Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»
Оценка 4.9

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история +1
Взрослым
17.03.2018
Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»
Пение по цифрам в исполнении Тевс З. и Шелленберг М.
Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев.docx
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей – Центра детского творчества Татарского района Номинация конкурса: «Традиционная культура» нематериальная культура Тема: «Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев     села Неудачино»                                         Авторы: Шелленберг Ирина Андреевна, 7 класс                                                            Шелленберг Марина Андреевн, 9 класс                                                            Тевс Зара Петровна,  9 класс                                Руководитель: Полинская Ольга Васильевна, педагог                                                                дополнительного образования,                                                                 руководитель краеведческого объединения                                                            «Истоки» 1 Татарск, 2015г. Оглавление Введение…………………………………………………………………………...............................3  Глава 1. Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино................4                1.1.Из истории использования цифровой грамоты плацких немцев села Неудачино............4                 1.2. Как же по цифрам петь или играть на инструменте?....................................................…...4   Глава 2. Есть ли в в сети Интернет информация именно о такой технологии цифровых нот?.5       2.1. Такт и размер такта. Слильные и слабые доли при обучении игре на гитаре................5 Заключение………………………………………………………………….………………............9 Список литературы………………………………………………………………………………..10 Приложение 1. Документы с сайта Школа Пианинка:  ……… ……………………………….10 Приложение 2. Фоторепортаж …………………………………………………………………...11 2 Введение                                               В МБОУ Неудачинской  СОШ с 2004 года открыт музей. В нем много документов, в том числе есть  песенники и  необычные нотные  тетради, в  которых  ноты  записаны цифрами. В данной работе мы хотим поделиться материалами, собранными в комплексно­краеведческом музее МБОУ Неудачинской СОШ и у жителей села. Тема  «Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино» актуальна для нас ­ краеведов, так как до сих пор в молельных   домах   села   Неудачино   есть   такие   песенники     и   люди,   умеющие   пользоваться цифровыми нотами, а нам хотелось бы научиться пользоваться цифровыми нотами.         Целью   нашего   исследования    ­  является   сбор   материалов   и   знакомство   с   техникой нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино.       Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1.Изучить разнообразные источники  знаний по данной проблеме;  2. Понять и научиться петь по цифровым нотам; 3.Выяснить насколько широко применяют цифровые ноты, используя информацию из сети Интернет; 4.Определить   значимость        нотной   цифровой   грамоты   для     платцких   немцев   села Неудачино. Предметом   изучения   являются  песенники   и   необычные   нотные   тетради,   в   которых   ноты записаны цифрами из комплексно­краеведческого музея МБОУ Неудачинской СОШ. Объектом исследования является  техникой     нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино.   Основными   методами   нашего   исследования   являются   анализ   документов,   фото   и   видео материалов, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, явлений опрос отдельных жителей села Неудачино. 3 Сроки и продолжительность исследования сентябрь­ноябрь2015 года. Основными   источниками   знаний   по   нашей   проблеме   являются   данные,   полученные   от очевидцев   событий   во   время   интервьюирования,   воспоминания,   анализ   документов,   снятие видеосюжета – практики по применению   нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино.       Наше исследование состоит из введения,  2 основных глав, заключения, списка  литературы. В приложении размещаются  сканер­страниц из различных песенников, видеосюжет. Глава1. Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино.      Именно так мы назвали наш проект. Интерес к данной проблеме не случаен. Побывав на празднике урожая в молельном доме менонитов и бабтистов евангелистов мы, как подруги, посещающие разные молельные дома пришли к выводу о том , что песенники у нас как и Библия одинаковые.     А   ноты   записаны   цифрами.   При   этом,   Зару,   мама   Екатерина   Ивановна   Тевс, научила уже петь по цифровым нотам.   Оказалось, что Шелленберг Ирина Давыдовна, мама Ирины и Марины Шелленбег знакома с такими нотами с самого детства. Мы решили выяснить как давно в немецких плацких семьях умеют петь и играть на различных инструментах по цифровмх нотам. Откуда в селе Неудачино появились цифровые ноты? Есть ли в интернете информация о цифровых нотах? Как петь по цифровым нотам?  Попробуем ответить на эти вопросы в нашей работе. 1.1.Из истории использования цифровой грамоты плацких немцев села Неудачино. (Информация взята у  жительницы села Неудачино Шелленберг Ирины Давыдовны)     Ирина Давыдовна сообщила: «Сколько себя помню в нашем доме много пели, семья была религиозной. На собраниях в молельном доме выдавали сборники с текстами песен цифровыми нотами.   Мы   переписывали  в   тетрадки   ­   песенники   наиболее   важные   для   нас  песни.   В  моем песеннике было не менее 100 гимнов. С чтением таких нот и изучением мелодии проблем не возникало, так как с самого детства нам объяснили как это делать, заставили заучить значение каждой цифры. Мне было интересно узнать,  откуда пришла к платцким немцам эта грамота. Еще в   годы   реформации   именно   так   менониты   записывали   мелодии.   Переехавшие   из   Украины, Голландии     менониты   в   Сибирь   привезли   с   собой   эту   цифровую   нотную     грамоту.   Это передавалось молодым поколениям и дошло до наших дней». 1.2.Как же по цифрам петь или играть на инструменте?          Ирина Давыдовна пояснила: «Цифрам от 1 до 7 соответствуют ноты от «до» до «си». По протяженности ноты бывают разные от целой до 1/16. Чтобы правильно определить протяженность звучания ноты добавляются дополнительные элементы к цифре. При изучении мелодии сначала ее пропевают   по   цифрам,   а   затем   словами   из   текста   песни.   При   игре   на   инструменте   поступаем аналогично. Описание значений нот цифрами: 4 1– до                                                                 2 – ре 3 – ми 4 – фа                    Октава 5 – соль 6 – ля 7 – си     Цифра  ­ 1 целая нота по длительности при такте  4/4. 1. – Точка  добавляет  0,5 удара. Это полтора удара. 1,. – это 2,5 удара.       [ ,] – добавляет один удар к данной целой .         1 – 1 черточка делит пополам.      1 – 2 черточки делит на 4 части, это будет 1/8 нота по длительности.      1,, ­ две запятые, это будет 4 удара, это будет 1/16 нота по длительности. Глава2. Есть ли в в сети Интернет информация именно о такой технологии цифровых нот? Для   поиски   технологии   цифровых   нот     мы   обратились   к   поисковой   системе     Яндекс. Выяснили,   что   цифровым   нотам   есть   место,   но   простое.   Используется   для   ознакомления маленьких детей с клавишами пианино, еще мы нашли  документ о расшифровке цифр на нотном стане (См. Приложение№1). Но в нашем селе Неудачино совсем другие обозначения. Кроме того мы выяснили, что в православной церкви в России   XIX веке тоже была подобная технология. Только   подробного   описания   не   нашли.   Ссылаемся   на     работу   «Деятельность   святителя Макария   среди   кряшен»   описанную   священником   Павлом   Чурашовым,   настоятелем  Воскресенского собора п.Алексеевское. Он пишет: «После Пасхи о. Макарий ездил в Москву, чтобы принять участие в обсуждении нового проекта устава Миссионерского о­ва. В Москве он побывал в Комиссаровском ремесленном училище, где обратил особое внимание на пение по цифрам вместо нот. Изучив основательно сам этот метод, о. Макарий, после возвращения из 5 Москвы в Казань, стал внедрять ее в Казанской школе» (2).     2.1.Такт и размер такта. Слильные и слабые доли. На сайте по обучению игре на гитаре (1) мы нашли следующую информацию, которая может стать полезной для нашего исследования: «Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами. Первая нота каждого такта имеет ударение ­ акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета   в   каждом   такте.   Такты   отделяются   друг   от   друга   вертикальными   чертами,   которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами. После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета –   четверть,   половинная,   и   т.д.).   Например:   размер   2/2   состоит   из   двух   нот   половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2. Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая. Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) ­ сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент ­ на наиболее сильной доле такта, а второй ­ на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой. Знаки альтерации Для   того,   чтобы   указать   на   тональность   ноты,   перед   нотой   могут   ставиться   знаки бемоля  , диеза  , дубль­бемоля  , дубль­диеза   и бекара  . Такие   знаки   называются   знаками   альтерации.   Если   перед   нотой   стоит   диез,   то   нота поднимается на половину тона, дубль­диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль­диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются   ко   всей   партитуре,   пока   не   отменятся   другим   знаком.   Существует 6 специальный   знак,   отменяющий   понижение   или   повышение   ноты   и   возвращающий   ей натуральную высоту – это бекар. Дубль­бемоль и дубль­диез используются редко. Знаки   альтерации   применяются,   в   основном,   в   двух   случаях:   как   ключевые   и   как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми ­ си для диезов, для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до ­ фа. Если в каком­либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными. Длительность нот и пауз Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной   головкой   без   штиля,   а   также   ее   половинные   деления:   половина   (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов. Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд. Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром. Наконец, бывает необходимым поделить какую­либо длительность не на две половины, а на   три,   пять   или   другое   количество   равных   частей,   не   кратное   двум.   В   этом   случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи. Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность   звуков   (нот).   Целая   пауза   (8)   равна   по   длительности   целой   ноте.   Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна   по   длительности   половинной   ноте.   Она   обозначается   такой   же   черточкой,   как   и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная 7 пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая   (11),   шестнадцатая   (12)   и   тридцать   вторая   (13)   паузы   равны   по   длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками. Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть. Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше. Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя  их длительность. Лига, соединяющая  две или несколько  нот, находящихся  на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато. Фермата   ­   знак,   указывающий   исполнителю,   на   то,   что   он   должен   увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение. Знаки повторений При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между   этими   знаками,   должна   повторяться.   Иногда   при   повторении   бывают   разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что   в   первый   раз   играются   такты   окончания,   заключенные   в   первую   вольту,   а   при повторении   –  такты   первой   вольты   пропускаются   и   вместо   них  играются   такты   второй вольты. Темп В нотной записи также указывается темп композиции. Темп ­ это та или иная скорость исполнения музыкального произведения. Различаются   три   основных   скорости   исполнения:   медленная,   умеренная   и   быстрая. Основной   темп   указывается   обычно   в   самом   начале   произведения.   Существует   пять основных обозначений этих темпов: Медленно – адажио (Adagio), Не спеша, спокойно – анданте (Andante), Умеренно – модерато (Moderato), Скоро – аллегро (Allegro), Быстро – престо   (Presto).   Средний   из   названных   темпов   –   модерато   –   соответствует   скорости спокойного шага. Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами: Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя, Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя, а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления). 8 Громкость При   исполнении   музыкального   произведения   следует   помимо   темпа   учитывать   и необходимую   громкость   (силу)   звучания.   Все,   что   связано   с   громкостью   звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами. Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие: pp   (пианиссимо)   ­   очень   тихо,   p(пиано)   –   тихо,   mf   (меццо­фортэ)   ­   со   средней   силой, f(форте) – громко, ff (фортиссимо) ­ очень громко. А также знаки < (крещендо) ­ постепенно усиливая звук и > (диминуэндо) ­ постепенно ослабляя звук. Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие   на   характер   исполнения   музыки   произведения,   например:   певуче,   нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д. Знаки мелизмов Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее.  Существуют следующие виды мелизмов:  форшлаг   ( )   ­   обозначается   маленькой   нотой   перед   основной.   Перечеркнутая маленькая нота обозначает короткий форшлаг, а не перечеркнутая ­ длинный.   Состоит из одной или нескольких нот, звучащих за счет длительности основной ноты. В современной музыке почти не применяется.  мордент ( ) ­ означает чередование основной ноты с дополнительной на тон или полтона   ниже   или   выше   ее.   Если   мордент   перечеркнут,   то   дополнительный   звук   ниже основного, иначе ­ выше. Редко используется в современной нотной записи.  группетто ( ). За счет длительности основной ноты играются поочередно верхний вспомогательный,   основной,   нижний   вспомогательный   и   опять   основной   звуки.   В современной записи почти не встречается.  трель ( ) ­ быстрое чередование звуков, отстоящих на тон или полутон друг от друга. Первая нота называется главной, а вторая — вспомогательной и как правило стоит выше главной. Общая длительность трели зависит от длительности главной ноты, а ноты трели не исполняется точными длительностями и играются максимально быстро.  вибрато (  не путайте с трелью!) ­ быстрые периодические изменения высоты или тембра   звука.   Очень   распространенный   прием   гитаристов,   который   достигается   путем колебания   пальца,   прижимающего   струну.   Вот,   вроде   и   все,   что   необходимо   знать,   для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе» (1). Заключение Изучив проблему мы пришли к выводу о том, что цифровые ноты в платцких немцев ­ это самостоятельная технология. Она проста для изучения,   попробовали сами, получив цифровые 9 ноты и текст от Екатерины Петровны Тевс. Решили     исполнить небольшое произведение (См. Приложение№4. Диск с видеозаписью). То,   что   немцы   менониты   используют   цифровые   ноты   уже   более   100   лет,   доказывается наличием нотных текстов в школьном комплексно­краеведческом музее МБОУ Неудачинской СОШ.   Например,   в   песеннике   Яякова   Яковлевича   Штеффена   (отца   Штеффена   Абрама Яковлевича, жителя нашего села) за 1909 год первой песней является Российский гимн «Боже, царя храни...», а ноты записаны цифрами. Много песенников середины  XX  века (1956­1963гг.) хранится вшкольном комплексно –краеведческом  музее, найденные на чердаке одного из домов, уехавших   немцев   в   Германию.   Мы   сняли   отдельные   странички   этих   песенников   в   знак доказательства, что действительно ноты записаны цифрами. Нам удалось, понять их репертуар –в основном религиозные гимны (См. Приложение№2, фоторепортаж). Список использованной литературы: 1. Уроки игры на гитаре http://gitarre.ru/zapis­not 2. Чурашов «Деятельность     П.   святителя   Макария   среди   кряшен» http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference­2000/priest­Churashov/ 3. Шелленберг И.Д. Воспоминания об использовании  4. Школа Пианинка: ноты цифрами  http://vk.com/album­64992563_186092038  5. Сайт   Юркучино.РФ.   Обучение   петь   по   цифрам   детские   песенки http://юкучино.рф/viewtopic.php?f=15&t=1948&sid=58225a339ae018e5969a93c4a0ce188d       Приложение№1 10 Приложение№ 2. Фоторепортаж и отдельных страниц песенников из комплексно­краеведческого музея МБОУ Неудачинской СОШ 11 Фото№1. Песенник Штеффена Якова Яковлевича, 1909г. Фото№2. Песенник Штеффена Якова Яковлевича, првая страничка гимн России «Боже, царя храни» 12 Фото№3­4. Песенник Штеффена Якова Яковлевича, 1909г 13 Фото№5.  Песенник Штеффена Якова Яковлевича, 1909г Фото 6­7, песенник из музея МБОУ Неудачинской СОШ от 1959г 14 15 Фото 8­9, песенник из музея МБОУ Неудачинской СОШ от 1957г.                                                                        Фото10. Песенник 1963г.  16

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»

Проектно-исследовательская работа воспитанников краеведческого объединения "Истоки" МБОУ Неудачинской СОШ«Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018