходить, устроит тебя это? Почему? 10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или  учителем? Почему? 11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему? Результаты оказались  Для ориентировочной оценки уровня школьной зрелости, психического развития  ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких  двигательных координаций использовался тест Керна — Ирасека. следующими: Школьно — зрелые – 46 дошкольников (74 %) средне – зрелые – 17 дошкольников (26 %), незрелые – 0 детей (0%). Интеллектуальная готовность. Определение умственной работоспособности. Важным критерием определения уровня школьной зрелости детей являются представления об умственной работоспособности и ее динамике в процессе обучении. При изучении  умственной работоспособности использовались фигурные таблицы по методике,  разработанной в НИИ физиологии детей с целью определения уровня переключения и  распределения внимания. Необходимо было в конкретной фигуре поставить заданный  знак (в треугольнике – минус, в кружке – плюс, в квадрате — галочку, в ромбе — точку).  Результаты оказались следующими: высокий уровень переключения и распределения  внимания — 12%, 63 % — средний уровень, 25 % — низкий. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное  воспроизведение считываемого текста, уровень зрительного самоконтроля. При  проведении теста выявлялось знание геометрических фигур ребенком. Ребенку показывалась таблица со схематическим изображением предмета. Инструкция:  «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?» Оценка результатов Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок правильно нашел и  назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1­2 ошибки – 1­й  уровень. Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок допустил 3­4 ошибки – 2­ й уровень. Задание считается невыполненным, оценивается знаком ­, если ребенок допустил 5 ошибок  и более. Слуховое восприятие Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял  портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о порядке действий Сережи. Оценка результатов. Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1­й уровень. Если ребенок допустил 1­3  ошибки, ответ оценивается знаком + — 2­й уровень, более 3х ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3­й уровень. Итого: Зрительное восприятие высокий уровень – 38 детей – 62% средний уровень – 12 детей – 19% низкий уровень – 11ребенка – 19%  Слуховое восприятие высокий уровень – 32 ребенка–52% средний уровень – 23 детей – 34% низкий уровень – 6 ребенка – 16% Исследование памяти Кратковременная речевая память Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай.  Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке».  Слова для запоминания: 1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб. Кратковременная зрительная память Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу  эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время  предъявления картинок— 25–30 секунд. Результаты оказались следующими: Кратковременная зрительная память высокий уровень – 14 детей – 23% средний уровень – 41 детей –67% низкий уровень – 6 ребенка – 10%  Кратковременная речевая память высокий уровень – 1 ребенок– 1% средний уровень – 55 детей – 91% низкий уровень – 5 детей – 8% Исследование мышления Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций:  анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. При проведении теста «Положи последовательно и составь рассказ» выявлялся  уровень понимания главного в картине, способность к установлению причинно —  следственных связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь  ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй предложения). Таким образом, подводя итоги психологической диагностики, результаты оказались  следующими: Высокий уровень готовности к школе показали 30 дошкольников(49%) Средний уровень готовности к школе – 26 дошкольников (42 %) Низкий уровень готовности к школе – 5 дошкольника (9 %). Вывод Данное обследование проводилось в начале учебного года. После всесторонней обработки  результаты обследования ребенка заносятся в бланк регистрации индивидуальных  результатов. С детьми, показавшие в начале учебного года слабые результаты, намечается  коррекционная работа в течение года. Она может проводиться как индивидуально, так и в  больших и малых группах. Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только  уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем  актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач,  и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, определяет его  «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Необходимо подготавливать детей подготовительной группы к освоению некоторых самых  главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с  учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому проблема  психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое  значение.       В образовательном пространстве участвуют педагог­психолог, педагоги и дети,  следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников  образовательного процесса. Приложение №3 Обоснование содержания проекта Методологические и теоретические основы проекта составили: принцип единства сознания  и деятельности (С.Л.Рубинштейн); принцип системности; принцип личностно­ ориентированного подхода (Г.А.Цукерман, Ш.А. Амонашвили); труды отечественных и  зарубежных исследователей Л.И.Божович, А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,  В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, С.Штрембел, Я.Йирасек.  Концептуальную основу проекта составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина,  теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе  Л.И. Божович, культурно­историческая концепция Л.С.Выготского, концепция о тесной  связи между физическим и психическим развитием А.Керн, теория П.Я.Гальперина о  поэтапном формировании умственных действий. Теоретическая значимость: – обобщены концепции о психологической готовности к школе;  применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного  возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе». Психолого­педагогические основания Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот  период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и  поведения. Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является  целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном  понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего  развития детей. Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных  новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного  развития от дошкольного к начальному школьному этапу.Именно в готовности к школе  получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию  школьного образа жизни. Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов  к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него  сформировать  психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые  напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших  новообразований в психическом развитии ребенка. Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает  взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует  ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно  действовать в нем. В отечественной психологии принято определение ведущего вида  деятельности, данное А.Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном  возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок­дошкольник начинает учиться, играя.  Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит  освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом  формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности  определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста: ­  развитие мотивационно­потребностной сферы; ­ преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; ­ развитие идеального плана; ­ развитие произвольности действий. На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для  всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования,  относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка.  Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л.С Выготский назвал  центральными линиями развития.  Благодаря реализации проекта обеспечиваются основные новообразования психического  развития детей  старшего дошкольного возраста. Они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное. Приложение №4 Программа «В стране Знаний» Рабочая программа включает в себя организацию психологического  сопровождения деятельности ДОО по основным направлениям – социально­ коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,  художественно­эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса  социализации ­ индивидуализации личности через осознание ребенком своих  потребностей, возможностей и способностей. Предложенная рабочая программа поможет в создании условий для  продуктивного формирования ведущих психических процессов у ребенка, в  содействии преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в  разнообразных видах деятельности. Данная рабочая программа психолого – педагогической деятельности  составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: Конституция РФ, ст. 43,72.Конвенция о правах ребенка.Закон №273 – ФЗ от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации».СанПиН 2.4.1.3049 – 13.Устав ДОО.ФГОС ДО.Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в  системе МО РФ» №636 от 22.10.1999. Письмо МО РФ № 70/23 – 16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики  развития ребенка в системе дошкольного образования». Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20­58­07 ИН/20­4 «Об учителях – логопедах и педагогах –  психологов учреждений образования». Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886­6 от 24.12. 2001 г. «Об использовании рабочего  времени педагога – психолога образовательного учреждения». Педагог­психолог ДОО осуществляет деятельность в пределах своей  профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные  уровни психического развития. Приложение №5 Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,  коррекция отклонений психического развития. Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом  специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог­психолог опирается на эталоны  психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической  психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на  средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых  ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.  Последний, может быть, как выше, так и ниже среднестатистического. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в  познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой  сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится  с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае  трудностей в коррекции в рамках ДОО ребенок направляется на  консультацию к специалистам районной психолого­медико­педагогической  комиссии на основании решения психолого­педагогического консилиума  ДОО. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми  строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико­ психолого­педагогической службы. Основная задача коррекционно­педагогической работы — создание условий  для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального  опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Работа по основным направлениям работы ДОО строится с учетом решения  общих и коррекционных задач. Направление «Физическое развитие» Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование  различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе  организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными  решаются специальные коррекционные задачи: развивать речь посредством движения; формировать в процессе двигательной деятельности различных видов  познавательной деятельности; учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой, развивать морально­волевые качества личности, формирующихся в процессе  специальных двигательных игр­занятий, игр, эстафет. формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с  силами здоровых сверстников; развивать способность к преодолению не только физических, но и  психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных  систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе; формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ  жизни; стремление к повышению умственной и физической  работоспособности формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества; формировать желание улучшать свои личностные качества. Направление «Социально­коммуникативное развитие» Цель: повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального состояния. Задача: ­ формировать знания, умения и навыки, связанные с жизнью человека в  обществе на основе проигрывания моделей поведения в той или иной  ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих  детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших  алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях Работа осуществляется в трех направлениях: в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,  оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях; в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на  развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках; в процессе обучения сюжетно­ролевым и театрализованным играм, играм­ драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между  участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным  общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; В результате у ребенка формируются психические новообразования:  способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению,  предпочтению. Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как процесс  установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе  потребности в совместной деятельности. При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у  детей учитывается, что имеющиеся у детей нарушения эмоционально­волевой  сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Для каждого  ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы  работы по развитию коммуникативных навыков. Одним из важных факторов,  влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения,  является организация слухоречевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые,  сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу  выстраивается индивидуально. Направление «Познавательное развитие» Задачи: Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно­ двигательное, обонятельное, вкусовое. Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их  форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ,  синтез, обобщение, классификация и абстрагирование. Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой  речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря. Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и  представлений об окружающем мире. Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать  соответствие между различными множествами и элементами множеств,  ориентироваться во времени и пространстве. При планировании работы с детьми с отставанием в развитии,  интеллектуальными нарушениями объем программного материала  предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников. Приложение №6 Основные новообразования личностного развития дошкольника 1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение  мотивов. У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые,  познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые  социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии  с этическими нормами и др.), возникает новый тип мотивации ­ иерархия  мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои  непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент,  а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети  уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их  нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие  мотивы.  2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной  оценки поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между  понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого  ребенок относит свои поступки к «хорошим» или «плохим». 3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и  осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с  возможностями и поступками других. К концу старшего дошкольного  возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои  переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, ребенок в  дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к  открытию своей внутренней жизни и самосознанию. 4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к  управлению поведением. В старшем дошкольном возрасте импульсивное и  непосредственное поведение ребенка становится опосредованным нормами и  правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное поведение. Появление воли связано  с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между  целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении  действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых  ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам,  которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и  возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и  требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности,  присутствием взрослого). Основные новообразования познавательного развития дошкольника 1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника ­  развитие воображения. Дети старшего дошкольного возраста могут заранее  планировать замысел и основную идею своего произведения, то есть  появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном  возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и  творческое воображение, так как уровень символической функции  воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.  2. Развитие модально­образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное  значение имеет наглядно­образное мышление, которое и определяет  успешность перехода к более сложным, понятийным его формам,  характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять существенное  в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования  общих умственных способностей дошкольника ­ наглядное моделирование,  которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно­образного  мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи  меняет характер детского мышления. Но хотя модельно­образные формы  мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца  дошкольного возраста они остаются, прежде всего, образными формами. 3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н  запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в  дошкольном возрасте развитие всех психических процессов является память.  Именно благодаря ей происходят все существенные изменения,  характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В  целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная  память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей  функции речи со становлением произвольных механизмов поведения в  старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность  психических процессов. Сначала сознательная цель ­ сосредоточиться,  запомнить что­то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием  взрослых при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает  сам управлять своим вниманием и памятью. Приложение №7 Цикл коррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста  по снижению уровня агрессии «Учусь дружить» Пояснительная записка Поводом для составления коррекционных занятий послужило увеличение  обращений педагогов и родителей воспитанников на конфликтность и  агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению.  Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им  трудно взаимодействовать друг с другом. Коррекционные занятия рассчитаны на 20 встреч, которые объединены в 4  блока,каждый из которых состоит из 5 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группе 8­10 человек, комплектация по  результатам диагностики (наблюдение, анкета «Признаки агрессивности у  ребенка» для педагогов и родителей), В.М Холмогорова « Межличностные отношения дошкольников. Диагностика», по обращаемости родителей и/или  педагогов. Продолжительность каждого занятия 20 – 25 мин. Структура занятий: Ритуал приветствия. Разминка. Основная часть (на этом этапе используются игры и упражнения,  направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм  поведения). Заключение. Ритуал прощания. Механизм оценивания результатов: Наблюдение Анкета «Признаки агрессивности у ребенка» (для педагогов) Темы занятий 1 блок «Звери в лесу», «Зоопарк» , «Случай из жизни», «Игрушки», «Птицы» 2 блок «Радость и грусть», «Злость и обида», «Страх», «Страх и Удивление» 3 блок «Потребность в признании», «Зимние забавы», «Внимание к другому»,  «Взаимопомощь» 4 блок «Сотрудничество», «Взаимодействие», «Работа в парах», Подведение  итогов Приложение №8 Цикл развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста  «Встране знаний». Пояснительная записка Период дошкольного детства является самым чувствительным для  формирования необходимых психических функций и социально значимых  качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом  зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном  учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника  школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым  условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем  ни в начальной школе, ни в последующем в обучении. Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к  школе группы, состоит из 20 занятий, которые начинаются в октябре,  заканчиваются в апреле. Продолжительность занятия 25­30 мин, проводятся один раз в неделю с  подгруппой 10­12 человек. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на  развитие познавательных психических процессов, задания на развитие мелкой  моторики. Структура занятий: 1. Приветствие 2. Основная часть занятия 3. Прощание Механизм оценивания результатов: Методика «Лесенка» Социометрия Графический диктант Определение мотивов учения по методике Т. А. Нежновой Оценка готовности к школе по Семаго Методика «Шифровка» Занятия  Цель Краткое содержание  «Дружба  начинается с  улыбки» «Волшебное  слово» Научить концентрировать  внимание, способствовать  осознанию ребенком своего  тела, научить управлять  движениями,  контролировать свое  поведение. Развитие внимания,  логического мышления «Учимся  думать» Развитие мышления,  коммуникативных навыков «В стране  геометрических  фигур» «Слушай  команду» «Раз, два, три  ……настроение  замри» «Тренируй  внимание» «Слово за слово» Развитие мелкой моторики,  мышления Развитие внимания,  логического мышления,  произвольности поведения,  навыков волевой регуляции,  способности  концентрировать внимание  на определенном сигнале. Переключение внимания с  одного вида деятельности на другой, преодоление  двигательных автоматизмов. Тренировка внимания и  контроль двигательной  активности Развитие воображения и  детского словотворчества; 1.Упр. «Дружба начинается с  улыбки». 2.Пальчиковая игра «Шарик». 3.Упр. на развитие логического  мышления. 4.Упр. «Колпак мой треугольный». 5.Упр. «Мы». 1.Пальчиковая гимнастика  «Апельсин». 2.Игра «Волшебное слово». 3.Упражнение «Менялки». 1.Задание на развитие мышления. 2.Логические задачи. 3.Игра «Подснежник». 1.Упр.Выложить фигурки из  палочек. 2.Логические задачи. 3.Игра «Помощники». 1.Упр.«Слушай команду». 2.Игра «Расставь посты». 3. Логические задачи 1.Пальчиковая гимнастика «Щели». 2.Игра «Король сказал…» 3.Упр. на развитие мышления 1.Игра «Летает – не летает». 2. Упр. «Найди отличия» 3.Упр. «Волна» 1. Игра «Тропинка» 2. Игра «Слово за слово» 3. Графический диктант «дерево» «Попробуй,  разберись» «Продолжи  узор» «Что на что  похоже» «Где мы были ­  вам не скажем, а  что делали,  покажем» «Попробуй,  повтори» совершенствование  коммуникативных умений и  навыков. Развитие когнитивной  сферы, концентрации и  устойчивости внимания,  произвольного внимания,  умения действовать по  правилам и быстро  переключаться с одной  деятельности на другую. Формирование умения  классифицировать предметы по одному или нескольким  свойствам. Развитие образного  мышления, внимания,  умения ориентироваться в  пространстве, мелкой  моторики рук. Развитие мышления и речи,  воображения, произвольного внимания,  мелкой моторики руки,  умение ориентироваться на  листе бумаги. Развитие мышления, речи,  воображения, развитие  памяти и глазомера «Найди  закономерность» Развитие когнитивной  сферы, памяти,  коммуникативных навыков. «Заколдованный  сказочный  герой» Развитие когнитивной  сферы, навыка  комбинирования, мелкой  моторики руки. «Учимся  думать» Развитие когнитивной  сферы, коммуникативных  1.Упр. «Лабиринт». 2. Упр. «Узнай по контуру». 3. Упр. «Слушай хлопки» 1. Упр. «Продолжи узор». 2. Упр. «Игра с обручами». 1.Упр. «Что на что похоже?». 2. Упр. «Повтори рисунок». 3. Активная игра «Ой, ой, ой». 1. Упр.«Один – много». 2. Игра «Где мы были ­ вам не  скажем, а что делали, покажем». 3. Графический диктант. 1. «Попробуй, повтори». 2. Веселые задачки на  сообразительность от греки. 3. Графический диктант. «Поезд» 4. Игра «Хорошо и плохо». 1. Упр. «Найди закономерность». 2 Упр. «Дорисуй картинку». 3. Упр. «Место рядом со мной  свободно...». 1. Упр. «Заколдованный сказочный  герой». 2.Упражнение «Сломанные  сказки». 3. Активная игра «Пары слов». 1.Упр. «Назови одним словом». 2. Решение логических задач «Заколдованные  слова» «Геометрические фигуры» «Волшебный  лес» «Умники и  умницы» навыков, эмпатии. Развитие когнитивной  сферы, невербальных  навыков коммуникации,  умения ориентироваться в  пространстве. Развитие когнитивной  сферы, внимания, умения  ориентироваться в  пространстве Развитие когнитивной  сферы, внимания, мелкой  моторики руки. Развитие когнитивной  сферы и внимания. 3. Игра «Войди в круг ­ выйди из  круга». 1.Анаграммы. 2.Игра «Угадай животное». 3.Упр. «Повтори рисунок». 1.Упр. «Повтори рисунок». 2. Игра «Геометрические фигуры». 3.Упр. «Найди закономерность и  заверши чертеж» 1.Логические задачи. 2.Упр. «Повтори рисунок». 1.Упр. «Реши примеры». 2. Игра «Четвертый лишний». 3.Игра «Как было раньше?». Приложение №9 На заключительном, третьем этапе проводилась диагностика детей подготовительной  группы, составлен мониторинг школьной готовности детей подготовительной группы и  коррекционной подгруппы.  Возрастной состав этих групп – дети 6­7 лет. По половой принадлежности в обеих группах  мальчиков больше чем девочек. А именно, в подготовительных  группах – 42 мальчиков и  19 девочек. Социальная ситуация развития детей в обеих группах достаточно  благоприятна. Перед началом выполнения заданий были ознакомлены дети с предварительной  инструкцией программы, выдан каждому ребенку бланк заданий со стимульным  материалом. Перечень, предъявляемых в ходе обследования приведены ниже: 1. «Продолжи узор». Оценивались особенности тонкой моторики и произвольности  внимания, умения самостоятельно работать в режиме фронтальной инструкции; 2. «Сосчитай и сравни». Оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9,  соотнесение цифры и количества изображения фигур, моторных навыков при изображении  цифр, сформированность понятия «больше­меньше» в ситуации «конфликтного»  расположения элементов; 3. «Слова». Оценивались сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного  анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности,  произвольная регуляция собственной деятельности; 4. «Шифровка». Данное задание выявляло показатели сформированности произвольной  регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания,  работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности; 5. «Рисунок человека». Оценивались уровень общей сформированности графической  деятельности, топологические и метрические пространственные представления, общий  уровень развития. Анализ результатов выполнения заданий: ­ вначале проводилась оценка каждого задания по пятибалльной шкале; ­ в дальнейшем проводилась уровневая оценка. Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определялась суммой баллов по  всем выполненным заданиям. Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки  собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности  учитывались и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнении работы,  которые были отражены в листе наблюдений. Уровни готовности к школе: ∙ 1 уровень (от 17 до 25 баллов) – готовность к началу регулярного обучения в школе; ∙ 2 уровень (от 14 до 17 баллов) – условная готовность к началу обучения; ∙ 3 уровень (от 11 до 14 баллов) – условная неготовность к началу регулярного обучения; ∙ 4 уровень (суммарная оценка ниже 10 баллов) – неготовность на момент обследования к  началу регулярного обучения. В результате исследования 61 детей экспериментальной группы были выявлены 6  ребенка, имеющих низкий показатель готовности к обучению в школе, что в  процентном соотношении составило 10% от общего количества детей, а также было  выделено 14 детей, имеющих «условную» готовность, что составило 23% от всей  группы. Остальные 41 детей (67%) имеют оптимальный уровень готовности к школе,  то есть «готовы» к началу школьного обучения В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной  подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась  учебная мотивация, появился познавательный  интерес. Проведение развивающих занятий  послужило толчком для более полного развития детей этой  подгруппы. Дошкольники  научились принимать и ставить учебную задачу,  планировать свою деятельность, овладели  системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и  др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют  своё поведение, в соответствии  с определённой целью. Приобрели уверенность в себе,  опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети  коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые  стартовые возможности к обучению в школе.  Благодаря проведению коррекционно­развивающей работы дети легче переживут период  школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие,  не будут испытывать отвращение к учению.  Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами  родителей.  Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и  возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти,  внимания, мышления и речи.  Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность.  Обобщен опыт работы  по реализации проекта, а также определены перспективы  дальнейшей деятельности над проектом. Приложение №10 Продолжить работу по преемственности между деятельностью педагога­психолога ДОУ и  педагогами­психологами школ, учителями начального образования; Широко использовать информационно­коммуникационные технологии в работе педагога­ психолога с родителями, детьми и педагогами; Разработать мнемотехнические карты для развития слуховой памяти старших  дошкольников; Пополнить оснащение кабинета педагога­психолога ДОУ дидактическими играми,  пособиями, раздаточным материалом по подготовке детей к школе; Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов; Углубить и расширить содержание коррекционно­развивающих мероприятий, с  включением в них элементов здоровье сберегающих технологий; Организовать проведение совместных занятий с детьми и их родителями; Опубликовать опыт своей работы в методическом пособии. В ходе реализации проекта выявлены психолого­педагогические проблемы: На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова  Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность  ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе; Приложение №11 Разработка коррекционной программы позволит профессионально и системно подойти к  данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в  проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации  работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами­психологами, воспитателями,  руководителями ДОУ. Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через  публикации, размещение на Интернет­ресурсах, консультирование педагогов­психологов  района и республики. Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических  кадров. Нет преемственности в работе педагогов­психологов, так как не во всех образовательных  учреждениях есть данные специалисты; Следует повышать профессиональную компетентность педагогам; Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения  различных совместных мероприятий.

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»

Проект «Психологическая готовность к обучению в школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017