Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"
Оценка 4.8

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
Детсад
17.02.2017
Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"
Цель программы базируется на создании благоприятных социально-психологических условий для развития готовности к школьному обучению, развитию предпосылок для успешной адаптации и успешного школьного обучения в первом классе. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - отработка определенных умений, развитие особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс межличностного общения; - развитие познавательных процессов; - тренировка процессов произвольности, самоконтроля и самоорганизованности у детей; -повышение учебной мотивации; Реализация программы проходит в групповых занятиях. Занятия включают в себя: - сюжетно-ролевые игры; - психогимнастика; - развивающие упражнения и игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие; - тематическое рисование;
хочу в школу развивающая программа.docx
Развивающая   программа     по   подготовке   детей   к   школьному       обучению                                                                 «Хочу в школу»                                             Содержание программы:           Важнейшим   новообразованием   дошкольного   возраста   выступает   готовность   к школьному   обучению.   Являясь   итогом   развития   ребенка   на   протяжении   первых   7   лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника. Степень готовности к школьному обучению   ­   это   в   значительной   мере   вопрос   социальной   зрелости   ребенка,   которая проявляется   в   стремлении   занять   новое   место   в   обществе,   выполнять   общественно­ значимую и общественно оцениваемую деятельность.       Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний,   но   и   к   кардинальной   перестройке   всего   образа   жизни,   обладать   необходимым уровнем психологической зрелости.           Новая   внутренняя   позиция   школьника   определяется   как   система   потребностей   и стремлений   ребенка,   связанных   со   школой,   когда   причастность   к   ним   переживается ребенком   как   его   собственная   потребность   («Хочу   в   школу»).   Это   отношение   к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, школьному содержанию занятий, отказывается от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения, положительно относится к дисциплине.       Проблема готовности к школе включает педагогические и психологические аспекты.   В качестве   основных   компонентов   психологической   готовности   к   школьному   обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.             Старший   дошкольный   возраст­   это   период   активного   развития   и   становления познавательной деятельности ребенка, умственная деятельность становится произвольной, то  есть  управляемой.  Качественно  новый   виток  развития   проходят  все  познавательные процессы: внимание, память, мышление.            Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот   период   жизни   начинают   формироваться   новые   психологические   механизмы деятельности   и   поведения.   Усвоение   норм   и   правил,   умение   соотносить   с   ними   свои поступки ­ это первые задатки произвольного поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Таким образом, социальная, или личностная готовность к школе означает,   что   дошкольник   начинает   осознавать   свое   место   среди   других   детей,   у   него формируется  внутренняя   социальная  позиция, а  также  стремление  к  новой  социальной роли­роли школьника. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, у него формируется самооценка, устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности.   При   поступлении   ребенка   в   школу   изменяется   система   его   отношений   в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в дошкольном детстве   они   были   более   индивидуальными   и   эмоциональными.   А   значит,   особое   место отводится   готовности   ребенка   к   системе   новых   отношений   в   школе,   где   его   будут оценивать по выполненным делам.     Цели, задачи и общая характеристика программы «Хочу в школу!»          Цель программы: создание благоприятных социально­психологических условий для развития   готовности   к   школьному   обучению,   развитию   предпосылок   для   успешной адаптации и успешного школьного обучения в первом классе. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: ­   отработка   определенных   умений,   развитие   особых   личностных   качеств   и   установок, влияющих на процесс межличностного общения; ­  развитие познавательных процессов; ­тренировка процессов произвольности, самоконтроля и самоорганизованности у детей; ­повышение учебной мотивации;     Реализация программы проходит в групповых занятиях. Занятия включают в себя: ­ сюжетно­ролевые игры; ­ психогимнастика; ­ развивающие упражнения и игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие; ­  тематическое рисование;  Оптимальная  продолжительность  занятия: 30 минут. Оптимальный размер группы: 6­8 человек   Частота проведения занятий: 1 раз в неделю. Общее количество занятий­ 24. Занятие 1. Цель: Помочь детям быстрее адаптироваться к новой обстановке. Создать в группе настрой на дальнейшее сотрудничество. 1. Знакомство и приветствие. Упражнение  «Снежный ком». 2. Экскурсия по школе. Знакомство с учителями.        3.Рефлексия:                                                                      а) Что нового узнали на занятии? б) Что понравилось? Что не понравилось? в)  Как справились с заданием? Занятие 2. Цель: Создание доброжелательной и спокойной обстановки в группе. 1. Упражнение «Снежный ком».                                       2. Упражнение «Поднимите руку те, кто…»                    3. Рисование «Дошкольник и школьник». 4. Игра «Путаница».                                                                 Задача: Развитие сообразительности, сплочение детей.            5.  Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики».    6. Рефлексия.                                                                    Занятие 3.  Цель:Сплочение группы, снятие тревожности, развитие позитивного образа «Я»     1. « Снежный ком »      2. Игра « Что слышно?»                                                  Ход   игры:   «Послушайте   и   запомните   то,   что   происходит   за   дверью,   расскажите,   что услышали». 3. Игра «Танцы зверят ».                                                    4.  Игра «Веселый поезд».                                                5. Рефлексия.                                                                        Занятие 4. Цель: Формирование уверенности в себе, развитие произвольного поведения, сплочение группы. 1. Упражнение «Снежный ком».                                     2. Игра «Да» и «Нет».                                                      3. Упражнение «Кто больше увидит и запомнит?»  4. Упражнение «Все наоборот» 5. Упражнение «Веселый поезд».                                   6. Рефлексия.                                                                      Занятие 5. Цель: Проявление эмоций, их контроль. Учимся понимать друг           друга. 1. Упражнение «Снежный ком»                                         2. Задание «Настроение гномов»  3. Задание «Что чувствует шарик?»,  4. Игра «Щекотушки».                                              5. Игра «Потерялся мальчик (девочка). 6. Упражнение «Солнечные лучики».                               7. Рефлексия.                                                                         Занятие 6. Цель: Развитие наблюдательности, внимательного отношения   друг к другу. 1. Упражнение «Ласковое имя». 2. Задание. Посмотри на сказочных героев. Расскажи, кто из них: хитрый; капризный, злой, грустный, веселый, добрый? 3. Упражнение «Зашумованная картинка». Задание:   найти   и   перечислить   все   изображенные   предметы.   Для   этого   обведи   их карандашом разного цвета. Как можно назвать одним словом каждую группу предметов?   4. Игра «Маленькие обезьянки». 5. Упражнение «Шалтай­ Болтай»                              6. Упражнение «Спасибо за приятный день» Занятие 7. Цель: Учить детей понимать и передавать эмоции и чувства. Объяснить, отчего может меняться настроение. 1. Упражнение «Ласковое имя».                                      2. Упражнение « Раз, два, три …настроение, замри!» 3. Задание «Рассматривание рисунка». 4. Упражнение «Тренируем эмоции»          Занятие 8.  Цель:   Стимулировать   внимание.   Учить   проявлять   эмоции   и   контролировать   их. Тренировать переключаемость внимания. 1.Упражнение на сплочение «Мы». 2. Игра «Светофор». 3. Упражнение «Животное». 4. Игра «Рыба, птица, зверь». 5. Упражнение «Найди различия». 6. Игра «Путаница».                                                         7. Рефлексия.                                                                       Занятие 9.   Цель:   Подчинение   действий   детей   определенным   правилам   и   выполнение   указаний взрослого. Развитие внимания, сравнения. 1. Упражнение «Мы».                                                2. Упражнение «Рыба, птица, зверь».                         3. Упражнение «Светофор».                                       4. Задание «Найди пару»».                                           5. Игра «Шерлок Холмс». 6. Упражнение «Шалтай­Болтай»                             7. Рефлексия. Занятие 10.  Цель: Устойчивость и концентрация внимания. Учимся   сравнивать. 1. Упражнение «Мы».                                                2.  Работа с сюжетной картинкой (на выбор ведущего). 3. Упражнение «Сравни картинки».                                                                               4. Игра «Светофор».                                                      5. Игра «Карлсон сказал». 6. Игра «Путаница».                                                           7. Рефлексия.                                                                       Занятие 11. Цель:   Развитие   наблюдательности   и   объема   внимания.   Сравнивание   предметов   по признакам. 1. Упражнение «Мы».                                                         2. Работа с сюжетной картинкой (см. занятие 10.)          3. Игры с лабиринтами. 4. Задание на сравнение  5. Упражнение «Карлсон сказал».                                      6. Рефлексия.                                                                        Занятие 12.  Цель: Распределение внимания. Сравнение предметов по признакам. 1. Упражнение «Мы».                                                      2. Упражнение «Окна»  3. Задание. Изменить признаки предметов, точно выполняя  указанные команды.    4. Игра «Поднимите руку те, кто…»   5. Игра «Маленькие обезьянки». 6. Упражнение «Спасибо за приятный день»                 7.Рефлексия.                                                                          Занятие 13. Цель: Развитие внимания. Расширение словарного запаса. 1.Упражнение «Мы».                                                          2. Упражнение «Продолжи раскрашивать гирлянды»     3. Упражнение «Не пропусти растение».  4. Игра «Назови слово в рифму».   5.Задание. «Поставь вопрос «чей?»  Стихотворение Б.Заходера. 6. Игра «Путаница»                                                              7. Рефлексия.                                                                         Занятие 14.  Цель: Развитие внимания, словарного запаса. 1. Упражнение «Мы».                                                          2. Задание. Ведущий. Обведите на картинке одинаковых бабочек и жуков. Перечислите других насекомых, которых увидели на картинке. 3.Задание.  Ведущий. Посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь составить рассказ. 4. Игра «Много ­ один». 5. Упражнение «Карлсон сказал»                                      6. Упражнение «Спасибо за приятный день»                  9. Рефлексия. Занятие 15. Цель: Развитие произвольности, логического мышления. 1.Упражнение «Мы».                                                        2. Игра «Имя + прилагательное». 3. Упражнение « Запретное слово». 4. Упражнение «Соедини фигуры». 5. Игра  « Зеваки»». 6. Рефлексия.                                                                         Занятие 16. Цель: Развитие мышления, памяти. 1. Упражнение «Мы».                                                         2. Задание. Ведущий.  а). Найдите на рисунке фигурки, которые находятся  в рамочке и закрасьте их соответствующим цветом.                    б). Посмотрите на следующий рисунок. Сколько фигур внутри круга? Внутри треугольника? внутри квадрата? Сколько фигур на границе квадрата?   Те фигурки, что внутри   круга   (квадрата,   треугольника),   закрасьте   синим   цветом,   те,   что   на   границе,   ­ красным, а остальные ­ зеленым.                3. Упражнение «Поезд» 4. Рефлексия.                                                                       Занятие 17. Цель: Развитие мышления (классификация предметов), произвольности.  1.Упражнение «Мы».                                                            2. Задание «Назови одним словом»                                     Ведущий   предлагает   посмотреть   на   предложенные   картинки   и   назвать   предметы, изображенные на них, одним словом. 3.   Задание.   Ведущий     называет   2   предмета   из   классификационной   группы.   Например: ложка, сковородка. Детям предлагается продолжить классификационный ряд и назвать эти предметы одним словом.                                                                   4. Задание «Копирование по образцу». Ведущий. Нарисуй рядом с каждой фигуркой точно такую же.  6. Игра « Четыре стихии». 7. Упражнение «Спасибо за приятный день».                8. Рефлексия.                                                                     Занятие 18. Цель:  Развитие мышления, пространственного воображения. 1. Упражнение «Мы».                                                           2. Упражнение «Подбери правильное слово». Н­р: Днем светло, а ночью… 3. Игра «Запретное движение». Ход игры: Ведущий дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По этой команде группа играющих   должна   хвататься   соответственно   за   свой   нос   или   за   ухо.   Ведущий   тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: дает одну команду (например «ухо»), а демонстрирует   другую   (хватается   за   нос).   Задача   группы   ­   выполнять   только   то,   что говорит ведущий.                                                                        4. Игра «Путаница»                                                              5. Упражнение «Шалтай­ Болтай» .                                    6.Рефлексия.                                                                          Занятие19. Цель:  Развитие  внимания, мышления. 1. Упражнение «Мы».                                                           2. Задание. Ребята, раскрасьте на первой картинке круги, на второй ­  ромбы, а на третьей­ треугольники.  (Перед выполнением упражнения повторить с показом на доске перечисленные фигуры). 3. Ведущий. А сейчас, ребята, я буду загадывать вам загадки.   4.   Задание.   Ведущий.   А  сейчас,   ребята,   мы   выполним   следующее   задание.   Вам   надо   в каждой таблице нарисовать пропущенные фигуры так, как показано на образце. После   того,   как   дети   выполнят   задание,   попросить   перечислить   знакомые   им геометрические фигуры.                           5.Игра «Карлсон сказал».                                                 6.Рефлексия.                                                                          Занятие 20. Цель: Развитие внимания,  воображения. 1. Упражнение «Мы».                                                         2. Упражнение  «Незаконченные фигуры». Ведущий   раздает   детям   листы   бумаги   с   нарисованными   на   них   фигурками   (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т.д.) у каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагается пририсовать к фигуркам все, что угодно, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы   не   было   одинаковых   рисунков.   Каждому   такому   рисунку   можно   придумать необычное  название.                                                                                    3. Игра  «Четыре стихии».                                                 6.Упражнение  «Шалтай­ Болтай»                                                    7. Рефлексия.                                                                      Занятие 21.  Цель: Формирование внутренней социальной позиции школьника. Получение и осмысление детьми конкретной информации об устройстве школьной жизни.   1.Игра «Снежный ком».                                                       2. Ведущий. А сейчас, ребята, мы с вами поговорим о школе и школьных правилах.  ­ В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, считают, читают, пишут, во   время   перемены   играют,   разговаривают,   готовятся   к   уроку.   На   уроке   отвечают   на вопросы учителя. Если ты хочешь что­то спросить у соседа, то говоришь тихо. На вопрос учителя отвечаешь громко. На перемене тоже можешь говорить громко. ­  Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.  И сейчас мы с вами поиграем в игру.                              3. Игра «Что лежит в портфеле?»                                                              Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому­то из детей мяч и называет какой­ то предмет, например: ручку, тетрадь, слона и так далее. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет ­ ловить мяч не нужно. 4. Игра «Я возьму с собой в портфеле».                        Ход игры: Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с собой в портфеле…»­   и   называет   какой­нибудь   необходимый   в   школе   предмет.   Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет. 5. Игра  «Тихо­громко». Ход   игры:   Ведущий   называет   детям   ситуацию,   например,   «Когда   ты   на   уроке,   ты разговариваешь…» Задача детей громко крикнуть: «Громко!» ­ или прошептать: «Тихо». 6.Упражнение «Спасибо за приятный день!»                  7. Рефлексия. Занятие 22. Цель: Формирование внутренней социальной позиции. Формы поведения в школе.  1. Упражнение «Мы».                                                         2. Упражнение «Я возьму с собой в портфеле»               3. Игра «Тихо­громко».                                                      4. Игра «Урок и перемена». Ход игры: Ведущий, обращаясь к одному из детей, говорит: «На уроке! или «На перемене», а ребенок называет, чем он может заниматься в названное время, например: «Я слушаю учителя» или «Я разговариваю с другом».                               5. Упражнение «Карлсон сказал»                                      6. Упражнение «Солнечные лучики».                                7. Рефлексия.                                                                          Занятие 23.               Цель:   Повышение   школьной   мотивации.   Формирование   внутренней   социальной   позиции школьника.  1. Упражнение «Мы».                                                         2. Рисование «Дошкольник и школьник».      Ведущий. У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на две части. Нарисуй в одной половинке дошкольника, а на другой ­ школьника так, чтобы можно было сразу догадаться, кто где нарисован. Никому не говори, где у тебя кто нарисован.     По завершении рисования все садятся в круг. Дети по очереди показывают свои рисунки, а задача группы ­ догадаться, где нарисован школьник, а где­ дошкольник.                       3.  Игра «Что лежит в портфеле?».                                   4. Игра «Четыре стихии».                                                 5. Рефлексия.                                                                       Занятие 24. Повышение школьной мотивации.   Цель: Проверить соответствие рисунков теме и проанализировать мотивационную зрелость ребенка.   1. Упражнение «Мы».                                                          2. Рисование на школьную тему. Ведущий предлагает детям        сделать рисунки на тему: «Что мне нравится в школе?».  После окончания рисования дети по желанию рассказывают о своем рисунке.      Рисунки можно подарить учителю, родителям.       3. Упражнение «Спасибо за приятный день».                4. Рефлексия. Пожелания, напутствия будущим школьникам.                                                                                                                    6. Список используемой литературы: 1. Катаева Л.И. «Коррекционно­развивающие занятия в подго­   товительной группе»  – Книголюб, М:2004г. 2. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с деть   ми 3­9 лет» ­ Генезис, М:2003г. 3. Пилипко Н.В. « Возможности практической психологии в     образовании»­ УЦ «Перспектива», М:2004 г. 4. Гаврина С.Е. «Учимся понимать друг друга»­     М.:Олисс,Дельта,2005г. 5. « Школьный психолог» ­ИД «Первое сентября»­№1/2006;      №45, 46 / 1999г. 6. Баканова Н.С.­ «Развитие познавательных способностей». Практические материалы.­ М.: Генезис, 2001г.   .

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"

Программа по подготовке детей к школе "Хочу в школу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017