Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Оценка 4.9

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
11.01.2017
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно – психическом и речевом развитии детей. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида. Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классахVII вида, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.
Программа кружка.docx
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи» на 2016­2017 учебный год   Составил учитель­логопед  Н.А.Холкина на основе  «Программно­методических материалов для логопедических  занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой. Пояснительная записка Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во  всех сферах жизни. Поэтому одной из задач   начальной   школы   является   своевременное   выявление   отклонений   в физическом,  нервно –  психическом  и   речевом   развитии  детей.  По   данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность   проблемы   своевременного   выявления   и   коррекции   речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества  неуспевающих  школьников,   не   справляющихся   с   учебной программой.   Наиболее   многочисленную   группу   риска   составляют обучающиеся классов VII вида.     Программа   составлена   с   учётом   контингента   детей   с   речевыми нарушениями,   обучающихся   в   начальных   классахVII  вида,  у   которых выявлены   недостатки   чтения   и   письма,   обусловленные   недостаточной сформированностью   фонематических и лексико – грамматических  средств речи. Программа   предназначена   для     работы  с   группой   учащихся   1­го   класса, испытывающих трудности формирования письменной речи  письма и чтения.   Занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку.    Методы и приемы, используемые в  работе, соответствуют возрастным  особенностям данных детей. Цель программы ­ провести коррекционное обучение с учащимися, ­не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно –  познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы  обучения; Задачи:  восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;  обогащение словарного запаса;  развитие грамматического строя и связной речи. Область применения программы Программа адресована учителям­логопедам общеобразовательных  и  специальных коррекционных школ; может быть использована учителями  начальных классов массовых школ  для профилактики речевых нарушений,  повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся. Данная программа рассчитана на детей 6­7 лет (первоклассников). Срок ее реализации – 1год. Форма организации – кружок. Курс рассчитан на 66 часов. Занятия проводятся  2 раза в неделю. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: ­занимательность; ­научность; ­сознательность и активность; ­наглядность; ­доступность; ­связь теории с практикой; ­индивидуальный подход к учащимся. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого   недоразвития,   компенсаторных   возможностей   ребенка, психофизиологических   особенностей   ребенка,   состояния   его   интеллекта, качества и скорости усвоения материала.    Для усвоения программы применяются основные методы обучения:  наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый. Для  успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ: игровые элементы,  игры,  дидактический и раздаточный материал,  пословицы и поговорки,   физкультминутки,   рифмовки,  считалки,   ребусы,  кроссворды,  головоломки,   грамматические сказки,  логопедические распевки.  Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и  чувствовать родной язык. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программа  включает три раздела;                                                    *восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;     * обогащение словарного запаса;                                                                               *развитие грамматического строя связной речи. Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти  работа   как   по   коррекции   пробелов   в   развитии звуковой  стороны   речи,   так,   и   по   обогащению   словаря   и   развития грамматического строя. Первая    четверть  посвящена   развитию   различных  форм   звукового   анализа, начиная   с   выделения   звука   из  слова.   Обучение   начинается   с   узнавания   и выделения из слова гласные звуков, их сравнения и различия. Дети  выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А , О, У, Э,Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются  буквы,   соответствующие   выделяемым   звукам,   и   таким   образом происходит   закрепление   графического   образа   букв.  В   первой   четверти   дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.  Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость со­ гласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение  слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа  и   установления   несоответствия   в   звукобуквенном   составе   слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом   (ма—мя—мо—   ме—му—мю   и   т.   д.);   затем   несколько   согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля—  ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфииосновывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же,   являясь   объективно   трудным   для   понимания  в   этом   возрасте,   может осложнить   становление   первоначального   навыка   чтения.   Для   становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий  дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно  научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные  звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл— мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать буквуА там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»). В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают  два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его  можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся. В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ,   так   как   здесь   очень   удобно   показать   разницу  между   твердыми   и мягкими   согласными   звуками   (мягкий   знак   как   раз   и   указывает   на   эту мягкость).   Выкладывая   схемы   звукового   состава   слов   с   мягким   знаком, обязательно   показываем   букву   Ь   в   нужном   месте   слова,   таким   образом, преобразуя   звуковую   схему   в   звуко­буквенную.   Делается   это   для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой/в которой, естественно, нет  места букве Ь, как. не обозначающей   самостоятельного  звука,   мы   будем   провоцировать   детей   на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют  четко понятия «звук» и «буква».. Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из .слов и первых коротких пред­ ложений,  составленных  из   сонорных   и  гласных   букв.  Материал   для   чтения содержится в рабочей в тетради:Козырева Л. М.  Как научиться читать. — Ярославль,   2006.   Параллельно   на   логопедических   занятиях   проводится расширение   словарного   запаса   первоклассников  по   лексическим   темам: «Фрукты», «Овощи», «Цветы», .«Деревья», «Птицы»,­ «Звери».  Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной   речи   и   соответствующих  им   букв   при   чтении   и   на   письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф —В, С—3, Ш—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в тетради:  Козырева   Л.   М.  Читаем   и   играем.   —   Ярославль,   2006.   Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, П',Б, Б'. — Ярославль, 2004; Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К', Г, Г'. Ярославль, 2004., Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками   С,   С,   3,   3'.   —­   Ярославль,   2004.   В   названных   игровых   пособиях дифференциациязвуков проводится на материале следующих лексических тем: К —Г   —   «Обитатели   водоёмов»,   «Зоопарк.   Звери   и   птицы»,   «Музыкальные инструменты», «Водный транспорт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь»; «Одежда»,  «Инструменты»,   «Спортивное   снаряжение»,   «Техника»:С—3   — «Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки»,«Еда», «Личные вещи». Четвертая четверть  посвящается непарным по глухости­звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ(глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради. Календарно­тематический план на 2016­2017 учебный год 1­й год обучения Название кружка: «Коррекция нарушений устной и письменной речи  учащихся» Количество часов в неделю ­ 2                                        Составил учитель – логопед Н.А.Холкина на основе  «Программно­методических материалов для логопедических  занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1 ­го КЛАССА По плану­66 часов (2 раза в неделю) Звуковой  анализ Словарь Дата Грамматич еский  строй Ко­ лич е­ ство  часо в 2 2 2 1 Тема занятия Звук и  буква А Звук и буква  О Звук и буква  У Звуки и буквы А, О,У. Выделение звука из  слова Выделение звука из  слова Выделение звука из  слова Первый  звук в слове №  п/п 1­2 3­4 5­6 7 8 «Фрукты» Предлоги  на, в, под «Овощи» Предлоги  на, в, под «Фрук­ ты» —  «овощи» «Птицы» Предлоги  по, за, на. Наречия  высоко,  низко,  вверху Согласов ание  прила­ гательны х с  существ и­ тельными в роде Именител ьный  падеж,  множестве нное  число  существи­ тельных «Птицы» Согласов «Дере­ вья» ание  Звук и буква  Ы 1 Последний  звук в  слове 9 Звуки букваЭ 1 Первый  звук в слове 10­ 11 Звук и буква  М 2 Начало,  середина,  конец слова 12­ 13 Звуки буква  Л 2 Начало,  середина,  конец слова прила­ гательных с  существи­ тельными  в роде «Цветы» Согласов ание  прила­ гательных с  существи­ тельными  в роде «Огород» Согласов ание  глаголов  прошедше го  времени с  существи­ тельными  в роде Согласов ание  прила­ гательных с  существи­ тельными  в роде предлоги  на, в, под предлоги  за, между, перед Именител ьный  падеж,  множеств енное  14­ 15 Звук и буква  Р 2 Начало,  середина,  конец слова «Фрукты  —  овощи» 16 17 18 Звуки буква  Н Сонорные  звуки  М,Н,Л,Р Звук и буква  И 1 1 1 «Зоо­ парк» «Лес» «Инстру­ менты» Начало,  середина,  конец слова Первый и  последний  звук в  слове Звуковой  анализ  слов типа  кит Буква Я 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­ 26 27 Буква Ю Буква Е Буква Ё Буква Ь  (смягчитель) 28­ 29 Звуки М—М' 2 2 2 2 1 2 «Ме­ бель» Звуковой  анализ  слов типа  яма Звуковой  анализ слов типа юла    Звуковой  анализ слов  типа ежи «Игруш­ ки» «Живот­ ные» Звуковой  анализ  слов типа  ерш Звуковой  анализ слов типа конь «Рыбы» «До­ машние  живот­ ные». число  существи­ тельных Именител ьный  падеж,  множеств енное  число  существи­ тельных Предлог и над,  под; из­ под Согласов ание  глаголов : прошедшег о времени  с  существи­ тельными  в роде Предло ги над,  под, из­ под Согласов ание  прила­ гательны х с  существ и­ тельными в роде Звуковой анализ слов типа мак, мил «Цветы» Согласова ние  прилагател ьных с существит ельными вроде «Овощи» Согласова 30­ 31 Звуки Л—Л' 2 Звуковой анализ слов типа лук, лис 32 Звуки Н—Н' 1 33­ 34 Звуки Р—Р' 35 36 37­ 38 Звук и буква П Звук и буква Б Звуки и  буквы П—Б 2 1 1 2 39 Звуки буквТ 1 Звуковой  анализ слов типа  шапка Звуковой  анализ слов типа плот «Го­ ловные  уборы» «Транс­ порт» 40 Звук и буква  Д 1 Звуковой  анализ  «Спор­ тивныеве Звуковой  анализ слов типа Нина «Имена  людей» звуковой   анализ слов типа рак, рис «Животн ые водоемов » Звуковой анализ слов  ­ типа плащ «Одеж­ да» Предлоги  в, на, с, из «Обувь» Антонимич ние  глаголов прошедшег о времени с существит ельными  вроде Уменьшит ельно­ ласкательн ые суффиксы Предлогин ад, под, из­под ные  приставки Антоними чные  приставки Приставки на соглас­ ную. Ъ  после  приставок Наречия  простран 41­ 42 Звуки и  буквы ­ Т­Д 43 Звуки буква  К 44 Звук и буква  Г 45­ 46 Звуки и  буквы К­Г 47­ 48 Звук и буква Ф 49­ 50 Звук и буква В 51­ 52 Звуки и буквы Ф—В 2 1 1 2 2 2 2 слов типа  диск Звуковой  анализ слов типа  труба щи» «Музы­ кальные  инстру­ менты» «Рыбы» Звуковой  анализ слов типа карп «Зоо­ парк» Звуковой  анализ  слов типа  тигр ственного значения Наречия  качестве нного  значения  {тихо>г ромко и  т. д.) Приставк и и  предлоги' простран ственного значения Согласов ание  прилага­ тельныхс  существ и­ тельными в роде Звуковой  анализ слов типа сокол Звуковой анализ слов типа филин Звуковой анализ слов типа  ворона Звуковой анализ слов типа  воробей «Птицы» Приставки и предлоги пространс твенного  значения «Птицы» Приставки и предлоги пространс твенного значения «Птицы» Приставки и предлоги пространс твенного значения «Птицы» Приставки и предлоги пространс твенного значения 53­ 54 Звук и буква С 55­ 56 Звук и буква 3 57­ 58­ 59 Звуки и буквы С—3 60­ 61 Звуки  буква Ш 62­ 63 Звук и буква Ж 2 2 3 2 2 «Еда» Звуковой анализ слов типа сахар «Игруш­ ки» Звуковой анализ слов типа  мозаика Звуковой Анализ слов типа  зонтик «Пред­ меты личного пользо­ вания» Согласова ние прила­ гательных  ссуществи­ тельными  вроде Согласова ние  глаголов Прошедше говремени  с существит ельными в роде Согласова ние  глаголов Прошедше говремени  с существит ельными в роде Звуковой анализ слов типа  кувшин Звуковой Анализ слов жасмин «Посуда» Согласова ние прила­ гательных  ссуществи­ тельными  вроде Согласова ние прила­ гательных  с  существи­ тельными  вроде «Лекар­ ствен­ ные рас­ тения» 64 'Звуки и буквы­ Ш­Ж 1    Звуковой анализ слов типа  шишки «Плоды и семена» Согласова ние прила­ гательных  ссуществи­ тельными  вроде 65­ 66 Звук и буква X 2 « Еда » Звуковой анализ слов типа халва Согласован ие  глаголов прошедшег о времени  ссуществи­ тельньши  вроде ЛИТЕРАТУРА Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991. Ефименкова   М.Н.,   Мисаренко   Г.Г.  Организация   и   методы  коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. М, 1991. Иваненко  СФ.   Формирование   восприятия   речи   у   детей  при   тяжелых нарушениях произношения. М., 1984. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999. Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками . Ярославль, 2006. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К',Г, Г '. Ярославль, 2004. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л ', Р,Р' Ярославль, 2004. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П,П',Б,Б'. Ярославль, 2004. Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С,С',3, 3'. Ярославль, 2004. Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие и самые звонкие. Ярославль,1999. Козырева Л. М. Как научиться читать, Ярославль, 2006. Козырева Л. М. Как образуются слова, Ярославль, 2006. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко,  выразительно). М., Издат­школа, 2000. Козырева Л, М.  Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск. 2003. Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М , 1992. Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985. Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969. Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017