ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
Оценка 5
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.03.2017
Цель программы: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
МБОУ Крюковская СОШ Программа курсов.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРЮКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю:
Директор МБОУ Крюковской СОШ
_________________Г.А. Молчанова
ПРОГРАММА КУРСОВ
для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогике
Педагогпсихолог
МБОУ Крюковской СОШ
Е.А.Левченко х. Крюково
2016 год
Пояснительная записка
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё
больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только
родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время
всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными
вариантами личностной акцентуацией:
лживостью,
повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью,
агрессивностью,
застенчивостью и т.д.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы
школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья
обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители
зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия,
которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою
очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы,
возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия
у родителей психологопедагогической грамотности,
недостаточной
осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с
этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает
повышение их психолого педагогической компетентности, под которой
понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств,
которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в
воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями могут быть разные: встречи,
анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы,
тематические психологические консультации и др. Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и
педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей,
способное улучшить какоето качество личности или его свойство, облегчить
адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если
потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами,
способами поддержки ребёнка;
повысить психологопедагогическую компетентность родителей с помощью
системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему
возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним
взаимоотношения, показать важность общения в семье;
дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики
школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку
ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)
Подготовительный
(диагностический). На данном этапе
1.
осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление
особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при
работе с родителями трудных подростков. Используются следующие
диагностические методики:
Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? («Психолог и
семья», с.134)
На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку? («Психолог
и семья», с. 137) Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть
подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении
(«Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).
Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского
отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия
семейного воспитания».
Выявление отношения родителей к разным сторонам семейной жизни
(Е.С.Шефер, Р.К.Белл «Методика PARI».
Позитивный опросник по семейному воспитанию («Психолог и семья», с.
139)
2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам
психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации).
Задача индивидуального консультирования по частным проблемам –
улучшение детскородительских отношений путём оказания родителям
помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать
индивидуальнопсихологические
Групповое
консультирование по частным проблемам заключается в активном
особенности ребёнка.
обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих
при общении с детьми. Психологопедагогический лекторий нацелен также на
улучшение детскородительских отношений, когда имеет место непонимание
родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и
соответствующей им динамики отношений.
3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в
форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее
результативных и интересных для родителей видах деятельности по
формированию психологопедагогической компетентности. Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они
сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
1. Психологические характеристики младшего школьного возраста:
социальная ситуация развития,
личностные
ведущая деятельность,
новообразования, развитие познавательной сферы.
1 класс
Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой.
Трудности первоклассника.
Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
2 класс
Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.
Важность общения. Цена слова.
3 класс
Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание.
Ребёнок и деньги: за и против.
4 класс
Переход ученика в среднюю щколу.
В какой семье я расту?
2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения
и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и
особенности развития познавательных процессов.
5 класс
Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской
помощи и поддержки.
Психологопедагогический статус пятиклассника.
Мотивы плохого поведения. 6 класс
Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер.
Близкие человеку люди.
7 класс
Агрессия. Её причины и последствия.
Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.
8 класс
Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.
Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.
3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.
Особенности познавательных и эмоциональноволевых процессов
старшеклассников.
9 класс
Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Профессиональное самоопределение подростков.
10 класс
Детскородительские отношения.
Толерантность – часть нравственной культуры человека.
11 класс
Ваш ребёнок – выпускник.
4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников
строится в соответствии с программой психологопедагогического
сопровождения учащихся в адаптационный период.
Используемая литература 1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и
техника, 2007.
2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3. Справочник педагогапсихолога. Школа. 2012, 2013 г.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
5. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
6. Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А.Бодалёва,
А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, М.:Флинта: МПСИ, 1998.
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
ПРОГРАММА КУРСОВ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.