Программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" (10 класс, русский язык)
Оценка 5

Программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" (10 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
28.01.2017
Программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" (10 класс, русский язык)
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на з5 часов. Данная рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова). Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.Программа элективного курса по русскому языку для 10-х классов.
5. эл-10кл 2015_раб программа.doc

Пояснительная записка

 

            Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на з5 часов. Данная рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова).

            Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.

 

Материалы, использованные при составлении программы

  1. ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ФИПИ авторы-сост.: И.П.Цыбулько, В.И.Капинос и др. - М.: Эксмо, 2015.
  2. ЕГЭ. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-сост.: В.И.Капинос, И.П.Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. - М.: Вербум, 2003.
  4. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

 

Актуальность изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.

      Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания двух типов: задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

      Экзамен показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:

- ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;

- вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;

- задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

- речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально­деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т.д.);

- специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

- орфографическую и пунктуационную грамотность;

- владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

- умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе);

- у учащихся появляется больше возможностей для поступления в вузы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

- ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.

- Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», рассчитанный на один учебный год. Например, такие как:

- По учебному плану МКОУ «Эссойльская СОШ» на 2015-2016 учебный год отводится дополнительное время (1 час в неделю) для целенаправленной подготовки выпускников к экзамену;

- у учащихся появляется возможность выбирать предметы, по которым им необходима усиленная подготовка. (То есть на элективные приходят ребята, заинтересованные в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком);

- курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;

- позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе;

- подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам);

- знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

 

 

Место курса в образовательном процессе.

Специфика курса.

 

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Так как в 10-х классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес: и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 35 часов.

 

Цели, задачи изучения курса

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

1.      Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;

2.      Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;

3.      Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке;

4.      Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;

5.      Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание;

6.      Углубленное изучение отдельных тем курса.

 

Методы и формы решения поставленных задач

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

      Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

- Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»);

- Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

- Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)

- Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

- Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»)

- Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»). При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Содержание курса

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

Проводится повторение по основным разделам русского языка:

- лексика;

- фонетика;

- морфемика и словообразование;

- орфография и морфология;

- синтаксис;

- пунктуация;

- языковые нормы.

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Введение

1

Новые требования к написанию сочинения

Текст

2

Понятие текста. Способы связи предложений в тексте. Составление текста.

Стили и типы речи

4

Публицистический стиль. Художественный стиль. Типы текста.

Тема, идея текста

5

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы.

Композиция текста

4

Речевое оформление композиционных частей собственного текста, Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

Основная проблема текста

5

Проблемы, поднимаемые в тексте. Основная проблема текста. Способы формулирования проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Идея текста.

Позиция автора

2

Позиция автора и способы ее выражения.

Средства выразительности

2

Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности.

Языковой анализ текста

2

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

Логические приемы мышления

1

Композиция сочинения. Логические примы мышления.

Типы аргументации

2

Способы аргументации в изложении собственной позиции.

Анализ текста сочинения

5

Экспертная оценка сочинения. Рецензия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

Раздел

п/п

Тема урока

Тип урока

Оснащение

Контроль знаний

Д/з

Дата

Введение

1

Вводное занятие. Требования к написанию сочинения.

объяснение

презентация

опрос

 

 

Текст

2

Понятие текста. Связь предложений в тексте.

практикум

Презентация, тексты

опрос

 

 

 

3

Составление текста.

практикум

Презентация, тексты

опрос

 

 

 

4

Стили текста: публицистический стиль.

объяснение

Презентация, тексты

опрос

 

 

 

5

Стили текста: художественный стиль.

объяснение

презентация

опрос

 

 

 

6

Типы текста

практикум

презентация

опрос

 

 

 

7

Зачетная работа    № 1.

Контроль знаний

 

Зачетная работа

 

 

 

8

Тема и основная мысль текста.

практикум

презентация

опрос

 

 

 

9

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы)

практикум

презентация

Опрос, упражнения

 

 

 

10

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст.

практикум

тексты

опрос

 

 

 

11

«Расшифровка» информации текста.

практикум

тексты

опрос

 

 

 

12

Зачетная работа

№ 2

Контроль знаний

 

Зачетная работа

 

 

 

13

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

объяснение

презентация

 

 

 

 

14

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

закрепление

Презентация, тексты

Творческая работа

 

 

 

15

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

объяснение

Презентация, тексты

 

 

 

 

16

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

закрепление

Презентация

Творческая работа

 

 

 

17

Формулировка основной проблемы исходного текста.

объяснение

презентация

опрос

 

 

 

18

Формулировка основной проблемы исходного текста.

практикум

тексты

Творческая работа

 

 

 

19

Комментирование основной проблемы исходного текста.

объяснение

тексты

опрос

 

 

 

20

Комментирование основной проблемы исходного текста.

практикум

тексты

Творческая работа

 

 

 

21

Зачетная работа

№ 3

Контроль знаний

 

Зачетная работа

 

 

 

22

Позиция автора и способы ее выражения.

практикум

Презентация, тексты

опрос

 

 

 

23

Позиция автора и способы ее выражения.

практикум

тексты

Творческая работа

 

 

 

24

Общие средства выразительности.

практикум

презентация

опрос

 

 

 

25

Специальные средства выразительности.

практикум

презентация

опрос

 

 

 

26

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

практикум

Презентация, тексты

опрос

 

 

 

27

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

практикум

Презентация, тексты

Практическая работа

 

 

 

28

Композиция сочинения-рассуждения (логические приемы мышления)

объяснение

презентация

опрос

 

 

 

29

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

практикум

тексты

Практическая работа

 

 

 

30

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

практикум

тексты

Творческая работа

 

 

 

31

Экспертная оценка сочинения

практикум

презентация

опрос

 

 

 

32

Написание рецензии

практикум

тексты

рецензия 

 

 

 

33

Написание рецензии

практикум

тексты

рецензия

 

 

 

34-35

Итоговая зачетная работа

Контроль знаний

тексты

сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально­-деловой сферах общения;

 

Должны уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический комплексный анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- овладеть практическими навыками самостоятельного, написания рецензии и сочинения-рассуждения (определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно-выразительных средств).

 

 

 

Формы контроля

 

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий и создание собственных текстов. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т. д.

 

 

Форма контроля

Сроки

Зачетная работа № 1

октябрь

Зачетная работа № 2

ноябрь

Зачетная работа № 3

февраль

Итоговая зачетная работа

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Основная литература

1.              Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2002.

2.              Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2009.

3.              Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. - М.: Вербум, 2003.

4.            ЕГЭ. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-сост.: В.И.Капинос, И.П.Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2014.

5.              ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ФИПИ/ авторы-сост.: И.П.Цыбулько, В.И.Капинос и др. - М.: Эксмо, 2015.

6.             Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.

7.             Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

8.              Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». – М.: «Астрель», 2009.

 

Дополнительная литература

  1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы – М.: Просвещение, 2009.
  2. Баронова М. М. Полный справочник для подготовки  ЕГЭ. – М.: Астрель, 2008.
  3. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
  4. Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М.: Вербум-М, 2003.
  5. Пучкова Л. И., Гостева Ю. И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009.
  6. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

 

 


Пояснительная записка

Пояснительная записка

ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся

ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся

Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена

Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена

Содержание курса В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах

Содержание курса В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

Формулировка основной проблемы исходного текста

Формулировка основной проблемы исходного текста

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Список литературы Основная литература 1

Список литературы Основная литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017