Программа экологического клуба третий год обучения
Оценка 4.6

Программа экологического клуба третий год обучения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
биология
5 кл—9 кл
18.01.2017
Программа экологического клуба третий год обучения
Основные задачи программы Образовательные: • Создать условия для углубления знаний в области биологии, экологии, географии; • способствовать изучению природы родного края. • изучить основные понятия и законы экологии, ее значение для человека и общества в целом; • способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об основных экосистемах Ульяновской области, России и мира, их экологических особенностях, животном и растительном мире; • научить работать с картой, Красной книгой, определителями растений и животных, дополнительной литературой.
содержание программы 3 год.doc
Содержание третьего года обучения Раздел 1. По ступенькам – в науку (18) Содержание (теория):  Введение в образовательную программу.Инструктаж по ТБ. Ученый исследователь. Крупнейший русский орнитолог С.А. Бутурлин .История изучения   природы Симбирского края, симбиряне­ исследователи природы родного края. Этапы проведения исследований природного объекта. Выбор   экологической   проблемы   и     определение   тем   исследовательских   работ.   Изучение экологической   ситуации   в   районе   проживания.   Методы   обработки   первичного   материала. Определение круга источников информации для выполнения исследовательской работы. Работа с источниками информации, сбор   информации. Выбор цели и задач   в решении выбранной темы исследования, их формулировка. Виды деятельности(практика): рассказ,   беседа,   работа   с   источниками   информации.   Школьная   конференция   об   симбирянах­ исследователях природы родного края. Социологические исследования по изучению экологической ситуации   в   районе   проживания(опрос,   анкетирование)просмотр   фотографий,   коллекционного   и гербарного   материала.   Инструктаж   по   технике   безопасности   на   учебных   занятиях,   во   время экскурсий и на природе; анкетирование, работа с  гербарными образцами. Конференция   «Симбиряне­исследователи   родного   края»,   социологические   исследования, практическая работа, работа с источниками информации. Экскурсия№1»Изучение экологической ситуации в районе проживания» (2ч) Экскурсия№2  «Изучение общественного мнения об экологической ситуации в селе» (2ч) Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, творческие отчёты. Оборудование: фотографии с экскурсий, походов, гербарии, , определители растений, ручки, тетради. Литература для учителя:1,2,6,7. Литература для учащихся:7,9,10. Раздел 2. Методы исследования(48 ч) Содержание(теория) Методы геоботанических исследований. Метод геоботанических описаний травяно­кустарникового покрова.   Статистические  методы  в  геоботаники.   Количественная  экология  растений.  Динамика лесных   сообществ.   Оценка   состояния   лесных   сообществ   по  спектру   жизненных   форм.   Методы гидробиологических   исследований.     Оборудование   для   данных   исследований.   Методы статистической   обработки   результатов   гидробиологических   исследований.   Правила   ведения полевого биологического журнала. Характеристика водного объекта по плану. Оценка состояния водоёма. Индекс Майера. Методы изучения беспозвоночных. Оборудование, техника безопасности на   экскурсиях.   Классификация   беспозвоночных   позвоночных.   Работа   с   определителями. Наблюдения за насекомыми в природе. Правила сбора и оформление коллекций.  Методы изучения беспозвоночных животных: птиц, численность амфибий и рептилий, метод учёта численности   млекопитающих.   Правила   ведения   полевого   биологического   журнала.   Работа   с определителями.   Фенологические   наблюдения   в   природе.   Изучение   влияния   антропогенных факторов на фауну беспозвоночных.   Методы рекогносцировочных экологических исследований территорий. Правила техники безопасности при исследованиях. Рекогносцировочные экскурсии на водоем,   сбор   водных   беспозвоночных.   Работа   в   лаборатории   с   определителями.   Правила оформления отчётов. Методы лихенологии.  Определение  и освоение методик по выбранной теме.  Виды деятельности(практика): рассказ, беседа, работа с источниками информации, практическая работа, экскурсии Инструктаж по технике  безопасности  на учебных занятиях, во время  экскурсий  и на природе; работа с  гербарными образцами. Экскурсия№3« Оценка состояния лесных сообществ по спектру жизненных форм растений. (2ч) Экскурсия№4« Характеристика водного объекта по плану(2ч) Экскурсия№5 Оценка состояния водоёма. (2ч) Экскурсия№6  Наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания. (2ч) Экскурсия№7 Фенологические наблюдения в природе. (2ч) Экскурсия№8  Рекогносцировочная экскурсия на водоём. (2ч) Практическая работа№1.  Оценка состояния водоема. Индекс Майера. (2ч) Практическая работа№2. Работа с определителями беспозвоночных. (2ч) Практическая работа№3. Правила оформления коллекций. (2ч) Практическая работа№4.  Работа с определителями  позвоночных. (2ч) Практическая работа№5. Методика описания лишайникового сообщества. (2ч)  Практическая работа№6. Методы определения годового прироста лишайникового слоевища(2ч) Практическая работа№7.Определение и освоение методик по выбранной теме.(4ч) Формы   контроля:  беседа,   визуальный,   анкетирование,   опрос,   творческие   отчёты,   экскурсии, выполнение заданий практических работ. Оборудование: фотографии   с   экскурсий,   походов   гербарии,   ,   определители   растений,   ручки,   тетради.   Сачки, стеклянные банки. Полевой журнал.  Литература для учителя: 4,5,7,8,9,10,11,16,18,19,21,22,23,26,27,28 Литература для учащихся: 2,3,4,5,6,8,11,12,13,14. Раздел 3 « Я исследователь» (12 ч) Содержание( теория): Снаряжение   учёного   исследователя.   Инструктаж   по   т\б.   Объекты   исследования   исследователя. Красная книга Ульяновской области. Пробный выход в поле в лес, ведение дневника наблюдений. Поведение   учёного   в   природе.   Областные   и   всероссийские   исследовательские   конкурсы   и   их тематика. Виды деятельности(практика): рассказ, беседа, работа с источниками информации, экскурсии. Инструктаж по технике безопасности на учебных занятиях, во время экскурсий и на природе; Экскурсия№9  Экскурсия в поле и в лес. Ведение дневника наблюдений. Экскурсия№10 Экскурсия на реку: выявление видового состава. Оборудование: фотографии   с   экскурсий,   походов,   гербарии,   ,   определители   растений,   ручки,   тетради,   сачки, дневник наблюдений, Красная книга Ульяновской области. Литература для учителя: 13,14,15,20,24,28. Литература для учащихся: 8,12,15,16,19.20 Раздел 4.  Камеральная обработка полевых данных(12ч) Содержание(теория) Общие   принципы   работы   с   информацией.   Разбор   полученных   полевых   данных.   Составление полевых   отчётов.   Обработка   полевых   данных.   Принципы   работы   с   гербарными     материалами. Представление полученных результатов. Виды деятельности(практика): рассказ,   беседа,   работа   с   источниками   информации,   с   гербарным   материалом,   электронные презентации, рефераты Оборудование: фотографии   с   экскурсий,   походов,   гербарии,   ручки,   тетради.   Дневник   наблюдений,   полевые дневники Литература для учителя:16, 17, 24, 25. Литература для учащихся: 15.16,19,21 Раздел 5 Написание исследовательской работы(32ч) Содержание(теория) Методология написания исследовательской работы. Выбор проблемы, определение целей и задачей исследовательской   работы.   Работа   с   атласом   –   определителем   растений.   Правила   оформления раздела «Введение». Подборка литературы, подбор цитат. Особенности оформления радела  «Объект   исследования».   Исследование   мест   наблюдений.   Особенности   оформления   раздела   « Методы   исследования»,   знакомство   с   методами   исследования.   Правила   оформления   раздела   « Результаты   исследований».   Правила   оформления   и   создания   таблиц,   диаграмм,   графиков. Формулировка   выводов   по   результатам   исследований.   Правила   оформления   «   Заключения»,   « Перспективы   дальнейших   исследований».   Составление   списка   используемых   информационных источников. Предварительная защита текста работы. Защита.  Виды деятельности(практика): рассказ,   беседа,   работа   с   источниками   информации,   работа   в   группах,   работа   с   ПК     защита, презентация своей работы. Оборудование: фотографии   с   экскурсий,   походов,   гербарии,   ручки,   тетради.   Дневник   наблюдений,   полевые дневники, творческие отчёты. Литература для учителя:,12,13,24 Литература для учащихся: 15,16,21 Раздел 6  Современные требования к оформлению исследовательских работ(6ч) Содержание(теория ) Оформления   работы   в  Microsoft  Word/   Правила   составления   таблиц,   схем   в   работе,   печать. Выполнение текста работы в  Microsoft Word. Редактирование документов, расстановка переносов, оформление страниц документов. Составление диаграмм по результатам наблюдений. Виды деятельности(практика): рассказ, беседа, работа с источниками информации, работа в группах, работа с ПК. Оборудование: фотографии   с   экскурсий,   походов,   ручки,   тетради.   Дневник   наблюдений,   полевые   дневники, обработанные материалы исследований. Литература для учителя: 19,29,30 Литература для учащихся: 1,21,22 Раздел 7. Подготовка презентаций.(16 ч) Основные   способы   представления   результатов   своей   работы.   Правила   подготовки   стендового материала.   Подготовка   тезисов   исследовательской   работы.   Редактор  Microsoft  Power  Point. Создание   электронной   презентации.   Защита   выполненной   презентации.   Правила   защиты исследовательской работы на конкурсе. Виды деятельности(практика): рассказ, беседа, работа с источниками информации, работа в группах, работа с ПК, оформление стендового  материала  по теме, защита исследовательской работы на школьной конференции Оборудование:  стендовый материал   обработанные   материалы   исследований,   просмотр   видеоматериалов,   ПК., Литература для учителя: 12,13,19,29 Литература для учащихся: 1,21,22 Список литературы для учителя: 1. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. «Развитие исследовательской деятельности учащихся» ­ Москва, «Народное образование», 2001. 2. Афанасьев Ю.А. Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.: Из­ во МНЭПУ, 1998, 208с 3.Ананьева Н.Б. Боркин Л.Я. Энциклопедия природы России. М.:1998.547с. 4.Абакумов   В.А.   Руководство   по   гидробиологическому   мониторингу   пресноводных экосистем. СПб: Гидрометеоиздат. 1992. 318 с 5.Боголюбов А.П. Простейшая методика геоботанического описания леса: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО.­М.:Экосистема,1996. 6.Воробьев К.А. Записки орнитолога. – М.:Наука. – 1978. –255 с. 7.В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6­8 классах.­ Ульяновск: УИПКПРО, 2007.­60 с. 8.Дюкова   Г.Р.   Новикова   Л.А.   Методика   экологических   мониторинговых   исследований организмов, популяций, сообществ: Методические рекомендации\ Пенз. Гос. Пед. Ун­т им В.Г. Белинского­ Пенза 2000.­102с. 9.Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно­исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136­138. 10.Мамаев В.М, Медведев Л.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. М.: Просвещение, 1976.304с. 11. Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам.­М.: Просвещение, 1972, ­с399. 12. Низбург Е.А Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы. Рекомендации для участников городской биологической олимпиады.­Л,:Изд.ЛГДТЮ,1991 13 .Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ­ПРЕСС: Инфорком­Пресс, 1998. – 592 с. 14 Титов С.В. Наблюдения за поведением животных: Методическиее рекомендации/ Пенз. Гос. Пед. Ун­т им В.Г. Белинского­ Пенза 2000.­73с. 15. Титов С.В. Наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания: Методические рекомендации\ Пенз. Гос. Пед. Ун­т им В.Г. Белинского­ Пенза 2000.­23с. 16. .Харитонов Н.П. Как записывать наблюдения? Методические рекомендации.­ М.:Изд. МГДПиШ, 1990. 17. Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ// Летние школьные   практики   по     пресноводной   гидробиологии.   Методическое   пособие.­ Сост.С.М.Глаголев, М.В.Чертопруд. / Под ред. М.В.Чертопруда.­М.: Добросвет, МЦНМО, 1999. 18. Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ//: Прил. К газете «Первое сентября».­ М.. 200. № 26. 19.   Черемных   Г.В.   Художественное   оформление   результатов   исследовательской работы/Г.В. Черемных//Исследовательская работа школьников.­ 2005.­ №4.­ С. 67­84 20. Шустов М.В. Лишайники Приволжской возвышенности\ М.: Наука, 2006. 237 с. 21.   Особо   охраняемые   В.В.Благовещенского.­ Ульяновск: «Дом печати», 1997­130 с. 22. Методы геоботанических исследований:Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов) Москва, экосистема, 1996, 21 с. 23. Простейшая методика геоботанического описания леса: Методическое пособие .А.С. Боголюбов,А.Б.Панков. Москва, Экосистема, 1996.   природные   территории   Ульяновской   области\   под   ред 24. Красная книга Ульяновской области\ Под науч. Ред Е.А.Артемьевой, О.В.Бородина, М.А.Королькова, Н.С. Ракова; Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с. 25. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды.­ М.: Изд. ЦСЮН, 2001.­116 с. 26. Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресных водоемах. Зоопланктон и его продукция. Л.: 1982, С 1 – 15. 27. Методические указания по организации научно­исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с. 28.   Определитель   пресноводных   беспозвоночных   Европейской   части   СССР   (планктон   и бентос)//под ред. Кутиковой Л. А. и Старобогатова Я. И. – Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 29.   Компьютерное   делопроизводство:   Учебный   курс/   Макарова   Н.В.,   Николайчук   Г.С., Титова Ю.Ф. – СПб.: Питер,2002.– 416 стр. 30.   Учебные   проекты   с   использованием    Microsoft  Office:   учебное   пособие.­   М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007.­230 с. Список литературы для учащихся 1.В. Агафонов. Твой друг компьютер. – М.: Новая школа, 1996. 2.Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.  3.Акимушкин И.И. Причуды природы (кн.1, 2). – М.: Юный натуралист, 1992.  4.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.  5.Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. –– Ярославль: Академия развития, 2004.  6.Вент Ф. В мире растений/пер с анг. И.М.Спичкина. – М.: Мир, 1972.  7..Воробьев К.А. Записки орнитолога. – М.:Наука. – 1978. –255 с. 8.Изучаем малые реки /Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: 2004.  9.Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.  10.Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России – Ярославль: Академия развития, 2004.  11.   Колбовский   Е.Ю.   Экология  для  любознательных   или  о  чем   не  узнаешь  на  уроке.   – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. 12. Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.  13.   Малаховец   П.М.   Фенологические   наблюдения   за   сезонным   развитием   деревьев   и кустарников. ­ Архангельск, 1999.  14. Методика изучения лишайников – Ижевск: Экологическое содружество «Ойкумена», 2006.  15. В.С. Новиков, И.А. Губанов Популярный атлас­ определитель . Дикорастущие растения\ В.С. Новиков, И.А. Губанов.­ М.:Дрофа. 2007.­415с. 16.   В.С. Новиков, И.А. Губанов. Школьный атлас­ определитель высших растений –М.: Просвещение, 1985.­ 239с. 17. Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.  18. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.  19. Суворов В.В., Воронова И.Н., Киселева С.Д. Пособие к учебной практике по ботанике. – М.: Колос, 1982.  20. Красная книга Ульяновской области\ Под науч. Ред Е.А.Артемьевой, О.В.Бородина, М.А.Королькова, Н.С. Ракова; Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.   21.Материалы   Всероссийского   конкурса   юных   исследователей   окружающей   среды.­   М.: Изд. ЦСЮН, 2001.­116 с. 21.   Компьютерное   делопроизводство:   Учебный   курс/   Макарова   Н.В.,   Николайчук   Г.С., Титова Ю.Ф. – СПб.: Питер,2002.– 416 стр. 22.     Учебные   проекты   с   использованием    Microsoft  Office:   учебное   пособие.­   М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007.­230 с. Аннотированный список  ресурсов Интернет по теме: «Преподавание биологии» 1. http://portaledu.mari­el.ru/  Портал Министерства образования РМЭ: Программы, деятельность, учреждения      2. http://www.floranimal.ru/gallery.php   фотогалерея  животных и растений 3. http://www.informeco.ru/ref.php информэкология, много картинок, терминов. 4. http://www.uroki.net/docxim.htm  замечательные тесты по химии и биологии  ecolife 5. http://www.   6. http://  learnbiology    on   ­  lain  7. http://www. 8. http://  mega  .  km    9. Интернет Портал Исследователь.ru  .  shtml Экология и жизнь.  /  ru Биология в Интернете.  .  ru   /  pc   / Энциклопедия  персонального компьютера  /  com Электронные учебники по HTML, Word,Excel.            .  ru   /  index  /  narod    ­  teaching .

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения

Программа экологического клуба третий год обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017