Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
7 кл—9 кл
14.11.2017
Наибольшую дозу человек получает от естественных источников радиации. Радиация, связанная с развитием атомной энергетики, составляет лишь малую долю радиации, порождаемой деятельностью человека; значительные дозы мы получаем от других, вызывающих гораздо меньше нареканий, форм этой деятельности, например от применения рентгеновских лучей в медицине.
Кроме того, такие формы повседневной деятельности, как сжигание угля и использование воздушного транспорта, в особенности же постоянное пребывание в хорошо герметизированных помещениях могут привести к значительному увеличению уровня облучения за счет естественной радиации.
Тема « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.» очень актуальная и достаточно сложная. Презентация помогает сделать урок интенсивным.Проектная работа.
Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
проектная работа.docx
Проектная работа.
Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных
ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Работа выполнена:
Муллаяновой Л.Р.учителем физики I квал.
категории МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева
с.Верхнелачентау
Бирск 2017 г. Содержание
на
Введение………………………………………………………………………2
1. Методологические основы изучения темы
« Влияние естественных и искусственных ионизирующих
излучений
человека.».…………...
……………………………………………………….3
здоровье
1.1. Цели и задачи изучения темы…………………………………….……..3
1.2. Требования к знаниям и умениям………………………………………3
1.3. Формы контроля…………………………………………………………4
2. Планконспект урока …………………………………………………..5
2.1 Структура и ход урока …………………………………………………6
2.2 . Технологическая карта урока..................................................................17
Список использованной литературы ……………………………..………..22
Приложение 1. Электронная презентация урока Введение
Для основной массы населения самые опасные источники радиации это
вовсе не те, о которых больше всего говорят. Наибольшую дозу человек
получает от естественных источников радиации. Радиация, связанная с
развитием атомной энергетики, составляет лишь малую долю радиации,
порождаемой деятельностью человека; значительные дозы мы получаем от
других, вызывающих гораздо меньше нареканий, форм этой деятельности,
например от применения рентгеновских лучей в медицине.
Кроме того, такие формы повседневной деятельности, как сжигание
угля и использование воздушного транспорта, в особенности же постоянное
пребывание в хорошо герметизированных помещениях могут привести к
Тема
значительному увеличению уровня облучения за счет естественной радиации.
« Влияние естественных и искусственных
ионизирующих излучений на здоровье человека.» очень
актуальная и достаточно сложная. Презентация помогает сделать урок
интенсивным.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Целью проекта является разработка методики изучения темы
« Влияние естественных и искусственных ионизирующих
излучений на здоровье человека.» с учетом требований ФГОС
основного общего образования.
Задачами проекта являются:
– выделение универсальных и специальных предметных учебных
действий, формируемых в процессе изучения темы; – разработка планаконспекта и технологической карты урока по теме с
выделением формируемых УУД;
– разработать трехуровневую систему заданий по теме, отражающую
различные уровни усвоения материала (ЗЗ – знакомая задача, МЗ –
модифицированная задача, НЗ – незнакомая задача). 1. Методологические основы изучения темы
« Влияние естественных и искусственных ионизирующих
излучений на здоровье человека.».
1.1. Цели и задачи изучения темы
Изучение темы « Влияние естественных и искусственных
ионизирующих излучений на здоровье человека.» направлено на
достижение следующих целей:
Цели урока:
1. Развивать навыки монологической речи.
2. Развивать навыки анализа информации.
3. Актуализировать знания по пройденным темам.
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Обобщить знания учащихся, полученные на уроках
физики и ОБЖ.
Задача урока:
1. Изучить влияние источников радиоактивного излучения
на организм человека.
1.2. Требования к знаниям и умениям
В результате изучения темы учащиеся должны уметь выполнять
следующие учебные действия:
– описывать и объяснять воздействие радиоактивного излучения на живые
организмы;
– применять полученные знания для решения физических задач;
– описывать виды радиоактивных излучений;
– приводить примеры применения радиоактивных излучений в различных
областях жизнедеятельности; – воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научнопопулярных
статьях;
– использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и
предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях
(сети Интернета).
– знать негативное и позитивное воздействие радиации;
– знать допустимые дозы облучения;
– знать возможные способы защиты от радиации;
– развивать умение анализировать, контролировать и корректировать
собственную деятельность в рамках заданного времени;
1.3. Формы контроля
При изучении данной темы могут быть предусмотрены следующие
формы контроля:
– в виде выступления учащихся на 23 минуты по следующим проблемам:
а) величины, характеризующие биологические действия излучений;
б) источники радиоактивного излучения, которому непрерывно
подвергается человек [естественные и техногенные];
в) действие радиоактивного излучения на человека
г) проникающая способность различных радиоактивных излучений; 2. Планконспект урока
Физика 9
« Влияние естественных и искусственных ионизирующих
излучений на здоровье человека.».
ФИО, место работы, должность:
Муллаянова Л.Р., учитель физики I квал. категории МКОУ ООШ
им.З.Н.Нуриева с.Верхнелачентау
Предмет: Физика
Класс: 9
Базовый учебник: Мякишев Г. Я. Буховцев Б. Н. Сотский Н. Н.
класс. М.: «Просвещение», 2013.
Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли и
отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
Изучить основные понятия радиации; источниках и видах
ионизирующего излучения, единицах измерения,
воздействия на человека.
Развитие мышления, памяти, речи, воображения,
мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей,
лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией,
слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
Воспитание ответственности, самостоятельности,
нравственности, воспитание бережного отношения к
здоровью.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебные вопросы:
Ионизирующее излучение и его виды.
Источники излучений (естественные и искусственные). Внутреннее и внешнее облучение организма.
Нормы радиационной безопасности человека.
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы обучения: проблемный, эвристический,
объяснительно-иллюстративный (объяснение,
демонстрация), опережающего обучения.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер;
мультимедийный проектор; презентация.
Ход урока.
Врем
я
(мин
.)
1-2
6
Этап урока
1.Орг.
момент
2.Повторен
ие
пройденно
го
материала
Речь учителя
Деятельност
ь учащихся
Приветствие.
Информация о том, как
будет проходить
сегодняшний урок.
Приветству
ют учителя,
занимают
свои места.
Учащимся тесты для
контроля уровня
проверки пройденного
и ранее изученного
материала.
Отвечают
письменно
в карточках
на вопросы
заданий.
Учебн
ый
матер
иал,
обору
дован
ие, №
слайд
а,
приме
чания
тесты
3.Целепола
гание
1
Сообщение учителем
темы урока.
Учащиеся
слушают
Слай
д 1 (сообщение
задач
урока)
учителя
Постановка проблемы.
Тема сегодняшнего
урока: « Влияние
естественных и
искусственных
ионизирующих
излучений на здоровье
человека.». .
Наш урок пройдет в
форме проблемной
лекции. Мы с вами за
занятие должны
решить такую
проблему: Чем опасно
ионизирующее
излучение для
человека. Я предлагаю
вам вести по ходу
объяснения записи в
тетради, фиксируя
основные моменты и
слова.
А как вы думаете, на
чем основана работа
атомной
электростанции? Она
работает на энергии
атома. Человек смог
освоить этот
колоссальный вид
энергии и пустить его
на благо людей. Но как
у любого явления, у
атомной энергии есть
две стороны –
положительная и
отрицательная.
Положительную мы
узнали, давайте
попытаемся узнать об
отрицательной
стороне и о том, зачем
нужна атомная
Слай
д 2
Слай
д №3
Слай
д №4
Слай
д №5 энергия человеку.
План нашего урока
записан на слайде
(слайд № 3):
Эпиграфом к нашему
уроку будет загадка:
«Она не слышна, не
видна, не пахнет, не
дымит. Определяется
только приборами. Не
безобидна».
Догадались? Да, это –
радиация (слайд № 4).
Посмотрите на слайд и
скажите, что общего
между этими тремя
датами (6 и 9 августа
1945 г., 26 апреля 1986
г.). Если вы
затрудняетесь с
ответом, то я открою
еще три слова
(Хиросима и Нагасаки,
Чернобыль). (слайд №
5).
Да, действительно это
даты и места
страшных трагедий.
Это места
радиоактивного
воздействия на
большое количество
людей. Вот она, вторая
сторона атомной
энергии – радиация,
или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ
ИЗЛУЧЕНИЕ.
Учитель. Радиоактивно
е излучение было
обнаружено в 1895
году немецким
25
4.Изучение
нового
материала
Учащиеся
слушают.
Слай
д 6 физиком Вильгельмом
Рентгеном. И я
предлагаю послушать
небольшой доклад про
Вильгельма Рентгена и
его открытие, который
подготовил Камалов
Ринат (Доклад
предварительно
согласован с учителем
и длится 2-3 минуты)
Учитель. Спасибо.
Необходимо отметить,
что ни Вильгельм
Рентген, ни
обнаружившие и
изучавшие позже
радиоактивное
излучение
А.Беккерель, супруги
Кюри не представляли
себе всей опасности,
которую может
оказать радиация на
организм человека.
Опасность радиации
состоит в его
ионизирующем
излучении. Давайте с
вами запишем , что
такое ионизирующее
излучение, а затем
посмотрим как
происходит процесс
ионизации живых
клеток. «Ионизирую
щее излучение – это
Ринат
читает
доклад.
Слай
д 7
Учащиеся
записывают
определени
е под
диктовку
учителя.
Слай
д 8
Учащиеся
записывают
в тетрадь Слай
д 9
схему
ионизирую
щего
излучения,
делая свои
пометки.
Учащиеся
конспектив
но
записывают
материал,
согласно
представле
нному
слайду № 9
Слай
д 10
поток заряженных и
нейтральных частиц,
а также
электромагнитных
волн, который при
прохождении через
вещество
превращает
нейтральные,
устойчивые атомы и
молекулы вещества
в электрически
заряженные
неустойчивые
частицы.»
После того, как
учащиеся записали
определение учитель
говорит:
Ионизирующее
излучение состоит
(Обращается к
ученикам – Запишите
пожалуйста
схематично состав
ионизирующего
излучения в
соответствии с
информацией на
следующем слайде)
из излучения,
которое представляет
собой поток частиц,
поэтому данный вид
излучения
распространяется до
10 см и полностью Слай
д 11
Учащиеся
конспектив
но
записывают
схему
искусствен
ных
источников
излучения
поглощается и
задерживается листом
бумаги. В состав
излучения входит
также излучение –
электронное
излучение, которое
распространяется в
воздушной среде до 15
метров ,а в живой
ткани до 1,5 см однако
такое излучение
полностью
поглощается обычным
оконным стеклом.
Самое опасное в
ионизирующем
излучении
этоизлучение,
представляющее собой
электромагнитное
излучение, оно
распространяется до
1000 метров и
способно насквозь
пробивать многие
материалы в том числе
и живую ткань.
Дозу излучения
принято измерять в
рентгенах (Р) – это
количество энергии,
поглощаемое 1 г
вещества (слайд № 10).
А дозу облучения в бэр.
Далее учитель Все
живые организмы на
земле, в том числе и человек, постоянно
подвергаются
воздействию
ионизирующих
излучений, в том числе
и радиационному
ионизирующему
излучению. Такое
излучение может быть
вызвано как
естественными, так и
искусственными
источниками.
Давайте с вами
рассмотрим, что
является
естественными
источниками
ионизирующего
излучения. Во-
первых, это
космическое
излучение, которое мы
получаем не только от
Солнца, но и от других
звёзд и галактик. Во-
вторых, это
естественные
радиоактивные
вещества находящиеся
на поверхности и в
недрах земли, в
атмосфере, в воде, в
растениях и в
организмах. Среди
естественных
источников,
Слай
д 12
Учащиеся с
опорой на
конспект
отвечают,
что к
внешнему
излучению
мы отнесём
космическу
ю
радиацию,
радоновое излучение,
излучение
от
поверхност
и земли,
аварии на
радиационн
ых
объектах и
т.д.
Учащиеся
отвечают,
что
радиоактив
ные
вещества
могут
попасть в
организм
человека с
радиоактив
ной пищей,
с воздухом,
водой,
через раны
на коже.
находящихся на земле
одним из наиболее
распространённых
источников радиации
является радон – газ,
не имеющий вкуса,
цвета и запаха. Он
есть везде, так как
выходит повсеместно с
поверхности земли,
концентрируется в
воде и в природном
газе. В закрытых
помещениях,
концентрация радона
выше в 8 раз, поэтому
необходимо постоянно
проветривать
помещения. Мы с вами
живём на Камчатке,
где активную
деятельность ведут
вулканы, а на
территории нашего
Паратунского
поселения большое
количество источников
термальной воды – всё
это приводит к
увеличению
содержания радона в
атмосфере и особенно
в наших домах, так ка
мы используем в
качестве источника
горячей воды
термальную воду. Но
не стоит боятся природного
ионизирующего
излучения, потому как
учёными подсчитано,
что естественными
источниками человек
получает в год в 0,03
-0,1бэр или рентген,
что не приводит ни к
каким биологическим
нарушениям.
Кроме естественных
источников
ионизирующего
излучения выделяют
искусственные
источники. Это прежде
всего Атомная
промышленность,
затем радиоактивные
аварии (в том числе и
недавняя авария на
Фукусиме ), ядерные
взрывы и испытания
которые проводятся
как правило военными
и большое и
повсеместное влияние
на состояние
ионизирующего
излучения оказывают
медицинские приборы,
в особенности рентген,
флюорография,
томография и т.д.
В завершении надо
сказать, что и естественное и
искусственное
излучение может быть
как внутренним так и
внешним.
Принципиальное
отличие между ними
заключается в том, что
внешнее излучение
человек получает от
природных и
искусственных
излучателей
находящихся в
воздухе, в земле и т.д.
Назовите мне уже зная
виды излучения, что
мы можем отнести к
внешнему излучению.
К внутреннему же
облучению мы отнесём
такое облучение
которое наступает от
попавших в организм
радиоактивных
веществ. Скажите,
пожалуйста, каким
образом внутрь
человека могут
попасть
радиоактивные
вещества?
А теперь давайте
ответим на следующие
вопросы:
1.Какие виды излучения
5
5.Закрепле
ние,
применени
е и
Слай
д 16 обобщение
полученны
х знаний
6.Домашне
е задание
3
вы теперь знаете?
а)альфа, б)бетта,
в)гамма.
2. Какое из них самое
опасное?
а)альфа, б)бетта,
в)гамма.
3. В каких единицах
измеряется доза:
а) излучения, б)
облучения?
4. Радон – это
искусственный или
естественный источник
излучения?
5. Кто больше облучается:
а) живущие на равнине,
б) живущие в горах?
6. Какова годовая доза
естественного облучения?
Прочитать параграф 7778,
Слай
д 17
Слай
д 13
на
вопросы;
ответить
написать реферат «Радиация
вокруг нас»
1
7.Подведен
ие итогов
урока и
выставлен
ие оценок.
За активную работу на
уроке учитель
выставляет несколько
оценок с
комментариями за какую работу и какую
оценку он ставит.
Учащиеся получают
оценки за написанный
в начале урока тест.
3.3. Технологическая карта урока
Номер учебного
Учебный материал с указанием заданий
элемента
1
УЭ–0
2
Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли
и отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
Изучить основные понятия радиации; источниках и
видах ионизирующего излучения, единицах измерения,
воздействия на человека.
Развитие мышления, памяти, речи, воображения,
мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей,
лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией,
слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
Воспитание ответственности, самостоятельности,
нравственности, воспитание бережного отношения к
здоровью.
УЭ1
Повторение изученного
Выполнение теста.
1.
1. Какие частицы участвуют в делении ядер урана?
А. протоны;
Б. нейтроны;
В. электроны;
Г. ядра гелия.
2.
2. Какая масса урана является критической? А. наибольшая, при которой возможно протекание цепной
реакции;
Б. любая масса;
В. наименьшая, при которой возможно протекание цепной
реакции;
Г. масса, при которой реакция прекратится.
3.
4.
5.
6.
3. Чему приблизительно равна критическая масса урана
235?
А. 9 кг;
Б. 20 кг;
В. 50 кг;
Г. 90 кг.
4. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть
использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей
нейтронов?
А. графит;
Б. кадмий;
В. тяжёлая вода;
Г. бор.
5. Для протекания цепной ядерной реакции на АЭС
нужно, чтобы коэффициент размножения нейтронов был:
А. равен 1;
Б. больше 1;
В. меньше 1.
6. Регулирование скорости деления ядер тяжелых
атомов в ядерных реакторах осуществляется:
А. за счет поглощения нейтронов при опускании стержней с
поглотителем;
Б. за счет увеличения теплоотвода при увеличении скорости
теплоносителя;
В. за счет увеличения отпуска электроэнергии потребителям;
Г. за счет уменьшения массы ядерного топлива в активной зон
при вынимании стержней с топливом.
7.
7. Какие преобразования энергии происходят в
ядерном реакторе?
А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую
энергию;
Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в
механическую энергию; В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в
электрическую энергию;
Г. среди ответов нет правильного.
8.
9.
8. В 1946 году в Советском Союзе был построен первый
ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта?
А. С. Королев;
Б. И. Курчатов;
В. Д. Сахаров;
Г. А. Прохоров.
9. Какой путь вы считаете самым приемлемым для
повышения надежности АЭС и предотвращения заражения
внешней среды?
А. разработка реакторов, способных автоматически охладить
активную зону реактора независимо от воли оператора;
Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня
профессиональной подготовленности операторов АЭС;
В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС
и переработки радиоактивных отходов;
Г. расположение реакторов глубоко под землей;
Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.
10.
10. Какие источники загрязнения окружающей среды
связаны с работой АЭС?
А. урановая промышленность;
Б. ядерные реакторы разных типов;
В. радиохимическая промышленность;
Г. места переработки и захоронения радиоактивных отходов;
Д. использование радионуклидов в народном хозяйстве;
Е. ядерные взрывы.
Ответы: 1 Б; 2 В; 3 В; 4 А, В; 5 А; 6 А; 7 В;. 8 Б; 9 Б. В; 10 А, Б, В,
Г, Е.
УЭ2
Цель: получить представление о влиянии источников
радиоактивного излучения на организм человека.
Задание 1. Внимательно слушайте объяснение, выделяйте новые
термины.
План сообщения:
1. Понятие об Ионизирующем излучении 2. Виды излучения.
3. Источники ионизирующего излучения.
4. Внутреннее и внешнее облучение организма.
УЭ3
Цель:
Ответы на вопросы при закреплении урока
Какие виды излучения вы теперь знаете? а)альфа, б)бетта,
в)гамма. 2. Какое из них самое опасное? а)альфа, б)бетта,
в)гамма. 3. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б)
облучения? 4. Радон – это искусственный или естественный
источник излучения? 5. Кто больше облучается: а) живущие на
равнине, б) живущие в горах? 6. Какова годовая доза
естественного облучения?
УЭ4
Подведение итогов урока.
1. Прочитайте цели урока.
2. Я узнал ……. Я научился …… Сейчас я умею ….. Мне было
трудно
3. Оцените свою работу на уроке.
Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении
заданий.
Поставьте себе оценку. Список использованной литературы
1 Мякишев Г. Я. Буховцев Б. Н. Сотский Н. Н.
Физика 9 класс. М.: «Просвещение»,
2013.
2 Касьянов В.А. Физика 9 класс. – М.: «Дрофа», 2013.
3 Бабаев В.С., Тарабанов А.В. Физика: весь курс. М. «Эксмо», 2008.
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Проектная работа. Изучение темы: « Влияние естественных и искусственных ионизирующих излучений на здоровье человека.».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.