Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)
Оценка 4.6

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.01.2017
Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)
Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
Проектная деятельность.docx
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”. Бернард Шоу «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица. Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие   его   личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей,   на развитие   у   учащихся   ключевых образовательных   компетентностей,   таких,   как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.     Изучение   модуля   «Основы   православной   культуры»   предполагает использование   системы  современных методов   и   технологий  обучения,   не противоречащих   сущности духовно­нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.  Проект  –   это   специально  организованный   учителем  и  самостоятельно выполняемый   учащимися   комплекс   действий,   где   они   могут   быть самостоятельными  при   принятии   решения   и  ответственными   за   свой   выбор   и результат труда, создание творческого продукта.  Осуществление   проектов   на   уроках   «Основы   православной   культуры» помогает достичь цели курса: духовно­нравственного развития младшего подростка посредством   его   приобщения   к   российской   духовной   традиции.   Работая   над проектами,   учащиеся   знакомятся   с   традиционными   морально­нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа. Проектные технологии     В       основе     проектных   технологий   лежит   активная   познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских   и   творческих   способностей,   умения   ориентироваться   в   ин­ формационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников.   В   процессе   планирования   и   самостоятельного   выполнения определенных   практических   заданий   в   рамках   проекта   учащиеся   приучаются   к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.       Виды проектной деятельности По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов: —   исследовательские   –   напоминающие   научное   исследование.   Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы   с   характерными   для   любой   научной   работы   методами   исследования (определение     задач   исследования,   выдвижение   гипотезы,   ее   последующая проверка); —   прикладные   –   нацеленные   на   получение   конкретного   результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком­либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые ­  направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.  Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.). Примерная тематика  проектов, исследований учащихся   Добро и зло в народных сказках   Россия – наша Родина  Духовно­нравственные ценности в пословицах народов Сибири  Национальные костюмы народов Сибири  Православные традиции в нашей семье, «семья – малая церковь»  Православный храм, внутреннее строение и убранство храма        Памятники духовной культуры в моем городе .  Правила поведения в храмах   Православная молитва  Религиозные праздники в Сибири.  Жизнь Иисуса Христа  Традиции и ценности моей семьи.   Святые Сибири.   Картина и икона Проектная деятельность групповых занятий для младших школьников  Метод   проектов   –   это   система   учебно­познавательных   приёмов,   которые позволяют   решить   ту   или   иную   проблему   в   результате   самостоятельных   и коллективных   действий   учащихся   и   обязательной   презентации   результатов   их работы. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей,   с   одной   стороны,   использование   разнообразных   методов,   с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще  рассматривают  как  систему  обучения,  при которой  учащиеся  приобретают знания   и   умения   в   процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   и последовательно усложняющихся практических заданий ­ проектов.  В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,   проявлять   компетенцию   в   вопросах,   связанных   с   темой   проекта, развивать   критическое   мышление.   Этот   метод   всегда   ориентирован   на самостоятельную   деятельность   учащихся   –   индивидуальную,   парную   или групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение   определенного   отрезка времени.   Результаты   выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика  – это возможность     творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя  – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Работа   по   методу   проектов   предполагает   не   только   наличие   и   осознание какой­то   проблемы,   но   и   процесс   ее   раскрытия,   решения,   что   включает   четкое планирование  действий,  наличие  замысла  или  гипотезы  решения  этой  проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Тематика проектов может   касаться   какого­то   теоретического   вопроса   учебной   программы   с   целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.   Чаще,   однако,   темы   проектов   относятся   к   какому­то   практическому вопросу,   актуальному   для   практической   жизни   и,   вместе   с   тем,   требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого   мышления,   исследовательских   навыков.   Диагностика   уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.     Так   как   вся   наша   жизнь   ­   череда   различных   проектов,   то   задача учителя   научить   ребёнка   планировать   и  успешно   реализовывать   свои   жизненные проекты. Проектный  материал для групповых занятий в третьем классе Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, Чудотворец,              Здравствуйте, дорогие дети. Сегодня у нас занятие по основам православной культуры.  На   прошлом   занятии   мы   с  вами   рассматривали   материал   собранный вами о святителе Николае Чудотворце.  Мне хотелось бы задать вам такой вопрос:  ­ Какие черты характера людей нравятся вам больше всего?     Ученики:        ­ доброжелательность,      ­ доброта,      ­ милосердие,      ­ бескорыстие,      ­ любовь к ближнему,      ­ жертвенность.    Учитель : Хорошо. Скажите, живущий на земле человек может быть безгрешен и обладать   только   хорошими   качествами   характера?   Правильно,   нет!   Люди, живущие на земле, имеют первородный грех. Мы должны работать над тем, чтобы воспитывать в себе только хорошие качества характера. А вот все перечисленные качества называются добродетелями. И этими добродетелями обладают избранные Богом   и   называются   они   святыми.   Сегодня   мы   говорим   о   святом   Николае Чудотворце, архиепископе Мирликийском.                     На   доске   вы   видите   список   иконы   Святителя   Николая   Чудотворца. Посмотрите, какое благородное лицо у этого святого, его лик светится добротой и лаской, любовью к людям.  "Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого,   усовершался   и   становился   лучше,   и   всякий,   чья   душа   была отягощена каким­нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал   утешение.   От   него   исходило   некое   пресветлое   сияние,   и   лик   его сверкал более Моисеева" (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).         Сейчас вы послушаете рассказ об этом удивительном Человеке, который своей жизнью и деяниями, чудесами по воле Бога заслужил любовь многих народов.         Конец  III  века   от   Рождества   Христова.   К   Средиземному   морю   спускаются уступами горы Ликии, в прибрежной долине, при гавани, стоит город Миры. В храме   архиерей   возводит   в   сан   пресвитера   (священника)   молодого   диакона   с кротким и серьезным лицом. И внезапно, точно прозрев (увидев) что­то вдали, говорит ему: «Будешь ты, Николай, благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности». И с этого момента началась   у   молодого   священника   жизнь   служителя   людям.   Он   вел   строгую подвижническую жизнь. Беспрерывное бодрствование, пост и молитва приближали его к бесплотным духам, так что всем казалось, что это уже не человек, а ангел во плоти. По глубокому смирению Святой Николай свои духовные подвиги совершал наедине, всячески стараясь не выставлять их напоказ.           Николай Угодник родился в городе Патары в Малой Азии, в семье богатых благочестивых родителей. Они дали ему имя при крещении Николай ­ победитель народа. И уже этим указывалось, что ему в своей жизни много придется победить людской злобы. И он выбрал жизнь служению Богу, стал борцом за души людей. После   своей   смерти   родители   оставили   своему   единственному   сыну   богатое наследство. И ни в каких других руках богатство не могло быть употреблено с большей   пользой,   чем   в   руках   святого   Николая.   Его   рука   была   открыта   для подаяния всякому нуждающемуся. Он не старался умножить богатство, так как правильное употребление земного богатства он видел в оказании помощи нищим. Он всегда помнил заповедь Христову, что подающие милостыню нуждающимся, подают ее самому Иисусу Христу и тем приобретают себе богатство на небесах. Вот случай о милости Божией и милосердии Николая Угодника.          Некий житель города  Миры, обнищав и отчаявшись, задумал продать в рабство трех дочерей­красавиц, и на эти деньги поправить свое положение. Но когда он уже сговорился с торговцем о продаже старшей дочери, глухой звон разбудил его ночью. На полу хижины под окном лежал кошелек с золотом! Горожанин накормил семью, расплатился  с долгами,  выдал  замуж  старшую   дочь.  Но  нужда  одолела снова,  и  вновь   пошел  он  к   работорговцам  предлагать   в  рабыни  среднюю   дочь. Снова   кто­то   кинул   в   окно   хижины   кошелек   с   червонцами   и   спас   девушку.   В третий   раз   бедняк   решил   подстеречь,   узнать   своего   спасителя.   Тихие   шаги послышались ночью под окном. Глухо звякнуло золото. Хозяин хижины выбежал, схватил   уходящего   незнакомца   за   полу   плаща.   Перед   ним   стоял   Николай   ­ молодой священник.   ­ Из праха подымаешь бедного, отче! ­ заплакал спасенный. ­ Одну душу спасаешь от рабства, другую ­ от греха!   ­ Не буди горожан, брат, ­ смутился священник, – и оставь это дело в тайне, прошу тебя! Он   благословил   бедняка   и   поспешно   ушел.   А   тот,   глядя   вслед,   шептал изумленно:   «Поистине   он   старается   утаить   свои   добрые   дела   тщательней,   чем другие свои злодеяния!». Это было первое чудо священника Николая.       Вскоре   священник   Николай   стал   архиепископом   в   Мирах   Ликийских.   Он помогал всем, даже тем людям, которые его не знали и не видели, но обращались к нему с просьбами о помощи и с верою в его помощь. Закон Божий был для него законом жизни, и была велика готовность святого Угодника Божия помочь людям в несчастных случаях их жизни. Сейчас один из вас продолжит рассказ о другом чуде Святителя Николая. Ученик:   Однажды один корабль, плывший из Египта, подвергся страшной буре,   сильный   ветер   изломал   все   снасти,   изорвал   паруса,   волны   почти   совсем затопили судно. У корабельщиков уже не осталось никакой надежды на спасение, но,   к   счастью,   кому­то   пришла   спасительная   мысль   обратиться   с   молитвою   о помощи к святому Николаю, скорому помощнику всех, находящихся в беде, хотя они   даже   не   видели   его   никогда,   а   только   слышали   о   нем.   После   молитвы, обращенной к нему, он немедленно появился на корме корабля, и со словами: «вызывали меня, и я пришел к вам на помощь, теперь не бойтесь» начал править судном. По воле Угодника Божьего ветер стих, и на море наступила тишина. После этого   образ   святого   исчез.   Судно   благополучно   достигло   города   Мура. Корабельщики, движимые чувством глубокой благодарности, пришли, чтобы лично поблагодарить   святого.   Встретив   шедшего   в   церковь   Угодника   Николая,   они припали к его ногам и принесли ему самую искреннюю благодарность. Дивный Угодник   Божий,   спасший   их   от   телесной   беды   и   смерти,   захотел   по   своему милосердию   избавить   их   от   духовной   смерти,   от   грехов.   Своим   прозорливым взглядом   он   увидел   у   них   много   грехов.   Он   сказал   им:  «Необходимо   строго сохранять   душевную   и   телесную   чистоту,   так   как,   по   учению   Апостола Павла, вы храм Божий, и дух Божий живет в вас», дал им совет о спасении души и с благословением отпустил домой. Учитель:  Бесчисленными чудотворными делами Николай Угодник все более приобретал известность. Имя его призывали и жившие в дальних краях, и не только верующие,   но   и   неверующие,   и   святитель   неизменно   оказывал   чудную   помощь всем,   искавшие   его.   Слово   же   его,   выражавшее   чисто   отеческую   любовь   к ближнему   и   вместе   с   тем   нечеловеческую   мудрость,   действовало   неотразимо: поучал он не столько словами, сколько делами, имеющими как бы Божественную силу и значение. И если кто встречал взгляд святого, становился лучше и чище.  ­ А теперь давайте разберемся, почему же Николай Чудотворец так чтим на Руси? Вспомним,   что   вера   православная   пришла   к   нам   с   Византии.   И   именно греческие   монахи   принесли   на   Русскую   землю   весть   о   Николае   Чудотворце. Несмотря на то, что на Руси люди не знали его, помощь приходила всегда, когда ее просили. В конце XI века плыл киевлянин с женой и сыном – младенцем ­ на ладье в ближний Вышгород. Мать замешкалась, ребенок выпал у нее из рук и скрылся под водой. Тогда упали несчастные родители на колени и закричали: «Яви чудо, Никола Милостивый!». Но молчали небеса, и только плескались волны. А на следующее утро пономарь собора Святой Софии Киевской, отпирая храм на рассвете, услышал плач: под древней цареградской иконой Николая Чудотворца лежал и отчаянно кричал младенец! Вода стекала с его пеленок, текла и с ризы святителя:   точно   оба   побывали   в   Днепре.   К   собору   сбежались   люди,   и   мать, потерявшая накануне ребенка, узнала свое дитя. С той поры особенно почитают чудотворный образ Николы Мокрого. Позже стали почитать иные чудотворные Никольские   иконы   (через   них   являл   чудеса,   ободрял   и   укреплял   людей   сам святитель). Вами   был   собран   материал   о   иконах   Николая   чудотворца.   Сейчас   те,   кто предоставил  этот материал, расскажут об этих иконах. Учащиеся: ­ Никола Зарайский – образ, что принесен был на Русь из крымского города Карсуни   в   самый   канун   Батыева   нашествия.   Этот   образ   сам   пожелал   быть   в тяжелое время на Руси: глас о том был от иконы к Корсунскому Священнику Евстафию. ­ Никола Можайский – деревянная статуя чудотворца с мячом в одной руке и с малым храмом в другой. Таким именно, с мечом и храмом, явился святитель Николай   в   небесах   над   обрывом,   над   собором,   стоящим   на   горе,   в   городе Можайске, осажденном врагами. И видение так ужаснуло и испугало нападавших, что они бежали вспять. ­ Николай Угрешский – икона, что явилась князю Дмитрию Донскому и его воинству в лесу, за Москвой, по пути на поле Куликово. Увидев образ ­ добрый знак перед битвой – князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело, обрадовало) сердце мое!». Оттого и зовется образ Угрешским. Николаю Угоднику посвящено два праздника:  –Никола Вешний ­ 22мая  ­ Никола Зимний ­ 19 декабря. Никола Вешний по  русскому календарю – день первого выгона лошадей в ночное. Никола   Зимний   славен   санными   катаниями,   хлебными   ярмарками, деревенскими гуляниями ­ «Никольщинами». По поверью, на Николе Зимнем святой Николай обходит «обыденкой» ­ от  восхода до заката – всю Россию, глядит, все ли ладно, качает головой. И   еще   одно   событие,   связанное   с   Николаем   Угодником   на   Руси:   в   день Николая Вешнего 22 ( 9мая 1703г) Петр Великий выбрал в устье Невы место для закладки   новой   столицы   –     Санкт­Петербурга.   А   Санкт­Петербург   ­   город корабельный ­ издревле там называют Николая Чудотворца – Никола Морской. Мореходы перед отплытием шли помолиться в маленькую белую церковь Николы Милостивого. Во второй половине 18 века архитектором Саввой Чеванским был выстроен Никольский Собор. Здесь служили молебны в ознаменование морских побед и в память о них. Учитель: Житие Святителя Николая сохранило для нас множество описаний не   только   его   чудес,   совершенных   благодатной   силой   Божией,   но   и   его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Чудесным образом он спасал   утопающих   в   море,   избавлял   невинно   осужденных   на   смерть,   помогал нуждающимся и скорбящим. Например, после его праведной кончины святые мощи святителя сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получило исцеление. В конце XI века мощи святителя Николая Чудотворца были перенесены из МирЛикийских в город Барии в Италию (с этим связан праздник 9 мая), где они и находятся, по сей день, в церкви святого Николая. В этом же храме сохранилась и   пожертвованная   последним   русским   императором   икона   своему   небесному покровителю.  Показ   фильма   о   паломниках,   посетивших   в   Италии,   церковь   Святого Николая, где находятся нетленные мощи Николая Чудотворца.   ­ А теперь назовите те черты характера, которые были присущи Святому Николаю Чудотворцу.      Дети называют: жертвенность,  любовь к людям, благотворительность, терпение,  милосердие.   ­ Заканчивая наше занятие, я надеюсь, что вы прочитаете книгу о житии и чудесах Николая Чудотворца, и постарайтесь всегда помнить о том, что Любовь ­ самая главная заповедь нашего Господа.

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры» (младшие классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017