Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)
Оценка 5

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
doc
география
9 кл
29.01.2017
Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Cогласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет, создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля, расширяет кругозор школьника. Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Но уроков, отведенных на изучение этих тем, очень мало. Интерес к геологическим вопросам, возникающий у учащихся при прохождении курса физической географии, углубляется и расширяется в процессе изучения элективного курса геологии, из стихийного и поверхностного делается осознанным, основанным на понимании сущности геологической науки и ее важнейших закономерностей. Геология — наука о вещественном составе и истории земной коры. Она раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с методами познания прошлого и методикой прогноза минеральных ресурсов.Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса "Удивительный мир геологии"
Рабочая программа по элективному курсу Геология - копия.doc
Элективный курс "Удивительный мир геологии" Пояснительная записка Рабочая программа  составлена на основе: 1. Федерального закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.   Федерального   компонента   государственного   стандарта   общего   образования (утвержден   приказом   Минобразования   и   науки   РФ   «Об   утверждении   федерального компонента   государственных   стандартов   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089); 3.   Приказа   №8513   от   26.09.12   г.   о   Перечне   рекомендуемых   в   2012­1013   уч.   году программ   элективных   предметов   для   профильного   обучения   и   элективных   курсов   для предпрофильной подготовки обучающихся; 4.   Авторской   программы   элективного   курса   «Удивительный   мир   геологии»,   авт. Матасова С.В., учителя географии МОУ СОШ №3 г. Вольска; 5.   Основной   образовательной   программы     муниципального   общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска Саратовской области»; 6. Положения «О рабочей программе педагога МОУ СОШ №3 г. Вольска». Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных  курсов данный курс принадлежит к группе предметно­ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет, создаёт  условия осознанного и успешного выбора профиля.  Программа   элективного   курса   «Удивительный   мир   геологии»  предназначена   для учащихся   9   класса.   Согласно   основной   образовательной   программы     муниципального общеобразовательного   учреждения   «Средняя   общеобразовательная   школа   №3   г.   Вольска Саратовской области» на изучение элективного курса в 9 классе отводится 17 часов в год. «Описание Земли» ­ такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Это наука о людях, о различных местах  на Земле, об отношениях между людьми и самой Землёй. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях... и о многом­многом другом. География объясняет ученику мир, в котором он живёт, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей Земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе. Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Интерес к геологическим  вопросам, возникающий  у учащихся  при прохождении  курса физической географии, углубляется  и расширяется  в процессе   изучения   элективного   курса   геологии,   из   стихийного   и   поверхностного   делается осознанным,   основанным   на   понимании   сущности   геологической   науки   и   ее   важнейших закономерностей. Геология  —   наука   о   вещественном   составе   и   истории   земной   коры.   Она   раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с методами познания прошлого и методикой прогноза минеральных ресурсов.   Геология учит понимать все геологические  явления во взаимосвязи и развитии. Поэтому возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими историю развития природы. Этому должен способствовать  элективный  курс  «Удивительный  мир  геологии», дающий учащимся целостную систему знаний о земной коре и ее развитии. Целью элективного курса   является развитие и углубление познавательных интересов учащихся по физической географии и  о геологической науке, овладение основами данной науки, ознакомлением с геологическим прошлым своего края и практическим применением геологических знаний через вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.  Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы,   но   так   необходимые   им   в   жизни.   Как   правило,   многие   из   них   носят краеведческий характер.   Отсюда вытекают задачи обучения данному курсу. 1.Последовательно раскрывать перед учащимися основные геологические  закономерности и на основе фактического материала научить детей ориентироваться в  геологическом прошлом своего края. 2. Прививать учащимся любовь к геологической науке и исследовательские навыки,  научить пользоваться «Справочником­определителем горных пород, минералов и  окаменелостей», классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени  образования и происхождению.  3. Развивать у учащихся способность и умение наблюдать геологические явления,  анализировать геологические факты, проводить сбор коллекционного материала,  систематизировать его и оформлять в коллекцию, проводить работу по чтению геологических карт и разрезов, профилей рельефа, работу с учебной и научной литературой, чтение и  конспектирование рекомендованных учителем статей; самостоятельный подбор материалов  и их изучение с целью сообщения в классе или составление рефератов по прочитанной  литературе, подготовка докладов по актуальным проблемам геологической науки.  4. Последовательно осуществлять связь теории с практикой, познакомить с  практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека,  привлекать учащихся к выяснению и учету местных запасов месторождений полезных  ископаемых, проводить работу по изготовлению наглядных пособий: таблиц, картин,  фотографий, коллекций и т. д.; 5. Открывать перед учащимися перспективы дальнейшего развития геологической  науки и использования ее достижений в интересах хозяйства страны.  6. Раскрыть творческий потенциал учащихся, развивать их интересы и способности,  развивать личный интерес учащихся к поисковой, исследовательской работе, как важным  составляющим в овладении новыми современными знаниями, умениями, навыками.            7. Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии. Изучая геологию, учащиеся должны приобрести определенные практические умения и навыки,   способствующие  пониманию   «каменной   книги   природы»,   что   дает   возможность подготовить их к будущему участию в геологических исследованиях. Геология изучает Землю на определенном этапе ее развития. Как  известно,  в истории земного   вещества   выделяются   два   возрастных   этапа   —   космический   (планетарный)  и геологический.   Последний   начался   с   того   момента,   когда  Земля   приняла   примерно современный   облик,   т.  е.   «твердую   кору  и   скопления   воды   на  своей   поверхности»,   а  ее атмосфера стала «ареной метеорологических явлений в современном смысле этого слова, ее поверхность — ареной геологических изменений… Объектом изучения геологии является земная кора. Она состоит из геологических тел — минералов   и   горных   пород.   Изучение   их   в   статическом  и динамическом состояниях и историческом аспекте представляет основную задачу данного элективного курса. Критериями   отбора   геологических   тел   для   их   изучения  являются   следующие:   для минералов — породообразующее значение, использование в качестве руд (металлических и неметаллических), значение для хозяйства  своего района; для горных пород — участие в формировании   вещественного   состава   земной   коры   и   геологическом   строении   своей местности;   для   ископаемых   остатков   организмов   —   значение   в   качестве   руководящих ископаемых для геологических систем, слагающих территорию России и свою местность. Важнейшей   задачей   элективного   курса    является  овладение   учащимися  геологическим методом, в  основе которого лежит изучение геологических тел как  ключа для понимания истории земной коры. Поэтому при  изучении   курса минералы и горные породы должны рассматриваться   не   изолированно,   а   в   тесной   связи   с   теми   геологическими   явлениями,   в результате которых они образовались. Начальной   точкой   любого   геологического   исследования  являются   наблюдение   и собирание фактов. Наблюдение  в геологии носит несколько иной характер, чем в других естественных науках. Геологу недостаточно описать и объяснить   то   или   иное   явление,   а необходимо   установить  его   отношение   к   другим   явлениям.   Наблюдая   выходы   горных пород, геолог должен помнить, что перед ним не единичные обособленные формы, а части единого горного массива. Геологу важно уметь сопоставлять отдельные выходы пород, для того чтобы выяснить взаимоотношения   между   ними   и   восстановить   общую   картину   геологической   истории изучаемой территории. Содержание курса «Удивительный мир геологии» имеет практическую направленность, так как предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных  практических работ;  работу школьников с определителями и справочниками; подготовку сообщений, докладов, выступлений с лекциями перед учащимися школы об изучаемой теме; оформление стенда «Удивительное ... о камнях». Формы организации и методы обучения геологии Успех  занятий зависит от правильной организации. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо   выявить   уровень   геологических   знаний   учащихся,   приобретенных   в   процессе изучения курсов природоведения  и физической  географии, а также определить  интерес учащихся к геологическим вопросам. Конечно, он  еще неосознан, основан на увлеченности новизной данного материала. Поэтому перед учителем стоит задача — углубить этот интерес, сделать его стойким и целенаправленным. Способствовать этому должны формы организации и методы обучения элективного курса. Опыт преподавания  курса геологии позволяет наметить следующие формы организации обучения данному курсу:  Теоретические занятия   (лекции,   беседы — на  них отсутствуют обязательные  элементы урока: учитель сообщает новый материал или проводит обобщение и углубление  знаний, полученных учащимися ранее в курсе географии или в процессе самостоятельной  работы на занятиях элективного курса);  Лабораторные занятия (изучение геологических документов, чтение геологических  карт, разрезов и т. д.);  Полевая практика (изучение особенностей геологических явлений и геологического  строения своей местности в полевых условиях).  Учебные конференции и семинары.  Внеклассная индивидуальная и групповая самостоятельная работа (подготовка к  докладам,  семинарам, конференциям, написание рефератов, постановка опытов, решение  задач и т. д.). Основной формой проведения теоретических занятий является лекция, реже применяются беседа и рассказ. Содержанием лекций по геологии может быть: 1) введение учащихся в круг проблем по данной   томе;   2)   сообщение   новых   сведений   об   изучаемом   предмете;   3)   раскрытие закономерностей между изучаемыми явлениями и теоретическим обобщением; 4) обзорные лекции по какому­либо разделу курса. При чтении лекций широко используется проблемный подход к изложению материала, что способствует развитию интереса у учащихся к изучению геологии и активизации умственной деятельности учащихся. Метод   беседы   применяется   при   обобщении   материала,  изученного   на   лабораторных занятиях   или   в   полевой   практике.   Беседуя   с   учащимися   о   ходе   выполнения самостоятельной   работы,   учитель   подводит   их   к   правильному   выводу   о   полученных результатах. Большое   значение   имеют   беседы   инструктивного   характера   перед   проведением лабораторных   занятий,   полевой   практики,   выполнением   самостоятельной   индивидуальной работы. В такой беседе устанавливается связь между полученными теоретическими знаниями и предстоящей самостоятельной работой. Методы самостоятельной работы применяются в тех формах организации обучения, где на первый   план   выступает   деятельность   учащихся,—   на   выполнении   внеклассных самостоятельных заданий. Возможные   геологические   экскурсии   (в   зависимости   от   местности)   ­   изучение обнажений: ­ процессов выветривания – россыпи, элювий( остаточные породы на месте разрушения), коллювий(обломочный материал, снесенный с водоразделов под действием силы тяжести), коры   выветривания(совокупность   продуктов   разрушения,   как   остаточных,   так   и перемещенных); ­   деятельности   ветра   –   корразия   (вытачивание   ветром   на   горных   породах   различных углублений,   а   также   штриховка   и   полировка   скал),   куэсты,   эоловые   формы:   дюны   и барханы; ­ деятельности атмосферных осадков – овраги, сели; ­ деятельности рек – эрозия, аккумуляция: меандры, старицы, острова, террасы, пойма, дельта, эстуарий, лиманы; ­ геологической деятельности подземных вод – карст (сталактиты, сталагмиты), оползни ­ пример «пьяный лес», грязевой вулканизм; ­   деятельности   ледников   –   морены,   скульптурные   формы   (борозды,   бараньи   лбы, курчавые скалы, троги, кары, котловины выпахивания, озы, друмлины, камы) ­   деятельности   моря   (разрушение­   абразия   –   террасы,   фьорды,     созидательная   – осадконакопление или аккумуляция– пляжи, косы, рифы) ­ деятельности озер и болот – лагуны, болота – торф. Каждый   из   указанных   выше   видов   работ   включает   формирование   приемов   работы   с определенным   источником  информации   через   усложнение   заданий   и   умственное восприятие учащихся. Поэтому следует учитывать моменты:  формулирование задачи, которую   следует   решить;  необходимую теоретическую основу для постановки исследования и наблюдения;  формулирование   гипотезы на   основе   имеющихся знаний;  разработку плана и программы   исследования или опыта;  проведение непосредственных наблюдений или опытов над явлениями   природы;     сбор и фиксация   фактов (записи, зарисовки, фотографии);  выводы и обобщения;  применение полученных выводов на практике. Исследовательский принцип обучения чаще всего используется при наблюдениях в полевых и лабораторных условиях. Придавая большое значение исследовательскому принципу в процессе обучения, нельзя отказываться от использования работ иллюстративного характера. Оба вида работ должны находить свое место при изучении курса, причем между «методом доказательства» готовых положений и «методом открытий» необходим определенный баланс. Если работа носит исследовательский характер, то теоретический материал должен изучаться на  ее   основе;   если   она   имеет   иллюстративный   характер,   то  строится   на   материале предшествующего   занятия.   строгое   разделение   исследовательского   и иллюстративного элементов искусственно, так как и в работах иллюстративного характера могут и должны быть элементы исследования.   Конечно, При проведении полевой практики учащиеся знакомятся с важнейшими геологическими явлениями   своей   местности,   с   результатами   их   деятельности,   учатся   самостоятельно познавать историю земной коры определенной  территории. Не следует превращать полевую практику   в  обычные   экскурсии,   на   которых   учитель   чаще   всего   показывает   выделенные заранее   объекты   и   сам   развивает   ту  или   иную   тему,   логически   обобщающую   материал. Необходимо и на полевой практике как можно шире использовать исследовательский принцип в обучении, при котором учащиеся под руководством учителя решают поставленные задачи. Как же конкретно осуществляется применение этого  принципа на практике? Например, при изучении темы  «Формы залегания осадочных пород»,  предварительно дав необходимый материал   в   классе,   можно   провести  геологическую   экскурсию,   на   которой   учащиеся рассматривают обнажения и зарисовывают  формы залегании  пород,  тем самым закрепляя материал,   изученный   ранее.   Можно   также,   предварительно   не   объяснив   в   классе теоретический материал или дав лишь общие представления о характере залегания горных пород,   предложить   учащимся   самостоятельно   сравнить   залегание   пород   в   различных обнажениях.   Все   виденное   (обнажения,   форму   залегания   пород   и   т.   д.)   учащиеся зарисовывают в полевом дневнике, а собранный материал затем использует учитель во время лекции. В этом случае учитель только ставит проблему, а формулирует и решает ее ученик. Исследовательский   принцип   в   процессе   проведения   полевых   наблюдений   может   быть осуществлен  путем  самостоятельных   наблюдений.   Учащимся   сообщается   только  тема   их работы, например выяснить, как залегают осадочные горные породы. Учитель предлагает им самостоятельно посетить заранее выбранные объекты. Школьники зарисовывают, описывают эти объекты, выясняют, как залегают породы в обнажении. Дальнейшая работа проходит в классе. С помощью учителя учащиеся обобщают материалы наблюдений и делают правильные выводы о формах залегания пород. Проведение подобных работ требует умелой организации и хороших знаний по геологии у учителя.  Таким образом, исследовательский принцип в процессе  полевых наблюдений может быть осуществлен различными методами, но преимущество последнего неоспоримо: он эффективен, способствует   глубокому   и   прочному   усвоению  знаний,   применению   их   на   практике   и направлен на активизацию всей познавательной деятельности школьников. Формирование   интереса   к   определенной   области   знаний   невозможно   без   чувства удовлетворения школьника своими  достижениями. Для их показа большое значение имеют учебные конференции, семинары, которые являются специфическими формами организации занятий и помогают осуществлять учет и контроль знаний учащихся. К семинарам учащиеся должны изучить рекомендованную литературу, провести наблюдения, собрать   материал  по   теме.   На   семинаре   учащиеся   делают   сообщения,   сопровождая   их демонстрацией собранных материалов и подходящих  средств наглядности и опытов. После каждого сообщения учащиеся выступают с дополнениями по данному вопросу. Затем учитель подводит итог проделанной работы. Учебная конференция — одна из форм обучения и подведения итогов самостоятельной работы учащихся. Материалом для конференции могут служить, например, итоги  изучения геологического строения своей местности на полевой практике или в процессе внеклассной индивидуальной и групповой работы. В   процессе   изучения   курса   геологии  проводятся   и   экскурсии   в   геологические   и краеведческие  музеи,   что   способствует   развитию   интереса   учащихся   к   геологическому прошлому своего края.  В  рабочей  программе   используются   следующие   формы  учета  знаний:   практические работы(   4   ),   лабораторная   работа   (1).   Тематический   контроль   проводится   в   различных формах:   фронтальный   опрос,  тестирование.  Изучение   курса   завершается   контрольным тестом. Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие   самостоятельные     и   тестовые   работы   в   рамках   каждой   темы   в   виде   фрагментов занятий.  Знакомство с богатствами родного края, с техникой геологических исследований вызывает у   детей   интерес.   Они  как   бы   приобщаются   к   тому   научному   поиску,   который  ведется геологами   во   многих   местах   нашей   Родины.   Немало   ребят   выражают   желание   стать   в будущем геологами — исследователями земных недр. УЧЕБНО­КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  9 КЛАСС № п/п Тема занятия Кол­во  часов Тип занятия Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Использо вание ИКТ Дата проведе­ ния  занятия  план факт Примеча­ ние  Введение.  Содержание курса.  Геологическое  прошлое своей  местности 1  Вводная  лекция с  элементами  контроля 1 2 ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Представление о  структуре, целях и  задачах курса  «Удивительный мир  геологии». Геологическое прошлое своего края.  Геологическое  прошлое своей  местности. Геология и полезные  ископаемые 1 Урок­ экскурсия (краевед­ ческий музей)  Геология своего края,  полезные ископаемые,  которые разведаны в  данной местности,   их применение.  Входное  тестирование Презен­ тация  Отчет об  экскурсии Геохронологическая  таблица,  тектоническая карта  Земли;   геологические эры,  периоды, эпохи  складчатости,   изменения форм  рельефа.  Знать соотношение  положения своего края  на картах своей  области и страны.  Формы рельефа,  преобладающие  растительность и  животные организмы в  различные  геологические эры.  Влияние внешних и  внутренних сил Земли  на формирование  горных пород и  минералов своей  местности. 3  Геологические  науки 1  Лекция  Фронтальный  опрос Презента­ ция   Основные   отрасли геологической науки. Основные этапы развития   геологии. Геологические исследования   и   их специфика.  Знать основные  отрасли  и основные  этапы геологической  науки.  Методы  геологических  исследований: съемка, стратиграфический,  петрографический,  палеонтологический,  седиментационный,  изотопные                          Тема 2. Внутреннее строение Земли. Вещественный состав земной коры (1 час) 4 Внутреннее  строение Земли. 0,5  Семинар   Внутреннее   строение шара, земного   температура и давление   внутри Земли,   элементный состав земной коры. внутреннее Знать   строение   земного шара,  температура   и давление внутри Земли,   элементный состав земной коры.   Презента­ ция Работа с  коллекцией  горных пород  и минералов Вещественный состав земной коры 0,5 Семинар   Вещественный состав коры, земной   слагающие ее горные минералы, породы,   полезные ископаемые.   Знать вещественный состав земной коры, слагающие ее  минералы, горные  породы, полезные  ископаемые. Работа с  коллекцией  горных пород  и минералов Тема 3. Минералы и их свойства (1 час) Презента­ ция.  Библиоте­ ка  электрон­ ных пособий 5 Минералы и их  свойства 1 Лабора­ торная  работа Кристаллическое и  аморфное строение  вещества. Общие  сведения о  минералах.  Классификация  минералов.   Физические и  химические свойства  минералов Знать общие  сведения о  минералах.  Классификация  минералов.   Физические и  химические  свойства минералов Отчет по  лабораторной работе  «Минералы и  их свойства» Тема 4. Горные породы (1 час) 6 Горные породы 1 Практикум Знать горные  породы, их  классификацию по  различным  признакам. Горные породы,   их классификаци я по различным признакам. Практическая работа  «Характеристи ка горных  пород по  происхожде­ нию» Тема 5. Горные породы и минералы своего края (2 часа)   7 Горные породы и  минералы своей  местности  1 Учебная  экскурсия Горные породы и  минералы своей  местности  Отчет Знать горные породы и минералы своей  местности;  научиться проводить сбор коллекционного материала, вести  записи в полевом  дневнике  наблюдений. Презента­ ция 8 Камеральная  обработка  материала 1 Практиче­ ское  занятие Классификация   горных пород и минералов. Знать классификации  горных пород и  минералов. Научиться работать  со справочником­ определителем  горных пород и  минералов. Тема 6. Следы жизни на камне (2 часа) Работа с  коллекцией  горных пород  и минералов 9 Наука палеонтология. Остатки   и   следы жизни древних существ (окаменелости)   10 Следы   древней жизни, встречающиеся   в своей местности 1 Лекция 1 Практиче­ ское  занятие Тестирова­ ние Отчет Наука палеонтология. Понятие «окаменелость»,     его сущность,   причины их Роль образования. окаменелостей в составлении   общей картины геологического прошлого Земли.     Знать предмет  изучения науки  палеонтологии,  окаменелости, их  роль  в составлении  общей картины  геологического  прошлого Земли.   Окаменелости,   время их образования, характеристика организма, образовавшего окаменелость. Знать окаменелости,  время их  образования,  характеристику  организма,  образовавшего  окаменелость. Уметь  определять  окаменелости по  справочнику­ определителю 11 Полезные ископаемые 1 Комбиниро ­ванный (лекция,  практиче­ ское  занятие 12 Геологические  процессы 1 Лекция 1 Семинар 13 Геологические явления, вызываемые внешними процессами 14 Геологическое  летоисчисление 1 Лекция Тема 7. Полезные ископаемые (1 час) Классификация полезных   ископаемых по различным признакам.   Знать  классификацию  полезных ископаемых  по различным  признакам. Тема 8. Геологические процессы (2 часа) Геологические процессы. Тектонические движения земной коры. Формирование геотектонических элементов коры Геологические явления, вызываемые внешними процессами  земной Знать геологические  процессы,  тектонические  движения земной  коры, формирование  геотектонических  элементов земной  коры Знать геологические  явления, вызываемые  внешними  процессами Тестирова­ ние Презента­ ция Работа с  геологиче­ ской картой Презента­ ция Фронталь­ ный опрос Виртуальная школа  Кирилла и  Мефодия Тема 9. Геологическое летоисчисление (1 час) Геохронологическая таблица, геологические карты Эры, периоды, эпохи горообразования. Методы   определения возраста горных пород Знать эры, периоды,  эпохи  горообразования.  Уметь работать с  геохронологической  таблицей и  геологическими  картами Работа с  геохроноло­ гической  таблицей и  геологиче­ скими  картами Виртуальн ая школа  Кирилла и Мефодия 15  Геологическое  картирование  1 Лекция Тема 10. Геологическое картирование (1 час) Геологическое картирование. Геологическая   карта. Геологические   разрезы. Стратиграфическая колонка Знать   геологическое картирование.   Уметь работать с   геологическими картами, геологическими разрезами, стратиграфическими колонками Работа с  геологич.  картами,   геологич.  разрезами,   стратиграфи ческими  колонками Тема 11. Геологическое строение своего края (1 час) Презента­ ция 16 Геологическое  строение своего  края 1 Семинар Геологическое  строение своего края 17 Итоговое занятие «Удивительный мир геологии» 1 Обобщение и контроль Основные элективного курса   Знать особенности  геологического  строения своей  местности. Уметь составлять  отчет Содержание курса понятия Отчет Контроль­ ная работа  или игра. Оформление  стенда «Удивитель­ ное… о камнях» Формы  контроля учебного материала    3 четверть 4 четверть Количество Дата проведения Количество Дата проведения 1 3 3 ­ ­ 1 1 Форма контроля Лабораторна я работа Практическа я работа Тест  Контроль и учет знаний, навыков и умений учащихся Трудной   педагогической   проблемой   являются   учет   и  оценка   знаний,   навыков   и умений учащихся по элективному курсу.  Целесообразным представляется учет знаний учащихся с помощью контрольных работ, которые   можно   проводить  после   изучения   и   отдельных   разделов,   и   всего   курса. Контрольные  работы   дают   возможность   быстро   и   эффективно  оценить   уровень приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. В соответствии с психологическими особенностями старшего школьника необходимо выделять в контрольных работах задания различной   степени   трудности.  При   этом   важное   значение   должно   придаваться выполнению заданий, направленных на проверку умений, как итога  всей педагогической деятельности с учащимися. Поэтому задания для контрольной работы должны строиться с учетом уровней эффективности развивающего обучения:  Воспроизведение знаний (общие понятия, причинно­следственные связи,  закономерности) в том виде, как они были усвоены. Примером заданий такого рода могут быть следующие: внешнее описание явления, выбор   правильного ответа из множества,  подстановка пропущенных слов в формулировках или непосредственное  формулирование правил и закономерностей.  Перенос приемов умственной деятельности на знакомые ситуации   (количественное  объяснение   сущности явления).  Творческое применение знаний и творческий перенос приемов в нестереотипной  учебной  ситуации  при отсутствии внешней опоры (умение). Примером заданий с  использованием данного  уровня являются  познавательные задачи, иногда требующие  проведения определенного  исследования. Необходимо,   чтобы   в   контрольной   работе   степень   сложности   заданий   нарастала постепенно (учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в зависимости   от   этого   должна   даваться   оценка   их   знаний  (за   знания   каждого   уровня ставится своя оценка, а затем  выводится средний балл). В качестве примера заданий для контрольной работы можно привести  следующие: Укажите, какие из перечисленных ниже положений относится к юрскому периоду: а) среди морских фаций типичны карбонаты, в частности писчий мел; б)  наземная  фауна   примечательна   широким   развитием   наземных,   водных   и   летающих рептилий; в) климат Восточно­Европейской (Русской) равнины в конце периода был аридным; г) тектоническая жизнь земной коры в течение всего периода была интенсивной; д) флора характеризуется господством голосеменных; е) в конце периода происходит вымирание аммонитов   и   зубастых птиц. 2. В обнажении обнаружены следующие породы (сверху вниз): мел писчий, глина зеленая, коралловый известняк; песок тонкозернистый; галька, глина с включениями гипса. Зарисуйте обнажение. Составьте кривую смены палеогеографических условий. Подобные задания для контрольных работ составляет учитель, используя материалы учебной   и   научно­популярной   литературы.   Наиболее   удачной   формой   занятий,   при проведении  которых   легко   оценить   степень   усвоения   фактических   знаний   и   умений учащихся являются семинары и учебные конференции. Содержание тем элективного курса Введение (2 час). Лекция по содержанию курса и по геологическому прошлому своей местности (1 час). Экскурсия в краеведческий музей (1 час). Тема 1. «Геологические науки» (1 час)          Основные отрасли геологической науки.  Основные этапы развития геологической науки.        Геологические исследования и их специфика. Тема 2. «Внутреннее строение Земли» (0,5 часа)                «Вещественный состав земной коры» (0,5 часа) Тема 3. «Минералы и их свойства» (1 час)  Кристаллическое и аморфное строение вещества. Общие сведения о минералах.  Классификация минералов.  Физические и химические свойства минералов.  Лабораторная работа. Тема 4. «Горные породы» (1 час)  Практическая работа «Характеристика горных пород» Тема 5. «Горные породы и минералы своего края» (2 часа).     Учебная экскурсия «Горные породы и минералы своей местности» (сбор коллекционного  материала)  (1 час). Практическое занятие «Камеральная обработка материала» (1 час). Тема 6. «Следы жизни на камне» (2 часа). Лекция «Наука палеонтология. Остатки и следы жизни древних существ (окаменелости) (1 час). Практическое занятие на тему «Следы древней жизни, встречающиеся в своей местности» (1 час). Тема 7. «Полезные ископаемые» (1 час). Классификация полезных ископаемых по различным признакам Тема 8. «Геологические процессы» (2 час)  Геологические процессы.  Тектонические движения земной коры. Формирование  геотектонических элементов земной коры  Тема 9. «Геологическое летоисчисление» (1 час) Методы определения возраста горных пород. Работа с геохронологической таблицей Тема 10. «Геологическое картирование» (1 час) Геологическая карта. Геологические разрезы. Стратиграфическая колонка Тема 11. «Геологическое строение своего края» (1 час) Семинар «Геологическое строение своего края» Итоговое занятие (1 час). Требования к уровню подготовки обучающихся В  результате обучения учащиеся должны знать: ­ особенности геологического прошлого своего края; ­ что такое окаменелости и их разновидности; ­ историю возникновения и время образования горных пород, минералов и окаменелостей своей местности; ­ принципы классификации горных пород и минералов; ­ основные группы горных пород осадочного происхождения и их характерные отличия; ­ применение горных пород и минералов своей местности в хозяйственной деятельности  человека. Вышеуказанное определяет и следующие умения: ­ определять горные породы, минералы и окаменелости, используя справочник­ определитель; ­ отбирать необходимое снаряжение для проведения практических работ на местности и в лабораторных условиях; ­ представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм; самостоятельно применять на практике знания о времени образования и происхождении горных пород,  минералов и окаменелостей; ­ вести наблюдения в природе и собирать коллекционный материал; работать  индивидуально и в группе; подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных  выступлений. Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует  представления о природе как средстве обитания человека и её роли в удовлетворении  насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся  для последующего выбора профессий и сферы деятельности. Перечень учебно­методического обеспечения Учебники  Учебные пособия Методические  пособия 1. Баринова И.И. География России. Природа. –М.:Дрофа, 2009. 2. География материков и океанов. 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина; Изд. «Дрофа»,2009 г. 3. Герасимова Т.П.,   Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010 г. 1. Географический атлас. 8 класс, ­ М. «Дрофа», 2009 2. География Саратовской области 1.  Баринова И.И.Современный урок географии. Часть 1. М. Дрофа,  2001 2. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Методическое пособие по  изучению ископаемых позвоночных. М., «Недра», 1986 3. Еремин А.В., Следников А.А.. Геология. М, Просвещение,1971 4. Мильничук В.С., Арабаджи М.С.. «Общая геология» М. Недра,  1979 5. Музафаров В.Г.. Основы геологии, М. Просвещение, 1972 6. Немков Г.И. Краткий геологический словарь для школьников. М., «Недра»,   1989 7. Пичугин Б.В.. Изучение геологии в средней школе. М,  Просвещение, 1977 8. Романович И.Ф. Полезные ископаемые. Москва, Недра. 1992  9. Рыка В.. Малишевская А. Петрографический словарь. М.,  «Недра», 1989 10. Сборник программ элективных курсов. География, 9 класс.  Предпрофильная подготовка.  Волгоград, «Учитель», 2007 11.  Справочник. Полевая геология (2 тома). Ленинград, Недра.  1989   Средства обучения курса учебная литература  (учебники, справочники, определители); наглядные   средства   обучения:              а)   натуральные — природные   объекты  и  явления,  геологическое   оборудование   (как геологические обнажения, наблюдаемые в естественной среде, так и коллекции геологических документов­минералов, горных пород, ископаемых остатков организмов,  которые изучаются в классе. Коллекции подразделяются на демонстрационные и  раздаточные. Демонстрационные служат для показа при объяснении учителем учебного  материала или являются эталоном для сравнения образцов на лабораторных занятиях.  Эти коллекции должны содержать для каждого геологического периода наиболее   типичные  руководящие формы.  Демонстрационные коллекции минералов и горных пород могут пополняться и за счет сборов во время экскурсии но родному краю, а также из фондов геологических и краеведческих музеев, расположенных вблизи школы. Раздаточные   коллекции   минералов   и   горных   пород  должны   содержать   образцы небольшого   размера   (примерно   2X3   см)   и   служить   для   определения   и   изучения   на лабораторных занятиях.  При   изучении   истории   земной   коры   необходимо   иметь  и   коллекции   главнейших руководящих ископаемых отдельных геологических периодов. Для  проведения   лабораторных   занятий   необходимо   соответствующее   учебное оборудование, которое должно находиться в специальном кабинете, где проводятся занятия по геологии. Так как на лабораторных занятиях ставится цель  подробного знакомства с химическими свойствами минералов и горных пород, необходимы химические реактивы.              б)   изобразительные ­  объемные    (макеты  и  модели) и плоскостные (картины,                    фотографии;               в)   условно­графические,   (символические) ­ геологические  карты,   профили,                  разрезы,   таблицы,   графики, схемы, чертежи; 3) информационно­ контролирующие и    контролирующие средства обучения; 4) технические  средства:  аппаратные средства: компьютер,  проектор, устройства для ручного ввода текстовой  информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь; программные средства:  операционная система – Windows XP;  файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).  антивирусная программа;  программа­архиватор;  клавиатурный тренажер;   интегрированное   офисное   приложение,   включающее   текстовый   редактор,   растровый   и векторный   графические   редакторы,   программу   разработки   презентаций   и   электронные таблицы;   простая система управления базами данных;   мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);   почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);   браузер (входит в состав операционных систем или др.);   программа интерактивного общения;   простой редактор Wеb­страниц. Список литературы Основная  литература:       1. Баринова И.И. География России. Природа. –М.:Дрофа, 2009.       2.   География   материков   и   океанов.   7   класс.   В.   А.   Коринская,   И.   В.   Душина;   Изд. «Дрофа»,2009 г. 3. Герасимова Т.П.,   Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010 г.      4.  Географический атлас. 8 класс, ­ М. «Дрофа», 2009 Дополнительная литература: 1. Баринова И.И. География России. Природа. –М.:Дрофа, 2009. 2. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Методическое пособие по изучению ископаемых  позвоночных. М., «Недра», 1986  Немков Г.И. Краткий геологический словарь для школьников. М., «Недра»,   1989 3. Цифровые образовательные ресурсы: 1. « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс» 2.  Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6­10 классы. 3.  Интерактивное наглядное пособие «Геологическая карта России». 4.  Презентации Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится, если ученик:  ­ выполнил работу без ошибок и недочетов;  ­ допустил не более одного недочета.  Приложения   не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух недочетов.  Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:    Оценка «3»  ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:       Оценка «2» ставится, если ученик:  не более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух­трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.    допустил   число  ошибок   и  недочетов  превосходящее   норму,  при   которой может быть выставлена оценка "3";  или если правильно выполнил менее половины работы.  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10­15 мин. Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. ­ Время выполнения работы: 30­40 мин. Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее 10  правильных ответов. Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по  географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003. Оценка качества выполнения практических  и лабораторных работ. Отметка "5"  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой   последовательности.   Учащиеся   работали   полностью   самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые   для   проведения   практических  и   самостоятельных   работ   теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма   фиксации   материалов   может   быть   предложена   учителем   или   выбрана   самими учащимися. Отметка "4" Практическая   или   самостоятельная   работа   выполнена   учащимися   в   полном   объеме   и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность   конечного   результата   (перестановка   пунктов   типового   плана   при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,  включая   страницы   атласа, таблицы   из   приложения   к   учебнику,   страницы   из   статистических   сборников.   Работа показала  знание   основного   теоретического   материала   и   овладение   умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных   и   уже   выполнивших   на   "отлично"   данную   работу   учащихся.   На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность  доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при   самостоятельной   работе   с   картами   атласа,   статистическими   материалами, географическими инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой   работы.   Полученные   результаты   не   позволяют   сделать   правильных   выводов   и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое  знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося.

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)

Программа элективного курса "Удивительный мир геологии"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017