Программа кружка «В мире биологии»
Оценка 5

Программа кружка «В мире биологии»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
7 кл—9 кл
10.01.2017
Программа кружка «В мире биологии»
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Кружок В мире биологии 2015-2016.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

 

 

«Согласовано»                                                                     Утверждаю

Заместитель по ВР                                                              Директор МБОУ СОШ с.Камышки

МБОУ СОШ с.Камышки                                                    ______________/Харьков С.П./

__________/Сулименова А.К./                                           Приказ №

от «__» ___________2015 г                                                от «__»_____________2015 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования обучающихся

«В мире биологии»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Программа ориентирована

                                                                                   на обучающихся 7-9 классов

                                                                                  Срок реализации: 2015-2016 уч.г.

                                                                                   Педагог дополнительного образования:

                                                                                   учитель биологии и химии:

                                                                                   Сулименова А.К.

                                                                                   Квалификационная категория: первая

 

 

 

 

 

 

с.Камышки

2015 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Бурное  развитие  биологии, свидетелями  которого мы  являемся, привлекает  внимание  людей  самых  разных  специальностей. Это  обусловлено  тем, что  именно  от  этой  науки  человечество  ждёт  решения  многих  важнейших  проблем, связанных  с  сохранением  окружающей  среды,  питанием  и  здоровьем  человека.

      Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия  труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности.

Вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их  задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить    высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа  организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование  формирует  у  подрастающего  поколения  понимание  жизни  как  величайшей  ценности.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

- Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

- Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

1.Активизация мыслительной деятельности школьников.

2.Развитие интереса к предмету.

3.Расширение общего и биологического кругозора.

Основные задачи программы:

Образовательные

-Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

-Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

-Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

-Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

-Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

-Развитие навыков общение и коммуникации.

-Развитие творческих способностей ребенка.

-Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

-Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

-Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

-Воспитывать интерес к миру живых существ.

-Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-15 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 1 год.

Количество часов – 1 час в неделю.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

-Групповая

-Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1. Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4. Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

-повышение коммуникативности;

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы и садика;

-ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Содержание

1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о  живой природе,  основных  царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

2. Ботанические  занятия   (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические  занятия). Ботанические  занятия  предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции  кабинета  биологии.

3. Зоологические  занятия  (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление  и  просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы  и  т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

4. Микробиологические  занятия (доклады учащихся,  лабораторные работы, составление  и  просмотр  компьютерных  презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и  приготовлении  микропрепаратов.

5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды

Деятельности, оборудование

План

Факт

1-2

 

 

Введение. Организационное занятие. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Организационное занятие

2-4

 

 

Мир растений. Особенности и многообразие. Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня . Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.

Дискуссия

(фотоаппарат, справочники по комнатным растениям)

5-6

 

 

Осенний пейзаж. Конкурс рисунков

Экскурсия,

(альбом, краски)

7-8

 

 

Тайны жизни растений. Практическая работа: «Подкормка комнатных растений».

Практическая работа (коллекция «Минеральные удобрения»)

9-11

 

 

Кто такие? Где живут? Определение растений. Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка».

Практическая работа (ком.растения, земля, горшки)

12-15

 

 

Проект «Чистый дом». Презентация – отчет: «Экологическое состояние отдельных территорий, водоемов с.Камышки».

Конференция: «Пути улучшения экологического состояния территорий с.Камышки». Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство.  Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора».

Проектная деятельность,

конференция

 

16-19

 

 

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Клетка – структурная единица живого организма.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Исследовательская деятельность

20-21

 

 

Клетка растений. Здоровое питание.

Практическая работа

22-25

 

 

Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?», «Здоровый образ жизни».

Проект «Употребление или злоупотребление».

Проектная деятельность

26-27

 

 

Клетка животных. Экологическая акция  «Операция Кормушка».

Практическая работа

28-29

 

 

Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практическая работа

30-33

 

 

Что показал нам микроскоп?

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

Исследовательская деятельность

34-38

 

 

Исследовательская работа.

 Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность

39-40

 

 

Знакомство с биологическими специальностями.

Беседа,

конференция

41-42

 

 

Мир животных. Особенности и многообразие животных. Мир беспозвоночных животных.

 

43-48

 

 

Животные в жизни человека. Проектная деятельность. Проект «Обжора долго не живёт».

Проектная деятельность.

49-55

 

 

КТД.  Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы и садика.

Проектная деятельность.

56-61

 

 

Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране. Проект «Животные района»

Проектная деятельность.

62-65

 

 

Праздничная викторина. Презентация новой игры. Изготовление листовок и плакатов.

Творческие

занятия

66-68

 

 

Занимательная зоология. Шарады, загадки. Верните зверей в слова. Хвостатая викторина.

Творческие

занятия

69-70

 

 

 

 Подготовка к отчёту кружка.

 

Отчетная

выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «В мире биологии»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

· получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

· получат возможность осознать своё место в мире; 

· познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

· получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

· получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

·        внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·        устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

·        адекватного понимания причин успешности/не успешности внеучебной деятельности;

·        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        различать способ и результат действия.

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·        строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·        проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

·        адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        задавать вопросы;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

Список литература:

Для учителя:

1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005. – 137 с.

2. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е издание, 2005. – 192 с.

3. Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.

4. Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010. – 240 с.

5. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей) . М. «Просвещение», 1971 г.

6. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925 год.

7. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959 год

Для учащихся:

1. Томанова З.А. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З.А. Томанова, М.А. Шаталов, А.Н. Любарский. – 2-е изд. – СПб.: Специальная Литература, 2-010 – 158 с.: ил.

2. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М. Просвещение, 2002. – 112 с.

3. Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 80 с.

4. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.

5. Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии. 10-11 / С.Е. Мансурова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 79 с.

6. Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011

7. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с. : ил.

8.Акимушкин А. 'Занимательная биология' - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304 с., с илл.

9.Веселая биология на уроках и праздниках.  Серия "Игровые методы обучения"

10.Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний.

11.Интерактивная энциклопедия для школьников.

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей

Пояснительная записка Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей

Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний

Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: 1

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: 1

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Клетка животных. Экологическая акция «Операция

Клетка животных. Экологическая акция «Операция

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая…

Познавательные универсальные учебные действия · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая…

Список литература: Для учителя: 1

Список литература: Для учителя: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017