ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ольга Биткова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Файл:

Проект занятия по психологии Я и моё имя.doc - Проект психологического занятия "Я и моё имя"


Все файлы публикации > Проект занятия по психологии Я и моё имя.doc
Проект психологического занятия "Я и моё имя"

Автомобильно-дорожный колледж г. Бронницы
Я и мое имя (познание себя, принятие себя и других)
Проект занятия
ФИО преподавателя Биткова Ольга Анатольевна
Предметная область урока (занятия): психология
Цель занятия: содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию
положительного, целостного образа «Я», самопринятия.
Вводные замечания (описываемое занятие является первым в развивающей психолого-педагогической
программе «Зажги звезду», помогающей подросткам ориентироваться в мире жизненных ценностей, укреплять
нравственный иммунитет.
Занятие построено в традиции сказкотерапии, в форме психологического часа, основу которого
составляет психотерапевтическая сказка «Пропало имя» Амбросьевой Надежды Николаевны. В
представленном варианте занятие можно использовать с 1-го курса, верхней возрастной границы оно не имеет.
Данное занятие проводилось мной со студентами 1 и 4 курса.):
I. Проектирование урока
Проектирование
содержания
деятельности
преподавателя и
форм и
содержания
деятельности
студентов
Этап
занятия
Планируемое
время и
необходимый
инструментари
й
Возникшие в ходе
занятия
изменения
плана урока и
обоснование –
почему это
произошло
Как можно было бы
сделать по-другому
для
повышения
продуктивности
занятия
для студентов
Как использовалось,
менялась
предметно-
пространственная
среда класса, изменялась
расстановка,
использовались
материалы среды класса и
др.

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

1
­
Ритуал «входа» в сказку 7 минут
Игра «Привет»
выполняемая в
круге и имеющая
цель сплочения
коллектива,
настраивающая на
доверительное
общение.
Идеально было бы
проводить занятие в
специальном кабинете,
оборудованном для
проведения
психологической
тренинговой работы, где
предусмотрены парты­
трансформеры,
Студенты подготовили класс,
расставив парты по периметру
кабинета.

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

2
­
Реализация сценария
занятия: состоит из
этапов:
–повторения
­ расширения
­ закрепления
­ интеграции
­ резюмирования
Поскольку занятие
первое, то вместо этапа
повторения, идёт
введение в проблему ­
небольшая речь
ведущего о том, что у
каждого из нас есть имя,
мы привыкли к нему,
кому­то имя нравится,
кому­то не очень, и
делает вхождение в
сказку, опираясь на те
проблемы, которые есть
в конкретной группе…
30 минут
лист белой бумаги
формата А­3,
краски, кисточки
для каждого
участника.
Сказка «Пропало
имя» Н.Н.
Амбросьевой.
Во время
выполнения рисунка
имени
преподаватель
включает музыку,
используя МП3 –
плеер с колонкой,
помещающийся в
руке, что делает его
использование
удобным в условиях
работы в любом
кабинете.
акустическое оборудование
и ТСО, ковровое покрытие,
подготовлена материально­
техническая база, включая
средства релаксации и
художественной
выразительности,
настраивающие на
психологическую работу,
психологическую
песочницу и элементарно
канцтовары и другие
средства, которые пока
ребята приносят сами (кто­
то забывает, у кого­то нет
красок, кисточек и т.д. и
приходится переносить
«запасы для творческой
работы» из своего кабинета
туда, где будет
проводиться занятие).
(На других занятиях
требуется ткань, пуговицы,
Когда мы переходим к изображению
имени, ребята по желанию могут
объединиться в пары, тройки, могут
уединиться, им разрешается
поставить парты так, как будет
удобно, но чаще всего парты
остаются стоять по периметру
класса.

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

8 минут
Ведущий говорит: «
Мы берем с собой
все важное, что
было сегодня с
нами, все, чему мы
научились». Ребята
протягивают руки в
круг, совершают
действие, как будто
что­то берут из
круга, и
прикладывают руки
к груди.
­
3
Ритуал выхода из сказки
II. Детализация плана урока (занятия)

Аспект, про который важно предусмотреть в
контексте
планирования урока
1
Организация продуктивной групповой учебной
деятельности студентов
После ритуала выхода из сказки,
парты расставляются по местам, и
делается групповое фото.
Фотографии делаются и в процессе
проведения занятия.
Детализация описания – где и как предусмотрено
решение
данного аспекта (что важно учесть, что
предусмотреть, к чему
быть готовым, как реагировать в различных
альтернативах
развития событий и др.) в ходе возможной
реализации урока
(с аргументацией в соотношении с возрастными
возможностями и потенциалами детей) – в
соотношении с
содержанием курсов.
Ритуал «входа» в сказку ­ Коллективное упражнение. Например,
встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают
друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее действие»
и Ритуал выхода из сказки ­ Ведущий говорит: « Мы берем с собой

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

2
Создание условий для становления
самостоятельной учебной деятельности
обучающихся
все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто
что­то берут из круга, и прикладывают руки к груди .
Выполнение каждым студентом следующей работы после
анализа сказки:
­ А теперь, чтобы наше имя на нас не обижалось и никуда не
сбежало как в сказке, сделаем одно интересное и полезное дело.
Напишите в воздухе свое имя мелким
каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а
затем двумя руками одновременно.
Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа




налево, печатными и прописными буквами разного размера.
Подумайте, изменился образ имени, какие чувства это вызывает?
Возьмите в руку воображаемую широкую кисть,
представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?).
Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от
пола до потолка.
Закройте глаза и представьте наиболее приятный из
возникавших образов вашего имени, сделайте еще один
воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните
этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки.
Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас
этим именем.
3
Способы построения понимающей
коммуникации, диалога и полилога в учебном
процессе

Изобразите свое имя на листе бумаги (включатся
красивая (предпочтительно классическая) музыка, например, Э.
Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Глюк «Мелодия» из 2 действия
оперы «Орфей и Эвридика», Л. Бетховен «К Элизе», Шопен
«Нежность» и т.д.)
Анализ сказки проводится в форме диалога с ребятами,
используется принцип «глаза в глаза». Они отвечают на вопросы, на

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

4
5
6
Вовлечение студентов в процесс решения учебных
задач, организация ситуации исследования на
уроке (мотивация, познавательная активность и
вовлеченность обучающихся)
Управление эмоциональными состояниями
студентов в ходе урока, их работоспособностью
(мобилизация, релаксация, экспрессивность –
спокойствие)
Педагогическая гибкость – возможные
изменения плана урока в соответствии с
актуальной ситуацией на занятии (как
студенты могут повлиять на ход урока)
7
Организация взаимодействия с «трудными»
студентами (или имеющими особые
образовательные потребности)
которые им хочется отвечать, потому что они касаются их
личности:
Зачем человеку дается имя?

 А что может произойти, если человеку дать прозвище и не
называть его по имени?


нравится?
А как ласково называет вас мама?
Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно
Чтение сказки – мобилизует, работа с образом имени – выполняет
релаксирующую функцию (особо важно сконцентрировать
внимание студентов на том, какое звучание их имени им особо
приятно, как они хотели бы, чтобы к ним обращались), выполнение
рисунка имени – выход экспрессивности, завершение работы ­
обретение спокойствия
Иногда не у всех студентов получается изобразить своё имя
красиво, они начинают тревожиться по этому поводу. Ведущему
необходимо проявить бдительность, внимание к таким студентам,
поддержать их, например, сказав, что всё получится; можно
спросить, а затем и предложить чем­то помочь, например,
предложить чистый лист бумаги, помощь тех однокурсников, кто
сможет совместно с ним красиво изобразить то, что он представил в
своём воображении… С другими ситуациями не сталкивалась… В
любом случае, если у кого­то созревает необходимость высказаться
или внести своё видение ситуации – это только поощряется… Ведь
главной целью данного занятия является содействие осознанию
ценности и уникальности собственной личности, развитие
положительного, целостного образа «Я», самопринятия…
Данное занятие проводилось в разных группах, в том числе тех, где
есть проблемные студенты. Интерес к своей личности и, в том
числе, к собственному имени, особенно в юношеском возрасте,

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

8
9
Взаимодействие с обучающимися в зоне
ближайшего развития (что, возможно, является
зоной актуального развития, а что при этом
будет в зоне ближайшего развития)
Разнообразие использования предметно-
пространственной среды класса для
повышения образовательного эффекта занятия
10
Продуктивность деятельности студентов на
занятии и ее репрезентация в пространстве
класса
необычная форма проведения занятия, возможность
самовыражения побуждает активное включение в данную работу
«трудных» студентов. После такого занятия легче установить
контакт с «трудным» студентом для дальнейшей индивидуальной
работы с ним.
В качестве продолжения темы, студентам предлагается узнать дома
у родителей, почему именно это имя они дали своему ребёнку;
каких известных людей, исторических персонажей, святых знают
они с таким именем? Возможно, кто­то выберет для себя в
дальнейшем тему исследования или проекта, связанную с именем
(именами). Обсудить это можно будет на следующем занятии, на
этапе повторения (после ритуала приветствия) и перед входом в
новую сказку…
Данное занятие с разными группами проводилось в
разных кабинетах. С целью обеспечения принципов
построения предметной развивающей среды,
учитывая потребности юношества в дистанции,
позиции при взаимодействии, активности,
творчества, общения (открытость и закрытость),
вариативности - в каждом кабинете перед началом
занятия парты расставлялись ребятами по периметру
кабинета, а в завершении парты ставились на место.
В ходе занятия у студентов была возможность
встретиться с самим собой, заглянуть в свой
собственный внутренний мир, самовыразиться.
Психолог может дополнительно провести
диагностику полученных рисунков имён. Анализ
воспитательной работы в тех группах, где
проводилась работа, показал, что данное занятие
студентам запомнилось, как интересное и они хотели
бы побольше таких занятий. Занятие является
развивающим, предполагая диалог с

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

преподавателем, создающим условие для
размышления и самоопределения; даёт возможность
включиться в творческую и исследовательскую
деятельность вокруг своего имени и его истории в
семье, стране и т.д - позволяет объективно и
рефлексивно-творчески осмыслить результат.
Биткова Ольга Анатольевна 25.06.2019 год

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл