Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.
Оценка 4.9

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—6 кл
05.05.2017
Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.
Обучение эмоциональному интеллекту. Программа рассчитана на детей 6-8 лет. Программа соответствует трем принципам воспитания: принцип уважительного внимания к чувствам ,мыслям, достижениям. Принцип справедливой соизмеримой оценки. Принцип признания любого человека безусловной ценностью, личностью. Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста 6-12 летПрограмма по сопровождению младших школьников
программа по сопровождению мл.шк..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ясногорская средняя общеобразовательная школа ПРОГРАММА  ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО­ВОЛЕВОЙ  И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ) (в основе модификация программы  под редакцией С.В. Кривцовой «Жизненные навыки») Разработчик программы: педагог­психолог Сидько Т.М. П. Ясногорск 2013 Пояснительная записка Общая характеристика программы          Психологический опыт работы с детьми показывает, что проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием в поведении жизненных навыков позитивного самовыражения и взаимодействия с другими. Это создает трудности в школе во время уроков, в общении со сверстниками, дома в общении с семьей. Но самое важное – это появление нарушений в личностном развитии ребенка.       Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с трудностями, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать причины неудач, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.      По данным американских исследователей успешность человека в жизни зависит на 80 % от   развития   эмоционального   интеллекта,   а   от   образования   и   развития   рационального интеллекта – только на 20 %.             Обучение   эмоциональному   интеллекту   не   может   быть   свободным   от  обсуждения этических вопросов. Обучая детей логике чувств, разумно использовать надежную систему аргументации в пользу человечности – их собственный опыт переживаний.            На   каждом   возрастном   этапе   человек   решает  определенные   жизненные   задачи. Жизненная задача – это, по существу, актуальная тема, которая появляется в тот или иной момент   в   жизни   человека,   затрагивает   его   и   как   бы   запрашивает,   ожидая   решения.   В результате   правильно   найденного   решения   человек   решает   проблему   и   меняется   сам. «Меняется   сам»   означает   «делается   сильнее   личностно,   выходит   из   трудной   ситуации более   способным   жить».   Такое   позитивное   изменение   является   следствием   успешно решенной задачи. Если по каким­то причинам жизненная задача оказывается нерешенной, человек   тоже   меняется,   однако   эти   изменения   нельзя   назвать   позитивными.   По   сути, отсутствие новообразований означает, что личность не заложила фундамент для решения других   задач,   время   ушло,   вместе   с   взрослением   появилась   необходимость   приложить душевные усилия к другим задачам, но предпосылки не сформированы. Жизненную задачу нельзя совсем пропустить и не заметить (как в школе: проболел, тему не выучил, теперь не усваивает   новый   материал).   Остается   не   пустота,   а   некоторое   иное   «негативное» новообразование,   которое   и   будет   тормозить   решение   новых   задач.   Такое «новообразование»   отличается   тем,   что   оно   довольно   ригидное,   жесткое.   В психоаналитических подходах его называют «фиксация», «застревание», или – в других подходах – «автоматическая реакция в целях выживания». Копинговые реакции (стратегии преодоления)   не   решают   задачу,   а   только   помогают   выжить,   а   личностное   развитие застревает на определенной стадии, в поведении появляются инфантильные черты.      Занятия в рамках программы «Жизненные навыки» посвящены личностным проблемам, присущим   детям   данного   возраста,   проблемам,   решение   которых   требует   от   ребенка навыков   обращения   с   чувствами.   Метод,   с   помощью   которого   психолог   транслирует данные навыки – индивидуальный психологический коучинг.        Таким образом, программа направлена на развитие эмоционального интеллекта через осознание   и   изменение   своих   чувств,   понимание   чужих   чувств   в   контексте   решения возрастных   задач   развития   ребенка.   В   ходе   работы   на   когнитивно­личностном   уровне создаются и закрепляются  жизненно важные навыки самовыражения и сотрудничества, что является   основой   для   благополучного   личностного   развития   в   младшем   и   среднем школьном возрасте.        Сознавая всю важность личностного развития на разных возрастных этапах школьного детства, мы ставим своей целью помочь детям на наших занятиях в полной мере решить разнообразные жизненные задачи их возраста. С помощью программы «Жизненные навыки» они   смогут   почувствовать   в   новой   социальной   ситуации   некоторую   независимость   от семьи, новые возможности для освоения важных для них социальных качеств. Возрастные задачи развития детей младшего и среднего школьного возраста, на решение которых направлена программа «Жизненные навыки». Психологические особенности развития детей 6­8 лет.           Когда ребенок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые   роли,   которые   не   может   предложить   семья,   представляются   ему   чрезвычайно привлекательными. В норме он доверяет и надеется. В его сексуальном развитии наступает латентная фаза. Он уже знает, что он мальчик или девочка, знает о силе своих желаний и о будущем, которое он представляет в мечтах очень привлекательным. На учительницу он проецирует материнские функции. Умные учителя, получив авансом огромный авторитет, используют   его   на   то,   чтобы   устанавливать   контакты   детей   между   собой   и   задать человечные правила этих взаимоотношений.          На первый план выступают не столько чувства, сколько  интеллектуальные задачи. Старательность   и   прилежность   в   интеллектуальной   сфере   при   положительной   оценке социума формируют компетентность.          В   социальной   сфере  в   этом   возрасте   формируется,   с   одной   стороны,   здоровое честолюбие,   с   другой   стороны,   партнерские   качества:   «чувство   локтя»,   сплоченности, групповые   ценности.   Социальные   отношения   этого   возраста   позволяют   решать   такие жизненные   задачи,   как   достижение   сотрудничества,   умение   принимать   поражения, радоваться чужим успехам, связывать свои успехи с количеством приложенных усилий и умение ориентироваться на себя при положительной или отрицательной оценке поведения, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми.      При неправильной организации школьной жизни происходят драматические нарушения личностного развития. Согласно концепции Э. Эриксона, если развитие на стадии младшего школьного возраста протекало ненормально, то в подростковом возрасте и следующей за ним взрослой жизни человеку придется разбираться с неприятным наследством, а именно: привычкой сравнивать себя с другими не в свою пользу; нехваткой друзей; чувством скованности в присутствии других людей; тщеславием, желанием во что бы то ни стало быть первым, непереносимостью и крайней болезненностью переживания факта поражения, неудачи, даже невезения; запретом   на   ошибку,   который   приводит   к   самым   разным   защитам,   вплоть   до искажения фактов; крайней   дисциплинированностью,   педантичностью,   следованию   не   духу,   а   букве законов, тенденцией спрашивать подробные инструкции, даже когда знаешь, что и как делать;        желанием критиковать других людей и злиться на них;  недовольством собственной внешностью;  ощущением,   что,   сколько   бы   ни   старался,   все   равно   получается   недостаточно хорошо. Задачи личностного развития ребенка 8 лет: 1. При   столкновении   со   сложной   и   новой   задачей   уметь  увидеть   ее   как последовательность отдельных более мелких и посильных шагов. 2. Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом (так беспомощность и неуверенность постепенно сменяются чувством «Я МОГУ!»). 3. Принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством. В этом возрасте аспект ХОЧУ и НРАВИТСЯ важнее аспекта МОГУ, т.е. психологически здоровый ребенок принимает   вызовы   ситуаций   С   УДОВОЛЬСТВИЕМ.  Для   того   чтобы   у   ребенка концепция   «не   буду   даже   пробовать,   все   равно   не   получится»   сменилась   на здоровую   «жажду   подвига»,   необходимо   сделать   ценностями   детей  риск, мужество и преодоление. Ограничения: ребенок еще не может различать, по силам ли задача, которая возникает перед ним. Реалистичный взгляд взрослого здесь очень важен, потому что он страхует ребенка от острого переживания неудачи в случае, когда задача была непосильной для детских возможностей. 4. Развивать   способность   реалистически   оценивать   себя.  Чтобы   у   ребенка сформировалось здоровое отношение к процессу оценивания себя, важно, чтобы он сам научился чувствовать, сколько усилий он потратил на задачу, а также сам себе ставил оценку в соответствии с числом усилий, а не с оценкой извне.  5. Уметь вступать в новые коммуникативные отношения, но при этом помнить об уважении границ, собственных и чужих.  Психологические особенности ребенка 8 – 10 лет. 1.   Фундаментом   для   новообразований   ребенка   8­10   лет   является  достигший определенного развития интеллект. Этот возраст – расцвет стадии конкретных операций по Пиаже, появление явных признаков децентрации в мышлении и восприятии, связанных с предметом непосредственного опыта ребенка, а также способностей к классификации и обобщению. 2. В 9 лет дети воспринимаются как маленькие и зачастую довольно злые критики. Это кратковременный   период,   когда   дети   приобретают   тенденцию   обесценивать   авторитет взрослых, становятся циниками. Педагоги Вальфдорской школы обозначили этот фрагмент жизни ребенка как  кризис 9 лет.  Они так описывают резкое увеличение негативного в проявлениях девятилетних  детей: «Появляется критичность и готовность высмеивать и обесценивать все вокруг, не исключая и взрослых». В возрасте 9 лет происходит особый кризис личностного развития ребенка. Происходит окончательное разделение Я и внешнего мира, ребенок начинает переживать собственное Я на более глубоком уровне. Он ощущает себя противостоящим окружающему миру, который кажется ему враждебным. Кризис 9 лет   так   же   связан   со   сменой   превалирующего   способа   понимания   мира   с   образного   и эмоционально­целостного на рассудочный и расщепленный. Девятый год жизни отличается бурной сменой настроений, всплеском интереса к сексу и любви, а также гораздо меньшим, чем считалось ранее, интересом к школе и школьному образованию. 3. Самооценка детей этого возраста по­прежнему в превалирующей степени определяется отношениями родителей.   Чем более они чувствуют критику и отвержение со стороны родителей,   тем   хуже   думают   о   себе.   Хорошее   отношение   родителей,   несмотря   на отсутствие больших успехов в учебе, формирует в целом позитивное отношение к себе. После 9 лет самооценка постепенно начинает снижаться. Она отчасти может зависеть от социального   статуса   среди   сверстников,   но   в   целом   с   10­11   лет   начинается   «фаза,   в которую самого себя находят во всех отношениях невозможным». Начинается глубокая неудовлетворенность самим собой.  4. Интерес к психологической стороне жизни впервые вспыхивает в 9­10 лет. Это означает, что   дети   готовы   предсказывать   и   объяснять   поведение   других   людей,   исходя   из   их внутренних личностных особенностей. Теперь уже они делают это осознанно. Однако они направлены преимущественно в сторону неадекватно высокого мнения о взрослых; 5.   К   9   –   10   годам   анализ   сложных   эмоций   оказывается   посильным,   одновременно становятся возможны оценки типа: «Мой друг старается быть хорошим, хотя, если его сильно разозлить, он может быть невыносимым».  Жизненные задачи ребенка 8 – 10 лет Задачи оказываются как бы противоречивыми, взаимоисключающими: 1. Научиться дружить, но в то же время научиться обходиться без друзей, выносить одиночество. 2. Научиться стараться и прикладывать усилия ради хорошего результата, и научиться «не   расшибать   голову   о   стенку»,   останавливаться   на   полпути,   если   результат недостижим. Поэтому   главная   задача   возраста   –  научить   ребенка   удерживать   противоречия, развивать   в   нем   устойчивость,   толерантность   к   противоречиям,   научить   его выдерживать разные правды об одном и том же.      Не удерживает противоречия ребенок травмированный, переживший большую боль или   имеющий   хронический   дефицит   теплого   обращения,   безопасного   принимающего отношения,   уважительного   внимания.  Тогда   начавшееся   расщепление   становится опасным.   Оно   закрывает   доступ   к   новому   эмоциональному   опыту.   Ребенок   вынужден ориентироваться то на одну, то на другую противоположность, как если бы второй не было вообще. Приспосабливаясь к этому расщепленному избирательному восприятию правды, дети формируют у себя не слишком привлекательные привычки, например, привычку легко рвать отношения. Психологические особенности ребенка  10 – 12  лет. Этот период разительно отличается от предыдущего. Десятилетние дети: ­ удивительно умны и наблюдательны; ­ с большим желанием идут на разговоры со взрослыми, с ними уже можно почти на равных обсуждать интересные темы; при этом они чтут авторитет взрослого; ­ очень восприимчивы к ценностям взрослого, хотя он больше не является в их глазах полубогом, способным совершать чудеса, как это было в 7­8 лет; ­ после кризиса в 9­летнем возрасте большинство детей переходит в гармоничную эпоху, «десятилетние» всегда очень активны и почти всегда в хорошем настроении; ­  с   точки   зрения   развития   интеллекта,   это   возраст   перехода   от   стадии   конкретных операций   к   стадии   формальных:   появляется   способность   вырабатывать   и   применять эффективные   стратегии   планирования,   поиска   и   организации   информации,   часть   10­11 летних детей не способна к абстрактному мышлению; ­   в   10   лет   возникает  новый   уровень   представлений   детей   о   справедливости,   в   ходе принятия   совместных   решений   и   распределения   ценностей   в   расчет   берутся   мнения   и интересы   всех   участников,   появляется   взгляд   на   ситуацию   из   позиции   внешнего наблюдателя, который знает, что такое равенство, но еще не искушен в милосердии; ­  в моральных суждениях  школьников начинает складываться ориентация на «золотое правило», правда, пока без учета всех возможных последствий собственных действий; ­   между   10   и   12   годами   происходит   важнейший   переход   к   становлению   субъектной составляющей самосознания. 11 лет – переломный в этом отношении возраст. Подросток начинает не только чувствовать, но и сознавать себя как непрерывного во времени, как обладающего собственным Я; ­  самооценка  детей в 11­12 летнем возрасте снижается и достигает своего минимума (в дальнейшем она станет более стабильной и реалистичной); ­ на одиннадцатый год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности: в выражении эмоций   11­летние   впадают   в   крайности   ­   тревоги   и   страхи   у   них   сильны   и   являются источником внутреннего чувства несчастливости; ­ по отношению к родителям, особенно к матери, ребенок ведет себя грубо и вызывающе. Родители   описывают   одиннадцатилетних   «крошек»   как   сверхчувствительных,   гордых, эгоистичных,   воинственных,   склонных   к   спорам   и   возражениям   и   не   склонных   к сотрудничеству; ­  вне  семьи,  особенно в  домах  своих  друзей,  эти дети  могут  выглядеть  совсем  иначе: дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными; ­  в   школе  отмечается   наибольшая   неровность   в   усердии   и   успешности,   самый   низкий уровень   внимания,   чрезвычайная   непоседливость   и   отвлекаемость,   забывчатость   и взрывчатость, уход в фантазии и «сны наяву». Жизненные задачи ребенка 10­12 лет 1. Инструментом   или   способом,   которым   ребенок   решает   проблему   развития, является фантазия. С ее помощью формируются представления об идеалах. 2. Главной   темой   этого   возраста   являются   отношения   между   людьми,   в   семье,   со сверстниками, с героями книг. Отношения притягивают и заинтересовывают гораздо больше, чем школьная программа. 3. Важнейшее   новообразование   к   11   годам   –   чувство   собственного   Я,   активного, константного   во   времени   и…   готового   выступить   против   всего   мира,   защищая ВАЖНОЕ. Методологические и теоретические основы программы Основные понятия: «Жизненные   навыки»   ­   личностные   действия,   предметным   содержанием   которых являются   социальные   способы   межличностного   и   внутриличностного взаимодействия. «Навыки»   ­   адаптивные   способы   поведения   в   конфликтных,   трудных   для   ребенка ситуациях. «Эмоциональный интеллект» ­ способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств. Представляемая   программа   направлена   на   развитие   эмоционального   интеллекта, ориентирована на  решение  личностных задач этого возраста.  «Личность   и   ее   развитие»   ­  в   программе   рассматривается   с   точки   зрения экзистенциальной   и   гуманистической  психологии   и   психотерапии.   Представление   о личности в этой теории опирается на представление о внутреннем источнике мудрости, заложенном в каждом человеке от рождения.     Представление о личности, имеющей отношение к внутреннему источнику мудрости ­ не сегодняшнее изобретение. У этой традиции гораздо более глубокие философские корни (Ф. Аквинский,  П. Флоренский, В. Соловьев, Лао­Цзы)    чем у традиции, связывающей появление   личности   с   усвоением   извне   культурных   норм   и   способов   жизни   (по Выготскому). Вслед за мудрецами древности детские психотерапевты нашего времени (Х. Кохут, Д. Стерн) считают, что ребенок от рождения обладает источником мудрости – самостью. Причем в отличие от взрослого, чей рассудок (mind) часто заводит его в тупик, ребенок имеет   более   свободный   доступ   к   этому   источнику,   он   черпает   из   него   и   спонтанно действует в соответствии с голосом Внутреннего Я (синоним Person).           Таким образом, все уже есть в человеческой душе, путь к себе, собственно никогда не   прекращается,   но   лишь   затрудняется   вследствие   зашумляющего   воздействия развивающегося рассудка. Нужно лишь найти доступ к драгоценному источнику души, сформировать эту способность улавливать собственный голос, быть сензитивным к «чутью в отношении правильного». Этот аспект проявляется в работе души, и хотя душа,   или   эмоциональное,   не   всегда   является   по   своей   сути   духовным,   именно   в эмоциональной  открытости   миру   с  первых   дней  жизни  человека   складывается   его ценностная сфера.            В   рамках   экзистенциального   подхода   рассматривается   не  жизнь   людей   вообще,   а отдельная уникальная жизнь личности, где придается большое значение чувствам. Здесь теоретическая   основа   программы   опирается   на   учение   о   двух   типах   чувств   Альфреда Лэнгле, работающее в экзистенциальном анализе. Краткая суть этого учения в том, что внутри   личного   бытия   человека,   неповторимого   и   предельно   субъективного,   «чувства представляют   силу,   с   которой   следует   считаться.   Если   не   признавать   чувства,   то   это приведет лишь к тому, что они спрячут свою силу за телесными проявлениями, и тогда дадут о себе знать бессонница, мигрень, язва желудка, астма и прочие психосоматические нарушения» (Лэнгле А., 2002).  Люди, которые игнорируют эмоциональную сторону жизни, не   придают   серьезного   значения   своим   переживаниям,   предчувствиям,   интуиции, оказываются   подверженными   различным   зависимостям,   они   вынуждены   подавлять   свой внутренний   голос,   прячась   от   него   в   работе,   потребительских   привычках,   в   суетливой активности, в алкоголизме и т.д.          Наряду с этой теорией программа «Жизненные навыки» опирается на представления о развитии личности в отечественной психологии развития и в когнитивно­бихевиоральном подходе,   где   содержанием   детства   являются  социализация   и   обучение.  В психоаналитической теории развития ребенка взросление рассматривается как процесс, в ходе   которого   принцип   удовольствия,   характеризующий   инфантильное   сознание, сменяется принципом реальности, когда человек осваивает нормы и правила социума и приспосабливается   тем   самым   к   требованиям   Супер­Эго   (или   Сверх   Я).   Через отрицательное   и   положительное   подкрепление   вариантов   поведения,   с   помощью способности к научению через подражание, следование прямым инструкциям воспитателей происходит усвоение норм, правил, понятий, в том числе моральных, ­ все это есть не что иное, как механизмы формирования такого регулятора морального поведения, как Супер­ Эго.       Таким образом, вышеизложенные теории открывают следующие цели в работе с детьми: 1. Способствовать развитию детской интуиции, или чутья в отношении правильного, и формировать уважительное отношение к собственной интуиции. 2. Учить   детей   обращаться   с   чувствами­указателями:   понимать   их   и   занимать   по отношению к ним собственную позицию. 3. Обучать навыкам позитивного самовыражения на основе понимания собственных чувств и потребностей. 4. Обучать пониманию и принятия чувств других людей, навыкам конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Все это полностью соответствует  первоначальному определению: «эмоциональный интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств», применять эти знания в практике общения. Особенности программы «Жизненные навыки» 1. Программа следует трем принципам воспитания:  принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам   ребенка,   к   его   собственным   темам   –   они   важнее   запланированного   на сегодняшнее занятие содержания; принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет; принцип признания любого человека безусловной ценностью, личностью, достойной внимания, уважения, принятия, сотрудничества;   2. Программа рассчитана на детей младшего школьного и подросткового возраста (6­12 лет –  с 1 по 6 класс); 3.   В   программе   для   каждого   возраста   (класса)   есть   учебное   пособие   для   ведущего   и рабочие тетради для родителя и ребенка; 4.   Методы   и   формы   занятий   по   программе   «Жизненные   навыки»   соответствуют возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста; 5. Занятия могут проводиться как в течение одного учебного года, так и на протяжении нескольких лет; 6. Параллельно с занятиями для детей возможно ведение родительского клуба (в пособии 2 класса для «ведущего» есть сценарии); 7.   Темами   уроков   выбраны   личные   проблемы   детей   начального   и   среднего   школьного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами. 8. На протяжении всех этапов освоения программы (с 1 по 6 класс), переплетаясь, звучит несколько основных тем:   принятие   себя  (тема   ведет   к   формированию   сильного   Я   и   готовности   к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому),   мир людей (тема позволяет лучше ориентироваться в мире человеческих проблем; позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир),    мы: я и другие  (эти темы ведут к пониманию ценности отношений с другими в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости), уважение к другим  (эта тема о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость, ­ все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности)          Высоко и справедливо оценивая интеллектуальные и коммуникативные способности ребенка, указывая на его сильные стороны, обучая его умению видеть сильные стороны другого,   психолог   дает   ему   возможность   ощутить   реальную   опору   в   ситуации неуверенности.       Дети агрессивные, неуверенные в себе, напуганные, дети разводящихся родителей, не похожие   на   других   по   комплекции   или   манере   вести   себя,   наконец,   дети   других национальностей,   ­   все   они   имеют   множество   проблем,   и   все   они   могут   стать   тем контингентом, для которых предназначена эта программа. Целевая аудитория ­ дети, чья самооценка занижена, дети со страхом неудачи; ­ застенчивые, агрессивные, тревожные дети; ­ дети, чьи родители оказывают им мало поддержки; ­ дети, которые плохо адаптируются к коммуникативной стороне школьной жизни. ­ дети других национальностей; ­ дети не похожие на других по комплекции или манере вести себя Цель программы помощь   детям   в   решении   жизненных   задач   их   возраста:   развитие   эмоционального интеллекта   учащихся;   обучение   умениям,   которые   характеризуют   компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Задачи программы ­ дать возможность ребенку пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого  и научить его позитивно воспринимать самого себя; ­ создать возможность получения школьником нетравматического опыта самопознания и познакомить   его   с   некоторыми   законами   логики   чувств   и   навыками,   развивающими эмоциональный интеллект; ­ передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам. ­ обсуждение ценностей и принципов, лежащих в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи; ­   научить   ребенка   делать   выбор   в   сторону   наиболее   адекватного   способа   решения жизненных задач. ­ учить ребенка видеть разные стратегии поведения в конфликтах и выбирать свои; ­ научить отстаивать свои границы, находить свое место в группе, распознавать, в каких случаях нарушаются их права; Умения, приобретаемые на занятиях ­ слушать, ­ задавать вопросы, ­ не отвлекаться, ­ следовать инструкциям, ­ дискутировать, ­ выражать свои теплые чувства, ­ просить и предлагать помощь, ­ знакомиться, начать разговор, ­ соблюдать правила игры, ­ отказать, ­ отличать то, что нравится, от того, что не нравится, ­ предвидеть последствия своих решений, ­ извиняться,  ­ отвечать, когда тебя дразнят, провоцируют, ­ реагировать на критику, ­ искать в ситуации варианты выбора решения, ­ признавать свои ошибки, ­ доводить начатое  дело до конца, ­ отличать фантазии от реальности в пугающей ситуации, ­ понимать ценностные основания плохого поведения другого (что плохого сделал этот человек, почему он это сделал, чего хотел достичь…). Методы, позволяющие на занятиях усвоить вышеназванные умения и навыки: ­ работа с образами (рисование, лепка, создание бумажных скульптур); ­ работа с телом (движение, физическое упражнение, танец, поединок на старых газетах и т.д.); ­ рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов; ­ ролевые игры; ­ метод  проектов; ­ беседа. 1. Занятия имеют повторяющуюся структуру: Структура  занятий  Приветствие.  Разминка (это обычно двигательное или коммуникативное упражнение, цель которого – собрать внимание ребят, настроить на работу). Разминки как бы вводят в тему, но предлагают ее в «облегченном» ключе.   Работа по теме занятия.  Ритуал прощания  Предполагаемый результат: Гармонизация эмоционально­волевой и личностной сферы;   Стабилизация самооценки;  Развитие самосознания;  Развитие самоконтроля, произвольной регуляции, рефлексии поведения;  Развитие эмоционального интеллекта;  Развитие социальных чувств и качеств;  Обучение социальным навыкам: выражения чувств, активного слушания, уважения к другому, принятия, оказания поддержки, противостояния влиянию, реагирования на критику;  Улучшение дисциплины и внимания;  Развитие познавательных процессов. 1. Местом   проведения   занятий   должно   быть   специально   предназначенное   для Требования к месту проведения занятий психологических занятий помещение. 2. Занятия   должны   быть   динамичными,   поэтому   нужно   пространство,   мебель   в помещении должна легко двигаться. 3. Столы или парты понадобятся для изготовления коллажей, рисунков, творческих работ. 4. Понадобится место (стена или доска) для детских работ и для правил. 5. Посторонние   не   должны   входить   на   занятие   (в   целях   психологической безопасности). Только по предварительной договоренности родители или коллеги могут находиться в этой комнате. Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю) Возраст детей 6­8 лет (1­2 класс) № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 1 блок  Принятие себя 2 блок Мир начинается с меня. Я и другой. 3 блок Уважение к другим Знакомство. Что такое «чувства» Гнев – одно из наших  чувств Почему люди дразнятся Чтобы не обидеться Мы – укротители гнева Страшно – не страшно Путешествие в страшную  сказку Для чего нужен страх Школьные страхи Страшно­смешно­не страшно Делимся чувствами «Нравится, не нравится»  каждый день Что мне нравится Какое бывает время (на то,  что мне нравится) Время – пространство для  встреч Что мне не нравится  Ценности Я и Другой, не похожий на  меня Другой не значит плохой Чем мы похожи Я умею жить в мире Мы разные, ­ и это здорово! Страны и границы Мы – часть чего­то Вражда или толерантность О дружбе и друзьях Такие разные друзья Что мешает дружбе Как просить прощения Помогаем сами и принимаем помощь На меня можно положиться Прощальное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Блок  Тема На пол. года На уч. год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 Коррекционный блок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 1 1 1 37 9 10 III Итоговая диагностика ИТОГО 1 17 1 17 Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю) Возраст детей 6­8 лет (1­2 класс) Блок  Тема На пол года На год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 Коррекционный блок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 1 блок  Принятие себя 2 блок Мир начинается с меня. Я и другой. Знакомство. Введение правил Что такое чувства Гнев – одно из наших  чувств Мой гнев Сколько у меня гнева Почему люди дразнятся  Когда дразнят Чтобы не обидеться Мы – укротители гнева Путешествие в сказку Страшно – не страшно Путешествие в страшную  сказку Для чего нужен страх Школьные страхи Страшно­смешно­не страшно Делимся чувствами Я такой разный Я – особенный  «Нравится­не нравится»  каждый день Что мне нравится Какое бывает время (на то,  что мне нравится) Время – пространство для  встреч Что мне не нравится  Нравится­не нравится Ценности Я и Другой, не похожий на  меня Другой не значит плохой Мы похожи Мы ­ миротворцы Мы разные, ­ и это здорово! Страны и границы 3 блок Уважение к другим 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 III Итоговая диагностика Мы – часть чего­то Вражда или толерантность Толерантность – это… О дружбе и друзьях Такие разные друзья Знакомство Что мешает дружбе Просим прощения Помогаем сами и принимаем помощь Я – член команды, на меня  можно положиться Как работать в команде Путешествие в сказку Прощальное ИТОГО 1 1 1 3 2 1 3 1 3 3 3 1 1 1 72 1 1 1 3 2 1 3 1 3 3 3 1 1 1 72 2 2 2 2 2 1 32 2 2 2 2 2 1 32 Тематическое планирование (1 раз в неделю) Возраст детей 9­10 лет (3­4 класс) Блок  Тема На пол года На год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 Коррекционный блок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 1 блок  Принятие себя 2 блок Мир людей Знакомство. Введение правил Какой я? Я имею право выражать свои чувства Почему люди дразнятся Чтобы не обидеться Делимся чувствами Строим тело Как я воспринимаю мир Я умею двигаться Забота о теле – это забота о  себе Портрет в полный рост Мое имя Мое достояние Кто я? Мой стиль Я глазами других Уважение к чужому  достоянию Самое ценное 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 III № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 3 блок Отношения с другими Праздники: ценности и  радости Любимый праздник Как просто делать подарки Бесконечный праздник Радости и ценности Карта отношений Отношения, которые мне  нравятся Что я знаю о другом Планеты и орбиты Взаимодействие О дружбе и друзьях Что мешает дружбе Такие разные отношения На меня можно положиться Я в команде Прощальное Итоговая диагностика ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 37 37 Тематическое планирование (2 раза в неделю) Возраст детей 9­10 лет (3­4 класс) Блок  Тема На пол года На год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 блок  Принятие себя 1 Коррекционный блок 1 Знакомство. Введение правил Какой Я? Я имею право выражать свои чувства Почему люди дразнятся Чтобы не обидеться Когда дразнят Делимся чувствами Мое имя Печальная история Цвет печали Лес печали Памятные вещи Печаль и радость Строим тело Как я воспринимаю мир Я умею двигаться 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 блок Мир людей 3 блок Отношения с другими 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Забота о теле – это забота о  себе Портрет в полный рост Мое достояние Кто я? Мой стиль Я глазами других Уважение к чужому  достоянию Самое ценное Праздники: ценности и  радости Любимый праздник Как просто делать подарки Бесконечный праздник Радости и ценности Дорога к празднику Фантазии и реальность Мы умеем фантазировать Карта отношений Отношения, которые мне  нравятся Что я знаю о другом Планеты и орбиты Взаимодействие О дружбе и друзьях Что мешает дружбе Такие разные отношения Непростые вопросы Герои и идеалы Наши различия: правда и  стереотипы На меня можно положиться Как работать в команде Прощальное 12 13 14 III Итоговая диагностика ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 1 32 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 3 2 1 2 2 1 1 2 2 1 1 72 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 3 2 1 2 2 1 1 2 2 1 1 72 Тематическое планирование (1 раз в неделю) Возраст детей 11­12 лет (5­6 класс) Блок  Тема На пол года На год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 блок  Принятие себя Знакомство. Правила и безопасность 1 Коррекционный блок 1 1 1 1 1 1 1 № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 2 блок Мир людей 3 блок Отношения с другими Чувства в нашей жизни Зачем нам чувства Как я выражаю свои  чувства? Способы выражения чувств Ресурсы тревоги Наши страхи Печаль Радость  Кто Я ? Какой Я? Какой бывает характер? Я настоящий, Я идеальный,  Я глазами других Мое имя и мой характер Я глазами других. Мои  ресурсы «Другие»  в нашей жизни  Уникальность и различия «Странные» люди Разные нормы и правила Ярлыки и стереотипы Стереотипы и предрассудки Как жить в мире различий Конфликты в жизни людей Причины конфликтов Наши чувства в конфликте Стратегии поведения в  конфликте. Понятие  сотрудничества Тренируем конструктивное  поведение в конфликте Начинаем общаться Я и Ты – действуем вместе Общаемся без слов Понимаем друг друга Доверие и взаимодействие  Я в команде Даем место другому и  отстаиваем свое место Просто скажи: «Нет!» Мир взрослых Я в ответе за свое будущее Прощальное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 III Итоговая диагностика ИТОГО 1 17 1 17 Тематическое планирование (2 раза в неделю) Возраст детей 11­12 лет (5­6 класс) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 № п/п I II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 блок  Принятие себя 2 блок Мир людей Знакомство. Правила и безопасность Чувства в нашей жизни Зачем нам чувства Как я выражаю свои  чувства? Способы выражения чувств Ресурсы тревоги Наши страхи Печаль Радость Кто Я ?  Какой бывает характер? Какой Я? Я настоящий, Я идеальный,  Я глазами других Мое имя и мой характер Я глазами других. Мои  ресурсы Метафоры моего характера Учимся ценить себя Черты характера  (расстановка) «Другие» в нашей жизни  Уникальность и различия «Странные» люди Разные нормы и правила Ярлыки и стереотипы Стереотипы и предрассудки Как жить в мире различий Конфликты в жизни людей Причины конфликтов Наши чувства в конфликте Стратегии поведения в  конфликте. Понятие  сотрудничества Тренируем конструктивное  поведение в конфликте Конфликт? Отлично! Конфликты проходят,  отношения остаются Начинаем общаться 3 блок Блок  Тема На пол года На год Кол­во занятий Кол­во часов Кол­во занятий Кол­во часов Первичная диагностика 1 Коррекционный блок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Отношения с другими 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Я и Ты – действуем вместе Общаемся без слов Понимаем друг друга Здорово быть друзьями Доверие и взаимодействие  Я в команде Даем место другому и  отстаиваем свое место Просто скажи: «Нет!» Мир взрослых Мое место в разных мирах:  детей, подростков, взрослых Я в ответе за свое будущее Ответственность и принятие  решений Прощальное 14 III Итоговая диагностика ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 1 32 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 72 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 72 Методическое оснащение программы Возраст детей 6­8 лет (1­2 класс) № п/п Тема  Основные упражнения/игры Источник  1 блок  Принятие себя «Жизненные навыки» уроки психологии в 1 и во 2 классах  под ред.  Знакомство. 1 2 Что такое чувства 3 Гнев – одно из наших  чувств Сколько у меня гнева Почему люди дразнятся Когда дразнят Чтобы не обидеться 4 Мой гнев 5 6 7 8 9 Мы – укротители гнева 10 Страшно – не страшно 11 Путешествие в страшную  сказку 12 Для чего нужен страх 13 Школьные страхи 14 Страшно­смешно­не  страшно  15 Делимся чувствами 16 Я такой разный 17 Я – особенный С.В. Кривцовой  Стр. 81­84 (1 кл.) Стр. 85­87 (1 кл.) Стр. 144­146 (2 кл.) Стр. 147­148 (2 кл.) Стр. 149­151 (2 кл.) Стр. 155­158 (2 кл.) Стр. 152­154 (2 кл.) Стр. 159­161 (2 кл.) Стр. 162­165 (2 кл.) Стр. 173­174 (2 кл.) Стр. 175­176 (2 кл.) Стр. 182­183 (2 кл.) Стр. 189­190 (2 кл.) Стр. 184­186 (2 кл.) Стр. 88­93 (1 кл.) Стр. 94­97 (1 кл.) Стр. 98­99 (1 кл.) 2 блок Мир начинается с меня. Я и другой «Нравится ­ не  нравится» каждый день Что мне нравится Какое бывает время (на  то, что мне нравится) Время – пространство  для встреч Что мне не нравится  Нравится­не нравится Ценности Я и Другой, не похожий  на меня Другой не значит плохой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мы похожи 11 Мы ­ миротворцы 12 Мы разные, ­ и это  здорово! «Жизненные навыки» уроки психологии в 1 и во 2 классах  под ред.  С.В. Кривцовой Творческая работа «Нравится ­ не нравится» (пластилин, рисунок, природные материалы, коллаж) Стр. 104­106 (1 кл.) Стр. 107­109 (1 кл.) Стр. 110­112 (1 кл.) Стр. 116­117 (1 кл.) Стр. 118­119 (1 кл.) Стр. 113­115 (1 кл.) Стр. 166­172 (1 кл.) Стр. 173­177 (1 кл.) Стр. 178­179 (1 кл.) Стр. 180­182 (1 кл.) Стр. 183­184 (1 кл.) 3 блок Уважение к другим «Жизненные навыки» уроки психологии в 1 и во 2 классах  1 Страны и границы 2 Мы – часть чего­то 3 Вражда или  толерантность Толерантность – это… 4 О дружбе и друзьях 5 Такие разные друзья 6 Знакомство 7 Что мешает дружбе 8 9 Просим прощения 10 Помогаем сами и  принимаем помощь 11 На меня можно  положиться 12 Как работать в команде 13 Путешествие в сказку под ред.  С.В. Кривцовой Стр. 206­210 (2 кл.) Стр. 214­215 (2 кл.) Стр. 211­213 (2 кл.) Стр. 222­224 (2 кл.) Стр. 125­127 (1 кл.) Стр. 128­132 (1 кл.) Стр. 133­136 (1 кл.) Стр.137­142 (1 кл.) Стр. 143­146 (1 кл.) Стр. 147­150 (1 кл.) Стр. 151­156 (1 кл.) Игра «Морское путешествие» Ролевая игра «Путешествие по сказкам» (сказки взяты из сб. О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», 1 класс, стр. 36­40) Прощальное Стр. 157­159 (1 кл.) Методическое оснащение программы Возраст детей 9­10 лет (3­4 класс) I блок  Принятие себя 1 2 3 Знакомство. Введение правил Какой Я? Я имею право выражать  свои чувства Почему люди дразнятся Чтобы не обидеться Когда дразнят Делимся чувствами 4 5 6 7 8 Мое имя Печальная история 9 10 Цвет печали 11 Лес печали 12 Памятные вещи 13 Печаль и радость 14 Строим тело 15 Как я воспринимаю мир 16 Я умею двигаться 17 Забота о теле – это забота о себе 18 Портрет в полный рост 2 блок Мир людей Кто я? 1 Мое достояние 2 3 Мой стиль 4 5 Я глазами других Уважение к чужому  достоянию Самое ценное 6 7 Праздники: ценности и  8 9 радости Любимый праздник Как просто делать  подарки 10 Бесконечный праздник 11 Радости и ценности 12 Дорога к празднику 13 Фантазии и реальность 14 Мы умеем фантазировать «Жизненные навыки» уроки психологии в  3 и в 4 классах  под ред.  С.В. Кривцовой Стр. 81­84 (1 кл.) Стр. 84­85 (3 кл.) Коллаж «Палитра чувств» (стр. 116 О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я») Стр. 155­158 (2 кл.) Стр. 159­161 (2 кл.) Стр. 152­154 (2 кл.) Стр. 88­93 (1 кл.) Творческая работа «Мое имя» (пластилин, коллаж, рисунок) Стр. 114­116 (4 кл.) Стр. 117­119 (4 кл.) Стр. 125­126 (4 кл.) Стр. 130­131 (4 кл.) Стр. 132­133 (4 кл.) Стр. 86­89 (3 кл.) Стр. 90­92 (3 кл.) Стр. 93­94 (3 кл.) Стр. 95­96 (3 кл.) Стр. 97­99 (3 кл.) «Жизненные навыки» уроки психологии в  3 и в 4 классах  под ред.  С.В. Кривцовой Стр. 155­156 (3 кл.) Стр. 157­158 (3 кл.) Стр. 159­160 (3 кл.) Стр. 161­163 (3 кл.) Стр. 162­163 (3 кл.) Стр. 164­168 (3 кл.) Рисунок «Праздник в моей школе» Стр. 105­106 (3 кл.) Стр. 107­108 (3 кл.) Стр. 114­116 (3 кл.) Стр. 117­122 (3 кл.) Стр. 109­110 (3 кл.) Стр. 187­188 (2 кл.) Коллаж «Моя школа» 3 блок Отношения с другими 1 2 Карта отношений Отношения, которые мне  нравятся Что я знаю о другом Планеты и орбиты Взаимодействие О дружбе и друзьях Что мешает дружбе Такие разные отношения Непростые вопросы Герои и идеалы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наши различия: правда и  стереотипы 12 Я – член команды, на  меня можно положиться 13 Учимся работать в  команде «Жизненные навыки» уроки психологии в  3 и в 4 классах  под ред.  С.В. Кривцовой Стр. 131­132 (3 кл.) Стр. 133­134 (3 кл.) Стр. 135­136 (3 кл.) Стр. 137­138 (3 кл.) Стр. 139­140 (3 кл.) Стр. 125­127 (1 кл.) Стр.137­142 (1 кл.) Стр. 146­147 (3 кл.) Стр. 161­163 (4 кл.) Стр. 144­146 (4 кл.) Стр. 155­157 (4 кл.) Стр. 151­156 (1 кл.) Игра «Морское путешествие» Методическое оснащение программы Возраст детей 11­12 лет (5­6 класс) 1 блок  Принятие себя «Жизненные навыки» Занятия с младшими подростками  5­6 класс под ред. С.В. Кривцовой 1 2 3 4 5 Знакомство. Правила и безопасность Чувства в нашей жизни Зачем нам чувства Как я выражаю свои  чувства? Способы выражения  чувств Ресурсы тревоги Наши страхи Печаль Радость 6 7 8 9 10 Кто Я ?  Стр. 83­90 (5 кл.) Стр. 91­92 (5 кл.) Стр. 272­276 (6 кл.) Стр. 277­281 (6 кл.) Стр. 282­285 (6 кл.) Стр. 286­288 (6 кл.) Стр. 289­294 (6 кл.) Стр. 295­297 (6 кл.) Стр. 298­301 (6 кл.) Стр. 246­250 (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»,  11 Какой бывает характер? 12 Какой Я? 4 кл.) Стр. 308­312 (6 кл.) Стр. 313­316 (6 кл.) 13 Я настоящий, Я  идеальный, Я глазами  других 14 Мое имя и мой характер 15 Я глазами других. Мои  ресурсы 16 Метафоры моего  характера 17 Учимся ценить себя 18 Черты характера  (расстановка) 2 блок Мир людей 1 2 3 4 5 6 7 8 «Другие»е в нашей  жизни  Уникальность и различия «Странные» люди Разные нормы и правила Ярлыки и стереотипы Стереотипы и  предрассудки Как жить в мире различий Конфликты в жизни  людей Причины конфликтов 9 10 Наши чувства в  конфликте 11 Стратегии поведения в  12 конфликте. Понятие  сотрудничества Тренируем  конструктивное  поведение в конфликте 13 Конфликт? Отлично! 14 Конфликты проходят,  отношения остаются 3 блок Отношения с другими 1 2 3 4 5 6 Начинаем общаться Я и Ты – действуем  вместе Общаемся без слов Понимаем друг друга Здорово быть друзьями Доверие и  взаимодействие в группе 7 Мы ­ команда Стр. 317­318  (6 кл.) Стр. 319­321 (6 кл.) Стр. 322­324 (6 кл.) Стр. 325­327 (6 кл.) Стр. 328­330 (6 кл.) Стр. 332­334 (из приложения к теме 8, 6 кл.) «Жизненные навыки» Занятия с младшими подростками  5­6 класс под ред. С.В. Кривцовой Стр. 189­191 (5 кл.)  Стр. 186­188 (5 кл..) Стр. 192­193 (5 кл.) Стр. 194­197 (5 кл.) Стр. 198­200 (5 кл.) Стр. 201­202 (5 кл.) Стр. 203­205 (5 кл.) Стр. 157­158 (5 кл.) Стр. 159­161 (5 кл.) Стр. 162­164 (5 кл.) Стр. 165­168 (5 кл.) Стр. 169­173 (5 кл.) Стр. 174­177 (5 кл.) Стр. 178­180 (5 кл.) «Жизненные навыки» Занятия с младшими подростками  5­6 класс под ред. С.В. Кривцовой Стр. 125­129 (5 кл.) Стр. 130­133 (5 кл.) Стр. 134­137 (5 кл.) Стр. 218­220 (6 кл.) Стр. 235­237 (6 кл.) Стр. 138­141 (5 кл.) Стр. 142­144 (5 кл.) 8 Даем место другому и  отстаиваем свое место Просто скажи: «Нет!» 9 10 Мир взрослых 11 Мое место в разных  мирах: детей, подростков, взрослых 12 Я в ответе за свое  будущее 13 Ответственность и  принятие решений 14 Прощальное Стр.145­149 (5 кл.) Стр. 150­154 (5 кл.) Стр. 241­243 (6 кл.) Стр. 249­253 (6 кл.) Стр. 254­257 (6 кл.) Стр. 258­261 (6 кл.) Стр. 262­263 (6 кл.) Дополнительные разминки: Поменяйтесь местами Объединитесь по признаку Ранжирование Чувство на спине Что ты сейчас делаешь Если ты король… (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», стр. 280) Произнеси фразу… (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», стр.  Если ты водоем… (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», стр. 283) Да и нет (К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать», стр. 31) Девочка, дракон и самурай (И. Авидон, О. Гончукова «100  Мячики (И. Авидон, О. Гончукова «100 разминок, которые украсят  Три предмета («Тренинги формирования команды», стр. 32) Датский бокс (К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать, часть  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 283) 8. 9. 10. разминок, которые украсят ваш тренинг», стр. 183) 11. ваш тренинг», стр. 187) 12. 13. 1, стр. 29») 14. Шадуры, стр. 93­97) 15. Слободяник) 16. Слободяник) 17. 18. стр. 119) 19. 20. стр. 63) 21. Цвет моего настроения («Тренинг жизненных навыков» под. ред.  Угадай эмоцию («Уроки общения для младших подростков», Н.П.  Назови эмоцию («Уроки общения для младших подростков», Н.П.  Атомы   Коллективный счет (И. Вачков «Психологическая азбука», 1 год,  Спрячь игрушку Объясни задание (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»,  1­4 класс, Телефакс (К. Фоппель «Групповая сплоченность», стр. 123) 1. «Жизненные навыки» уроки психологии в 1 классе под ред. С.В. Кривцовой, М.  2001, изд. Генезис Список литературы: 2. «Жизненные навыки» уроки психологии во 2 классе под ред. С.В. Кривцовой, М.  2002, изд. Генезис 3. «Жизненные навыки» уроки психологии в 3 классе под ред. С.В. Кривцовой, М.  2004, изд. Генезис 4. «Жизненные навыки» уроки психологии в 4 классе под ред. С.В. Кривцовой, М.  2005, изд. Генезис 5. «Жизненные навыки» тренинговые занятия с младшими подростками, 5­6 класс под  ред. С.В. Кривцовой, М. 2012, изд. Генезис 6. «Тропинка к своему Я», 1­4 класс, О.В. Хухлаева, М. 2006, изд. Генезис 7. И. Авидон, О. Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг»,  8. С­П. 2010, изд. Речь 9. А. Чуричков, В. Снегирев «Копилка для тренера», сборник разминок, необходимых  в любом тренинге, С­П. 2007, изд. Речь 10. К. Фоппель «Групповая сплоченность», М. 2010, изд. Генезис 11. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 1, М. 2000, изд. Генезис 12. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 2, М. 2001, изд. Генезис 13. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 3, М. 1998, изд. Генезис 14. К. Фоппель «Как научить детей сотрудничать?», часть 4, М. 2002, изд. Генезис 15. «Тренинг жизненных навыков» под. ред. Шадуры 16.  «Уроки общения для младших подростков», Н.П. Слободяник

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.

Программа по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017