Программа краткосрочной образовательной практики «Выращивание кристаллов».
Оценка 5

Программа краткосрочной образовательной практики «Выращивание кристаллов».

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
08.01.2017
Программа краткосрочной образовательной практики «Выращивание кристаллов».
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная! Цель практики: Научить детей выращивать кристаллы из поваренной соли в бытовых условиях.
Программа краткосрочной образовательной практики 2016.docx

Программа краткосрочной образовательной практики

«Выращивание кристаллов».

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может узнать, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Старший дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей шестого - седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить, в результате, мною была выбрана тема КОП «Выращивание кристаллов».

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Цель практики: Научить детей выращивать кристаллы из поваренной соли в бытовых условиях.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с понятием «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» на основе исследовательской и проблемно-поисковой деятельности;

изучить условия образования кристаллов;

учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

Развивающие:

развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

Воспитывающие:

воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности;    

воспитывать чувство удовлетворения и радость открытий, полученных из опытов.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка:

-  защитный фартук,

- соль,

- банка,

- одноразовая ложка,

- нитка с железной скрепкой,

- вода (горячая и холодная).

Основные принципы построения КОП:

1)    Принцип доступности ( методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересов детей);

2)    Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);

3)    Принцип индивидуальности (  индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его индивидуальных особенностей).

Показатели достижения результата:

- дети будут знать объекты неживой природы,

- дети будут уметь выращивать кристаллы из соли,

- дети будут проявлять умение составлять описательный рассказ.

Ожидаемый результат:

- дети освоят научное выращивание кристаллов.

Кратковременная образовательная практика рассчитана для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет), практика включает в себя 4 занятия по 20-30 мин., 1 раз в неделю. Количество детей в группе: 6-8 человек.

Содержание краткосрочной образовательной практики:

Тема занятия

                        Количество

Теоритич.

Практич.

Всего

1.

Беседа о кристаллах

1

-

1

2.

НОД «Соль и её свойства»

-

1

1

3.

НОД «Удивительные кристаллы соли»

1

-

1

4.

«Выращивание кристаллов»

-

1

1

 

Далее следует наблюдение в течение 2-3 недель за ростом кристаллов.

Инструментарий для практики:

- защитные фартуки,

- маски,

- баночки, колбочки,

- лупы,

- шерстяные нитки,

- одноразовые ложки,

- вещества для исследования ( соль, сахар, морская соль, медный купорос).

 

Методическая литература:

1.     Гризик Т.И. «Познаю мир»

2.     Ковинько Л.В. «Секреты природы- это так интересно»

3.      Еловская Л.Ю. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2013.- №5

4.      Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

5.      Зенина Т.Н. «Ознакомление дошкольников с природными объектами»

6.     Энциклопедия «Я познаю мир» ( камни и минералы).

 

Результаты практики:

 Дети будут:

-  знать основные свойства кристаллов;

- уметь проводить эксперименты;

- делать самостоятельно в домашних условиях выращивание кристаллов.

Дети будут проявлять знания, наблюдательность, желание экспериментировать в домашних условиях.

Реклама и продвижение практики:

Институциональный уровень:

- объявление в группе д/сада,

- информация о практике в группе д/сада в ВКонтакте,

- участие в предстоящей практике во время выбора детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Беседа о кристаллах, что такое кристаллы и почему они растут?

Интересные факты о кристаллах

Причудливые творения природы, часто завораживающие и притягивающие взгляд, украшающие короны королей. Бытует поверье, что некоторые из них обладают магической чудодейственной силой.

 

Представляем Вам интересные факты о кристаллах.

В переводе с греческого, слово "кристалл" означал "лед". Однако позже кристалл приобрел и еще одно название - горный хрусталь. Ученные предполагали, что горный хрусталь будет таять при изменении температуры в высшую сторону. Однако, этого так и не произошло. Горный хрусталь наделен и еще одной особенностью - он очень гладкий и имеет плоские грани. Больше такого нигде не найдёшь.

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/1.jpg

 

В кристаллах все атомы расположены так, что бы из них образовывалась трехмерно-периодическая укладка. Таким образом, на поверхности мы видим кристаллическую решетку.

 

 

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/2.jpg

 

Самые крупные кристаллы существуют в Мексике, в двух пещерах. На глубине более 300 метров находятся кристаллы длинною в 10-15 м. А сами таковые состоят из селенита - прозрачный гипс.

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/3.jpg

 

Знаете ли вы, что кристаллы воспроизводят сами себя и таким образом растут? Их по праву можно называть "живыми" существами природы.

 

 

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/4.jpg

 

Кристаллы могут образовывать самые различные формы.

И, не смотря на это, внутренний рисунок кристалла имеет цикличность в произведении других. Это было доказано учеными.

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/5.jpg

 

Знаете ли вы, что некоторые природные минералы могут образовывать кристаллы? Вот только есть одна проблема, рассмотреть таковые можно лишь через увеличительное стекло.

 

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/6.jpg

Знаете ли вы, что вода является самым основным "ингредиентом" для образования кристалла?

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/7.jpg

 

Существует, помимо естественного образования кристаллов, искусственные. На сегодняшний день люди, которые выращивают искусственные кристаллы зарабатывают огромные деньги. Ведь из "ненастоящих" делают такие драгоценные камни как сапфир и рубин. А это - миллионы, если не миллиарды.

 

 

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/8.jpg

Есть и представители самых больших и крошечных кристаллов. Хранятся они в Австрии в музее "Хрустальные миры". Самый крупный весит более 62 кг и имеет 310 тыс. карат. Крошечный же вариант кристалла в диаметре не достигает и одного сантиметра. Все они принадлежат к самой знаменитой нише "Сваровски" и занесены в книгу рекордов Гиннеса.

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/9.jpg

 

 

На сегодняшний день почти все кристаллы, которые существуют, выращивают искусственно. Таким образом получают именно то, что необходимо конечному потребителю. Производство кристаллов - один из самых дорогостоящих бизнесов, и красивых.

 

 

http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-kristallakh/10.jpg

 

Приложение 2

 

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

 «Соль и её свойства»

 

Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Задачи:

1. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом.

2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

3. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.

Оборудование: Кукла «Незнайка», коллекция соли, ложки по количеству детей, свеча, пробирка, вода, соль в солонке, яблоко, огурец.

 

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, под музыку входит кукла «Незнайка».

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я только что прилетел с Луны. А куда это я попал?

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Незнайка: А где находится ваш детский сад, в каком городе?

Дети: В городе Нижневартовске, детский сад №71 «Радость».

Незнайка: Знаете, я пока летел к вам с Луны, так проголодался, может быть вы меня покормите, пожалуйста.

Воспитатель: Пожалуйста, присядь, Незнайка. Вот есть яблоко, конфета, а ещё полезный овощ - огурец, вот и соль, можно посолить.

Незнайка: Соль, А что такое соль?

Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает, что такое соль. Давайте сейчас мы ему расскажем и покажем ему все, что знаем про соль. Покажем опыт с солью. А ты Незнайка к ребятам присаживайся и внимательно слушай, смотри и запоминай.

Воспитатель: Ребята, расскажите какая соль?

(Белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу.)

Незнайка: Да, это я знаю. Я, когда летел с Луны, видел у вас в лесу на земле

много соли, а в городе мало. Наверное, вы съели её.

Воспитатель: Ребята, разве Незнайка мог видеть так много соли в лесу? Наверно ты, что-то напутал? Что мог видеть в лесу Незнайка зимой в большом количестве на земле?

Дети: Ты видел в лесу на земле - это снег.

Незнайка: Но вы же сами сказали, что соль белая и чем же она отличается от

Снега?

(Снег бывает зимой, а соль всегда, снег нельзя есть, а соль можно.)

Незнайка: На деревьях соль не растёт. С неба не сыплется - откуда её берут?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, откуда берётся соль.

Дети: Её берут в море, люди соль из морской воды добывают, а помогают им могущие насосы солесосы и горячее южное солнце.

Воспитатель: Знаешь Незнайка – эту морскую соль нельзя употреблять в пищу

(Показать.) Она не пищевая. А есть соль для удобрения растений (показать), чтобы они росли здоровыми. Но есть ещё пищевая соль, которую употребляют в пищу. Но её нельзя употреблять в больших количествах, а то будут слабыми кости организма.

Воспитатель: Давайте загадаем Незнайке загадки о солее:

В воде родился, воду боится?

Белый камень в воде тает?

Ребята, почему соль воду боится? (Ответы.) А вот сейчас с помощью опыта, мы проверим. Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают халаты, занимают места.)

Опыт №1

Воспитатель: Если я возьму стакан с водой и опущу ложку с солью в эту воду. Как вы думаете, что произойдёт с солью? (Растворится, будет плавать.)

Давайте проверим. Что же произойдёт? (Воспитатель проводит опыт.)

Дети: Соль растворилась, исчезла.

Воспитатель: А теперь вы проделайте тоже самое. (Дети повторяют и убеждаются в своих высказываниях.) Что теперь соли воде нет? Ребята, скажите Незнайке, есть в воде соль или её нет?

Дети: есть, нет.

Воспитатель: Проверим и узнаем. Возьмите ложки и попробуйте воду – какая вода?

Дети: Солёная

Воспитатель: Значит соль осталась в стакане, в воде, не исчезла, а только растворилась (закрепить слово растворилась).

Воспитатель: Ребята, как вы думает в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Опыт №2

На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной.

Воспитатель: Ребята, положите  по одной ложке соли в каждый стакан и перемешивают. Где соль растворилась быстрее?

(Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода.)

- А можно по другому проверить исчезла соль в воде или нет. Хотите узнать? (Да.) Для этого вы все подойдите к моему столу. Для опыта понадобится

спиртовка, какое правило, мы знаем при работе с огнём? (дети рассказывают) значит, опыт буду показывать я, а вы наблюдать. Итак, спиртовка заменит нам солнце и нам нужна пробирка с соленой водой, какое есть правило работы со стеклом (дети рассказывают). Попробую нагреть эту воду, что же может произойти?

Дети: Вода будет кипеть, нагреваться.

Незнайка: А ничего не будет происходить.

Воспитатель: Давайте проверим! (Нагревает.)

Опыт №3

- Ребята, вы замечаете изменение,

- Смотрите внимательно. А Незнайка говорил, что ничего не изменится

Что же получилась? – на стенке пробирке появился белый налёт.

Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это появилась соль

Воспитатель: Правильно. Незнайка, ты убедился, что воде соль есть?

Воспитатель: Ребята мы знаем, что соль кладут в пищу, чтобы она была вкуснее. А если переложить соль, вкусно будет или нет? Давайте проверим и покажем Незнайке опыт?

Опыт №4

У каждого на столе лежит две половинки огурца. Дети сыплют на них соль но разное количество и проверяют результаты работы, пробуя. Убеждаются, половинка, где сверху много соли есть невозможно, а где немного соли сверху вкусно.

Воспитатель: Вот, ребята, мы провели опыты и что же вы можете сказать про соль?

Дети: Она белая, без запаха, в воде растворяется, не исчезают, а остается в воде, можно получить её вновь, если кипятить, нельзя много соли класть в продукты, разный вид соли имеет своё значение.

Воспитатель: А тыНезнайка теперь понял что такое соль?

Незнайка: Да, спасибо, что вы рассказали мне про соль, я теперь знаю, что она бывает разная: лечебная, пищевая и что она имеет цвет, растворяется в воде, не исчезает. Мне было интересно побывать с вами в лаборатории. Я хочу подарить вам игру “Полезная – вредная пища”, я думаю, она вам тоже понравится, и вы узнаете о полезной пище. Ну мне пора прощаться, я обязательно расскажу своим друзьям о том что сегодня узнал. Спасибо.

Воспитатель: И тебе спасибо за подарок. Мы обязательно поиграем в эту игру.

(Незнайка уходит, а дети рассматривают новую игру.)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные кристаллы соли»

Задачи:

·        Вырастить кристаллы соли;

·        Изучить условия образования кристаллов;

·        Закрепить с детьми знания свойства соли ( белая, без ярко выраженного запаха, в воде растворяется).

·        Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;

·        Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

·        Познакомиться с необходимыми мерами безопасности и защиты при проведении эксперимента и уметь использовать эти знания.

·        Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование:

Слайды « Мир кристаллов соли»; материалы для проведения экспериментов: стаканчики, вода, соль поваренная, нитка, карандаш.

Предварительная работа:

Проведение опытов «Свойства соли», чтение познавательной литературы по теме, ведение наблюдений, отгадывание загадок о соли.

Ход занятий:

Воспитатель.

Здравствуйте, друзья!

Рада встречи с вами я!

Давайте за руки возьмемся,

В круг скорее соберемся.

Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых. А что в ней находиться – попробуем отгадать.

Белый камень из горы,

Всегда  стоит на столе.

Кто его не ест, тот вкуса не знает.

Дети. Это соль.

Воспитатель. Но это не просто соль, а кристалл соли. Давайте с вами отправимся в волшебный мир кристаллов.

·        Показ слайдов  « Мир кристаллов»

Воспитатель. Ребята, давайте с вами попробуем вырастить такие кристаллы. Пройдем с нашу лабораторию, как  вы думаете, из чего можно сделать кристаллы?

Дети. Из воды и соли.

Воспитатель. Какими свойствами обладает соль?

Дети. Соль растворяется в воде.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет, если мы в стакан нальем воды, добавим соль и поместим туда нитку? (ответы детей). Сегодня я вам хочу рассказать, как можно вырастить кристаллы соли. Но сначала давайте вспомним, чего нельзя делать, когда мы работаем в лаборатории.

Дети вместе с воспитателем вспоминают правила поведения в лаборатории.

Воспитатель. А теперь мы можем приступить к работе в лаборатории.

·        Эксперимент «Создание кристаллов»

1.      Налили в стакан горячую воду, стали насыпать соль до тех пор, пока она не перестала растворяться.

2.      Остудили полученный  раствор.

3.      Раствор процедили через фильтр, чтобы не осталось соринок.

4.      Взяли нитку, повесили на карандаш так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна.

5.      Поставили стакан с раствором на подоконник, где нет сквозняка.

Воспитатель. Теперь станем наблюдать, как будут расти наши кристаллы.

Физкультминутка

Вечер зимний в небе синем

( дети встают в круг )

Звезды синие зажег.

( встают на носочках, подтягиваются )

    Ветви сыплют синий иней

   ( потряхивают руками, потихоньку  садятся.)

   На заснеженный лужок.

·        Подведение итогов занятия

Воспитатель. Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить дома. Вы, ребята, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Практическая часть:

Процесс выращивания кристаллов из поваренной соли в домашних условиях разделим на основные этапы:

 Этап 1: Наливаем кипячёную воду заливая половину ёмкости, в которой в дальнейшем будет расти кристалл. Растворили соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде. Растворяем соль до тех пор, пока будем уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!)

Этап 2: Насыщенный раствор перелили в другую емкость, где производили выращивание кристаллов. Раствор процедили через фильтр. (Процеживать раствор обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов). Поставили раствор охлаждаться. (Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы).

Этап 3: Привязали на нитку затравку. Затравкой или центром кристаллизации может являться кристаллик данного вещества или любой другой центр кристаллизации (волокно). Кристаллик опустили в насыщенный раствор .

Этап 4: Накрыли сверху ёмкость с кристалликом салфеткой от попадания пыли и мусора. Оставили раствор. И ждём…

Когда кристаллы приняли красивый вид, вынули их из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком (можно лаком для волос), чтобы они не разрушались.
После проведения опыта стенки стакана были покрыты слоем соли. Данный процесс в стакане является моделью того, что происходит в природе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа краткосрочной образовательной практики «Выращивание кристаллов»

Программа краткосрочной образовательной практики «Выращивание кристаллов»

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат

Основные принципы построения КОП: 1)

Основные принципы построения КОП: 1)

Методическая литература: 1.

Методическая литература: 1.

Приложения

Приложения

Приложение 1 Беседа о кристаллах, что такое кристаллы и почему они растут?

Приложение 1 Беседа о кристаллах, что такое кристаллы и почему они растут?

В кристаллах все атомы расположены так, что бы из них образовывалась трехмерно-периодическая укладка

В кристаллах все атомы расположены так, что бы из них образовывалась трехмерно-периодическая укладка

Знаете ли вы, что кристаллы воспроизводят сами себя и таким образом растут?

Знаете ли вы, что кристаллы воспроизводят сами себя и таким образом растут?

Знаете ли вы, что некоторые природные минералы могут образовывать кристаллы?

Знаете ли вы, что некоторые природные минералы могут образовывать кристаллы?

Существует, помимо естественного образования кристаллов, искусственные

Существует, помимо естественного образования кристаллов, искусственные

Есть и представители самых больших и крошечных кристаллов

Есть и представители самых больших и крошечных кристаллов

Приложение 2 Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Соль и её свойства»

Приложение 2 Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Соль и её свойства»

Воспитатель : Ребята, расскажите какая соль? (Белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу

Воспитатель : Ребята, расскажите какая соль? (Белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу

Дети : Соль растворилась, исчезла

Дети : Соль растворилась, исчезла

Как вы думаете, что это такое?

Как вы думаете, что это такое?

Приложение 3 Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные кристаллы соли»

Приложение 3 Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные кристаллы соли»

Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых

Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых

Физкультминутка Вечер зимний в небе синем ( дети встают в круг )

Физкультминутка Вечер зимний в небе синем ( дети встают в круг )

Приложение 4 Практическая часть:

Приложение 4 Практическая часть:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017