Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
технология +1
Взрослым
30.03.2017
Проектно-исследовательская деятельность- педагогическая технология - в основе которой лежит метод проектов и учебное исследование. Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Исследовательская деятельность позволяет приобрести обучающемуся навык исследования, как универсального способа освоения действительности, приобщает к системе культурных ценностей, отражающих богатство отечественной культуры, национального менталитета, способствует развитию личности, самореализации, формирует представление о роли умственного труда, равивает интеллектуаоьные способности.
Проектно-исследовательская деят. Балахнина.docx
«Проектноисследовательская деятельность обучающихся
Дворца пионеров и школьников города Курска в детских объединениях
технической и художественной направленности».
Автор: Балахнина Ольга Ивановна,
методист в.к.
МБУ ДО «Дворец пионеров и
школьников г. Курска»
Целью современного образования является развитие качеств
личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую
действительность. Учебный предмет «Технология» в общеобразовательной
школе, также как и детские объединения художественной направленности
выполняют особенную роль, так как обладают мощным развивающим
потенциалом.
Важнейшая особенность этих уроков и занятий состоит в том, что они
строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно
практической деятельности, которая служит необходимым звеном
целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития
(в том числе и абстрактного мышления).
Художественнотворческая деятельность,
как смысл любой
деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия
духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство
самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание,
но и через его преображение.
Процесс и результат художественнотворческой деятельности
становится средством познания мира, средством для более глубокого
эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего
ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных
произведений. При этом художественнотворческая деятельность ребёнка
предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание,
размышление и практическая реализация замысла.
Важнейшим актуальным
принципом современного воспитания
является воспитание личности в национальных культурных и духовных
традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире, что в сфере
общественных отношений обеспечивает духовную, культурную и социальную
преемственность поколений. В условиях возрастающей социальной роли
личности, как носителя национальных традиций художественной культуры,
первоочередной задачей является ознакомление каждого человека с
культурным наследием своего народа, система дополнительного образования
детей активно решает задачи сохранения истории, культуры и традиций
национальной самобытности народа. Идея учебного исследования, позволяет приобрести обучающимся
навык
универсального способа освоения
действительности, с явно выраженным процессуальнодеятельностным
компонент обучения.
исследования,
как
Разработка проектов и тем исследований обучающимися является
формой
исследовательской деятельности в детских объединениях
технической и художественной направленности, что способствует развитию
эффективных средств развития теоретического мышления, позволяет на
конкретном материале фиксировать причинноследственные связи,
устанавливать результаты развития процессов, производить содержательные
обобщения и восхождения от частного к общему.
Целью проектноисследовательской деятельности обучающихся
является повышение качества образования и эффективности обучения
средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачей является:
развитие творческих способностей и познавательной активности
обучающихся, способных самостоятельно приобретать новые знания и
умения;
формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами
информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую
деятельность;
формирования в сфере дополнительного образования детей элиты
(научной, культурной).
В основе проектноисследовательской деятельности лежит метод
проектов:
развитие познавательных умений и навыков обучающихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить;
В проектной деятельности необходимо наличие проблемы, требующей
интегрированных
поиска решения
практической, теоретической, познавательной значимости предполагаемых
результатов самостоятельной деятельности обучающихся, использование
исследовательских методов.
исследовательского
знаний,
и
В ходе работы над проектом обучающийся:
использует информацию в проектной деятельности под руководством
педагогаконсультанта;
преобразовывает информацию из одной формы в другую и выбирает
наиболее удобную для себя форму;
представляет информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том
числе с применением средств ИКТ; составлять простой и сложный план текста;
умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом
виде.
Роль педагога в проектноисследовательской деятельности заключается
в том, чтобы помочь обучающимся в поиске источников;
быть источником информации;
координировать весь процесс;
поощрять и поддерживать обучающихся;
осуществлять обратную связь.
Качество результата проектноисследовательской деятельности
обучающихся выражается в:
изменении уровня социальной адаптации детей к изменяющимся
условиям жизни;
успешной социализация детей;
формировании готовности к самостоятельному гражданскому,
нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;
проявлении социальной ответственности, осознанного жизненного
самоопределения и выбора профессии.
в результате развитая творческая личность, способная самостоятельно
приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации
Классификация проектов.
Проекты различаются
по доминирующей деятельности
обучающихся:
практико – ориентированный – он нацелен на решение социальных задач,
отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика;
исследовательский (по структуре напоминает научное исследование) – он
включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
информационный – направлен на сбор информации о каком–либо
объекте или явлении, с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой аудитории;
творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к выявлению проекта и презентация его результатов.
«Развитие презентационной культуры и проектной деятельности
обучающихся.
Презентации – это:
вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной
информации;
наглядное сопровождение доклада, выступления; средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении
нового материала на занятии.
Целью презентации является развитие умений подростка видеть и
представлять заинтересованной аудитории результаты личного или
коллективного проектирования, используя
культурно–образовательные
возможности как свои, так и своего окружения. Активизация детской
образовательной инициативы.
Для реализации цели выдвигаются задачи:
подготовить подростка к монологической речи;
подготовить к публичной презентации результатов учебно
исследовательской деятельности;
добиться артистизма в исполнительской деятельности;
использовать современные информационно – коммуникативные средства;
научить задавать и отвечать на вопросы;
Во Дворце пионеров и школьников города Курска создано Научное
общество учащихся – добровольное творческое объединение учащихся,
стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях
науки, техники и культуры; к развитию творческого мышления, повышению
своего интеллектуального потенциала; к приобретению навыков научно
исследовательской и опытноэкспериментальной деятельности под
руководством учёных, педагогических работников и других специалистов.
Ключевая роль отводится педагогу: исследователю,
организатору,
руководителю, что связано с необходимостью применения компетентностного
подхода в реализации исследовательских и проектных технологий.
Цель Научного общества обучающихся – воспитание и развитие
обучающихся, создание условий для их самоопределения, интеллектуальной
самореализации.
Задачи:
выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки техники
и культуры и развитие их творческих способностей;
развитие навыков научноисследовательской деятельности, умения
самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания
на практике, самостоятельно работать с научной литературой;
ориентация обучающихся на познание как ценность;
воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению
образовательной программы;
содействие профессиональному самоопределению обучающихся.
В основе содержания деятельности и форм работы Научного общества
обучающихся
разработка проектов и тем исследований,
организация конкурсов, турниров, выставок; проведение семинаров, дискуссий, научнопрактических конференций;
встреча с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
подготовка творческих и научных работ к публикациям в сборниках и др.
В исследовательской деятельности обучающихся научного общества
«Поиск» Дворца пионеров и школьников накоплен определенный опыт
В исследовательских проектах обучающихся разрабатывалась
работы.
разнообразная тематика: «Отражение православных традиций
в
декоративном творчестве Курских мастеров». «Знаменский кафедральный
собор»; «Гербы Курской области»; «Суджанская глиняная игрушка».
(История и технология); (Наследие и современность); «Суджанский
краеведческий музей центр истории, культуры, гордость Курского края»;
«Вячеслав Клыков известный скульптор, пламенный патриот, верный сын
своего Отечества»; «Михаил Щепкин» выдающийся курянин»; «Основатель
экспериментальной лаборатории микроавтомобилей ЭЛМА – Кононов Лев
Сергеевич»; «Исследователь курской земли Липкинг Юрий Александрович»,
другие.
Исследовательские проекты обучающихся Дворца пионеров и
школьников были представлены:
в детских Открытых городских краеведческих конференциях «Я
Родину люблю», в номинациях: История Курского края; Культурное
наследие; Природа Курского края; «Православие»
«Конкурсе исследовательских работ: «Памятники воинской славы Курского
края», в рамках плана основных мероприятий по подготовке и проведению
празднования 70й годовщины Победы в Курской битве;
краеведческом исследовательском конкурсе «Люди, посвятившие
жизнь изучению природы Курского края», посвященном 130летию со дня
рождения В.В. Алехина, проходившим
в ЦентральноЧерноземном
государственном биосферном заповеднике имени профессора В.В. Алехина;
областных массовых мероприятиях среди обучающихся образовательных
учреждений Курской области конкурсах исследовательских работ:
«Земли курской славные сыны»,
«А мои то куряне доблестные воины»,
«Моя земля, мои земляки», в номинациях «Традиции и обычаи родного
края», «Земляки»;
«Страна детства», конкурсе, посвященном 70летию Курской битвы, в
направлениях «Культурное наследие», «Малые города России».
VIм Всероссийском фестивале «Я вхожу в мир искусства». Всероссийском
конкурсе литературных работ «Искусство слова», в номинациях «Хранители
памяти», «Эссе»;
в IXх
"Традиционные ценности в условиях глобализации". Курск;
Всероссийских научнообразовательных Знаменских чтениях в XIX фестивале «Экология. Творчество. Дети», Номинация: Фотоконкурс
«Животные крупным планом»;
в XX
Международной открытой экологобиологической научно
практической конференции школьников, проводимой Национальным парком
«Плещеево озеро», в рамках Международной акции «Марш парков2012»; в
городе ПереяславльЗалесский в 2012 году;
в
Международных конкурсахвыставках детского творчества
«Красная книга глазами детей» в рамках Международных экологических
акциях «Спасти и сохранить» под эгидой Комиссии Российской Федерации по
делам ЮНЕСКО, г. Нягань, ХантыМансийского автономного округа Югра,
2012 г., 2013гг;
Лучшие работы обучающихся Дворца пионеров и школьников города
Курска опубликованы в сборнике научноисследовательских работ
обучающихся 9х11х классов «Наши земляки – образцы высокой духовности
и нравственности», в рамках реализации ведомственной целевой программы
«Духовнонравственное воспитание детей в образовательных учреждениях
города Курска на 20122014 годы.
Таким образом,
приобрести
обучающемуся навык исследования, как универсального способа освоения
действительности, приобщает к системе культурных ценностей, отражающих
богатство отечественной культуры, национального менталитета.
исследование, позволяет
учебное
Литература
1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила
оформления. ГОСТ 7.184. Введ. 01.01.86.М., 1984.
2. Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе. М.: Вербум
М, 2001.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. М.: Арена,1994.
4. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно
исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных
учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы).
Научноисследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3//
Серия: Инструктивнометодическое обеспечение содержания образования в
Москве. Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга»,2003.
5.
Московские
конференции исследовательских и проектных работ школьников 2002.
Выпуск 2 // Серия «Инструктивнометодическое обеспечение содержания
образования в Москве» / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.М.: Центр
«Школьная книга», 2002.
6. Отчет о научноисследовательской работе. Общие требования и правила
оформления. ГОСТ 7.3281.Введ. 01.01.82. М., 1981.
Научноисследовательская деятельность учащихся. 7. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник.М.: Народное образование, 2001.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Дворца пионеров и школьников в детских объединениях технической и художественной направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.