Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Оценка 4.9

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература +1
Взрослым
28.04.2017
Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Киселева -.docx
Киселёва Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Сосновоборская СОШ Зейского района Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти   слова   приобретают   особую   актуальность.   Школа   должна   воспитывать предприимчивого,   деятельного,   мобильного   человека,   способного   жить   в современном   мире   и   быть   конкурентоспособным   на   рынке   труда.   Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.   В   новых   стандартах   общего   образования   в   качестве   нового методологического   подхода   заложено   требование   к   метапредметным результатам обучения. Признаюсь, это вызвало у меня неподдельный интерес.   В собственной   практике   я   уже   несколько   лет   в   качестве   одного   из   способов активизации   творческого   потенциала   личности   внедряю   исследовательский подход   к   обучению,   который   позволяет   осваивать   обобщенные   способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной   жизни,   формировать   исследовательский   компетенции   на   уроке.   На уроках   русского   языка   и   литературы   они   развивают   универсальные   учебные умения,   обеспечивают   решение   нравственных   задач   и   создают   условия,   при которых   необходимо   применение   знаний   других   предметов  Я   считаю, что организация   исследовательской   деятельности в   виде   системы инновационных   творческих   проектов   обеспечивает   благодатные   условия   для выхода на метапредметный результат.  Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы,   аккумулирует   все   знания,  умения   и   навыки   учащихся,  вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творчества.  Пятый   класс   по   заинтересованности   детей   к   обучению   наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности. Пятиклассники –   народ   увлекающийся,  творческий,  они   с   удовольствием   сочиняют,   рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу.   Возможность   проявить   себя   на   уроке,   почувствовать   себя   успешным предоставляют   проекты,   так   как   любой   из   них   предполагает   самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями. А   структура   предмета по литературе   в 5 классе открывает возможности  для   обучения   детей   с   использованием   технологии   проектов   практически   в любом разделе  курса.  Сопоставив   различные   УМК,   я     выбрала   тот,   что   позволяет   реализовать метапредметный подход ­ под редакцией Г.И.Беленького. Он в большой степени способствует   претворению   в   жизнь   литературно­творческих   проектов,   где особая   роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие   творческого   потенциала   учащихся   и   на   формирование   у   них литературно­художественных   умений.   Содержание   творческой   деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение   каждого   раздела   заканчивается   созданием   целостного   текста определенного   жанра,   где   мир   и   специфика   художественного   произведения определяются   законами   этого   жанра.   Учащиеся   сочиняют   стихи,   сказки, рассказы, сценки Так в   учебнике литературы,   5 класс, М.А Снежневской, О.М. Хреновой, Э.Э.Кац (Литература, 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений: М.А.Снежневская,   О.М.Хренова,   Э.Э.Кац   :   под   ред   Г.И.Беленького_М. Мнемозина, 2012.) уже с первых страниц предлагается участвовать в одном из проектов   «Путешествие   в   Книгоград».   Хотя   это   был   первый   проект   по литературе   и   потребовал     длительной   подготовки,   вызвал   он   неподдельный интерес. Учащиеся с увлечением рассказывали  своей домашней библиотеке, о читательских предпочтениях. А проект на тему «Мой любимый журнал» был настолько ярким, что  несколько человек изъявили желание выписать журналы, о которых рассказывал автор проекта ( Костюченко Е.).  После   изучения   раздела   «Сказки»   мы   провели   малую   конференцию,   где ребята   представили   свои   исследования   «Баба   Яга   в   сказках»,   «Сказки   о Лешем»,   «Сказки   о   падчерице»,   подготовили   викторину   «Угадай   сказку», показали спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке», устроили выставку рисунков к сказкам. Особый интерес у пятиклассников вызвала работа по проекту после изучения раздела «Мифы». Предметом изучения стали не только герои Эллады, но и боги Древней Греции,  легенды Древнего Востока и славянская мифология. Причем продуктом   явились   не   только   рассказ   о   проделанной   работе,   но   и самиздатовский   мифологический   словарь,   книжки­малышки   с   календарно­ обрядовыми   песнями   и   сборник   прибауток   для   маленьких   детей,   в   которых упоминаются персонажи славянской мифологии. Проект по разделу «Устное народное творчество» включал игру­викторину «Литературный   поезд»  и   выставку   творческих   работ.  Следует   отметить,  что данным проектом озаботились и бабушки, являясь участниками «Литературного поезда», они организовали работу станций «Загадки» и «Потешки». Праздником   книги   можно   назвать   работу   над   проектом  «Любимые   книги, любимые   авторы».   Учащиеся   показали   широту   их   читательских   интересов, выходящих за рамки школьной программы.  Но   это   уже   результат.  Продукт.  Самое   трудное   было  ­   с  чего   начать?  Я принесла   клип   Виктора   Берковского   «Лошади   в   океане».   Прослушали. Впечатлились.   Потом   обратили   внимание   на   то,     что   в   стихотворении используются   слова   «лошади»  и   «кони».  Стало   интересно:   равнозначные   это слова   или   нет.   А   дальше   занялись   поисками:   словари,   энциклопедии, произведения   художественной   литературы,   Наблюдали,   учились   извлекать   и   перерабатывать рассматривали, информацию   из   различных   лексикографических   и   других   источников.   В результате получили мини­словарь с комплексным разносторонним описанием слов  «конь»  и  «лошадь».  А   самое   главное  –  поняли,  как   надо   работать   над проектами.    анализировали,   живописи. Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни   неоднократно   и   который   представляет   на   выпускном   экзамене,   ­   это сочинения.   И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается в 5 классе с таких вот мини­проектов.  Необходимо   учитывать,   что   сочинение   по   литературе   —   это   сочинение­ рассуждение,   поэтому   уже   в   пятом   классе   учим   понимать   тему­вопрос (проблему),   которую   предстоит   раскрыть:   помогаем   учащимся   выделить   в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения.   .   После   обсуждения   предложенных   тем   ребята   составляют   план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение   окончательным   вариантом:   даем   возможность   исправлять   и совершенствовать по замечаниям учителя. В   результате   работы   школьники   овладевают   системой   проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. При подведении итогов работы мы стараемся дать всем учащимся возможность выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные   проекты   награждаются   аплодисментами     и   символическими медалями.  Каждый   проект   заслуживает   одобрение  и  похвалу:   в  него  вложен труд и творчество.            Следует   отметить,   что   работа   над   проектом   проводится   не   только   в рамках урока. Она является частью внеклассной и научно­исследовательской работы. Как правило, эти проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними   используется   большое   количество   дополнительного   материала.   Их презентация   и   защита   проходит   на   научно­практических   конференциях   и фестивалях проектов.        Проектное  обучение  очень  действенно,  оно  усиливает   интерес  к  учебе, потому что оно личностно­ориентированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе       формирует   метапредметные   умения   и   навыки,   включающие   в   себя   умение   нестандартные   проблемы, решать   постоянно   возникающие   новые, соответствовать к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству.        Практический   опыт   использования   проектов   показывает,   что   данный метод имеет положительные результаты:  Развивается внутренняя познавательная мотивация, что подтверждается  возросшим познавательным интересом обучающихся к работе над проектом, у  детей появляется желание высказывать собственные суждения и найти  доказательства их правильности или неверности. Сами   дети   и   их   родители,   сравнивая   работу   над   первыми   проектами   и сегодняшними , отмечают, что, сформулировав  проблему проекта , теперь легко   умеют   выбрать   информацию   важную   и составляют   план   работы, предъявляемым     повышенным   требованиям    второстепенную. Есть и еще один весомый плюс : коллеги отмечают, что теперь дети меньше времени тратят на то, чтобы понять текст при самостоятельном чтении.  Развивается  коммуникативная культура учащихся:  умение вести разные формы диалога, формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника. Этому способствуют и задания типа «Спроси у старших», «Спроси у родителей».  Развивается умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре, например, устное монологическое высказывание  Дети получают навык составления алгоритма ( работы, правила)  Школьники обучаются анализу собственного речевого поведения (рефлексии). В частности,   такие   задания,   способствующие   развитию   рефлексивных   умений школьников: «Все ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста?   Какая   информация   оказалась   уже   известной?»;   «Подумай,   по   каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы.» Однако нельзя не отметить определённые трудности этой работы. Работа над проектом   –   объёмная,   кропотливая.     Не   все   школьники   хорошо   владеют компьютерной   грамотностью   и   используют   возможности   компьютерных технологий. Поэтому учителю приходится решать задачи по предупреждению и снятию   этих  трудностей:  дополнительно  знакомить   с  необходимой  лексикой, учить   приёмам   компрессии   текста,   обработки   информации,   правилам оформления презентации. И еще один минус­ желание родителей сделать многое за   учащихся.   Чтобы   этого   не   случилось,   необходимо   работать   в   стиле педагогической   поддержки.   Найти   идею   ­   самое   трудное.   Если   учащиеся затрудняются, учитель сам предлагает. А дети, оттолкнувшись от идеи педагога, предлагают свое или обсуждают предложенное. Реализация замысла происходит тоже при поддержке учителя. На заключительном этапе оценивается не только продукт проекта, но и саму деятельность.   В   заключение   хотелось   бы   подчеркнуть,   что     опыт   организации   проектной деятельности,   в   которой   ученик   выступает   субъектом,   творцом,   учится проектировать   и   достигать   поставленных   целей,   несомненно,   имеет   больше достоинств,   чем   недостатков   и   способствует   формированию   личностных   и метапредметных результатов образования. Можно   с   уверенностью   сказать,   что   мы   готовы   работать   в   соответствии   с задачами   стандарта   и   планируем   в   дальнейшем   совершенствовать   свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения. Литература: 1.   Кузнецов   А.А.   О   школьных   стандартах   второго   поколения   /   А.А. Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.//  ­ 2008. ­ № 2. 2. Федеральный образовательный стандарт общего среднего образования. 3.   Педагогическое   проектирование   Лаврентьева   З.И. http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe­proektirovanie/glossary.html/. 4. Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ http://nsportal.ru/novye­tekhnologii­v­nachalnoi­shkole/. 5.   Рябова   О.   Е.   Метапредметный   подход   к   организации   деятельности обучающихся /http://www.eidos.ru/journal /2011/0627­07.htm /.

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

Проектирование как средство формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017