Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"
Оценка 4.8

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
5 кл—9 кл
01.06.2017
Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"
Данная программа нацелена на развивающее обучение, основными средствами развития является обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Программа «К истокам русского слова» способствует развитию мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Цель программы:  углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;  формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
ВНЕУР.ДЕЯТ..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку «В мире русского слова» Автор: Широнина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия   грамотной   устной   и   письменной   речи,   умения   эффективно   общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Знание   русского   языка   способствует   лучшему   усвоению   всех   учебных предметов,   так   как   является   фундаментом   общего   образования   учащихся.   Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Предлагаемая   образовательная   программа   «В   мире   русского   слова» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших и старших подростков (5 – 6, 7 – 9  классы). Это одна из попыток использовать богатейшие   возможности   изучения   русского   языка   в   формировании   речевой культуры   учащихся,   развитии   лингвистической,   языковой   и   коммуникативной компетенций;   систематизировать   наработанный   материал.   Программа   отражает деятельностно ­ компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит  их углублению и расширению. Программа   предполагает   как   проведение   регулярных   еженедельных внеурочных   занятий   со   школьниками   (1   час   в   неделю),   так   и   возможность организовывать   занятия   крупными   блоками   —   «интенсивами»   (подготовка   и проведение предметных олимпиад, конкурсов, викторин, проектная деятельность). Каждый   из   модулей   предполагает   организацию   определённого   вида внеурочной деятельности средних и старших подростков и направлен на решение своих педагогических задач. Первый   модуль  нацелен   на   формирование   интереса   подростков   к познавательной   деятельности,   представляет   собой   работу   научного   общества учащихся.   Данные   занятия   способствуют   развитию  кругозора   и   мышления   у учащихся,   повышению   их   интеллектуального   уровня   при   изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от   уроков   русского   языка   на   внеурочных   занятиях   учащиеся   получают углубленные   знания   по   данному   предмету   по   темам:   «Морфемика», «Словообразование»,   «Морфология».   «Графика»,   «Пунктуация»,   «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».  Второй  модуль  представляет  собой  форму  познавательной   деятельности, ориентированную   на   формирование   навыков   работы   с   текстом.   При   этом предполагается   целенаправленное   формирование   у   школьников   навыков лингвостилистического   анализа   художественного   текста   и   его   фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.  Распределение учебных часов по модулям программы Класс Модуль I Изучаемые темы Модуль II Изучаемые темы 5 6 7 8 9 19 23 29 29 20 Фонетика Лексика Орфография Морфология Синтаксис  Лексика, фразеология Словообразование Морфология  Орфография Лексика Морфология Синтаксис  Стилистика Орфография Морфология Синтаксис, пунктуация Лексика, фразеология Фонетика Синтаксис, пунктуация ИТОГО: 120 14 11 4 5 14 48 Понимание текста Понимание текста Стилистика  Виды чтения Компрессия текста Анализ текста Создание текста ­ рассуждения Таким образом, данная программа нацелена на развивающее обучение,  основными средствами развития является  обучение преобразующей и  оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически­ словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов,  объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому  содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью  понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и  произведения других авторов.  Работа с текстом (анализ, рецензия, сочинение)   также является элементом развивающего обучения, а так же способствует  развитию мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы,  дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать  себя в написанном. Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с  практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно­популярные книги о русском языке, материалы  для бесед, тесты, презентации по темам занятий.   Последовательность   расположения   материала   предполагает   накопление опыта   работы   над   словом   и   текстом,   вырабатывает   навыки   самостоятельного анализа языковых единиц. Программа   содержит   возможности   для   дифференцированного   и индивидуального   подхода,   построена   по   принципу   от   простого   к   сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам. Таким образом, программа «В мире русского слова»  способствует  развитию  коммуникативной компетенции школьников, навыков аналитической и поисковой   работы, а также приобщению к чтению. Настоящая   программа   предназначена   для   внеурочной   деятельности школьников   5 – 6, 7 ­ 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данных     возрастов,   содержит   возможности   для   развития   как   через   игровую деятельность,   так   и   через   поисковую   и   творческую   деятельность,   для удовлетворения   потребностей   каждого   в   общей   положительной   оценке   себя   в коллективе. Занятия проводятся с постоянным составом учащихся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 170  часов (на 5 лет обучения).   Актуальность   программы.  Данная   программа   нацелена   на   развивающее обучение,  основными средствами развития является   обучение преобразующей и оценивающей   деятельности.   Преобразующая   деятельность   требует   логически­ словесной  переработки  готовых   знаний:   составления   плана,  конспекта,  тезисов, объединения   нескольких   источников,   которые   по   идейному   и   фактическому содержанию   не   противоречат   друг   другу.   Под   оценивающей   деятельностью понимают   умение   оценивать   ответы,   письменные   работы   товарищей   и произведения других авторов.   Новизна   программы.   Программа    «К   истокам   русского   слова» способствует   развитию   мысли   на   избранную   тему,   формирует   литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Цель программы:  углубление   лингвистических   знаний,   расширение   кругозора   в   области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;  формирование   сознательного   отношения   к   языку   как   духовной   ценности, средству   общения   и   получения   знаний   в   разных   сферах   человеческой деятельности;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной   деятельности,   использование   языка   для   самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. Задачи программы:           1. Образовательные:  обучение   языковым   нормам   русского   литературного   языка   и   речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;  использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;  привитие   интереса   к   научному   анализу   слова,   знакомство   с   методами исследования его;  приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;  формирование   и развитие   у учащихся   следующих   читательских   действий: поиск   информации,   выделение   нужной   для   решения   практической   или учебной задачи информации;  овладение   техникой   цитирования,   составления   выписок,   правильного оформления ссылок. 2. Развивающие:  развитие   языковых   компетенций   учащихся,   обеспечивающих   свободное владение   русским   литературным   языком   в   разных   ситуациях   общения; повышение уровня культуры речи;  развитие потребности в речевом самосовершенствовании;  развитие способности критически относиться к услышанному. 3. Воспитательные:  воспитание   гражданственности   и   патриотизма,   любви   к   русскому   языку, уважения   к   народу   –   творцу   его,   приобщение   к   культуре   и   литературе русского народа;  формирование социально активной личности;    воспитание толерантности. Формы занятий:  групповые;  массовые;  индивидуальные. Виды деятельности педагога и детей:  теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);  практические (тематические конкурсы, олимпиады, грамматический турнир, выполнение   тестов,   работа   над   словом,   работа   с   книгой,   словарём; составление   ребусов,   диалогов;   редактирование   предложений,   написание сочинений – миниатюр; защита рисунков, рефератов; научно­практические конференции,   презентация   книги,   подготовка   сообщений,   научный   дебют, литературно – музыкальная гостиная);  индивидуальные   (работа   над   словом,   со   справочной   литературой,   подбор материала к написанию проекта и защита его). Методы:  словесный;  игровой;  частично­поисковый;  исследовательский;  наглядно­демонстрационный;  проблемный. Межпредметные связи:  литература;  история;  музыка;  живопись;  английский, латинский язык  биология;  география;  краеведение.  Внутрипредметные связи:  фонетика, орфоэпия, орфография;  лексика, орфография, этимология;  морфология, орфография, этимология;  морфология, синтаксис   стилистика По итогам освоения данной программы обучающиеся должны знать:  языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;  назначение лингвистических словарей;  историю современного русского письма;  материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;  приёмы работы с текстом;  художественно – выразительные средства языка. Обучающиеся  должны уметь:  самостоятельно выполнять различные творческие работы;  опознавать   языковые   единицы,   проводить   различные   виды   их   анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;  извлекать   информацию   из   различных   источников   для   решения познавательных   и   коммуникативных   задач,   свободно   пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;  моделировать   речевое   поведение   в   соответствии   с   задачами   общения   и языковыми нормами;  уметь объяснять  взаимосвязь  фактов языка  и  истории, языка и  культуры русского и татарского народов. Формы контроля Курс   является   безотметочным.   Но   в   процессе   учебной   деятельности   для проверки   достижений   и  оценивания   успехов  учащихся  используются   различные методы   и   формы   контроля:   устный   опрос,   письменный   опрос,   различные   виды пересказа,   различные   виды   чтения,   практические   работы   по   содержанию изучаемого   материала,   тестовые   задания,   творческие   задания   (сочинения, изложения)   а   также   формы   контроля,   предусматривающие   самоанализ   и самоконтроль личных достижений. Оборудование и материалы:  научно­популярные книги о русском языке;  лингвистические словари;  тексты художественных произведений;  олимпиадные задания;  тесты;  образцы рефератов, деловых бумаг;  памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;  портреты учёных – языковедов;  рисунки и творческие работы учащихся;  компьютер, диски с материалами по русскому языку, интернет – ресурсы. 1 год обучения (5 класс) Содержание курса Организационное занятие (1ч.)  Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения  занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей,  заполняются анкеты. I МОДУЛЬ 1.ЗВУКИ И БУКВЫ (4 ч.) В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются  интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. В  течение изучения тем раздела предполагается подготовка учащихся к предметной  олимпиаде по русскому языку. 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова  (1 час) 1.2. Самая удивительная, самая дорогая и самая редкостная  (1 час)  1.3. Буква «ты» (1 час) 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит ­ сеет, кто слушает ­ собирает» (1 час) 2.СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (4 часа) Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого  раздела учащиеся представляют  свои творческие работы, используя различные  формы (презентация, иллюстрация, инсценировка). В течение изучения тем раздела предполагается подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку. 2.1. Слова и словари (1 час) 2.2. «Музеи слов» (1 час) 2.3. Слово слову рознь (1 час) 2.4. Презентация творческих работ  «Слово о словах» (1 час) 3. СЕКРЕТЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (5 ч.) Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты  художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для  доказательства выдвинутой гипотезы. В течение изучения тем раздела  предполагается подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку  «Русский медвежонок» 3.1. Зачем нужно знать алфавит (1 час) 3.2. В чём секрет правописания морфем (1 час) 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания (1 час) 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма (1 час)  3.5. Бенефис знаний (1 час) 4. СЕКРЕТЫ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА (5 часов) Развивая   кругозор   и   интеллект,   дети   получают   знания   из   области морфологии   и   синтаксиса,   даются   задания   повышенной   трудности,   для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.  4.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи (1 час) 4.2. Загадка грамматического рода (1 час) 4.3. Что это за падеж? (1 час) 4.4.  Какими бывают предложения (1 час) 4.5. «Грамматике учиться всегда пригодится». Мониторинг проверки знаний (1  час)  II МОДУЛЬ 5.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ ТЕСТЫ (6 часов) Развивая логическое мышление, аналитические умения, обучающиеся  знакомятся с особенностями работы над тестовыми заданиями разных типов, что  является прямой подготовкой к выполнению олимпиадных заданий различных  видов, а также подготовкой к экзаменам в 9, 11 классах. 5.1.Тестовые задания с краткой записью ответа (2 часа) 5.2.Тестовые задания с развёрнутым ответом на вопрос (2 часа) 5.3.Учимся логически мыслить. Проверочная работа с разными типами заданий (2  часа) 6.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ (8 часов) Школьники учатся оценивать содержания, языковые особенности  и структуру текста, место и роль  иллюстраций в тексте. Выражают  собственное  мнение о прочитанном, учатся  аргументировать его.  6.1. «Орёл и кошка» (1 час) 6.2. «Для чего ветер дует?» (1 час) 6.3. «Язык мой» (1 час) 6.4. «Необычный пацан» (1 час) 6.5. «Текстовые связи» (1 час) 6.6. «Душистый табак» (1 час) 6.7. «Углич». Контрольная работа (1 час) 6.8. «Святая Мария». Контрольная работа (1 час) Аукцион знаний. Заключительное занятие. (1 час) Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,  выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. 2 год обучения (6 класс) Организационное занятие (1ч.)  Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения  занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей,  заполняются анкеты.  I МОДУЛЬ 1.АЗ – СВЕТ МИРУ  (4 ч.) В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются  интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. В  течение изучения тем раздела предполагается подготовка учащихся к предметной  олимпиаде по русскому языку. 1.1. Вначале было слово (1 час) 1.2. В мире отзвучавших слов (1 час)  1.3. В погоне за живым словом (1 час) 1.4. Презентация творческих работ  «Живое слово» (1 час) 2.СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (7 часов) Изучаются подробно темы, используя шарады, научно – популярную  литературу, в завершении этого раздела учащиеся представляют  свои творческие  работы, используя различные формы (презентация, иллюстрация, инсценировка). В  течение изучения тем раздела предполагается подготовка учащихся к предметной  олимпиаде по русскому языку. 2.1. Слова и словари (1 час) 2.2. «Музеи слов» (1 час) 2.3. Слово слову рознь (1 час) 2.4. Презентация творческих работ  «Слово о словах» (1 час) 2.5.Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.  Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета (1 час) 2.6.   Конкурс   рисунков   по   теме   «Фразеологизмы»,   «Омонимы»,   «Многозначные слова» (1 час) 2.7.Устный журнал «Ты и твоё имя» (1 час) 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6 часов) Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты  художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для  доказательства выдвинутой гипотезы. В течение изучения тем раздела  предполагается подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку  «Русский медвежонок» 3.1. В чём секрет правописания морфем? (1 час) 3.2. Два слова о суффиксах (1 час) 3.3. Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в  русском языке (сравнение с английским языком) (1 час) 3.4.  Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке (1 час) 3.5.  Решение словообразовательных уравнений (1 час) 3.6.«Слова в масках». Конкурс составления словообразовательных гнёзд –  «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес (1 час) 4. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ  (5 часов) Развивая   кругозор   и   интеллект,   дети   получают   знания   из   области морфологии   и   синтаксиса,   даются   задания   повышенной   трудности,   для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.  4.1. Переход собственных имён существительных  в нарицательные (1 час) 4.2. Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках,  фразеологических оборотах (1 час)  Практикум.   Употребление   в   речи   существительных,   прилагательных, 4.3. местоимений, числительных (1 час) 4.4.  Морфологические средства связи предложений в тексте (1 час) 4.5. Грамматический турнир (1 час) II МОДУЛЬ 5.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ  УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ (6 часов) Школьники учатся оценивать содержания, языковые особенности  и структуру текста, место и роль  иллюстраций в тексте. Выражают  собственное  мнение о прочитанном, учатся  аргументировать его.  5.1. «Русский язык» (1 час) 5.2. «Шахматов» (1час) 5.3. «Имя числительное» (1 час) 5.4. «Правописание» (1 час) 5.5. «Правописание суффиксов прилагательных» (1 час) 5.6. Лингвистическая викторина (1 час) 6.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ (5 часов) Школьники учатся оценивать содержания, языковые особенности  и структуру текста, место и роль  иллюстраций в тексте. Выражают  собственное  мнение о прочитанном, учатся  аргументировать его.  6.1. «Мать» (1 час) 6.2. «Добрая книга» (1 час) 6.3. «Иностранный язык» (1 час) 6.4. «Золотые кони хана Батыя». Контрольная работа (1 час) Аукцион знаний. Заключительное занятие. (1 час) Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,  выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. 3  год обучения (7 класс) Вводное занятие. Язык и речь ­ чудо из чудес (1 час) I МОДУЛЬ 1 СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ (6 часов) В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются  интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. В  течение изучения тем раздела предполагается подготовка учащихся к предметной  олимпиаде по русскому языку. 1.1. Необычные правила. (1 час) 1.2.Путеводные звёзды орфографии.   (1 час) 1.3. Если  матрёшки  не  откликнулись… (1 час) 1.4.Ъ и Ь – смягчение или  разделение (1 час) 1.5.Хитрый звук «йот»  (1 час) 1.6. КВН «Секреты русской орфографии» (1 час) 2 СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (7 часов) Изучаются подробно темы, используя шарады, научно – популярную  литературу, в завершении этого раздела учащиеся представляют  свои  творческие работы, используя различные формы (презентация, иллюстрация,  инсценировка). В течение изучения тем раздела предполагается подготовка  учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку. 2.1. Слова­тёзки  (1 час) 2.2.Различай и отличай. (1 час) 2.3 Игра – конкурс «Кто больше?»  (1 час) 2.4.Многословие (1 час) 2.5. Каламбур и многозначность (1 час) 2.6.Тайно слово родилось  (1 час) 2.7. Судьба слова  (1 час) 3.МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС (16 ч.) Развивая   кругозор   и   интеллект,   дети   получают   знания   из   области морфологии   и   синтаксиса,   даются   задания   повышенной   трудности,   для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.  3.1. Проще простого или сложнее сложного  (1 час) 3.2.Согласуй меня и помни  (1 час) 3.3.Работа над проектом  (1 час)  3.4.Наречие как часть речи  (1 час) 3.5. Образование бывает разным  (1 час) 3.6.Разряд, становись в ряд!  (1 час) 3.7. Узнай меня по суффиксу!  (1 час) 3.8. Некогда или никогда?   (1 час) 3.9.Затруднительное состояние  (1 час) 3.10.Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме  (1 час) 3.11. Употреби  меня со словом  (1 час) 3.12. То же, так же  иль за то?   (1 час) 3.13. Соединю простое в сложное  (1 час) 3.13. Уточню, укажу, на вопрос отвечу  (1 час) 3.14.Значение и роль частицы в тексте  (1 час) 3.15. Будешь вежлив ты со мной  (1 час) 3.16.  «Ку­ка­ре­ку: царствуй, лёжа на боку!»  (1 час)                                                              II МОДУЛЬ На данном этапе обучения сокращено количество часов, отведённых на  работу с текстом, так как её элементы включены в предыдущий модуль. 4.ОСВАИВАЕМ ВИДЫ ЧТЕНИЯ (3 ч.) 4.1. «Без  названия» (1 час) 4.2. «Фантастические миры» (1 час) 4.3. «Всякая всячина». Контрольная работа (1 час) Тайны грамматики. Заключительное занятие. (1 час) Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,  выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры. 4  год обучения (8 класс) 1.РЕЧЬ (2 ч.) I МОДУЛЬ В данном разделе учащиеся систематизируют и углубят знания по  стилистике. 1.1.Заговори, чтоб я тебя увидел (1 час) 1.2.Типы  речи или типы в речи (1 час) 2. ОРФОГРАФИЯ (6 ч.) В данном разделе учащиеся систематизируют знания по орфографии, а также отработают навыки практического применения правил 2.1.Необычные правила (1 час) 2.2.Н+Н=НН (1 час) 2.3.Путеводные звёзды орфографии (1 час) 2.4. Слитно, раздельно или через дефис? (1 час) 2.5.НЕ и НИ бывают в слове (1 час) 2.6.Различай и отличай (1 час) 3.МОРФОЛОГИЯ  (5 ч.) В данном разделе учащиеся познакомятся с историей  русского языка,  систематизируют знания по морфологии 3.1.Морфологическая семейка (1 час) 3.2.Тайна в имени твоём (1 час) 3.3.Именная родня (1 час) 3.4.Братство глагольное (1 час) 3.5.Изучение морфологии в работах Ф.И.Буслаева, А.Х.Востокова. Защита  проектов (1 час)  4.СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (16 ч.) В данном разделе предусмотрены углубление и  систематизация знаний  учащихся  по данному разделу языкознания. 4.1.Сочетание или словосочетание? (1 час) 4.2.Примыкай, управляй, согласуй (1 час) 4.3.Работа над проектом (выбор темы, алгоритма работы, сбор материала) (1  час) 4.4.Это непростое простое предложение (1 час) 4.5.Главнее главного (1 час) 4.6. Действую по­ разному (1 час) 4.7.Определяй и дополняй (1 час) 4.8.Где? Куда? Когда? Откуда? (1 час) 4.9.Назывные именные (1 час) 4.10. Личные отличные (1 час) 4.11.Соединю родных и разделю (1 час) 4.12.Обособим мы тебя  (1 час) 4.13.обратись ко мне красиво! (1 час) 4.14.Скажи прямо, не молчи (1 час) 4.15.Косвенно чужая речь (1 час) 4.14.Изучение синтаксиса в работах А.А. Шахматова, В.В. Виноградова (1 час) 5.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ЯЗЫКА (5 ч.) В данном разделе учащиеся познакомятся с видами сжатия текста, а также  отработают данные навыки на практике. II МОДУЛЬ 5.1. Компрессия текста 5.2.Обобщение, упрощение, исключение 5.3. «Вежливость» 5.4. «Современен ли Толстой?» 5.5. «Счастье» 5  год обучения (9 класс) I МОДУЛЬ Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в  современном мире. Экология языка (1 час) 1.ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (3 ч.) В данном разделе учащиеся систематизируют знания по лексике,  фразеологии, орфоэпии. 1.1. Лексика и фразеология. Типы  лексических значений слов. Новые термины. (1  час) 1.2. Словари русского языка. Создание словарных статей (1 час) 1.3. Нормы современного русского литературного языка (1 час) 2.ФОНЕТИКА (4 ч.) В данном разделе учащиеся познакомятся с историей фонетического строя  русского языка, систематизируют знания по фонетике, нужные для подготовки к  предметной олимпиаде, а также при подготовке к сдаче ОГЭ 2.1.Евгений Онегин и его соседи (1 час) 2.2.Печальная история штабс – капитана Словоерсова (1 час) 2.3. Тайна Словоерсова раскрыта (1 час) 2.4. Звуки и буквы во дни Елисаветы Петровны (1 час) 3.ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ (12 ч.) В данном разделе предусмотрена систематизация знаний учащихся  по  данному разделу языкознания, подготовка к итоговой аттестации. 3.1. Словосочетание. Простое предложение (1 час) 3.2. Знаки препинания внутри простого  предложения (1 час) 3.3. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении  (интонационные особенности этих предложений) (1 час) 3.4. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающее  слово при однородных членах предложения (1 час) 3.5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (1 час) 3.6. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом (1 час) 3.7.   Интонационные   и   пунктуационные   особенности   предложений   с   вводными словами. Отличие их от членов предложения (1 час) 3.8. Знаки препинания при обращении. Пунктуационное выделение междометий (1  час) 3.9. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (1 час) 3.10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (1 час) 3.11. Знаки препинания в бессоюзном  сложном предложении (1 час) 3.12.  Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения (1 час) 4.ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (5 ч.) В данном  разделе учащиеся систематизируют знания о стилях и типах речи,  II МОДУЛЬ закрепят навык написания  сочинения – рассуждения. 4.1. «Русская кухня» (1 час) 4.2. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему (1 час) 4.3.Смысловой анализ текста (1 час) 4.4.Комплексный анализ текста (1 час) 4.5. Подтекст (1 час) 5.ИНФОРМАЦИОННО – ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (9 ч.) Материал данного раздела способствует совершенствованию навыков  учащихся в работе с текстом, отбором главной информации, что поможет в  написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации. 5.1. «Фольклор» (1 час) 5.2.  «Одинокое произведение Грибоедова» (1 час) 5.3. «Сергий Радонежский» (1 час) 5.4. «18 июня  2014 года» (1 час) 5.5. «Н.В.Гоголь» (1 час) 5.6. «Сочинение – рассуждение о смысле фразы» (1 час) 5.7. «Сочинение – рассуждение о слове» (1 час) 5.8.  «Пишем сочинение – рассуждение на лингвистическую тему» (1 час) 5.9. «Пишем сочинение – рассуждение, связанное с анализом текста» (1 час) № Календарно – тематическое планирование Тема Цель 1 год обучения. 5 класс Количество часов 1. Организационное занятие Познакомить с целью  и задачами, с методикой  проведения занятий, с  примерным планом  работы. Распределяются  обязанности среди детей,  заполняются анкеты.  2. Почему не всегда совпадает  звучание и написание слова 3. Самая удивительная, самая  I МОДУЛЬ ЗВУКИ И БУКВЫ (4 ч.) Актуализировать и  систематизировать знания  по фонетике Познакомить с ролью  1 1 1 дорогая и самая редкостная 4. Буква «ты» 5. Обобщающее занятие «Кто  говорит ­ сеет, кто слушает ­  собирает» буквы Ъ в речи Познакомить с историей  возникновения буквы Я Систематизировать  полученные знания СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (4 часа) 6. Слова и словари 7. «Музеи слов» 8. Слово слову рознь 9. Презентация творческих работ   «Слово о словах» Познакомить с  различными видами  словарей Познакомить с принципом построения словарной  статьи, познакомить с  «активным» и  «пассивным» лексическим запасом Формировать навык  лингвистического анализа  текста Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков СЕКРЕТЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (5 ч.) 10. Зачем нужно знать алфавит 11. В чём секрет правописания  морфем 12. Как пунктуационные знаки  помогают передавать смысл  высказывания 13. Не пером пишут – умом. Тайны  письма. 14. Бенефис знаний. Дать представление о  практической значимости  алфавита Актуализировать и  систематизировать знания  по орфографии Актуализировать и  систематизировать знания  по пунктуации Способствовать  формированию навыков  грамотного, осознанного  письма Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 СЕКРЕТЫ МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА (5 часов) 15. Чем отличаются друг от друга  склоняемые части речи. 16. Загадка грамматического рода 17. Что это за падеж? 18. Какими бывают предложения. 19. «Грамматике учиться всегда  пригодится». Мониторинг  проверки знаний. Актуализировать и  систематизировать знания  по морфологии Актуализировать и  систематизировать знания  о грамматической  категории рода  существительных Формировать навык  определения падежа имён  существительных Актуализировать и  систематизировать знания  о синтаксисе Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков II МОДУЛЬ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ ТЕСТЫ (6 часов) 20, 21. Тестовые задания с краткой  записью ответа 22, 23. Тестовые задания с развёрнутым  ответом на вопрос 24, 25 Учимся логически мыслить.  Проверочная работа с разными  типами заданий Способствовать  формированию навыка  работы с тестовыми  заданиями Способствовать  формированию навыка  работы с тестовыми  заданиями Способствовать  формированию навыка  работы с тестовыми  заданиями 1 1 1 1 1 2 2 2 УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ (8 часов) 26. «Орёл и кошка» 27. «Для чего ветер дует?» Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  1 1 28. «Язык мой» 29. «Необычный пацан» 30. «Текстовые связи» 31. «Душистый табак» 32. «Углич». Контрольная работа 33. «Святая Мария». Контрольная  работа 34. Аукцион знаний. Заключительное занятие лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Подвести  итог знаний и  навыков, полученных за  год занятий в кружке,  выбирается самый  эрудированный и  интеллектуальный  школьник. Занятие проводится в  форме интеллектуальной  игры. 1. Организационное занятие 2 год обучения. 6 класс Познакомить с целью и  задачами, с методикой  проведения занятий, с  примерным планом  работы. Распределяются  обязанности среди детей,  заполняются анкеты.  1 1 1 1 1 1 1 1 I МОДУЛЬ АЗ – СВЕТ МИРУ  (4 ч.) Работа с этимологическим словарём. Этимология  слов алфавит, азбука,  букварь, грамота. В каком значении употребляется  слово грамота в наше  время? Работа с этимологическим словарём,  лингвистический анализ  текста лингвистический анализ  текста, работа с толковым словарём Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (7 часов) Познакомить с разными  видами словарей, сферой  их употребления Формирование навыка  написания словарной  статьи лингвистический анализ  текста Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков Познакомить с  фразеологическим  словарём, способствовать  развитию навыка  использования  2. В начале было слово 3. В мире отзвучавших слов 4.  В погоне за живым словом 5. Презентация творческих работ   «Живое слово» 6. Слова и словари 7. «Музеи слов» 8. Слово слову рознь 9. Презентация творческих работ   «Слово о словах» 10. Работа с фразеологическим  словарём. Фразеологизмы –  синонимы и антонимы.  Фразеологизмы с именем  собственным. Фразеологизмы со  1 1 1 1 1 1 1 1 1 значением цвета. 12. Устный журнал «Ты и твоё имя» 11. Конкурс рисунков по теме  «Фразеологизмы», «Омонимы»,  «Многозначные слова». фразеологизмов в  собственной речи,  определять в  художественных текстах Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6 часов) 13. В чём секрет правописания  морфем? 14. Два слова о суффиксах 15. Суффиксы для образования  профессий, названия лиц по месту  жительства в русском языке  (сравнение с английским языком) 16. Иноязычные  словообразовательные элементы в  русском языке 17. Решение словообразовательных  уравнений 18. «Слова в масках». Конкурс  составления  словообразовательных гнёзд –  «словесных» деревьев, корнями  которых являются слова солнце,  друг, лес. Актуализировать и  систематизировать знания  о морфемике и  словообразовании Познакомить с функцией  суффиксов в речи Познакомить с функцией  суффиксов в речи Систематизировать знания о словообразовании  Способствовать развитию  аналитического мышления Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ  (5 часов) 19. Переход собственных имён  существительных  в  нарицательные Систематизация знания об имени существительном,  формирование навыка  определения имён  1 1 1 1 1 1 1 1 1 20. Конкурс. Прилагательные,  числительные, местоимения в  загадках, фразеологических  оборотах. 21. Практикум. Употребление в речи  существительных,  прилагательных, местоимений,  числительных. 22. Морфологические средства связи  предложений в тексте. 23. Грамматический турнир собственных Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков, а  также навыка поисковой  работы Формирование навыка  лингвистического анализа  текста Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков II МОДУЛЬ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ  УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ (6 часов) 24. «Русский язык» 25. «Шахматов» 26. «Имя числительное» 27. «Правописание» 28. «Правописание суффиксов  прилагательных» 29. Лингвистическая викторина Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ (5 часов) 30. «Мать» 31. «Добрая книга» 32. «Иностранный язык» 33. «Золотые кони хана Батыя».  Контрольная работа 34. Аукцион знаний. Заключительное  занятие. Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Подводится итог знаний и  навыков, полученных за  год занятий в кружке,  выбирается самый  эрудированный и  интеллектуальный  школьник. Занятие проводится в  форме интеллектуальной  игры.                      СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ (6 часов) I МОДУЛЬ 3 год обучения. 7 класс 1. Необычные правила 2. Путеводные звёзды орфографии Работа с некоторыми  школьными правилами.  создание новых  формулировок правил Рассказ  об  этимологии –  разделе языкознания,  который  исследует   происхождение  и   историю  развития  слов.  Запоминание  и   правильное  написать   трудных  и  не   поддающихся  проверке   1 1 1 1 1 1 1 3. Если  матрёшки  не  откликнулись Нахождение внутри слов  слов забавных матрёшек,  которые  помогут легко  запомнить  правописание.  Но матрёшки живут не во  всех словах. Как  поступать в таких  случаях?  Лингвистические  игры Использование  знаков  в  тексте. Конкурс­игра  «Что там стоит?..») Роль  [й] в речи и на   письме. Работа  с текстом. Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ (7 часов) Омонимы. Омофоны.  Омографы. Омонимия  в   основе загадок. Употребление паронимов.  Их отличия.  Дидактические игры  и   упражнения 4. Ъ и Ь – смягчение или   разделение? 5. Хитрый звук «йот 6. КВН «Секреты русской  орфографии» 7. Слова­тёзки 8. Различай и отличай 9. Игра – конкурс «Кто больше?»    Жаргоны, диалектизмы,   10. Многословие 11. Каламбур и многозначность использование   историзмов и лексические неологизмы Речевая  избыточность  и   речевая  недостаточность.  Плеоназм. Скрытая  тавтология. Сочинения­ миниатюры «Весенняя  симфония», «Песня  весёлого ручейка» Знакомство с каламбуром, многозначностью.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 12. Тайно слово родилось 13. Судьба слова.  Лингвистическая игра Лингвистические игры  «Давайте поиграем» Определить, как  рождаются слова Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС (16 ч.) 14. Проще простого или сложнее  сложного 15. Согласуй меня и помни 16. Работа над проектом 17. Наречие как часть речи 18. Образование бывает разным 19. Разряд, становись в ряд!   20. Узнай меня по суффиксу!   Составление  предложений. Прямой  порядок слов. Инверсия.  Использование порядка  слов в стилистических  целях,  для усиления  выразительности речи.  Актуальное  членение. Составление текстов  с   согласованием  названий  городов, названий  рек,  озер, заливов и пр.   Согласование зарубежных  республик,  административно­ территориальных единиц и астрономических названий Выбор  темы, алгоритма   выполнения работы, сбор  материала Наречие. Работа с  деформированными  текстами.  Лингвистическое  лото. Способы  образования   наречий. Решение  лингвистических   примеров и задач Разряды  наречий.  Употребление наречий в  тексте. Кроссворды Суффиксы  наречий.  Зависимость  1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. Некогда или никогда? 22. Затруднительное состояние 23. Служу всегда, служу везде, служу  я в речи  и в письме 24. Употреби  меня со словом 25. То же, так же  иль за то? 26. Соединю простое в сложное 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу 28. Значение и роль частицы в тексте 29. Будешь вежлив ты со мной 30. «Ку­ка­ре­ку: царствуй, лёжа на  правописания от  суффикса. Наречия  в  загадках Правописание  не и ни в  наречиях. Работа с  текстом. Игра  «Кто  быстрее?» Слова  категории  состояния: их виды  и   применение.  Дидактические   упражнения Роль  предлога в  письменной  и  устной   речи.  Работа с  текстом Конструкции с предлогом  и без предлога. Различие  предлогов в соответствии  с присущими им  значениями.  Употребление предлогов с географическими  объектами, при названиях  островов, гор, местностей, транспортных средств Правописание союзов.  Дидактические игры с  союзами.  Лингвистическая игра  «Найди соответствие») Роль союзов в тексте.  Построение текстов. Разряды  частиц. Игры  на  внимание Конкурс  на   восстановление  деформированного  текста Слова  вежливости,  междометия.  Создаём  ребусы. Звукоподражательные  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 боку!» слова, их роль и  употребление II МОДУЛЬ ОСВАИВАЕМ ВИДЫ ЧТЕНИЯ (4 часа) 31. «Без  названия» 32. «Фантастические миры» 33. «Всякая всячина». Контрольная  работа 34. Тайны грамматики.  Заключительное занятие Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Подводится итог знаний и  навыков, полученных за  год занятий в кружке,  выбирается самый  эрудированный и  интеллектуальный  школьник. Занятие проводится в  форме интеллектуальной  игры. 4  год обучения (8 класс) I МОДУЛЬ РЕЧЬ (2 часа) 1. Введение. Могучее средство  общественного развития. Русский  язык в современном мире.  Экология языка 2. Типы  речи или типы в речи Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов Работа с текстами,  определение типов речи 3. Необычные правила 4. Н+Н=НН ОРФОГРАФИЯ (6 ч.) Работа с некоторыми  школьными правилами,  создание новых  формулировок правил Нахождение подсказок,   1 1 1 1 1 1 1 1 которые помогут легко  запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во  всех словах. Как  поступать в таких  случаях?  Лингвистические игры Рассказ об этимологии –  разделе языкознания,   который исследует  происхождение и историю развития слов.   Запоминание и правильное написать трудных и не  поддающихся проверке  слов Употребление дефиса на  письме. Роль его в речи и  на письме. Работа с  текстом. Правописание НЕ и НИ в  разных частях речи.  Трудные случаи  написания. Не и НИ в   загадках Правописание  чередующихся гласных в  корнях слов. Их отличия.  Дидактические игры и  упражнения МОРФОЛОГИЯ  (5 ч.) Повторение  и  закрепление сведение о  самостоятельных и  служебных частях речи.  Игра ­ конкурс «Кто  больше?» Имя существительное как  часть речи: основные  морфологические  5. Путеводные звёзды орфографии 6. Слитно, раздельно или через  дефис? 7. НЕ и НИ бывают в слове 8. Различай и отличай 9. Морфологическая семейка 10. Тайна в имени твоём 1 1 1 1 1 1 11. Именная родня 12. Братство глагольное 13. Изучение морфологии в работах  Ф.И.Буслаева, А.Х.Востокова.  Защита проектов признаки, синтаксическая  роль в предложении.  Сочинения­миниатюры  «Осенняя симфония» Все именные части речи  русского языка: имя  существительное, имя  прилагательное, имя  числительное и  местоимение. Их  основные  морфологические  признаки, синтаксическая  роль в предложении.  Лингвистические игры  «Давайте поиграем» Глагол, причастие и  деепричастие. Их  основные  морфологические  признаки, синтаксическая  роль в предложении.  Практическое занятие,  определение, как  образуются глагольные  формы слова Способствовать  формированию  творческих,  аналитических навыков СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (16 ч.) 14. Сочетание или словосочетание? 15. Примыкай, управляй, согласуй Обобщение изученного о  строении словосочетания,  его разновидности и связи. Работа с  деформированными  текстами.  Составление  словосочетаний с  согласованием,  управлением и  1 1 1 1 1 16. Работа над проектом 17. Это непростое простое  предложение 18. Главнее главного 19. Действую по­ разному 20. Определяй и дополняй 21. Где? Куда? Когда? Откуда? 22. Назывные именные примыканием.  Согласование различных   названий Выбор темы, алгоритма  выполнения работы, сбор  материала Составление  предложений. Прямой  порядок слов. Инверсия.  Использование порядка  слов в стилистических  целях,  для усиления  выразительности речи.  Подлежащее и способы  его выражения. Решение  лингвистических  примеров и задач Сказуемое и способы его  выражения. Виды  сказуемых. Игра «Кто  быстрее?» Определение и  дополнение как  второстепенные члены  предложения, их  применение в  предложении. Частота  употребления  определений  в загадках Обстоятельство как  второстепенный член  предложения, его  применение в  предложении.  Работа с  деформированным  текстом Односоставные  предложения: их виды  и   применение. Назывные  предложения.  Дидактические  1 1 1 1 1 1 1 23. Личные отличные 24. Соединю родных и разделю 25. Обособим мы тебя   26. Обратись ко мне красиво! 27. Скажи прямо, не молчи 29. Косвенно чужая речь 30. Изучение синтаксиса в работах  упражнения Односоставные  предложения: их виды  и   применение. Виды  односоставных  предложений с главным  членом сказуемым. Работа с текстом. Как связываются между  собою однородные и  неоднородные члены  предложения.  Однородные и  неоднородные  определения.  Дидактические игры с  однородными членами.  Лингвистическая игра  «Найди несоответствие» Предложения с  обособленными членами  предложения. Их роль в  предложении. Понятие  обособления.  Использование при них  знаков препинания. Работа с деформированным  текстом Роль обращения в  предложении и  в тексте.  Виды обращений.  Построение текстов Строение прямой речи,  виды речи. Конкурс   высказываний на  лингвистическую тему Строение косвенной речи,  перестроение прямой речи в косвенную и обратно.  Работа с текстами,  определение видов речи Способствовать  1 1 1 1 1 1 1 А.А. Шахматова, В.В.  Виноградова  формированию  творческих  навыков,  навыков поисковой  работы II МОДУЛЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ЯЗЫКА (5 ч.) 31. Компрессия текста 32. Обобщение, упрощение,  исключение 33.  «Вежливость» 34. «Современен ли Толстой?» 35. «Счастье» 1. Введение. Могучее средство  общественного развития. Русский  язык в современном мире.  Экология языка  Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста 5 год обучения. 9 класс Язык как могучее  средство общественного  развития, важнейшее  средство человеческого  общения. Место русского  среди других языков в  современном мире.  Проблемы экологии языка I МОДУЛЬ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (3 часа) 2. Лексика и фразеология. Типы   лексических значений слов. Новые термины. Обогащение лексики,  паронимы,  синонимы,  омонимы, омографы:  оо ао б льшая — больш я ,  омофоны:  бал — балл,  антонимы. Понятие о  градации. Значение и  происхождение  1 1 1 1 1 1 1 3. Словари русского языка. Создание словарных статей 4. Нормы современного русского  литературного языка 1 1 фразеологизмов.  Иноязычные  заимствования.  Стилистическая окраска  лексических единиц.  Изобразительно­ выразительные средства  языка. Овладение навыками  практической работы со  словарем,  самостоятельное  составление словарных  статей  для словарей  орфографических,  лексико ­  грамматических,  толковых,  фразеологических,  синонимов, антонимов.  Словари омонимов,  паронимов,   этимологический. Основные  морфологические,  синтаксические и  орфоэпические нормы.  Сложные случаи  правописания   числительных,  существительных. Язык – развивающееся  явление. Примеры  изменения норм  литературного языка из  художественных  произведений. Решение олимпиадных  заданий, связанных с  орфоэпическими  нормами, нормами  управления и  согласования, разбор  заданий ОГЭ. ФОНЕТИКА (4 ч.) Знакомство с правилами  этикета 19 века, показать  значение «слов со  словоерсами» Знакомство с правилами  этикета 19 века, показать  значение «слов со  словоерсами» Знакомство с правилами  этикета 19 века, показать  значение «слов со  словоерсами» Знакомство с правилами  этикета 19 века 5. Евгений Онегин и его соседи 6. Печальная история штабс –  капитана Словоерсова 7. Тайна Словоерсова раскрыта 8. Звуки и буквы во дни Елисаветы  Петровны 1 1 1 1 9. Словосочетание. Простое  ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ  (12 часов) 1 предложение 10. Знаки препинания внутри  простого  предложения 11. Тире между подлежащим и  сказуемым. Тире в неполном  предложении (интонационные  особенности этих предложений) Основные виды  словосочетаний, по  морфологическим  свойствам главного слова. Основные признаки  словосочетаний.  Синтаксический и  пунктуационный разбор  простого предложения Виды осложнений  простого предложения.  Синтаксический и  пунктуационный разбор  простого предложения Тире между подлежащим  и сказуемым. Тире в  неполном предложении  (интонационные  1 1 12. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.  Обобщающее слово при  однородных членах предложения 13. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 14. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом 15. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с  вводными словами. Отличие их от  членов предложения 16. Знаки препинания при обращении.  Пунктуационное выделение  междометий 17. Знаки препинания между частями  сложносочиненного предложения 18. Знаки препинания в  сложноподчиненном предложении особенности этих  предложений) Актуализация и  систематизация знаний об  однородных членах  предложения, знаках  препинания при них Актуализация и  систематизация знаний об  обособленных членах  предложения, знаках  препинания при них Формирование навыка  определения  сравнительного оборота в  предложении, постановки  знаков препинания при  сравнительном обороте Формирование навыка  определения вводных слов и конструкций  в  предложении, постановки  знаков препинания при  них. Работа над  интонацией Формирование навыка  определения обращений    в предложении,  постановки знаков  препинания при них.  Работа над интонацией Формирование навыка  определения  сложносочинённого  предложения,  определения его границ,  отношений между частями Формирование навыка  определения  сложноподчинённого  предложения,  определения его границ,  1 1 1 1 1 1 1 19. Знаки препинания в бессоюзном   сложном предложении 20. Сложные предложения с  различными видами связи.  Синтаксический анализ сложного  предложения отношений между частями Формирование навыка  определения бессоюзного  сложного предложения,  определения его границ,  отношений между частями Формирование навыка  определения сложного  предложения с  различными видами связи, определения его границ,  отношений между частями II МОДУЛЬ ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (5 ч.) 21. «Русская кухня» 22. Сочинение – рассуждение на  лингвистическую тему 23. Смысловой анализ текста 24. Комплексный анализ текста 25. Подтекст Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Познакомить со  спецификой написания  сочинения – рассуждения  на лингвистическую тему  по заданному тексту Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  комплексного анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста ИНФОРМАЦИОННО – ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (9 ч.) 26. «Фольклор» 27. «Одинокое произведение  Грибоедова» 28. «Сергий Радонежский» Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. «18 июня  2014 года» 30. «Н.В.Гоголь» 31. «Сочинение – рассуждение о  смысле фразы» 32. «Сочинение – рассуждение о  слове» 33. «Пишем сочинение – рассуждение  на лингвистическую тему» 34. «Пишем сочинение – рассуждение, связанное с анализом текста» Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Способствовать навыку  лингвистического анализа  художественного текста Закрепить навык   написания сочинения –  рассуждения на  лингвистическую тему по  заданному тексту Закрепить навык   написания сочинения –  рассуждения на  лингвистическую тему по  заданному тексту Закрепить навык   написания сочинения –  рассуждения на  лингвистическую тему по  заданному тексту Закрепить навык   написания сочинения –  рассуждения на  лингвистическую тему по  заданному тексту 1 1 1 1 1 1 Список учебно – методической литературы Программы 1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников  Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 2. Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и  практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф.  (г. Санкт­Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170­ 178. Словари 1.Ахманова   О.С.   Словарь   омонимов   русского   языка.   /   О.С.   Ахманова.   ­   М.: Русский язык, 1976.–448с. 2.Бельчиков   Ю.А.  Словарь   паронимов.  /   Ю.А.  Бельчиков,  М.С.Панюшева.–  М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с. 3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4­х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с. 4.Евгеньева   А.П.   Словарь   синонимов   русского   языка   в   двух   томах.   /   А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с. 5.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с. 6. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с. 7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.– М.: 2001.–940с. 8.Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с. 9.Поспелов   Е.М.   Школьный   топонимический   словарь.   /   Е.М.   Поспелов.–   М.: Просвещение, 1988.–224с. 10.Тихонов  А.Н.  Морфемно –  орфографический  словарь. / А.Н.  Тихонов.–  М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с. 11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с. 12.Тихонов   А.Н.   Учебный   фразеологический   словарь   русского   языка.   /   А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с. 13.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с. 14.Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с. Учебники, рабочие тетради 1. Русская речь. 5 класс [Текст] : учебник / Е. И. Никитина.  Москва : Дрофа, 2013. 2. Русская речь. 7 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных  учреждений / Е. И. Никитина.  Москва : Дрофа, 2011. 3. Никитина Е.И.  Уроки развития речи к учебнику "Русская речь. Развитие речи":  8 класс  Москва: Дрофа, 2001 4. Никитина Е.И.   Уроки развития речи к учебнику "Русская речь. Развитие речи" : 9­й класс  Москва: Дрофа, 2002 5. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2013.  6. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2014. 7. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2014.  8. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2013.  9. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2016 10.  Криволапова   Н.А.Внеурочная   деятельность.   Сборник   заданий   для   развития познавательных способностей учащихся 5­8 кл.­М.: Просвещение, 2012. 11.  Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных   способностей   учащихся.   5­8   классы/   Н.А.Криволапова.­   М.: Просвещение, 2012. 12. Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г. Дополнительная литература 1. Успенский Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего. – Лениздат, 1974 2.Львова С.И. Уроки словесности 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2000 3.Осетров Е.И. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и  печатной. – М.: Дет.лит., 1989 4. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. ­ Новосибирск: НГПУ, 1995. 5.Волина В.В. Весёлая грамматика.­ М.: Знание, 1995. 6.Граник Г. Г.,   Бондаренко С. М.,   Концевая Л. А. Секреты орфографии. ­М.: Просвещение, 1991. 7.Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005. 8. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.­ М.: Просвещение, 1990. 9. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.­ М.: ВАКО, 2011. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5­6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.­М.: Глобус, 2010. Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1.http://rus­gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8­1­0­96 2.http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0­66 1. Темы исследовательских работ учащихся Словарное и фразеологическое богатство русского языка. 1. Русский язык – один из развитых языков мира. 2. 3. 4. 5. Русский язык как развивающееся явление. Языкознание – удивительная наука. Сколько на планете языков. Русский язык – язык межнационального общения народов. История языка. 1. Происхождение и этапы развития письма. 2. Неязыковые средства общения. 3. Типы письма и их история. 4. Что читали на Руси в 11­12 веках. 5. Первая русская книга. Словарная система русского языка. 1. Использование   слов   с   переносным   значением   в   разных   стилях   русского языка. 2. Использование омонимов в художественных произведениях. 3. Использование синонимов в разных стилях русского языка. 4. Использование антонимов в художественных произведениях. 5. Заимствованные слова. Происхождение и употребление слов  современного русского литературного языка. 1. Даль В.И. – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». 2. Использование диалектных слов в художественных произведениях. 3. Использование профессионализмов в художественных произведениях. 4. Использование устаревших слов в художественных произведениях. 5. Этимология названий растений, птиц, животных в  Сургутском районе. Фразеология 1. Этимология фразеологизмов. 2. Использование фразеологизмов в разных стилях русского языка. 3. Фразеологические словари и справочники. 4. Появление буквы ё в русском алфавите.  5. Использование   синонимов   и   антонимов   в   названиях   произведений.    художественных

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"

Программа элективного курса по русскому языку для 5 - 9 классов "В мире русского слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017