Программа элективного курса по литературе "И. А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров"
Оценка 4.8

Программа элективного курса по литературе "И. А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров"

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
11 кл
05.01.2017
Программа элективного курса по литературе "И. А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров"
Данный элективный курс предназанчен для учащихся 11 гуманитарных классов и направлен на развитие навыков сопоставительного анализа. Курс содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов и способностей. Содержание элективного курса дает представление о широком историко-литературном контексте, знакомит учащихся с концепцией народного характера и народной культуры в творчестве И. А. Бунина в сравнении с концепцией народного характера и народной культуры в творчестве В. М. Шукшина. В структуре программы имеются все необходимые разделы: пояснительная записка, целеполагание, методы, организационные формы и средства обучения, возможные формы оцени результатов освоения элективного курса. Описана возможная самостоятельная деятельность учащихся в процессе изучения курса.Элективный курс "И. А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров".
эл. курс, 11 класс.doc

 

 

И.А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров

                                                                                           

Л.А. Остапенко,

кафедра

                                                                                                                    преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО, Москва

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «И.А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров» рассчитана на учащихся одиннадцатых классов  гуманитарного профиля.

Курс является расширяющим по отношению к программе литературного образования для одиннадцатого гуманитарного класса. Содержание элективного курса дает представление о широком историко-литературном контексте, знакомит учащихся с концепцией народного характера и народной культуры в творчестве И.А. Бунина в сравнении с концепцией народного характера и народной культуры в творчестве В.М. Шукшина. Сопоставляя изображение народного характера в литературном  произведении у названных писателей, учащиеся открывают живые традиции литературы и новаторство каждого писателя, заключающееся в организации игрового и театрального пространства.

Данный курс имеет практическую направленность, так как направлен на формирование навыков глубокого анализа текста (определение культурологического, литературоведческого уровней анализа), представленного часто даже в  олимпиадных работах  в урезанном и обедненном виде. Важной особенностью элективного курса является включение в программу произведений малой формы (рассказов), учитывая загруженность старшеклассников.

Элективный курс предполагает преобладание активных форм обучения, что способствует увеличению удельного веса и степени самостоятельности учащихся, осуществлению индивидуального подхода, развитию творческих способностей каждого ученика.

Методы, организационные формы и средства обучения, необходимые для реализации данного курса, принципиально не отличаются от методов, организационных форм и средств обучения литературе в средней (полной) школе. Однако при выборе форм и методов обучения следует учитывать тот факт, что значительная часть содержания уже известна учащимся, изучающим литературу на профильном уровне. Это дает возможность учителю значительно увеличить долю самостоятельной познавательной деятельности школьников, проводя занятия в виде семинаров, диспутов.

Кроме расширения и углубления содержания образования учащихся профильной школы, элективный курс может способствовать овладению умениями  алгоритмически мыслить, четко и кратко излагать свои мысли, выстраивать последовательность выполнения учебных заданий.

В данном курсе реализуются межпредметные связи (философия, культурология,  кинематограф) и внутрипредметные (фольклор, творчество Н.В. Гоголя, А. П. Чехова,  литература постмодернизма). 

Посещая элективный курс, учащиеся получают возможность вместо поверхностного ознакомления с текстами осуществлять глубокий анализ каждой художественной единицы, проводить основательную словарную работу. 

Возможность введения данного элективного курса, дополняющего содержание профильного предмета «Литература», позволит удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля.

Цель  программы: обучение осмыслению мировоззрения и мироощущения писателей при сопоставительном анализе прозаических текстов, расширение и углубление знаний учащихся по литературе.

Задачи курса:

·       расширить и углубить знания учащихся по литературе, в частности разнообразить сведения учащихся о творчестве И. А. Бунина и В. М. Шукшина,

·       развивать  навыки сравнительно-типологического анализа произведений и авторских концепций народного характера у И. А. Бунина и В.М. Шукшина,

·       выявить основные разновидности смысловых связей и значимые вехи в восприятии И.А. Буниным и В.М. Шукшиным классической традиции,

·       развивать способность творческого чтения,

·       формировать умение вступать в диалог «автор-читатель»,

·       развивать навыки самостоятельной учебно-исследовательской и аналитической работы,

·       развивать коммуникативные и речевые умения и навыки

Можно предположить, что в процессе изучения курса учащиеся обнаружат осознанный И.А. Буниным м В.М. Шукшиным особый, игровой (в сравнении с официально признанным и разрешенным) характер народного искусства, позволявшего естественным образом регулировать отношения в народной среде.

Программа рассчитана на 34 академических часа. Целесообразно материал   курса планировать следующим образом:  установочная лекция с элементами беседы – анализ текстов – семинар. Такая система работы предполагает увеличение доли самостоятельной деятельности учеников в процессе освоения материала.  

Занятия, на которых предполагается изучение и анализ прозаических текстов, целесообразно проводить с использованием активных форм обучения. Заключительное занятие курса «И. А. Бунина и В. М. Шукшин: к проблеме творческого воздействия» может проходить в виде конференции, разработанной учениками.

Формами фиксации учебных достижений учащихся могут быть:

1) реферативные работы по одному или нескольким источникам информации, включая Интернет;

2) исследовательская работа;

3) презентации Power Point, веб-страницы и т.п.

Поскольку перечисленные формы являются продуктами творческой деятельности школьников, при их оценке следует учитывать не столько предметную составляющую, поскольку учащиеся пользуются литературными источниками при их подготовке, сколько адекватность содержания выбранной форме представления информации, соответствие содержания заявленным целям и названию работы.

          Предпочтительна рейтинговая система оценивания (т.е. учитывается сложность и уровень выполненной работы).

   Приведенная тематика занятий примерна и может изменяться с учетом конкретных условий работы учителя, особенностей ближайшего окружения общеобразовательного учебного заведения, интересов учащихся и учителя.

                       Примерное планирование элективного курса

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.И.А. Бунин и В. М. Шукшин. Истоки жизни и творческого пути писателей

2

Изучение биографических материалов, подготовка вопросов к семинару и докладов, выступление на семинаре. Работа с синхронистической таблицей. Просмотр фрагментов кинофильма. Чтение текстов, оформление и презентация результатов аналитической деятельности.

2.Художественное осмысление судьбы Родины в прозе И.А. Бунина и В.М. Шукшина

 

1

Работа с синхронистической таблицей. Подготовка вопросов к семинару, выступление на семинаре. Выразительное чтение текстов (фрагментов). Оформление и презентация результатов аналитической деятельности.

3. Игровая и театральная поэтика прозы И.А. Бунина и В.М. Шукшина Выявление игрового начала в творчестве писателей.

 

2

Подготовка вопросов к семинару и докладов; выступление на семинаре. Сравнение особенностей поэтики прозы писателей. Оформление и презентация результатов аналитической деятельности.

 

4.Фольклорное искусство как основа художественного мышления писателей. Игровая природа русского фольклора

2

Анализ эпизодов текстов; исследования учащихся. Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности учащихся.

5.Театральный характер прозы И. А. Бунина и В.М. Шукшина

1

Анализ эпизодов текстов, составление плана и тезисов, составление таблицы.

6.Организация театрального пространства рассказов И.А. Бунина и В.М. Шукшина как способ изображения народного характера

1

Подготовка вопросов к семинару и докладов, выступление на семинаре, оформление и презентация результатов аналитической исследовательской деятельности.

7. Понятие «народная культура». Отличие народной культуры от культуры официальной. Трагедия русского народа, отторгнутого от народной культуры.

2

Ознакомление с фрагментами работы М. Бахтина « Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».

Подготовка вопросов и сообщений к диспуту, участие в диспуте.

8.Влияние искусства Гоголя на формирование фольклорной поэтики В. Шукшина.

2

Подготовка вопросов и докладов к семинару, выступление на семинаре, оформление и презентация результатов исследовательской деятельности

9. Влияние фольклорного театра на  творчество И.А. Бунина и В.М. Шукшина

Повесть И.А. Бунина «Деревня»,

рассказы В. Шукшина «Билетик на второй сеанс», « Танцующий Шива», « Жена мужа в Париж провожала», «Генерал Малафейкин», «Миль пардон, мадам!», « Одни» 

2

 Подготовка вопросов и докладов к семинару, выступление на семинаре. Выразительное чтение фрагментов текста с последующим комментарием; оформление и презентация результатов аналитической исследовательской  деятельности.

10.Понятия «народный характер» и «национальный характер». Отечественная традиция исследования природы народного характера (К. Леонтьев, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Н. Бердяев и др.) 

3

Подготовка вопросов и докладов к конференции; выступление на конференции. Участие в дискуссии. Оформление и презентация результатов аналитической исследовательской деятельности.

11.Особенности и черты русского характера (на материале работ русских исследователей Овсянико- Куликовского, Н.О. Лосского, И. Ильина, Г.П. Федотова). Русский характер в культуре (Д.С. Лихачев)

2

Подготовка вопросов и докладов к межпредметному семинару; выступление на семинаре. Оформление и презентация результатов аналитической исследовательской деятельности.

12.Русский характер в литературе. Пушкинская концепция изображения народного характера. Феномен «русского самородка» (в творчестве  Н.Лескова, И. Тургенева, В. Распутина и др.)

2

Подготовка вопросов и докладов к семинару; выступление на семинаре; выразительное чтение фрагментов текстов; анализ текстов. Оформление и презентация результатов аналитической исследовательской деятельности учащихся

13.Русский характер в творчестве И. А. Бунина

2

Составление плана лекции и конспектирование  ее основных положений; выразительное чтение фрагментов текста с последующим комментарием; анализ рассказов. Оформление и презентация результатов.

14.Русский характер в творчестве В.М. Шукшина

2

Составление плана лекции и конспектирование ее основных положений; выразительное чтение фрагментов текста; анализ рассказов. Оформление и презентация результатов.

15.Сопоставление формы изображения народного характера И. Буниным и В. Шукшиным

2

 Сопоставительный анализ. Подготовка вопросов и докладов к семинару; выступление на семинаре. Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности учащихся.

16.Жанровое своеобразие рассказов И.А. Бунина и В.М. Шукшина

2

Составление плана и конспектирование  ее основных положений; составление таблицы; подготовка вопросов и индивидуальных сообщений. Оформление и презентация результатов деятельности.

17.Чеховская традиция в творчестве И.А. Бунина и В.М. Шукшина

1

Составление и работа с таблицей; сопоставительный анализ; выразительное чтение и анализ рассказов. Оформление и презентация результатов деятельности.

18.Доказательство классической принадлежности рассказов И. А. Бунина и В.М.Шукшина. Разграничение характера игры в творческом наследии В. Шукшина в интерпретации исследователей постмодернистов и последователей классики

1

Работа с таблицей; сопоставительный анализ; выразительное чтение и анализ фрагментов текстов. Подготовка вопросов к дискуссии. Оформление и презентация результатов аналитической исследовательской деятельности.

19.Итоговое занятие

2

(Возможно проведение конференции, подготовленной учащимися)

 

 

Тема 1. И.А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров. Истоки жизни и творческого пути писателей. Биография И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Воздействие личности и творчества И.А. Бунина на формирование творческого сознания В.М. Шукшина.

И. Бунин « Птицы небесные» « Древний человек»; « Волки», « Третьи петухи»

В. Шукшин « Срезал», « Солнце, старик и девушка», « Волки», «До третьих петухов»

Тема 2. Художественное осмысление судьбы Родины в публицистике И.А. Бунина и В.М. Шукшина. И. А. Бунин и В.М. Шукшин – художники, заявившие о себе в эпоху коренных сдвигов в общественном культурном сознании, постепенного обретения духовных ориентиров.

И.А. Бунин « Публицистика», В.М. Шукшин «Нравственность есть правда»

Тема 3. Игровая и театральная поэтика прозы И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Выявление игрового начала в творчестве писателей. Понятие игры в философии и культурологи. Игровое начало в литературе. Основные термины и понятия.

И.А. Бунин «Архивное дело», В. М. Шукшин « Сураз»

Тема 4. Фольклорное искусство как основа художественного мышления писателей. Игровая природа русского фольклора.

И.А. Бунин « На край света», На донце», « Сосны», « Сны», « Сказка»

В. М. Шукшин « Сны матери», « Внезапные рассказы»

Тема 5.Театральный характер прозы И. А. Бунина и В.М. Шукшина. Театральность – особая художественная организация произведения.

Приемы организации литературного  текста в «спектакль». Тематические реминисценции. Диалог. Поведение персонажей

Отношение И. А. Бунина к театру. Позиция писателя в интервью корреспондента журнала « Рампа и жизнь» 1912 года (Литературное наследство. И.А. Бунин)

Тема 6. Организация театрального пространства рассказов И.А. Бунина и В.М. Шукшина как способ изображения народного характера.

И.А. Бунин « Деревня»; В. М. Шукшин «Боря», « Танцующий Шива»,

Тема 7. Понятие «народная культура». Отличие народной культуры от культуры официальной. Народный характер как порождение народной культуры.  Тема мещанства в произведениях писателей. Тема искажения мещанством фольклора. Трагедия русского народа, отторгнутого от народной культуры.

 И. А. Бунин «Сила», В.М. Шукшин « Классный водитель»

Тема 8.Влияние искусства Гоголя на формирование фольклорной поэтики В. Шукшина. Народная смеховая культура. Гоголевский смех. Образы веселого богатырства. Элементы карнавального типа (кулачный бой и др.)

В.М. Шукшин « Игнаха приехал»

Тема 9.  Влияние фольклорного театра в  творчестве И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Поэтика балагана. Скоморошество. Мотив переодевания, шутовство, клоунада.

Повесть И.А. Бунина «Деревня»;

рассказы В. Шукшина «Билетик на второй сеанс», « Танцующий Шива», «Жена мужа в Париж провожала», «Генерал Малафейкин», «Миль пардон, мадам!», «Одни» 

Тема10. Природа русского народного характера в XX веке в творчестве И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Понятия «народный характер» и «национальный характер». «Русская идея». Отечественная традиция исследования природы народного характера (К. Леонтьев, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Н. Бердяев и др.) И.А. Бунин о сближении понятий «народный» и «национальный» характер.

Тема11.Особенности и черты русского характера ( на материале работ русских исследователей Д.Н. Овсянико- Куликовского, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Г.П. Федотова). Русский характер в культуре (Д.С. Лихачев). Специфические черты народного характера  -  противоречивость,  религиозность, страстность, свободолюбие.

Тема 12.Русский характер в литературе. Пушкинская концепция изображения народного характера (на примере поэмы «Медный всадник»). Феномен «русского самородка» (в творчестве  Н.Лескова, И. Тургенева). Народный характер и вопрос о судьбе России в творчестве В. Распутина, В. Астафьева, Б. Екимова.

Тема13.Русский характер в творчестве И. А. Бунина. Национальная самокритика. Двойственные черты в характере русского народа: дикость, суеверие, готовность к буйству, слепое подчинение, но и способность всем  сердцем воспринимать красоту.

И.А. Бунин «Веселый двор», «Сверчок», «Аглая»

Тема14.Русский характер в творчестве В.М. Шукшина. Противоречивость характера русского народа, обусловленная сложностью его исторического развития. Оптимизм, вера в одаренность, высокие нравственные качества русского человека.

В.М. Шукшин «Светлые души», « Сапожки», « Солнце, старик и девушка», «Племянник главбуха», « Артист Федор Грай», « Охота жить», «Дебил», «Алеша Бесконвойный»

Тема15.Сопоставление формы изображения народного характера И.А. Буниным и В.М. Шукшиным. Народный характер как одна из главных ценностей авторской концепции человека. Знание народной жизни  – основа, на которой формируются концепции народного характера и у И. Бунина, и у В. Шукшина.

Тема16. Некоторые аспекты художественного сознания И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Жанровое своеобразие рассказов И.А. Бунина и В.М. Шукшина. Специфика жанровой формы – объем текста, реализация принципа бинарности в основных аспектах художественного целого. Особенность писательской манеры И.А. Бунина – равнодушие к сюжетостроению. Лиризм прозы И.А. Бунина. В.М. Шукшин – продолжатель традиции народного устного рассказа. Влияние зрелищного принципа кинематографа на литературное творчество В.М. Шукшина.

Тема17.Чеховская традиция в творчестве И.А. Бунина и В.М. Шукшина. А.П. Чехов и И.А.Бунин: принцип организации авторского и несобственно- авторского повествования, слияние стилистических линий автора и персонажа во взаимодействии элементов поэтической окрашенности.

А.П.Чехов и В. М. Шукшин: диалогичность прозы, минимум авторского текста, краткость и «выверт», принцип перипетийности.

Тема18.Доказательство классической принадлежности рассказов И. А. Бунина и В.М.Шукшина. Разграничение характера игры в творческом наследии В. Шукшина в интерпретации исследователей постмодернистов и последователей классики.

Тема 19.Итоговое занятие (Возможно проведение конференции, подготовленной учащимися)

Список литературы

Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1966.

Бунин И.А. Публицистика 1918-1953годов / Под общ. Ред. О.Н. Михайлова; Вступ. ст. О.Н. Михайлова; Коммент. С.Н. Морозова, Д.Н. Николаева, Е.М. Трубиловой. – М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000.

Шукшин В.М. Собр. Соч.:  В 4 т. – М., 2005.

Шукшин В.М. Вопросы к самому себе/Сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина; Предисл. Л.А. Аннинского; Комент. Л.А. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. – М.: Мол. Гвардия, 1981.

 

 

Апухтина В. А. Проза В. М. Шукшина. М.,1986.

Авилова Н. « Петухи опевает ночь» ( метафора в рассказе Бунина « Петухи») //Русская речь. – М., 1970. - №8.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Карпова В. М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. — М., 1986.

Коробов В. И. Василий Шукшин. М., 1988.

Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание») // Русский язык в школе. — 1993. — № 6. — С. 5.

Николина Н.А.Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.

Пожиганова Л.П. Мир художника в прозе Ивана Бунина 1910-х годов: монография/Л.П. Пожиганова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М., 1991.

Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика. — М., 1996.

Тюпа В. И. Анализ художественного: Введение в литературоведческий анализ. — М., 2001.

Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999-

 


И.А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров

И.А. Бунин и В. М. Шукшин: параллели художественных миров

Элективный курс предполагает преобладание активных форм обучения, что способствует увеличению удельного веса и степени самостоятельности учащихся, осуществлению индивидуального подхода, развитию творческих способностей каждого ученика

Элективный курс предполагает преобладание активных форм обучения, что способствует увеличению удельного веса и степени самостоятельности учащихся, осуществлению индивидуального подхода, развитию творческих способностей каждого ученика

Цель программы: обучение осмыслению мировоззрения и мироощущения писателей при сопоставительном анализе прозаических текстов, расширение и углубление знаний учащихся по литературе

Цель программы: обучение осмыслению мировоззрения и мироощущения писателей при сопоставительном анализе прозаических текстов, расширение и углубление знаний учащихся по литературе

Интернет; 2) исследовательская работа; 3) презентации

Интернет; 2) исследовательская работа; 3) презентации

Бунина и В.М. Шукшина Выявление игрового начала в творчестве писателей

Бунина и В.М. Шукшина Выявление игрового начала в творчестве писателей

Влияние фольклорного театра на творчество

Влияние фольклорного театра на творчество

Пушкинская концепция изображения народного характера

Пушкинская концепция изображения народного характера

Чеховская традиция в творчестве

Чеховская традиция в творчестве

Игровое начало в литературе. Основные термины и понятия

Игровое начало в литературе. Основные термины и понятия

Тема10. Природа русского народного характера в

Тема10. Природа русского народного характера в

Тема16. Некоторые аспекты художественного сознания

Тема16. Некоторые аспекты художественного сознания

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017