Программа кружка «Весёлый волшебник».
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественно-эстетическая
Руководитель кружка: Ожгихина Марина Викторовна
воспитатель 1 квалификационной категории
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Кружковая работа способствует приобщению детей к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Дети учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки и эскизы своих будущих работ.
В рамках кружка «Весёлый волшебник» реализуется одно из направлений ФГОС ДО, художественно - эстетическое развитие, чувство прекрасного и любовь к искусству.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА.
Цель программы:
Ознакомление дошкольников с разновидностью художественного труда - топиарий.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить приёмам работы с различными материалами;
- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, пластмассами, полимерной глиной, бросовыми материалами и различными инструментами для ручного труда;
- знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов;
- вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие:
- развивать творческую активность; мелкую моторику рук;
- развивать усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца;
- развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать этику общения при совместной деятельности;
- воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- привитие интереса к народным промыслам, к художественным традициям народов нашей страны.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СОДЕРЖАНИЯ КРУЖКА.
Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями различных материалов и использования их в творчестве;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования:
- познакомятся с элементами дизайна.
Формирование навыков:
- овладение основными приемами работы с различными материалами (складывание, сгибание, склеивание, соединение);
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала, декоративная обработка материала);
- научатся самостоятельно решать вопрос дизайна и оформления готовой работы;
- овладеют основными техническими приемами изготовления топиарий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, игровая. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при выполнении работы, учит оформлять выполняемое изделие.
На протяжении всего периода обучения занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Формы и методы занятий.
Формы:
-традиционные;
-комбинированные и практические занятия;
-рассказ, беседа;
-игры, конкурсы.
Методы:
- словесный;
-наглядный;
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-частично-поисковый;
-исследовательский;
-групповой;
-индивидуальный.
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ КРУЖКА.
- участие в конкурсах различного уровня;
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся и воспитателям МАДОУ;
- отбор лучших работ для портфолио.
Календарно-тематический план реализации кружка
«Весёлый волшебник»
Направление «Топиарий» – 66 часов.
Теория - 10 ч.
Практика - 56 ч.
Всего - 66 ч.
№ |
Тема |
Месяц |
Общее Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Презентация готовых работ. Вызвать желание овладеть приёмами изготовления поделок. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
|
сентябрь |
1 ч. |
1 ч. |
- |
2. |
Из чего собирают топиарий (основа, ствол, подставка). Просмотр презентации «Топиарий – своими руками».
|
сентябрь |
1ч. |
1 ч. |
- |
3. |
Процесс изготовления топиария из кофейных зерен. Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
сентябрь |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
4-8. |
Самостоятельная практическая работа «Кофейный топиарий». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны воспитателя.
|
сентябрь- октябрь |
5 ч. |
- |
5 ч. |
9. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
октябрь |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
10. |
Процесс изготовления топиария из природного материала «Осеннее настроение». Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
октябрь |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
11-15 |
Самостоятельная практическая работа «Топиарий из природного материала «Осеннее настроение». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
октябрь- ноябрь |
5 ч. |
- |
5 ч. |
16. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
ноябрь |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
17. |
Процесс изготовления «Новогодний топиарий» из природного материала. Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
ноябрь |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
18-22 |
Самостоятельная практическая работа «Новогодний топиарий». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
ноябрь- декабрь |
5 ч. |
- |
5 ч. |
23. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
декабрь |
1 ч. |
|
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
24. |
Процесс изготовления топиарий «Сердце». Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
декабрь |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
25-29 |
Самостоятельная практическая работа топиарий «Сердце». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
декабрь-январь |
5 ч. |
- |
5 ч. |
30. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
январь |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
31. |
Процесс изготовления топиария «Морская волна» из природного материала. Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
январь |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
32-36 |
Самостоятельная практическая работа «Морская волна». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
январь-февраль |
5 ч. |
- |
5 ч. |
37. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
февраль |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
38. |
Процесс изготовления «Топиарий с цветами в технике «квиллинг». Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
февраль |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
39-43 |
Самостоятельная практическая работа «Топиарий с цветами в технике «квиллинг»по собственным эскизам. Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
февраль-март |
5 ч. |
- |
5 ч. |
44. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
март |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
45. |
Процесс изготовления «Весенний Топиарий». Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
март |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
46-50 |
Самостоятельная практическая работа «Весенний топиарий». Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
март-апрель |
5 ч. |
- |
5 ч. |
51. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
апрель |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
|
|
|
|
|
52. |
Процесс изготовления Топиарий по собственным эскизам. Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. Аккуратность и точность в работе.
|
апрель |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
53-57 |
Самостоятельная практическая работа топиарий по собственным эскизам. Изготовление изделия по индивидуальным эскизам. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
|
апрель-май |
5 ч. |
- |
5 ч. |
58. |
Способы декоративной отделки полученных изделий. Освоение способов отделки.
|
май |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
|
|
66 ч. |
10 ч. |
56 ч. |
Выставка всех поделок.
Ожидаемые результаты.
•Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения
замысла;
- принимать участие в оформлении работ на выставку;
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков,сувениров, проявляя при этом творчество).
Оценка результатов работы.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, сотрудников детского сада, родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.