Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Оценка 4.6

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Взрослым
23.02.2018
Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.Программа проектной деятельности.
программа проектной деятельности.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Школа имени Евгения Родионова»                                                                                                               Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (Русский язык) » 5­9 класс, ФГОС  2017­2018 учебный год                                Учитель русского языка и литературы  Курочкина О.А.                                                                  2017 д. Судино Программа  курса «Проектная деятельность» Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д.И.Писарев Новые   стандарты   образования   предполагают   внесение   значительных   изменений   в   структуру   и содержание,   цели   и   задачи   образования,   смещение   акцентов   с   одной   задачи   —   вооружить   учащегося знаниями   —   на   другую   —   формировать   у   него   общеучебные   умения   и   навыки   как   основу   учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих   компонентов:   ученик   должен   быть   ориентирован   на   нахождение   общего   способа   решения   задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать   качество   его   выполнения   (оценка),   только   тогда   ученик   становится   субъектом   учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.  Проектно­исследовательская   деятельность  является   средством   освоения   действительности,   её главные   цели   –   установление   истины,   развитие   умения   работать   с   информацией,   формирование исследовательского   стиля   мышления   Результатом   этой   деятельности   является   формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.     Исследовательская   практика   ребенка   интенсивно   может   развиваться   в   сфере   дополнительного образования   на   внеклассных   и   внеурочных   занятиях.           Исследовательская   деятельность   позволяет привлекать   к   работе   разные   категории   участников   образовательного   процесса   (учащихся,   родителей, учителей),   создает   условия   для   работы   с   семьей,   общения   детей   и   взрослых,   их   самовыражения   и самоутверждения,   развития   творческих   способностей,   предоставляет   возможность   для   отдыха   и удовлетворения своих потребностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования   в   образовательном   процессе   технологий   деятельностного   типа,   методы   проектно­ исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно­ ориентированный,  деятельностный подходы. I Цель и задачи курса «Проектная деятельность»         Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно­ исследовательской деятельности.         Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной  деятельности;  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;   формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;    формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);  формировать   умения   оценивать   свои   возможности,   осознавать   свои   интересы   и   делать развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение); осознанный выбор. В   процессе   прохождения   курса   формируются   умения   и   навыки   самостоятельной исследовательской   деятельности;   умения   формулировать   проблему   исследования,   выдвигать гипотезу;   навыки   овладения   методикой   сбора   и   оформления   найденного   материала;   навыки овладения   научными   терминами   в   той   области   знания,   в   которой   проводиться   исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. II Особенности программы. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у  школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  целом;  внеурочной деятельности;       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и  успех. Системность организации учебно­воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.    Логика   построения   программы   обусловлена   системой   последовательной   работы   по   овладению учащимися   основами   исследовательской   деятельности:   от   осмысления   сути   исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса   побуждали   к   активной   мыслительной   деятельности,   учили   наблюдать   понимать,   осмысливать причинно­следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Проекты  различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.  Метод проектов  – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект  –   буквально   «брошенный   вперед»,   т.е.   прототип,   прообраз   какого­либо   объекта   или   вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.          Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,   концерт, спектакль,   газета, книга, модель, фотоотчет, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, урок, творческая  работа и т.д.         Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме   выполненной   работы   и   степени   самостоятельности   учащихся.   Чем   меньше   дети,   тем   больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.                 Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями).   В   процессе   поиска   необходимой   информации   ученики   изучают   книги,   журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Второй   этап   работы   –   это   реализация   проектного   замысла   в   вещественном   виде   с   внесением   необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.               Главная   цель   защиты  проектной  работы  –  аргументированный   анализ   полученного   результата   и доказательство   его   соответствия   поставленной   цели   или   требованиям,   выдвинутым   в   начале   работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. III Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является   их   направленность   на   обучение   детей     приёмам   совместной   деятельности   в   ходе   разработки проектов.          Группы умений, которые формирует курс: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);  социального   воздействия   (сотрудничать   в   процессе   учебной   деятельности,   оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);  оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);  информационные   (самостоятельно   осуществлять   поиск   нужной   информации;   выявлять, какой информации или каких умений недостает);  презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);  рефлексивные   (отвечать   на   вопросы:   "чему   я   научился?",   "чему   мне   необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);   менеджерские   (проектировать   процесс;   планировать   деятельность  время,   ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).  Проектная деятельность включает в себя следующие этапы: 1.       Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую   ситуацию,   которая   покажет   заинтересованность   или   незаинтересованность   детей   данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2.       Тема проекта Тема   (название   проекта)   должна   отражать   его   основную   идею.   Важно,   что   при   разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится   иначе:   сначала   озвучивается   тема,   потом   ­   проблема,   которая   определила   название проекта. 3.       Цель проекта После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. 4.       Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);  • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование­эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. 5.       Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели.  6.       План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: • подумать самостоятельно; • посмотреть книги; • спросить у взрослых; • обратиться к компьютеру; • понаблюдать; • проконсультироваться со специалистом; • провести эксперимент; • другие. В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска­ зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить   итоги   эксперимента   или   объяснить   нужность   моделирования   с   разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый   выступающий   обязательно   должен   рассказать   о   личном   вкладе   в   разработку   общего проекта ­ другими словами, кратко представить свой «подпроект». Реализация третьей задачи ­ проведение презентации проекта ­ идет на протяжении всей защиты проекта. 7.       Продукт проекта Логическим   итогом   любого   проекта   должно   быть   представление   продукта   проекта.   Идея проекта,   работа   над   разрешением   целей   и   задач,   вдохновение,   которое   сопутствовало   вам   на протяжении всей работы, ­ все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это   может   быть   книга,   в   которой   собрана   самая   важная   и   полезная   информация   по   теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой­то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­ лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким­то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта ­ это материализованный итог всей работы, который подтверж­ дает значимость проекта в современной жизни. 8.       Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. IV Место «Проектной деятельности» в учебном плане. Программа  «Проектно­исследовательской   деятельности»  создана   на   основе   федерального компонента   государственного   стандарта     основного   общего   образования.     Курс   входит   в   раздел учебного   плана   «Внеурочной   деятельности»,   направление   ­     «Проектная   деятельность».     В соответствии с учебным планом МОУ «Школа имени Евгения Родионова»  на проектную деятельность в 5­9   классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа   внеурочной деятельности . V Формы  организации учебного процесса.       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном   кабинете,   в   библиотеке;   проектная   деятельность     включает   проведение     наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на   электронных   носителях,   в   Интернете,   СМИ   и   т.д. Источником   нужной   информации   могут   быть   взрослые,   родители,   увлеченные   люди,   а   также другие дети.    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:  типовые занятия (объяснения и практические работы), тренинги,  групповые исследования, игры­исследования,  творческие мастерские. VI Основные методы и технологии.                       Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   эксперимент,   наблюдение,     коллективные   и индивидуальные   исследования,   самостоятельная   работа,   защита   исследовательских   работ,   мини­ конференция, консультация.           Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация,   мини­конференция,   научно­исследовательская   конференция,   участие   в   конкурсах исследовательских работ.          Технологии, методики:       уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; VII Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: •   с   уроками   русского   языка:   запись   отдельных   выражений,   предложений,   абзацев   из   текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих  работ,   участие   в   выставках рисунков при защите проектов; • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов. VIII Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:  основные   этапы   организации   проектной   деятельности   (выбор   темы,   сбор   информации,   выбор проекта, работа над ним, презентация);  понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации;  правила оформления списка использованной литературы;  правила классификации и сравнения,  способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);  источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)  правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования;  разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,  работать в группе;  работать   с   источниками   информации,   представлять   информацию   в   различных   видах, преобразовывать из одного вида в другой,  пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;  планировать   и   организовывать   исследовательскую   деятельность,   представлять   результаты   своей деятельности в различных видах;  работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. IХ.  Личностные   и   метапредметные результаты Личностные У школьников  будут сформированы: учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и   способам   решения   новой  задачи; ориентация   на   понимание   причин   успеха   во   внеучебной   деятельности,   в   том   числе   на самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям   конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.             Ученик получит возможность для формирования: внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   понимания необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­познавательных   мотивов   и   предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,  в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей,   родителей   и   других различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить людей;     необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Школьник научится: Познавательные осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных   заданий   с использованием   учебной   литературы   и   в   открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об   окружающем   мире   и   о   себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети  Интернет;     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий; недостающие компоненты; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; Школьник научится: Коммуникативные адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   –   речевые,   средства   для   решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при    выработке общего решения в совместной деятельности; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и   сотрудничества   с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных                     коммуникативных задач. Возможные результаты проектной деятельности учащихся:       альбом,  газета,журнал, книжка­раскладушка,  коллекция учебных материалов,  плакат, серия иллюстраций к правилам,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сценарий праздника, урока учебное пособие,  фотоальбом,  экскурсия, презентация, исследование Основные принципы: Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного  процесса на личность  воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.  Воспитанник находится в центре образовательного процесса.  Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную  деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских  и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего  образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных   руководителей. Этапы организации  работы: 1 Организационно­подготовительный. Формирование групп учащихся, 2 желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований.  Определение целей и задач. 3 Теоретическая подготовка. Знакомство с научно­исследовательской 4 деятельностью на примерах работ известных ученых. 5 Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся: o пользоваться современным оборудованием; o составлять графики, таблицы, диаграммы; o работать с каталогами; o составлять библиографию, рецензии; o составлять презентации публичных выступлений; o выбору темы исследования; o определению проблем, требующих решения; o формулированию темы предполагаемого исследования; o утверждению темы на установочной конференции. 6 Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач. 7 Планирование хода эксперимента. 8 Сбор данных, проведение эксперимента. 9 Анализ полученных результатов. 10 Выводы на основе результатов исследования. 11 Подготовка материалов к исследовательской работе. 12 Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов. 13 Оформление проектной  (исследовательской работы). 14 Подготовка учебно­исследовательской работы к защите. 15 Презентация творческих проектов. Содержание учебных тем: 1. Введение (1 ч). Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика.  Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта. 2. Структура проектной, исследовательской деятельности (4 ч). Цель и задачи  учебно­исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования.  Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам,  выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта.  Оборудование: памятка. 3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (13 ч). Информационный поиск.  Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники  получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари,  специальные справочники.  Справочно­поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.  Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.  Вид   деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.  Практическая   работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса;  составление списка литературы.  Формы   контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.  Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет. Организация и проведение эксперимента.  Формы организации экспериментальной составляющей учебно­исследовательской деятельности:  метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы  исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико­статистические.  Мыслительные   операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.  Вид   деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.  Практическая   работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.  Формы контроля: план экспериментальной части учебно­исследовательской работы.  Оборудование: памятка. 4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной,  исследовательской деятельности (15 ч). Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно­ исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная  презентация, сайт в Интернете.  Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.  Виды   деятельности   учащихся: групповая работа. Формы   контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.  Оборудование: компьютеры. 5. Участие в форумах различного уровня (2 ч). Учебный план Наименование разделов плана Введение. Структура проектной, исследовательской деятельности Этапы организации проектной, исследовательской деятельности Подготовка учебно­исследовательских работ, презентация  результатов проектной, исследовательской деятельности Участие в форумах различного уровня Всего №  п/п 1 2 3 4 5   Общее кол­во  часов В том числе теори я практик а 2 4 13 15 2 34 1 2 3 4     10 1 2 10 10   2 24 Календарно­тематическое планирование №\п Тема занятий 1 2 Понятие о проектной деятельности Понятие о проектной деятельности Количество часов Дат а Понятие об исследовательском проекте Понятие об исследовательском проекте Выдвижение и постановка проблемы; Поиск вариантов решения;  Обобщение и анализ собранного материала  Подготовка проекта и защита проекта. Умение видеть проблему Умение вырабатывать гипотезы Умение наблюдать и  проводить эксперименты Постановка проблемы Изучение теоретического материала  Овладение методикой исследования Как делать собственные выводы.  Что такое актуализация проблемы Определение схемы исследования Выбор темы исследования  Выработка гипотезы Выбор методов исследования  Определение последовательности исследования  3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Методика подготовка отчёта 23 24 Консультации по написанию проектов  Противоречие­ как его найти для проекта 25 26 27 28 Гипотеза. Как ее выдвинуть? Задачи. Как их сформулировать? Обработка   полученных   данных.   Как   их   обработать   и проанализировать? Заключение. Как его делать? (подтверждение,   или   опровержение   гипотезы,   выявление дальнейшей перспективы и направлений исследования) Консультации по написанию проектов Консультации по написанию проектов Консультации по написанию проектов 29 30 31 32 Методика защита работы 33 Методика защита работы 34 Обсуждение итогов работы  над проектом Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  Литература для учителя: 1. Григорьев   Д.   В.,   Степанов   П.   В..   Стандарты   второго   поколения:   Внеурочная   деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Гузеев В.В.  Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.  4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок.  2003, №2 5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 6. 7.  Савенков А.И.  Я ­ исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. ­ 2­е изд.,  ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005.  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3­   256с. 8. Чечель   И.Д.   Управление   исследовательской   деятельностью   педагога   и   учащегося   в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 ­ 320с. Литература для  обучающихся: 1 Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших  школьников. 2­е изд.,  ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005. 2 А.В.Горячев,   Н.И.   Иглина    "Всё   узнаю,   всё   смогу".  Тетрадь   для   детей   и   взрослых   по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008 3 Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Интернет­  ресурсы: * Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/  * Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс] http://all­ ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html  * А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._ * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]    http://www.booklinks.ru/ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального  общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]  http://www.fsu­expert.ru/node/2696  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/   www.nachalka.com/proekty   http:// Оборудование и кадровое обеспечение программы                   компьютер, принтер, мультмедиапроектор Приложение №1 Исследовательский проект Исследовательские проекты — самостоятельные (или групповые) проекты учащихся. Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов: 1 Выбор темы. 2 Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. 3 Подбор и изучение  материалов по теме. 4 Составление библиографии. 5 Выбор методов исследования. 6 Разработка плана проекта. 7 Написание исследовательского проекта. 8 Оформление исследовательского  проекта. Первый этап – выбор темы Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим  требованиям: 1.   Тема   должна   соответствовать   склонностям   конкретного   ученика   (то   есть   соответствовать прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре ученика). 2.   Основные   тексты   должны   быть   достижимы   (то   есть   физически   доступны   для   конкретного ученика). 3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного ученика). Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования Любая работа требует от ее автора формулирование целей и задач исследования. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: 1. Какой результат предполагается получить? 2. Каким видится этот результат ещё до его получения? Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких­либо явлений. Определяются также объект, предмет проекта. Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается? Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: 1. Как рассматривать объект? 2. Какие отношения ему присущи? 3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта. Третий этап — подбор и изучение   При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.      материалов по теме При   работе   с   книгами   первоисточниками   считается   первоиздание   или   академическое   издание текста Перевод,   антология,   пересказы,   сделанные   другими   авторами,   даже   оснащенные   длиннейшими  цитатами, источниками не являются. Четвертый этап — составление библиографии Составление библиографии неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как: 1. Список составляется строго по алфавиту, причём издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними — издания на иностранных языках. 2. Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.п.) пишутся в начале, за ними — исследования. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу. 3.   Правила,   используемые   при   составлении   списка   литературы   те   же,   что   и   при   составлении сноски. Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале. Пятый этап — выбор методов исследования Обязательно   в   исследовательском   проекте   указание   на методы   исследования, которые   служат инструментом   для   добывания   фактического   материала,   являясь   необходимым   условием достижения поставленной цели (Таблица 1). Таблица 1 Методы исследования Наблюдение Сравнение Измерение Эксперимент Абстрагирование Анализ Синтез Выбор методов исследования Характеристика Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде   всего   на   работу   органов   чувств   человека   и   его   предметную материальную деятельность. Позволяет   установить   сходство   и   различие   предметов   и   явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Процедура   определения   численного   значения   некоторой   величины посредством   единицы   измерения.   Дает   точные,   количественно определенные сведения об окружающей действительности. Предполагает   вмешательство   в   естественные   условия   существования предметов   и   явлений   или   воспроизведение   определенных   сторон предметов   и   явлений   в   специально   созданных   условиях   с   целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Сущность   этого   метода   состоит   в   мысленном   отвлечении   от несущественных   выделении,   фиксировании   одной   или   нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс   абстрагирования   –   это   совокупность   операции,   ведущих   к получению   такого   результата   (абстракции).   Примерами   абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке , но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п. Изучение   каждого   элемента   или   стороны   явления   как   части   целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так Индукция Дедукция Моделирование Обобщение Прогнозирование Восхождение от абстрактного к конкретному и в процессе познания Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об  отдельном предмете. метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение   и   изучение   моделей   реально   существующих   предметов   и явлений и конструируемых объектов. По   характеру   моделей   выделяют   предметное   и   знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование   ведется   на   модели,   воспроизводящей   геометрические, физические,   динамические,   либо   функциональные   характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п. Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя   человеку   обнаруживать   в   многообразии   предметов   нечто общее,   необходимое   ему   для   правильной   ориентации   в   окружающем мире. Эмпирическое   обобщение   осуществляется   путем   сравнения   группы предметов   (или   представлений   о   них)   и   выявления   их   одинакового, повторяющегося свойства. Теоретическое   обобщение   осуществляется   путем   анализа   системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Разработка   прогнозов,   т.е.   вероятных   суждений   о   состоянии   какого­ либо   явления   в   будущем.   Обычно   подразделяется   на   научно­ техническое, экономическое, политическое и социальное. Представляет   собой   всеобщую   форму   движения   научного   познания, закон   отображения   действительности   в   мышлении.   Состоит   из   двух этапов. На первом этапе происходит переход от чувственно­конкретного, от конкретного   в   действительности   к   его   абстрактным   определениям. Единый   объект   расчленяется,   описывается   при   помощи   множества понятий и суждений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному.   Суть   его   состоит   в   движении   мысли   от   абстрактных определений объекта, т.е.  от абстрактного в познании, к конкретному в познаний. Организуется   с   целью   выявления   индивидуальных   особенностей личности,   её   мотивов,   позиции.   Беседа   применяется   на   стадии подготовки   массовых   анкетных   опросов   для   определения   области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики  и как самостоятельный метод сбора информации. Беседа  Шестой этап — разработка плана проекта При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план. Этому плану надо придать форму справочного указателя. Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания. Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею)  работы. Если введение никак не получается, значит,  нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная   работать   над   проектом,   вы   знаете,   как   начать,   значит,   вы   хоть   приблизительно предполагаете,   чем   закончить.   Понятно,   что   введение   и   содержание   будут   неоднократно переписаны. Чем будет отличаться первая редакция введения от окончательной? Тем,   что   в   окончательной   редакции   вы   будете   обещать   гораздо   меньше,   нежели   в   первой.  Назначение окончательного введения — помочь читающему вникнуть в вашу работу. Назначение высококачественного   окончательного   введения   —   сообщить   оппоненту   столько,   чтобы   он удовлетворился и не стал читать всю работу. В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты. Седьмой этап — написание исследовательского проекта При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль  его —  научный. Научный стиль имеет свои особенности: ­        подчеркнутую,   строгую   логичность,   проявляющуюся   в   том,   что   все   предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно­следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте; ­        точность,   которая   достигается   тщательным   подбором   слов,   употреблением   их   в   прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики; ­       отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной; ­        объективность   изложения   фактов,   недопустимость   субъективизма   и   эмоциональности.   В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально­оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1­м лице единственного числа   чаще   употребляются   предложения   неопределенно­личные   (считают,   что……),   безличные (известно, что……), определенно­личные (рассмотрим проблему…); ­       ясность — умение писать доступно и доходчиво; ­        краткость   —   умение   избежать   ненужных   повторов,   излишней   детализации   и   словесного мусора. Важно уметь связать накопленную научную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации (Таблица 2). Таблица 2 Речевые функции и лексические средства. речевая функция лексические средства (и) поэтому, потому, так как.поскольку следует; отсюда    следует;  откуда следует вследствие;  в результате; в зависимости от …; в связи с этим; согласно этому в таком случае;   в этом случае; в этих условиях; при таких условиях что   свидетельствует;   что   указывает;   что   говорит;   что соответствует; что позволяет; что способствует Причина и следствие, условие и следствие. следовательно Временная соотнесенность сначала, прежде всего, в первую очередь первым шагом; последующим шагом; предшествующим шагом одновременно, в то же время, здесь же предварительно, ранее, выше ещё раз, вновь, снова затем, далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во­первых, во­ вторых и т.д. в настоящее время, до настоящего времени в последние годы, за последние годы как…, так и …;  так же, как и … не только, но и … по сравнению; если …, то … в отличие, в противоположность, наоборот аналогично, также, таким же образом с одной стороны, с другой стороны в то время как, между тем, вместе с тем Сопоставление и противопоставление Дополнение и уточнение также и, причем, при этом, вместе с темкроме того; сверх  того; более того главным образом, особенно тем более, что …в том числе, в случае, то есть, а именно  как было сказано; как было показано; как было  установлено; как   было   обнаружено   выше;   как   было   найдено   выше;   как говорилось   выше;   как                отмечалось   выше;   как  указывалось выше  согласно этому;  соответственно этому в связи с этим, в соответствии с этим в связи с вышеизложенным данный, названный и т.д. большая часть, большинство Ссылка на предыдущее или последующее высказывание таким образом, итак, следовательнов результате, в итоге, в  конечном счете отсюда (откуда) следует;   отсюда (откуда) вытекает; отсюда (откуда) понятно; отсюда (откуда) ясно это позволяет сделать вывод; это сводится к следующему; это свидетельствует Обобщение, вывод наконец, в заключение Введение новой информации рассмотрим следующие случаиостановимся подробно на … приведем несколько примеров некоторые дополнительные замечания … Указание на источник того или иного сообщения по мнению ….по словам … например, так, в качестве примерапримером может служить такой как (например) в случае, для случая Иллюстрация сказанного о чем можно судить, что очевидно Некоторые языковые средства научного стиля: ­       слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.); ­        термины,   характерные   для   какой­либо   науки,   и   общенаучные   понятия   (закон,   принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.); ­        слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);   отсюда СЛЕДУЕТ вывод   …, СЛЕДУЕТ заметить, ­        глаголы   настоящего   вневременного   в   обобщенно­отвлеченных   значениях   (речь ИДЕТ о проблеме   …,   вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТкследующему   результату   …,   перейдем   к   следующему   вопросу   …, заключение   носит   предварительный   характер   …,   из   сказанного   ранее   вытекает   …,   это   дает основание говорить о …, это говорит о … и др.); ­       глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили/…, применим …, используется, выражается, наблюдается и т.п.);   что   …, ­       чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно­обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем …); ­       преобладают формы 3­го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно­обобщенном значении (мы считаем …, нами установлено …). Местоимение «Я» используется сравнительно редко. ­       преобладают существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество); ­       краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно. На   синтаксическом   уровне   связь   между   предложениями   осуществляется   с   помощью повторяющихся   существительных   и   местоимений.   Следите,   чтобы   в   близком   контексте   не повторялись слова ЭТОТ, ЭТО, заменяйте их синонимами. Например, этот — подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. Преобладает прямой порядок слов в предложении (подлежащее — сказуемое — дополнения). Связность   научного   текста   поддерживается   специальными   конструкциями   и   стереотипными оборотами   связи,   без   которых   «речь   становится   отрывистой   и   скачкообразной».   Преодолеть указанный недочет помогут таблицы 1, 2, 3, 4. Обратите внимание, что в процессе работы над целым текстом исследовательского проекта вы постоянно   обращаетесь   к   важнейшим   его   компонентам:   цель,   задачи,   гипотеза,   формулировка темы. Указанные компоненты как бы пронизывают насквозь весь текст, многократно (обязательно вариативно)   повторяются,   выполняя   важную   текстообразующую   роль.   Эти   развернутые вариативные   повторы   служат   композиционным   стержнем   вашего   сочинения,   обеспечивают   его связность и тематическое единство. Восьмой этап — оформление исследовательского   Представление табличного материала Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц.      проекта Таблица   представляет   собой   такой   способ   подачи   информации,   при   котором   цифровой   или текстовой   материал   группируется   в   колонки,   ограниченные   одна   от   другой   вертикальными   и горизонтальными линейками. По   содержанию   таблицы   делятся   на   аналитические   и   неалитические.   Аналитические   таблицы являются   результатом   обработки   и   анализа   цифровых   показателей.   Как   правило,   после   таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что …», «из таблицы видно, что …», «таблица позволяет заключить, что…» и т.п. В   неалитических   таблицах   помещаются,   как   правило,   необработанные   статистические   данные, необходимые лишь для информации или констатации. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки. Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры   ее   номера   в   работе.   Слово   «таблица»   пишется   с   прописной   буквы,   значок   «№»   перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5). Если в работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. Представление отдельных видов текстового материала Текстовой материал исследовательского проекта весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. (Таблица 3)  Представление отдельных видов текстового материала Таблица 3 Цифровая форма записи числительных Применяется   при   записи   количественных   числительных,   для написания   порядковых   числительных   (например:   XXIII   научная конференция; в таблице 5; на рисунке 10; в 9­м томе; в 5­й главе; 18 июня и т.д.). Буквенно­цифровая форма записи числительных Сокращения Используется: 1 для многозначных круглых чисел в цифровой форме (25 тыс. человек; 100 млн. рублей и т.п.); 2 для порядковых числительных в форме арабских цифр; 3 для   сложных   существительных   и   прилагательных   (850­летие; 100­километровый). Это   усечение   слова,   а   также   часть   слова   или   целое   слово, образованное   путем   такого   усечения.   (Ожегов   С.И.   Словарь русского языка. – М.: Русский язык.­ 1986) При сокращенной записи слов используются три основных способа: 1 2 оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.); оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский – сов.); 3 пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун­т). Составляются из первых (начальных) букв полных наименований и делятся на: 1) буквенные аббревиатуры 1 2 читаемые по названиям букв (США); читаемые   по   звукам,   обозначаемым   буквами   (вуз   –   высшее учебное заведение. 2) сложносокращенные слова 3) условные графические сокращения Составляются из сочетания: 1 2 усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз); одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство). Сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка) Общепринятые условные сокращения: 1 Сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). 2 Общепринятые   условные   сокращения,   которые   делаются   при   ссылках:   см.   (смотри),   ср. (сравни). 3 Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы). 4 Другие общепринятые условные сокращения: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы). Слова «и другие», «и тому подобное» и «и прочее» внутри предложения не сокращаются. Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «около», «формула», «уравнение». Состоят   как   из   законченных,   так   и   незаконченных   фраз.   Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Например: Турбины   разделяются   на   три   вида:   1)   активные,   2)   реактивные   и   3) комбинированные. Или Новый станок отличается от старого: а) наличием экранизирующего щита; б) большой скоростью вращения сверла; в)   лучшей   изоляцией   электропроводки,   распределительных   щитов   и пульта управления. Когда   части   перечисления   состоят   из   законченных   фраз,   они   пишутся   с абзацными отступами. Например: По   принципу   действия   автомобильные   и   мотоциклетные   двигатели делятся на две основные группы: 1.        Карбюраторные   двигатели.   К   их   числу   относятся   двигатели автомашин и двигатели мотоциклов. 2.        Дизельные   двигатели.   Это,   прежде   всего   двигатели   тяжелых грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе. Должны в предельно краткой форме отражать тематику помещенного под ними текста. Заголовки помещаются над текстом в средней части листа, в кавычки не заключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце не ставится. Перечисления Заголовки и подзаголовки  Представление отдельных видов иллюстративного материала Иллюстрировать исследовательский проект необходимо исходя из определенного общего замысла, по   тщательно   продуманному   плану,   который   помогает   избавиться   от   иллюстраций   случайных, связанных с второстепенными деталями текста. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В   тексте   на   иллюстрации   делаются   ссылки,   содержащие   порядковые   номера,   под   которыми иллюстрации помещены в работе. Каждую   иллюстрацию   следует   снабжать   подрисуночной   подписью,   которая   должна соответствовать основному тексту  и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента: ­       наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.______»; ­       порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами; ­       тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме; ­        экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Например: Рис.124. Схема расположения элементов кассеты: 1 – разматыватель пленки; 2 – стальные ролики; 3 – приводной валик; 4 – опорные стояки. Основными видами иллюстративного материала в исследовательских проектах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график (Таблица 4). Таблица 4 Основные виды иллюстративного материала в исследовательском проекте Используется,   когда   надо   максимально   точно   изобразить   конструкцию машины,   механизма   или   их   части.   Любой   чертеж   должен   быть   выполнен   в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов. Чертеж Фотография Применяется   тогда,   когда   необходимо   с   документальной   точностью изобразить   предмет   или   явление   со   всеми   его   индивидуальными особенностями. Технические рисунки Используются, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. С   помощью   технического   рисунка   можно   с   большей   степенью   наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения   масштаба   основную   идею   какого­либо   устройства,   предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. Схема Диаграмма График Один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных. Условные   изображения   величин   и   их   соотношений   через   геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать яд вспомогательных элементов: ­        общий заголовок графика; ­         словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; ­        оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки; ­        числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.  Использование и оформление цитат Для   подтверждения   собственных   доводов   ссылкой   на   авторитетный   источник   или   для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Цитаты бывают двух разновидностей: а) цитируются тексты и затем им дается интерпритация; б) цитируются тексты в поддержку высказанного суждения Выделяется десять правил цитирования: Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпритации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны. Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное вами мнение. Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша ремарка. Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст. Правило   5.   Цитаты   из   первостепенных   источников,   как   правило,   делаются   по   академическим собраниям, или же по самым уважаемым изданиям. Правило 6. Если  вы изучаете иностранный  текст, цитаты из  первоисточника  делайте на языке оригинала.   Это правило — стопроцентно для художественных произведений. К таким цитатам можно   добавлять   и   перевод,   в   скобках   или   в   примечаниях.   Относительно   нехудожественных текстов — советуйтесь с научным руководителем. Правило 7. Отсылка к автору и произведению должна быть ясной. Правило 8.Когда цитата не превышает объемом двух или трех строчек, ее можно вставить прямо внутрь   в   абзац,   ограничив   кавычками­лапками.   Если   же   цитата   занимает   больше   места,   ее выделяют втяжкой, вдобавок печатают с меньшим интервалом (если весь текст работы набран через два интервала, наберите цитаты через полтора). В этом случае кавычки уже не требуются, так как очевидно, что все куски текста со втяжкой и с уменьшенным интервалом — цитаты. Правило 9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во­первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во­вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак это не обозначив. В­третьих, нельзя искажать текст своим вмешательством. Правило   10.   Цитата   —   почти   свидетельское   показание.   Нельзя   цитировать,   не   указав,   каково наименование книги и с какой страницы выписан текст. При оформлении фактов, дошедших до вас посредством устной беседы, письма, рукописи, то ссылайтесь на них следующим образом: 1. Устное сообщение (6 июня 2006 г.) 2. Частное письмо (6 июня 2006 г.) 3. Текст записан 6 июня 2006 г. 4. Дж. Смит, Выступление «Эдды» Снорри Стурлусона» (рукопись) Подстрочные примечания Зачем нужны примечания? 1. Примечания указывают источник цитаты. 2. Примечания отсылают к дополнительным источникам, подкрепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую­то работу». 3. Примечания указывают параллельные места в вашей собственной работе и в чужих работах. 4. В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в основном тексте. 5. В примечаниях распространяются мысли текста. 6. В примечаниях корректируются идеи текста. 7.   Нужны   примечания   и   для   перевода   тех   слов,   которые   в   тексте   понадобилось   дать   на иностранном языке. 8. Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать книгу, откуда заимствована мысль,  значит   оплачивать   счет.   Указывать   автора,   у   которого   взята   идея   или   информация,   значит возвращать долг.  Оформление приложений Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкции и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения не включают библиографический список использованной литературы, справочные комментарии   и   примечания,   которые   являются   не   приложениями   к   основному   тексту,   а элементами   справочно­сопроводительного   аппарата   работы,   помогающими   пользоваться   ее основным текстом. Приложения   оформляются   на   последних   страницах   работы.   Каждое   приложение   должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Программа по внеурочной деятельности  «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018