Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Оценка 4.6

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
17.02.2017
Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» направлена на подготовку учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку. Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной и исследовательской деятельностью учащихся, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности и потребности учащихся. В программе изложены требования к подготовке учащихся, содержится учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование с указанием форм работы по каждой теме.
теория и практика 9 кл.docx
Рабочая программа  составлена на основе следующих нормативно­правовых  Пояснительная записка документов:  Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Красноорловская средняя общеобразовательная школа», утвержденный приказом от  01.09.2014 № 131  деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении,  утвержденное приказом от 02.09.2013г. № 119. Положение о рабочей программе по учебному предмету,  курсу, внеурочной  Цель элективного курса: сформировать способность к созданию грамотного письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста. Задачи  курса:   ­ освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;  ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;  ­ практическое совершенствование коммуникативных умений;  ­   овладение   умением   проводить   лингвистический,   стилистический   анализ   текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;  ­ воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.  В задачи данного курса входит обучение:      способам понимания текста;  способам сокращения текста; способам выражения понимания чужой позиции;  способам выражения собственной позиции;  созданию   текста   ­   рассуждения   с   учетом   основных   признаков   текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникатив­ ной задаче. Реализованная   в   элективном   курсе   система   подготовки   к   экзаменам   исключает натаскивание, а направлена на постепенную, начиная с 1 сентября, подготовку к итоговой аттестации с учетом разных её форм. Формы и приемы деятельности учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, участие в деловых и ролевых играх, выступления  с докладами, рефератами,   использование   разных   каналов   поиска   информации   (словари,   электронные каталоги,   Интернет   и   др.),     рецензирование   письменных   и   устных   высказываний одноклассников,   написание   рефератов,   выступления   с   сообщениями,   докладами   на занятиях семинарского типа и т.д. В результате изучения курса ученик должен знать/понимать: Требования к уровню подготовки учащихся ­ требования  к сочинению­рассуждению по тексту; ­   основные   понятия:   проблема,   авторская   позиция,   комментарий,   аргумент; грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок); уметь: выбирать   из   исходного   текста   необходимую   для   комментария   информацию   в ­ работать с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения; ­ определять проблемы публицистических и художественных текстов и формулировать их разными способами, ­   зависимости от стиля и типа речи исходного текста; ­   определять   авторскую   позицию   в   текстах   с   различной   смысловой   структурой, формулировать   ее   разными   способами   (с   помощью   глаголов   речи,   мысли,   с   помощью способов передачи чужой речи); ­ писать сочинение по исходному тексту. Применяемые технологии:  ­ технология исследовательской деятельности учащихся;  ­ технология проблемного обучения.  ­информационные технологии  Место курса в учебном плане: Учебный план отводит для изучения курса «Теория и практика написания сочинения­ рассуждения по тексту» в 9 классе 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю). Формы текущего контроля: ­       индивидуальный ­       групповой ­       фронтальный. Виды контроля ­       предварительный ­       текущий ­       тематический ­       итоговый. ­ комплексный анализ текста; ­ устное высказывание на лингвистическую тему; ­сочинение. ­ рефераты, выступления с сообщениями, докладами. Учебно­тематический план.               Тема  №  п/п      Количество          часов  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Основные цели и задачи курса. Требования к творческой  работе. Способы сокращения текста. Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения. Понятие о логических  ошибках. Типы логических ошибок.      Понятие о проблеме и авторской   позиции. Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по  микротемам. Способы выражения авторской позиции в тексте. Художественные средства в выражении авторской позиции.   Формулировка проблемы автором Обобщение знаний о стилях речи. Обобщение знаний о типах речи. Композиция публицистических текстов как ключ к их  пониманию. Особенности выражения проблемы и авторской позиции в  художественном тексте. 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 14 15 Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Понятие об аргументе. Источники для нахождения  аргументов.  16 Способы введения аргументов 17 18 19 20 21 Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее  распространенные в сочинениях части С ошибки. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение  при написании сочинения части С. Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные  обороты, сложноподчиненные предложения, знаки  препинания в бессоюзном сложном предложении (тире,  двоеточие, точка с запятой) Обобщение изученного по темам  Защита проекта – выполнение задания части С. 1 2 2 2 1 2 1 2 Cодержание курса Тема 1 (2 часа) Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию изложения и сочинения» Тема 2 (2 часа).  Способы сокращения текста. Содержательные способы сокращения текста.Языковые   способы   сокращения   текста.   Анализ   критериев   части   С:   понятие   о проблеме и авторской    позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий   тема ­ проблема ­ тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.  Тема 3 (2 часа) Смысловая   цельность,   речевая   связность   и   последовательность   изложения.   Абзацное членение.  Тема 4 (2 часа). Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.  Практическое занятие. Тема 5 (2 часа)  Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности   проблемы,   отношение   к   поднимаемой   проблеме   (оценка   им   описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса.  Тема 6 (2 часа) Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка   проблемы   автором,   типы   вопросов   в   авторском   тексте   (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении. Тема 7 (1 час)   Способы   выражения   авторской   позиции   в   тексте.   Оценочная   лексика   как   средство выражения   авторской   позиции.   Понятие   о   коммуникативной   задаче.   Коммуникативная задача – призыв  к действию. Тема   8   (2   часа).Художественные   средства   в   выражении   авторской   позиции.   Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение   и   обобщение).   Сравнения   со   сравнительными   союзами   как,   словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).  Тема 9 (1 часа).Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли,   чувства:  (автор)   утверждает,   считает   и   др.,   кратких   причастий   убежден, уверен   и   т.д.   Использование   вводных   слов   и   предложений   со   значением   источника сообщения:  по мнению автора, как считает автор   и т.д.  Формулировка авторской   и собственной позиции в одном предложении,   введение клише:  нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д. Тема 10 (2 час) Обобщение   знаний   о   стилях   речи.   Отличие   художественной   и   публицистической проблематики:   внутренний   мир   человека   как   предмет   изображения   в   художественном тексте   и   социально­нравственные   проблемы   в   публицистическом.   Создание   образа   как главный признак художественного стиля. Различение автор ­ герой. Тема 11 (1 час) Обобщение   знаний   о   типах   речи.   Рассуждение   как   главный   тип   речи   в   текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.  Тема 12 (1 час) Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.  Понятие о смысловой структуре   текста.   Тексты,   в   которых   задаются   разные   точки   зрения.   Иллюстрация   и пример как способ выражения авторской позиции.  Тема 13(1 час). Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) ­ где ­ когда ­ что делает.  Тема 14 (1 час)  Понятие   о   комментарии.   Зависимость   комментария   от   типа   и   стиля   речи   исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.  Тема 15 (2 часа) Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.     Тема 16 (2 часа).  Способы введения аргументов: вводные слова (во­первых, во­вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по­ моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь). Тема 17 (2 часа)  Грамматические   и   речевые   нормы   русского   языка.   Наиболее   распространенные   в сочинениях части С грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки. Тема 18 (1 час) Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку  (обобщение). Тема. 19. (2 часа).  Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Тема 20. (1 час)  Обобщение изученного по темам. Тема 21. (2 часа)  Защита проекта. Основное   содержание   курса   составляют   знания   о   языке,   литературных   нормах,   видах речевой   деятельности,   функциональных   стилях   русской   речи,   тексте.   Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.  Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста­рассуждения. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение. № Название Автор  Издательство  Год  издания 1 Нормативные документы Примерная программа основного  общего образования по русскому языку  (базовый уровень) Учебно­методическая литература 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 Риторика: учебное пособие. Русская речь: учебное пособие по  развитию речи (для 5 ­7, 8, 9 классов  средней школы). Уроки словесности. 5 ­ 9 классы. Методические указания к курсу  «Теория и практика сочинений разных  жанров». Русский язык. 9 класс. Подготовка к  ГИА. Справочная литература Орфографический словарь. Словарь русского языка Толковый словарь русского языка Фразеологический словарь русского  языка Этимологический словарь русского  языка Толковый словарь русского языка Э. Д.  Днепров, А.  Г.Аркадьев. Голуб, И.Б. Е. И.  Никитина С. И. Львова Ладыженская Т.А Дрофа 2008 Эксмо Дрофа  2005 2011 Дрофа Просвещение 2000 1990 Сенина Н. А. Легион 2009 Д. Н. Ушаков Просвещение С. И. Ожегов Русский язык С. И. Ожегов Просвещение А. А.  Войнова Л. И.  Фатеева В. И. Даль Москва АСТ АСТ 1984 1987 2003 1967 2008 2001 Учебные таблицы и демонстрационные пособия Стили речи. Таблица. Текст. Таблица Русская речь. Формы и стили речи. Таблица 4 5 6 1 Русская речь. Типы речи. Таблица Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными и вставными  конструкциями, междометиями. Таблица Тире между подлежащим и сказуемым.    Таблица Дидактические материалы Тексты разных стилей для  лингвистического анализа. Цифровые образовательные ресурсы № Название, ссылка 10 Сочинение­рассуждение. 11 Подготовка к написанию сжатого изложения. Вид  Презентация Презентация Технические средства обучения Интерактивная доска Мультимедийный компьютер Проектор  Акустическая система (колонки) 1 2 3 4 Календарно­тематическое планирование.  №  п/п 1 2 3 4 5 6               Тема        Количество          часов  Формы работы  Дата Основные цели и  задачи курса.  Требования к  творческой работе. Способы сокращения текста. Смысловая  цельность, речевая  связность и  последовательность  изложения. Понятие о  логических  ошибках. Типы  логических ошибок.     Понятие о проблеме и авторской    позиции. Способы выявления  проблемы: по  ключевым словам, по микротемам. 2 2 2 2 2 2 Входное тестирование и  анкетирование. Лекция  учителя с элементами  беседы. Конспектирование лекции учителя.  Составление памятки  «Требования к творческой  работе». Презентация книг и ЦОРов по данной  проблеме.  Коллективная и групповая  работа «Учимся сокращать текст». Работа с текстами  разных стилей.  Творческая лаборатория  «Создание плана текста.  Виды планов».  Самостоятельная работа  со словарями и  справочниками.  Рецензирование  письменных и устных  высказываний  одноклассников.  Рецензирование и  редактирование  творческих работ.   Круглый стол «Проблемы  текста и проблемы в  жизни» Составление опорного  конспекта на основе  лекции учителя. 7 8 9 Способы выражения  авторской позиции в  тексте. Художественные  средства в  выражении  авторской позиции.   Формулировка  проблемы автором 10 Обобщение знаний о  стилях речи. 11 12 13 14 15 Обобщение знаний о  типах речи. Композиция  публицистических  текстов как ключ к  их пониманию. Особенности  выражения проблемы и авторской позиции  в художественном  тексте. Понятие о  комментарии.  Зависимость  комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Понятие об  аргументе.  Источники для  нахождения  аргументов.  1 2 1 2 1 1 1 1 2  Деловая игра:  «Канцелярит: за и против» Деловая лаборатория  «Аргументы за и против».  Комлексный и аспектный  анализ текста. Речевой практикум «Как  научиться соглашаться,  возражать и выразить  сомнение».  Презентация книг и ЦОРов по данной проблеме.  Написание разножанровых  творческих работ. Деловая игра «Докладчик,  оппонент, интерпретатор» Микролекция учителя,  Составление опорного  конспекта. Анализ  текстов. Обучающее сочинение по  тексту публицистического  стиля. Микролекция учителя,  Составление опорного  конспекта. Анализ  текстов. Самостоятельная работа  со словарями и  справочниками,  Интернетом. Обучающее  сочинение по тексту разг.  стиля 16 17 18 19 20 21 Способы введения  аргументов Грамматические и  речевые нормы  русского языка.  Наиболее  распространенные в  сочинениях части С  ошибки. Правила пунктуации, вызывающие  наибольшее  затруднение при  написании сочинения части С. Способы передачи  чужой речи,  деепричастные,  причастные обороты, сложноподчиненные  предложения, знаки  препинания в  бессоюзном сложном предложении (тире,  двоеточие, точка с  запятой) Обобщение  изученного по темам  Защита проекта –  выполнение задания  части С. 2 2 1 2 1 2 Анализ текста научного  стиля с грамматическим  заданием Семинар по теме «  Лексические нормы  русского языка».  Речевой практикум  «Редактирование текста» Контрольное тестирование «Знаки препинания в  простых и сложных  предложениях»  Семинар  «Композиционные  особенности и правила  написания сочинения  ­рассуждения».  Выступления учащихся с  докладами, рефератами.   Написание сочинения.

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Программа элективного курса в 9 классе «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017