Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)
Оценка 4.8

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
биология +2
9 кл—10 кл
11.01.2017
Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)
Из самой глубокой древности дошли до нас слова о том, что все есть лекарство и все есть яд, зависит только от дозы. Это высказывание отца медицины справедливо и по отношению к пище, которую принимает современный человек. Что есть, как есть, сколько есть - вопросы, на которые призван ответить предлагаемый курс.
программа электива.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приобская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры ПРОГРАММА Элективного курса   «Через питание к здоровью» для обучающихся 9­ 10  классов 1 час в неделю;   9 класс­ 17 часов, 10 класс­ 35 часов                                                                                                                          Автор программы                                                                                                                    Н. М. Миненко                                                                                                                     учитель МКОУ «Приобская  средняя общеобразовательная школа»                                                                                                                                 Октябрьского района Тюменской области пгтПриобье 2016год Пояснительная записка. «Хорошо,когда пища является лекарством, а лекарство пищей» Гиппократ Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания медицины. Во всех  странах постоянно возрастает интерес к ним самых различных слоев населения,  научных работников и государственных органов. Это связано прежде всего с тем, что уже сейчас на нашей планете  ощущается весьма значительный недостаток пищевых продуктов  в целом и  белковых в частности. Около 60% населения земного шара, преимущественно в  слаборазвитых странах, получают неполноценное питание в результате  недостаточного потребления белков животного происхождения. Вместе с тем  огромное значение придается сейчас взаимосвязи питания и здоровья в странах с  высоким уровнем жизни, где очень большая часть населения страдает от болезней,  приобретенных в результате неправильного питания, одной из разновидностей  которого является переедание. Оценка фактического питания населения России за последние годы  показала существенное ухудшение структуры и качества питания. Выявлено  снижение потребления населением основных продуктов питания, наиболее ценных  в биологическом отношении: в среднем мяса и мясных продуктов, рыбы и  рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, растительного масла на 25 – 28%.  Круглогодично у 90% обследуемых выявляется дефицит аскорбиновой кислоты, у  39 – 40% снижены уровни витаминов группы В,  ­ каротина, витамина Е. β Большинство населения недополучает с пищей кальций, железо, селен, йод,  клетчатку. Установлена четкая тенденция к снижению потребления продуктов,  поставляющих организму энергию и белок и зауглевоживанию рационов, а  гиподинамия приводит  к нарастанию массы тела и появлению ожирения, в том  числе у детей. Известно, что физическое здоровье человека на 50% зависит от его образа  жизни (характер питания, вредные привычки, условия профессиональной  деятельности), на 20% от состояния окружающей среды, на 20% от  наследственности и только на 10% от медицинского обеспечения. Отсюда следует, что здоровье человека в значительной степени определяется его пищевым статусом и может быть достигнуто и сохранено только при условии соблюдения правил  здорового питания. В общество уже пришло понимание, что кризис здоровья, питания, экологии  необходимо рассматривать как фактор, представляющий угрозу национальной  безопасности нашей страны. Россия находится на одном из самых последних мест  по продолжительности жизни. Сегодня наступил момент, когда уже невозможно не считаться с правилами и законами рационального питания. Программа данного курса рассчитана на реализацию таких содержательных  компонентов, как культура питания, система питания, биологическая роль компонентов пищи, методов исследования элементов питания, анализ химических  свойств питательных веществ, физиология питания и воздействие компонентов  пищи на органы пищеварения.  Программа  основана на современных  представлениях валеологии и задумана для детей, а также их родителей.Изучение  данного курса способствует значительному углублению знаний о полноценном,  рациональном, а главное – о здоровом питании, позволяющем скорректировать  имеющиеся проблемы со здоровьем и избежать возможных новых отклонений в  состоянии здоровья.   Данный курс связан идейно и содержательно с эстетическим  и патриотическим воспитанием подрастающего поколения и создает условия для  расширения и развития базовых знаний по истории, биологии, географии, химии,  экономике. Кроме того, этот курс дает возможность сориентироваться в выборе  будущей профессии. Данная программа предполагает внедрение и развитие санитарной культуры населения начиная с начального школьного возраста и продолжается на  протяжении всего школьного периода. Ее целью является обучение умению  использовать знания о правильном и рациональном питании в жизни с  выгодой для себя, для экономики семьи, для своего социального статуса, для  здоровья, то есть формирование стереотипа поведения, при котором именно  здоровое питание становится частью здорового образа жизни. Задачи курса:  Формирование правильного представления о природе питания человека.  Обучение основам рационального питания.  Углубление эстетических и культурных знаний.  Возрождение национальных традиций и правил этикета.  Обучение основам грамотного ведения домашнего бюджета.  Воспитание отношения к собственному здоровью как к общественной ценности.  Обеспечение базы для продолжения обучения по специальностям, где  полученные знания могут быть использованы как профилирующие.  Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Порядок расположения и содержание тем   в курсе обусловлен  необходимостью учета возрастных особенностей и уровня восприятия материала  обучающимися. Каждый блок содержит элементы повторения, что позволяет начать обучение на  любом этапе с учетом коррекции глубины изучаемых вопросов. Теоретические  занятия чередуются с практическими. Методика проведения лабораторных опытов достаточно проста. Опыты, с одной стороны, интересны и эффектны, с другой –  требуют от обучающихся дополнительной мыслительной деятельности для  объяснения и анализа наблюдаемых явлений.  В процессе изучения курса  устанавливаются межпредметные связи как со школьными дисциплинами, так и с  другими спецдисциплинами. Для эффективности выбранных методов считаем  рациональным использование их в сочетании с парной (при выполнении  практических работ) и индивидуальной (при выполнении творческой,  исследовательской работы) деятельностью; а также привлечение к сотрудничеству  родителей обучающихся. Для оценки прочности полноты усвоения полученных в курсе знаний предлагаем  проводить тест – контроль, наблюдение и анализ (возможно и самоанализ) практической деятельности учащихся, реферативные работы, творческие и  исследовательские работы, творческие отчеты, проекты. По окончании изучения курса обучающиеся должны знать:      Состав, строение и свойства основных компонентов пищи; Воздействие важнейших компонентов пищи на организм; Основы рационального питания; Химизм процессов, происходящих при обработке и усвоении пищи. Правила этикета, сервировки стола и санитарные требования к готовым  блюдам.           Должны уметь: Проводить исследования химического состава пищи; Составлять правильный рацион питания; Объяснять механизм превращения компонентов пищи и их воздействие на  организм. Оценивать полезность пищевых продуктов по их этикеткам. Выбирать продукты и готовые блюда с точки зрения их полезности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм  человека; критической оценки информации о рекламируемых продуктах питания; правильного выбора качества и количества потребляемой пищи для себя и  для членов своей семьи; убедительной пропаганды собственных знаний с целью оздоровления  окружающих. Ученик может получать помощь от учителя при составлении творческого  отчета, основной идеей которого является составление системы рационального  питания для себя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В конце курса учащиеся могут защитить творческие и экспериментальные  работы, предполагающие поиск информации с использованием научной  литературы, в то время как темы экспериментальных работ, кроме работы с  литературой, включают и небольшую экспериментальную часть. Планируемые результаты. Личностные: ­готовность и способность обучающихся к саморазвитию; ­ сформированность мотивации к обучению и познанию; ­ определение ценностно­смысловых установок, отражающих индивидуально­ личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества молодых  людей; ­  опыт дискуссии, работы в коллективе; умение искать, отбирать, оценивать  информацию; ­  повышение уровня воспитанности и расширение кругозора; ­ возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации. Метапредметные: ­ освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и  коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться; ­ развитие межпредметных понятий;  ­ успешная самореализация школьников в учебной деятельности; ­ умение решать исследовательские задачи и предоставлять результаты;  Предметные:  ­ знание основ здорового питания; ­  пропаганда здорового образа жизни вообще и здорового питания в частности;  ­ формирование системы основополагающих элементов  научного знания, лежащих  в основе современной научной картины мира Организация и проведение контроля. Предлагаемому курсу соответствует зачетная форма оценки работ обучающихся, а для подведения общих итогов занятий используется защита (презентация)  творческих и экспериментальных работ, темы которых представляются  обучающимся в начале изучения курса. Выполнение работы предполагает поиск  литературы и работу с ней, её анализ и грамотное оформление творческой работы  в письменном виде.  Здесь большое значение приобретает умение оформлять свое  выступление и кратко, эмоционально рассказать о самом главном. Промежуточный контроль возможно осуществлять в традиционной форме с выставлением отметок  в журнал. Темы творческих и экспериментальных работ. 1 Русская кухня с древности до наших дней; 2 БАДы: за и против; 3 Влияние изменения состава пищи на функции организма; 4 Фитонциды. 5 Симбиозное пищеварение. 6 Ароматические вещества. 7 Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. 8 Основы правильного питания. 9 Мед как универсальный источник полезных веществ. 10 Современные болезни и еда. 11 Генно­модифицированные продукты как способ решения  продовольственной проблемы. Материально­техническое оснащение программы. 1 Для проведения практической части программы необходимы реактивы,  используемые в       школьной химической лаборатории; 2 Справочник «Контроль качества пищевых продуктов» 3 Доступные пищевые продукты для исследования. 4 Специальная дополнительная литература по технологии приготовления  пищи, а также кухонная посуда и инвентарь. 9 класс  ­ 17 часов   Составление   меню, Тема 1. Введение. (3 часа). Обоснование значимости изучаемого курса. Характеристика состояния здоровья современного   общества.   Химический   состав   основных   компонентов   пищи. Характеристика важнейших микро­ и макроэлементов. Витамины и ферменты как биологически активные соединения.   Практическая   работа:   Анализ   продуктов   питания   на   содержание   белков   и ферментов Тема 2.  Физиология системы пищеварения (4 часа)   Подробная   характеристика   органов   пищеварительной   системы.   Функции витаминов   на   каждом   этапе   деятельности   пищеварительного   тракта.   Влияние недостатка   и   избытка   витаминов   на   пищеварительную   деятельность.   Гормоны. Гормональные сбои и питание. Значение физической активности для правильного функционирования пищеварительной системы. Практические работы: 1.Качественные реакции на витамины. 2.Изучение данных о   гормональных   расстройствах.3.   предполагающего витаминизацию блюд и коррекцию сбоев функций организма. Тема 3. Общая характеристика продуктов питания (5 часов) Основные компоненты пищи, их классификация и свойства.   История открытия витаминов,   их   классификация,   свойства,   функции   в   организме.   Продукты, наиболее богатые витаминами. Национальные традиции с точки зрения витаминной полезности.   Региональные   особенности   потребляемости   различных   продуктов питания. Практические   работы:   1.Изучение   региональной   флоры.   2.   Исследование химического состава пищевых растений своего региона (по выбору). 3. Методы консервирования пищевых растений.  Экскурсия на производство пищевой промышленности (в лабораторию) Тема 4. Здоровье человека – основа здоровья общества (7 часов) Факторы здоровья. Влияние природных факторов на здоровье человека. Влияние загрязнителей   окружающей   среды   на   здоровье   человека.   Культура   питания. Комплексы физических упражнений в сочетании с правильным питанием. Рацион, рекомендуемый при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика. Практические   работы:   1.Составление   длительной   программы   питания   в комплексе с физическими упражнениями. 2. Изучение питательных методик, рекомендуемых разными авторами (П. Брэгг, Г. Шелтон, Е. Семенова, Г. Малахов) 10 класс­34 часа Тема 1. Введение. (3 часа). Обоснование значимости изучаемого курса. Характеристика состояния здоровья современного общества. Значение минеральных веществ. Причины недостатка или избытка   минеральных   веществ   в   продуктах   питания.   Нитраты   и   нитриты   в растениях, их влияние на здоровье человека в   обмене     Роль воды   секреции. Практическая   работа:   Анализ   продуктов   питания   на   содержание   нитратов   и нитритов. Тема 2.  Физиология системы пищеварения (6 часов)   Подробная   характеристика   органов   пищеварительной   системы.   Железы внутренней веществ. Биохимические процессы, происходящие при переваривании пищи. Лекарственное вмешательство   в   деятельность   пищеварительного   тракта.  Замена  синтетических средств пищевыми продуктами. Последствия избытка или недостатка минеральных веществ. Способы коррекции приобретенных проблем, связанных с неправильным питанием. Значение физической активности для правильного функционирования пищеварительной системы. Практические   работы:   1.Исследование   качественного   состава   питьевой   воды. 2.Анализ пищевых продуктов на содержание макроэлементов.3. Изучение данных о физиологических   нарушениях,   вызываемых   избытком   или   недостатком минеральных веществ в организме. Тема 3. Общая характеристика продуктов питания (8 часов) Основные компоненты пищи, их классификация и свойства.  Химический состав и свойства   белков,   жиров,   углеводов,   витаминов,   ферментов.   Русская   кухня   с древности   до   наших   дней.   Забытые   традиции.   История   развития   химического консервирования   пищевых   продуктов.   Химические   характеристики   пищевых консервантов. Практические   работы:   1.Изучение   исторических   данных   о   развитии   русской кухни. 2. Исследование действия антибиотиков на различные пищевые продукты. 3. Изучение консервирующих свойств органических кислот. Экскурсия на производство пищевой промышленности (в лабораторию) Тема 4. Технология приготовления и подачи пищи. (10 часов). Механическая   и   тепловая   обработка   продуктов.   Химические   процессы, происходящие в продуктах при их механической и тепловой обработке. Причины порчи продуктов и их устранение. Химические методы определения и сохранения качества   продуктов   питания.   Химические   методы   определения   подделок   и различных   дополнений   в   пищевых   продуктах.   Получение   искусственных продуктов.  Контрольная работа: 1. «Составление рациона с выбором тепловой обработки» Практические работы: 1.Определение качества меда. 2.Маринование томатов и огурцов. 3. Изучение способов качественного анализа пищевых продуктов Экскурсия на предприятие (кухня) Тема 5. Здоровье человека – основа здоровья общества (7 часов) Факторы здоровья. Влияние природных факторов на здоровье человека. Влияние загрязнителей   окружающей   среды   на   здоровье   человека.   Культура   питания. Заразные   болезни   и   продукты   питания.   Стресс   –   характеристика,   симптомы, последствия.   Стресс   и   питание.   Рекомендации   специалистов   по   нейтрализации стрессового состояния. Практические   работы:   1.Изучение   информации   о   характеристике   важнейших продуктов   питания   –   химический   состав,   рекомендации   по   использованию.   2. Изучение лечебных диет, применяемых в медицинской практике. Литература для учителя: 1 Андронова Т. И, Серия «Каскад здоровья». – Новосибирск,2002. 2 Волчёк Н. М. , Лечебная кулинария. – Мн.: Харвест,1999. 3 Каплун А. П. Биотехнология, химия, медицина // Химия в школе. – 1994. ­  №2. – с. 6 – 13. 4 Книга о вкусной и здоровой пище/  Под ред. Л. И. Воробьевой. – М.: ВО  5 Ковалев Н. И. Рассказы о русской кухне. – М: Исида, 1992. 6 Кролевец А. А. Консерванты в пищевой промышленности//Химия в школе.  Агропромиздат, 1988. – 2007. ­ №1. – с. 7 – 11. 7 Похлебкин В. В. Все о пряностях. – М.: Пищевая промышленность, 1975. 8 Сарафанова Н. А. Эффективные диеты. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. 9 Сервировка и этикет. – Мн.: ООО «Харвест», 1998. 10 Хайретдинова Н. И. Детское питание. – М.: ООО «Фирма «Издательство  АСТ», Ижевск: РИО «Квест», 1998. 11 Яковишин Л. А.  Химические опыты с мороженым // Химия в школе. – 2006. ­ №7. – с.69 – 72. 12 Яковишин Л. А. Химические опыты с шоколадом // Химия в школе. – 2006.  ­ №8. с.  73 – 77. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Через питание к здоровью» 9класс. 1 час в неделю; всего – 17 часов. Т1. Введение. 3 часа. Цели: 1) Обосновать значимость изучаемого курса в современном мире.            2) Убедить в необходимости получения соответствующих знаний.            3) Заложить основу для формирования здорового образа жизни с акцентом на питание. №ур   ТЕМА УРОКА Оборудование,  наглядность Виды  контроля Домашнее задание 1 2 3 Общая  характеристика  состава,  функций,  значения пищи Характеристика  состояния  здоровья и  возможность его  коррекции с  помощью  пищевых  продуктов. Практическая  работа №1  «Качественный  анализ  продуктов  питания» Устный опрос Анкетирование родителей Письменный  опрос Анкетирование родителей,  заготовка этикеток с указанием качественного состава пищевых продуктов. Раздаточный  материал для  конспектирования Анкеты для  оценивания  собственного  состояния  здоровья;  информационные  листы  Продуктовые  этикетки для  исследования Отчет о  практических  действиях Информирование родителей о  выводах практической  деятельности Т2. Физиология системы пищеварения. 4 часа. Цели: 1) Дать подробную характеристику органов пищеварительной системы.            2) Научить прогнозировать последствия приема «тяжелой» пищи.            3)  Помочь развитию самосознания в вопросах питания для принятия правильных решений. №у р 1/4 2/5 3/6 4/7 ТЕМА  УРОКА Строение  пищеварительной  системы Практическая  работа №2  «Изменение состава  слюны и  желудочного сока  действием  продуктов питания» Оборудование,  наглядность Наглядные  пособия Аптечный  желудочный сок,  набор  химреактивов и  продуктов питания ( кетчуп, уксус,  кисель) Виды  контроля Фронтальны й опрос Отчет о  практически х действиях Отчет о  практически х действиях Исследуемые  реактивы, пары  натуральных и  консервированных  продуктов (свежее  натуральное мясо  и мясо из  вакуумной  упаковки) Комплект  рекомендаций по  правилам  составления  правильного меню Практическая  работа №3  «Изучение действия  красителей,  ароматизаторов,  консервантов на  слюну и желудочный сок» Практическая  работа №4  «Составление меню,  способствующего  правильной  деятельности  пищеварительных  органов» Домашнее задание Конспект, учебник  биологии Определение изменений   в кислотности  желудочного сока и  слюны при приеме  определенного перечня  продуктов ( пакетированный  фруктовый сок,  натуральный овощной  сок) Изучение этикеток  пищевых продуктов и  выписывание перечня  ароматизаторов,  консервантов и  красителей Практическа я работа Обсуждение с  родителями возможности питания в соответствии с составленным рационом Т3. Общая характеристика продуктов питания. 5 часов. Цели: 1) Познакомить с основными компонентами пищи и их функциями в организме. 2) Научить обращать внимание на дату изготовления и сроки реализации готовых кулинарных изделий.           3) Дать информацию о видах пищевых отравлений и оказании первой помощи.  №  ур 1/8 2/9 ТЕМА  УРОКА Основные  компоненты пищи, их классификация и  свойства. Определение  качества кулинарных изделий. Сроки  хранения готовых  блюд. 3/10 Практическая работа № 5 «Изучение  изменений,  происходящих при  хранении готовых  блюд» 4/11 Химические  превращения,  происходящие в  просроченных  продуктах. Виды отравлений  испорченными  продуктами и  оказание первой  помощи. 5/12 Оборудование,  наглядность Дополнительная  литература Виды контроля Домашнее задание Письменный  опрос Определение пищевой  ценности заданного  продуктового набора Раздаточный  материал для  конспектирования Фронтальный  опрос Набор продуктов с  истекшим сроком  реализации,  химреактивы для  определения  кислотности среды Образцы свежих  и  испорченных  продуктов Отчет о  практической  деятельности Письменный  опрос Раздаточный  материал для  конспектирования Работа в  группах Ревизия домашнего  продуктового запаса для  определения сроков  хранения и использования Составление перечня  правил, способствующих  приобретению и  использованию только  свежих и качественных  продуктов (вместе с  родителями) Конспект Информирование  родителей и сбор  информации об имевших  место несчастных случаях  подобного характера Т4. Здоровье человека – основа здоровья общества. 7 часов. Цели:1) Охарактеризовать понятие «здоровье» и перечислить факторы, оказывающие на него  непосредственное влияние.          2) Раскрыть понятие «культура питания».          3) Научить отдавать предпочтение полезным продуктам питания.           ТЕМА УРОКА №  ур 1/13 Факторы здоровья.  Влияние природных  факторов на здоровье  человека. Оборудование,  наглядность Видеофильм,  дополнительная  литература,  периодика 2/14 Потребности  организма в  определенном  соотношении и  количестве пищевых  веществ. Вода и сладкие  газированные напитки.  Функции воды и  воздействие на  организм напитков. 3/15 4/16 Практическая работа  №  6 «Исследование  состава напитков  Таблицы,  информационные  листы о заболеваниях, связанных с  нарушением пищевого режима Образцы разных  напитков, набор  этикеток и  химреактивов Образцы напитков,  набор химреактивов Виды контроля Домашнее задание Фронтальный  опрос Письменный  опрос Сбор информации, подтверждающей  влияние внешних  факторов на  здоровье человека Конспект Работа в  парах ,  составление  заключений Отчет о  практической  деятельности Лекция о пользе  замены  газированных  напитков питьевой водой Определение  среднемесячных  затрат на «Кока – кола» и  «Спрайт». приобретение  искусственных  напитков в  бюджете семьи. 5/17 Понятие культуры  питания. Творческие проекты,  сообщения, рефераты. Круглый стол 10 класс Примерный учебно­тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1 2 3 3 6 8 Введение 1.Состав, функции, значение пищи. 2.Пищевая промышленность  в современном мире. 3.Положение России с точки зрения полезности   применяемых продуктов. Физиология системы  пищеварения 1 Значение системы  пищеварения. 2. Строение и функции  пищеварительной системы. 3.  Исследование состава  слюны и аптечного  желудочного сока. 4.Значение полезной микрофлоры  кишечника. 5.Обнаружение крахмала в  пищевых продуктах.   6.Воздействие кипятка и  спирта на белок. Общая характеристика  продуктов питания 1.Основные компоненты  пищи. 2 Обнаружение белка в  пищевых продуктах.  3.Минеральные вещества,  2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 Форма  проведения Образовательный  продукт Учебная лекция с  элементами беседы Сообщения  учащихся Сбор печатных и  фотоматериалов Конспект Реферативная работа Изготовление  стенгазеты. Лекция с  элементами беседы Конспект Опорный конспект. Учебная лекция. Практическая  работа в парах Лекция  Практическая  работа в парах Практическая  работа в парах Отчет Конспект Отчет Отчет семинар сообщения Практическая  работа Отчет Опорный конспект витамины, ферменты.  4.Качественные реакции на  витамины 5.Обнаружение ферментов в продуктах питания. 6. Искусственные пищевые  продукты. 7.Биологически активные  добавки. 8.Изучение состава  продуктов по этикеткам. 4 Технология приготовления и подачи пищи. 10 1.Механическая обработка  продуктов. 2.Способы тепловой  обработки продуктов. 3. Основные и  вспомогательные способы  тепловой обработки  4.Хлебобулочные и  кондитерские изделия. 5.Расчет калорийности  блюд. 6. Традиционные  блюда русской и  национальных кухонь.  7.Использование  лекарственных растений в  пищевой практике. 8.Кухонный инвентарь и  оборудование. 9. Сервировка стола и  этикет за столом. 10. Контрольная работа №1  «Составление рациона с  выбором тепловой  обработки» 5 7 Здоровье человека – основа  здоровья общества 1.Факторы здоровья.  2.Инфекционные  заболевания.   3.Правила гигиены.  Здоровый образ жизни.            4.Культура питания.  5.Составление рациона  питания с учетом  потребностей.  6.Режим дня и его значение. 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 Отчет Отчет Отчет Опорный конспект Отчет лекция Практическая  работа Практическая  работа Экскурсия на  пищевое  производство Лекция с  видеодемонстрацие й Практическая  работа Учебная лекция Конспект Учебная лекция с  демонстрацией Опорный конспект Отчет Сообщения Отчет Сообщения Изготовление импровизированного  гербария Опорный конспект Отчет Практическая  работа Семинар Практическая  работа Круглый стол Лекция с  использованием  видеоматериалов Экскурсия на  предприятие(кухня ) Практическая  работа Контрольная  работа Лекция с  элементами беседы Лекция с  видеодемонстрацие й Семинар Сообщения Конспект Сообщения Учебная лекция Практическая  Опорный конспект Отчет Анкетирование 7. Выбор оптимального  количества и качества  потребляемых продуктов  питания для себя. 1 работа Лекция Практическая  работа Творческий отчет ВСЕГО: 34 19 15  Мудрые советы диетолога. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  Принимая пищу, не навреди себе.  Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. 1 Правильное питание – это естественный путь к здоровью. 2 Человек обязан жить, не разрушая себя. 3 4 Наша пища должна быть лекарством, а лекарство должно быть пищей. 5 6 Чем естественнее питание, тем больше пользы. 7 Чем шире талия, тем короче жизнь 8 Правильно питаясь, вы отдаляете свои похороны. 9 Болезнь – это преступление, не будем преступниками. 10 Чем больше еды, тем больше болезней. 11 Меньше ешь – дольше проживешь. За обедом съешьте немного, за ужином  еще меньше, а еще лучше лечь спать совсем без ужина. 12 Лучший способ продлить жизнь – не укорачивать ее. 13 Ваше наказание – вредные привычки, ваша величайшая награда – здоровый  14 Не вредите себе перееданием. Переедание убьет вас до срока. 15 Жизнь – это трагедия питания. Человек копает себе могилу ножом и  образ жизни. вилкой. 16 Излишний вес – это огромная ноша, которую приходится все время носить. 17 Неправильным питанием вы ослабляете себя. Природа создала вас для  здоровой жизни, так начните же жить в соответствии с ее законами. 18 Врач будущего не будет давать лекарства, но заинтересует пациента  подходящей диетой. 19 Зарабатывайте свою пищу физической нагрузкой. 20 Твое будущее в руках твоего настоящего. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вода – основной источник жизни и здоровья. Сначала всегда бывает причина, и только потом – следствие. Традиционная   медицина   использует   только   лекарства,   а   они   блокируют симптоматику болезни, не устраняя причину, но с помощью лекарств никто не излечился от гипертонии, диабета, бронхиальной астмы, лишнего веса, артрита, аллергии и т. д., что разрушает наше тело. Без   воды   нет   жизни,   а   организм   ежедневно   недополучает   ее   и   человек вынужден   выживать   на   грани   своих   адаптационных   способностей.   Появляются «букеты» заболеваний, а обезвоживание даже не считается опасным для организма, и   вода   рассматривается   как   «транспортировочное   средство»   для   кислорода   и микроэлементов, которые с кровотоком доставляются всем клеткам. Какую же роль играет количество воды в организме? С   момента,   когда   возникли   первые   сухопутные   формы   жизни,   началась борьба   за   сохранение   воды   организмом.   Наш   организм   мудр   и   старается рационально расходовать небольшой резерв воды, который имеется в нашем теле. Ежедневные стрессы, прежде всего, оказывают влияние на водный баланс организма, мозг немедленно посылает всем системам сигнал тревоги, и организм включается в аварийный режим – распределение воды до момента восполнения в достаточном количестве. Обезвоживание   организма   влечет   изменение   химического   состава   тела   и даже стабилизируется, вызывая стойкие физиологические нарушения функций, они могут   закрепиться   даже   генетически,   быть   угрозой   для   своего   организма   и будущего своих детей. Употребление лекарственных средств приводит к тому, что человек хуже распознает сигналы обезвоживания. Лучшим лекарством в данном случае является чистая вода, а не медикаменты, замедляющие работу системы оповещения организма о нехватке воды. Ошибки современной медицины. 1 Сухость во рту – это единственный признак обезвоживания. Неверно. Сухость   во   рту   ­   это   один   из   самых   последних   признаков обезвоживания организма. Сигнализируя о нехватке воды, организм готовится к этому, сокращая количество ферментативных функций, даже жертвует клетками (например, поджелудочная железа теряет клетки,   производящие   инсулин).   Начинается   процесс   старения, утрачивается гибкость. 2 Вода считается субстанцией, которая только растворяет и разносит по телу различные вещества, но она: а) Обеспечивает поддержание жизни; б) Она является источником жизни, а медицина учитывает только первое назначение воды и обезвоживание не включено в число процессов, опасных для жизни. 3 Предполагается,   что   человеческий   организм   может   регулировать эффективность   поступления   воды   в   течение   всей   жизни   людей. Неверно. С возрастом люди неадекватно оценивают чувство жажды и пьют все меньше воды, пока клетки не превращаются из «сочных слив в сморщенный чернослив» и не могут поддерживать жизнь. 4 Теория,   что   потребность   тела   в   воде   можно   удовлетворить   с помощью любой другой жидкости – неверна. Искусственные напитки ведут себя в теле человека иначе, чем вода, и нельзя забывать, что устойчивое обезвоживание постоянно изменяет химический состав тела   и   когда   он   стабилизируется,   появляется   много   структурных изменений, даже генетических. Поэтому   важно   предупреждать   обезвоживание.   Любые   проблемы   со здоровьем решаются через медикаментозные решения. Количество проблем при этом не уменьшилось, а наоборот. В современной медицине создан баснословно дорогой   хаос,   количество   лекарств   растет   и   растет.   Нужен   новый   подход   к медицинской науке, учитывая физиологический, и главным приоритетом медицины должно стать предотвращение болезней, т. е. их профилактика.  Причины, по которым вода ежедневно необходима нашему организму:  Без воды нет жизни на земле.  Нехватка   воды   сначала   угнетает,   а   затем   убивает   некоторые   функции организма.  Вода – главный источник энергии, «денежный поток» тела.  Вода   генерирует   электрическую   и   магнитную   энергию   внутри   каждой клетки тела – она дает силу жить.  Вода – связующий материал архитектурного проекта клеточной структуры.  Вода   защищает   ДНК   от   повреждений   и   повышает   эффективность   ее восстановительных   механизмов   –   она   уменьшает   количество   аномалий   в ДНК.  Вода значительно повышает эффективность иммунного механизма спинного мозга,  где  формируется  иммунная  система  (все  ее  механизмы),  включая эффективное противодействие раку.  Вода – главный растворитель всех веществ пищи, витаминов, минералов, она   расщепляет   пищу   на   мелкие   частицы,   поддерживает   процессы метаболизма и усвоения.  Вода   заряжает   пищу   энергией,   после   чего   частицы   пищи   обретают способность передавать эту энергию организму в процессе пищеварения. Вот   почему   еда   без   воды   не   имеет   для   тела   абсолютно   никакой энергетической ценности.  Вода   повышает   способность   организма   к   усвоению   жизненно   важных веществ, содержащихся в пище.  Вода обеспечивает транспортировку всех веществ в пределах организма.   Вода   усиливает   способность   эритроцитов   к   накоплению   кислорода   в  легких.   Проникающая   в   клетку   вода   снабжает   ее   кислородом   и   уносит отработанные газы в легкие для выведения их из организма.  Вода выводит токсичные отходы из различных частей тела, доставляет их в печень и почки для окончательного удаления.  Вода   –   основной   смазочный   материал   в   суставных   щелях,   способствует предотвращению артрита и болей в пояснице.  В позвоночных дисках вода создает «амортизирующие водные подушки».  Вода – самое мягкое слабительное и лучшее средство от запоров.  Вода помогает снизить риск сердечных приступов и инсультов.  Вода предохраняет артерии сердца и мозга от закупорки.  Вода   –   важнейший   элемент   систем   охлаждения   (пот)   и   обогрева (электризация) организма.  Вода дает нам силу и электрическую энергию для всех мозговых функций и в первую очередь для мышления. Хроническое обезвоживание Организм   человека   состоит   из   клеток,   число   которых   может   быть   до   100 триллионов.   В   зависимости   от   того,   какая   его   область   сильнее   всего подвергается   обезвоживанию,   клетки   в   этой   части   сморщиваются,   а   их внутренние функции ослабляются. На нехватку воды указывают различные сигналы, т. е. признаки обезвоживания и локальной или общей жажды, но они чаще воспринимаются как симптомы болезней неизвестного происхождения. Тогда: 1 Каковы общие признаки обезвоживания? 2 Что происходит в нашем организме, если мы пьем мало? 3 Сколько надо воды? Существуют разные ощущения как сигналы нехватки воды:  Основные ощущения, связанные с восприятием. Это – усталость, прилив   крови   к   лицу,   беспокойство,   раздражительность, подавленность, депрессия, сонливость, вялость, острое желание чего­то, боязнь выйти из дома и оказаться в толпе.  К   сигналам   обезвоживания   можно   отнести:   астму,   аллергию, дисбактериоз, гипертензию, запор, диабет 2 типа, аутоиммунные заболевания.  Признаки   крайней   степени   локального   обезвоживания.   Идет накопление   кислоты   в   клетках,   и   появляются   изжога, диспептические боли в желудке и кишечнике, ангинозная боль. Боли   в   пояснице,   ревматоидные   боли   в   суставах,   боли   при мигренях, при колите, боли в мышцах, булимия (волчий голод), утренняя тошнота и рвота во время беременности. Сигналы жажды или признаки обезвоживания: 1.Чувство усталости без видимой причины. Вода – основной источник энергии. Даже пища не представляет ценности без этапа   гидролиза   и   получения   от   воды   заряда   энергии.   При   этом гидроэлектричество,  образующееся  в нервных  путях и  местах  соединения  с мышцами и суставами тела   обеспечивают нейропередачу. 2.Прилив крови к лицу. При   обезвоживании   мозга   он   отдает   команду   на   расширение   питающих   его кровеносных сосудов… Лицо, как локатор передает информацию в мозг, но нервные окончания лица тоже нуждаются в воде – поэтому прилив крови к мозгу сопровождается приливом крови к лицу. 3. Раздражительность, гнев, беспричинная вспыльчивость. Это своего рода уловка мозга, чтобы не тратить большое количество энергии (2       стакана воды снимут эту проблему). 4.Чувство тревоги. Лобные   доли   мозга   передают   свою   озабоченность   нехваткой   воды   самому человеку,       плохо выполняющему свои прямые  обязанности в обеспечении организма водой.  5.Чувство подавленности и уныние     Обезвоживание   непрерывно   истощает   запасы   некоторых   аминокислот   и   это вызывает       чувство подавленности, так как при недостатке аминокислот мозг функционирует с меньшей эффективностью. 6.  Депрессия  ­     длительное   обезвоживание   и   организм   вынужден   использовать жизненно   важные   ресурсы,   как   антиоксиданты   –   выводить   токсичные   отходы обмена веществ, которые невозможно удалить из­за малой выработки мочи. В   первую   очередь   к   ресурсам   относят   аминокислоты   триптофан   и   тирозин, являющиеся   жизненно   важными   нейротрансмиттерами,   используемыми   для сбалансирования   и   интегрирования   функций   организма.   Недостаток   их   дает депрессию.   7. Вялость – для улучшения функций мозга требуется усиление кровообращения (появляется как предвестник головной боли). В мозге тоже образуются токсичные отходы,   которые   регулярно   необходимо   удалять.   Клетки   мозга   не   переносят накопления кислотных материалов около себя. Появляется при этом ощущение тяжести в области головы. 8.Беспокойный   сон,   особенно   у   пожилых   людей.   Если   не   хватает   воды, безмятежного сна ночью не будет, так как сам сон вызывает обезвоживание, теряя воду с потом под теплым одеялом. Если принять воду и немного соли, ритм сна восстанавливается. 9.  Беспричинное  нетерпение.  При  спокойной  работе  мозг затрачивает   большое количество энергии, а если нет резерва энергии, мозг старается быстрее закончить любую   работу.  Это  стремление   побыстрее   уклониться   от   действия   и  называют «нетерпением»   (вода   вырабатывает   гидроэлектрическую   энергию   быстро,   а энергия   из   пищи   появляется   после   гидролиза   пищи,   чтобы   ее   можно   было использовать как источник энергии). 10.  Невнимательность. Тоже попытка мозга уклониться от работы, требующей энергии. Чем выше степень гидратации мозга, тем больше энергии он способен произвести   для   размещения   новой   информации   в   своих   банках   памяти. Обезвоживание вызывает дефицит внимания у детей (особенно при предпочтении газированных напитков). 11.  Одышка  у здорового во всех остальных отношениях человека, несвязанная с болезнями   легких   или   инфекциями   (желательно   до   занятий   физическими упражнениями пить воду). 12. Тяга к искусственным напиткам (кофе, чай, газированная вода и спиртное). Так мозг сообщает нам о необходимости насытить его водой (условные рефлексы, связанные   с   приемом   этих   напитков,   а   они   еще   больше   увеличивают обезвоживание). Процесс   постоянного   обезвоживания   вызывает   стресс   и   заставляет   мозг вырабатывать   гормоны   стресса,   включая   эндорфины   –   природные   опиаты (наркотики),   помогающие   организму   справиться   с   нарушениями   его экологического   режима.   Желание   потреблять   эти   напитки   заключается   в усиливающемся пристрастии к уровню их собственного производства эндорфинов (кофеин   и   алкоголь,   поэтому   и   вызывает   привыкание).   Следующей   стадией привыкания может быть использование наркотиков, которые постоянно стремятся к выработке эндорфинов. (Исключайте из рационов, особенно детей, кофеин). 13 Сны об океанах, реках, и других водоемах  – это подсознательная форма желания добраться до источника воды и утолить жажду. Мозг вызывает эти образы даже во время глубокого сна, помогая этим человеку.  Последствия обезвоживания    Если меры по обезвоживанию не применяются, появляются первые «звоночки» обезвоживания: боль, одышка, аллергия, идет изменение химической среды и и потерь незаменимых аминокислот. Не могут усваиваться важные микроэлементы и витамины, увеличивается потребность в жирных кислотах. Главным регулятором водного   баланса   при   недостатке   воды   является   гистамин.   Его   активность   при нарушениях водного баланса нарастает в геометрической прогрессии: чем больше обезвоживание,   тем   больше   гистамина.   Первым   звонком   является   появление жажды   (но   мы   ее   не   слышим   или   путаем   и   начинаем   принимать   пищу),   далее повышение гистамина приводит к появлению астмы, аллергии, боли (в желудочно­ кишечном тракте, суставах, пояснице, голове) и мы опять не слышим сигналы и тревогу – дайте воду. Тем более что она обладает антигистаминными свойствами (при   наличии   воды   гистамин   исчезает   там,   где   его   не   должно   быть).     Далее гистамин в крови начинает действовать на лейкоциты и разрушает их, что снижает защитные   силы   организма   и   иммунную   систему,   а   переходя   в   ткани,   гистамин нарушает выработку антител – следствие – аллергия. Если увеличить количество выпиваемой воды, гистамин будет вымываться из тканей. Обычно начало обезвоживания человеком не улавливается, так как в организме имеется «резерв выживания» ­ продолжая работать без нарушений и даже первое время не сигнализируя о жажде, потому что происходит перераспределение воды и вода поступает только к тем органам, которые более всего в ней нуждаются (мозг), лишь затем начинаются сбои – органы, не получающие воду в достатке, подают сигналы бедствия: сухость во рту, усталость без причин, прилив крови к лицу, депрессия, раздражительность. Важно, что дети и подростки нуждаются в воде больше, чем взрослые, так как растущие   клетки   требуют   воды;   но   необходима   для   этого   чистая   вода,   а   не напитки (пепси­кола, кока­кола, лимонад). Они не могут удовлетворить организм в воде. Кофеин в напитках В чашке кофе содержится примерно 80 мг кофеина, а в чашке чая или     порции газированной воды около 50 мг. Шоколад тоже содержит кофеин и теобромин, который действует как кофеин.   Кофеин   еще   больше   обезвоживает   организм,   т.к.   объем   выделяемой   мочи превышает объем воды, содержащейся в напитке. Кофеин блокирует производство мелатонина в мозге. В 1994 г. доктор Кеннер Райт   открыл   способность   кофеина   угнетать   производство   мелатонина.   Это тормозящее воздействие длится от 6 до 9 часов. Мелатонин регулирует функции организма   во   время   сна,   он   и   вызывает   сон,   поэтому   снижение   мелатонина   – главная причина того, что кофе вызывает бессонницу. Кофеин   подавляет   активность   ферментов,   использующихся   при   запоминании   и может вызвать потерю памяти, а именно фосфодиэстеразу, которая участвует в процессе обучения и развития памяти. Люди старшего возраста и дети не должны употреблять кофеин. Он может повредить нормальному функционированию мозга и ослабить способность к выживанию. Те, кто выпивает по 5 ­0 6 чашек кофе в день, в 2 раза больше подвержены сердечным приступам.  Кофеин   способен   нарушить   структуру   ДНК   и   подавить   механизмы   ее восстановления, что может привести к образованию аномальной ДНК. Кофеин воздействует на энергетические резервы клеток мозга и понижает их порог контроля, заставляя черпать энергию из НЗ, и может доводить клетки до полного истощения. Сталкиваясь с воздействием кофеина, клетки мозга не имеют достатка энергии для работы – реакция мозга задерживается, нарастает раздражительность и истощение после обильного приема кофеина. Кофеин стимулирует почки и заставляет их выводить из организма больше воды, чем было выпито жидкости – истощаются энергетические резервы клеток мозга. Газированные   напитки  с   искусственными   заменителями   сахара   (аспартам), содержащие   кофеин,   более   опасны,   чем   содержащие   натуральный   сахар. Искусственные   заменители   сахара   –   сильнодействующие   химические   агенты, которые   «обманывают»   клетки   мозга,   маскируясь   под   сахар   и   сигналы   мозга прекращают производство сахара, переходя к ожидаемому поступлению, а сахара не оказывается – появляется ощущение голода. Появляется желание перекусить уже через 1,5 часа после приема «заменителей». И съедают больше, чем надо – идет ожирение. Диетические газированные напитки и кофеин – двойная угроза для организма. Питьевой режим Чтобы поддерживать свои нормальные физиологические функции, наш организм каждые 24 часа использует и возвращает в оборот примерно 40 тысяч стаканов воды. Он делает это каждый день на протяжении всей жизни.  Для водного обмена организму требуется от 6 до 10 стаканов в день. Это количество необходимо принимать ежедневно.  Воду следует принимать в течение дня порциями по 250 – 500 мл и не ждать, пока организм обезводится.  Воду нужно пить перед едой. Оптимальное время – за 30 минут до приема пищи. Это позволит подготовить пищеварительный тракт, особенно тем, кто страдает гастритом, дуоденитом, изжогой, язвой, колитом.  Воду нужно пить всегда, когда вы чувствуете жажду, даже во время еды.  Воду нужно пить через 2 – 2,5 часа после еды, чтобы завершить процесс пищеварения и устранить обезвоживание, вызванное долгим сном.  Воду   нужно   пить   перед   выполнением   физических   упражнений,   чтобы создать запас свободной воды для выделения пота.  Воду должны пить те, кто подвержен запорам и потребляет недостаточно фруктов и овощей. Два – три стакана воды утром сразу после пробуждения действует как самое эффективное слабительное.  Организму нужна вода – ее ничто не заменит. Кофе, чай, газированная вода, алкоголь,   даже   молоко   и   соки   —   это   совсем   не   то,   что   вода.   Вода   и жидкости – это разные вещи. Искусственные напитки содержат вещества, изменяющие химический состав организма.

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)

Программа элективного курса "Через питание к здоровью" (9,10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017