Проект "Развитие речи с помощью театрализованных игр"
Оценка 4.9

Проект "Развитие речи с помощью театрализованных игр"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык
Детсад
05.01.2017
Проект "Развитие речи с помощью театрализованных игр"
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт.
проект.doc

Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в

значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с

речевой патологией испытывают чувство неуверенности,

закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение

стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не

только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой

дискомфорт.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной

деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и

порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершен-

ствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с

другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно,

четко, понятно изъясняться.

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый

интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное

значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное

отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе.

Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных

результатов в коррекционно-речевом развитии детей-логопатов, максимально

реализуя их потенциальные речевые возможности.

Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми,

предоставляется возможность принимать участие в праздниках, читая

стихотворения малого объема, порой состоящие из двух- четырех фразовых

строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и

читать стихи с чувством большой значимости читает текст, участвует в

диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от

совместного общения. Здесь особенно важно учить детей осмысленно

пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации,

демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать

при участии детей в театрализованной деятельности, которая является

своеобразным инструментом речевой и психической коррекции. Ведь

творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых

ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе,

необходимость совершенного владения речью, ее выразительными

средствами выступают как основные условия успешного коррекционно-

речевого развития детей.

По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое,

интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное

дает возможности прикладывать необходимые усилия, которые направлены

на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Срок реализации: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы «шалунишки», родители воспитанников,  воспитатели группы.

Проблема: активизация речевой функции детей.

Цель проекта: внедрение в речевую работу театрализованных игр,

как средство всестороннего развития речи детей.

Задачи проекта:

-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через

театральную деятельность;

-формировать навыки устной речи

-пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей

-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;

-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять

инициативу в общении;

-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок,

использовать различные виды театра.

Методы реализации поставленных задач:

- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и

научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование,

диагностирование.

- Практические методы: упражнения , обыгрывание проблемно-игровых

ситуаций.

- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,

пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр

мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков,

изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая

ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов

соревнования.

- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,

заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

Ожидаемый результат.

Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь:

- Активизация словаря детей;

- Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;

- Развитие диалогической и монологической форм речи;

- Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- Речевое раскрепощение детей;

- Совершенствование навыков общения детей в коллективе;

- Повышение общей культуры ребенка;

- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала,

способностей, интересов.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение

основных направлений, изучение педагогической литературы

II этап– формирующий

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда

педагогических знаний среди воспитателей и родителей

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных

пособий.

Подготовительный этап:

- Подготовка конспектов театрализованной деятельности

- Составление рекомендаций для родителей, воспитателей

- Разработка бесед с детьми

- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,

фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями

Формирующий этап - работа с детьми.

- Беседа «…да в ней намёк»

- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

- Разучивание диалогов к сказкам.

- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

- Упражнения- пантомимы.

- Упражнения на координацию речи с движением.

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

- Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.

- Загадки о сказках, героях сказок.

- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка

Работа с родителями

- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

- Еженедельное информирование о ходе проекта.

- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование

иллюстраций к сказкам).

- Чтение сказок с детьми.

Рекомендации:

- По развитию интонационной выразительности речи,

- По разучиванию диалогов между героями сказок;

- По развитию мелкой моторики

Семинары-практикумы:

- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и

движения;

- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной

гимнастики;

- Знакомство с речевыми играми.

Заключительный этап – итог проекта

Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Колобок наоборот» для

детей других групп, родителей;

Выставка поделок;

Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой

моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением

Заключение:

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных

методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними

движущими силами речевого и умственного развития старших

дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал

(сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников

позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,

использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве

структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет

адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним

субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого

ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства –

с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить

сензитивный период речевого развития и творчества детей. Театралзованая

деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться,

активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки,

определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь

между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.

Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито

воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе

создания сказочных образов.

Использование данного вида деятельности способствовало

совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения,

восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических

средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии

благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению

эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:

диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего

дошкольника на основе театра; взаимодействие ребенка с окружающим

миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой

деятельности детей атрибутами.

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться

эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие

детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не

только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать

злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять

любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах),

воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные

общечеловеческие ценности.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению

родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной

деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения,

подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных

положительных эмоций.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что

систематическое привлечение театрализованной деятельности в

педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом

успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в

старшей группе № 6 по развитию речи и ФЭМП

«В гостях у сказки»

Цели:

· Развивать навыки различения и простейшей классификации

предметов по данному признаку.

· Закреплять представления о количестве, величине предметов,

навыки счета до трех.

· Развивать навыки обобщения групп предметов и слов по

существенному признаку (животные, мебель, посуда).

· Закреплять навыки образования слов с помощью суффиксов.

· Упражнять в правильном употреблении простых предлогов (в, из,

на, с).

· Учить различать по интонации речевые реплики персонажей и

воспроизводить их с помощью средств интонационно-

эмоциональной выразительности.

Оборудование: декорации (или их имитация): лес, комната, предметы

мебели и посуды; игрушки – дикие животные; магнитофон; аудиозаписи

мелодий русских народных песен и голосов зверей и птиц.

1. Организационный момент

Л.: Ребята, а вы любите сказки?

- Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках? (волшебство,

превращения…)

- И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у

настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».

Упражнение «Утро»

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку,

дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы – смешные медвежата.

(имя ребёнка) не ребёнок,

(имя ребёнка) – медвежонок.

(называю всех детей)…

Медвежата сладко спят.

(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают

глаза).

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

(крепко зажмуривают глаза)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

(с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в

улыбке.)

Словно, щёткой язычком,

Чистить зубы мы начнём.

(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном

и вертикальном направлениях)

Принюхались медвежата:

(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с,

медленно выдыхаем через рот)

Что-то пахнет непонятно

(повторяют упр. 3-4 раза)

Очень вкусно. Это мёд!

Медвежата мёд лакали,

(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Потом губки облизали.

(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым)

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через

рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на

«чашечку в руке.)

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

(имитируют «питьё» из «чашечки»)

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2. Основная часть

Л.: Ребята, посмотрите, что это у нас тут стоит? (сундук)

- Ох, наверное, не простой сундук, а волшебный. Давайте попробуем

открыть. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке,

а в сказке может произойти волшебство. Какие мы можем сказать

волшебные слова, чтобы сундук открылся? («Крекс, фекс, пекс», «По

щучьему веленью, по моему хотенью»)…

Ребята, а я знаю как мы можем открыть сундук. Повторяйте за мной!

Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика)

На сундуке висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

-Попробуем открыть (открываем сундучок)… Ну-ка, сундучок, покажи

нам, что у тебя внутри…

- Сколько здесь интересных вещей! Скажите, что это? (логопед достаёт

клубок, тот «выпрыгивает» и катится по дорожке )

Л.: Ребята, куда это нас привёл клубок?

Дети: В лес!

Л.: Чего здесь только нет! Дети , найдите животных, которые спрятались

в лесу.

Дети: Ёж – на пне , лиса – под елкой, волк – за березой, медведь в кустах.

Л.: Вы правильно отгадали. Как назовем одним словом ежа, лису,

медведя, волка?

Дети: Животные!

Л.: Какие это животные?

Дети: Дикие!

Л.: Почему мы их называем дикими?

Дети: Они живут в лесу!

Деф.: А вы обратили на то, что в лесу стоит избушка (включаем

аудиозапись мелодии народной песни)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя» ).

Л.: Ой, и правда, ребята, мы с вами находимся в сказочном лесу, возле

избушки, в которой живут три медведя.

Л.: Как звали в сказке папу – медведя? (достаем из сундука фигуру

большого медведя)

Дети: папа -медведь Михаил Потапыч.

Л.: А как звали в сказке маму – медведицу? (показываем фигуру чуть

меньшего медведя )

Дети: мама - медведица Настасья Петровна.

Л.: А что это за маленький мишка? (показываем маленькую фигуру

медвежонка).

Дети: Мишутка.

Деф.: Маша забрела в дом к медведям….Заходит в большую комнату.

Это столовая. Назовите предметы, которые здесь находятся.

Дети: Стол, стулья.

Деф: Покажите самый большой, (маленький, средний) стул.

Дети: дети показывают.

Деф: На каком стуле будет сидеть папа – медведь?

Дети: на большом.

Деф На каком стуле будет сидеть мама – медведица?

Дети: на среднем.

Деф: на каком стуле будет сидеть Мишутка?

Дети: На маленьком.

Деф: У папы – медведя стул, а у Мишутки?

Дети: Стульчик.

Деф: Сколько столов, сколько стульев? Посчитайте.

Дети: Один стул, два стула, три стула.

Деф: А стол один. Как мы назовём все эти предметы одним словом?

Дети: Мебель.

Деф.: Назовите предметы, которые лежат на столе?

Дети: Тарелки, ложки.

Деф.: Сколько их?

Дети считают ложки и миски.

Деф.: Какие они по размеру?

Дети: Большие, маленькие, средние.

Деф.: Как назовем одним словом миски и ложки?

Дети: Посуда.

Деф.: Чтобы медведи не наказали Машу, давайте наведем порядок.

Расставим все, как было . Рядом с большим стулом разложите предметы

посуды, большие по размеру, со средним стулом предметы средние по

размеру, рядом с маленьким стулом – маленькие по размеру предметы

посуды.

Дети выполняют.

Деф.: Маша была голодна. На какой стул сначала села она, чтобы поесть?

Дети: На большой (и упала с него). Потом на средний (на нем было

неудобно). А потом на маленький. Поела, стала на нем качаться и упала

на пол.

Л.: Ребята, Маша еще не знает, что в избушке живут медведи, а мы знаем

об этом. Вспомним, что говорили медведи, когда увидели беспорядок.

Папа-медведь, мама, медвежонок?

Дети: (грубым голосом) Кто сидел на моем стуле? (Более высоким и

писклявым )

Л.: Маша наелась, ушла в другую комнату – спальню. Что там стоит?

Дети: Кровати.

Логопед: Сколько их?

Дети: Три.

Логопед: Давайте посчитаем - одна кровать, две кровати, три кровати.

Отгадайте чья кровать?

Дети отгадывают.

Кровать – это мебель или посуда?

Дети: Мебель.

Деф.: Спасите Машу, помогите навести порядок.

Дети выбирают одеяла, подушки по размеру кроватей, обозначая их

величину, наводят порядок.

Л.: Ребята, а медведи уже и домой собрались. Давайте покажем, как они

идут домой.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой ходьба на месте

Папа был большой-большой, поднять руки вверх, встать на носочки

Мама с ним, поменьше ростом, руки, согнутые в локтях, Перед грудью

А сынок – малютка просто. присесть

Очень маленький он был, покачивания из стороны в сторону

С погремушками ходил. Как бы погреметь погремушками.

Итог занятия.

Л.: что увидели медведи в столовой?

Дети: стол и стулья.

Л.: какие стулья по величине?

Дети: большой, средний, маленький.

Л.: Сколько их?

Дети: Три.

Л.: Где они стоят? (полным предложением)

Дети: Стулья стоят за столом.

Л.: Где лежит посуда? (Л. добивается полного ответа)

Л.: Куда сядут медведи?

– Из чего едят они?

– Что они увидели в спальне?

– Сколько их?

– Где спит Маша?

Дети: в кроватке Мишутки.

Л.: Обрадовались медведи, что гостья у них такая аккуратная и красивая,

разбудили ее. Маша им рассказала, что заблудилась в лесу. Медведи

проводили её домой и попрощались. А за то ,что вы помогли Маше

медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой.

А еще медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы вернулись

из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели

мультфильм.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.

Интегрированное занятие в старшей группе ЗПР по развитию речи и

театрализованной деятельности.

«Путешествие в страну сказок»

Задачи:

-закрепить у детей понятие о видах сказок;

-развивать диалогическую речь, совершенствовать интонационную

выразительность речи;

-развивать логическое мышление, память, произвольное внимание;

-воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;

-формировать умение выступать перед зрителями;

-продолжать работу по формированию сенсорных навыков: соотносить

предметы по цвету, показывать и называть предметы по форме и величине;

-формировать представление о количестве предметов(«один-много»);

-развивать слуховое внимание к неречевым и речевым звукам;

-развивать общую и тонкую моторику: координировать речь с движением;

умение выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Оборудование: декорации( домик-теремок, ёлки, пеньки), бибабо( медведь,

волк, лиса, заяц, лягушка, мышка); магнитофон, аудиозапись музыкального

сопровождения.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да). Вы знаете уже много сказок. И вот

сегодня мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить наши любимые, узнать, кто

из вас знает больше сказок.

Итак, наше путешествие в страну сказок начинается!

(Звучит песня «Голубой вагон»)

Л.: О чём- то скрипит половица,

И спице уже не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Скрип двери, входит Бабушка-сказочница:

Б.-с.: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто я?

-Верно, угадали! Я Б.-. , знаю много сказок, рассказывала их своим детям,

внукам, а они своим деткам, а те детки - своим. Так и будут рассказывать

мои сказки ещё много- много лет. И к вам я приходила, частенько читала и

рассказывала свои сказки, да и книжки приносила, чтобы вам их почитали.

И как же вы хотите отправиться в путешествие по сказкам без меня ? Не

заплутаете ли вы в моих сказках? Хорошо ли вы их знаете? (Ответы детей)

-А вот мы сейчас посмотрим, кто из вас знает больше сказок. Я приготовила

вам необычные задания. Посмотрим, справитесь ли вы?

Б.-с. передаёт логопеду конверт с заданиями. (Л. зачитывает задания).

1. Узнайте сказку по иллюстрациям (показывает иллюстрации к русским

народным сказкам, ребята отгадывают).

2. Б.-с.: А отгадаете ли вы мои загадки? Сейчас я загадаю вам загадки о

сказках. Слушайте внимательно и отвечайте.

Б.-с.: А корзина - нелегка, Мы мохнатые все трое,

А дорога далека, Мы за лесом на опушке

А корзина нелегка, Все втроем живем в

избушке.

Сесть бы на пенек, Там три стула и три кружки,

Съесть бы пирожок... Три кровати, три подушки.

/"Медведь и Маша"/ Угадайте все, не медля

Отворили дверь козлята Мы из сказки ...

И ... пропали все куда-то! /"Три медведя"/

/"Волк и семеро козлят"/

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался ...

/"Колобок"/

3. Л.: Вы должны определить , из какой сказки основные герои и четвёртый

лишний?( Игра «Четвёртый лишний» по иллюстрациям)

4. Б.-с. собирает детей вокруг стола. Дети собирают сказку по картинкам.

(Игра «Собери сказку»)

5. Театрализация сказки «Теремок» .

С.: «Стоит в поле теремок. Бежит по полю мышка- норушка, подбегает к

теремку.

Р.: Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

С.: Не отвечает никто. Стала мышка в теремочке жить.

Следом за мышкой придут жить в теремок: лягушка, заяц, лиса, волк,

медведь.

Стали звери жить дружно, но тесно им было в теремочке. И решили они

построить новый дом. Но для этого нужно очень много брёвен, и друзья

принялись за работу.

6. Логоритмическое упражнение «Пили пила»

-Пили пила, пили быстрей,

мы строим домик для друзей,

в том доме звери будут жить ,

С.: Молодцы, ребята! Много брёвен вы напилили и нам их хватит на новый

просторный теремок! А как у нас заканчиваются все сказки?

Все вместе: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

7. Итог занятия.

Л.: А скажите, ребята, почему вы так любите сказки? Молодцы! Вы очень

много знаете сказок. Знакомьтесь и дальше с ними. А у нас для вас сюрприз!

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей

группе по теме

«Весна»

Задачи:

Развивающие:

1. Развитие связной речи.

2. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.

3. Развитие умения подбирать действия и признаки.

4. Развитие общей моторики.

5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.

6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

7. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.

2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы

весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;

солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне;

рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, песен, игр; работа над

театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: сюжетная картина «Весна», предметные картинки; магнитофон,

аудиозаписи; костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит.

Дует тёплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла…(Весна.)

- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Как много вы знаете о весне!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме

“Весна”.

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна».

-Что появилось в небе ? (Солнышко)

-Что случилось со снегом?

-Почему тает снежок?

-Дети надевают шубы или куртки?

-Кто ползает и летает?

-Что появляется на земле ? (Зелёная травка)

3. (Включается аудиозапись ). Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок.

Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к

театрализованным играм, развитие связной речи.

- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она

“Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают

костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ”

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет

весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке.

Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать!

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку- отпущу.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка: Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой

голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

(Поёт ещё раз песенку).

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый .Отгадаешь загадку мою -

отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился.

Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Давай так: загадай мне

загадку, не отгадаю - съешь меня, а отгадаю - отпустишь. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать.

Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Л. (обращается к детям) : Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже

наступила. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

4. Игра «Весенние слова»

Л.: - Весна говорит вам спасибо и предлагает вам поиграть в игру «Весенние

слова».

Вставайте в круг, я по очереди буду бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч,

заканчивает предложение.

Из-за туч вышло золотое, яркое, весеннее... (солнце).

Подул тёплый, весенний… (ветер).

Пригрело ласковое… (солнце).

И зазвенела… (капель).

У деревьев появились чёрные… (проталины).

Распустился первый, голубой, нежный… (подснежник).

Из тёплых краёв прилетают… (птицы).

На деревьях набухают… (почки).

5.Итог занятия

Л: - Ну, что, ребята, нам пора возвращаться, но прежде, давайте вспомним,

- О каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

.Далее логопед раскладывает предметные картинки: солнышко, снег, лужа,

деревья, жучок, травка, птичка, дети. Дети составляют рассказ опираясь на

предметные картинки.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали!__


Актуальность темы . Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики

Актуальность темы . Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики

По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное дает возможности прикладывать необходимые…

По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное дает возможности прикладывать необходимые…

Совершенствование лексико-грамматических средств языка; -

Совершенствование лексико-грамматических средств языка; -

Семинары-практикумы: - Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения; -

Семинары-практикумы: - Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения; -

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность…

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность…

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Основная часть Л .: Ребята, посмотрите, что это у нас тут стоит? (сундук) -

Основная часть Л .: Ребята, посмотрите, что это у нас тут стоит? (сундук) -

Дети: мама - медведица Настасья

Дети: мама - медведица Настасья

Л.: Маша наелась, ушла в другую комнату – спальню

Л.: Маша наелась, ушла в другую комнату – спальню

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

Посмотрим, справитесь ли вы?

Посмотрим, справитесь ли вы?

Знакомьтесь и дальше с ними. А у нас для вас сюрприз!

Знакомьтесь и дальше с ними. А у нас для вас сюрприз!

Всё правильно ответили, молодцы

Всё правильно ответили, молодцы

Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает

Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017