Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
27.09.2018
Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа, календарно-тематические планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования. В данной программе подробно описан план работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии, план работы по преодолению акустической дисграфии, дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Календ-тематич_план_работы_логопеда.docx
Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии. Артикуляторно­акустическая дисграфия Обучение   лучше   начинать   с   1­го   класса,   сразу   после   исправления звукопроизношения или параллельно этому виду работы, опираясь на сохранные, а также на исправленные звуки. Коррекционно­логопедическую   работу   по   исправлению   недостатков письменной  речи обязательно должна предварять  работа по дифференциации звуков в устной речи. Раздел   программы   рассчитан   на  91   час.   Работа   охватывает   все   уровни автоматизации   и   дифференциации   изучаемых   звуков   (звук,   слог,   слово, словосочетание   и   предложение,   связная   речь).   Работу   проводят   в   виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи.   Параллельно   работают   над   звукопроизношением.   Данный   раздел программы рекомендован для детей с ФФНР и ОНР. План работы по преодолению артикуляторно­акустической дисграфии. Тема занятия Содержание работы 1. Звуки. Гласные —  согласные 2. Гласные I—II ряда1 3. Дифференциация гласных А—Я 4. Дифференциация гласных О—Е 5. Дифференциация гласных У—Ю 6. Дифференциация гласных Э—Е 1. Звук Знакомство   с   речевыми   звуками.   Знакомство   с гласными. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков Знакомство   с   гласными   I   ряда.   Знакомство   с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук —   буква.   Дифференциация   твердых   и   мягких согласных Твердые   —   мягкие   согласные.   Обозначение мягкости   на   письме   при   помощи   гласной   Я. Дифференциация   А—Я   в   слогах,   словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Твердые   —   мягкие   согласные.   Обозначение мягкости   на   письме   при   помощи   гласной   Е. Дифференциация   0—Е   в   слогах,   словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых   и   мягких   согласных   в   слогах,   словах, предложениях, словосочетаниях и тексте Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания,   предложения   и   текста.   Развитие фонематического восприятия и анализа. Соотнесение твердых и мягких согласных с символом. Работа со 1 Ча­ сы 1 3 3 3 3 3 2 звуковой схемой слова Тема занятия Содержание работы 6 7. Дифференциация гласных Ы—И 8. Мягкий знак 9. Твердый знак Твердые   —   мягкие   согласные.   Обозначение мягкости   на   письме   при   помощи   гласной   И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Знакомство с обозначением твердых и мягких   согласных.   Выделение   гласных   Ы—И   в слогах,   словах,   словосочетаниях,   предложениях, тексте Знакомство   с   мягким   знаком.   Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных   при   помощи   мягкого   знака. Разделительный   мягкий   знак.   Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и   при   разделении.   Соотнесение   слов   с   мягким знаком со схемой Знакомство   с   твердым   знаком.   Знакомство   со схемой слова. Развитие слухового и зрительного внимания.   Дифференциация   твердых   и   мягких согласных.   Знакомство   с   правописанием   и употреблением твердого знака в словах. Дифференцированное   употребление   твердого   и мягкого знака в словах звуков   Б—Б', 10. Звуки Б­Б', П­П' Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой     П—ГГ. Дифференциация   звуков   в   слогах,   словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с   паронимами.   Развитие   фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами Ча­ сы 3 3 4 4 4 3 Тема занятия Содержание работы 11. Звуки В—В', Ф­Ф' 12. Звуки Г—Г', К—К' 13. Звуки Д—Д', Т—Т' 14. Звуки 3—3', С—С' звуков   Г—Г', зрительного   восприятия. Знакомство с характеристикой звуков В—В', Ф— Ф'   и   нормой   произношения.   Работа   на   уровне слога,   слова,   предложения   и   текста.   Развитие фонематического   восприятия.   Работа   с паронимами.   Работа   по   звуковому,   слоговому   и языковому   анализу.   Соотнесение   звуков   с символами Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой     К—К'. Дифференциация   звуков   в   слогах,   словах, словосочетаниях,   предложениях   и   тексте. Соотнесение   звуков   занятия   с   символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и     Работа   по фонематическому анализу и синтезу Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков   в   слогах,   словах,   словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство   с   характеристикой   данных   звуков. Работа   с   паронимами.   Развитие   слухового внимания,   памяти   и   восприятия.   Работа   по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами Знакомство с нормой произношения и  характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение  звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.  Работа по звуковому анализу. Соотношение  звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического  Ча­ сы 4 4 4 4 4 анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти.  Развитие логического и образного мышления Тема занятия Содержание работы 16. Звуки С—Ш   Работа   с   паронимами. 15. Звуки Ж—Ш Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой звуков Ж­Ш. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Знакомство   с   обозначением   звуков   на письме.   Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой   звуков   С—Ш.   Соотнесение звуков   с   буквами.   Сравнение   артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.   Развитие   фонематического   слуха, восприятия.   Работа   с   паронимами.   Развитие звукового,   слогового   и   языкового   анализа   и синтеза Знакомство   с   нормой   произношения   и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на   всех   этапах   работы.   Соотнесение   звуков   с буквами.   Развитие   фонематического   слуха, восприятия.   Развитие   логического   мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового   анализа.   Развитие   фонематического   и слухового   внимания.   Развитие   фонематического   и слухового восприятия Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков  17. Звуки 3—Ж 18. Звуки Ч—Т' 19. Звуки С—Ц Ча­ сы 4 4 4 4 4 5 во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами.  Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов.  Развитие словаря на звуки С, Ц Тема занятия Содержание работы 20. Звуки Ц—ТС 21. Звуки Ч—Щ 22. Звуки Ч—Ц 23. Звуки Р—Р', Л—Л'.   произношение, Знакомство   со   звуками.   Соотнесение   звуков   с соответствующими   буквами.   Сравнение   данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем   признакам:   написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки Знакомство   со   звуками.   Соотнесение   звуков   с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в   слогах,   словах,   предложениях   и   в   тексте. Сравнение   звуков   во   всех   позициях.   Развитие неречевых процессов Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и   языкового   анализа.   Развитие   фонематического   и слухового   внимания.   Развитие   фонематического   и слухового восприятия Знакомство   со   звуками.   Соотнесение   звуков   с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л —Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение   звуков   во   всех   позициях.   Развитие неречевых процессов 24. Звуки Й—Л—Л' Знакомство   со   звуками.   Соотнесение   звуков   с буквами и символами. Выделение звуков Й—Л— Л'   в   слогах,   словах,   предложениях   и   в   тексте. Сравнение   звуков   во   всех   позициях.   Развитие неречевых процессов Знакомство с артикуляцией звуков. Сравнение арти­ куляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифферен­ 25. Звуки В—Л Ча­ сы 4 4 4 4 4 4 6 циация звуков на всех этапах. Развитие высших пси­ хических процессов. Работа с паронимами. Развитие  звукового, слогового, языкового анализа Тема занятия Содержание работы Ча­ сы II—IV. Слог. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста про­ водится на основном этапе работы во время дифенциации оппозиционных  пар звуков К концу обучения дети должны звать; — артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита; — признаки гласных и согласных звуков; — твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие; — звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие; —   артикуляционно   и   акустически   близкие   звуки   и   буквы,   их обозначающие; — термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.; — графическое изображение смешиваемых звуков. К концу обучения дети должны уметь: — различать гласные и согласные звуки; — различать твердые и мягкие звуки; — различать акустически близкие звуки; — различать звонкие и глухие согласные звуки; — обозначать смешиваемые звуки схематично; — производить фонетический разбор; — подбирать слова на заданный звук; — объяснять значения слов паронимов; —   дифференцировать   смешиваемые   звуки   на   всех   этапах   в   устной   и письменной речи; 7 — писать слуховые и зрительные диктанты; — пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи. Акустическая дисграфия Период   обучения   составляет   91­105   часов   (2­3   раза   в   неделю   в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей). Задачи коррекционного обучения: ! 1. Развивать фонематическое восприятие; 2.   Обучать   простым   и   сложным   формам   звукобуквенного   анализа   и синтеза слов; 3.   Уточнять   произношение   звуков   с   опорой   на   зрительное   и   слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения; 4.   Учить   выделять   определенные   звуки   на   уровне   слога,   слова, словосочетания, предложения и текста; 5. Определять положение звука по отношению к другим звукам; 6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане. Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и ОНР. План работы по преодолению акустической дисграфии Тема занятия 1. Развитие слухово­ го и зрительного  внимания и воспри­ ятия 2. Звуки 3. Гласные и  согласные звуки Содержание работы 1. Подготовительный этап работы Развитие артикуляционной моторики. Уточнение  артикуляции смешиваемых звуков. Игры на разви­ тие слухового и зрительного внимания и воспри­ ятия, на развитие памяти и логического мышления Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).  Дифференциация речевых и неречевых звуков Гласные и согласные звуки. Дифференциация гла­ сных и согласных звуков. Знакомство с символами  и «опорами» для обозначения звуков на письме П. Основной этап работы Часы 6­8 1­2 1­2 4. Дифференциация  Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация  1­2 8 гласных букв А—Я,  У—Ю, О—Е, Ы—И, Э—Е Тема занятия 5. Дифференциация  гласных букв А—Я 6. Дифференциация  гласных букв У—Ю 7. Дифференциация  гласных букв О—Е 8. Дифференциация гласных букв Ы—И 9. Дифференциация гласных букв Э—Е 10. Мягкий знак 11. Звонкие и глухие согласные гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для  обозначения мягкости на письме Содержание работы Часы Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на   письме   при   помощи   гласной   буквы   Я. Дифференциация   гласных   букв   А—Я   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на   письме   при   помощи   гласной   буквы   Ю. Дифференциация   гласных   букв   У—Ю   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на   письме   при   помощи   гласной   буквы   Е. Дифференциация   гласных   букв   О—Е   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на   письме   при   помощи   гласной   буквы   И. Дифференциация   гласных   букв   Ы—И   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на   письме   при   помощи   гласной   буквы   Е. Дифференциация   гласных   букв   Э—Е   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Мягкий   знак.   Соотнесение   мягкого   знака   с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация   мягкого   знака   в   функции смягчения и разделения Звонкие   и   глухие   согласные.   Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение   согласных   звуков   с   символами   и 3 3 3 3 3 3 3 9 «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Тема занятия Содержание работы 12. Звуки Б—Б', П —П' 13. Звуки В­В', Ф—Ф' 14. Звуки Г—Г', К —К', Х—Х' 15. Звуки Д—Д', Т —Т' Звуки   Б—Б',   П—П'   Дифференциация   звуков изолированно,   в   слогах,   словах,   словосочетаниях, предложениях   и   тексте.   Соотнесение   звуков   с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа   с   паронимами.   Развитие   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В— В',   Ф—Ф'   изолированно,   в   слогах,   словах, словосочетаниях,   предложениях   и   тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их   обозначения   на   письме.   Работа   со   словами­ паронимами.   Развитие   фонематического   воспри­ ятия, внимания, анализа и синтеза Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К',   X—X'   изолированно,   в   слогах,   словах, словосочетаниях,   предложениях   и   тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их   обозначения   на   письме.   Работа   со   словами­ паронимами.   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д— Д',   Т—Т'   изолированно,   в   слогах,   словах, словосочетаниях,   предложениях   и   тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их   обозначения   на   письме.   Работа   со   словами­ паронимами.   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Развитие     Развитие Час ы 3 3 3 3 16. Звуки 3—3', С Звуки   3—3',   С—С'.   Дифференциация   звуков   изо­ 3 10 —С' лированно, в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ ложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами­паронимами.   Развитие   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Тема занятия Содержание работы 18. Лабиализова­ ные гласные. Звуки  О—У 17. Звуки Ж—Ш Звуки   Ж—Ш.   Дифференциация   звуков   Ж—Ш   в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­ рами»   для   их   обозначения   на   письме.   Работа   со словами­паронимами.   Развитие   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Закрепление   знаний   о   гласных   звуках   О,   У. Соотнесение   звуков   с   символами   и   буквами. Сравнительная звуков. Дифференциация   звуков   изолированно,   в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного   восприятия,   слуховой   памяти, внимания и координации движений Буквы   Е—Ю.   Соотнесение   букв   с   символами. Дифференциация     Е—Ю изолированно,  в  слогах,  словах,  словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их   обозначения   на   письме.   Работа   со   словами­ паронимами.   Развитие   фонематического   воспри­ ятия, внимания, анализа и синтеза 20. Дифференциа­ ция соноров. Звуки  Р—Р'—Л—Л' 19. Лабиализова­ ные гласные. Буквы Е—Ю   характеристика   гласных   букв Час ы 3 1­2 1­2 3­4 21. Звуки Л—Л'—Й Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соот­ 3­4 11 22. Дифференциа­ ция свистящих и  Тема занятия шипящих звуков несение звуков с символами и «опорами» для их обозначения   на   письме.   Работа   со   словами­паро­ нимами.   Развитие   фонематического   восприятия, внимания, анализа и синтеза Закрепление знаний о свистящих и шипящих  звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и  Содержание работы «простые»   звуки.   Дифференциация   свистящих   и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме 2­3 Часы 23. Звуки С—С, Ш Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Соотнесение   звуков   с   символами   и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со   словами­паронимами.   Развитие   фонематичес­ кого восприятия, внимания, анализа и синтеза 25. Звуки С—С', Ц 24. Звуки З—З', Ж Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­ рами»   для   их   обозначения   на   письме.   Работа   со словами­паронимами.   Развитие   фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Соотнесение   звуков   с   символами   и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со   словами­паронимами.   Развитие   фонематичес­ кого восприятия, внимания, анализа и синтеза Знакомство   со   звуками   ТС—Ц.  Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­ рами»   для   их   обозначения   на   письме.   Развитие фонематического   восприятия,   слуха,   внимания, анализа и синтеза 26. Звуки ТС—Ц  (на усмотрение  логопеда) 3 3 3 3 12 27. Звуки Ч—Щ Звуки   Ч—Щ.   Дифференциация   звуков   Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с сим­ волами и «опорами»  для  обозначения на  письме. Развитие фонематического анализа и синтеза 3 Тема занятия 28. Звуки Ч—ТЬ 29. Звуки Ч—Ш 30. Звуки Ч—Ц (на  усмотрение  логопеда) Часы 3 3 3 Содержание работы Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в  слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами и «опорами» для  их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и синтеза Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в  слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами и «опорами» для  их обозначения на письме. Развитие слуховых  дифференцировок Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в  слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами и «опорами» для  их обозначения на письме. Работа со словами­ паронимами. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и синтеза Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста прово­ дится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных  пар звуков 31. Развитие  связной речи III. Заключительный этап работы В коррекционной работе используются различные  виды текстов: описание, повествование, рассуж­ дение, изложение, сочинение... 6­10 К концу обучения дети должны знать: — термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, 13 буква, артикуляция и т.д.); — все буквы и звуки родного языка; — отличительные признаки гласных и согласных звуков; — гласные и согласные звуки; — твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; — пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости; К концу обучения дети должны уметь: — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; —  использовать   гласные   буквы   И,  Я,  Е,  Ю,  Е   или   Ь   для   обозначения мягкости согласных на письме; — различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; — производить фонетический разбор слова; — производить звукобуквенный разбор слогов и слов; — записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ; — подбирать слова на заданный звук; — сравнивать слова со сходными звуками; — строить звуковые схемы слогов и слов; — составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; — восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; — самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки. 14 Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются: 1. Развитие фонематического анализа и синтеза; 2. Развитие слогового анализа и синтеза; 3. Развитие языкового анализа и синтеза. Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1­го и 2­го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным   звуком   в   различных   позициях.   При   обучении   применяется аналитико­синтетический метод. Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР. 15 План работы, по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза Тема занятия 1. Звук. Гласные­ согласные звуки 2. Гласные I ряда 3. Гласные II ряда 4. Мягкий знак Содержание работы 1. Звук Часы   тексте. Знакомство с речевыми звуками. Сравнение глас­ ных и согласных. Образование гласных и соглас­ ных звуков. Дифференциация  гласных и соглас­ ных звуков на всех этапах Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонема­ тического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами.   Знакомство   со   схемой.   Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,   Определение   места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонема­ тического   восприятия,   слуха.   Соотношение   со схемой и символом. Знакомство со звуковой схе­ мой слова. Работа  по звуковому анализу и син­ тезу. Роль гласных II ряда при смягчении соглас­ ных. Развитие неречевых процессов Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение   слов   со   схемой.   Развитие зрительного восприятия, внимания, логического  1 5 5 2 16 Тема занятия 5. Согласные звуки 6. Слог 7. Ударение.  Ударная гласная 8. Ударные и  безударные гласные  (А—О, Е—И, И—Я) 9. Родственные  слова. Корень слова Содержание работы мышления. Обогащение словаря. Работа по  звукобуквенному анализу Знакомство с согласными звуками. Развитие фо­ нематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах,   словах,   словосочетаниях,   предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и зву­ ков   в   слове.   Тренировка   в   звуковом   анализе   и синтезе слогов и слов II. Слог Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в   ряду   слов.   Определение   положения   опреде­ ленного слога. Знакомство с одно­, дву­, трех­ и четырехсложными   словами.   Дифференциация слога   и   слова.   Слоговой   анализ   и   синтез   слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со сло­ говой схемой Знакомство   с   ударением.   Выделение   ударной гласной,   ударного   слога   в   словах.   Работа   над ритмическим  оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии.   Подбор   родственных   слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов III. Слово Знакомство со строением слова. Знакомство с  понятием «родственные слова». Подбор род­ ственных слов. Выделение двух основных при­ знаков родственных слов: единый корень,  Часы 13 6 5 4 3 Тема занятия Содержание работы Часы 17 10. Образование слов при помощи  суффиксов 11. Словообразо­ вание слов при  помощи приставок 12. Приставки и  предлоги 13. Морфологичес­ кий состав слова 14. Состав  предложения близость   значения.   Закрепление   знаний   о   безу­ дарных   гласных.   Обогащение   словаря.   Подгото­ вительная работа по словообразованию. Выделе­ ние корня в словах Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на мор­ фологическом уровне. Работа по развитию и обо­ гащению   словаря   по   темам   «Профессии», «Детеныши»   (с   использованием   суффиксов   с уменьшительно­ласкательным значением) Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие вре­ менных и пространственных отношений. Развитие оптических   представлений.   Работа   на   морфо­ логическом уровне. Работа с антонимами и сино­ нимами. Работа с графическими схемами слов Закрепление   знаний   о   приставках   и   предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических на морфологическом   уровне.   Работа   с   антонимами   и синонимами. Работа с графическими схемами слов Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов IV. Словосочетание и предложение Выделение слов в составе предложения. Опреде­ ление количества слов. Работа со схемами пред­ ложения   и   словосочетания.   Языковой   анализ   и синтез словосочетания и предложения. Работа  представлений.     Работа   5 5 5 2 8 Тема занятия Содержание работы Часы 18 над деформированным предложением V. Связная речь Знакомство   со   структурой   текста.   Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с дефор­ мированным текстом. Восстановление рассказа по плану Составление   рассказа   по   плану.   Восстановление рассказа.   Составление   описания   по   опорным словам. Работа над деформированным текстом Работа   на   уровне   текста.   Закрепление   навыка использования в речи межфразовых связей. Сос­ тавление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) 5 5 6 15. Последователь­ ный рассказ 16. Описательный  рассказ 17. Составление  связного рассказа по  предметной, сюжет­ ной картинам и  серии картин К концу обучения дети должны знать: — гласные и согласные звуки и буквы; —   определения   понятий:   звук,   буква,   слог,   слово,   словосочетание, предложение,   текст,   предлог,   приставка,   ударная   гласная,   ударный   слог, безударная гласная, безударный слог; —  чем   отличаются   между   собой:   звуки   и   буквы,   гласные   и   согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст; — графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок; — правописание предлогов и приставок. К концу обучения лети должны уметь: — различать гласные и согласные звуки; — различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст; — определять ударные и безударные гласные, слоги; —   определять   в   словах   место   и   последовательность   заданного   звука: 19 гласных и согласных звуков; —   определять   количество   звуков   в   словах,   слогов   в   словах,   слов   в предложениях, предложений в тексте; — производить   звуковой,  буквенный,  слоговой  анализ  и синтез  слов, а также языковой анализ и синтез предложений; — графически обозначать звуки, слоги и слова. Аграмматическая дисграфия Проявляется   на   уровне   слова,   словосочетания,   предложения   и   текста. Является   составной   частью   единого   симптомокомплекса   лексико­ грамматического   недоразвития.   Чаще   всего   отмечается   у   детей   с   ОНР. Программа   рассчитана   на   80   часов   и   охватывает   следующие   уровни:   слово, предложение, текст. Задачи коррекционного обучения: 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2.   Уточнение   морфологической   структуры   слова   (приставка,   суффикс, корень, окончание); 3.   Развитие   навыков   словоизменения   и   словообразования   (различные способы); 4.   Развитие   навыка   правильного   употребления   предложно­падежных конструкций; 5.   Развитие   навыков   использования   в   речи   различных   видов   связи   в словосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения. Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР. 20 План работы по преодолению аграмматической биографии Тема занятия Содержание работы Часы 1. Слово. Словосочетание. Предложение А. Развитие навыков словообразования 3. Приставка 2. Корень слова 1. Родственные слова Знакомство   с   понятием   «родственное   слово». Подбор родственных  слов. Знакомство  с  одно­ коренными   словами.   Дифференциация   одноко­ ренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования Знакомство с понятием «корень». Дифференци­ ация однокоренных и родственных слов. Соот­ несение   слов   со   схемой.   Выделение   единого корня   и   правописание   родственных   и   одноко­ ренных слов Знакомство с приставками. Тренировка в нахож­ дении приставки в словах. Графическое обозна­ чение приставки. Правописание приставок. Раз­ витие временных и пространственных представ­ лений.   Развитие   зрительного   и   слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных   суффиксов.   Обогащение   словаря   по теме   «Профессии».   Образование   существи­ тельных   с   уменьшительно­ласкательным   значе­ нием. Выбор суффикса Закрепление   знаний   о   корне,   приставке,   суф­ фиксе и окончании. Формирование навыка раз­ бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа   с   антонимами,   синонимами.   Развитие неречевых процессов Закрепление   понятий   о   предлоге   как   о   целом 10 5. Морфологический  состав слова 6. Предлоги 4. Суффикс 2 2 3 3 2 21 7. Слова­предметы   Развитие   временно­пространственных слове. представлений. Выбор того или иного предлога Б. Развитие навыков словоизменения Знакомство   со   словами­предметами.   Обозначе­ ние изучаемых слов при помощи схемы.  2 Тема занятия 8. Практическое упот­ ребление существи­ тельных в форме  единственного и мно­ жественного числа 9. Практическое  употребление  существительных  разного рода 10. Употребление  существительных в  косвенных падежах Содержание работы Обогащение номинативного словаря Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение   аграмматизма   в   устной   речи.  Фор­ мирование   навыка   образования   форм   един­ ственного и множественного числа имен сущес­ твительных.   Развитие   восприятия   (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри­ тельного) Знакомство с понятием рода. Тренировка в по­ становке вопроса к существительным различного рода,  в   разборе   слова   по   составу.   Обогащение словаря. Развитие Логического мышления Знакомство с падежными формами имен сущес­ твительных.   Дифференциация   именительного   и винительного,   родительного   и   винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи В. Развитие навыков согласования слов 11. Слова­признаки 12. Согласование  прилагательных с  существительными в  роде и числе 13. Согласование  прилагательных с  Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету.   Работа   по   словоизменению   и   слово­ образованию.  Развитие  навыка   постановки   воп­ роса   к   словам­признакам.   Соотнесение   слов, обозначающих признаки предметов, со схемой Развитие   словаря   признаков.   Работа   по   слово­ изменению и согласованию имен прилагательных с   именами   существительными   в   роде   и   числе. Работа с антонимами, синонимами Согласование   существительных   с   прилагатель­ ным в роде. Согласование имен прилагательных Часы 10 2 2 2 2 10 22 существительными в  падеже с   именами   существительными   в   падеже.   Прео­ доление аграмматизма в устной речи Тема занятия 14. Слова­действия 15. Согласование  глагола с существи­ тельным в числе 16. Согласование  глагола с существи­ тельным в роде 17. Согласование  глагола с существи­ тельным во времени Содержание работы Знакомство с действиями предметов. Обогаще­ ние глагольного словаря. Развитие навыков сло­ воизменения.   Подбор   действия   к   предмету. Соотнесение   слов,   обозначающих   действия предмета, с графической схемой Работа   по  словоизменению.  Согласование  имен существительных   с   глаголами   в   числе.   Обога­ щение   словаря   действий.   Преодоление   аграм­ матизма   в   устной   речи.   Развитие   внимания, мышления и восприятия Согласование глагола с существительным в роде. Работа   по   словоизменению.   Соотнесение   слов­ действий   с   графической   схемой.   Работа   с антонимами, синонимами Знакомство с категорией времени глагола. Раз­ витие   навыка   постановки   вопроса   к   глаголам. Изменение   глагола   по   временам.   Развитие пространственно­временных отношений 18. Имя числительное Знакомство   с   числительными.   Согласование числительных   с   существительными   в   роде   и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению.   Устранение   аграмматизма   в устной речи 19. Предложение II. Предложение Соотнесение предложений с графическими схе­ мами. Знакомство со словосочетанием и предло­ жением. Виды связи в словосочетаниях и пред­ ложениях.   Построение   сложных   предложений различных   типов.   Установление   в   сложных предложениях   причинно­следственных   связей. Часы 1 2 2 4 6 5 23 Тема занятия 20. Состав  предложения 21. Работа над  текстом Дифференциация понятий: предложение — сло­ восочетание — текст Часы 5 Содержание работы Виды   связи   слов   в   предложении.   Постановка вопроса   к   отдельным   словам   в   предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества   слов.   Преодоление   устного аграмматизма.   Работа   с   деформированными предложениями III. Текст Установление   смысловых   связей   между   пред­ ложениями в составе текста. Знакомство с поня­ тием текст, его признаками: смысловой целост­ ностью,   законченностью.   Выделение   логико­ смысловых частей текста 3 К концу обучения дети должны знать: — признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня); — состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа; — правописание суффиксов и приставок; — части речи; —   как   согласуется   существительное   с   прилагательным,   глаголом   и числительным; — главные и второстепенные члены предложения; —   сложное   предложение   и   его   состав;   виды   связи   в   сложном предложении; — виды связи в словосочетании (смысловые и логические). К концу обучения дети должны уметь; 24 — распознавать части речи и их основные признаки; — изменять слова по числам, родам и падежам; — определять род, число и падеж существительных и прилагательных; — производить разбор слова по составу; — различать понятия словоизменение и словообразование; — выделять из текста слова, словосочетания и предложения; — устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте; — устанавливать связи между частями сложного предложения; — составлять и анализировать сложное предложение. Оптическая дисграфия Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений. Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице. Оптически сходные буквы печатные строчн. Кинетически сходные буквы рукописные печатные загл. — — — строчн. — — — Е — Е загл. — — — — е — е строчн. — — — — — — И — Щ и — щ — — И — Ц и — ц — — И — Ш и — ш — — — Л — А — — — — — — — — — — — — — — — — 25 рукописные загл. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — загл. — — — — — — — — — — — строчн. — — — — — — — — — — — с — э — — С — Э — — — — — — с — е — — — — — — — — — Оптически сходные буквы печатные рукописные строчн. загл. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — загл. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — строчн. — — — — — — — — — — — — — — — — р — ь — — — — Б — ь Б — ъ б — ь б — ъ Кинетически сходные буквы рукописные печатные загл. — загл. — строчн. — — строчн. — — Ш — Щ ш — щ — — Ц — Щ ц — щ — — — — — — — — — — П — Н — — К — Н — — П — Т п — н к—н п — т ь — ъ р — ф в — ф г — р г — в г — в — — Л — М л — м — — Р — Ф В — Ф Г — Р Г — В Р — В — — — — — — — — — — Г — П — П — Р — — — — — — — — — — г — п п — р — — — — — — — — — Б — В Б — Г Б — Р — — — — — — — — — — Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): 1. Развитие неречевых процессов; 2. Дифференциация сходных по начертанию букв. Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий. 26 Всю коррекционно­логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня: 1. Конструирование, реконструирование букв. 2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком). 3. Работа со словами­паронимами (ивазиомонимами). План работы по преодолению оптической биографии Тема занятия Содержание работы 1. Развитие неречевых процессов 1. Развитие зрительного  восприятия, памяти,  навыков звукового  анализа 2. Развитие  пространственно­ временных отношений Знакомство с основными и оттеночными цве­ тами.   Знакомство   с   геометрическими   фигу­ рами. Соотнесение предмета с цветом, вели­ чиной и формой. Дифференциация предметов по   цвету,   величине   и   форме.   Знакомство   с понятием   «величина».   Сравнение   предметов по величине, ширине, глубине и т.д. Знакомство   с   такими   понятиями   как:   год, месяц,   день   недели,   сутки,   вчера,   сегодня, завтра.   Формирование   временных   представ­ лений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных   представлений:   верх,   низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти II. Дифференциация графически сходных букв 3. Дифференциация  оптически и кинети­ чески сходных гласных  букв (рукописного и  печатного шрифта) Дифференциация   сходных   по   начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ ложении,  тексте.  Соотнесение   буквы   со   зву­ ком и символом. Конструирование и рекон­ струирование букв. Сравнение элементов  букв. Развитие оптико­пространственных  представлений. Развитие зрительно­моторных  координации. Дифференциация букв  Часы 8 10 8 27 4. Дифференциация  оптически и кинети­ чески сходных гласных  и согласных букв (руко­ писного и печатного  шрифта) 5. Дифференциация  оптически и кинети­ чески сходных соглас­ ных букв (рукописного и печатного шрифта)     ... Работа  с квазиомонимами. Развитие образного  мышления Дифференциация букв     …   во   всех   позициях.   Сравнение элементов   смешиваемых   букв.   Соотнесение буквы   с   символом   и   звуком.   Развитие зрительно­моторных координации. Конструирование   и   реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами Дифференциация сходных по начертанию  оптических букв        во всех позициях. Развитие   зрительно­моторных   координации. Конструирование   и   реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико­ пространственных   отношений.   Установление связей   между   графемой   и   артикулемой. Работа с квазиомонимами К концу обучение дети должны знать: — основные цвета и оттенки; 14 20 28 — геометрические фигуры; — схему собственного тела; — направления; — артикуляцию всех звуков; — сходство и различие всех сходных по начертанию букв; — элементы букв двух шрифтов; — название букв родного алфавита. К концу обучения дети должны уметь: — различать основные и оттеночные цвета; — различать геометрические фигуры; — соотносить предмет и форму, предмет и цвет; — ориентироваться в схеме собственного тела; — ориентироваться во времени и в пространстве; — сравнивать предметы по величине;. — сравнивать элементы букв двух шрифтов; — уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; — сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; — соотносить букву со звуком и наоборот. 29

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, календарно-тематический план работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2018