Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий в 7
классе составлена на основе нормативноправовых документов школы, указанных в
Положении по разработке рабочих программ педагогов школы и учебного пособия А.
К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания», М: «Просвещение», 2004 г. и программы С. Ю. Ильиной «Деловое и
творческое письмо» (Программы специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2005 г.
Срок реализации программы 1 год.
Актуальность индивидуальных и групповых коррекционных занятий по деловому
письму состоит в том, что кроме навыков грамотного письма учащиеся должны
овладеть элементарной деловой лексикой,
которая необходима для их
жизнедеятельности в современном обществе в постинтернатный период. На таких
занятиях повышается уровень общего и речевого развития учащихся, прививаются
общепринятые нормы общественного и речевого поведения, вырабатываются
элементарные навыки грамотного письма. Учащиеся учатся правильно и
последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии со
своими возможностями. Обучение несёт практическую направленность. У обучающихся
постепенно формируются навыки правильного, логичного изложения
своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформлять деловые бумаги
(заявление, объяснительная записка, автобиография и др.).
Анализ уровня сформированности ЗУН обучающихся по деловому письму
за 20152016 учебный год
На конец учебного года в 6 классе 7 человек. По базовому уровню обучаются
86% учащихся, по сниженному – 14%. На слух пишут 44% обучающихся, 56%
затрудняются. С печатного текста списывают все, из них почти без ошибок – 28%, 72%
с ошибками. Справляются самостоятельно с ошибками с составлением предложений и
письменными ответами на вопросы – 42% учащихся, с помощью – 14%, 44%
затрудняются. При оформлении простых деловых бумаг затрудняется 42% учащихся и
58% справляется самостоятельно с ошибками. С учётом индивидуальных особенностей
обучающихся данного класса поставила следующие цель и задачи обучения. Цель работы в 7 классе:
Создание условий, обеспечивающих усвоение основных видов деловых бумаг для
применения их в жизненных ситуациях, посредством разнообразных практических
упражнений.
Задачи:
1. развивать навыки работы по оформлению некоторых деловых бумаг на основе
программного материала через различные виды практических упражнений для
развития жизненной компетенции обучающихся;
2. коррегировать нарушения связной письменной речи и делового письма через
работу с предложением и текстом;
3. воспитывать мотивацию к учению через применение различных форм
организации учебной деятельности.
Методы и приёмы
Коррекционная деятельность направлена на коррекцию всей личности, а не на
развитие отдельных психических процессов. Она включает все формы средового,
личностного и коллективного воздействия на обучающегося и представлена
следующими приёмами:
o развитие в адекватном индивидуальном темпе;
o развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
o воздействие через эмоциональную сферу;
o объяснение материала в интересной форме;
o вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект;
o нестандартные формы обучения;
o упражнения на сравнение, анализ и обобщение;
o самоанализ и самооценка;
o гибкая система оценивания знаний.
Основной показатель успешности коррекционной работы – уровень
самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий. Они научаются
самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать
условия и планировать свою деятельность на основе своих знаний и опыта, делать
вывод о качестве своей работы.
Использую элементы современной образовательной технологии деятельностного
обучения для развития личности обучающихся и повышения качества образования.
Содержание и объём курса В соответствии с Базисным учебным планом школы календарнотематическое
планирование по обязательным индивидуальным и групповым коррекционным занятиям
предусматривает обучение в объёме 34 часов в год, 1 час в неделю. Содержание
данной программы коррекционного курса составлено на основе программного
материала по письму и развитию речи в 7 классе и включает в себя закрепление ранее
изученных и ознакомление с новыми деловыми бумагами: телеграмма, объяснительная
записка, заявление, расписка, письмо, объявление.
Межпредметные связи
Осуществляется связь с уроками письма и развития речи, СБО.
Контрольные и практические работы
После каждого раздела проводятся самостоятельные работы для проверки и
контроля знаний и умений учащихся.
Планируемый результат
При реализации данной программы предполагается, что учащиеся научатся:
выделять структурные элементы изученных деловых бумаг;
оформлять элементарные деловые бумаги;
понимать назначение изученных деловых бумаг.
№ п/п
Раздел , тема
Годовой план
I четверть – 9 часов
34 ч.
Колво часов
I.
II.
III
Повторение. Личные данные (4 ч.)
Вводное занятие Твои ФИО. Дата рождения. Состав семьи
Изменение ФИО по падежам.
Домашний и почтовый адрес.
Проверочная работа Личные данные человека
Телеграмма (3 ч.)
Телеграмма. Структура. Составление по образцу.
Работа с деформированным текстом.
С/р «Телеграмма»
Объяснительная записка. (5 ч.)
Объяснительная записка. Структура. Составление по образцу.
Работа с деформированным текстом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 IV.
V.
VI.
V.
VI.
II четверть – 7 часов
Написание объяснительной записки.
Самостоятельная работа «Объяснительная записка»
Заявление (4 ч.)
Составление заявления по образцу.
Работа с деформированным текстом.
Написание заявления.
С/р. Заявление.
III четверть – 10 ч.
Письмо (5 ч.)
Составление письма по образцу.
Работа с деформированным текстом.
Сравнительная характеристика телеграммы и письма.
Написание письма (бабушке, другу).
С/р. Письмо.
Расписка (5 ч.)
Расписка. Структура. Составление по образцу.
Работа с деформированным текстом.
Написание расписки.
С/р. Расписка.
Повторение. Расписка.
IV четверть – 8 часов
Объявление (6 ч.)
Составление объявления по образцу.
Работа с деформированным текстом.
Написание объявления.
С/р. Объявление.
Повторение (2 ч.)
Повторение.
Телеграмма и письмо.
Объяснительная записка.
Повторение.
Заявление. Расписка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1 свои личные данные;
ФИО членов своей семьи;
структуру изученных документов;
Сниженный уровень
свои личные данные
полные ФИ членов своей семьи;
некоторые простые документы
Учащиеся должны понимать:
Базовый уровень
назначение изученных документов;
структурные различия
Сниженный уровень
назначение изученных документов с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
изменять ФИО по падежам;
различать изученные документы
Сниженный уровень
правильно записывать свои ФИО;
узнавать простые изученные документы
Учащиеся должны использовать в жизни:
Базовый уровень
полученные знания и умения в написании элементарных деловых бумаг в
повседневной жизни
Сниженный уровень:
свои личные данные (с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей учащихся)
Учебнометодическое обеспечение
1. Аксёнова Л. Н. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.,
Владос, 1999.
2. Аксёнова А. К.,. Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. – М.: «Просвещение», 2004.
3. Бебешина Н.К., Свириденкова В.Г. «Развитие речи на уроках русского языка в 58
классах вспомогательной школы», издательство «Просвещение», 1978. 4. Ильина С. Ю. Программа «Деловое и творческое письмо» 1011 классы. Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва:
«Просвещение», 2006
Дидактические и наглядные материалы
Образцы деловых бумаг
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы по темам
Демонстрационные карточки – таблицы
Рабочая тетрадь «Деловое письмо»
1.
2.
3.
4.
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий на основеделового письма с учащимися 7 кл. коррекционной школы VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.