Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Памятки
docx
родителям
Детсад
07.03.2017
Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений речи строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет. Однако иногда все же не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике. Ее задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. На этот вид профилактики хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж во всяком случае его не усугубить.В данном материале содержится памятка для родителей о ранней профилактике нарушений речи.
Профилактика нарушений речи.docx
Рекомендации родителям дошкольников Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста Памятка для родителей Шилина   Н.Н.,   учитель­логопед   высшей квалификационной категории Профилактика нарушений речи строится на устранении, по возможности, из жизни   ребенка   тех   причин,   которые   могут   приводить   к   возникновению нарушений.   Это   так   называемая первичная   профилактика,  при   успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет. Однако иногда все же не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих   случаях   приходится   говорить   о вторичной   профилактике. Ее   задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших   вредоносных   факторов   и   к   предупреждению   появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. На этот вид профилактики   хотелось   бы   обратить   особое   внимание   родителей:   надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж   во   всяком   случае   его   не   усугубить.   Существует   еще   и третичная профилактика, в   задачу   которой   входит   недопущение   возврата   уже устраненных   речевых   расстройств,   что   может   случиться   при   недостаточном закреплении достигнутых результатов.  Поскольку   многое   в   развитии   ребенка   может   предопределить наследственность,   то   будущим   родителям   нужно   очень   серьезно   подойти   к этому   вопросу.   При   наличии   особо   неблагоприятной   наследственности   по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам,   после   чего   тщательно   взвесить   все   «за»   и   «против».   Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность. Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных   привычек.   Если   же   такие   привычки   уже   приобретены,   то   обоим будущим родителям необходимо полностью отказаться от них не менее чем за год до наступления беременности. Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а значит, и последующего) развития ребенка.  Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье  разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной  характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Сам процесс родов также важен. Их неблагоприятное течение сопряжено с будущим состоянием речи ребенка. После   рождения   ребенка   следует   очень   внимательно   наблюдать   за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или   отклонение   от   его   нормального   хода.   Обвитие   пуповиной,   асфиксия   – факторы риска для новорожденного.  Что   касается   профилактики   непосредственно   речевых   нарушений,   то она складывается в основном из таких двух моментов: 1) заботы   о   физическом   и   нервно­психическом   здоровье   ребенка   и   о сохранности его речевых органов; 2) заботы   о   правильном   речевом   развитии   ребенка,   включая   и   создание необходимых для этого социально­бытовых условий. Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:  предупреждение ушибов в области головы;  предупреждение   различных   заболеваний   и   детских   инфекций, протекающих   с   высокой   температурой   (соблюдение   сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);  охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел,   от   излишнего   шума   (даже   во   время   сна),   а   также   своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;  охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:  предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;  исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и ту же щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);  раннее   протезирование   зубов   в   случае   их   преждевременной   потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка; своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4–5 лет, поскольку   к   этому   времени   в   речи   должны   появиться   те   звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);    охрана   голосового   аппарата   от   простуды,   попадания   пыли,   голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);  охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами   и   т. д.);   этот   раздел   профилактики   особенно   важен   для предупреждения   всякого   рода   невротических   речевых   расстройств   и   в первую очередь – заикания. Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:  обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для   подражания   (в   плане   отсутствия   речевых   нарушений   у   окружающих ребенка людей);  поощрение лепета ребенка мимикой радости;  воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как   можно   больше   разговаривать   с  ребенком,  начиная   с  первых   дней   его жизни;  медленное   и   четкое   произнесение   взрослыми   простых   слов,   связанных   с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих   предметов   и   производимых   действий,   что   поможет   ребенку постепенно приступить к овладению речью;  отчетливое   правильное   произнесение   взрослыми   неправильно   сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;  приучение   ребенка   смотреть   во   время   разговорав   лицо   собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;  систематическое   создание   таких   ситуаций,   при   которых   ребенок   должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;  полное   исключение   случаев   сюсюкания   с   ребенком,   лишающего   его правильного образца для подражания;  занятия   ритмикой,   музыкой   и   пением;   последнее   способствует   развитию правильного   дыхания   и   достаточно   гибкого   и   сильного   голоса,   а   также предупреждает   невнятность   речи;   • развитие   тонкой   ручной   моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью. Нельзя   не   упомянуть   здесь   и   о   профилактике   рецидивов   (возвратов)   уже устраненных речевых расстройств. Такие рецидивы могут иметь место в случаях недостаточно   прочного   закрепления   результатов   логопедической   работы   или при   особо   неблагоприятных   жизненных   ситуациях,   срывающих   механизмы компенсации. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители   должны   в   течение   некоторого   времени   проводить   с   ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. По материалам книги Л.Г.Парамоновой «Логопедия для всех»

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017