Программа духовно-нравственного воспитания
Оценка 4.8

Программа духовно-нравственного воспитания

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл—9 кл
28.04.2017
Программа духовно-нравственного воспитания
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления гармонично развитой личности, способной самостоятельно прогнозировать своё социальное поведение. Задачи: способствовать целенаправленному воздействию на освоение подростками социально-нравственных норм и духовных ценностей; формировать чувство гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; содействовать формированию здорового образа жизни; способствовать профилактике девиантного поведения у подростков; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства; Воспитательную работу по данной программе планируется осуществлять по следующим модулям:
programma_dobro.doc.doc
ПРОГРАММА духовно­нравственного воспитания «Впусти к себе добро» для воспитанников 1­9 классов (7­16 лет) Срок реализации – 3 года Авторы:  Иванова Татьяна Николаевна –  зам. директора по УВР, Майорова Елена Анатольевна ­ воспитатель, Федякина Ольга Николаевна – педагог доп. образования. Образовательное учреждение: ТОГБОУ «Моршанская школа­интернат» Место и год создания работы: г. Моршанск, 2015 Пояснительная записка Духовно­нравственное воспитание подрастающего поколения ­ важнейшее условие   успешного   развития   нашей   страны.   Его   сущность   и   содержание сформулированы   в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,   которая   является   методологической   основой разработки   и   реализации   ФГОС.   Следуя   Концепции,   данная   программа предполагает ценностно­нормативную основу взаимодействия школы­интерната с   другими   субъектами   социализации   –   культурно­просветительными учреждениями города и района, религиозными объединениями, семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно­ нравственного развития воспитанников школы­интерната.  Программа духовно­ нравственного   воспитания   и   развития   обучающихся   «Впусти   к   себе   добро» исходит   из   признания   приоритета   духовно­нравственных   ценностей   как важнейшей   отечественной   традиции,   лежащей   в   основе   преемственности поколений. Обоснованность: Проблемы формирования духовно­нравственного воспитания, т. е. перевода моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности   и   осознанное   их   соблюдение   –   одна   из   важнейших   проблем современного воспитания. Духовное развитие представляет собой движение по пути   обретения   истины,   добра,   справедливости,   смысла   жизни.   На   пути духовного   развития   человек   учится   соотносить   свои   потребности   и   желания других   людей,   видеть   себя   в   окружающем   мире,   воспринимать   красоту   и прекрасное в природе. Социальная   и   политическая   нестабильность   в   обществе   породила   ряд проблем   в   воспитательной   системе   образовательных   учреждений.   Произошла переоценка ценностей: вместо ценности добра провозглашается ценность силы, труд   как   ценность   уступает   место   роскоши,   гуманизм   высмеивается   или переходит   в   лицемерие.  Социальный   и   духовный   кризис,   деградация нравственных   начал,   охватившие   все   институты   и   социальные   слои   общества, особенно остро ощущаются молодёжью. Актуальность: Очень частой в нашей жизни становится ситуация, когда проблемность в поведении появляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Это, своего  рода, сигнал  протеста против  обмана, агрессивности мира взрослых. Данная ситуация заставляет нас, педагогов, задуматься над тем, как преподнести детям настоящие духовные   ценности (счастье и любовь, добро и милосердие,   совесть   и   ответственность,   долг   и   честь)   и   соотнести   их   с современным   миром.  Как  заставить   детей   выбрать   то   ценное,  значимое   среди полярно ­ противоположных ценностей, как научить жить? Исходя   из   этого,   вытекает   актуальность   темы   для   школы,   педагога, воспитателя,   которые   оказались   в   поле   ценностного   напряжения   полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, узаконенного воровства и честности, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия. В этом же поле оказались и дети. И если им   –   производить   выбор   жизненных   ценностей,   то   педагогу   и   воспитателю   – направлять их в правильное русло.  Всё вышеупомянутое позволило сформулировать  проблему. Она состоит в поиске новых подходов к организации духовно­нравственного воспитания детей школы­интерната   в   сложившихся   условиях,   а   так   же   в   использовании результативных   форм,   методов   и   средств.  Решение   данной   проблемы   и составляет   цель   программы   духовно­нравственного   развития   воспитанника школы­интерната.  Цель:  воспитание, социально­педагогическая поддержка становления гармонично развитой личности, способной самостоятельно прогнозировать своё социальное поведение. Задачи: способствовать  целенаправленному   воздействию   на  освоение   подростками социально­нравственных норм и духовных ценностей; формировать   чувство   гордости   за   свою   Родину,   уважения   к   истории   и культуре народа; содействовать   формированию   здорового   образа   жизни;  способствовать профилактике девиантного поведения у подростков; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства; Воспитательную работу по данной программе планируется осуществлять по следующим модулям: Модуль1. Формирование личностной культуры: ­ формирование нравственных понятий; ­ формирование духовной культуры; ­ развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­ осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; ­осознание ценности человеческой жизни; культуры здорового и безопасного образа жизни; ­ формирование экологической культуры. Модуль 2. Формирование социальной культуры: ­   развитие   гражданственности,   патриотизма,   укрепление   веры   в   Россию, чувства личной ответственности за Отечество; ­   формирование   первичных   навыков   успешной   социализации,   социальных компетенций, усвоение гуманистических ценностных ориентаций; ­ формирование культуры межэтнического общения. Модуль 3. Формирование семейной культуры: ­ укрепление отношения к семье как основе российского общества. Усвоение нравственных ценностей семейной жизни; ­   знание   традиций   своей   семьи,   культурно­исторических   и   этнических традиций семей своего народа.  Программа рассчитана на 130 часов. По каждому модулю разработан цикл мероприятий в помощь духовно­нравственному воспитанию подростков.  Реализация данной программы строится на основе совместной деятельности школы­интерната   со   следующими   институтами   социализации:   Моршанским историко­художественным   музеем   (МИХМ)   –   филиалом   ТОГБУК   «ТОКМ», Межпоселенческой библиотекой Моршанского района, Воскресной школой при Никольском Храме г. Моршанска. Программа   снабжена   тематическим   планом   проведения   мероприятий, закрепленных   за   представителями   вышеперечисленных   организаций,   с   целью формирования, воспитания и социально­педагогической поддержки становления гармонично   развитой   личности,   способной   успешно   адаптироваться   в самостоятельной   жизни   после   окончания   школы­интерната.   Программа предназначена   для   использования   в   школе­интернате   и   рассчитана   на   детей старшего подросткового возраста (7 – 9 классы). Прогнозируемый результат: В процессе   работы  над  реализацией  программы  на 1­м  подготовительном этапе   необходимо   осуществление   аналитико­диагностической   деятельности, преследующей   цель   мониторингового   исследования   личностного   поведения воспитанников до и после апробации данной программы. Основными методами и формами   диагностического   контроля   являются   анкетирование,   тестирование, социологические исследования, методы наблюдения, индивидуальные беседы и др. № Наименование разделов и тем Тематический план в Количество часов т пр актика Модуль I. Формирование личностной культуры (82 часа) 1.1 Формирование нравственных понятий  (10 часов= 2 теор. + 8 практич.) сего еория . 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 «Кому и что я должен и обязан». Беседа. (Школа­ интернат). «Волшебное могущество добра». Урок доброты  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «У меня такой характер…» Час откровенного разговора с  участием психолога. (Школа­интернат). «Я» внутри меня». Презентация личности. (Школа­ интернат). «Любить. Но кого же?» Нравственный диалог.  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Взаимопонимание в семье: как его добиться?»  Родительское собрание (школа­интернат). «В моде ли сегодня скромность?» Спор­час.  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Золотое правило нравственности». Урок милосердия  (Воскресная школа при Никольском храме). «Этикет на каждый день». Час интересных сообщений с  элементами театрализации.  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Ручей хрустальный языка родного». Театрализованное  представление с элементами творческой игры (шк.­интернат). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.2 Формирование духовной культуры (22 часа= 2 теор. + 20 практич) 1 «Мудрость земная и небесная». Вечер вопросов и ответов  1 со священнослужителем (Воскресная школа при Никольском 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 храме). «Традиции, обряды и обычаи русского народа. Святки».  Час информации с элементами театрализации и показом  фондовой коллекции Моршанского историко­художествен­ного  музея (МИХМ) ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Рождественские чтения». Громкие чтения, беседы на  рождественскую тему (Воскресная школа при Никольском  храме). "Свет небесного чуда" (Рождество Христово).  Костюмированный праздник (Воскресная школа при Никольском храме). «Муром – Дивеево» ­ православные жемчужины земли  русской». Экскурсионная поездка по святым местам  (Воскресная школа при Никольском храме). «Масленица золотая – она гостья дорогая».  Инсценированная беседа – представление. (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). «Троица зеленая пришла, лето с собою принесла».  Инсценированная беседа представление. (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). «Грех сквернословия». Духовный час (Воскресная школа  при Никольском храме). 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1.2 Формирование духовной культуры (22 часа= 2 теор. + 20 практич) 1 «Мудрость земная и небесная». Вечер вопросов и ответов  1 со священнослужителем (Воскресная школа при Никольском  храме). «Традиции, обряды и обычаи русского народа. Святки».  Час информации с элементами театрализации и показом  фондовой коллекции Моршанского историко­художественного  музея (МИХМ) ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Рождественские чтения». Громкие чтения, беседы на  рождественскую тему (Воскресная школа при Никольском  храме). "Свет небесного чуда" (Рождество Христово).  Костюмированный праздник (Воскресная школа при Никольском храме). «Муром – Дивеево» ­ православные жемчужины земли  русской». Экскурсионная поездка по святым местам  (Воскресная школа при Никольском храме). «Масленица золотая – она гостья дорогая».  Инсценированная беседа – представление. (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). «Троица зеленая пришла, лето с собою принесла».  Инсценированная беседа представление. (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 2 3 4 5 6 7 0 «Грех сквернословия». Духовный час (Воскресная школа  1 1 при Никольском храме). 1.3 Развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств  (10 часов = 10 практич.) «Икона: секреты мастерства». Час информации с показом  предметов из фондовой коллекции МИХМ ­ филиала ТОГБУК  «ТОКМ». «Древнерусское искусство». Тематическая экскурсия в  МИХМ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ». «Изобразительное искусство в экспозиции музея».  Краеведческий час с показом фондовой коллекции МИХМ ­  филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Традиционный костюм населения Моршанского края».  Экскурс в историю с показом предметов из фондовой коллекции МИХМ ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Народные и православные праздники на Руси».  Тематический час с показом фондовой коллекции МИХМ ­  филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Спас нерукотворный». Посещение выставки деревянных  скульптур в МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ». «Свято­Троицкий собор г. Моршанска – уникальный  памятник архитектуры». Экскурсионная прогулка к Троицкому  собору. (МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ»). «Прекрасное пленяет нас всегда». Видеопутешествие по  лучшим музеям и выставочным залам мира. Презентация.  (Школа­интернат). «Скульптор Е.А.Лансере: жизнь и творчество».  Тематическая экскурсия в МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ». «Русское чаепитие». Час информации с элементами  театрализации и показом предметов из фондовой коллекции  МИХМ ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.4 Осознание нравственного значения будущего профессионального выбора  (20часов= теор.­ 2, практич. ­ 18) «На пути к профессии». Анкетирование (Школа­интернат). «Выбор профессии – выбор будущего: смотри не  ошибись!» Урок­размышление (Школа­интернат). «Твоя профессия – твоя жизнь».Беседа у книжно­ иллюстрированной выставки (Школа­интернат). «Моя мечта быть…». Тестирование (Школа­интернат). «Кем быть?» Анкетирование (Школа­интернат). «О профориентации: кем быть?» Родительское собрание  (Школа­интернат). Экскурсионная поездка в Тулиновку с целью  предпрофильной подготовки. (Воскресная школа при  Никольском храме). 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 . 3 4 5 6 7 8 0 2 "РRОфессия XXI века". Вечер встречи с представителями  различных профессий ((Межпоселенческая библиотека  Моршанского района). «Пусть будет радостью дорога!» Посещение Дней  открытых дверей средних специальных учреждений города  (Школа­интернат). 1 3 1.5 Осознание ценности человеческой жизни, культуры здорового образа жизни  1 «Азбука безопасности на дороге". Конкурс эрудитов  (10 часов = 1 теор. +9 практич.) (Школа­интернат). «Здоровье сгубишь, новое не купишь» (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Эликсир молодости». Урок здоровья (Школа­интернат). «Здоровье – мой стиль жизни" (Школа­интернат). «Привычки и здоровье: полезные и вредные привычки».  Анкетирование (Школа­интернат). «Не курить – это стильно!» Дискуссия с участием врача­ нарколога. (Межпоселенческая библиотека Моршанского р­на). «Вредные привычки и их последствия». Родительское  собрание (Школа­интернат). «Знаешь ли ты ПДД?» Викторина (Школа­интернат). «Человек и его пороки». «Суд» над вредными привычками. (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Курильщик — сам себе могильщик». Беседа за круглым  столом с врачом­наркологом. (Межпоселенческая библиотека  Моршанского района). 1.6 Формирование экологической культуры  (10 часов = 10 практич.) «Мир вокруг нас». Оформление экоинтерьер в кабинете  (Школа­интернат). «Улыбнись, природа!» Конкурс рисунков (Школа­ интернат). «Ветвь экологических пожеланий». Оформление (в виде  дерева) экологического уголка (Школа­интернат). «В защиту земляков: пернатых, лохматых, чешуйчатых».  Беседа у книжно­иллюстрированной экспозиции. (Школа­ интернат). «Кодекс правил поведения в природе».Экологический час  (Школа­интернат). «Все это называется природа». Внутриполочная выставка  экоподелок из природных материалов (Школа­интернат). «Флора и фауна земли Тамбовской». Час информации с  показом фондовой коллекции МИХМ (­ филиала ТОГБУК  «ТОКМ. «Сохраним планету голубой и зеленой». Экологический  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 брейн­ринг (Школа­интернат). 9 1 «Экологическая культура: для чего она нужна?» Урок  нравственности в форме беседы за круглым столом со  специалистами. (Межпоселенческая библиотека Моршанского  района). «Земли моей лицо живое – стон Земли». Выставка­ 0 контраст. Беседа у выставки. (Межпоселенческая библиотека  Моршанского района). 1 1 Модуль II. Формирование социальной культуры (38 часов) 2.1. Развитие гражданственности, патриотизма, укрепление веры в Россию,  чувства личной ответственности за Отечество  (22 часа = 2 теор. + 20 практич.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 «Палеонтологическая коллекция музея». Тематический час с показом фондовой коллекции МИХМ (МИХМ ­ филиал  ТОГБУК «ТОКМ»). «Древнейшая история Моршанского края». Час­ размышление с показом фондовой коллекции МИХМ (МИХМ ­  филиал ТОГБУК «ТОКМ»). «Я – гражданин России». Классный час (Школа­интернат). «Закон ­ обо мне и мне ­ о законе». Юридический  практикум с участием специалиста. (Школа­интернат). «Патриотизм: знак вопроса…» Диспут (Школа­интернат). «Русские средневековые поселения на территории  Моршанского края». Час информации с показом фондовой  коллекции МИХМ (МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ»). «Закон на нашей земле». Деловая игра (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). «Гроза 12 –го года (Бородино): участники Бородинской  битвы – наши земляки». Литературно­музыкальный час с  использова­нием ИКТ, фондовой коллекции МИХМ. (МИХМ ­  филиал ТОГБУК «ТОКМ». Межпоселенческая библиотека Мор. р­на). «Крестьянское жилище». Час информации с показом  фондовой коллекции МИХМ (МИХМ ­ филиал ТОГБУК  «ТОКМ»). «Право: мера свободы и ответственности личности».  Классный час: урок гражданственности (Школа­интернат). «Моршанский край в годы Великой Отечественной войны  (1941 – 1945 гг.)». Тематическая экскурсия с показом фондовой  коллекции МИХМ. (МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ»). «Истории лицо живое». Урок памяти с участием ветеранов  войны. (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Вам, ветераны, тепло наших сердец». Акция  благодарности. Поздравление ветеранов. Оказание посильной  помощи на дому. (Школа­интернат). 0 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.2 Формирование первичных навыков успешной социализации,  социальных компетенций,  усвоение гуманистических ценностных ориентаций  (10 часов = 4 теор. +6 практич.) «Изучение компетентности в поведении и общении  ребенка». Родительское собрание. Тестирование родителей.  (Школа­интернат). «Слагаемые успеха: или как сделать так, чтобы у тебя в  жизни все было хорошо?» Час­ размышление. (Школа­интернат). «Кому и что я должен и обязан». Этическая беседа.  Анкетирование. . (Школа­интернат). «Правила нравственной культуры и нравственного кодекса  гражданина общества». Тестирование, беседа. (Школа­интернат). «Интересно ли ты живёшь?» Диспут. (Межпоселенческая  библиотека Моршанского района). Прежде чем сделать – подумай». Беседа на классном часе.  (Школа­интернат). «Быть человеком». Выставка­размышление: беседа у  выставки. (Школа­интернат). «У меня такой характер?!» Диспут. (Школа­интернат). «Влияние сверстников» (причины подчинения человека).  Час информации с ролевой игрой. (Школа­интернат). «Учимся быть ответственными за свои поступки».  Классный час в форме нравственного диалога. (Школа­ интернат). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.3 Формирование культуры межэтнического общения  (6 часов = 6 теор.) «Копилка памяти России: Тамбовская земля». Экскурсия в краеведческий отдел ЦРБ. (Межпоселенческая библиотека  Моршанского района). «В каждом человеке – солнце». Беседа у выставки.  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). «Радуга культур Тамбовщины». Час интересных сообщений с показом коллекции МИХМ (МИХМ ­ филиал ТОГБУК  «ТОКМ»). «Ваше представление о миролюбии и толерантности».  «Насколько вы толерантны?» Мини­тренинг. Тестирование (Школа­интернат). «Русские средневековые поселения на территории  Моршанского края». Час информации с показом фондовой  коллекции МИХМ (МИХМ ­ филиал ТОГБУК «ТОКМ»). «В единой семье интересен каждый». День информации  (Межпоселенческая библиотека Моршанского района). 1 1 1 1 1 1 Модуль III. Формирование семейной культуры  (10 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 2 3 4 5 6 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.1 Усвоение нравственных ценностей семейной жизни  «Откровенно о моей семье». Анкетирование (Школа­ (5 часов = 5 практич.) интернат). «Семья глазами ребенка». Час откровенного разговора с  психологом, анкетирование (Школа­интернат). «Досуг подростков и закон». Слово­терапия для родителей (Школа­интернат). «Как уберечь вашего ребенка от дурмана?» Родительское  собрание. Беседа со специалистами (Школа­интернат). «Панорама взглядов на воспитание». Круглый стол  родителей с администрацией и специалистами школы­интерната  (Школа­интернат). 1 1 1 1 1 3.2 Знание традиций своей семьи, культурно­исторических и этнических  «Твоя родословная: создай генеалогическое древо».  традиций семей своего народа (5 часов = 5 практич.) 1 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Домашнее задание на классном часе (Школа­интернат). «Трудные дети и трудные родители». Презентация на  родительском собрании (Школа­интернат). «Каково на дому – таково и самому». Семейный практикум (Школа­интернат). «Ведь так не должно быть на свете, чтоб были покинуты  дети». Нравственный диалог родителей со священнослужителем  (Школа­интернат). «Семья и школа­интернат: навстречу друг другу». Беседа  за круглым столом родителей с администрацией и  специалистами школы­интерната (психологом, соц. педагогом).  (Школа­интернат). Всего: 130 часов,  в т.ч. 13 теор. +114 практич. 1 1 1 1 1 Содержание курса: 30 3 1 1 14 Модуль I. Формирование личностной культуры (82 часа) включает в себя следующие разделы: 1.1 Формирование нравственных понятий (10 часов=2 теор. + 8  практич.). Теория:  «Кому и что я должен и обязан» (1 час). Классный час. Беседа. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. «У меня такой характер…» (1 час) Час откровенного разговора с участием психолога  о   внутренних   возможностях   и   ценности   каждого   ребенка,  о нравственных правилах, регулирующих отношения между людьми;  об уважении достоинства другого человека. Практика: «Волшебное могущество добра» (1 час). Урок доброты. Усвоение нравственных   понятий:  милосердия,   сострадания,   любви,   искренности. «Взаимопонимание в семье: как его добиться?» (1 час). Родительское собрание в форме   диалога   администрации   школы­интерната,   специалистов   (психолога, логопеда, соц. педагога) и родителей. «Я» внутри меня» (1 час). Презентация личности. Оказание помощи в понимании своего внутреннего мира. Соотношение между   нравственными   требованиями   человека   и   религиозными   заповедями. Степень выполнения нравственных норм и их форм (правил, заповедей, законов, обычаев,   кодексов).   «Любить.   Но   кого   же?»   Нравственный   диалог   (1   час). Формирование   общих   понятий   о   нравственных   правилах,   регулирующих отношения между людьми. Откровенный разговор о любви, дружбе, о важности моральных   норм.   «Совесть:   нужна   ли   она?»   (1   час).   Спор­час.   Раскрытие содержания  понятия   «совесть».   Эмоциональные   проявления   совести:   стыд, раскаяние, угрызения совести. «Золотое правило нравственности». (1 час). Урок милосердия.  Раскрытие   нравственных   позиций   личности.  «Этикет   на   каждый день» (1 час). Час интересных сообщений с элементами театрализации. Основные эстетические   нормы  и  навыки   культурного   общения.  Внешний  облик.  Манеры поведения. Правила поведения людей в обществе. 1.2 Формирование духовной культуры (22 часа = 2 теор. + 20 практич.) Теория: «Рождественские чтения» (1 час). Проведение цикла мероприятий в форме громких чтений, бесед со священнослужителем на рождественскую тему. Воспитание милосердия и добра, любви и самоотдачи, сопереживания и умения принять чужую боль как свою собственную. «Грех сквернословия». (1 час). Час духовности в форме беседы со священнослужителем о внутренней силе слова. Сквернословие  –  энергия   зла.  Влияние   слова   на  формирование   нравственного стержня   человека.  Вседозволенность   речи   –   болезнь   интеллекта,   сознания. О влиянии слов на человеческую душу. Практика:  «Мудрость  земная  и  небесная».  Вечер   вопросов  и  ответов  со священнослужителем. (1 час).  О теме покаяния и милосердия в нашей жизни. Стремление к гармонии внешнего и внутреннего мира. Бережное отношение к самому   себе,   окружающим   людям,   окружающему   миру.   Высокие   моральные качества   человека,   положительные   ценностные   ориентации.   Толерантность, представление   о  светской   этике,   духовности.  «Традиции,   обряды   и   обычаи русского народа. Святки». (1 час) Час информации с элементами театрализации на   базе   местного   краеведческого   музея.   "Свет   небесного   чуда"   (Рождество Христово).(1 час). Костюмированный праздник в воскресной школе. «Муром – Дивеево» ­ православные жемчужины земли русской». (15 часов). Экскурсионная Спасо­Преображенский   монастырь.   Троицкий поездка   по   святым   местам. женский монастырь. Храм «Покрова Пресвятой Богородицы» в Дивеево. Царский (Введенский)   скит.  Канавка   Богородицы   в   Серафимо­Дивеевском   монастыре. Купание в Явленном источнике. «Масленица золотая – она гостья дорогая». (1 час).  Инсценированная   беседа­представление  в  библиотеке.  Сущность  обрядов празднования.  Главные   традиционные   атрибуты.  Инсценировка   Масленичной недели. Поговорки и приметы. «Троица зеленая пришла, лето с собою принесла». (1   час).   Инсценированная   беседа­представление   в   библиотеке   о   сущности   и обрядах празднования Троицы. 1.3 Развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств (10 часов= практич. – 10 часов). Практика.  Формирование   способностей   понимания   и   восприятия прекрасного   в   искусстве   и   жизни.  Знакомство   с   лучшими   произведениями искусства в музеях, на выставках.  Экскурсии в краеведческий музей.  «Икона: секреты мастерства». (1 час). Час информации с показом предметов из фондовой коллекции МИХМ ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ». «Древнерусское искусство». (1 час). Тематическая экскурсия в МИХМ.  Воспитание ценностного отношения к прекрасному.  «Изобразительное   искусство   в   экспозиции   музея».   (1   час). Краеведческий   час   с   показом   фондовой   коллекции   МИХМ.   «Традиционный костюм населения Моршанского края». (1 час). Экскурс в историю с показом предметов из фондовой коллекции МИХМ. «Народные и православные праздники на   Руси».  (1  час).   Тематический   час   с   показом   фондовой   коллекции   МИХМ. Приобщение к различным видам искусства. Скульптура, живопись, архитектура. «Спас   нерукотворный». (1  час).  Посещение  выставки   деревянных  скульптур   в МИХМ.  «Свято­Троицкий   собор   г.   Моршанска   –   уникальный   памятник архитектуры». (1 час). Экскурсионная прогулка к Троицкому собору. «Скульптор Е.А.Лансере: жизнь и творчество». (1 час).  Тематическая экскурсия в МИХМ. Организация   полноценного   досуга:   приобщение   к   творчеству.  «Прекрасное пленяет нас всегда».(1 час). Видеопутешествие по лучшим музеям и выставочным залам мира. Презентация. Формирование основ эстетической культуры. «Русское чаепитие».   (1   час).   Час   информации   с   элементами   театрализации   и   показом предметов из фондовой коллекции МИХМ. 1.4   Осознание   нравственного   значения   будущего   профессионального выбора (20часов = 2 теор. + 18 практич.) Теория:  Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.  «Выбор профессии – выбор будущего: смотри не ошибись!»   (1   час).   Урок­размышление.  Разговор   с   родителями.  «О профориентации:   кем   быть?»   (1   час).   Родительское   собрание.  Подготовка   к сознательному выбору профессии. Уважение к труду и людям труда. Практика:  Стремление к познанию и истине. «На пути к профессии». (1 час). Анкетирование. «Твоя профессия – твоя жизнь». (1 час). Беседа у книжно­ иллюстрированной выставки. Тестирование «Моя мечта быть…». (1 час). «Кем быть?»   (1   час).   Анкетирование.   Организация   экскурсионных   поездок   с   целью предпрофильной   подготовки.  Поездка   в Тулиновку  (10 часов).  Информация  о профессиях отделения «Православная педагогика» Тамбовского педагогического колледжа. Вечера встреч с представителями различных профессий. "РRОфессия XXI  века".  (1   час).   Посещение   Дней   открытых   дверей   средних   специальных учреждений своего города «Пусть будет радостью дорога!» (3 часа). 1.5 Осознание ценности человеческой жизни, культуры здорового образа жизни (10 часов = 1 теор. + 9 практич.) Теория:  Жизнь   во   всех   её   проявлениях.   Физическое,   физиологическое, репродуктивное,   психическое,   социально­психологическое,   духовное   здоровье. Беседы с психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии   компьютерных   игр,   ТВ,   рекламы   на   здоровье   ребенка.  «Вредные привычки и их последствия». (1 час). Родительское собрание.  Практика:  Здоровый   и   безопасный   образ   жизни.   Организация   основ безопасности жизнедеятельности воспитанников во внеурочное время. «Азбука безопасности   на   дороге»   (1   час).   Конкурс   эрудитов.  Проведение   викторин, конкурсов.  «Знаешь   ли   ты   ПДД?»   (1   час).  Профилактика   вредных   привычек, зависимости   от   ПАВ.   Проведение   дискуссий,   ролевых   игр,   обсуждение видеосюжетов. «Не курить – это стильно!» (1 час). Дискуссия с участием врача­ нарколога.  Урок­размышление  «Здоровье   сгубишь,   новое   не   купишь»   (1   час). Урок здоровья «Эликсир молодости». (1 час). «Человек и его пороки». «Суд» над вредными   привычками.   (1   час).   Составление   правильного   режима   занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха. Составление собственного кодекса ЗОЖ «Здоровье – мой стиль жизни" (1 час). Проведение диагностических исследований, анкетирования, тестирования, тренингов. «Привычки и здоровье: полезные и вредные привычки». (1   час).   Анкетирование.   Вечера   встреч   с   интересными   людьми:  психологами, мед.работниками, родителями.  Беседа за круглым столом с врачом­наркологом «Курильщик — сам себе могильщик». (1 час). 1.6 Формирование экологической культуры (10 часов = 10 практич.) Практика:  Оформление   экологических   уголков.   Стенды   поделок   из природных материалов. «Мир вокруг нас». Оформление экоинтерьера в кабинете школы «Улыбнись, природа. (1 час). «Ветвь экологических пожеланий» (1 час). Конкурс рисунков. (1 час). Экологическая грамотность. Экологическая культура. Экологически   целесообразный   образ   жизни.  «В   защиту   земляков:   пернатых, лохматых, чешуйчатых». Беседа у книжно­иллюстрированной экспозиции (1 час). Стенды поделок из природных материалов. Внутриполочная выставка экоподелок из   природных   материалов  «Все   это   называется   природа»  (1   час).   Беседы, тематические   часы,   конкурсы,   экологические   викторины,   инсценировки. Экологический час «Кодекс правил поведения в природе». (1 час). Экологические и туристические слёты, походы по родному краю.  Час информации с показом фондовой   коллекции   МИХМ   «Флора   и   фауна   земли   Тамбовской»   (1   час). Экологический   брейн­ринг   «Сохраним   планету   голубой   и   зеленой»   (1   час). Проведение   экологических   акций,   ролевых   игр.   Часы   информации.   Уроки нравственности.  «Экологическая   культура:   для   чего   она   нужна?»   Урок нравственности в форме беседы за круглым столом со специалистами  (1 час). Выставки­контрасты. «Земли моей лицо живое – стон Земли». Беседа у выставки (1   час).  Экологическая   этика.   Экологическая   ответственность.   Экологическая безопасность. Проведение экологического мониторинга.  Модуль  II. Формирование социальной культуры (38 часов)  включает в себя следующие разделы: 2.1   Развитие   гражданственности,   патриотизма,   укрепление   веры   в Россию, чувства личной ответственности за Отечество (22 часа = 2 теор. + 20 практич.) Теория:  Любовь   к   России,   своему   народу,   своему   краю.  Изучение Конституции РФ, символики государства. «Я – гражданин России». Классный час (1   час).  Знакомство   с   важнейшими   событиями   в   истории   нашей   страны, содержанием и значением государственных праздников. Классные часы, диспуты, нравственные   диалоги.  «Право:   мера   свободы   и   ответственности   личности». Классный час: урок гражданственности (1 час). Уважительное отношение к своим и чужим правам и свободам. Знание законов и их неукоснительное исполнение. Практика: Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором. Экскурсии   в   краеведческий   музей.  «Палеонтологическая   коллекция   музея». Тематический час с показом фондовой коллекции МИХМ (1 час). «Древнейшая история Моршанского края». Час­размышление с показом фондовой коллекции МИХМ (1 час). «Русские средневековые поселения на территории Моршанского края».   Час   информации   с   показом   фондовой   коллекции   МИХМ   (1   час). «Крестьянское   жилище».   Час   информации   с   показом   фондовой   коллекции МИХМ ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ».  Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей.  «Гроза 12 –го года (Бородино): участники Бородинской битвы – наши земляки». Литературно­музыкальный час с использованием   ИКТ,   фондовой   коллекции   МИХМ   (1   час).  Вечера   встреч   с интересными людьми, ветеранами войны и труда. Путешествия по историческим и памятным местам,  встречи с ветеранами и военнослужащими.  «Моршанский край   в   годы   Великой   Отечественной   войны   (1941   –  1945   гг.)».  Тематическая экскурсия с показом фондовой коллекции МИХМ (1 час). «Истории лицо живое». Урок   памяти   с   участием   ветеранов  Великой   Отечественной  войны   (1   час). Организация   и   проведение   благотворительных   акций.  «Вам,   ветераны,   тепло наших   сердец».  Акция   благодарности.   Поздравление   ветеранов.   Оказание посильной помощи на дому (10 часов). Наша жизнь в обществе и правовые нормы. Свобода личная и национальная. Беседы, уроки размышления. «Закон ­ обо мне и мне   ­   о   законе».   Юридический   практикум   (1   час).  «Закон   на   нашей   земле». Деловая   игра   (1   час).  Сюжетно­ролевые   игры   гражданского   и   историко­ патриотического   содержания,   дискуссии,   спор­часы.  «Патриотизм:   знак вопроса…». Диспут (1 час). 2.2   Формирование   первичных   навыков   успешной   социализации,   усвоение   гуманистических   ценностных социальных   компетенций, ориентаций (10 часов = 4 теор. + 6 практич.) Теория:  Воспитание   ответственности   за   свои   поступки.  Участие   в улучшении школьной среды.  «Слагаемые успеха: или как сделать так, чтобы у тебя в жизни все было хорошо?» Час­ размышление (1 час). Овладение формами и методами   самовоспитания:   самокритика,   самовнушение,   самообязательство, самопереключение,   эмоционально­мысленный   перенос   в   положение   другого человека. Проведение тренинговых занятий, анкетирования, тестирования. «Кому и что я должен и обязан». Этическая беседа. Анкетирование (1 час). «Правила нравственной   культуры   и   нравственного   кодекса   гражданина   общества». Тестирование,   беседа  (1   час).   «Прежде   чем   сделать   –   подумай».   Беседа   на классном часе (1 час).  Практика:  Социальная   компетентность,   социальная   ответственность. Служение   Отечеству,   ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны. «Изучение   компетентности   в   поведении   и   общении   ребенка».  Родительское собрание (1 час). Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах   своей   жизнедеятельности:   общение,   самоподготовка,   игра,   спорт, творчество,   увлечения   (хобби).   Овладение   ИКТ,   методикой   составления презентаций, фото­ и видеоматериалов.  «Интересно ли ты живёшь?» Диспут (1 час). «Быть человеком». Выставка­размышление с беседой (1 час).  Проведение часов­размышлений, этических бесед, диспутов, нравственных диалогов, встреч с интересными людьми.  «У меня такой характер?!» Спор­час (1 час). О причинах подчинения   человека.   Проведение   бесед   с   участием   психолога.   «Влияние сверстников».   Час   информации   с   ролевой   игрой   (1   час).   «Учимся   быть ответственными за свои поступки». Нравственный диалог (1 час). 2.3   Формирование   культуры   межэтнического   общения   (6   часов   =   6 практич.) Практика: Формирование уважения к культурным, религиозным традициям,  Гармоничное   вхождение   в образу   жизни   представителей   народов   России. социальную   среду.   Социальная   солидарность.   Взаимодействие   с   людьми различных   национальностей.   «В   единой   семье   интересен   каждый».  День информации   в   библиотеке   (1   час).  Приобщение   к   традициям,   историческому опыту   многих  этносов.   «Русские   средневековые   поселения   на   территории Моршанского края». Час информации с показом фондовой коллекции МИХМ ­ филиала ТОГБУК «ТОКМ» (1 час). Нравственная и эстетическая грамотность. «Радуга культур Тамбовщины». Час интересных сообщений с показом коллекции МИХМ  ­   филиала   ТОГБУК   «ТОКМ»   (1   час).  «Копилка   памяти   России: Тамбовская   земля».  Экскурсия   в   краеведческий   отдел  Межпоселенческой библиотека   Моршанского   района  (1   час).  Формирование   способностей   к взаимопониманию, взаимодействию, совместной деятельности. Контактность как специфическое социальное качество.  Уважительное отношение к людям разных наций, их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству. «В каждом человеке – солнце». Беседа у выставки в библиотеке (1 час). Тренинговые занятия.   Анкетирование.   Тестирование.  «Ваше   представление   о   миролюбии   и толерантности». «Насколько вы толерантны?» Мини­тренинг(1 час). Модуль  III. Формирование  семейной  культуры  (10  часов)  включает   в себя следующие разделы: 3.1   Усвоение   нравственных   ценностей   семейной   жизни   (5   часов   =   5 практич.) Практика: Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и   успешного   развития   человека.  Привитие   уважительного   отношения   к родителям,   осознанного,   заботливого   отношения   к   старшим   и   младшим. «Откровенно о моей семье». Анкетирование (1 час).  Формирование начального опыта   заботы   о   социально­психологическом   благополучии   своей   семьи.   Часы откровенных   разговоров   с   психологом.   Анкетирование.   Тестирование   детей   и родителей.  «Досуг подростков и закон». Слово­терапия для родителей (1 час). «Семья   глазами   ребенка».  Час   откровенного   разговора   с   психологом, анкетирование (1 час). «Как уберечь вашего ребенка от дурмана?» Родительское собрание.   Беседа   со   специалистами   (1   час).   Проведение   совместных родительских   собраний.   Организация   бесед   за   круглым   столом   родителей   и администрации школы­интерната. «Панорама взглядов на воспитание».  Круглый стол родителей с администрацией и специалистами школы­интерната (1 час). 3.2 Знание традиций своей семьи, культурно­исторических и этнических традиций семей своего народа (5 часов = 5 практич.) Практика: Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. «Каково на дому – таково и самому». Семейный практикум (1 час). Беседы о семье, о родителях   и   прародителях,   знание   своей   родословной.   Открытые   семейные праздники,   выполнение   и   презентация   совместно   с   родителями   творческих проектов. «Твоя родословная: создай генеалогическое древо». Домашнее задание на   классном   часе   (1   час).   Посещение   родителями   открытых   массовых мероприятий в школе­интернате, традиционных праздничных программ. Беседы с психологом,   социальным   педагогом.   «Трудные   дети   и   трудные   родители». Презентация   на   родительском   собрании   (1   час).   Семейные   практикумы. Нравственные диалоги родителей и детей со священнослужителями. «Ведь так не должно   быть   на   свете,   чтоб   были   покинуты   дети».   Нравственный   диалог родителей со священнослужителем (1 час). «Семья и школа­интернат: навстречу друг   другу».   Беседа   за   круглым   столом   родителей   с   администрацией   и специалистами школы­интерната (1 час). Условия реализации программы: Мероприятия, указанные в тематическом плане, рекомендуется проводить в школе­интернате,   МИХМ   (Моршанском   историко­художественном   музее, филиале   ТОГБУК   «ТОКМ»),  Межпоселенческой   библиотеке   Моршанского района  ЦРБ, Воскресной школе при Никольском храме г. Моршанска. Данные учреждения   обладают   всем   необходимым   оборудованием,   инвентарем, техническими   средствами,   информационными   технологиями   (и   др.), необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам интерната. Все   институты   социализации   обладают   мощным   потенциалом   воздействия   на данную   категорию   пользователей   и   владеют   богатым   репертуаром результативных форм, методов и средств. Тесное   взаимодействие   школы­интерната   с   различными   институтами социализации, использование новых  методов и средств, в сочетании с новыми подходами,   концептуально   обоснованными   в   стандартах   второго   поколения, направлены   на   положительный   результат   в   этой   работе   –   сформировать гармонично развитую личность, способную успешно интегрироваться: сначала – в школьном социуме, затем – в самостоятельной жизни в обществе. Авторы данной программы   убеждены,   что   только   личность,   воспитанная   на   идеалах   истины, добра и красоты, может правильно проектировать свое будущее, ощущая себя носителем духовно­нравственного потенциала своего народа. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юр. лит., 1993. – 64 с. 2. Федеральный закон РФ от 21.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125­ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) 4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011 ­ 2015 г. Утверждена постановлением  Правительства РФ № 795 от 05.10.10. 5. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) //  Вестник образования.­ № 17. ­ сентябрь 2009. Официальное справочно­ информационное издание Министерства образования и науки РФ Обобщающие и комментирующие публикации, методические материалы: 1. Ахматаева, З. Доброта сближает людей /З.Ахматаева //Библиополе.­ 2004.­ №5.­ С.48 – 50 2. Багашев, А. Духовно – нравственное воспитание молодежи /А. Багашев //Воспитание школьников.­ 2008.­ №9.­ с. 10­13 3. Беляева, Л. Все хорошее на земле – от человека /Л.Беляева //  Библиополе .­ 2005. ­ №2. – С.12 – 13 4.   Богатырева,   О.   Когда   судьба   других   волнует   нас   /О.   Богатырева //Библиополе.­ 2010.­ № 8.­ с.48­50.  5. Варга, А.Я. Российская семья в эпоху перемен: социально –  психологическая динамика/А.Я. Варга//Школьная библиотека.­ 2008.­ № 2.­ с.10­ 12 6. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. – М., 1983. – С. 385  7. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5­9­х классов в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс. –  2008 8. Губанова, Е.В. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности  гражданина России /Е.В.Губанова //Воспитание школьников.­ 2011.­ № 5.­ с.8­14 9. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. /Р. Г. Гурова // Педагогика. — М., 2000. – № 10. – С. 32­38 10. Духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина  России //Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 14  11. Епифанова, И. Взрослые рекомендуют – дети выбирают  /И.Епифанова//Библиотека.­ 2010.­ № 8.­ с.64­65 12. Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников /Е.Е.  Игнатьева //Воспитание школьников.­ 2010.­ № 9.­ с.8­11 13.  Караковский,   В.А.   Л.И.   Новикова,   Л.И.   Н.Л.   Селиванова,   Н.Л. Воспитание?   Воспитание…Воспитание!   Теория   и   практика   воспитательных систем. ­ М.: Новая школа. – 1996 14. Кобрусева, Р. Прикосновение к православию /Р.Кобрусева// Б – ка.­  2005.­ №11. – С.64 – 65 15. Комиссарова, Л. Чтение – ресурс духовного возрождения общества /Л.  Комисарова //Библиополе.­ 2007.­ № 12. – с.28 – 33 16. Ларина, Г. Отогреться душой (Из опыта работы с детьми группы риска по социальному сиротству) /Г. Ларина //Библиотека. – 2006. – №6. – с. 76 – 79 17. Лиханов, А. В защиту русского языка и духовности /А. Лиханов //Дитя  человеческое. – 2010.­ № 4,5. – с.12 – 14 18. Лиханов, А.А. Как творится милосердие /А.А.Лиханов //Дитя  человеческое. – 2011.­ № 2. – с.10­12 19. Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С.Панченко //Воспитание школьников. ­2011.­№7.­С.33­39  20. Перов, А.Н. Духовно­ нравственное воспитание юных ратников /А.Н.  Перов//Молодежь и общество. – 2009 – № 3 – с.138­144 21. Полянский, Т. О воспитании духовных ценностей в семье  /Т.Полянский //Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – с.14­15 22. Семыкина, Е. Гражданско­нравственное становление школьников в  процессе воспитания /Е.М.Семыкина //Воспитание школьников. – 2011. ­ №5. – С. 21 – 26  23. Стельникова, О. «На пороге семьи» ­ программа этического,  нравственного, полового воспитания учащихся /О.М.Стельникова //Классный  руководитель. – 2008. – №7. – С. 76 – 82  24. Сухомлинский, В.Г. Мудрость родительской любви /сост. А.И.  Сухомлинская ­ М.:  Молодая гвардия, 1988.­ 304с., ил.­ (Библиотека для  родителей) 25. Тиньгаева, И.Г. Дети улицы просят защиты /И.Г.Тиньгаева //Б­ка. – 2004.  – №7. – С.46 – 52 26.Ульянова, И. Воспитательная система формирования смысложизненных  ориентаций учащихся средних школ /И.В.Ульянова //Воспитание школьников. –  2011. – №5. – С. 3 – 8  27. Шемшурина, А. Ценностно­смысловая основа воспитания: мыслители  прошлого и современность /А.И.Шемшурина //Воспитание школьников. – 2011. –  №5. – С. 60 – 66  28. Шилина, Е. Родина – это семья, дом и память о предках /Е.Шилина  //Библиополе. – 2004 – №6.­ С.54 – 55 29. Шугаев, И. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о  браке, семье и детях/ И. Шугаев.­ М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.­ 176с.

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017