ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
7 кл—8 кл
04.06.2019
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Материал содержит описание реализации проектно-исследовательской деятельности обучаемых на уроках математики. Целью такой деятельности является развитие у школьников навыков исследовательской и творческой деятельности; формирование умений взаимодействовать в информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия) направлениях; стимулирование познавательной активности, углубление изучения тем урока; повышение интересов учащихся к урокам математики.
УДК 378.docx
УДК 378.22 ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ  МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ  учитель математики МБОУ «Краснокаменская СШ»,  Респ. Крым, Ялтинский р­н Алимасова Дарья Петровна К одной из форм организации учебно­воспитательного процесса относится проектно­ исследовательская деятельность, которая благоприятно влияет на повышение качества  обучения, демократизацию стиля общения учителей и учащихся, развитие персональных  компетентностей обучающихся, их успешной социализации, а так же является методом  развивающего (личностно­ориентированного) обучения. Приоритетное направление такой  деятельности заключается в выработке самостоятельных исследовательских умений  (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение  экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), развитии творческих  способностей и логического мышления [3]. Все обозначенное делает тему исследования  весьма актуальной. Под исследовательской деятельностью учащихся, согласно определению  А. В. Леонтовича, понимается деятельность, которая связана с решением задач творческого и  исследовательского характера с заранее неизвестным решением. Такой вид деятельности  основывается на этапах, свойственных для исследования в науке, поскольку любое  исследование имеет аналогичную структуру: постановка проблемы, изучение теоретической  части, посвященной конкретной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, анализ и обобщение, выводы [1]. Цель реализации проектно­исследовательской деятельности: развить у обучаемых  навыки исследовательской и творческой деятельности; сформировать умения  взаимодействовать в информационном (обмен информацией), практическом (совместная  исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и  этическом (нормы взаимодействия) направлениях; стимулировать познавательную  активности, углубить изучение раздела «Четырехугольники»; повысить интерес учащихся к  урокам геометрии.  В рамках реализации данного проекта учащийся научится: описывать отдельные  выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры  математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;  понимать роль математики в развитии России; получит возможность научиться:  характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных  областей; понимать роль математики в развитии России. Одной из целей педагогического процесса является самореализация. Ее  предназначение заключается в помощи личности осуществлять свои позитивные возможности, раскрывать задатки и способности. Когда человек чувствует свою реализацию в жизни,  удовлетворение своих амбиций. [2, c. 253]. Цель проектно­исследовательской деятельности в  области математики видится в возможности обучаемых самореализоваться в интересующей  их сфере знаний. На достижение данной цели направлено решение таких педагогических задач, как: обучение учащихся планированию (должны уметь определять цель, описывать  основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по  теме исследования); формирование у обучаемых навыков сбора и обработки информации  (должен уметь отобрать и правильно использовать необходимую информацию); развитие  умения анализировать (креативность и критическое мышление); формирование и развитие  умений составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять  план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о  библиографии); формирование позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в  соответствии с установленным планом и графиком работы); формирование и развитие  коммуникативной компетенции обучающихся как один из факторов их успешной  социализации в будущем. Работа над проектом в области математики предполагает этапы, представленные в  таблице 1.1 Таблица 1.1 ­ Этапы работы над проектом по математики Деятельность педагога Деятельность учащихся Этапы проект а 1 этап 2 этап Помогает сформулировать проблему,  цель, задачи Помогает в поиске информации,  оформлении работы, решении задач,  планировании деятельности. Направляет  и контролирует осуществление проекта. 3 этап Подготовка к презентации проекта.  Организация и проведение зачетного  урока. Вникают в проблему, формулируют  проблему, цель, задачи Объединение в рабочие группы.  Формирование ЗУН, поиск  информации, оформление работы,  решение задач, планирование  деятельности. Представляют продукт деятельности  в виде рефератов, презентаций и  плаката, обобщающего весь материал  по теме. Процедура защиты проектно­исследовательской работы предполагает наличие самих  работ (рефератов), общей презентации к ним, в которой вынесены ключевые пункты проекта.  Например, группа историков готовит презентацию в которой выносятся главные элементы  проектов всех участников группы по темам. Учитель оценивает уровень проектно­ исследовательской деятельности конкретного обучающегося. Процедура защиты состоит в 3­ 5 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы учителя и учащихся. Формами  наглядной отчетности о результатах проектно­исследовательской деятельности могут быть  презентации, выставки, плакаты, стенгазеты, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые  отчеты. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям  и выставляется суммарная оценка.  Для недели математики создаются плакаты с основными результатами работ  учащихся. Специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, администрация  образовательного учреждения и иные квалифицированные работники оценивает так же  предоставленный материал и награждает победителей призовыми местами (или на усмотрение комиссии).  Схема реализации проекта «Загадочное государство четырехугольников» представлена на рисунке 1.1. ТЕМА ПРОЕКТА: ЗАГАДОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ЦЕЛЕВОЙ БЛОК: ПОСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК ЗАДАЧИ, МОТИВАЦИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ЗА ЗАДАНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ИСТОРИКИ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРАКТИКИ» 1. Исторических сведений о фигуре (когда появилась, кто первый рассмотрел, откуда название пошло, ...) 1. Теоретические сведения (чем отличаются и чем похожи между собой рассматриваемые четырехугольники) 1. Сведения о фигуре практического характера (где применяется в жизни?) 2. Составление рубрики «Знаменитые четырехугольники (Параллелограмм Вариньона, Квадрат Малевича, Прямоугольник Эвклида, ... )» 2. Составление рубрики «Клуб любителей задач (подбор примеров задач с решениями на свойства и признаки по фигурам, составление кроссвордов, кодовых диктантов, тестов, анаграмм» 2. Составление рубрики «Интересно знать (факты и сведения, ребусы, головоломки, логические и практические задачи)» 3. Литература 3. Литература 3. Литература РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК: ПЛАКАТЫ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ Рисунок 1.1. ­ Схема реализации проекта «Загадочное государство четырехугольников» Оценивался проект на зачетном уроке по таким критериям: наличие четкой  постановки цели, плана достижения этой цели, уровень постановки исследовательской  проблемы, актуальность темы, количество и разнообразие источников информации,  целесообразность их использования, логичность рассуждения, оформление реферата и  презентации, степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах Время выполнения проекта (реферат) рассчитано на период прохождения темы  «Четырехугольники». После оценивания реферата, заслушивается выступление с презентацией материала. За презентацию так же выставляется оценка с учетом критериев и их содержания. Средняя арифметическая выставляется в журнал в соответствующую графу. На завершающем этапе учащимся было предложено сделать самоанализ своей работы и провести рефлексию. От учащихся требовалось ответить на вопросы: чему ты научился за  время проекта? Как сработала ваша группа? Что нового ты узнал(а) о своих способностях и о  талантах твоих одноклассников? Что можно было сделать лучше? Какие знания и умения для  этого потребовались бы? Как ты оцениваешь результаты проекта? Так же были разработанных учетом этапов, обозначенных в таблице 1.1. и  представленной схемы реализации проекта на рисунке 1.1. и частично внедрены в учебный  процесс такие групповые и индивидуальные проекты: «Методы решения систем линейного  уравнения» при изучении темы «Системы линейных уравнений» в 7 классе (нескольким  учащимся из класса было предложено подготовить доклады по темам исследования, а затем  выступить с ними перед одноклассниками с демонстрацией примеров решения систем тем  методом, который рассматривался в докладе); «О тайне неравенств» при изучении темы  «Неравенства» в 8 классе, продуктом данного проекта являлся сбор информации по перечню  вопросов, которые были предложены учащимся, разработка заданий на карточках, которые  предлагались одноклассникам для решения и дальнейшей проверкой автора разработки.  Стоит отметить, что такой вид деятельности приносит положительный результат,  поскольку значительно повышает мотивацию к изучению предмета математика, дети  получают возможность прослеживать взаимосвязь между предметами, которые изучают в  рамках школьной программы, решают жизненные задачи. Использование проектно­ исследовательской деятельности помогает пробуждать у обучаемых осознанной активной  заинтересованности в учебном процессе и его результатах. У учащихся появляется интерес к  изучению этой сложной дисциплины, заинтересованность в результатах своего труда,  поскольку учащиеся имеют возможность быть активными участниками образовательного  процесса. Таким образом, проделанная работа не является безрезультатной.  Литература 1. Бим­Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сб. ст. М., 2003. 3. Сгибнев А.И. Исследуем на уроке и на проекте // Учимся математике: сборник /  А.Д. Блинкова, И.Б. Писаренко, И.Б. Ященко. − М.: МЦНМО, 2006.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2019