Проектная деятельность как средство развития творческой личности учащихся
Оценка 4.9

Проектная деятельность как средство развития творческой личности учащихся

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
1 кл
12.01.2017
Проектная деятельность как средство развития творческой личности учащихся
Содержание 1. Введение. Актуализация проектной деятельности. 2. Основная часть. а) из истории метода проекта б) сущность метода проекта в) цели и задачи проектной деятельности г) структура деятельности учителя и ученика при реализации проекта д) особенности учебного проекта младших школьников е) проект «Азбука Тобольска» Предлагаю в данном материале конспект классного часа "Азбука Тобольска"
статья Тюмень.docx

                                                                                                       Виктория Ивановна Богданова

учитель начальных классов МАОУ СОШ№9 г.Тобольска с углублённым изучение отдельных предметов

Проектная деятельность как средство развития творческой личности учащихся

Содержание

1.      Введение. Актуализация проектной деятельности.

2.      Основная часть.

а) из истории метода проекта

б) сущность метода проекта

в) цели и задачи проектной деятельности

г) структура деятельности учителя и ученика при реализации проекта

д) особенности учебного проекта младших школьников

е) проект «Азбука Тобольска»

3. Заключение

   Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание уроков и внеурочной деятельности.

   Проектная деятельность:

- является одним из методов развивающего обучения и самообразования;

- способствует выработке исследовательских умений;

- способствует креативности и логического мышления;

- является одной из форм организации воспитательно-образовательной среды;

- повышает компетентность педагога;

- повышает качество образовательного процесса;

- предполагает стимулирование работы членов проектной группы;

   Метод проектов возник ещё в начале предыдущего столетия в США. Основная идея: обучение на активной основе, через деятельность ученика с его личным интересом. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905  году была организованна группа сотрудников, которая активно использовала проектные методы в практике преподавания. Позже эти идеи стали широко внедряться в школу.

   Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

   Для достижения целей проектной деятельности, я считаю, следует решить следующие задачи:

1)      формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности;

2)      развивать умения самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;

Структура деятельности учителя и ученика существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить так:

ученик

учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности учащихся

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

   Возраст, конечно, накладывает ограничения на организацию проектной деятельности, однако, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.

   При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Обязательно надо помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяет успех.

   Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей, например: окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая проблема, знакомая младшим школьникам. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Проблема проекта или исследования должна находиться в зоне ближайшего развития.

   Длительность выполнения проекта может быть ограничена одним уроком, а может быть длиться в течении всего учебного года. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции при выполнении таких проектов как: «Сувенир маме», «Азбука Тобольска», «Концерт в подарок», «Гончарная статуэтка Конёк-Горбунок»

   Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, сайт, костюм, макет, словарь, задачник, атлас, выставка, спектакль.

   Самые запоминающиеся проекты моих учеников:

Название проекта

продукт

Азбука Тобольска

Учебник для первоклассников

Автобусная экскурсия по Ершовским местам, г.Ишим

Видеоролик

Тайны семейного очага

фотоальбом

Праздник «До свидания, начальная школа!»

Спектакль

Волшебное складывание бумаги

Одноразовый стаканчик

Гончарная мастерская

Статуэтка Конька-горбунка

 

После защиты проектов, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семьи, библиотеке, в школьный музей, передать в детский сад, а так же опубликовать в средствах массовой информации, выступить на конференции или с дружеским визитом в другой школе.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер.

   Успешность важна для каждого ребёнка. Я стараюсь давать не только знания и оценивать их, но и в большом потоке информации находить нужные сведения.

   Реализуя проектную деятельность, большинство моих учеников научились работать в группе, договариваться между собой, приобрели навыки работы с книгой, делать презентации. Они начали проявлять инициативу, творчески мыслить. Примером тому являются собственные загадки и кроссворды, инсценировки литературных произведений со своей выдумкой, составление концертных программ, написание исследовательских работ. Защита их проходила как праздничное и торжественное мероприятие, где мои ученики стали призёрами.

   Благодаря этим работам, повысилась мотивация, увеличилась детская самостоятельность и уменьшилась в различных вещах учительская помощь. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах городского и областного уровнях.

   Метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует:

- высокую эффективность;

- мотивированность обучения;

- снижение перезагрузки;

- повышение творческого потенциала учащихся;

Проект»Азбука Тобольска»

 

Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся об истории создания славянской азбуки, русского алфавита; расширить знания учащихся о том, чем и на чем писали; показать значение научного и просветительского подвига создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия.
  • Учить детей проектной деятельности и защите проекта
  • Развивать творческое мышление, фантазию детей, умение предвидеть  ближайшие пути развития (письменности)  на материале  музея

 

1.      Введение в тему

Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги:

«Велика бо бываетъ полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжного, то обрящеши велику ползу души своей…»

 

- Поняли о чём я прочитала?

На современном языке звучало бы так:

 

«Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей»

 

- О чём говорится в этом отрывке?

 

2.      История Букваря

 

- С какой первой учебной книгой вы познакомились?

   Букварь – первая учебная книга, которая попадает в руки ребёнка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать.

   До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От 18 века сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком  по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены  археологами при раскопках.  По записям Онфима можно судить, как его учили грамоте.

   Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Конечно, Онфим очень скучал за этими уроками. Но он скрашивал часы занятий рисуя, так скажем, в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков (так делали школьники во все времена).

   На одной грамоте он нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя.

 

3.      История появления книги

 

   Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги. Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что… (дополни мою мысль)  узнаёшь много важного и интересного.

   Сначала книги были рукописные.

- Как понимаете?

Их переписывали от руки.

- Это было удобно? Почему?

Переписывание книги занимало много времени, из-за этого книги были дорогие и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная Азбука – Азбука Ивана Фёдорова.

   Буквы этой Азбуки были немного похожи на наши.

Назовите первые буквы современного алфавита. А раньше эти буквы писались и назывались иначе. Например…..а-аз. Б-буки. В-веди. Г-глаголь. Д-добро. Е-есть, и-иже, ж-жизнь. Л-люди, с-слово, о-он…

   Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года.

- А сейчас в школе? (6-7 месяцев)

- Как вы думаете, почему?

 

Попробуйте прочитать слово

 

Буки+люди+аз+глаголъ+он+слово+люди+он+веди+иже = БЛАГОСЛОВИ

 

   Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные тексты. Представьте, как трудно было тогда учиться и научитьсячитать!!! Поэтому стали думать над тем. Как облегчить заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным.

   Азбуки стали оформлять красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку. Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятные и появились тексты различных наставлений и поучений. Например…

 

Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих и скромен. Не всё, что придет на ум рассказывай; но всегда думай. О чём ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал. Выполни. Что получил даром, за то поблагодари.

 

- Нужны они нам в современной жизни?

- Где и когда мы ими пользуемся?

 

   Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых.

Этот Букварь очень похож на современный букварь.

 

- В чём отличие?

   В нём на страницах даны образцы письменных букв и тексты для списывания письменными буквами.

 

Когда пошли в школу ваши бабушки и дедушки, а  может быть и папы  и мамы, был создан первый красочный Букварь. Он был неизменен на протяжении 40 лет.

 

- Что видите на страницах Букваря?

 

Сейчас дети учатся по разным букварям.  (показать)

 

Перед создателями Букварей всегда стояла задача – создать обучение чтению. Письму и счёта доступным и занимательным, поэтому появилась Азбука – весёлая учебная книга для обучения ребёнка до школы.

- Что видите на страницах Азбуки?

( Не только страницы для чтения, но и занятия математикой, трудом, рисованием)

 

Вывод:

- Что же такое Букварь?

- Для чего он нужен?

 

 

 

Учитель

- Я предлагаю вам попробовать себя в роли создания Азбуки для первоклассника. Азбука будет называться – Азбука Тобольска.

- Как вы думаете. Чему будут посвящены странички Азбуки? (достопримечательностям города)

 

Вы познакомились со структурой страниц азбуки, как будем оформлять страницу?

( буква, текст. фото-картинка)

 

-Зачем нужна такая Азбука первокласснику?

- А нужна она учителю?

 

5.      Оформление странички Азбуки.

 

3 группы: Е – Ермак, Ё ёрш. А – автовокзал

 

6.      Презентация странички Азбуки

 

7.      Заключение.

 

- Я предлагаю эту работу продолжить.  Выберите себе одну букву алфавита и дома оформите страничку Азбуки ( в том же стиле).

- Кто и что могут быть вашими помощниками?

- Я думаю к концу учебного года наша авторская Азбука Тобольска будет готова.

- А как дать ей жизнь?  (подарить будущим первоклассникам, библиотеке)


 

Виктория Ивановна Богданова учитель начальных классов

Виктория Ивановна Богданова учитель начальных классов

Структура деятельности учителя и ученика существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения

Структура деятельности учителя и ученика существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер

С какой первой учебной книгой вы познакомились?

С какой первой учебной книгой вы познакомились?

Азбуки стали оформлять красивыми рисунками

Азбуки стали оформлять красивыми рисунками

Вы познакомились со структурой страниц азбуки, как будем оформлять страницу? ( буква, текст

Вы познакомились со структурой страниц азбуки, как будем оформлять страницу? ( буква, текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017