Программа кружка "Юный краевед"
Оценка 4.7

Программа кружка "Юный краевед"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
окружающий мир +1
Взрослым
08.05.2017
Программа кружка "Юный краевед"
Программа ориентирована на обучающихся начальной школы. Предлагаемый материал о природе, животном мире, растительном мире родного края и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей младших школьников, привлечение учащихся начальных классов к исследовательской, проектной деятельности в общеобразовательной школе.
yunyy_kraeved.doc
ВВЕДЕНИЕ Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование  чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков  — эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями. И одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является  краеведение.  Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.  Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических  проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора,  развитие творческих способностей школьников. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленная программа кружка «Юный краевед» рассчитана на  применение в общеобразовательной школе.  Программа ориентирована на  учащихся 4­го класса. В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность  природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно­ гигиенического, научно­познавательного значения. Также недостаточно  оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из­ за его  воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с  природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на  окружающую среду. Представленная программа построена на принципах развивающего  обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно  мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно­следственные  связи. Методические занятия кружка являются комплексными ­ на них  используются различные виды деятельности как теоретического, так и  практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы,  учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и  интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями. Занятия в кружке чередуются с экскурсиями, проводимыми в  близлежащем парке, различных природных комплексах.  Важную роль играют посещения библиотек. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий,  видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы,  понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней. Цель программы: Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а  также воспитание экологически грамотного поведения в  природе. Задачи программы: 1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире. 2. Формирование простейших экологических понятий и  навыков у учащихся. 3. Формирование положительной мотивации в  общественно­ полезной деятельности учащихся по сохранению  природы родного края. 4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе. 5. Обучение постановке опытов и обработке полученных  результатов. Программа  включает в себя учебный курс,  состоящий из 6 разделов: 1. Растительный мир. Растения родного края. 2. Мир насекомых. Насекомые родного края. 3. Обитатели вод ­ рыбы. Рыбы, обитающие в реках Тюменской                 области. 4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края. 5. Звери, обитающие на территории Тюменской области. 6. Охрана природы родного края. Занятия кружка  проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и  конечных результатов: ­­ тестирование; ­ творческие задания; викторины; ­ конкурсы; ­ олимпиады; ­ интеллектуальные игры; ­ выставки творческих работ учащихся. Условия реализации программы: Программа будет успешно реализована, если: ­ будет изучен весь предусмотренный программой теоретический  материал и проведены все практические занятия; ­ будут учитываться возрастные и личностные особенности  обувающихся воспитанников; ­ будет использоваться разнообразный дидактический материал. По окончании учебного года  обучающиеся должны знать: ­ смену времен года как смену условий существования организмов; ­ значение живых организмов в природе и жизни человека; ­ особенности природных зон Тюменской области (лесостепь, степь,  полупустыня); ­ представителей животного и растительного мира родного края; — содержание Красной книги России и Тюменской области; — формы  охраны природы. По окончании учебного года   обучающиеся должны уметь: ­ вести простейшие наблюдения в природе; ­ ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать  полученные результаты; ­ самостоятельно работать с дополнительной литературой;  ­ устно описывать объекты природы; ­ называть наиболее распространенные объекты растительного и  животного мира области; ­ изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений; ­ соблюдать правила поведения в природе. Содержание кружка юного краеведа Раздел 1 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ. Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки  растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области  и растениями, занесенными в Красную книгу. Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные  признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения.  Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения.  Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений.  Краснокнижные растения. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной  литературой, создание гербариев. 0сновные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения;  плод, типы плодов; растения­сорняки; комнатные и лекарственные растения;  краснокнижные растения. Раздел 2 МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений  правильно вести себя в природе. Содержание: Насекомые: виды , места обитания. Насекомые­вредители.  Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных  насекомых. Насекомые области. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными  материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с  энтомологическими коллекциями. 0сновные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Раздел 3 ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ОБЛАСТИ Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений  определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе. Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы,  обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли  рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное  рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение  творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии,  познавательные игры. 0сновные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы.  Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство. Раздел 4 ОБИТАТЕЛИ ВО3ДУШНОГ0 ПРОСТРАНСТВА. ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений  определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в  природе. Содержание: Птицы. Птицы  области. Кочующие, оседлые, перелётные  птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых  пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и  привлечение птиц. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с  наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий,  экскурсии. 0сновные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, пере­ летные птицы.  Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные  виды птиц. Раздел 5 ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ  ОБЛАСТИ. Цели и задач и: усвоение основных понятий; формирование  представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы  животных; формирование умений правильно вести себя в природе. Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на  территории области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана  животных. Краснокнижные виды. Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение  творческих заданий, работа с литературой, познавательные и  интеллектуальные игры, экскурсии. 0сновные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные.  Хищники. Животные­вредители. Раздел 6 ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  знаний законов об охране природы; формирование представления об  охраняемых территориях России и своей области. Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России  и своей области. Охраняемые территории родного края. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  выполнение творческих заданий, экскурсии. 0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники,  национальные парки, зоопарки России и своей области. Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы,  выполнение творческих заданий, экскурсии. 0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники,  национальные парки, зоопарки России и своей области. КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел 1 Растительный мир, растения родного края Название темы 1. Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности. 2. Экскурсия «Где растут деревья?» 3.Лекарственные растения: сбор и оформление  гербариев. Всего  часов Дата проведения план факт 1 1 1 4. Комнатные растения. Разведение. Уход за ними. 1 5. Зеленый мир вокруг нас. Викторина. 1 Раздел 2 Мир насекомых. Насекомые Тюменской области. Название темы Всего  часов Дата проведения план факт 1. Какую пользу приносят насекомые. 2. Насекомые­вредители. 3. Ядовитые насекомые. Первая помощь при  травмах, нанесенных насекомыми. 4.Насекомые Тюменской области. 1 1 1 1 Раздел 3 Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области. Название темы Всего  часов Дата проведения план факт 1. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли  рыбы?  2. Рыбы, обитающие в реках области.  3. Охрана рыбных хозяйств. 1 1 1 Раздел 4 Обитатели воздушного  пространства родного края. Всего  часов Название темы Дата проведения план факт 1. Воробей ­ самая распространенная птица на  1 Земле. 2. «Лесной доктор» ­ дятел. 3. Загадочная птица – кукушка. 4. Любимая птица – снегирь. 5. «Пернатая кошка» ­ сова. 6. Сорока – белобока – «лесная сплетница». 7. Ворона  ­ интеллектуальная птица. 8.Галка ­  городская птица. 9. «Сестрицы­синицы» ­ самые полезные птички  России. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 5 Животный мир. Звери, обитающие на территории Тюменской области. Название темы 1. Заяц – «Длинное ухо». 2. Лисица.  «Лиса Патрикеевна». 3. Серый хищник ­ волк. 4. Хозяин  леса ­ медведь. 5. Любознательный зверек – белка. 6. Сердитый недотрога – еж. Всего  часов Дата проведения план факт 1 1 1 1 1 1 Раздел 6 Охрана природы  родного края. Название темы 1.Охраняемые территории Тюменской области. Всего  часов 1 Дата проведения план факт

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017