Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов
Оценка 4.7

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология +2
7 кл—9 кл
17.02.2017
Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов
Одним из направлений работы психолога с воспитанниками детского дома и специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида является профориентация. Главная задача психолога в работе по этому направлению заключается в том, чтобы помочь ребенку профессионально самоопределиться. Для принятия осознанного и обоснованного решения по выбору профессиональной деятельности воспитанниками специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида необходимо дать учащимся представления о мире профессий, о требованиях профессии к способностям человека, о способах реализации профессионального выбора.
в мире профес. занятия.docx
В мире профессий Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7­9 классов  Детей часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?». Ребенок много думает и размышляет на этот счёт. Размышления о своем будущем приводят к выбору профессии. Одним   из   направлений   работы   психолога   с   воспитанниками   детского   дома   и специальной   (коррекционной)   школы­интерната  VIII  вида     является   профориентация. Главная задача     психолога в работе по этому направлению заключается в том, чтобы помочь   ребенку   профессионально   самоопределиться.   Для   принятия   осознанного   и обоснованного   решения   по   выбору   профессиональной   деятельности     воспитанниками специальной   (коррекционной)   общеобразовательной   школы  VIII  вида   необходимо   дать учащимся представления  ­ ­ ­ о мире профессий,  о требованиях  профессии к способностям человека,  о способах реализации профессионального выбора.  Для проведения качественной работы недостаточно одного года. Поэтому   курс по профориентационной работе рассчитан на два года. Как   известно,   на   выбор   привлекательной   сферы   профессиональной   деятельности влияют   различные   факторы.   Немаловажное   значение   имеет   такой   фактор   как индивидуальные особенности человека. Если ребенок с нормально развитым интеллектом может   освоить   профессии   любой   сложности,   то   для   детей   с   лёгкой   степенью интеллектуального   недоразвития   выбор   будущей   профессии   ограничивается специальностями, не требующими высокой квалификации. Не все ПУ имеют отделения, где можно   пройти   профессиональную   подготовку   без   получения   полного   среднего образования.   Для   выпускников   из   числа   сирот   и   оставшихся   без   попечения   родителей выбор профессиональных училищ ещё более ограничен, так как они нуждаются в полном государственном обеспечении. Поэтому большое внимание в данной программе уделяется изучению своих индивидуальных особенностей. Умственная   отсталость   зачастую   сопровождается   эмоциональными,   волевыми, речевыми, двигательными нарушениями, а также социальной незрелостью. Это ещё более ограничивает возможности профессионального выбора и успешной социально адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Программно­методических разработок по проведению профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида недостаточно, чем и обусловлено появление этой программы.   Данный курс рассчитан на десять часов интенсивной групповой работы в 8 классе специальной (коррекционной) школы.  Оптимальное количество учащихся в группе – 7­12 человек. Цель   программы   состоит   в   создании   условий   для   осознанного   и   адекватного выбора   профессии   и   дальнейшего   профессионального   самоопределения   учащихся коррекционной школы. В связи с этим программой решаются следующие задачи: 1. Через игры, вопросы и творческие задания, связанные с профессиями, привести детей   к   осознанию   ценности   труда,   пониманию   того,   что   не   существует   ненужных профессий. 2. Формирование   адекватных   представлений   о   связи   профессии   и психофизиологических, психологических, индивидуальных особенностей человека. 3. Развитие потребности в познании своего внутреннего мира. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование следующих методов: групповая беседа, информирование, тренировочные упражнения, рисунок, ролевые игры, ­ а   также   психологические   методики,   направленные,   во­первых,   на   выявление   и   анализ индивидуальных психологических качеств, а во­вторых, на обеспечение психологического развития учащихся. 2 № 1 Учебно – тематический план Тема Специфика современного рынка труда. Ситуация на рынке труда: Россия и Ярославская область. Профессиональные интересы, склонности. Требования, предъявляемые профессий к человеку. Человек – техника. Человек – человек. Человек – природа. 2 3 4 5 6 7* Человек – художественный образ. 8* Человек – знак. 9 Итоговое занятие «Такие разные профессии».  * занятия носят ознакомительный характер с миром профессий данного типа, а также  Часы 2 1 1 1 1 1 1 1 1 коррекционную направленность. 3 РЫНОК ТРУДА Посредники Служба  занятости, центры профориентации,  средства  массовой  информации Покупатели Фирмы,  организации,  отдельные  предприниматели,  способные  предоставить  рабочие места. Продавцы каменщик,  нанимающийся  для  строительства  дома швея,  устраивающаяся  на швейную  фабрику … (Дети  продолжают  список) Все они  предлагают на  рынке труда свои  трудовые услуги,  надеясь получить  место работы, где за использование  этих услуг им  будут платить. Одной из примет нашего времени является безработица. Она реально существует в России. К этой проблеме по­разному относятся за рубежом и в нашей стране. Пример: «В купе   поезда   Москва   –   Берлин   ехали   трое,   русский   и   два   японца.   Все   говорили   по– английски.   Выяснилось,   что   японцы   по   железной   дороге   пересекают   Россию   от   порта Находка. Оба увлекаются альпинизмом. По дороге делают остановки, «штурмуют» горы. Их главная цель Швейцарские Альпы и возвращение на родину с другого «конца» земного шара. Оба …безработные. Их   русский   попутчик   никак   не   мог   взять   в   толк,   каким   образом,   лишившись заработка,   они   могут   позволить   себе   двухлетнее   кругосветное   путешествие.   Японцы объяснили: безработица, безусловно, зло, но не такое, чтобы ставить на жизни крест. Они работали на аккумуляторном заводе. Своё положение безработных объясняют временным сокращением   производства   аккумуляторов.   Экономисты   подсчитали,   что   спад   будет продолжаться два года. Можно было бы подыскать другую работу. Но зачем это делать, если оба классные специалисты именно в этой области? Зачем искать работу, если им платят   приличные   пособия   по   безработице?   Решили   путешествовать.   Вот   видите,   за рубежом люди спокойно относятся к этому явлению – безработице даже тогда, когда сами оказываются в роли безработных». Беседа. Почему люди становятся безработными? 1.Закрытие убыточных предприятий. 2.Избавление   предприятий   от   хороших   специалистов,   так   как   меняется   его   вид деятельности (переход на выпуск другой продукции). 4 3.Прибыль предприятий стала зависеть не от числа работающих, а от их усилий. И если   раньше   один   и   тот   же   объём   работы   делали   10   человек,   то   теперь   с   работой справляются трое, но за более высокую плату. Семеро – безработные. В настоящее  время, соотношение между  занятым  и незанятым  населением России выглядит следующим образом: 80000 40000 0             64700                                                                                           7 500                                                                7500                                       занятые                           незанятые рис.1. Соотношение занятого и незанятого населения в Ярославской области ( в  тысячах человек). Надо отметить, что общее число занятых в производстве и сфере услуг снижается, а,   следовательно, безработица растет или падает? В   Ярославской   области   соотношение   между   занятым   и   незанятым   населением выглядит аналогично общероссийскому. Для определения перспективности выбираемой профессии, её важности, значимости  для Отечества важно знать, к какой отрасли она относится и каковы направления развития  этой отрасли. Однако ситуация на рынке труда часто меняется: исчезает необходимость в одних профессиях, появляется в других, поэтому чтобы быть успешным на рынке труда, нужно задуматься: «Кому я буду нужен через 5 лет?» По мнению специалистов, останется в цене профессия повара, кондитера. В пищевой промышленности   все   чаще   меняют   оборудование.   На   повестке   дня   –   тонкий   вкус. Пищевики   в   настоящее   время   разрабатывают   новые   вкусы   и   продукты,   которых   пока просто не существовало. Упражнение  «Придумай меню» Поделите   детей   на   две   группы.   Раздайте   карточки   с   названиями   кафе   (овощное, молочное и т.д.). Каждая группа должна придумать меню. Побеждает та группа, у которой меню будет оригинальнее. Сценка «Испечем пирог» Упражнение «Диалог пекаря и клиента» Поделите детей на пары. Один человек в паре – пекарь, а другой – король (министр, ученый). Попросите каждую пару придумать 5 небольшую сценку ­ диалог между пекарем и посетителем пекарни, заказывающем пекарю какой­либо пирог и т.д. По   прогнозам   аналитиков,   швейное   и   текстильное   производство   в   ближайшем будущем ждёт расцвет. Этому будут способствовать дизайнеры (дизайнер – это человек, который подбирает отделочные материалы, детали внешнего оформления). Упражнение  «Самый лучший портной» Учитель, воспитатель раздаёт детям карточки с разными словами, например: бал, день рождения,   школа,   прогулка   по   лесу,   отдых   в   санатории,   путешествие   на   корабле, спортивное состязание и т.д. Один из детей портной. Каждый должен заказать у портного одежду для того или иного события, которое ему предстоит. Портной должен рассказать, какую одежду и из какого материала он сошьет для разных заказчиков. Если заказчика удовлетворяет ответ портного, он отдает ему свою карточку. Это значит, что заказ принят. В противном случае заказчик и портной меняются местами. Самый лучший тот портной, который соберёт больше всего заказов на одежду. Сценка «Портной и заказчик» Дети   делятся   на   пары.   Один   человек   в  паре   –   портной,   другой   –   заказчик.   Дети должны придумать небольшие сценки – диалоги о том, как портной принимает заказ на пошив какой­либо одежды. По данным специалистов, на рынке труда Ярославской области растет необходимость в следующих профессиях: *профессии квалифицированных рабочих: ­повара, кондитеры; ­киоскеры, лоточники, продавцы; ­газоэлектросварщики, резчики; ­слесари различных видов работ; ­плотники, столяры; ­каменщики, маляры, штукатуры; ­рамщики; ­автомеханики. *профессии неквалифицированных рабочих: ­кондукторы; ­дворники; ­няни, помощники воспитателя. Среди молодежи хорошо трудоустраиваются выпускники ПУ – рабочие профессии становятся все более востребованными. Упражнение   «Успокаивающие   образы»  Дети   закрывают   глаза   и   стараются представить   следующие   образы:   домашнее   животное   (собака,   птица,   кошка),   лунная дорожка, праздник, цветущий луг, храм, солнечный луч, подарок, шелест листьев (осенний парк), шум моря. Обсуждается, какой образ получился наиболее ярким. Упражнение  «Откровенно говоря»… 1.Самым полезным для меня было … 2.Мне не понравилось … (понравилось) … 3.На следующем занятии я хотел бы … 4.Моё настроение сегодня… Учащиеся могут письменно закончить данные предложения. 6 Занятие 3. Профессиональные интересы, склонности. 1.Упражнение «Готовность к занятию» (занятие 1,2) Вопрос: «О чём шла  речь на прошлом занятии?»  2. Беседа. Чтобы сделать верный шаг в нужном нам направлении, нужно знать золотое правило  выбора профессии: «При выборе профессии надо учитывать три параметра: «надо», «хочу», «могу», что означает «Нужна ли эта профессия на рынке труда?», «Хочешь ли ты заниматься этим?», «Посильно   ли   это   тебе?».   Идеальна   та   профессия,   которая   соответствует   всем   трём параметрам». Давайте, я расшифрую Вам каждый из этих трёх глаголов в отдельности. Итак, «НАДО» позволяет Вам узнать, пользуется ли данная профессия спросом на рынке труда, есть ли в ней необходимость; каковы шансы устроиться на работу после окончания учебного заведения и т.п. «ХОЧУ» отвечает на вопросы:  «Нужно ли это мне?», «Хочу ли я заниматься этим в будущем?», «Нравится ли мне эта профессия?», «Соответствует ли она моим интересам?» и т.д. Наконец,   «МОГУ»   заставляет   задуматься   тебя   о   том,   насколько   профессия соответствует   твоим   способностям,   чертам   характера,   темпераменту,   склонностям,   а также   состоянию   здоровья;   достаточно   ли   твоих   знаний   и   навыков   для   того,   чтобы обучиться этой профессии; какие требования предъявляют работодатели к специалистам данной профессии и др. 7 Вопрос: Какой из трёх параметров мы рассматривали на прошлых занятиях? («НАДО»). Попробуйте сейчас ответить на эти вопросы. Возможно, ответа на некоторые из них вы найти пока не сможете, поэтому предлагаю пойти по порядку и, сделав следующий шаг, определиться с общими характеристиками профессии, которая может быть Вам интересна, тем самым оценить её с точки зрения второго параметра – «ХОЧУ». Но сначала давайте поиграем. Упражнение 1. «Дары профессий» Дети получают карточки с разными словами, например:  дом, мебель, одежда, обувь, книга, молоко и т.д. Каждый должен перечислить профессии, благодаря которым люди могут пользоваться теми или иными предметами. Например:   молоко   люди   имеют   благодаря   животноводу,     ветеринару,   доярке, продавцу и т.д. Упражнение 2. «Азбука профессий».   Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за пять минут записать у себя на листочках названия профессий, специальностей   на   все   выпавшие   им   буквы   алфавита.   За   каждую   написанную,   а   затем названную профессию начисляется очко. Команде, которая исчерпала свои возможности или   не   знает   названий   профессий,   помогают   другие   команды.   В   конце   игры подсчитываются суммарные очки и объявляется победитель. Беседа (продолжение). А теперь давайте определимся, кто кем хотел бы стать. Попробуйте составить первый («сырой») список профессий (приложение 2). А теперь обратимся к схеме «Дерево» (приложение 3). Скажите, пожалуйста, какие психические состояния относятся к сфере «ХОЧУ?» ­склонности; ­интересы. Вопрос: Что такое склонность? Чтобы было понятнее, приведу пример: «Старшеклассник Алексей читает книги о военной   службе,   с   удовольствием   смотрит   фильмы   на   военную   тематику.   А   учащийся Андрей часами наблюдает за ремонтом машины в гараже. Им нравится это. Следовательно, есть интерес. Но достаточно ли одного интереса? Алексей как читал, так и читает книги, но   при   этом   не   готовит   себя   к   военным   специальностям,   не   занимается   физической подготовкой. Андрей не только наблюдает за ремонтом машин, но и сам пытается помочь с ремонтом». Итак,  склонность  –   это   стремление   выполнять   соответствующую   интересу деятельность. Вопрос: Кто из ребят проявлял лишь интерес? А кто имел склонности? Ориентировочное задание. ­ А сейчас я вам хочу предложить выполнить ориентировочное задание, результаты которого дадут вам представление об общей направленности Ваших профессиональных интересов и склонностей. Вооружитесь карандашами! Детям раздают бланки (приложение 4,5). Проводится методика ДДО Климова. Взрослый зачитывает утверждения. Упражнение 3. Успокаивающие образы (занятие 1,2). Упражнение 4. «Откровенно говоря»… (занятие 1,2). Занятие 4. Требования, предъявляемые профессией к человеку. 1.Упражнение 1. «Готовность к знанию». 8 2.Упражнение 2. «Ящики, хрящики, спички». Участники   делятся   на   три   группы.   Первая   группа   кричит:   «Ящики!»,   вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все три группы кричат одновременно. Ведущий отвечает:   «Будьте   здоровы!   Вот   как   чихает   слон»   (игра   направления     на   регуляцию психофизического состояния). ­ Итак, теперь Вы уже знаете, люди каких профессий востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшем будущем, представляете свои профессиональные интересы и склонности. Вопрос: С какими параметрами выбора профессии вы уже познакомились?  («надо», «хочу»). Вопрос:  «Может ли быть пригоден к профессии продавца тот человек, которому очень   нравится   эта   профессия,   но   он   не   умеет   решать   арифметические   задачи,   плохо считает? Вопрос: Будет ли успешным профессионал, которому вдруг разонравилась его работа вследствие серьезного заболевания? Вопрос:  К   чему   имеет   прямое   отношение   вопрос   об   общем   состоянии   вашего здоровья: к «Хочу», «Могу», «Надо»? (схема «Дерево»). Беседа. Какие психические состояния, процессы мы отнесем к параметру  «Могу?». Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Человек далжен иметь профессиональные способности.  Чтобы   освоить   профессию   слесаря­сборщика   необходимо   иметь   способность   к выполнению   мелких   точных   движений   в   течение   длительного   времени.   Чтобы   стать хорошим артистом, нужно уметь наблюдать за поведением людей, их чувствами и уметь выражать их с помощью движений, мимики, интонаций голоса.  Но   достаточно   ли   одних   способностей   для   того,   чтобы   быть   профессионально пригодным?   Очень   важна   ещё   одна   группа   требований,   которые   ещё   меньше,   чем способности, зависят от нас самих – это требования к состоянию здоровья. Например: 1.Молодой   человек   после   окончания   ПУ,   последовав   примеру   отца,   поступил   на работу шахтером. Однако в скором времени вынужден был оставить работу и обратиться в службу занятости с просьбой оказать помощь в поиске другой профессии. Оказалось, что у него выявилось такое заболевание, как  астма, стали появляться признаки удушья. Теперь ему нужно уделять много внимания своему здоровью. 2.Людям с высоким артериальным давлением противопоказаны такие профессии, как  электрогазосварщик,  автослесарь, крановщик. 3.Лицам,   страдающим   нервно­психическими   заболеваниями,   нельзя   работать   в воспитательных учреждениях. Каждый поступающий на работу человек проходит медицинский осмотр. Только врач –   специалист   может   дать   квалификационное   заключение   о   вашей   профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – формируемое качество и во многом находится в руках   человека.   Известны   люди,   которые   преодолевали   свои   недостатки.   Например, физически   слабый,   малорослый   А.В.   Суворов   смог   стать   выдающимся   полководцем. Поэтому важно заниматься самовоспитанием. Упражнение 3. «Расшифруй» (приложение 6) 1.Какие специальности и профессии, связанные с повышенной запыленностью  воздуха, с шумом, противопоказаны людям с заболеваниями сердечно­сосудистой системы  и органов дыхания? 9 2.К этим профессиям допускаются люди с хорошим физическим здоровьем, которые  могут трудиться в тяжелых условиях. Расшифруйте их названия. Беседа. Следует иметь в виду, что абсолютной непригодности у человека не может быть. Ранее мы выяснили, что каждый человек имеет такое психологическое состояние, как   темперамент.   Широко   известны   четыре   типа   –   сангвиник,   холерик,   флегматик, меланхолик.   Человеку   с   определенными   свойствами   темперамента   одни   профессии показаны,   а   выбор   других   нежелателен.   Сейчас   мы   попробуем   выяснить,   какими свойствами темперамента обладает каждый из вас (приложение 7). (Дети сами отмечают те качества, которые отличают их от других людей). Упражнение 4. «Успокаивающие образы». Упражнение 5. «Откровенно говоря». Занятие 5. Человек­техника Упражнение 1. «Готовность к занятию». Упражнение 2. «Активизирующие образы» (родник, лошадь, река, воздушный поток, факел, гора, водопад, ветряная мельница, холодный душ, солнце). Беседа.   Поскольку   профессиональный   мир   огромен,   в   нем   нужно   научиться ориентироваться. Профессор Климов весь этот сложный мир профессий разделил на пять классов профессий по признаку «предмет труда». Предметами труда могут быть техника, люди, природа, художественные произведения, информация и т.д. (приложение 5). Сегодня   мы   поближе   познакомимся   с   профессиями   класса   «человек­техника». Требования профессии этого типа к человеку:  ­ точное зрение, слух, вибрационное восприятие; ­ пространственное воображение, технический склад мышления; ­ хорошая координация движений; ­ умение переключать и концентрировать внимание; ­ хороший глазомер; ­ исполнительская дисциплина, аккуратность. Давайте   вспомним   профессии,   относящиеся   к   этому   типу   (учащиеся   называют знакомые профессии). Сегодня мы уделим много внимания профессиям водителя и швеи. Мы выяснили, что очень важно представителям этих профессий обладать хорошим вниманием. С помощью следующего задания вы проверите у себя эти способности. 10 Упражнение 3. Какое у тебя внимание? (приложение 8). Игра 4. «Виды транспорта». Водитель   должен   уметь   быстро   реагировать   в   непредвиденных   ситуациях,   быстро соображать. Один   из   детей,   бросая   кому­нибудь   мяч,   должен   сказать,   например:   «Воздушный транспорт» (варианты – наземный, морской). Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство,   относящееся   к   воздушному   (наземному,   морскому)   виду   транспорта,   и   дает задание следующему ученику. Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому, а сам выходит из игры. Игра 5. «Предметы для шитья». Дети   по   цепочке   перечисляют   разные   предметы   для   шитья   (иголка,   катушка   с нитками,   мел,   булавка,   бумага   для   выкройки,   сантиметр,   ножницы,   наперсток,   ткань, подушечка для иголок и т.д.). Если ребёнок не знает, то выбывает из игры. Упражнение 6. «Глазомер». Сейчас все швейные принадлежности мы разложим в коробки, и  водитель развезет их в магазины. Но вот незадача грузчики уронили коробки. И теперь необходимо все коробки закрыть своими крышками (приложение 9).  Упражнение 7. «Зрительно­двигательная координация» Собрали. Молодцы! А теперь водитель поедет по следующему маршруту (приложение 9).   Водитель   должен   уметь   ориентироваться   по   карте­схеме,   также   как   и   швея   по выкройке. (Правильный ответ: домик № 2). Упражнение 8. Зеркало. Когда водитель сидит за рулем, а швея ­ за швейной машинкой, то многие движения они выполняют автоматически, то есть их руки сами «знают», что нужно делать в данный момент. Это называется моторной памятью. За свою жизнь вы уже накопили определенный опыт автоматических действий. Вы выполняете их, когда пользуетесь ложкой или вилкой во время еды, когда играете в знакомые подвижные игры. Проверить, как быстро вы запоминаете то или иное движение, можно с помощью игры «Зеркала»,   где   выбирается   один   водящий   и   показывает   одно   за   другим   движения,   все остальные,   как   в   зеркале,   должны   их   повторить   в   той   же   последовательности.   Затем водящий предлагает самостоятельно повторить эти движения, следит за правильностью исполнения. Те, кто допустил ошибки, выбывают из игры. Упражнение 9. «Успокаивающие образы». Упражнение 10. «Откровенно говоря» (см. занятие 1,2) Итог занятия. ­ Какие задания трудно было выполнять? ­ Какие задания не вызывали трудности? Занятие 6.  Человек – человек Упражнение 1. «Готовность к знанию». Упражнение 2. «Егорки». «Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки» – это присказка, которую говорят все хором. Затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает:   «Раз   Егорка,   два   Егорка   …»   и   т.д..   У   кого   будет   больше   «Егорок»,   тот   – победитель. Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников   набирать   больше   воздуха,   дыхательная   система   находится   в   активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации. Вопрос. О чем шла речь на прошлом занятии? 11 Сегодня   мы   познакомимся   с   профессиями   типа   «человек   –   человек».   Главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми. Если   не   ладится   это   взаимодействие,   значит,   не   ладится   и   работа.   Поэтому   большое значение для этих  профессий имеет умение  устанавливать и  поддерживать контакты  с людьми, чуткость к состоянию других, умение улаживать ссоры, а также общительность, эмоциональная   устойчивость, способности, внимательность, доброжелательность, тактичность. Всё вышеперечисленное – требования профессий этого типа к человеку.   организаторские   отзывчивость,   Большинство профессий этого типа связано: С   воспитанием   и обучением Воспитатель, спортивный тренер С   медицинским обслуживанием Врач,   фельдшер, медсестра, няня бытовым   С обслуживанием Продавец, парикмахер, официант, вахтер С   информационным обслуживанием Библиотекарь, экскурсовод, лектор Заполнение таблицы совместно с детьми. Беседа.  Профессии, о которых сегодня будет идти речь, вам хорошо знакомы. Вы встречаетесь   с   представителями   этих   профессий,   когда   делаете   покупки   и   проявляете заботу   о   ваших   волосах.   Эти   профессии   называются   продавец   и   парикмахер.   Сначала поговорим о профессии продавца. Вопрос. Какими способностями должен обладать продавец? Упражнение   3.  «Отыщи   и  пересчитай  все   овощи,  которые  продаются   в  овощном магазине» (приложение 10) Время работы – 1 минута. Выявляется, кто оказался самым внимательным. Беседа. Почему продавец должен быть внимательным? (Так как продавец имеет дело с   товаром   и   деньгами,   ему   необходимо   внимательно   следить   за   количеством   того   и другого. Например,  количество  проданного товара  должно соответствовать  полученной сумме денег за него). Так как продавец имеет дело с количеством товара или денег, то какая способность для него является очень важной? (Математическая способность: он должен уметь хорошо считать).   Попробуйте   с   помощью   следующих   заданий   проверить   свои   вычислительные способности. Упражнение 4. «Считай без ошибок» (приложение 11). а) Допишите ряды чисел: 1, 3, 5, … 3, 13, 23, … 908, 807, 706, … 10, 14, …, 22, … б) Вставьте в примерах пропущенные числа.       44              *8              *4          4 *         +    3*         +   74          ­   8*       ­  *2       * 6              9*              *4          15 Беседа.  Каждый   продавец   должен   хорошо   знать   товар,   который   он   продаёт.   Он должен помнить все его характеристики. Какая в данном случае способность для него важна? (хорошая память). Работая   в   книжном   магазине,   вы   обязаны   знать   все   названия   книг,   которые   там продаются. Упражнение 5. «Угадай книгу». а) В названии книги присутствует цвет. Приведите примеры. («Красная Шапочка», «Серая шейка», «Золотой ключик», «Алые паруса», «Серебряное копытце») 12 б)   В   названии   книги   присутствует   цифра   –   удовлетворительная   отметка.   («Три поросёнка», «Три толстяка»). в) В названии книги упоминается профессия – занятие, не требующее специальной  подготовки («Сказка о рыбаке и рыбке») Можно предложить инсценировать сказку, которую нужно будет узнать зрителям.  Беседа.  Общаясь   с   покупателями,   продавец   должен   уметь   выслушать   их,   чтобы получить ясное представление о том, что они хотят приобрести. Порой покупатель не может   выразить   свое   желание   должным   образом.   В   этом   случае   продавцу   приходится применять логическое мышление, чтобы догадаться, что требуется клиенту. Упражнение 6. «Забывчивый покупатель». Представьте,   что   к   вам   в   магазин   зашёл   рассеянный   покупатель,   который,   желая купить массу продуктов, забыл, как они все называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, ответить, что он хочет приобрести. а) зелёный, продолговатый, сочный; б) сладкое, сливочное, холодное; в) белое, коровье; г) круглое, душистое, антоновское; д) красный, сочный, круглый; е) вкусный, алый, сочный; ж) атлантическая, жирная, малосоленая; з) мелкая, черная, зернистая. Беседа.  Как   продавец,   так   и   парикмахер   должен   умело   разрешить   конфликтную ситуацию. Упражнение 7. Ролевое проигрывание. Представьте: женщина приходит в парикмахерскую. Сделала стрижку, которая ей очень не нравится, но пришлось заплатить немаленькую сумму денег. Парикмахер заметил недовольство клиента. Как поведет себя парикмахер, чтобы разрядить обстановку? Вопрос.  Как вы думаете, какой способностью надо владеть, чтобы подстричь волосы ровно и аккуратно?  Давайте проверим ваш глазомер. Упражнение 8. «Восприятие и глазомер» (приложение 11). Предъявляется  рисунок  Необходимо  определить,  какая   из   трех  дорог,  ведущих   к трем парикмахерским, длиннее, короче. Беседа.  Каждому   парикмахеру   нужно   иметь   хорошо   развитое   воображение, фантазию. Рисунок «Мир стрижки». Дети делятся на группы. Одна группа должна разработать и нарисовать стрижку для мальчиков и девочек; другая – для юношей и девушек, третья – для мужчин и женщин среднего возраста, четвертая для дедушек и бабушек. Затем из рисунков детей делается выставка «Мир стрижки». Упражнение 12. «Успокаивающие образы» Упражнение 13. «Откровенно говоря» (занятие 5). Занятие 7.  Человек – природа. Упражнение 1. «Готовность к занятию». Упражнение 2.  «Настройка пианино». Все садятся по кругу, правая рука каждого находится на коленях сидящего справа, а левая – на коленях сидящего слева. Произнося последовательно звуки «до», «ре». …, «си», передают хлопки по кругу, постепенно увеличивая темп. 13 Вопрос.   О   чём   шла   речь   на   прошлом   занятии?   Сегодня   мы   познакомимся   с профессиями типа «человек – природа». Представителей   этого   типа   профессий   объединяет   одно   очень   важное   качество   – любовь к природе, миру животных и растений, поэтому для этих профессий важны такие качества,   как   знание   мира   природы,   интерес   к   биологии,   ответственность,   желание заниматься ручным физическим трудом, терпимость к грязи и запахам. Психологические требования профессий этого типа к человеку. ­ устойчивость внимания; ­ развитое воображение; ­ наглядно­образное мышление; ­ хорошая зрительная память; ­ наблюдательность; ­ способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы. Вопрос. Какие профессии этого типа вы знаете? Таблица. Специалистами этой области приходится: Изучать,   исследовать, анализировать состояние,   условия жизни   растений   или животных Агроном, зоотехник,  агрохимик, Выращивать   растения, ухаживать за животными   Проводить профилактику заболеваний   растений   и животных, с вредителями растений бороться       Лесовод, цветовод,  овощевод, полевод,  пчеловод, садовод Ветеринар, агроном по защите  растений. Беседа. Сегодня более подробно мы рассмотрим профессии и специальности  лесовода, овощевода, цветовода, садовода. Людям   этих   профессий   очень   важно   быть   наблюдательными.   Им   необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Упражнение   3.  «Найди   два   одинаковых   дубовых   и   кленовых   листочка» (приложение 12). Беседа.  Также очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, анализировать увиденное. Упражнение 4. Сколько птиц? Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей? Упражнение 5. Сосчитай количество яблок (приложение 12). Упражнение 6. Какая бабочка на какой цветок прилетит? (приложение 12)  Нужно следить по рисунку взглядом; нельзя водить пальцем или карандашом.  Беседа. А  сейчас мы проверим вашу зрительную память. Работаем в парах. Упражнение 7. «Гуляем по саду» (приложение 13).  Сначала дети должны перечислить все растения, изображенные на карточках. Затем карточки убираются. Дети должны назвать растения в том порядке, в котором они их перечисляли. Затем происходит смена ролями. Один (в паре) – проверяющий, другой – называющий. Творческое задание 8. «Мы садоводы и овощеводы».  Дети   делятся   на   2   группы.   Одна   группа   придумывает   рецепт   праздничного фруктового торта из фруктов, выращенных в саду, другая группа придумывает рецепт витаминного салата из овощей, выращенных на огороде. Чья команда приготовила вкуснее и оригинальнее? Беседа. А ещё люди вышеназванных профессий могут оказываться в таких ситуациях, когда им приходится быстро принимать важные решения. Они должны обладать хорошей 14 реакцией. Эту способность можно проверить с помощью блиц опроса, во время которого необходимо давать быстрые ответы на вопросы. Каждый учащийся получает по одному вопросу. 1.Когда цветёт ландыш? (весной) 2.Кто ухает в лесу ночью? (филин) 3.Не огонь, а жжется. Что это? (крапива) 4.Сколько орехов в пустом стакане? (ноль) 5.Летели три страуса. Охотник одного убил.  Сколько страусов осталось? (страусы не летают). км.) 6.Тюрьма для птиц? (клетка) 7.Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20  8.Растение похоже на ежа? (кактус) 9.Цветок, лысеющий на ветру? (одуванчик) 10.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольёт? (комар) 11.И дорожная разметка, и название животного? (зебра) 12.Какая птица яиц не несёт, а из них выводится? (петух) 13.Рыба с усами? (сом) 14.Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7). Упражнение 9. «Травяные законы» Поделите детей на группы и попросите их представить себя травяными лекарями. Педагог   раздает   детям   карточки   с   названиями   и   рисунками   разных   растений.   Дети обсуждают всё, что они знают о том или ином растении. К каждому рассказу педагог может добавлять информацию из справочника. Выигрывает та команда, которая больше знает о лекарственных травах. Например: Ромашка аптечная. Настойка ромашки снимает боль при колитах, гастритах, зубную боль, используется для полоскания горла при ангине. Подорожник   –   «друг   путника».   Останавливает   кровотечения,   используется   как отхаркивающее средство при заболеваниях органов дыхания, успокаивает зубную боль. Упражнение 10. «Успокаивающие образы». Упражнение 11. «Откровенно говоря» (занятие 5) Занятие 8.   Человек – художественный образ Упражнение 1. Готовность к занятию. Упражнение 2. «Делай как я». Все встают в шеренгу за ведущим, который начинает двигаться по кругу со словами: «Делай   как   я!»   ­   и   показывает   движение.   Все   повторяют   это   движение,   пока   один   из участников не скажет: «Делай как я!» ­ и предложит новое движение. Желательно каждому участнику что­то предложить для всех. Вопрос. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии? Беседа.  Сегодня мы познакомимся с профессиями типа человек – художественный образ. Требования к профессиям данного типа: ­ способность увидеть, заметить в обычном необычное, творческое воображение; ­ образное мышление; ­ готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте); ­   участие   в   различных   кружках   творческой   самодеятельности   (изо,   музыки, актерского искусства, лепки и т.п.) 15 Вопрос.  Какие профессии, связанные с творчеством, вы можете назвать? (писатель, актер,   художник   –   оформитель,   маляр)   Наверняка,   вы   уже   знаете   свои   творческие наклонности   и   решаете,   выбрать   ли     профессию,   связанную   с   творчеством   или   нет. Предлагаю   вам  выполнить  несколько   заданий   и  сопоставить  результаты   с  собственным мнением о себе. Вопрос. В поле зрения писателя, художника, актера попадает масса окружающих их деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными. Благодаря какой способности это возможно? (вниманию) Упражнение 3. «Внимательный проверяющий» (приложение 14). Учащимся предлагается текст (рассказ «Тайное становится явным» В. Драгунского). Дети должны исправить ошибки.  Вопрос. Что ещё должен уметь писатель? (грамотно писать). Беседа.  Ещё актер, писатель должен иметь большой словарный запас, что красиво писать и говорить. Упражнение 4. «Кто длиннее?» Дети   должны   написать   как   можно   длиннее   слова   на   каждую   букву   слова «КРАСОТА». Работа по группам. Вопрос.   Скажите,   какие   предметы   необходимы   для   работы   художнику,   маляру? (краски, кисть, карандаши, бумага, мольберт, стремянка). Упражнение 5. «Разноцветный мир». Педагог,   обходя   всех   детей,   дотрагивается   до   них   волшебной   кисточкой   и   дарит каждому тот или иной цвет. Тот, до кого дотронулись, называет что­то на земле, что имеет этот цвет. Упражнение 6. «Кто оригинальнее?» (приложение 15)   Вам   предлагается   6   кругов.   Ваша   задача   нарисовать   предметы   или   явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Подумайте, как можно использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Вопрос.  Какой   способностью   должны   обладать   люди,   имеющие   профессии   типа человек – художественный образ? (богатым воображением). Вопрос. Что должен знать музыкант, чтобы играть на инструменте и записывать  музыку? (ноты). Упражнение 7. «Ноты». Дети придумывают слова, где первыми слогами будут ноты. Например: дом, репа. Вопрос. Чем должен обладать хороший актёр? (артистическими способностями).  Беседа. Актёр должен уметь «вживаться» в любые роли, правдоподобно изображать  своих персонажей. Упражнение 8. «Догадайся, кто пришёл?»  Каждый   учащийся   вытягивает   карточку,   где   написаны   слова:   Пьерро,   Карабас Барабас, Красная шапочка, Буратино и т.д. Исполняющие роли должны вести себя так, чтобы другие догадались, кто они такие. Упражнение 9. «Волшебная кисточка». Дети встают в круг. Один из них – художник, в руках у которого волшебная кисточка, которая рисует на портретах людей только всё самое лучшее. Своей кисточкой художник дотрагивается до кого­либо из детей и говорит о чем­то хорошем, что он нарисует на портрете данного человека, например: добрые глаза, пушистые волосы, красивую улыбку. Затем этот человек берёт у художника кисточку и, в свою очередь, говорит о нем что­то хорошее. Последний, к кому попадет кисточка, должен вспомнить все хорошее, что дети с помощью волшебной кисточки сказали друг о друге. Упражнение 10. «Откровенно говоря» (занятие 5). 16 Занятие 9. Человек – знак Упражнение 1. «Готовность к занятию» Упражнение 2. «Передай другому» Участники сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой­либо  воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и передать  другому (маленький котёнок, кирпич, горячая картошка и т.д.) Вопрос. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии? Беседа. Сегодня мы познакомимся с профессиями типа «человек – знак». Требования профессии этого типа к человеку: ­ развитое зрительное восприятие; ­ наблюдательность, зрительная память; ­ наглядно­образное мышление; ­ творческое воображение; ­ аналитическое мышление. Беседа.  Мы встречаемся со знаками в нашей жизни очень часто. Это и цифры, и условные знаки, чертежи, графики. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального предмета или явления. Большинство   профессий   этого   типа   связано   с   воспроизведением,   изготовлением различных   изделий   по   эскизу,   с   копированием,   размножением   художественных произведений в массовом производстве, с проектированием моделей. Задание. Попробуйте назвать профессии типа человек­знак (наборщик, библиотекарь, программист, архитектор, инженер). Упражнение 3. «Печатаю на компьютере»  Вы – буквы, нажимая на которые, можно напечатать слова на компьютере. Я буду говорить   слово,   а   вы   будете   его   печатать,   выходя   в   центр   комнаты   в   правильной очередности. (Можно печатать слова с помощью хлопков). Детям раздаются буквы. Беседа. Мы говорили, что представители данных профессий должны уметь логически мыслить. Упражнение 4. Выяви закономерность (приложение 16). Беседа. Инженерам, архитекторам, программистам нужно уметь хорошо  ориентироваться в пространстве. Упражнение 5. Графический диктант. Детям раздаются листочки в клеточку, где нарисован квадрат размером 6х6 клеток. Педагог говорит, на сколько клеточек и в какую сторону надо проводить линию. ­ Отметьте одну клетку слева внизу. Ведите карандаш на три клетки ­ вверх, одна клетка вправо, три клетки наискосок влево вверх, три клетки наискосок влево вниз, одна клетка ­ вправо, три клетки вниз. Беседа. А теперь к этому домику давайте доставим письмо. Упражнение 6. Лабиринт (приложение 16). Упражнение 7. «Построй» (приложение 17). А ещё   архитекторы  должны  уметь  конструировать.   Дети   конструируют   ракету  из геометрических фигур. 17 Людям данных профессий часто приходится сталкиваться с различными формулами. Упражнение 8. Составьте слова по данным моделям. В ­ ­ ­ ­                                Л ­ ­ ­ ­ В ­ ­ ­                                 ­ Л ­ ­ ­ ­ В ­ ­                                 ­ ­ Л – ­ ­ ­ В ­                                 ­ ­ ­ Л ­ ­ ­ ­ В Упражнение 9. «Хороший библиотекарь».  Дети   встают   в   круг.   Педагог   бросает   мяч   кому­либо   из   детей   и   просит   назвать любимого героя, любимую книгу, любимого писателя. Назвавший кидает мяч кому­либо из своих друзей и просит его ответить на эти же вопросы и т.д. Упражнение 10. Откровенно говоря (занятие 5) Занятие 10. «Такие разные профессии» Упражнение 1. «Готовность к занятию». Упражнение 2.  «Самый внимательный». Ведущий быстро зачитывает следующие слова: смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, ода, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит. Учащиеся должны, слушая записывать вторую букву каждого слова. Если удастся сделать всё без ошибок, то из этих букв получится строка стихотворения А.С. Пушкина. Проводится анкета, тест (приложение 18,19). Упражнение 3. «Дары профессий». Дети получают карточки с разными словами, например: дом, мебель, книга, молоко и т.д. Каждый должен перечислить профессии, благодаря которым люди могут пользоваться теми или иными предметами, которые достались ему на карточке. Упражнение 4. «Советы Феи Мастерства».  Дети   получают   карточки   с   названиями   разных   профессий.   Один   из   них   –   Фея Мастерства, у   неё в руках волшебный жезл. Фея Мастерства дотрагивается жезлом до кого­либо из детей, и этот человек должен рассказать, что в его профессии самое главное. Фея, выслушав его, дает совет, как добиться в этой профессии успеха. Упражнение 5. «Комплимент». Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому   из   круга.   Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   мяч   не   побывает   у   каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше – в одно слово. Упражнение 6. «Моё настроение сегодня» (занятие 1,2) 18 Приложение1. Приложение 2 19

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов

Программа групповых занятий для учащихся с нарушением интеллекта 7-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017