Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
технология +1
Взрослым
30.03.2017
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность- педагогическая технология - в основе которой лежит метод проектов и учебное исследование. Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Исследовательская деятельность позволяет приобрести обучающемуся навык исследования, как универсального способа освоения действительности, приобщает к системе культурных ценностей, отражающих богатство отечественной культуры, национального менталитета, способствует развитию личности, самореализации, формирует представление о роли умственного труда, равивает интеллектуаоьные способности.
Проектно-исследовательская деят. Балахнина.docx
«Проектно­исследовательская   деятельность   обучающихся Дворца пионеров и школьников города Курска  в детских объединениях технической и художественной направленности». Автор: Балахнина Ольга Ивановна,  методист в.к.  МБУ ДО «Дворец пионеров и  школьников г. Курска» Целью   современного   образования  является  ­   развитие   качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую действительность.   Учебный   предмет   «Технология»   в   общеобразовательной школе,  также   как   и  детские   объединения  художественной   направленности выполняют   особенную   роль,   так   как   обладают   мощным   развивающим потенциалом.  Важнейшая особенность этих уроков  и занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно­ практической   деятельности,   которая   служит   необходимым   звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).  Художественно­творческая   деятельность,  как   смысл   любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной   и   материальной   культур,   но   и   чувство   сопричастности,   чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.   Процесс   и   результат   художественно­творческой   деятельности становится   средством   познания   мира,   средством   для   более   глубокого эмоционального   выражения   внутренних   чувств,     как   самого   творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений.   При   этом   художественно­творческая   деятельность   ребёнка предполагает   все  этапы  познания   мира,  присущие  и  взрослым:  созерцание, размышление и практическая реализация замысла.  Важнейшим   актуальным     принципом  современного   воспитания является   воспитание   личности   в   национальных   культурных   и   духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире, что в сфере общественных отношений обеспечивает  духовную, культурную и социальную преемственность   поколений.  В   условиях   возрастающей   социальной   роли личности,  как носителя национальных традиций  художественной  культуры, первоочередной   задачей   является       ознакомление     каждого   человека   с культурным наследием своего  народа, система дополнительного  образования детей     активно   решает   задачи   сохранения   истории,   культуры   и   традиций национальной самобытности  народа. Идея  учебного  исследования, позволяет  приобрести  обучающимся навык     универсального   способа   освоения действительности,   с       явно   выраженным   процессуально­деятельностным компонент обучения.     исследования,     как   Разработка проектов и тем исследований   обучающимися является формой     исследовательской   деятельности   в   детских   объединениях технической и  художественной направленности, что способствует   развитию эффективных   средств     развития   теоретического   мышления,   позволяет   на конкретном   материале   фиксировать   причинно­следственные   связи, устанавливать результаты развития процессов,  производить содержательные обобщения и восхождения от частного к общему.  Целью   проектно­исследовательской   деятельности   обучающихся является     повышение   качества   образования   и   эффективности   обучения средствами проектной и исследовательской деятельности.   Задачей является:   развитие   творческих   способностей   и   познавательной   активности обучающихся, способных самостоятельно приобретать новые знания и умения;  формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;  выявление   одаренных   детей   через   проектную   и   исследовательскую деятельность;  формирования     в   сфере   дополнительного   образования   детей   элиты (научной, культурной).   В   основе   проектно­исследовательской   деятельности   лежит   метод проектов:  ­ развитие познавательных умений и навыков обучающихся; ­  умение ориентироваться в информационном пространстве; ­ умение интегрировать знания из различных областей наук; ­ умение критически мыслить;  В проектной деятельности необходимо наличие проблемы,  требующей интегрированных  поиска   решения практической,   теоретической,   познавательной   значимости   предполагаемых результатов   самостоятельной   деятельности   обучающихся,   использование исследовательских методов.  исследовательского  знаний,   и В ходе работы над проектом обучающийся: ­   использует     информацию   в   проектной   деятельности   под   руководством педагога­консультанта; ­   преобразовывает     информацию   из   одной   формы   в   другую     и   выбирает наиболее удобную для себя  форму; ­ представляет  информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; ­ составлять простой и сложный план текста; ­ умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Роль педагога в проектно­исследовательской деятельности заключается в том, чтобы ­ помочь обучающимся в поиске источников; ­ быть источником информации;   ­ координировать весь процесс; ­ поощрять  и поддерживать обучающихся; ­ осуществлять обратную связь. Качество   результата   проектно­исследовательской   деятельности обучающихся выражается в:  изменении   уровня   социальной   адаптации   детей   к   изменяющимся условиям жизни;  успешной  социализация детей;   формировании   готовности   к   самостоятельному   гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;   проявлении   социальной   ответственности,   осознанного   жизненного самоопределения и выбора профессии.   в результате ­ развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации Классификация проектов. Проекты   различаются     по   доминирующей   деятельности обучающихся:  ­ практико – ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика; ­ исследовательский  (по структуре напоминает научное исследование) – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее проверкой,  обсуждение и анализ полученных результатов; ­  информационный  –   направлен   на     сбор     информации   о     каком–либо объекте   или   явлении,       с   целью   анализа,   обобщения   и   представления информации для широкой аудитории; ­   творческий  предполагает   максимально   свободный   и   нетрадиционный подход к выявлению проекта и презентация его результатов. «Развитие   презентационной культуры и   проектной деятельности обучающихся.    Презентации – это: ­   вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации;  ­ наглядное сопровождение  доклада, выступления; ­   средство   воздействия   на     визуальный   канал   восприятия   при   объяснении нового материала на занятии.   Целью   презентации   является     ­  развитие   умений   подростка   видеть   и представлять   заинтересованной   аудитории   результаты   личного   или коллективного   проектирования,   используя     культурно–образовательные возможности   как   свои,   так   и   своего   окружения.   Активизация   детской образовательной инициативы. Для реализации цели выдвигаются задачи: ­ подготовить подростка к монологической речи; ­   подготовить   к   публичной   презентации   результатов   учебно­ исследовательской деятельности; ­ добиться  артистизма в исполнительской деятельности; ­ использовать современные информационно – коммуникативные средства; ­ научить задавать и отвечать на вопросы; Во  Дворце пионеров и школьников  города Курска создано   Научное общество   учащихся   –   добровольное   творческое   объединение   учащихся, стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники и культуры; к развитию творческого мышления, повышению своего   интеллектуального   потенциала;   к   приобретению   навыков   научно­ исследовательской   и   опытно­экспериментальной   деятельности   под руководством учёных, педагогических работников и других специалистов. Ключевая   роль   отводится   педагогу:   исследователю,     организатору, руководителю, что связано с необходимостью применения компетентностного подхода  в реализации исследовательских и проектных технологий. Цель  ­   Научного   общества   обучающихся     –   воспитание   и   развитие обучающихся, создание условий для их самоопределения, интеллектуальной самореализации. Задачи:  выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки техники и культуры  и развитие их творческих способностей;  развитие     навыков   научно­исследовательской   деятельности,   умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, самостоятельно работать с научной литературой;  ориентация обучающихся на познание как ценность;  воспитание   интереса     к   познанию   мира,   к   углубленному   изучению образовательной программы;  содействие профессиональному самоопределению обучающихся.    В основе содержания  деятельности и форм  работы Научного общества обучающихся ­ разработка проектов и тем исследований,   ­ организация конкурсов, турниров,  выставок; ­  проведение семинаров, дискуссий, научно­практических конференций;  ­ встреча с учеными, сотрудниками музеев, архивов;   ­ подготовка творческих и научных работ  к публикациям в сборниках и др. В   исследовательской   деятельности   обучающихся   научного   общества «Поиск»   Дворца   пионеров   и   школьников    накоплен       определенный   опыт  В   исследовательских   проектах   обучающихся   разрабатывалась работы.     разнообразная   тематика:   «Отражение   православных   традиций     в декоративном   творчестве   Курских   мастеров».   «Знаменский   кафедральный собор»;   «Гербы   Курской   области»;   «Суджанская   глиняная   игрушка». (История   и   технология);   (Наследие   и   современность);   «Суджанский краеведческий музей ­ центр истории, культуры, гордость Курского края»; «Вячеслав Клыков ­   известный скульптор, пламенный патриот, верный сын своего Отечества»; «Михаил Щепкин» ­ выдающийся курянин»;  «Основатель экспериментальной лаборатории микроавтомобилей ­ ЭЛМА – Кононов Лев Сергеевич»; «Исследователь курской земли Липкинг  Юрий Александрович», другие.      Исследовательские   проекты     обучающихся   Дворца   пионеров   и школьников  были представлены:  ­  в детских  Открытых   городских краеведческих  конференциях   «Я Родину   люблю»,   в   номинациях:   История   Курского   края;  Культурное наследие; Природа Курского края; «Православие» ­  «Конкурсе исследовательских работ: «Памятники воинской славы Курского края», в рамках плана основных мероприятий   по подготовке и проведению празднования  70­й годовщины Победы в Курской битве;   ­   краеведческом   исследовательском   конкурсе   «Люди,     посвятившие жизнь изучению природы Курского края», посвященном   130­летию со дня рождения   В.В.   Алехина,   проходившим     в   Центрально­Черноземном государственном биосферном заповеднике имени  профессора В.В. Алехина; ­ областных массовых мероприятиях среди   обучающихся образовательных учреждений Курской области конкурсах исследовательских работ: ­   «Земли курской славные сыны»,   ­  «А мои ­ то куряне ­ доблестные воины»,  ­    «Моя земля, мои земляки», в номинациях   «Традиции и обычаи родного края», «Земляки»; ­   «Страна детства»,   конкурсе, посвященном   70­летию Курской битвы,   в направлениях «Культурное наследие», «Малые города России». ­ VI­м  Всероссийском фестивале  «Я вхожу в мир искусства». Всероссийском конкурсе  литературных работ «Искусство слова», в номинациях «Хранители памяти»,  «Эссе»; ­   в  IX­х   "Традиционные ценности в условиях глобализации". Курск;   Всероссийских   научно­образовательных   Знаменских   чтениях ­ в XIX  фестивале «Экология. Творчество. Дети», Номинация: Фотоконкурс «Животные крупным планом»; ­   в  XX    Международной   открытой   эколого­биологической   научно­ практической конференции школьников, проводимой Национальным парком «Плещеево озеро»,  в рамках Международной акции «Марш парков­2012»; в городе  Переяславль­Залесский в 2012 году; ­   в     Международных   конкурсах­выставках   детского   творчества «Красная   книга   глазами   детей»   в   рамках   Международных     экологических акциях «Спасти и сохранить» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, г. Нягань, Ханты­Мансийского автономного  округа ­  Югра, 2012 г., 2013гг;  Лучшие работы обучающихся Дворца пионеров и школьников города Курска   опубликованы   в   сборнике   научно­исследовательских   работ обучающихся 9­х­11­х классов «Наши земляки – образцы высокой духовности и нравственности», в рамках реализации ведомственной целевой программы «Духовно­нравственное   воспитание   детей   в   образовательных   учреждениях города Курска на 2012­2014 годы.  Таким   образом,    приобрести обучающемуся  навык  исследования,  как  универсального способа освоения действительности, приобщает к  системе культурных ценностей, отражающих богатство отечественной культуры, национального менталитета.    исследование,  позволяет    учебное   Литература 1.   Библиографическое   описание   документа.   Общие   требования   и   правила оформления. ГОСТ 7.1­84. ­Введ. 01.01.86.­М., 1984. 2. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. ­ М.: Вербум­ М, 2001. 3.   Кларин   М.В.   Инновационные   модели   обучения   в   зарубежных педагогических поисках. ­ М.: Арена,1994. 4.   Масленникова   А.В.,   Бессонова   И.П.   Организация   детской   научно­ исследовательской   и   проектной   деятельности   учащихся   в   образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). ­ Научно­исследовательская и проектная деятельность  учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно­методическое обеспечение содержания образования в Москве.  Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. ­М.: Центр «Школьная книга»,2003. 5.   Московские конференции   исследовательских   и   проектных   работ   школьников   ­   2002. Выпуск   2   //   Серия   «Инструктивно­методическое   обеспечение   содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.­М.: Центр «Школьная книга», 2002. 6. Отчет о научно­исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32­81.­Введ. 01.01.82. ­ М., 1981.   Научно­исследовательская   деятельность   учащихся. 7.   Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся:   Методический сборник.­М.: Народное образование, 2001.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017