ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.»

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.»

Медиа
Исследовательские работы
doc
Администрации +1
9 кл—11 кл +1
23.02.2018
Главной целью работы является оценка готовности процедуре ЕГЭ и экзамену в тестовой форме и показать основную методику исследования психологической и педагогической подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Задачи работы : 1. Дать понятие об ЕГЭ: положение, принципы, условия. 2. Показать основные направления подготовки к ЕГЭ. 3. Собрать материалы для психологической подготовки к ЕГЭ 4. Показать возможности , которые представляет ЕГЭ для всех участников. 5. Применение методики HT-Line® - Мастер-Тесты для психологической готовности к ЕГЭ по ИКТ и информатике.ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Психолого-педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.»
исследовательская работа подготовка к ЕГЭ и ГИА Хмелева С Г.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Синекинчерская основная общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики ПРОЕКТНО ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Психолого­педагогические аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.» Автор работы: Хмелев Сергей Геннадьевич,
учитель высшей категории  МБОУ «Синекинчерская ООШ». Оглавление: 1. Введение......………………………………………………………………...….3­4   2. ЕГЭ: понятие, положение, принципы, условия……………………… .....5­6   3. Основные направления   подготовки  к ЕГЭ……………………. …….7 ­21 4. Псхолого – педагогический аспект к ЕГЭ………………...…………..22 – 34 5. Материалы для психологической подготовки  выпускников к ЕГЭ.35­43 6. Методики исследований психологической готовности к ЕГЭ………44­53 7. Тестирование на HT­Line® ­ Мастер­Тесты (примеры аппробации)..54­64 8. Выводы, рекомендации…………………………………………………....65­66 9. Литература……………... …………………………………………………….67 10.Инструкции и материалы теста………………………………………...68­88 2
1. Введение. Одной   из   актуальных   задач,   которые   ставятся   перед   российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках   концепции   модернизации   образования.   Одной   из   проблем,   с   которой столкнулось образование, является и психолого­педагогическая подготовка всех администрации участников   государственного   единого   экзамена:   образовательного учреждения, учителей, школьников и их родителей. Единый государственный экзамен становится реальностью. Новая форма итоговой аттестации успешно решает такие проблемы как: объективная оценка   обеспечение качества   образовательной   подготовки   выпускников, преемственности   между   общим   и   профессиональным   образованием, государственный   контроль   и   управление   качеством   общего   образования   на основе   независимой   оценки   уровня   подготовки   выпускников,   разгрузка выпускников ­ абитуриентов за счёт сокращения числа экзаменов, в том числе вступительных   при   поступлении   в   ВУЗы,   ССУЗы.   Постоянно   растёт   число   всем участников   эксперимента.   Поэтому   сейчас   очень   важно   помочь   участникам образовательного процесса увидеть место ЕГЭ в решении проблемы качества и доступности образования, достойно подготовиться к новой форме аттестации.  На современном этапе  проведения единого государственного экзамена как   стандартизированной   процедуры   оценки   учебных   достижений   актуальной проблемой  является психолого­педагогическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая  и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей. 3
Главной целью работы является  оценка готовности  процедуре ЕГЭ и экзамену   в   тестовой   форме     и     показать   основную   методику   исследования психологической и педагогической подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Задачи  работы : 1. Дать понятие об ЕГЭ: положение, принципы, условия. 2. Показать  основные  направления  подготовки к ЕГЭ. 3. Собрать материалы для психологической подготовки  к ЕГЭ 4. Показать   возможности   ,   которые   представляет   ЕГЭ   для   всех участников. 5. Применение   методики    HT­Line®  ­   Мастер­Тесты   психологической готовности к ЕГЭ по ИКТ и информатике.    для 4
2. ЕГЭ: понятие, положение, принципы, условия.   государственной   итоговой   )   аттестации   выпускников   11(12)                 Единый   государственный   экзамен   предусматривает   совмещение   классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний  для поступления вузы.                Результаты ЕГЭ признают общеобразовательные учреждения в качестве результатов государственной (итоговой ) аттестации; вузы и ссузы, участвующие в   ЕГЭ,   в   качестве   результатов   вступительных   испытаний   на   специальности, выделанные под ЕГЭ.              Проводится   в   мае­июне   для     классов   общеобразовательных учреждений, освоивших общеобразовательную программу   выпускников   11(12)   среднего   (полного)   общего   образования   независимо   от   формы   получения образования.        В июле проводятся  вступительные испытания по форме и материалам ЕГЭ для абитуриентов субъектов РФ при приемы вузы и ссузы.               По   результатам   выдаются   свидетельства   с   баллами   по   всем общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ. Вузы субъектов РФ обязаны принимать свидетельства ЕГЭ.                  Выпускник   школы   получает     аттестат   о   полном  (  среднем  )   общем образовании     с   традиционными   отметками     по   5   –   балльной   шкале     и свидетельство о результатах ЕГЭ по 100­бальной шкале. 5
Сроки  проведения   ЕГЭ   установлены   в  соответствии   с  нормативными положениями,  предусмотренными       для   традиционной   формы:   в  июне  –  для выпускников школ, в июле для поступающих вузы.       Ежегодно приказом федеральной службы  по надзору в сфере образования и науки устанавливаются  единые конкретные сроки проведения ЕГЭ для всей территории Российской  Федерации Пропустившее ЕГЭ по данному предмету по уважительной причине имеют возможность сдать его в дополнительные сроки(резервные дни ) до окончания общей сессии. Федеральная   служба   по   надзору   в   сфере   образования   и   науки устанавливает форму, сроки  и продолжительность проведения ЕГЭ, утверждает структуру   и   содержание   контрольно­   измерительных   материалов   (КИМов)   и процедуру проведения ЕГЭ. Федеральный   центр   тестирования   обеспечивает   субъекты   РФ экзаменационными   материалами   и   проводит   централизованную   проверку результатов.    6
3. Основные направления подготовки к ЕГЭ. 1. Психолого­педагогическое просвещение всех участников ЕГЭ состоит в предоставлении   информации   о   цели,   задачах,   принципах,   требованиях, правилах и сроках проведения и т.д. 2. Психолого­педагогическая   подготовка  всех   участников   ЕГЭ, заключающаяся   в   работе   с   учителями,   учениками   и   их   родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ. 3. Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения   разрабатывать   и   использовать   тесты   школьных   достижений   в учебном процессе. Исходя   из   вышесказанного,   можно   выделить   также   следующие направления работы по психолого­педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ЕГЭ: формирование умения решать задания   разного   уровня;   развитие   мотивации   и   целеполагания; формирование   положительного   отношения;   становление   определенной жизненной   позиции; формирование самоконтроля, самооценки и уверенности.   формирование   роли   участника   экзамена; 7
В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ЕГЭ, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три   типа   тестовых   заданий:   задания   с   выбором   правильного   ответа   из нескольких предложенных (часть А); задания, требующие  краткого ответа (часть   В);   задания   с   развернутым   ответом   (часть   С),   возникает необходимость развития у учащихся умения работать с такими тестами. Своевременная   психолого­педагогическая   и   предметная   подготовка   к единому   государственному   экзамену   будет   способствовать   успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ.                         Обозначение   распределения   ответственности   по   проблеме подготовки к экзамену. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого­ педагогической практике. Можно встретить две крайности этого явления: с одной стороны попытку возложить ответственность за ребенка на школу («Я   вам   отдал,   вы   и   воспитывайте»),   с   другой   стороны   –   стремление школы сделать ответственным родителя («Займитесь вашим ребенком»). Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Важна   позиция,   которая   декларируется   и   предъявляется   школой:   «Мы вместе   помогаем   нашим   детям   подготовиться   к   экзамену».   Для достижения этой цели возможно проведение тематического родительского собрания, на котором родители знакомятся с информацией о содержании и   структуре   подготовки   к   экзамену,   реализуемой   в   школе,   которое позволяет   осмыслить   свою   долю   ответственности   в   этом   сложном процессе. Для проведения собрания необходимо привлекать специалистов, занятых подготовкой   выпускников:   завуча,   учителей­предметников   и   т.д.   Такая 8
форма позволяет высветить два компонента: информационный, во время которого   сотрудники   школы   предоставляют   данные   о   сути   экзамена   и организации   подготовки   к   нему   (расписание   консультаций   и   т.д.),   и   обеспечивающий   родителям   возможность   в интерактивный, дискуссионном   формате   обсудить   собственный   вклад   в   процесс подготовки ребёнка к экзамену. Родителям можно предложить следующую инструкцию: «У каждого из нас есть   собственные   идеи   и   предложения   о   том,   как   помогать   детям готовиться   к   экзаменам.   Если   мы   поделимся   друг   с   другом   нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и, в конечном счете, научит нас, как лучше помочь детям». Родителей нужно разделить на группы по 5­6 человек. Каждой группе дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам   нужно   вспомнить,   придумать,   записать   как   можно   больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто «накидать» их как можно больше». Формирование адекватного реалистичного мнения родителей о ЕГЭ:  работа с «мифами» Основная цель проработки – осознание существующего предубеждения и обсудить   их   в   группе,   что   позволяет   сформировать   более   позитивное отношение к ЕГЭ. Оптимальный   метод,   позволяющий   достичь   этой   цели   –   групповая дискуссия, в которой главным становится не достижение единой позиции, а   свободное   обсуждение   мнений   по   обозначенному   ведущим   вопросу. Важно помнить о формировании предельно позитивного отношения. Такое обсуждение   позволяет   выразить   собственные   страхи   и   тревоги   и 9
поделиться   своими   соображениями   с   другими   членами   группы   и   в конечном счете найти ресурсные моменты в данной форме экзамена. Для ведущего   также   необходимо   владеть   фактической   информацией,   с помощью которой он может проиллюстрировать обсуждение темы. Упражнение «Шкала согласия» Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и   несогласия.   Затем   предлагает   участникам   различные   утверждения   и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия   с   эти   утверждением.   Далее   ведущий   просит   желающих прокомментировать свою позицию. Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою   позицию   в   виде   точку.   В   остальном,   упражнение   проводится аналогично. Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия: ­ Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ. ­ ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности. ­ Сдать ЕГЭ моему ребенку по силам. Формирование конструктивной деятельности на экзамене Опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не позволяет ребенку сформулировать   для   себя   наиболее   продуктивную   стратегию деятельности. Достичь этой цели можно в различных формах. Фронтальная   форма  (охвачены   все   выпускники).   В   этом   случае подготовка   может   происходить   в   виде   классных   часов   или психологических   занятий.   Достоинство   такой   формы   –   возможность охватить большое количество учащихся и экономия времени, недостаток – невозможность обеспечить индивидуальный подход. 10
Индивидуальная   форма  (консультации)   максимально   обеспечивает адресность рекомендаций, но она более трудоёмка. Групповая форма предполагает, что с 8­10 учащимися работает психолог. Критерием   для   деления   могут   выступать   схожие   особенности   учебной деятельности.   Такая   форма   и   экономична   по   времени   и   обеспечивает возможность   дифференцированной   работы   по   проблеме   подготовки   к экзамену. Ниже представлены этапы  формирования конструктивной  деятельности на экзамене. 1. Анализ особенностей учебной деятельности: психолого­педагогическая диагностика   (психолог),   самоанализ   ученика   (анализ   учеником особенностей   своей   учебной   деятельности,   выделение   своих   сильных   и слабых сторон – ставит ученика в активную позицию, тем самым, повышая его   ответственность);   экспертные   оценки   педагогов   (совместно   с педагогом определяются сильные и слабые стороны выпускника). 2. Выделение   «места   наименьшего   сопротивления».   Например,   для отличника таким местом может стать возможность выполнить минимально нужный   объем   заданий,   отказавшись   от   других,   или   возможность пропустить задание, если он не может с ним справиться. 3. Разработка   адресных   рекомендаций   для   выпускника,   родителей, педагогов   с   учетом   сильных   и   слабых   сторон   учебной   деятельности выпускника.   Здесь   можно   использовать   дифференцированный   подход, когда эта схема применяется к группе учащихся, а не только к отдельному ученику. В качестве примера приведем отрывок из характеристики одной из групп риска: Астенические дети Основная   характеристик   астенических   детей   –   высокая   утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и 11
резкое увеличивается количество ошибок. Основные   трудности.  ЕГЭ   требует   высокой   работоспособности   на протяжении   длительного   времени   (трех   часов),   поэтому   у   астеничных детей   очень   высока   вероятность   снижения   качества   работы, возникновения ощущения усталости. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ На   этапе   подготовки.  Очень   важно   не   предъявлять   заведомо невыполнимых   ожиданий,   которым   ребенок   не   может   соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности.   Большое   значение   приобретает   оптимальный   режим подготовки,   чтобы   ребенок   не   переутомлялся:   ему   необходимо   делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать. При формировании конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве   эффективного   методического   инструментария   могут использоваться памятки – краткий перечень рекомендаций, направленный на помощь выпускнику или взрослым, его родителям, при решении той или иной проблемы. После   экзамена.  С   момента   окончания   экзамена   вам   уже   никак   не изменить   его   результаты.   Не   занимайтесь   анализом   результатов   своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время. 12
Психологическая   поддержка   подростка   в   семье,   оказавшегося   в трудной жизненной ситуации. Уважаемые родители! Помните,   что   психологическая   поддержка   подростка   в   семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с 1. ним, в доступной для него форме. Помогите   ему   высказать   свои   чувства,   выслушивая   ребенка   без 2. вынесения каких­либо своих суждений или оценок. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего­то 3. неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям. 4. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и   более   четко   определить   свое   отношение   и   высказать   свои   чувства. Домашняя   обстановка, деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.   возвращение   к   привычной   повседневной 5. Если   ребенок   испытывает   страх,   покажите   ему,   что   его   любят   и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими­либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом. 6. Объясните   ребенку,   в   зависимости   от   характера   проблемной ситуации,   что   происшедшее   не   является   его   виной   или   же   в   какой­то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. 7. Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития. 8. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным. 13
Дайте   возможность   ребенку   почувствовать,   что   он   может   сам 9. управлять своей жизнью, — в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д. 10. Для   того   чтобы   помочь   ребенку   справиться   с   ситуацией,   будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были. КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ  Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями,   сложными,   подчас   драматичными,   становятся   ЕГЭ   и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены ­ дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только   волноваться   за   своего   ребенка,   ругать   его   согласно   русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все,   что   было   в   их   силах.   Замечательно,   если   у   родителей   есть возможность   оплачивать   занятия   с   репетиторами,   но   только   этим   их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут   помочь   своему   одиннадцатикласснику   наиболее   эффективно распорядиться   временем   и   силами   при   подготовке   к   ЕГЭ.   Помощь взрослых   очень   важна,   поскольку   человеку,   кроме   всего   прочего, необходима   еще   и   психологическая   готовность   к   ситуации   сдачи серьезных   экзаменов.   Согласитесь,   что   каждый,   кто,   сдает   экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку ­ умение   не   сдаваться   в   трудной   ситуации,   а   провалившись   ­   вдохнуть полной грудью и идти дальше.  Задолго   до   экзаменов   обсудите   с   ребенком,   что   именно   ему   придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация   поможет   совместно   создать   план   подготовки   ­   на   какие 14
предметы   придется   потратить   больше   времени,   а   что   требует   только повторения.   Определите   вместе   с   ребенком   его   «золотые   часы» («жаворонок»   он   или   «сова»).   Сложные   темы   лучше   изучать   в   часы подъема, хорошо знакомые ­ в часы спада.  Прочитайте   список   вопросов   к   экзамену.   Не   стесняйтесь   признаться ребенку,   что   уже   не   очень   хорошо   помните   большинство   разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить.   Пусть   он   просветит   вас   по   тем   или   иным   темам,   а   вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.  Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.  Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во­первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во­вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется,   что,   ознакомившись   с   содержанием   шпаргалки,   он   сможет получить   отметку   лучше,   рисковать   не   стоит.   В   любом   случае   помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по   математике   (учителя   при   подготовке   детей   пользуются   различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале   «экзамена».   Проследите,   чтобы   его   не   отвлекали   телефон   или родственники.   Остановите   испытание,   дайте   школьнику   отдохнуть   и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить   ошибки   и   обсудить,   почему   они   возникли.   Поговорите   и   об 15
ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?  Следите   за   тем,   чтобы   во   время   подготовки   ребенок   регулярно   делал короткие   перерывы.   Объясните   ему.   Что   отдыхать,   не   дожидаясь усталости   ­   лучшее   средство   от   переутомления.   Важно,   чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.  Психологическая   поддержка   выпускников,   участвующих   в   Едином государственном экзамене. (памятка для родителей) Уважаемые родители выпускника! Ваши   сын   или   дочь   приняли   важное   решение–участвовать   в   Едином государственном экзамене – ЕГЭ. Почему они так волнуются?  Сомнение в полноте и  прочности знаний Стресс незнакомой  ситуации Сомнение в собственных  способностях:  в логическом  мышлении, умении  анализировать, концентрации и  распределении  внимания 16
Стресс ответственности  перед родителями и  школой Психофизические и личностные  Психофизические и личностные  особенности: тревожность,  особенности: тревожность,  астеничность, неуверенность в  астеничность, неуверенность в  себе  себе  Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?   Владением информации о процессе проведения экзамена    Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы  Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.   Если   школьник   хочет   работать   под   музыку,   не   надо   этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.  Участием в подготовке в ЕГЭ   Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.   Вместе   определите,   «жаворонок»   выпускник   или   «сова».   Если «жаворонок»   ­   основная   подготовка   проводится   днем,   если   «сова»  ­ вечером.  Проведите   репетицию   письменного   экзамена   (ЕГЭ).   Установите продолжительность   пробного   экзамена   (3   или   4   часа),   организуйте условия   для   работы,   при   которых   выпускник   не   будет   отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.   Организацией   режима   (именно   родители   могут   помочь   своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ) 17
 Во   время   подготовки   ребенок   регулярно   должен   делать   короткие перерывы.   Договоритесь с ребенком, что вечером накануне  экзамена  он раньше прекратит   подготовку,   сходит   на   прогулку   и   ляжет   спать   вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ   АНАЛИЗ   ТРАДИЦИОННОГО   ЭКЗАМЕНА   И ЕГЭ Отличительные особенности Традиционный экзамен Что оценивается? Важны   не   просто   фактические знания, а умение их преподнести. Уровень   развития   устной   речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Большое   влияние   оказывают Единый государственный экзамен Оцениваются фактические   знания   и умение   рассуждать, решать   Что на оценку? влияет субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление Оценка   максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку  Кто оценивает? и т.д. На   устном   экзамене   можно исправить   ошибку   во   время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора,   на   письменном   — при проверке собственной работы Знакомые ученику люди 18 Практически отсутствует Незнакомые эксперты
Когда можно узнать На устном экзамене – практически Через   сравнительно результаты экзамена? Содержание экзамена сразу, на письменном – в течение нескольких дней Ученик должен   продемонстрировать определенным   владение   фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Как   происходит фиксация результатов? На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются   На   устном   —   на задания. черновике   длительное более время Экзамен   охватывает практически весь     объем материала учебного Результаты выполнения задания   необходимо перенести на   специальный   регистрации ответов бланк Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам  Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не   критикуйте   ребенка   после   экзамена.   Внушайте   ребенку   мысль,   что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.    Не   повышайте   тревожность   ребенка   накануне   экзаменов   ­   это   может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение   родителей,   и   если   взрослые   в   ответственный   момент   могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".    Подбадривайте   детей,   хвалите   их   за   то,   что   они   делают   хорошо.   Повышайте   их   уверенность   в   себе,   так   как   чем   больше   ребенок   боится   неудачи, ошибок.  Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя вероятности допущения   тем   более     19
заметить   и   предотвратить   ухудшение   состояние   ребенка,   связанное   с переутомлением.   Контролируйте   режим   подготовки   ребенка,   не   допускайте   перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.   Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения   ему   необходима   питательная   и   разнообразная   пища   и сбалансированный   комплекс   витаминов.   Такие   продукты,   как   рыба,   творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.   Помогите детям распределить темы подготовки по дням.   Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать   весь   фактический   материал,   достаточно   просмотреть   ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические   выписки   и   таблицы,   упорядочивая   изучаемый   материал   по плану.   Если   он   не   умеет,   покажите   ему,   как   это   делается   на   практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.    Подготовьте   различные   варианты   тестовых   заданий   по   предмету   (сейчас существует   множество   различных   сборников   тестовых   заданий).   Большое значение   имеет   тренаж   ребенка   именно   по   тестированию,   ведь   эта   форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.    Заранее   во   время   тренировки   по   тестовым   заданиям   приучайте   ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык   умения   концентрироваться   на   протяжении   всего   тестирования,   что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. 20
   Накануне   экзамена   обеспечьте   ребенку   полноценный   отдых,   он   должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:   пробежать   глазами   весь   тест,   чтобы   увидеть,   какого   типа   задания   в   нем содержатся, это поможет настроиться на работу;   внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования ­ не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);   если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;   если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.  И помните: самое главное ­ это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.  Памятка   для учащихся по подготовке к единому государственному экзамену 1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме. Помните,   что   тестовые   задания   могут   быть   разного   типа:   выбор правильного   ответа,   верно   или   неверно,   закончите   предложение,   заполните пробелы,   с   использованием   рисунков,   графиков,   диаграмм,   восстановите последовательность и т.п. Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения. 2. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста. 21
Проанализируйте   тест:   для   проверки   какой   области   знаний   он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать   с   ним,   какие   типы   заданий   он   включает,   есть   ли   необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы? Данные   знания   помогут   вам   быстро   сориентироваться   в   выполнении тестовых   заданий,   равномерно   распределить   время   на   его   выполнение, определить   стратегию   выполнения,   правильность   оформления   ответов   – заполнения бланка ответов. Выгоды   такой   подготовки  заключаются   в   следующем:   формируется уверенность   при   тестировании,   то   есть   опыт   обращения   с   тестами;   опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных   видах   заданий   и   о   соответствующих   стратегиях   их   выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки). Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки. 3.   Правильно   формируйте   свое   поведение   во   время   проведения единого государственного экзамена. Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот. Вполне   понятно,   что   перед   тестом   мы   взволнованы,   одни   в   меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего­то подсознательно боимся,   что   не   поймем   задания,   или   неправильно   истолкуем   указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной 22
деятельности укладываться  в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные   работы,   итоговые   контрольные   работы,   переводные   экзамены, зачеты   и   т.п.),   однако   строгие   условия   тестирования   для   вас   чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо   не   успевание   выполнить   другие   задания,   если   вы     ''засядете''   с   каким­ нибудь заданием. 3. Психолого­педагогический аспект подготовки к ЕГЭ по ИКТ и информатике. Рассмотрим пути формирования психолого­педагогической готовности к единому государственному экзамену с учетом нижеприведенной схемы ''Модель психолого­педагогической подготовки к ЕГЭ'' [рис. 1]. Психолого­педагогическая подготовка участников образовательного процесса к ЕГЭ ЕГЭ: понятие,  положение,  принципы,  условия Возможности,  которые  предоставляет  ЕГЭ для всех  участников  Участники ЕГЭ:  администрация  школы, учителя,  ученики, родители  Восприятие ЕГЭ  его участниками Трудности, с  которыми сталкиваются  участники ЕГЭ Направления психолого­ педагогической подготовки всех участников   к ЕГЭ Способы  психолого­ педагогической подготовки всех участников к  ЕГЭ Рис. 1 Модель психолого­педагогической подготовки к ЕГЭ. 23
По мнению В. Шадрикова, ''ни один экзамен не выявляет способности человека.   Единственное,   что   мы   определяем,   это   уровень   академической подготовки человека. Психолого­педагогическая   подготовка   ­   комплексное   понятие, включающее   в себя:  психологическую   и педагогическую   готовность  (наличие знаний,   умений   и   навыков   по   предмету)   и   личностную   готовность   (опыт, особенности личности, необходимые для  процедуры единого государственного экзамена). Слово ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что­нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего­нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность   может   рассматриваться   и   как   состояние,   при   котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д. Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человека такого уровня   развития,   при   котором   он   способен   планировать   собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.                     Единый   государственный   экзамен   в   настоящее   время   стал   очень популярной темой для обсуждения. Полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, мы сталкиваемся с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать   ЕГЭ   или   ГИА.  Часто   эти   аббревиатуры  вызывают   больше   тревоги  и волнений, чем он того заслуживает. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки   к   ЕГЭ/ГИА.   Причем   не   только   подготовки   предметной,   но   и подготовки психологической.  Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать 24
в себя психологическая подготовка? В основном мы столкнулись с работами М.Ю.   Чибисовой,   в   которых   предлагаются   практические   рекомендации   по психологической   подготовке   к   ЕГЭ.   Она   предлагает   выделить   три   основных   личностный   и компонента   подготовки,   а   именно   познавательный, процессуальный компоненты.  Познавательные   трудности  связаны   в   первую   очередь   с   недостаточным объемом   знаний   или   недостаточной   степенью   их   усвоения   и  систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность,   переключаемость,   хорошая   организация   деятельности   и устойчивая   работоспособность,   высокий   уровень   концентрации   и произвольности   внимания,   четкость   мышления   и   сформированный   план действий.  Личностные трудности  связаны с недостаточным представлением о самой процедуре   экзамена,   отсутствием   поддержки   со   стороны   взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.  Процессуальные   трудности  связаны   с   отсутствием   четкой   структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.  Таким образом, М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ, как  сформированность   психических   процессов   и   функций,   личностных характеристик   и   поведенческих   навыков,   обеспечивающих   успешность выпускника ЕГЭ (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt). источниках   (публикации   школьных   психологов)   в   первую   очередь   уделяется   Во   многих   других при     сдаче   внимание работе с тревожностью ребенка.  25
В нашем исследовании мы взяли за основу представление о психологической готовности   к   ЕГЭ,   которое   предлагает   М.Ю.   Чибисова,   но   несколько   иначе представили компоненты готовности.  Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний ребенка о   процедуре   предстоящего   экзамена   (ЕГЭ).   Поскольку   ЕГЭ   отличается   от традиционного   экзамена   тем,  каким  образом  нужно   заполнять   бланки,  самой процедурой   организации   времени   и  типом   заданий  (тест,  вопросы   с  кратким ответом,   открытые   вопросы­эссе),   то   незнание   процедуры   может   повышать тревожность ребенка в несколько раз.  Познавательный   компонент  мы   рассматриваем   с   точки   зрения   умения ребенка работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня   внимания,   развитой   логики   и   памяти.   Внимание   крайне   важно   при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не   только   связанно   выражать   мысли   в   вопросах,   требующих   развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать   наиболее   вероятный   ответ,   если   не   знаешь   правильного).   Память   в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал,   а   также   помогает   оперировать   информацией,   полученной непосредственно на экзамене.  Личностный компонент представлен тремя личностными характеристиками: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность.  Интроверсия  в данном   случае   рассматривается   нами   как   способность   сосредоточенно   и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более   что   в   условиях   ЕГЭ   поддержки   и   помощи   от   окружающих   ждать   не приходится.  Организованность  помогает   планировать   свое   время,   строить четкий   план   действий   на   экзамене,   выбирать   индивидуальную   стратегию решения заданий. Правильно спланированное время позволяет не только снизить тревожность, но и снизить вероятность описок, ошибок по невниманию, а также 26
поможет   сделать   больше   заданий,   что   повысит   вероятность   успеха. Эмоциональная стабильность – эта та черта, которая является необходимой на любом   экзамене.   О   снятии   тревожности   пишут   практически   все   психологи, которые затрагивают тему рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Это ключевая черта.            Для   проведения   исследования   готовности   учащися   к   ЕГЭ   есть  тест «Психологическая   готовность   к   ЕГЭ»,   в   котором   оцениваются   указанные выше   показатели,   и   выводится   интегральный   показатель   готовности.   Перед прохождением теста школьники заполняют анкету, в которой указывают опыт сдачи экзамена ЕГЭ или ГИА (тренировочный тест или реальный экзамен) и результаты   по   обязательным   экзаменам   (русский   язык   и   математика).   Далее сравнивается   эти   показатели   с   результатами   теста   в   целом   и   по   отдельным шкалам.  Исследование можно провести   с использованием online технологий (система HT­line).                 Нельзя уходить в процессе психолого­педагогической подготовки от обсуждения трудностей, с которыми могут столкнуться при прохождении ЕГЭ. Анализ трудностей  помогает найти наиболее эффективные пути их решения. (приложение.1).       Переход к ЕГЭ ­ начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного   процесса.   Он   приведет   к   слому   целой   системы   привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях:  ­ между учеником и учителем ­ учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник,   сотворец   знаний.   Укрепится   атмосфера   сотрудничества   между учителем и учеником. В то же время итоговая оценка теперь не будет зависеть от взаимовлияния личностей учителя и ученика на экзамене;  27
­ между родителем и образовательным учреждением ­ появляется объективная основа   для   оценки   образовательной   деятельности   школы   (и   не   только результатов обучения, но и условий, где эти результаты формируются);  ­   между   учителем   и   школьной   администрацией,   которая   будет   иметь возможность   получить   информационную   базу   для   объективной   оценки профессиональной деятельности своего педагога;  ­   и   наконец,   в   отношении   учащихся   к   образовательному   процессу   ­ создаются предпосылки формирования ответственного отношения к учебе.  Все это в совокупности ведет к смене идеологической основы системы образования.   Если   в   старой   системе   все   строилось   на   идее   долга   ­   учителя обязаны учить, а дети обязаны учиться ­ в этих условиях школа была вынуждена гарантировать   положительные   результаты   (что   естественно,   не   могло   не сказаться на познавательной мотивации учеников), то с введением ЕГЭ может сложиться   ситуация   перехода   с   идеи   долга   на   шанс   на   успех.   Школа   не гарантирует позитивный результат, а дает шанс на успех. Ученик старшей школы должен   брать   ответственность   на   себя   за   этот   шанс.  И   вот   здесь   возникают психологические трудности, связанные со сменой установок: учителя привыкли контролировать и полностью брать на себя всю ответственность за успешность обучения,   а   ученики   не   привыкли   быть   личностно   ответственными   за результативность своего обучения. Это естественный процесс ломки стереотипа, и к нему надо быть готовыми.  Следующий   момент   связан   с   самой   формой   проведения   ЕГЭ,   экзамен проводится с использованием тестовых технологий.  К  сожалению,  до   сих   пор   с  тестовыми   технологиями   у   нас   связывают только набор заданий с выбором ответов. Задания подобного типа в основном проверяют репродуктивный уровень усвоения знаний и умений. Но под тестом понимают   более   широкий   класс   технологий   контроля,   включая   открытые задания   с   определенной   стандартизованной   методикой   проверки   свободных ответов   учащихся.   Эти   задания   позволяют   ученику   продемонстрировать 28
собственное   мнение,   самостоятельное   мышление,   логику   аргументации. Современный тест все в большей степени стремится к отражению возможностей, которые   несет   в   себе   стандартизованная   письменная   контрольная   работа. Тенденция знаменательная, особенно если принять во внимание мнение предтеч тестологии (середина 19 века) о том, что способность письменно выражать свои мысли   является   самым   надежным   критерием   интеллектуального   уровня. Проблема носит здесь ярко выраженный социально­психологический характер. Из­за отсутствия точных знаний о том, что такое тесты, в чем достоинства этого метода,   все   дискуссии   вокруг   него   проходят   в   основном   под   влиянием столкновения интересов, а не установки на конструктивное сотрудничество.  Во   всем   мире   тесты   были   и   будут   в   обществе   важнейшим   фактором социальной   селекции   и,   в   частности,   так   называемой   "вертикальной мобильности"   ­   процесса   выдвижения   в   ряды   профессиональной   и управленческой элиты наиболее талантливых представителей широких масс.  Тесты   могут   либо   содействовать,   либо   (при   неправильной   организации дела) препятствовать  этому процессу: либо повышать, либо снижать уровень социального оптимизма и активности; либо укреплять, либо подрывать веру в социальную справедливость у молодежи.  О   том,  что   такое   тесты,  большинство   российских   граждан   до   сих   пор судят по тем развлекательным словесным игрушкам, которые публикуются на последних страницах газет и журналов  рядом с кроссвордами и анекдотами. Отсюда мнение, что тесты ­ это что­то несерьезное.  Преимущества тестовой технологии Широкое   использование   тестов   учебных   достижений   при   оценивании уровня   знаний   является   одним   из   направлений   гуманизации   системы образования, поскольку тестирование по сравнению с традиционной системой 29
оценивания, ставит учащегося в более комфортные психологические условия при сдаче экзаменов.  Во­первых,   потому,   что   экзамены   вообще,   а   вступительные   тем   более, относятся психологами к экстремальным ситуациям, возникающим в процессе учебной   деятельности.   Психическое   состояние,   возникающее   на   экзамене, соответствует   состоянию   близкому   к   стрессу.   ЕГЭ   исключает   двойную стрессовую   нагрузку,   возникающую   при   сдаче   выпускных   и   вступительных экзаменов.  К   тому   же   лица   со   слабой   нервной   системой,   менее   устойчивые   к психическому напряжению, нередко показывают худшие результаты на устном экзамене, хотя учебная успеваемость у них может быть выше.  Для   учащихся   с   инертной   нервной   системой   ситуация   устного экзаменационного ответа также является неблагоприятной, поскольку они не склонны   к   импровизации,   им   трудно   давать   быстрый   ответ   на   неожиданный вопрос,   даже   при   наличии   необходимых   знаний,   они   с   трудом   переключают внимание с одного вопроса на другой.  Пока   многие   не   понимают,   что   одно   из   назначений   тестов   ­   смягчить экзаменационный стресс. То, что в тесте гораздо больше заданий, чем в обычном письменном   или   устном   экзамене,   позволяет   людям   с   повышенной экзаменационной тревожностью лучше настроиться на преодоление избыточного стресса. Тем более начинается тест с простых заданий, что позволяет школьнику справиться с волнением, настроиться на работу, повысить уверенность в себе. В работах зарубежных авторов, в странах, где процедура массового тестирования давно   применяется,   можно   найти   указания   на   проявление   высокой   степени тревожности и во время тестовых испытаний у 7­10% обследованных. При этом эмоциональные компоненты тревожности значимо сильнее выражены у девочек, чем  у мальчиков.  И  все  же можно  предположить,  что нервно­эмоциональное напряжение   в   условиях   массового   тестирования,   при   котором   отсутствует влияние межличностного компонента ситуации "экзаменатор­экзаменующийся" 30
будет   несколько   ниже,   чем   в   условиях   традиционных   экзаменационных испытаний и позволит с наибольшей адекватностью проявить свои способности знания умения и навыки.  Во­вторых,  если   обычный   письменный   экзамен  (контрольная)   содержит максимум 5­7 заданий, то в тесте всегда счет заданий идет на десятки. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным (ненадежным, как   выражаются   в   тестологии).   В   профессионально   сработанном   тесте,   как правило, не меньше 30 заданий.  Благодаря   большому   количеству   заданий   тест   оказывается   надежным инструментом   проверки,   защищенным   от   целого   ряда   "побочных   факторов", неблагоприятно   влияющих   на   объективность   проверки.   Это   ­   самая положительная особенность тестов.  С   тестологической   точки   зрения   (то   есть   с   точки   зрения   теории психолого­педагогических   измерений),  обыкновенная   контрольная   ­   это   тоже тест, но только с малым числом заданий и свободными ответами на них. Чем меньше   заданий   в   тесте,   тем   выше   вес   случайности   в   проверке   знаний,   тем больше   она   напоминает   лотерею:   Чем   выше   фактор   "лотерейности",   тем, конечно же, менее справедливой является проверка и оценка знаний.  В отличие от традиционных процедур обилие заданий в тестах снижает фактор "лотерейности". Иными словами, "невезение" с парой­тройкой (и даже с десятком!)   отдельных   заданий   не   может   повлиять   на   итоговую   отметку учащегося. Чем больше вопросов в тесте, равномерно отражающих различные темы учебной программы, тем точнее тестовый балл характеризует реальный уровень знаний учащегося по этой программе.  Традиционные процедуры контроля знаний, в которых даются максимум 5­7 вопросов или заданий, поддерживают иллюзию "стопроцентного усвоения материала", так как в принципе возможно правильно ответить на эти вопросы, не владея всем материалом.  31
В­третьих, измерение  с  помощью  тестовых шкал так  же отличается  от выставления обычных баллов как прыжки в длину от прыжков в высоту. Здесь нет планки, которая задает жестко и однозначно уровень требований. В тестах уровень требований сформулирован более мягко, в рамках достаточно широкого интервала.   В   этом   смысле   тесты   оказываются   более   универсальным инструментом: они фиксируют тот уровень, который может показать в данный момент данный учащийся.  Или иными словами традиционные методы уходят корнями к нормативной модели контроля, когда все должны добиться одинакового уровня, все должны перепрыгнуть планку на определенной высоте. Тестовый   метод   и   тестовые   шкалы   обслуживают   другую   ­ соревновательную   модель   контроля,   направленную   на   выявление   того,   кто лучше.  К   тому   же   дифференцированные   тестовые   шкалы   выполняют   важную смягчающую   роль:   речь   идет   о   смягчении   удара   по   самооценке.   Подобное "мягкое"   отношение   более   соответствует   уровню   социально­психологической подготовки   наших   граждан,   не   привыкших   к   острой   конкуренции   и   резким различиям в уровне достижений.  Единый   экзамен   ­   спасение   для   сельских   учеников.   И   не   только   по финансовым соображениям, но и потому, что 100­бальная шкала ЕГЭ позволяет выявить, насколько конкретный ученик превосходит средний сельский уровень, который пока ниже городского. Не случайно по данным Центра тестирования самые   активные   участники   централизованного   тестирования   ­   удаленные   от областных   центров   районные   и   сельские   школы,   где   понимают,   что   для   их выпускников   это   чуть   ли   не   единственный   путь   продолжить   образование   в престижных вузах страны.  Для раскрытия следующего преимущества технологии ЕГЭ, рассмотрим проблему тестирования и оценки знаний в более широком контексте.  32
Современная   когнитивная   наука   (наука   о   приобретении,   строении   и использовании знаний) выделяет различные виды и свойства знаний. В голове учащегося знания представлены, как правило, совсем не так, как на страницах учебников. А контролировать мы должны именно эти реальные знания. Поэтому и   соответствующие   методы   должны   быть   приспособлены   к   этим   реальным знаниям.  Приведем упрощенный краткий перечень классифицирующих параметров для разных видов знаний. Итак, знание может быть:  нетвердое ­ прочное,  узкое ­ широкое,  фрагментарное ­ системное,  эмпирическое ­ теоретическое,  ассоциативное ­ концептуальное,  декларативное ­ операциональное.  Смысл большей части этих признаков многие, наверное, воспримут без особых комментариев. Немного поясним последние два различения.  Ассоциативное   знание,   в   отличие   от   концептуального   (понятийного), опирается на случайные, несущественные связи, возникшие по принципу частого совместного употребления определенных слов. Это то знание, которое иногда называют механическим, зазубренным: например, ученик усвоил, что два слова "молекула"   и   "атом"   часто   встречаются   рядом,   но   какая   между   ними концептуальная   связь   ("часть­целое"   или   "род­вид"),   точно   не   знает.   В   этом случае он может ответить на некоторые контрольные вопросы, но явно не на все, а только на довольно поверхностные.  Про   декларативность   мы   говорим   тогда,   когда   абстрактные   знания   не подкреплены развитием соответствующих умений и навыков.  Мы   стремимся   так   построить   обучение,   чтобы   знания   учащихся   были одновременно и прочными, и широкими, и системными, и теоретическими, и концептуальными, и операциональными. Различные методы контроля (оценки) 33
позволяют   с   разной   степенью   точности   выявить   разные   свойства   знаний. Многообразие существующих методов контроля требует также не меньше шести параметров   ­   для   описания   и   систематизации   этих   методов.   Итак,   метод контроля может быть:  выборочным ­ сплошным (репрезентативным),  словесным ­ практическим,  неформальным (экспертным) ­ стандартизированным,  качественным ­ количественным, открытым ­ закрытым,  точечным ­ системным.  Поясним   смысл   этих   признаков   (параметров),   рассматривая   известные процедуры контроля.  Традиционный устный опрос, как правило, характеризуется следующими признаками: выборочный, словесный, неформальный, качественный, открытый, точечный. Письменный   опрос   с   помощью   отдельных   открытых   вопросов   можно   слабо­стандартизированный, описать   так: качественный,   открытый,   локально­системный   (последнее   достигается,   если   выборочный,   словесный, предполагается письменное обоснование ответа).  Контроль с помощью задачи на творческое конструирование: репрезентативный,   практический,   неформальный   (экспертный), качественный, открытый, локально­системный.  Тест с выбором из заданных ответов: скорее репрезентативный, скорее словесный, стандартизированный, количественный, закрытый, точечный.  По указанным технологическим особенностям каждый метод контроля в чем­то   ограничен.   Например,   в   ходе   устного   или   письменного   опроса   очень трудно выявить "прочность" и "широту" знаний.  В  ЕГЭ  каждое  задание состоит из трех  частей,  что позволяет  выявить значительно больше параметров знаний.  34
По параметрам знаний ­ в первой части (тест с выбором ответа) лучше всего   выявляется   "прочность"   и   "   широта"   знаний.   Вторая   и   третья   части   ­ письменный   ответ   и   творческое   задание   позволяют   оценить   системность, концептуальность   (глубину)   и   конструктивную   операциональность   знаний,   то есть обеспечить диагностику обобщенных умений. И в этом еще одно очевидное преимущество технологии ЕГЭ, как метода оценки (контроля) знаний.  Психологические аспекты единого экзамена Хотелось бы подчеркнуть, что все эти положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые­психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени   отражает   уровень   стрессоустойчивости   испытуемого   ­   готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита   необходимо   обеспечить   психологическое времени.   Учитывая   это, сопровождение   учащихся   в   процессе   подготовки   к   сдаче   ЕГЭ   формируя соответствующие   психотехнические   навыки   саморегуляции   и   самоконтроля. При   этом   основную   часть   работы   следует   проводить   не   прямо   накануне экзаменов,   а   значительно   раньше,   отрабатывая   отдельные   детали   при   сдаче зачетов   и   в   других   случаях,   не   столь   эмоционально   напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки   к   экзаменам,   позволяет   более   успешно   вести   себя   во   время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению   мобилизовать   себя   в   решающей   ситуации,   овладевать   собственными эмоциями.  Учителям   надо   активнее   вводить   тестовые   технологии   в   систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать стоя на берегу". 35
Систематические   тренинги   в  выполнении   тестовых   заданий   позволят   реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, к тому же будет у него будет сформирована привычка к этой форме проверки знаний. К   тому   же   тестирование,   интегрированное   в   повседневный   учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет учителю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с учениками, достигшими планируемых результатов, продолжить   обучение   на   более   высоком   уровне.   Сам   ученик   же   получает информацию   о   своем   уровне   знаний,   по   сравнению   с   программными требованиями. На результаты тестирования может значительно повлиять и обстановка в аудитории в момент тестирования то, что мы называем ситуационная социально­ психологическая атмосфера, групповые настроения. И тут многое тут зависит от умения   проводящего   экзамен   учитывать   эту   обстановку,   а   в   идеале   и формировать   подходящую   ­   такую,   которая   требуется   для   серьезной   и сосредоточенной   работы.   В   опросе,   проведенном   после   первого   этапа эксперимента,   многие   ученики   отмечали   свою   "нервозность",   "гнетущий контроль   ассистентов",   желали,   чтобы   "атмосфера   на   экзамене   была   более теплой",   родители   выпускников   писали,   что   испытывали   "очень   сильное напряжение". Конечно такая обстановка не способствовала рабочему настрою, а наоборот усиливала тревожность, которая только мешает ясному мышлению. И если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то   ученик   в   силу   своих   возрастных   особенностей   может   эмоционально "сорваться".  Исходя   из   этих   соображений   Центром   аттестации   и   Службой практической   психологии   разработаны   рекомендации   для   учителей   по психологической подготовке к ЕГЭ не только выпускников, но и их родителей, от настроя и отношения которых, во многом зависит успешность сдачи экзамена. 36
5. Материалы для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ. Психологическая готовность к ЕГЭ           Тест позволит оценить уровень Вашей готовности к сдаче ЕГЭ в тестовой форме. Вы сможете определить Ваши сильные и слабые стороны и основные направления   психологической   подготовки   к   ЕГЭ.   Данный   тест   не   является профориентационным,   и   по   нему   Вы   не   сможете   определить,   какие   именно предметы   Вам   сдавать   в   качестве   выпускных,   а   также   уровень   Вашей подготовки к предмету.  Тест содержит три основных блока:     знание о ЕГЭ;  умение работать с информацией;  личностные особенности школьника.  Полный тест занимает около 50 минут. Такое количество времени необходимо, чтобы   полноценно   определить   Вашу   психологическую   готовность   сдавать экзамены в форме тестов (на примере Единого государственного экзамена).  http://www.proforientator.ru/tests Экспресс­тесты по профориентации, которые помогут школьникам  понять, кем стать   в   будущем,   и   определить   профессиональные   сферы,   наиболее соответствующие их интересам, личностному типу, способностям. Тесты можно пройти бесплатно и получить результаты сразу же по окончании тестирования. Тест   «Психологическая   готовность   к   сдаче   ЕГЭ»   позволит   оценить   уровень готовности к сдаче ЕГЭ, определить сильные и слабые стороны тестируемого и основные направления его психологической подготовки к ЕГЭ: 1) знание о ЕГЭ; 2) умение работать с информацией; 3) личностные особенности школьника. Тест «Готовность к выбору профессии» поможет оценить внутреннюю и внешнюю готовность к такому выбору, а также общую готовность. 37
Тест   «Профориентатор»   оценивает   особенности   характера,   в   результате предлагает   список   профессий,   в   которых   будет   комфортно   работать,   где особенности характера могут стать профессионально важными для специалиста качествами.   Тест   «Гуманитарий   или   технарь»    оценивает   интересы   и способности, связанные с гуманитарной и технической областями. http://www.fipi.ru  Сайт   Федерального   института   педагогических   измерений. Тесты оn­line.  http://www.ege.edu.ru/  –   Официальный   информационный   портал   ЕГЭ Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере   образования   и   науки.   Сайт информационной поддержки ЕГЭ. Полезная информация: основные сведения о ЕГЭ,  правила   и   процедура   проведения   ЕГЭ,  олимпиады   и   ЕГЭ,  участники   с ограниченными   возможностями   здоровья,   демонстрационные   варианты   ЕГЭ, нормативные правовые документы, вопрос­ответ. http://www3.ege.edu.ru/. Содержит: основные сведения о ЕГЭ и новости, краткий словарь   ЕГЭ,   правила   и   процедура   проведения   ЕГЭ,   расписание   ЕГЭ, демонстрационные варианты ЕГЭ, статистика ЕГЭ, шкалирование результатов, нормативные правовые документы, вопрос­ответ, консультации по ЕГЭ (видео), процедура   проведения   ЕГЭ   (видео),   как   заполнять   бланки   (видео), рекомендуемые учебные пособия, полезные ссылки. Сдай тест – проверь себя!  Полезная   информация:   Олимпиады   и   ЕГЭ,   апелляция,   граждане   с ограниченными возможностями, советы психолога, для поступающих в вузы и ссузы.   Для   организаторов   и   учителей:   нормативные   правовые   документы, организационно­распорядительные   и   инструктивно­методические   документы (2010), спецификации по предметам, кодификаторы по предметам, федеральный банк   тестовых   заданий,   методические   рекомендации.   Для   выпускников   9­х классов (ГИА) – полезная информация. http://www3.ege.edu.ru/content/view/577/190/   Вопрос­ответ   на   Официальном информационном портале ЕГЭ (ЕГЭ 2010) . Полезная информация: ответы на 121 часто задаваемый вопрос. 38
http://ctege.org/  Информационная   поддержка   ЕГЭ.   Полезная   информация: содержит   блог,   форум,   программы   для   подготовки,   демонстрационные варианты, википедию ЕГЭ. В плане психологической подготовки к ЕГЭ может принести ощутимую пользу, т.к. помимо официальной информации содержит раздел «Опыт сдачи ЕГЭ», посвященный рассказам очевидцев – всех тех, кто уже прошёл через ЕГЭ. Они высказывают своё мнение, своё отношение к ЕГЭ, рассказывают   о   том,   как   проходил   экзамен,   чего   стоит   опасаться,   на   что обратить внимание. Все это придает уверенность и улучшает настроение. http://www.ege.ru/  Сайт   информационной   поддержки   ЕГЭ   в   компьютерной форме.   Содержит:   информацию   об   изменениях   в   ЕГЭ,   полезные   советы   по важным   вопросам,   нормативные   документы,   важную   информацию   для организаторов, для учащихся.  http://4ege.ru/ ЕГЭ портал. Полезная информация: новости ЕГЭ, форум, ГИА в 9 классе,   общее   образование,   ЕГЭ   в   вопросах   и   ответах.   Скачать   бесплатно:  видеоуроки, обучающие программы.  http://www.egeinfo.ru/getmore/voprosy_o_egeh/  Ответы   на   вопросы   о   ЕГЭ.   На главной странице можно узнать свои результаты ЕГЭ.  http://www.gotovkege.ru  ­   Готов   к   ЕГЭ   (Центр   Интенсивных   Технологий Образования). Статьи и публикации, о подготовке к ЕГЭ, пробное тестирование, демонстрационные варианты ЕГЭ, нормативные документы, толковый словарь ЕГЭ, полезные ссылки.  http://www.gosekzamen.ru/   Российский образовательный портал Госэкзамен.ру (Московский центр интернет маркетинга). Тесты и результаты ЕГЭ (в on­line режиме пройти   демонстрационные тесты ЕГЭ и получить оценку за экзамен), рейтинг   вузов,   архив   новостей,   рассылки   по   ЕГЭ   (подписаться   на   рассылку новостей   о   ЕГЭ   на   электронный   адрес).   Обсуждение   ЕГЭ   (форумы),   Блог Госэкзамена.   39
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)