Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"
Оценка 5

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
биология +1
Взрослым
22.01.2018
Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"
В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно привить школьникам валеологическую грамотность, воспитать «культ» здорового образа жизни. Актуальность проекта подтверждается недостаточной изученностью механизма формирования валеологических ориентации в теории и практике, что затрудняет перевод валеологического воспитания на принципиально новый качественный уровень. Новизна педагогического проекта состоит в том, что за короткий период учебного времени школьники формируют не только умения и навыки самодиагностики своего организма, но и с помощью интерактивных способов обучения получают знания о способах немедикаментозного оздоровления , которые помогут им в дальнейшем сохранить здоровье.
проект Красота и здоровье.doc
Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»                                                                                            Автор проекта:                                                   Алпацкая Нелли Алексеевна,                                       учитель биологии                                        МБОУ "СОШ"                                            города Котовска                                               Тамбовской области Пояснительная записка        В современных сложных социально­экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья. В документах Всемирной Организации Здравоохранения подчеркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого   усилия   служб   национального   здравоохранения   по   достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными.                 Воспитание   физически   культурного   и   валеологически   грамотного гражданина   страны,   ответственного   за   свое   состояние   здоровья   ­   важные задачи   педагогики.   Министерство   образования   Российской   Федерации приняло   решение     о  содействии   созданию   в  образовательных   учреждениях системы   непрерывного   экологического   и   валеологического   образования,   о введении   преподавания   валеологии   в  качестве   федерального   компонента   в учебные планы всех образовательных учреждений с 1998­99 учебного года.            Условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объем знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества ­ сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое понижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов валеологии в массовую практику образовательных учреждений.           Формируется новая стратегия современной общеобразовательной школы, в   которой   здоровье   рассматривается   как   необходимый   компонент образования.   Отсюда   важной   педагогической   задачей   является   воспитание физически   культурного   и   валеологически   грамотного   юного   гражданина страны,           Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается   в   практике   работы   школы   как   одно   из   приоритетных направлений   гуманизации   образования.   Значимость   формирования ценностных   ориентации   в   аспекте   рассматриваемой   проблемы   обусловлена необходимостью   сохранения   и   совершенствования   их   физического, психического   и   социального   благополучия.   Здоровье   и   физическая дееспособность   являются   условием   и   базисом   для   раскрытия   потенциала личности.       способного   нести   ответственность   за   свое   здоровье. Актуальность         Социальные изменения, произошедшие в обществе, ухудшение  общедоступной медицинской помощи в сочетании с недостаточным питанием, возрастающие учебные нагрузки ухудшили состояние здоровья школьников.  Учащиеся мало получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его  сберечь, не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках биологии, физической  культуры, основах безопасности и жизнедеятельности не систематизированы,  малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни.  В учебно­воспитательной деятельности не всегда  соблюдаются  здоровьесберегающие формы и методы работы, что является  следствием  увеличения хронических заболеваний, числа школьников, состоящих на  диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья,  формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными.        Предлагаемый материал проекта направлен на углубление знаний,  полученных в 8 классе, и вместе с тем он является абсолютно новым, так как  связан с практическим использованием знаний курса «Человек и его  здоровье», кроме того, он учитывает возрастные особенности школьников и  направлен на формирование  у учащихся целостного отношения к здоровью.  Данный курс содержит актуальные сведения о приёмах, методиках  нетрадиционной медицины, знакомит учащихся с различными способами  немедикаментозного оздоровления. На занятиях  учащиеся не только получают новые знания, но и развивают  интеллектуальные и коммуникативные способности и навыки.  Противоречия.  ­   между желанием учащихся сохранить здоровье, иметь достаточный багаж  знаний  в области валеологии и невозможностью глубоко осветить ряд вопросов,  интересующих школьников,  на уроках биологии;     ­ между различными потребностями учащихся в получении валеологических  знаний и ограничением времени на занятиях элективного курса.   Проблема Поиск современных педагогических технологий, методов и форм работы для формирования     валеологической грамотности на занятиях элективного курса «Красота и здоровье» . Объект исследования ­ процесс валеологического обучения и воспитания  школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье». Предмет исследования – методические приёмы обучения и воспитания,  направленные на формирование валеологической грамотности  у школьников. Цель проекта: Повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся по  сохранению и укреплению здоровья, и выявить наиболее эффективные  способы формирования валеологической грамотности. Гипотеза: Если формировать валеологические знания и умения школьников в рамках  элективного курса « Красота и здоровье» через разные формы методической  деятельности, то уровень  культуры и грамотности по сохранению здоровья  учащихся значительно повысится. Задачи:  ­ расширение кругозора учащихся о немедикаментозных  средствах оздоровления (массаже, различных видах терапий); ­ проведение   диагностической   работы с учащимися, способствующей  получению ими информации о  состоянии собственного здоровья с  последующим выбором способов и методов оздоровления школьников; ­ пропаганда ЗОЖ и санпросветработа через систему игровых технологий; ­ активное использование на занятиях элективного курса  метода проектов,  ИКТ.  ­ развитие творческих и коммуникативных способностей школьников через  разные формы проведения занятий. План деятельности: ­Проведение и анализ диагностического теста (на входе) по выявлению знаний в области валеологии; ­Практические занятия по диагностике организма учащихся и составление  индивидуальных карт здоровья; ­Подбор приёмов, методов и форм работы по устранению пробелов в знании  по валеологии и применение немедикаментозных методов для оздоровления  организма учащихся; ­Диагностический тест по выявлению знаний в области валеологии (на  выходе) и его анализ.  При осуществлении проектной деятельности по теме: «Формирование  валеологической грамотности школьников на занятиях элективного курса   «Красота и здоровье» используются следующие теоретические методы: ­ изучение необходимых нормативных и инструктивно – методических  документов, методической литературы по теме проекта; ­педагогическое наблюдение; ­ выявление противоречий, ­ анализ изменений у учащихся, связанных с укреплением и сохранением  здоровья .  Эмпирические методы: проводится тестирование, анкетирование, опросы  учащихся. Итоговый контроль проводится в форме презентаций  индивидуальных карт здоровья учащихся и буклетов. Ожидаемые результаты Учащиеся научатся: ­понимать причины изменения самочувствия в различных ситуациях;  ­диагностировать состояние своего организма с помощью различных методик:  соматометрии, соматоскопии, физиометрии, патофизиогномики;  ­составлять индивидуальные карты здоровья;  ­создавать модель здоровьесберегающего пространства школьного кабинета;  правильно ­соотносить цвет в ношении одежды со своим  характером и  темпераментом;  ­применять комплексы физических  упражнений, направленных на  оздоровление опорно­двигательного аппарата, в случае необходимости;  ­применять знания самомассажа на практике; ­использовать ИКТ для пропаганды ЗОЖ (проекты, буклеты, презентации,  театрализованные представления).  Учителю позволит: ­ в содержательном аспекте: приведение в соответствие содержания  учебного материала с запросами общества, с одной стороны и личности с  другой; ­ в технологическом аспекте: создание и освоение новых методик,  приёмов, позволяющих существенно повысить эффективность усвоения  валеологических знаний учащихся; ­ в организационном аспекте: создание условий для раскрытия  творческого потенциала личности; ­ в личностно­психологическом: значительное повышение уровня  образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности и  психологической устойчивости.  Пути реализации проекта В средней общеобразовательной школе, где ограничен объем учебных часов,  элективные курсы дают возможность увеличить количество занятий.  Проводятся они вне обязательного учебного компонента. Элективные курсы  направлены на более интенсивное изучение предмета. На средней ступени  обучения в неспециализированной общеобразовательной школе №1 г.  Котовска был разработан элективный валеологический курс «Красота и  здоровье», который будет способствовать повторению ранее изученного  материала и помогать освоить новый фактический материал. При изучении данного курса последовательно формируются понятия о  здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья,  основных факторах, которые определяют здоровье (наследственность,  качество среды обитания, образ жизни), факторах риска. Элективный курс «Красота и здоровье» рассчитан на 17 часов.  Содержание курса носит валеологический характер, направлен на  формирование навыков здорового образа жизни, углубление теоретических  знаний по предмету «биология».  СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. Учебно­тематическое планирование № Наименование раздела урока Всего часов Вид занятия Деятельность учащихся Форма контроля 1 Вводное занятие.     2 Беседа о сохранении здоровья у будущих поколений. Диагностический тест №1 на выявление валеологических знаний  Входной контроль 2 2.1 2.2. 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 4  Диагностика организма учащихся Соматометрия Соматоскопияи выявление нарушений опорно­ двигательного аппарата Физиометрия Патофизиогном ика   Немедикамен тозные  методики  оздоровления  организма  подростка с  учётом    медицинских  показателей.  Кинезитерапия  Методика   самомассажа  Апитерапия Фитотерапия Звукотерапия Цветотерапия Пропаганда ЗОЖ среди младших  школьников. Итоговая диагностика валеологически х знаний, полученных на занятиях элективного курса «Красота 8 1 2 2 2 7  1 1 1 1 1 1 1  Лекции и практическ ие занятия    Составление индивидуальных карт здоровья  Проверка и мониторинг индивидуальны х карт здоровья   Создание презентаций, буклетов, ученических проектов, стенда­ раскладушки   « Лекарственные растения»  Виртуальное путешествие; Музыкальный лекторий; Игра: « Подбери цветовую гамму»; Защита ученических проектов;  Практико­ тренировочные занятия «Помоги себе сам»; Театрализованн ые представления. 1  Беседа , Диагностика Диагностический тест № 2  Выходной контроль  и анкетирован ие и здоровье».   Структура и содержание   элективного курса «Красота и здоровье».  Введение  Здоровый организм. Приоритет здоровья в современном мире. Успехи медицины в  укреплении и сохранении здоровья. Ответственность каждого за свое здоровье и  ответственность государства за здоровье нации. Предмет валеологии. Значение знаний по  валеологии для сохранения здоровья  подростков . Критерии здоровья подростка  (духовное, физическое, психическое).Факторы , влияющие на здоровье. Диагностический  тест №1 , выявляющий объем знаний в области валеологии  ( приложение № 1 ).   II этап  Лекционно­практический. Цель: провести лекции и практические занятия по способам диагностики  организма учащихся и составить индивидуальные карты здоровья. Диагностика Диагностика организма организма Соматометрия – учимся измерять свое тело Физиометрия – оцениваем ведущие функции организма Патофизиогномика Соматоскопия – даем оценку строения тела и типа конституции по внешним признакам Соматометрия  Цель:  научить школьников пользоваться новым медицинским оборудованием для  измерения следующих параметров организма:               ­ длина тела;               ­масса тела;               ­окружность грудной клетки;                ­ сила кистей рук. Соматоскопия Цель: научить школьников по строению тела и типу конституции определить: ­ нормальность веса; пропорциональность тела; упитанность; ­крепость телосложения и выявление нарушений опорно­двигательного аппарата:  Определить гибкость позвоночника Рассчитать среднюю гибкость позвоночника Оценить результаты Определить правильность осанки в положении «стоя», «сидя». Выявить деформацию стопы ( плоскостопие ) Снять плантограмму    Физиометрия Цель: научить школьников давать оценку ведущим функциям организма ( сердечно­ сосудистой, дыхательной), определять физиологическое состояние методом регрессии,  биологический возраст и умственную работоспособность.  Патофизиогномика Учимся определять состояние здоровья по коже , носогубной складке, формам ушей и  ногтей.  Итоги 2 этапа: 1. Индивидуальные карты здоровья школьника ( приложение № 2  ); 2. Мониторинг здоровья школьников ( таблица­ приложение № 3    ); 3. Диаграммы уровня физиологического состояния и уровня  концентрации внимания  ( приложение № 4   ). III этап Тренировочно­технологический Цель: ознакомить учащихся с приёмами и методами немедикаментозного оздоровления  организма и научить применять знания нетрадиционной медицины на практике. Занятие№1: «Кинезитерапия»      Кинезитерапия­ лечение движением . Виртуальное путешествие в центр кинезитерапии в Сокольниках и виртуальная встреча с доктором С.М.Бубновским. Практическая часть  Выполнение упражнений ,направленных на лечение искривления позвоночника, нарушение  осанки. Упражнения, которые помогут укрепить мышцы ног, плечевой пояс. Упражнения  для улучшения настроения и поднятия жизненного тонуса, для улучшения работы  сердечной мышцы. Занятие №2 « Помоги себе сам» Защита ученического проекта о самомассаже « Помоги себе сам» Знакомство с определенными правилами, приёмами и способами проведения самомассажа. Изучение «жизненно важных точек», которые подвергаются точечному  массажу при  определенных заболеваниях. Практическая работа   Упражнения точечного массажа при нарушении кровообращения и головокружении; при  простудных заболеваниях; при курении, при расстройстве сна, зубной боли. Занятие №3   « Мелотерапия »­ лечение музыкой. Музыкальный лекторий педагога дополнительного образования Н.И.Прокофьевой. Экспериментальная работа Влияние западноевропейской классической музыки, на артериальное давление учащихся.  Музыкальные произведения исполняются   Прокофьевой Н.И.   Занятие №4  « Цветотерапия» Лекция с презентацией о лечебных свойствах цвета, о здоровьесберегающем влиянии цвета  в одежде и интерьере.(приложение№   ) Практическая часть   Подбор цветовой гаммы для оказания вашему организму лечебной помощи. Создание модели здоровьесберегающего пространства школьного кабинета в необходимой  цветовой гамме. Занятие №5  « Апитерапия» Лекция с презентацией на тему: «Апитерапия­ отрасль современной медицины, которая  занимается лечением с помощью меда и продуктов пчеловодства»;  Ученический проект на тему: « Здоровье на крыльях пчелы» (приложение №    )   Способы укрепления здоровья с помощью мёда и продуктов пчеловодства: прополиса,  маточного молочка, пчелиного яда . Занятие № 6   « Фитотерапия»  Интернет – урок на тему « Лекарственные растения» Осуществление  поиска информации о разных лекарственных растениях в Интернете. Подготовка стенда­раскладушки и театрализованного игрового мероприятия о  лекарственных растениях для пропаганды ЗОЖ  у младших школьников.( приложение№  ) До и после каждого занятия этого этапа проводился мониторинг показателей самочувствия учащихся.( приложение №    ) ЧАСТЬ III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА, реализующего проект «Формирование валеологической грамотности школьников » Критерии оценки знаний учащихся до и после прохождения программы элективного курса 1. Перед проведением элективного курса был проведен диагностический тест №1 с целью  определения начального уровня знаний учащихся по вопросу валеологической грамотности на данном этапе обучения. Диагностический тест №1 состоял из десяти вопросов  валеологического характера. Критерии оценки данного тестирования были следующими: 10­9 правильных ответов=5 баллов; 8­7 правильных ответов=4 балла; 6­4 правильных ответов=3 балла; 3­0 правильных ответов=2 балла. Содержание данного диагностического теста №1 и соответствующие результаты  представлены в Приложении №   . 2. По окончании элективного курса учащимся был предложен диагностический тест №2,  как и в предыдущий раз тест носил валеологический характер, но, в отличие от  диагностического теста №1, он был видоизменен и немного усложнен. Критерии оценки  данного тестирования были следующими: 10­9 правильных ответов=5 баллов; 8­7 правильных ответов=4 балла; 6­4 правильных ответов=3 балла; 3­0 правильных ответов=2 балла. Содержание диагностического теста №2 и соответствующие результаты представлены в  Приложении   . По результатам данных диагностических тестов видно, что возросло качество знаний  учащихся после прохождения программы элективного курса. 3. Также по окончании курса учащимся было предложено пройти еще одно анкетирование  для выявления их мнения о полезности и достаточности данного элективного курса  и  отношения к изучаемому предмету в целом. Содержание данной анкеты под названием «Мнение учащихся о пройденном элективном  курсе» и соответствующие результаты представлены в Приложении .          Обоснование эффективности элективного курса, реализующего  проект «Формирование валеологической грамотности  школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»   Подводя некоторые итоги прохождения учащимися данного курса, можно отметить какие  умения и навыки они приобрели: 1. Учащиеся научились более грамотно составлять развернутые устные и письменные  сообщения; 2. Учащиеся развили умение работать со справочной литературой, с Интернетом; 3. Учащиеся научились искать, систематизировать, соединять знания, полученные из  других изучаемых предметов; приобрели умение обобщать, выделять главное,  анализировать  сопоставлять, находить сходное и  различное   Вывод  Подобная работа достаточно эффективна, результативна, повышает мотивацию учащихся  на сохранение здоровья и пропагандирует ЗОЖ.  Использование ИКТ  на занятиях элективного курса способствует: активизации познавательной деятельности учащихся; совершенствованию  навыков работы с  информацией; повышению уровеня работы с информационными ресурсами; развитию  кругозора, культуры, творческих и коммуникативных способностей учащихся, более глубокого проникновения в суть проблемы: повышение валеологической культуры и  грамотности учащихся.   Литература: 1.Манфред Мюллер ­ «Как по лицу определить свои болезни». СПБ: ИГ«Весь», 2005г. 2. Шутова С.В..Исаева И.В. «Здоровье человека:методы оценки и оптимизации» Учебно­ методическое пособие.­Тамбов ТОИПКРО,2005 г.; 3.Н. А. Пугая; Е. В.  Волошинова; Р. Д. Маш ­ «Биология.Практикум по гигиене». Из­во  «Аркти». Москва, 2002г.     4. Н. М. Сухинина; О.Г. Рогов ­ «Здоровье на крыльях пчелы». М. РиПОЛ классик, 2005г.; 5.Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании. //  Биология в школе. ­ №7 – 2004.  6.Попов СВ. Валеология в школе и дома. ­ СПб.: «Союз», 1998. 7. Просвещение, 1983 16.Халемский Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников, ­  СПб.: Детство­ пресс, 2001. 8. Жданова Ю.В. Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. Практические  работы. // Биология в школе. №2 – 2004  9. Уилен Б. Психология цвета. – СПб.: ООО «Калина», 2006, 326с. 10. www.it­n.ru Cеть творческих учителей.

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"

Проект"Формирование валеологической и экологической грамотности школьников в рамках элективного курса « Красота и здоровье»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018