Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»
Оценка 5

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
05.11.2019
Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»
Название проекта «Сказка за сказкой» Тип проекта Познавательно-творческий Вид проекта Долгосрочный По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность) По уровню контактов На уровне образовательного учреждения Нормативно-правовое обеспечение Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Цели Воспитание нравственной личности ребёнка через встречи с представителями духовенства, развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности, приобщение к истокам русской народной культуры через русские народные сказки, обрядовые праздники. Задачи Для детей: -знакомство детей с русскими народными сказками через форму работы: «Литературные гостиные»; -приобщение детей к обрядовым праздникам: Рождество, Масленица, Пасха и др.. -активизация и обогащение словаря детей; -развитие речи как средства общения; -развитие понимания старославянской речи; -раскрепощение детей (желание выступать перед сверстниками, взрослыми); -имитация характерных действий персонажей; -создание условий для совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей), детей через форму работы - «Литературные гостиные». Для педагогов: -Взаимодействие с социальными партнерами: представители духовенства; -Создание условий для развития речи детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка; -Социальная активность детей; -Эффективные способы взаимодействия и приобщения семей воспитанников к совместному проведению обрядовых праздников, активному участию в «Литературных гостиных». Для родителей: - Развитие творческих способностей детей, оказание помощи в организации предметно-пространственной среды в групповом помещении «Русская изба». Структура и срок реализации проекта Подготовительный этап. 1.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме. 2.Составление перспективного плана «Литературных гостиных». 3.Привлечение родителей к решению проблемы. Основной этап. 1. Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. Обобщающий этап. 1.Презентация проекта. 2.Продукт проекта: Копилка сказок «Сказка за сказкой» Составители проекта Васильева Анна Ивановна, воспитатель I квалификационной категории Дурасова Алла Александровна, старший воспитатель Демидова Галина Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
МБДОУ ДС №2 Рябинка - РОЧ Проект Сказка за сказкой.docx
Российская Федерация Ханты­Мансийский автономный округ ­ Югра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №2 «РЯБИНКА» Индекс  628684, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра, город  Мегион,  улица Заречная, дом 19/4 Тел. 8(34643)3­01­32  ИНН  8605014733 КПП   860501001  р/с 40701810271693000006  ОГРН 1028601357113 E – mail: [email protected]   Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных» Срок долгосрочный 2 Возраст детей: реализации: года. от 5  до 7 лет ФИО, должность авторов: Дурасова Алла Александровна, старший воспитатель Васильева Анна Ивановна, воспитатель  Демидова Галина Владимировна, учитель­логопед МБДОУ «ДС №2 «Рябинка» Проект «Сказка за сказкой» Название проекта Тип проекта Вид проекта По количеству детей,  вовлечённых в проект Форма проведения По уровню контактов Нормативно­правовое обеспечение  Цели Задачи Мегион ­ 2019  Информационная карта проекта «Сказка за сказкой» Познавательно­творческий Долгосрочный  Групповой Дневная (совместная образовательная  деятельность) На уровне образовательного учреждения Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция   о   правах   ребёнка   (одобрена   ООН 20.11.1989) Федеральный   закон   РФ   от   29.12.2012   №   273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ   Министерства   образования   и   науки Российской   Федерации   (Минобрнауки   России)   от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального   государственного   образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ  Воспитание нравственной личности ребёнка через встречи с представителями духовенства, развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности,   приобщение   к   истокам   русской народной культуры через русские народные сказки, обрядовые праздники. Для детей:  ­знакомство детей с русскими народными сказками через форму работы: «Литературные гостиные»; ­приобщение   детей   к   обрядовым   праздникам: Рождество, Масленица, Пасха и др.. ­активизация и  обогащение словаря детей; ­развитие речи как средства общения; ­развитие понимания старославянской речи; ­раскрепощение   детей   (желание   выступать   перед 2 сверстниками, взрослыми); ­имитация характерных действий персонажей; ­создание   условий   для   совместной   деятельности педагогов,   родителей   (законных   представителей), детей   через   форму   работы   ­   «Литературные гостиные». Для педагогов: ­Взаимодействие   с   социальными   партнерами: представители духовенства; ­Создание   условий   для   развития   речи   детей, саморазвития, самовыражения каждого ребёнка; ­Социальная активность детей; ­Эффективные   способы   взаимодействия   и приобщения   семей воспитанников к совместному проведению   обрядовых   праздников,   активному участию в «Литературных гостиных». Для родителей: ­   Развитие   творческих   способностей   детей, оказание   помощи   в   организации   предметно­ пространственной   среды   в   групповом   помещении «Русская изба».   Подготовительный этап. 1.Подбор   методической,   научно­популярной   и художественной   литературы,   иллюстрированного материала по данной проблеме. 2.Составление «Литературных гостиных». 3.Привлечение родителей к решению проблемы. Основной этап.  1. Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. Обобщающий этап.  1.Презентация проекта. 2.Продукт проекта: Копилка сказок «Сказка за  сказкой» Васильева Анна Ивановна, воспитатель I  квалификационной категории Дурасова Алла Александровна, старший  воспитатель Демидова Галина Владимировна, учитель­логопед  высшей квалификационной категории. перспективного     плана 3 Структура и срок  реализации проекта Составители проекта Введение        Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником  развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий  ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной  культуры. (В. А. Сухомлинский).       в   основе   которого,          В настоящее время, в период переосмысления нашего общества, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как   воспитывать.   Именно   в   дошкольном   возрасте   происходит   наиболее интенсивное   развитие   личности,   безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского   характера:   порядочность,   совестливость,   способность   к состраданию.  Разнообразные  формы  знакомства   ребёнка   с народной   культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества   сложится   для   ребёнка   образ   Родины.   Данную проблему   можно   решить посредством   театрализованной   деятельности,   так   как именно   она   является   одним   из   самых   распространенных   видов   детского творчества.   Именно   через театрализованную   деятельность проще   всего познакомить детей младшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры. Давайте   обратимся   к истории   и   вспомним,   что   же   обозначает   это   слово   в целом. Культура   — (воспитание,   образование,   развитие,   почитание) —   понятие, имеющее   огромное   количество   значений   в   различных   областях человеческой жизнедеятельности. В   этом   смысле   можно   сказать,   что Русская   народная   культура   ­ это совокупность устойчивых форм жизни русского народа, которая включает в себя: Русский народный быт; Русские народные верования; Русские народные игры; Русские народные песни,  Русские народные сказки. Актуальность          В настоящее время растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде   национальных   культурных   традиций,   воплощенных   в   самобытных   ритуалах. жанрах   фольклора,   семейно­бытовых   обычаях,   обрядах, 4 Для   новой   образовательной   ситуации   характерно   усиление   этнизации   содержания   образования,   связанной   с   проблемой   приобщения   подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по­новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное веков. сквозь сито            Проблема:  каждый   год   в   детский   сад   приходят   разные   дети,   с   разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно   ­   они   меньше   удивляются   и   восхищаются,   интересы   их   однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек­Паук, Черепашки   Ниндзя.   Материальные   ценности   преобладают   над   нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая   у   них   не  только   умение   ходить,  разговаривать,  но   и   нравственные нормы.   И   величайшим   счастьем   становится   для   него   встреча   с высокохудожественными   произведениями   русских   народных   сказок.      Новизна  и педагогическая целесообразность проекта заключается:  Дети дошкольного возраста ­ благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать   со   сцены,   учитывая   их   возрастные   особенности.   Хорошо,   если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 3­х летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не   только   показывать   детям   спектакли,   но   и   их   самих   привлекать   к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению. В нашей работе 5 мы решили использовать такую форму работы, как «Литературные гостиные», которые помогут открыть детям чудо, таящееся в сказке. Помогут им полюбить и выбрать ту сказку, которая станет верным спутником на его жизненном пути.     Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных   учреждениях,   соотнеся   полученные   данные   с   собственным опытом работы, сочли необходимым разработать систему работы, основанную на приобщении детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских   народных   сказок   в   форме   «Литературных   гостиных».    Ведущая педагогическая идея заключается в создании плана  по театрализации русских   народных   сказок   и   творческой   самореализация,   в   игровой   и театрализованной   деятельности,   с   целью   воспитания   нравственной   личности ребёнка,   приобщения   детей   к   истокам   русской   народной   культуры   через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.    Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в   мир   народной   мысли,   народного   духа,   народных   традиций.   Сказки   своим содержанием   и   формой   наилучшим   образом   отвечают   задачам   воспитания   и развития   ребёнка.   Сказки   имеют   преимущество   ­   они   очень   целомудренно   и ненавязчиво   готовят   из   мальчиков   мужчин,   а   из   девочек   ­   матерей.     Диапазон представляется единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей   по   русским   народным   сказкам.   Вся   эта   работа   тесно   связана   с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители. Цель:  Воспитание   нравственной   личности   ребёнка   чрез   встречи   с представителями   духовенства,   приобщение   к   истокам   русской   народной культуры   через   русские   народные   сказки,   развитие   связной   речи   детей посредством театрализованной деятельности. 6 Задачи: Для детей:  знакомство   детей   с   русскими   народными   сказками   через   форму   работы: «Литературные гостиные»; ­приобщение детей к обрядовым праздникам: Рождество, Масленица, Пасха и др.. ­активизация и  обогащение словаря детей; ­развитие речи как средства общения; ­развитие понимания старославянской речи; ­раскрепощение детей (желание выступать перед сверстниками, взрослыми); ­имитация характерных действий персонажей; ­создание условий для совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей), детей через форму работы ­ «Литературные гостиные». Для педагогов: ­взаимодействие с социальными партнёрами: представители духовенства; ­создание   условий   для   развития   речи   детей,   саморазвития,   самовыражения каждого ребёнка; ­социальная активность детей; ­эффективные способы взаимодействия и приобщения   семей воспитанников к совместному   проведению   обрядовых   праздников,   активному   участию   в «Литературных гостиных». Для родителей: ­развитие   творческих   способностей   детей,   оказание   помощи   в   организации предметно­пространственной среды в групповом помещении «Русская изба». Предполагаемые результаты: предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители  приобретут определённые знания. Дети: ­будут   иметь   представление   об  обрядовых   праздниках   русского   народа: Рождество, Масленица, Пасха и др.. ­приобщатся   к   русской   народной   культуре   через   знакомство   с   народными сказками; ­уметь перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль; ­раскроются творческие способности детей; ­разовьётся и обогатится правильная интонационно­выразительная речь. Родители:  7 ­повысят уровень педагогической культуры;  ­соберут домашнюю «Копилку сказок»; ­помогут в организации РППС в группе «Русская изба». Педагоги:  ­установят партнёрские отношения с семьями. Основные принципы работы в рамках проекта Проект   ориентирован   на   формирование   положительной   социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности,  научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:  • принцип  центрации  состоит в  направленности  воспитательной   работы на умение правильно себя вести в коллективе; • принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив   выполняет   воспитательную   функцию,   даёт   человеку   большой жизненный   опыт,   и   учит   его   правильно   поступать   в   различных   жизненных ситуациях; • принцип   природосообразности   позволяет   оценить   связь   человека   с природой,   зависимость   модели   поведения   от   возраста   и   пола   конкретного индивидуума; • принцип   культуросообразности   подразумевает   под   собой   ориентацию личности на национальные и этнические ценности; • под   принципом   дополнительности   принято   понимать   комплексное использование всех перечисленных принципов. Взаимодействие «педагоги – родители» основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов: 8 • доступности:   каждый   желающий   может   участвовать   в   мероприятиях, коллективных делах; • открытости:   на   сайте   детского   сада   можно   ознакомиться   с   Уставом, Договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрика ­ «Для вас, родители», кроме того родители могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт; • доброжелательности   всех   участников   содружества,   соблюдения морально­этического   устава,   разработанного   для   формирования   позитивных взаимоотношений родителей и педагогов; • добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения. образовательных   технологий: Педагогические технологии Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных  личностно­ориентированная   технология обучения   и   воспитания:   обеспечение   комфортных   условий   ребёнку   в   семье   и дошкольном   учреждении,     предоставление   возможности   ребёнку   для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка,   ее   самобытность,   самоценность,   субъектный   опыт   каждого   сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.    Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного   источника   индивидуальной   жизнедеятельности,   проявляемой,   в частности, в познании; индивидуального подхода  ­ воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать 9 навыки   самостоятельной   работы   у   дошкольников;  здоровье   сберегающие технологии  (физминутки,  пальчиковые   гимнастики,  подвижные   и  спортивные игры,   гимнастика   (для   глаз,   дыхательная),   динамические   паузы,   релаксация, закаливания,   обеспечение   эмоциональной   комфортности   и   позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми  в детском саду и семье);  технология проектной деятельности одна   из   современных   интерактивных   технологий   обучения.   Формирует   у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться   не   только   легче,   но   и   интереснее;  технология   исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение   знаниями,   навыками,   умениями   и   развитие   мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись  без применения  информационно­коммуникационных технологий. На   занятиях   в   совместной   деятельности   часто   применяются   мультимедийные презентации,   музыкальное   оформление,   организуются   видео   просмотры, подбирается   иллюстративный   материал  (сканирование,   интернет,   принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со    сценариями   праздников   и   других   мероприятий;   оформление   групповой документации   по   проекту;   создание   презентации   в   программе   РowerРoint   для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Условия реализации проекта Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально­коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям. 10 Построение   предметно­развивающей   среды   в   ДОУ   основано   на  Методических рекомендациях   для   педагогических   работников   дошкольных   образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно­пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным   образовательным   стандартом   дошкольного   образования» О.А.Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова и др.М.: ФИРО, 2014  Психолого­педагогические условия Для   успешной   реализации   проекта   обеспечены   психолого­педагогические условия.   Это   уважение   взрослых   к   человеческому   достоинству   детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных   возможностях   и   способностях,   положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий. Проект   соответствует   возрастным   и  индивидуальным   особенностям ребёнка.   Поддержка   родителей   (законных   представителей)   в   воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. Материально – техническое обеспечение проекта ­ интерактивная доска, ­ центры детской активности группы, ­ мини­музей в группе «Русская изба».   Развивающая предметно – пространственная среда Компоненты среды Функциональный  модуль  «Игровая»: Функциональный  модуль   «Физкультура»: Функциональный  модуль  «Музыка»: Функциональный  модуль  «Творчество»: Функциональный  Оснащение ­пальчиковый театр  ­уголок ряжения ­кукольные театры русских народных сказок ­настольные театры ­картотека подвижных игр по сказкам ­атрибуты для подвижных игр, ­ маски сказочных героев ­ аудио ­ сказки ­видео ­ сказки ­ мольберт двухсторонний;   ­  разрезные сюжетные картинки;  ­ репродукции картин по теме проекта, ­ подборка художественной литературы; 11 модуль  «Логопед»: Функциональный  модуль  «Психолог»: Функциональный  модуль  «Уличное  пространство»: ­ комплект карточек для проведения  артикуляционной гимнастики; ­ набор пальчиковых кукол по сказкам; ­ интерактивные коммуникативные игры; ­ серии картинок (характерные виды работ и  отдыха людей) ­ подборка художественной литературы; ­ логическая игра на подбор цветных, теневых и  контурных изображений; ­ интерактивные коммуникативные игры; ­ дом игровой; ­ песочница; Ресурсное обеспечение проекта:  Информационный ресурс  ­ интернет ресурс http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v­gostyah­u­skazki.html. ­   Аникин   В.П.   Русские   народные   пословицы,   поговорки,   загадки   и   детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.  - Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший  дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.­ № 9  Кадровый ресурс  ­  воспитатели – Васильева А.И., Дурасова А.А.,  учитель­логопед Демидова Г.В., дети, родители, представители  духовенства. Этапы реализации проекта В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура,  предложенная   Н.А.  Рыжовой,  состоящая   из   трёх   основных   этапов: подготовительного, основного и обобщающего. 12 1.Этап Подготовит ельный      2.Этап Основной  3.Этап Обобщающи й  Определение цели, задач. Изучение методической литературы. Составление плана проекта. Сбор материалов (подбор сказок, дидактического и  методического оснащения проекта). Выявление уровня знаний детей о сказках (методом беседы). Ознакомление детей и родителей с целями и задачами  проекта.  Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения  проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов.  Составление консультаций, бесед, рекомендаций. Творческие задания для родителей и детей. Совместные мероприятия с детьми и родителями  «Литературные гостиные» (план): беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение  художественной литературы, игровая и художественно­ продуктивная деятельность. Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей о русской народной культуре, сказках (методом беседы). Отчёт о реализации проекта. Подготовка к представлению продукта проектной  деятельности.  Выставка рисунков «Сказка за сказкой»  Презентация «Копилка сказок группы»  Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников (целевые ориентиры) • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения  и  правилам  в  разных  видах  деятельности, во  взаимоотношениях   со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.  • Ребёнок   проявляет   любознательность.   Обладает   начальными   знаниями   о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.  13 • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Основные показатели достижений детей в рамках проекта: 1.Сформированность   знаний   о   том,   что   такое   русская   народная   культура, обрядовые праздники, сказка, театрализация. 2.Постановка русских народных сказок; 3.Составление собственного сборника сказок группы. Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы №  п/п 1. 2. 3. Темы «Литературных гостиных» Осенняя ярмарка «Именины у рябины»: ­театрализация элементов ведения  ярмарки Скоморохами,  Коробейниками ­Игра на русских  народных  инструментах (ложки, трещётки,  балалайки, колокольчики)              «В гостях у сказки» ­встреча с отцом Мирославом                   «Добрые поступки»  ­постановка сказки «Гуси­лебеди»     «Рождественские посиделки»   ­пение колядок с отцом Мирославом; ­постановка р.н.с. «Зимовье зверей»  Предварительная работа: экскурсия в Храм Месяц Сентябрь Ноябрь Январь 14 4. 5.             «Широкая Масленица»  ­встреча с отцом Мирославом  «Рассказ о праздновании Масленицы» ­драматизация р.н.с. «Заюшкина  избушка»; ­выпечка пирогов «Светлая Пасха» ­пение  величальных песен                   «Иисус воскрес» ­расписывание яиц; ­театрализация «Встречаем праздник  православный» Февраль Апрель Взаимодействие с семьями воспитанников Основные направления:  Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;  Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников (пример) Консультации для  родителей (законных  представителей) Консультации для  родителей «Эти  добрые сказки» Групповое  родительское   собрание «Традиции  моей семьи» Выставка детско­ родительского  творчества «Древо  моей семьи» Консультация для  родителей «Как с  пользой провести  выходные дни» 15 № Родительский всеобуч  Творческие  мастерские (совместно с детьми) Тематическая  выставка «Сказки,  рассказанные на ночь» Общее родительское  собрание с  приглашением  представителя  духовенства ­отца  Мирослава  Тема: «Воспитание  добротой» ь р б я т к О ь р а в н Я итоговое занятие  Ресурсный круг  «Почему важно  совершать добрые  дела» т р а М Выпуск газеты «У  самовара…»  Рубрики: пополнение  центра «Русская изба», праздники и  мероприятия,  выставки, «Добрые  дела и поступки»,  экскурсии,  театральные  Выпуск социального  ролика совместно с  родителями  «Воспитание  духовно­ нравственной  личности в наших  руках». Риски и пути преодоления рисков • Возможное неприятие со стороны родителей, которое может проявляться в нежелании участвовать в мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий   от   теоретических   форм   работы   к   практической,  когда   родители осознают   значимость   совместной   деятельности.   С   целью   активизации деятельности   родителей,   запланировано   проведение   ряда   индивидуальных консультаций   для   родителей   по   теме   Проекта.   Также   обеспечена   открытость деятельности   учреждения:   функционирует  сайт   ДОУ,   имеется   электронная почта. • Утеря   интереса   детей   к   деятельности.   Для   устранения   данного   риска   в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей. Сравнение   показателей   результативности   проекта   в   сравнении   с традиционными методиками обучения • Внедрение   модели   развития   социально­коммуникативных   способностей детей   через   новые   педагогические   технологии   в   образовательной   практике способствуют развитию у детей поисково­исследовательской активности ­ это на сегодняшний   день   один   из   основных   путей   познания,   наиболее   полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее 16 использование разработанной и предложенной модели позволит совершенствовать поисково­исследовательскую активность дошкольников. • Результативность   проекта   в   сравнении   с   традиционными   методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с   особой   внимательностью   относиться   к   новым   педагогическим   технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения   как   проектная   деятельность,   достаточно   мощно   направляет   свою работу   в   сторону   достижений   детьми   целевых   ориентиров   дошкольного образования. Результат: Работая   над   данным   проектом,   дети   с   удовольствием   овладевают   актёрским мастерством в театрализации русских народных сказок; получают знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки;   проявляют   нравственные   чувства   и   нравственное   поведение; творчества. овладевают народно­прикладного     навыками          Таким образом, можно прийти к выводу, что работа по данному проекту, направленна на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщению его к истокам   русской   народной   культуры   через   театрализацию   русских   народных сказок,   даст,   несомненно,   положительные   результаты.   Данную   работу   следует вести систематически и постоянно, находя новые методы, приёмы, опираясь на содержание старых добрых сказок. Литература: 1.   Григорьева   Е.М.   Использование   ТРИЗ­технологии   при   формировании нравственных   ориентиров   у   дошкольников   //   nsportal.ru   :   социальная   сеть работников   образования   :  [сайт].  ­  03.12.2016. ­  URL: https://nsportal.ru/detskii­ sad/vospitatelnaya­rabota/2016/12/03/ispolzovanie­triz­tehnologii­pri­formirovanii (да 17 23.10.2019). та 2.   Григорьева   Г.   Г.   Духовно­нравственное   воспитание   и   развитие   детей обращения:     дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной междунар. науч.­практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. – № 1. – С. 95. –   Электронная   копия   доступна   на   сайте   науч.   электрон.   б­ки   Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno­nravstvennoe­vospitanie­i­razvitie­ 23.10.2019). detey­doshkolnogo­vozrasta (дата 3.   Грушина   М.   Г.   Методологические   возможности   обеспечения   саморазвития обращения:     детей   и   воспитателей   в   процессе   дошкольного   образования   //   Открытое образование. – 2016. – № 2. – С. 72–75. – Электронная копия доступна на сайте науч. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie­vozmozhnosti­ электрон. б­ки       Киберленинка. obespecheniya­samorazvitiya­detey­i­vospitateley­v­pr... (дата 23.10.2019).   обращения: 4. Духовно­нравственное и эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников : сб. ст. по итогам науч.­практ. конф. с междунар. участием памяти П. В. Герасева (28.11.1948­27.03.2015), 26 апр. 2017 г. / ФГБОУ ВО Астрахан. гос. ун­т ; [ред. В. И. Волынкин, И. Г. Лаптев, Е. И. Алентьева]. – Астрахань : с. Сорокин Шифр   хранения   ДРУНБ:   Б   109567;   74.100.5;   Д85;Место   хранения:   ОДГЕН: 2018. 108 В., Р. –             2141719. 5. Кокуева Л. В. Духовно­нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М. : АРКТИ, 2005. – 141 с. – (Развитие и воспитание). Шифр хранения ДРУНБ: Б 85975; 74.100.53;   2070474. К59. 6.   Кушель   Н.В.   Организация   работы   по   духовно­нравственному   воспитанию хранения: ОДГЕН: Место       старших   дошкольников   с   ОВЗ   рамках   программы   «Православная   радуга»   // Реализация   концепции   духовно­нравственного   воспитания   через   внеурочную 18 деятельность.   Поиск,   инновации,   опыт   :   сб.   материалов   краевой   науч.­практ. конф. (13 апреля 2016 г.). ­ Березники, 2016. ­ С. 14­17 ; То же [Электронный   (11.01.19) ресурс]. 7. Лескина И. Духовно­нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное (открыть ссылку) URL: ­         79­86 воспитание. 8. Манацкова Г.П. Духовно­нравственное развитие детей дошкольного возраста в   №     С. 2014. 2. ­ ­ ­           условиях   взаимодействия   дошкольного   учреждения   и   детской   библиотеки   // Культура. Наука. Интеграция. ­ 2010. ­ № 1 (9). ­ С. 93 ­ 94 ; То же [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17762800_78331887.pdf (010.01.19)   ­ 9.   Сергеева   Е.   Духовно­нравственное   воспитание   в   системе   дошкольного образования   //   Детский   сад   от   А   до   Я.   ­   2012.   ­   №   1.   ­   С.   24­30. 10.   Шевцова   И.В. Духовно­нравственное   воспитание   старших   дошкольников посредством театрализованной деятельности на основе годового круга календаря православных праздников // Детский сад от А до Я. ­ 2012. ­ № 3. ­ С. 52­58. 11.   Шилова   М.   И.   Учителю   о   воспитанности   школьников.—М.:   Педагогика, 1990.­ 144 с.— (Б­ка учителя и воспитателя) Ведущий, мать, отец, сын, дочь, баба­яга, гуси­лебеди, речка, яблонька Под звуки народной музыки на сцену выходит ведущий Сценарий сказки "ГУСИ– ЛЕБЕДИ" Приложение 1 19 Ведущий. А у нас на Руси сказки очень хороши! Представленье начинается, В гости сказка к нам является! Про гусей­лебедей, и про разных людей. Сказку эту старую слушать каждый рад, Предлагаем сказочку Вам на новый лад! Звучит русская народная музыка, выходят Мать, Отец и Машенька с Ванюшей. Ведущая. Жили­были отец, мать да двое ребятишек ­Машенька да Ванюшка. Мать с отцом на  ярмарку собрались как­то раз. Перед отъездом детям дают они наказ. Отец. Мы на ярмарку пойдем, К вечеру нас ждите. Остаетесь вы вдвоем, Сильно не шалите! Умницею, дочка, будь  Береги Ванюшу. Отправляемся мы в путь. Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове. Мать. Ваня, Машу слушай! К подружкам, дочка, не ходи, За Ванюшей ты смотри!   Привезем гостинцев много. Отец.   Ну, а теперь пора в дорогу! Звучит русская народная мелодия «Коробейники». Мать с отцом машут рукой, прощаются. Маша. Ох, и скучно у ворот Мне сидеть без дела. Как бы к девкам в хоровод Я пойти хотела! Отлучусь­ка на часок, Мама не узнает. Маша выходит из избы и дает брату петушка на палочке. Маша. Посмотри­ка, петушок Над тобой летает! Я пошла, а ты сиди Смирно под окошком. Никуда не уходи И не мучай кошку. 20 Ваня берет петушка, а Маша идет к опушке леса. Ведущий. За рекою круглый год Водят девки хоровод. А как песню запоют, Ноги сами в пляс идут! Девочки водят Хоровод " На горе­то калина" Уходят. Из­за деревьев выглядывает Баба­Яга Баба­Яга. А мальчишка – ничего, Закачу пирушку! Эй, вы где, хватай его И ко мне в избушку! В это время летят гуси­лебеди, звучит музыка «В мире животных». Танцевальная композиция "Гуси­лебеди" Гуси присели возле избушки и смотрят на Бабу­Ягу.. Баба­Яга. Я, злая Баба­Яга, Костяная нога, Есть всегда я хочу, Все, что хочешь ­ Проглочу! Эй, вы, гуси, гуси серые, Слуги преданные, верные, За новой добычей летите И Ванюшку принесите! Ведущая. Взметнулись гуси­лебеди ввысь, за Ванюшей понеслись. Звучит мелодия «В мире животных». Первый гусь­лебедь. Здравствуй, Ванечка­дружок! Хочешь прокатиться? Выходи к нам на лужок, Будем веселиться!) Второй гусь­лебедь. Эй, чего ты там сидишь, Выходи скорее! Ну, иди же к нам, малыш, Вместе веселее! Ванечка бросает петушка и подходит к гусям­лебедям. Они тут же хватают его и тащат в лес. Баба­Яга их поджидает. 21 Гуси­лебеди. Мы старались, как могли, На крыльях Ваню принесли. Баба­Яга. Ты, Ванюша, не шали, У избушки посиди. А я в лес пойду дрова рубить, Чтоб жарче печку натопить. Гуси, гуси, не дремлите, И Ивана стерегите. Баба­Яга уходит, гуси прячут Ванечку в избушке. Выходит Машенька и поет песню «А я по лугу». Маша. А я по лугу, а я по лугу, Я по лугу гуляла — 2 раза, В лес с подружками, в лес с подружками Незаметно я ушла — 2 раза. Про Ванюшеньку забыла, Как же я не уследила? Что же делать мне теперь, Что скажу я маме? Только вышла я за дверь, Утащили Ваню! Как теперь его сыскать Мне на свете белом? Не простят отец и мать, Что недоглядела Не буду больше играть, Пойду братца искать! Звучит таинственная музыка, Маша идет по лесу и вдруг видит Ваню перед избушкой, берет  Ваню за руку. Маша. Ваня, маленький, не плачь, Мы домой вернемся. Мамка испечет калач, Сливочек напьемся! Папка с ярмарки несет Для тебя сапожки, И с тобою нас спасет Он от Бабки­Ежки Ваня, братец дорогой, Побежим скорей домой. Бегут. Ваня. Скорей, чтоб гуси не догнали И снова к себе не забрали! Вот и речка на пути... Появляется Речка 22 Дети. Речка, речка, помоги! Музыкальная композиция "Речка" Речка. Ох, я тихая речка, Да болит мое сердечко. Спрячу вас, а ты кисель С молочком возьми попей! Дети прячутся за Речкой. Ведущая. И спрятала речка­дружок детей под крутой бережок. Под музыку гуси­лебеди облетают круг. Маша снова берет Ваню за руку. Маша. Ну­ка, братец дорогой, Поспешим скорей домой. Ваня. Смотри, вон яблонька на пути, Яблонька, ты нас спаси!. Яблоня. Чтоб не попали Вы к Бабе­ Яге на ужин, Спрячу вас, но ты моих Яблочек откушай!. В это время под музыку летят гуси, дети прячут яблоней. Гуси облетают круг. Ведущая.     Заслонила яблонька детей, спрятала среди ветвей. Маша. Ваня, братец дорогой, Поспешим скорей домой! Ваня. Вот и печка на пути, Печка, печка, помоги! Мы съедим твой пирожок, Только спрячь ты нас, дружок!. В это время снова вылетают гуси. Маша с Ваней прячутся за печь. Гуси. Все­таки они убежали, Так мы беглецов и не поймали! Улетают. Звучит русская народная песня «На горе­то калина». Выходит, Машенька с Ванечкой за руку, а навстречу им Мать и Отец. Мать. Как без нас вы не скучали, Наши наставленья выполняли? 23 Отец. Как без нас вы, дети, жили, Не грустили, не тужили?   Птиц, зверей не обижали, Маша.   В лесу мусор не бросали. И в лесу, и на поляне Мы цветов совсем не рвали! Ваня. Помогали яблоньке, стала чистой речка, Нас чудесным пирожком угостила печка! Отец.   А за это, дети, вам,   Сейчас гостинцы я раздам! Ведущая. А теперь устроим веселую пляску, И этим закончим добрую сказку! 24 Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встречаем праздник православный» Программное содержание: Познакомить детей с православным праздником Пасха, с традициями  этого праздника, расширяя представления детей о народных играх и закличек; ­Воспитывать у детей уважительное отношение к традициям русского народа и своей семьи, интерес к празднику; ­Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к  всенародным праздникам; Индивидуальная работа: Чтение художественной литературы. Предварительная работа: Просмотр презентации «Пасха и ее традиции в  семье и народе»; Работа с родителями: ­ изготовить из гипса яйца(2 шт.) одно из них  раскрашенное­крашена или писанка, изготовление подделок на  выставку «Светлая Пасха», куличи, пасхи (папье маше); Оборудование: Картинки, иллюстрации о праздниках, аудиозапись  колокольного звона, использование интерактивной доски. Пасха, светлый, чистый праздник, который с таким трепетом ждет  практически каждый из нас. С его приходом природа и наши души наполняются  необыкновенным светом и добром. Вот и в нашей группе мы провели  развлечение «Встречаем праздник православный» Действующие лица. Ведущий, Старушка – Веселушка;  Дети: Дружок пес, Мышка, Белочка, Петушок, Кошечка, Лиса, Заяц, Медведь. Вед. Жила – была на опушке леса в маленьком домике Старушка – Веселушка. Весной, летом и осенью она собирала в лесу лечебные травы, ягоды лесные, да  грибочки вкусные. Все лесные звери знали и любили ее, так как она была очень  добра к ним. В её доме жил верный пес Дружок, который всегда бабушке  помогал, и любил гулять с ней по лесу. Старушка – Веселушка: Чисто домике все прибрано, чисто окна вымыты 25 Горит в лампадке огонек… хорошо у нас Дружок? Дружок: Хорошо у нас, хозяйка, чистотой сверкает дом, Верба на столе стоит, только нет здесь угощенья Для Христова Воскресенья. Старушка – Веселушка: Друзей лесных мы позовем в гостеприимный этот дом. Красить будем яйца краской к празднику Христовой Пасхи Дружно испечем в печи пасхи, булки, куличи. Эй вы, жители лесные в гости к нам скорей идите Дружно нам все помогите. (Звери и животные поочередно заходят в дом) Петушок: Я петушок золотой гребешок из деревни, от ребяток Я принес яиц десяток. Их покрасим яркой краской К празднику Христовой пасхи. Мышка: Я мышка норушка, по амбару поскребушка. Принесла я вам муки, испечем в печи, кексы пасхи, калачи Кошка: Мяу­мяу, вот и кошка, заглянула к вам в окошко В гости к вам друзья пришла и сметанку принесла. Белочка: Я Белочка ­ умелочка, изюма да орехов несу я кузовок. Лиса: А я лисичка­сестричка, от меня прими в подарок Маслица комок, да белый творог. Старушка веселушка: Вам друзья скажу спасибо за сметанку, и муку За, яички, за орешки, да за маслица комок. Вас мои друзья, очень рада видеть я. Все к столу вы подходите, краски, кисточки берите. На скорлупке тонкой, нежной для людей и красоты, Рисовать мы будем вместе крестик, солнышко, цветы. 26 (На интерактивной доске, слайд­шоу подготовка к празднику Пасхи.  Старушка веселушка и звери раскрашивают и украшают яйца) Старушка веселушка: Яркими красками яички мы покрасили А теперь, а теперь, куличей всем напечем, И станцуем и споем Пасха! Пасха настает! Веселится весь лесной народ! Старушка веселушка: Что для теста надо нам? Мы покажем это вам Звери (поочередно говорят слова и отдают Старушка веселушке продукты,  которые она складывает в большую бутафорскую кастрюлю, в которой стоит  ведро, и пасхи или куличи) Петушок:­вот яйцо Мышка: ­а вот мука Кошка: ­и немного молока Пес Дружок: ­сахар, соль, и сода Белочка: ­и немного меда Лисичка: А потом, а потом, мы положим масла ком! Песня «Испечем кулич» р. н. м. Тесто месим мы руками, убедитесь в этом сами Месим улыбаемся, для Старушки веселушки очень постараемся (берутся за руки и идут вокруг бутафорской кастрюли) Вы пекитесь куличи, пряники и калачи, Постарались мы для вас, вот как весело у нас. (после песни из кастрюли Старушка веселушка вынимает куличи или пасху) Старушка веселушка: Я перед Пасхой окна мыла, следила, чтоб тесто подошло, И яйца разноцветным строем, на полку ставила за стекло. И прятала я все от кошки: та очень любит поиграть! А утром я, сложила все в лукошко, и буду в храме освящать. На них цветы я рисовала, весь день, не покладая рук. Но я боюсь, что будет мало для всех, кого люблю, ста штук! 27 Пасха, это праздник счастья, каждый год приходит в дом Будем праздник начинать, веселиться и играть Песня «Весна­Красна праздник принесла» р. н. м. Стихи: Праздник Пасхи ­ светлый, чистый, день, когда Христос воскрес. Радость солнышком лучистым улыбается с небес. Пасха. Празднично кругом. Чистотой сверкает дом. Вербы на столе и пасха. так светло и так прекрасно! Яйца крашеные всюду, и кулич стоит на блюде. Мама в фартуке из ситца приглашает всех садиться И отведать угощение в честь Христова воскресения. Бабушка­Голубушка: А теперь пришла пора, поиграть нам детвора. (На интерактивное доске заставка игр на пасху) «Игра Катись, катись, яичко» (игра с пасхальными яйцами) Дети: Катись, катись, яичко, по нашему кружочку Найди, найди яичко, для себя дружочка. (с последним словом передача яиц по круг заканчивается. Те у кого остались  яйца, выходят в центр круга, отдают яички водящему, тот говорит: «в круг, дружочки, выходите, и вдвоем для нас спляшите» (Все хлопают. Дети пляшут) Старушка веселушка и все лесные друзья стоят возле центральной стены в  руках у них подносы с куличами и пасхами, да с яичками крашеным. Старушка веселушка: (обращается к гостям в зале.) Угощенье на столе, будем Пасху мы встречать Куличами всех угощать и вы тоже не стесняйтесь Подходите, угощайтесь! Старушка веселушка: Христос воскрес, Христос воскрес! Сияет солнышко с небес. 28 Зазеленел и темный лес, Христос воистину воскрес. Пришла весна­пора чудес, журчит родник ­ Христос воскрес!. Светлее в мире нет словес: Воистину Христос Воскрес! Вот и закончилось наше развлечение. Всем желаем мы добра тепла и света. А в группах вас ждет угощение.  Ресурсный круг «Почему важно совершать добрые дела» Задачи: Дальнейшее наполнение духовно­нравственной категории «Любовь». Формирование потребности в социальном соответствии. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Формирование в детях мотивации на совершение добрых поступков. Мотивация к деятельности: познавательная, игровая, социальная. Ход занятия I. Подготовительный этап: ПРИСОЕДИНЕНИЕ Мотивация детей на взаимодействие: обозначение темы и цели занятия, её  актуальности, новизны, важности. Актуализация имеющегося социокультурного  опыта по теме занятия. ­ Ребята, какие дела считаются добрыми? (Из предложенных на слайде) Разговор с детьми о прочитанных ранее произведениях и подбор подходящих  пословиц к ним: П. П. Ершов «Конёк­горбунок», В. П. Катаев «Цветик­семицветик». II, Основной этап: РЕСУРСНЫЙ КРУГ Дети рассказывают о добрых делах, а родители подбирают подходящие  пословицы к ним. Каждое доброе дело, это лепесток волшебного цветочка. Жёлтый лепесток: —помощь маме, папе, бабушке и дедушке. Народная игра «Огород» 29 «Умелец да рукоделец и себе и людям радость принесёт» —забота о животных. Рассказ «Щенок». Песня о щенке. Красный лепесток: «Смелому человеку никакое дело не страшно» —охрана природы. Стихотворение «Не надо мусорить в лесу!» «Доброе дело, что дождь в засуху» Синий лепесток: помощь друзьям. Игра «Хозяин и гуси». Песня «Всем советуем дружить». Зелёный лепесток: «Помогай другу везде—не бросай друга в беде» —не обижай никого вокруг. Стихотворение про Волчонка. «Доброму— добрая память» Оранжевый лепесток: Стихотворение М. Садовского «У кого мы учимся доброте?” Танец «Казачок» «Неси добро и радость людям» III. Заключительный этап: РЕФЛЕКСИЯ В итоге занятия расцвёл и согрел своим теплом «Цветок добра». Остался  голубой лепесток. Дети с родителями становятся в круг, передают друг другу  мягкое сердечко и рассказывают, какое доброе дело совершат или совершила их  семья. Дети приклеивают на голубой лепесток сердечки добра. Воспитатель благодарит детей и родителей за участие в разговоре, выражает  радость по поводу добрых дел детей. 30 Приложение 2 31 32 33 34 35 Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности детей по методике М.И. Шиловой Приложение 3 Отношение к людям 36 4. Доброта и отзывчивость 13.   Уважительное   отношение   к старшим 14.   Дружелюбное   отношение   к сверстникам 15. Милосердие 16.   Честность   в   отношениях   с товарищами и взрослыми Отношение к себе 5. Самодисциплина 17.  Самообладание и сила воли 3 ­ уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 ­ уважает старших; 1   ­   к   старикам   не   всегда   уважителен,   нуждается   в руководстве; 0 ­ не уважает старших, допускает грубость. 3 ­ отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 ­ отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1   ­   проявляет   дружелюбие,   нуждается   в   побуждении   со стороны товарищей и старших; 0 ­ груб и эгоистичен 3 ­ сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 ­ сочувствует и помогает слабым, больным; 1   ­   помогает   слабым,   больным   при   условии   поручения, наличия контроля 0 ­ неотзывчив, иногда жесток 3 ­ честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 ­ честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 ­ не всегда честен; 0 ­ нечестен 3   ­   проявляет   самообладание   и   силу   воли   в   добрых поступках,   стремится   развивать   ее,   побуждает   к   этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 ­ развивает  волю в организованных  взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 ­ силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 37 Самоуважение, 18. правил культуры поведения   соблюдение   Организованность 19. пунктуальность   и 20. Требовательность к себе 3   ­   добровольно   соблюдает   правила   культуры   поведения, требует этого от других; 2 ­ добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1   ­   нормы,   правила   поведения   соблюдает   при   наличии контроля; 0 ­ нормы и правила не соблюдает 3   ­   своевременно   и   качественно   выполняет   любое   дело, требует этого от других; 2 ­ своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 ­ при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 ­ начатые дела не выполняет 3 ­ требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 ­ требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1   ­   не   всегда   требователен,   не   стремится   проявить   себя   в хороших делах и поступках; 0   ­   к   себе   не   требователен,   проявляет   себя   в   негативных поступках. 38

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»

Проект «Сказка за сказкой» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством «Литературных гостиных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019