Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)
Оценка 4.9

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Оценка 4.9
Образовательные программы +3
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл
26.04.2017
Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.На занятиях учащиеся получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как • Современный русский язык, • Культура речи • Историческая грамматика • Диалектология • Введение в языкознание • Стилистика
Живое слово программа.docx
Программа кружка по русскому языку и литературе «Живое слово» для работы с одаренными детьми 10 – 11 класс                                                                                                                     Составите ль программы                                                            учитель русского языка                                                             и литературы                                                             высшей квалификационной                                                             категории  СОШ № 3                                                           Даньшина Ирина Николаевна Пояснительная записка                 Программа     кружка     составлена   в  связи   с   назревшими   проблемами   в образовании учащихся старших классов:   Недостаточным   количеством   призёров   во   Всероссийской   олимпиаде   по русскому языку на муниципальном и региональном уровнях  Отсутствием   интереса   у   учащихся   старшего   звена   к   предмету   русского языка   Недостаточной   подготовкой   учащихся   выпускных   классов   к   ЕГЭ   по русскому языку  Существованием искусственного разрыва между высшей и средней школой    Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:  увеличение занятости детей в свободное время  развитие познавательных способностей  поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка   ранняя   профессиональная   ориентация   в   области   изучения   гуманитарных предметов       Данная   авторская   программа   основывается   на   учебных   пособиях   как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.    Цели программы:   Преодолеть   искусственный   разрыв,   созданный   между   средней   и   высшей школой,   помочь   учащимся   подготовиться   к   поступлению   в   вуз   гуманитарного профиля.  По возможности подготовить призёров  олимпиады по русскому языку  Привить учащимся интерес к предмету русского языка    Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О. Е. На занятиях учащиеся получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как  Современный русский язык,  Культура речи  Историческая грамматика  Диалектология  Введение в языкознание  Стилистика Актуальность  программы   объясняется   тем,   что   учащиеся   должны   иметь мотивацию к обучению литературы и русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.       Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка,   выходящими   за   рамки   школьной   программы,   расширить   целостное представление   о   проблемах   данных   наук.   Решение   лингвистических   задач, связанных   с   вопросами   истории   развития   языка   закрепит   интерес   детей   к познавательной   деятельности,   будет   способствовать   развитию   мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.        Не   менее   важным   фактором     реализации   данной   программы   является     и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки   диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.      Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям старшеклассников   и   предоставляет   им   возможность   работать   на   уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.    Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, а также расширенный углубленный   вариант   наиболее   актуальных   вопросов   базовых   предметов   – русского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в   системе   работы   кружка,   должны   быть   ориентированы   на   то,   чтобы   ученик получил   широкую   практику   работы   с   различными   текстами.   Данная   практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.        Все   вопросы   и   задания   рассчитаны   на   работу   учащихся   на   занятии.   Для эффективности работы кружка   желательно, чтобы работа проводилась в малых группах   с   опорой   на   индивидуальную   деятельность,   с   последующим   общим обсуждением полученных результатов.     Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.  Принципы программы: Актуальность.  Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Научность.  Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное. Системность.  Курс   строится   от   частных   вопросов   (особенности   отдельных вопросов   литературоведения   и   русского   языка)   к   общим   (качество   идеальной речи). Практическая   направленность.  Содержание   занятий   кружка   направлено   на освоение   норм   литературного   языка   в   целом,   умение   проводить   комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы. Обеспечение   мотивации.  Во­первых,   развитие   интереса   к   русскому   языку   и литературе  как   наукам  гуманитарного  направления, во­вторых,  успешная  сдача экзаменов   и   успешное   выступление   на   олимпиадах   по   литературе   и   русскому языку. Реалистичность.  С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия. Курс   ориентационный.  Он   осуществляет   учебно­практическое   знакомство   со многими разделами русского языка и литературы, удовлетворяет познавательный интерес   школьников   к   проблемам   литературы,  русского   языка,  культуры   речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этих учебных дисциплин. Инвариантивность. Программа применима для учащихся 8 – 11 классов. Предполагаемые результаты: Занятия в  кружке должны помочь учащимся:  усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические,  синтаксические,   лексические   и   лексико­фразеологические, стилистические;  расширить знания о качествах идеальной речи;  помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;  формировать творческое мышление;  способствовать   улучшению   качества   письменной   и   устной   речи   учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов. Основные виды деятельности учащихся:  работа   с   источниками   информации:   поиск,   сопоставление   информации, грамотное оформление информации;  выделение фактов, доказательств проблемы;  работа с текстом и его анализ;  творческие работы;  исследовательская и проектная деятельность. Календарно­ тематическое планирование. Тема 1. Диагностическая олимпиада.  2. Интеллектуальная игра. Подготовка к олимпиаде. ИКТ 3. Интеллектуальная игра. Подготовка к олимпиаде. ИКТ 4.Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. Кирилл и  Мефодий 5. Изменения в азбуке.  История буквы ять. Количество часов 2 2 2 2 2 6.История азбуки. Игра 7. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения.  ИКТ 8.  Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке 9. Активизация словаря. Синонимы, синонимические ряды, градация. 10. Паронимы.   11. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Источники русских  фразеологизмов. 12. Крылатые слова и выражения. 13.Омонимы. Омофоны, омографы, омоформы. 14. «Своя игра». ИКТ 15.Ученые­лингвисты. Доклады учащихся. 16. Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики» ИКТ 17. Культура речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка.  Акцентуация. 18. Трудные случаи акцентуации. 19. Произношение гласных 20. Произношение согласных 21. Транскрипция. 22. Транскрипция. Практикум 23. Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы  литературного русского языка. 24.  Тестовая работа по культуре речи. 25. Творческая работа «Я работаю корректором».  26. Библеизмы в русской речи  27. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические  приемы антитезы. Анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева. 28. Работа с текстом Д.С.Лихачева «Зависть» 29. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка. 30. Стилистические фигуры. Работа с текстом. 31. Творческая работа. Создание сочинения­миниатюры по определенной теме  с использованием заданных тропов. 32. Сочинение­размышление « Что мне дали занятия в кружке».                                                            Итого УМК учащихся:  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Основной учебник:    Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. Пособие для учащихся. –  М.: Владос, 2001 УМК учителя: Современный русский язык. Учебник для студентов пед. Институтов. / Н. М.  Шанский и др. М.: Просвещение, 1987. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.:  Просвещение, 1989. Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие  для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001. Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение:  Методическое пособие для учителя. М.: Вербум­М, 2005 Дроздова О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для  учителя, М.: Владос, 2003

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)

Программа кружка по русскому языку и литературе "Живое слово" (10 - 11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017