ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
7 кл—8 кл
04.06.2019
Материал содержит описание реализации проектно-исследовательской деятельности обучаемых на уроках математики. Целью такой деятельности является развитие у школьников навыков исследовательской и творческой деятельности; формирование умений взаимодействовать в информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия) направлениях; стимулирование познавательной активности, углубление изучения тем урока; повышение интересов учащихся к урокам математики.
УДК 378.docx
УДК 378.22
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
учитель математики МБОУ «Краснокаменская СШ»,
Респ. Крым, Ялтинский рн
Алимасова Дарья Петровна
К одной из форм организации учебновоспитательного процесса относится проектно
исследовательская деятельность, которая благоприятно влияет на повышение качества
обучения, демократизацию стиля общения учителей и учащихся, развитие персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации, а так же является методом
развивающего (личностноориентированного) обучения. Приоритетное направление такой
деятельности заключается в выработке самостоятельных исследовательских умений
(постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение
экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), развитии творческих
способностей и логического мышления [3]. Все обозначенное делает тему исследования
весьма актуальной.
Под исследовательской деятельностью учащихся, согласно определению
А. В. Леонтовича, понимается деятельность, которая связана с решением задач творческого и
исследовательского характера с заранее неизвестным решением. Такой вид деятельности
основывается на этапах, свойственных для исследования в науке, поскольку любое
исследование имеет аналогичную структуру: постановка проблемы, изучение теоретической
части, посвященной конкретной проблематике, подбор методик исследования и практическое
овладение ими, сбор материала, анализ и обобщение, выводы [1].
Цель реализации проектноисследовательской деятельности: развить у обучаемых
навыки исследовательской и творческой деятельности; сформировать умения
взаимодействовать в информационном (обмен информацией), практическом (совместная
исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и
этическом (нормы взаимодействия) направлениях; стимулировать познавательную
активности, углубить изучение раздела «Четырехугольники»; повысить интерес учащихся к
урокам геометрии.
В рамках реализации данного проекта учащийся научится: описывать отдельные
выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры
математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России; получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных
областей; понимать роль математики в развитии России.
Одной из целей педагогического процесса является самореализация. Ее
предназначение заключается в помощи личности осуществлять свои позитивные возможности,
раскрывать задатки и способности. Когда человек чувствует свою реализацию в жизни,
удовлетворение своих амбиций. [2, c. 253]. Цель проектноисследовательской деятельности в
области математики видится в возможности обучаемых самореализоваться в интересующей
их сфере знаний. На достижение данной цели направлено решение таких педагогических задач, как: обучение учащихся планированию (должны уметь определять цель, описывать
основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по
теме исследования); формирование у обучаемых навыков сбора и обработки информации
(должен уметь отобрать и правильно использовать необходимую информацию); развитие
умения анализировать (креативность и критическое мышление); формирование и развитие
умений составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять
план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о
библиографии); формирование позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции
(учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы); формирование и развитие
коммуникативной компетенции обучающихся как один из факторов их успешной
социализации в будущем.
Работа над проектом в области математики предполагает этапы, представленные в
таблице 1.1
Таблица 1.1 Этапы работы над проектом по математики
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Этапы
проект
а
1 этап
2 этап
Помогает сформулировать проблему,
цель, задачи
Помогает в поиске информации,
оформлении работы, решении задач,
планировании деятельности. Направляет
и контролирует осуществление проекта.
3 этап
Подготовка к презентации проекта.
Организация и проведение зачетного
урока.
Вникают в проблему, формулируют
проблему, цель, задачи
Объединение в рабочие группы.
Формирование ЗУН, поиск
информации, оформление работы,
решение задач, планирование
деятельности.
Представляют продукт деятельности
в виде рефератов, презентаций и
плаката, обобщающего весь материал
по теме.
Процедура защиты проектноисследовательской работы предполагает наличие самих
работ (рефератов), общей презентации к ним, в которой вынесены ключевые пункты проекта.
Например, группа историков готовит презентацию в которой выносятся главные элементы
проектов всех участников группы по темам. Учитель оценивает уровень проектно
исследовательской деятельности конкретного обучающегося. Процедура защиты состоит в 3
5 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи,
суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы учителя и учащихся. Формами
наглядной отчетности о результатах проектноисследовательской деятельности могут быть
презентации, выставки, плакаты, стенгазеты, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые
отчеты. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям
и выставляется суммарная оценка.
Для недели математики создаются плакаты с основными результатами работ
учащихся. Специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, администрация
образовательного учреждения и иные квалифицированные работники оценивает так же
предоставленный материал и награждает победителей призовыми местами (или на усмотрение комиссии).
Схема реализации проекта «Загадочное государство четырехугольников» представлена
на рисунке 1.1.
ТЕМА ПРОЕКТА: ЗАГАДОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК: ПОСТАНОВКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
УЧАЩИМИСЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЕЙ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
ЗАДАЧИ, МОТИВАЦИЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ,
ЗА
ЗАДАНИЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ИСТОРИКИ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРАКТИКИ»
1. Исторических сведений о фигуре (когда появилась, кто первый рассмотрел, откуда название пошло, ...)
1. Теоретические сведения (чем отличаются и чем похожи между собой рассматриваемые четырехугольники)
1. Сведения о фигуре практического характера (где применяется в жизни?)
2. Составление рубрики «Знаменитые четырехугольники (Параллелограмм Вариньона, Квадрат Малевича, Прямоугольник Эвклида, ... )»
2. Составление рубрики «Клуб любителей задач (подбор примеров задач с решениями на свойства и признаки по фигурам, составление кроссвордов, кодовых диктантов, тестов, анаграмм»
2. Составление рубрики «Интересно знать (факты и сведения, ребусы, головоломки, логические и практические задачи)»
3. Литература
3. Литература
3. Литература
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК: ПЛАКАТЫ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ
Рисунок 1.1. Схема реализации проекта «Загадочное государство четырехугольников»
Оценивался проект на зачетном уроке по таким критериям: наличие четкой
постановки цели, плана достижения этой цели, уровень постановки исследовательской
проблемы, актуальность темы, количество и разнообразие источников информации,
целесообразность их использования, логичность рассуждения, оформление реферата и
презентации, степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах
Время выполнения проекта (реферат) рассчитано на период прохождения темы
«Четырехугольники». После оценивания реферата, заслушивается выступление с презентацией материала. За презентацию так же выставляется оценка с учетом критериев и их
содержания. Средняя арифметическая выставляется в журнал в соответствующую графу.
На завершающем этапе учащимся было предложено сделать самоанализ своей работы и
провести рефлексию. От учащихся требовалось ответить на вопросы: чему ты научился за
время проекта? Как сработала ваша группа? Что нового ты узнал(а) о своих способностях и о
талантах твоих одноклассников? Что можно было сделать лучше? Какие знания и умения для
этого потребовались бы? Как ты оцениваешь результаты проекта?
Так же были разработанных учетом этапов, обозначенных в таблице 1.1. и
представленной схемы реализации проекта на рисунке 1.1. и частично внедрены в учебный
процесс такие групповые и индивидуальные проекты: «Методы решения систем линейного
уравнения» при изучении темы «Системы линейных уравнений» в 7 классе (нескольким
учащимся из класса было предложено подготовить доклады по темам исследования, а затем
выступить с ними перед одноклассниками с демонстрацией примеров решения систем тем
методом, который рассматривался в докладе); «О тайне неравенств» при изучении темы
«Неравенства» в 8 классе, продуктом данного проекта являлся сбор информации по перечню
вопросов, которые были предложены учащимся, разработка заданий на карточках, которые
предлагались одноклассникам для решения и дальнейшей проверкой автора разработки.
Стоит отметить, что такой вид деятельности приносит положительный результат,
поскольку значительно повышает мотивацию к изучению предмета математика, дети
получают возможность прослеживать взаимосвязь между предметами, которые изучают в
рамках школьной программы, решают жизненные задачи. Использование проектно
исследовательской деятельности помогает пробуждать у обучаемых осознанной активной
заинтересованности в учебном процессе и его результатах. У учащихся появляется интерес к
изучению этой сложной дисциплины, заинтересованность в результатах своего труда,
поскольку учащиеся имеют возможность быть активными участниками образовательного
процесса. Таким образом, проделанная работа не является безрезультатной.
Литература
1. БимБад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сб. ст. М., 2003.
3. Сгибнев А.И. Исследуем на уроке и на проекте // Учимся математике: сборник /
А.Д. Блинкова, И.Б. Писаренко, И.Б. Ященко. − М.: МЦНМО, 2006.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.