ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»
Оценка 5

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

Оценка 5
Работа в классе
doc
ОБЖ
5 кл
09.01.2017
ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»
Актуальность программы: ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре – это гибель детей. Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров является незнание элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения детейс огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. С самого раннего возраста систематически и планомерно детям следует прививать элементарные навыки обращения с огнем. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Программа ДЮП.doc
Авторская педагогическая разработка ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка» Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск Утверждена на заседании МЭС в сентябре 2013г. Создана в МБОУ «СОШ № 36» Пояснительная записка. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является Направленность   объединения:  социально   –   педагогическая.  По   форме   организации     содержания   и   процесса   педагогической   деятельности   она   является   предметной   с   упором   на специализацию   по   профилактике   пожароопасности.   По   уровню   освоения   материала   данная программа   –   базовая.   Программа   разработана   для   детей   –   членов   Дружины   юных   пожарных образовательных   учреждений   по   изучению   основ   пожарной   безопасности   и   в   соответствии   с программой   курса   ОБЖ     общеобразовательной   школы,   рекомендованной   Министерством образования РФ. Учащиеся в процессе обучения знакомятся с основами работы пожарных.   Актуальность   программы:  ежегодно   на   территории   страны   происходит   огромное    количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре – это гибель детей.  Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров является  незнание элементарных    правил   поведения   при   пожаре   и   отсутствие   навыков   обращения   детейс   огнём,   огнеопасными предметами   и   материалами,   которые   могут   явиться   источником   загорания.   С   самого   раннего возраста систематически и планомерно детям следует прививать элементарные навыки обращения с огнем. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности  сегодня ­ это фундамент пожарной безопасности будущего.     движение Дружины юных пожарных (ДЮП).     Дружина   юных   пожарных   –   детское   объединение,   которое   создаётся   в   целях совершенствования   системы   обучения   школьников   мерам   пожарной   безопасности,   их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно­технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Цель программы: совершенствование системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональногй   ориентации,   пропаганды   пожарно  –   технических   знаний   и   реализации   иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Задачи программы: Образовательные:  повысить   у   учающихся   уровень   знаний   в   области   пожарной   безопасности; оказывать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре. Развивающие: развивать у школьников умение ориентироваться в условиях пожарной опасности. способствовать   развитию   у   учащихся   таких   умений   как   быстрота   реакции,   внимательность, наблюдательность,   зрительное   и   слуховое   восприятие,   логическое   мышление,   самообладание, находчивость. Воспитательные:  пробуждать   интерес   учащихся   к   пожарному   делу   и   профессии   пожарного; воспитывать   у   учащихся   дисциплинированность   и   ответственностьт   за   свои   действия; сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью и к личной безопасности окружающих. Обязательные принципы:   Комплексность (согласованное взаимодействие ОГПН, образовательного учреждения, родителей, координация профилактических мероприятий);    Дифференцированность   целей,   задач,   средств   и   планируемых   результатов     профилактики пожароопасности;    Аксиоогичность,   способствующая   формированию   у   детей   и   подростков   мировоззренческих представлений   об   общечеловеческих   ценностях,   здоровом   образе   жизни,   уважении   к   человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;    Многоаспектность, направленная на сочетание различных векторов целевой профилактической деятельности, включающей социальный, психологические, образовательные аспекты;    Последовательность   (этапность)   понимания   как   последовательное,   постепенное,   с   учетом возрастных   и   психологических   особенностей   детей,   изучение   правил   пожарной   безопасности, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения. Организация   образовательного   процесса: содержание   программы   соответствует   Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, действующим Правилам пожарной безопасности. Программа учитывает психофизиологические и возрастные особенности обучающихся, опирается на Федеральный закон «О пожарной безопасности» и  осуществляется в соответствии со ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества. Программа построена по нарастающей степени сложности и рассчитана на три года обучения школьников 13­16 лет. 1­ый год обучения  предусматривает введение в образовательную программу через игры и конкурсы. Работа по программе дает возможность учащимся не заучивать механически ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил пожарной безопасности. 2­ой   год   обучения  спланирован   таким   образом,   что   учащиеся   на   занятиях   учатся планировать, вести пропагандистскую работу  интересно, творчески, участвуют в муниципальных, областных, региональных соревнованиях. 3­ий   год   обучения  предусматривает   самостоятельное   поведение   профилактических мероприятий детьми, работу инструкторов, решение  сложных ситуаций. Объем   программы   –144 часа,  режим   обучения   –   4   часа   в   неделю. К   проведению   занятий привлекаются   пожарные,   медицинские   работники.  Особенностью   программы   является   её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение   отдельных   тем   с   особенностями   местных   условий;   отводится   большое   количество времени   для   использования   учителем   разнообразных   форм   и   методов   организации   учебного процесса   и   для   творческой   деятельности   детей.   Учебные   занятия   могут   проводиться   в   школе руководителем Дружины юных пожарных. К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно­спасательному спорту. Форма   организации   занятий:  содержание   программы   включает   теорию   и   практику пожаробезопасного поведения человека. Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой. Каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Программа предполагает как групповые так и индивидуальные занятия, а так же проведение массовых   мероприятий.   Самостоятельная   работа   активизирует   познавательную   деятельность школьников:   участие   в   обсуждении   и   решение   проблемных   ситуаций,   выдвигаемых   педагогом, анализ  устных ответов  воспитанников, их  дополнение  в процессе  опроса  при проверке  знаний, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных заданий, билетов, написание рефератов, докладов, создание компьютерных презентаций, научно – исследовательских работ и т.д. Формы   проведения   занятий   зависят   от   сложности   изучаемой   темы,   уровня   подготовки обучающихся,   их     социально   –   возрастных   особенностей:   беседы,   экскурсии,   моделирование опасных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, просмотр видеофильмов, соревнования, конкурсы,   ролевые   игры,   видеотренинги.   Занятия   включают   в   себя:   логические   игры,   ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры, эстафеты. Методы и средства обучения: Словесные: рассказ, объяснение, беседа; Наглядные:  показ   иллюстрационных   пособий,   плакатов,   схем,   зарисовок   на   доске,   стендов, видеофильмов. Практические:  выполнение   практических   заданий,   игровые   ситуации,   с   помощью   которых проверяется знание  Правил  пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии с целью изучения программного материала. Этапы реализации программы: 1. Аналитико – рефлексивный (сбор и анализ информации, анкетирование, тестирование); 2. Организационно – деятельностный (проведение массовых мероприятий воспитывающего и  развивающего характера); 3. Оценочно   –   информационный     (Сбор   и   обработка   информации   об   уровне   знаний,   умений   и навыков   воспитанников.   Мониторинг   обученности   и   качества   знаний   каждого   школьника     и коллектива в целом); 4. Коррекционно   –   регулирующий   (Коррекция   профилактического   процесса,   планирование дальнейшей деятельности). Данная программа способствует:  Умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по правилам пожарной безопасности,   ОБЖ,   учатся   логически   мыслить,   обобщать,   составлять   рассказы   по   темам, приобретают жизненный опыт, учатся грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;  Нравственному воспитанию – на занятиях формируется культура поведения  в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения правил пожарной безопасности, желание оказывать   помощь   людям   по   мере   необходимости.   Школьники   учатся   безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Дюповцы ведут пропагандистскую деятельность по профилактике пожароопасности.  Эстетическому воспитанию – школьники участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, викторинах, фотоконкурсах, агитбригад, работают с красочным наглядным материалом;  Трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;  Физическому воспитанию – на занятиях проводятся подвижные игры. Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 год обучения Учащиеся должны знать: основные правила пожарной безопасности; причины возникновения пожаров; первичные средства пожаротушения; виды огнетушителей и область их применения; знаки пожарной безопасности и места их размещения;       меры предосторожности при обращении с огнём,  правила поведения в экстремальных ситуациях;  правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током; главные исторические события становления пожарной охраны России, Иркутской области.  Учащиеся должны уметь:      выявлять нарушения правил пожарной безопасности; пользоваться огнетушителями; работать пожарным инвентарём; различать знаки пожарной безопасности; оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно­прикладного спорта. 2 год обучения Учащиеся должны знать:   противопожарный режим в детском учреждении; особенности   противопожарной   защиты   зданий   повышенной   этажности   и   с   массовым пребыванием людей, правила эвакуации;       пожарную технику прошлого века; нормативно­правовые акты, регулирующие деятельность пожарной охраны и граждан РФ; основы пожарной профилактики; о лесных пожарах; правила   оказания   первой   медицинской   помощи   при   кровотечениях   и   способы искусственного дыхания; основные профессии в данной области, ВУЗы по профилю. Учащиеся должны уметь:      разводить костер различными способами; оказывать первую медицинскую помощь проводить разъяснительную пожарно­профилактическую работу; выполнять упражнения пожарной эстафеты; оказывать помощь во время учебной эвакуации в школе. 3 год обучения Учащиеся должны знать:        применяемые средства связи; о деятельности пожарной охраны в разные периоды исторические периоды; причины возникновения пожаров природного характера; основные причины промышленных аварий и катастроф; принцип работы систем  автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации; действия боевого расчёта на пожаре; правила оказания первой медицинской помощи при переломах, ушибах, вывихах, способы реанимации пострадавшего. Учащиеся должны уметь:         оказывать первую медицинскую помощь; выпускать стенную печать;  проводить мероприятия конкурсного и познавательного характера; подбирать материал для занятий и мероприятий; оформлять информационный стенд, портфолио Дружины и т.д.; вести поисковую работу; выступать перед аудиторией; выполнять нормативы по пожарно­прикладному спорту. Контроль знаний и умений: для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы   рекомендуется   проводить   контрольное   тестирование,   по   окончании   первого   полугодия   – промежуточную диагностику, по окончании учебного года – итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и  соревнований по пожарно­спасательному спорту. Результативность   программы:  школьники,   успешно   прошедшие   курс   обучения,   смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях, оказывать медицинскую помощь, а также связать свою жизнь с профессией пожарного или спасателя.                                                               Учебно­тематический план  (первый год обучения) № п/п 1. ДЮП: цели и задачи. Начальная диагностика. наименование раздела 2. Научно – исследовательская деятельность 3. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. 4. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 5. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. количество часов торетич. практ. всего 2 4 4 10 8 7 1 6 5 6 8 9 1 10 9 16 16 6. Противопожарный режим в детском учреждении. Промежуточная диагностика. 7. Пожарная техника и костюм пожарного. 8. Огнетушители и их предназначение. 9. Знаки пожарной безопасности. 10. Основы медицинских знаний. 11. Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт. Итоговая диагностика.                                                           Итого: 8 5 4 4 8 6 63 8       2 6 6 4 4 16      2 81 16      2 11 10 8 12 22      2 144 Содержание программы1­го года обучения Раздел 1.   ДЮП: цели и задачи (9 часов) 1. Положение   о   ДЮП,   выбор   актива,   распределение   обязанностей,   планирование   работы   на учебный год (2 ч.). 2. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками (2 ч.). 3. Оформление противопожарного уголка (стенда) (6 ч.). Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность (10 часов) 1. Введение в мир исследования. Важность исследовательских умений в жизни членов ДЮП. (2 часа) 2. Способы мыслительной деятельности. Умение видеть проблему. Выдвижение гипотезы. (2 часа) 3. Этапы работы в рамках исследования. Выбор темы. Цель, задачи, методика исследования (2 часа) 4. Самостоятельные исследования. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской 5. деятельности.(2 часа) Защита  результатов самостоятельных исследований. Представление  и защита  собственных  работ.  (2 часа) Раздел 3.   Историческая справка о развитии пожарной охраны в Росси (9 часов). 1. Пожарная охрана – её история и традиции. История пожарной охраны Иркутской области (2ч.). 2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России  (2 ч.). 3. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, ВДПО (2 ч.). 4.  Мероприятие (3ч.). Раздел 4.   Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях (16 часов) 1. Особенности современного жилья.  Чем оно опасно для человека.  Виды опасных и вредных факторов современного жилища (2 ч.). 2. Причины   возникновения   бытовых   пожаров.   Условия   возникновения   пожара.   Поражающие факторы   пожаров   (температура,   ядовитый   газ,   дым,   копоть,   потеря   видимости).   Способы тушения огня подручными средствами (2 ч.). 3. Меры   пожарной   безопасности   при   эксплуатации   электробытовых   приборов.   Человек   как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека (2 ч.). 4. Меры   пожарной   безопасности   при   использовании   предметов   бытовой   химии   и   изделий   в аэрозольных упаковках (2 ч.). 5. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей (2 ч.). 6. Основные   правила   поведения   при   возникновении   пожара.   Способы   эвакуации   из   горящего здания (в том числе высотного) (2 ч.). 7. Организация   и   проведения   рейда   в   школе   по   проверке   выполнения   правил   пожарной безопасности (2 ч.). 8. Мероприятие (2ч.). Раздел 5.Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде(16ч)  1. Пожары   на   транспорте.   Причины   транспортных   пожаров.   Правила   поведения   пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном) (2 ч.). 2. Лесные   пожары.   Правила   поведения   в   лесу,   у   водоёма,   в   зоне   отдыха   людей.   Способы разведения костра (2 ч.). 3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) (2 ч.). 4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией (2 ч.). 5. Проведение радиопередачи (по школьному радио) на тему «Роль огня в праздновании Нового года у разных народов мира» (2 ч.). 6. Акция по распространению листовок и памяток в жилом секторе (2 ч.). 7. Мероприятие (2 ч.). 8. Обновление противопожарного уголка информацией по данной теме (2 ч.). Раздел 6.  Противопожарный режим в детском учреждении (16 часов) 1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения (2 ч.). 2. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к     содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам (2 ч.). 4. Первичные   средства   пожаротушения   (огнетушители,   внутренние   пожарные   краны,   щиты   с набором   пожарного   инвентаря).   Места   их   установки,   правила   содержания   и   порядок применения на пожаре (2 ч.). 5. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовыхмероприятий (2) 6. Проведение учебной эвакуации (2 ч.). 7. Анкетирование  учащихся  школы   и  их   родителей  по  вопросам  знания   и  выполнения   правил пожарной безопасности (4 ч.). 8. Выступление творческой группы на родительском собрании (2 ч.). Раздел 7.  Пожарная техника и костюм пожарного (11 часов) 1. Виды   пожарной   техники   (Пожарные   автомобили,   самолёты   и   вертолёты,   суда,   поезда),   их назначение (2 ч.). 2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования (2 ч.). 3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления (2 ч.). 4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части (5ч.). Раздел 8.  Огнетушители и их предназначение (10 часов) 1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей (4 ч.). 2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО (2 ч.). 3. Раздел 9.  Знаки пожарной безопасности (8 часов) 1. Знаки   пожарной   безопасности:   предупреждающие,  Мероприятие (4ч.).   запрещающие,   указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки (4 ч.). 2. Укомплектование   здания   школы   знаками   пожарной   безопасности,   изготовленными   своими руками (4 ч.). Раздел 10.  Основы медицинских знаний (12 часов) 1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека (2ч.). 2. Отравление угарным газом. Оказание первой помощи при отравлении. Вызов «скорой помощи» (1 ч.). 3. Ожоги.   Характеристика   и   причины   термических   ожогов.   Правильное   оказание   помощи   при ожоге (2 ч.). 4. Опасности   переохлаждения   организма.   Правила   оказания   помощи   при   переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур (2 ч.). 5. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током (1 ч.). 6. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему (4 ч.)  Раздел 11.  Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт (22 часа) 1. Строевая подготовка (6 ч.). 2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание (2 ч.). 3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения (2 ч.). 4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием (2 ч.). 5. Практические занятия по ППС (8 ч.). 6. Посещение соревнований профессиональных пожарных (2 ч.). Учебно­тематический план (второй года обучения) ДЮП: цели и задачи. наименование раздела № п/п 1. 2. Научно – исследовательская деятельность 3. 4. Основы пожарной профилактики. 5.  Противопожарный режим в школе. 6. Пожарная безопасность высотных зданий и зданий с массовым пребыванием  Современная пожарная охрана России. людей. Промежуточная диагностика. Лесные пожары. 7. 8. Основы медицинских знаний. 9. Пожарная техника и оборудование. 10. Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт. 11. Противопожарная пропаганда и агитация. Конечная диагностика.                                                                    Всего: количество часов теорет. Практ всего 2 4 6 4 6 6 2 4 4 ­ ­ 38 2 6 6 6 2 ­ 2 8 8 2 20 42 2 106 4 10 12 10 8 6 2 10 12 6 20 46 2 144 Содержание программы 2­го года обучения Раздел 1.   ДЮП: цели и задачи (4 часа) 1. Анализ   работы   за   прошлый   учебный   год.   Планирование   работы   на   новый   учебный   год. Распределение обязанностей (2 ч.). 2. Обновление противопожарного уголка (2 ч.). Раздел 2.  Научно – исследовательская деятельность (10 часов) 1. Научно – исследовательская работа в архиве, библиотеке. Особенности работы с фондами библиотеки и архива. Бумажные и электронные каталоги. Методы работы с архивными документами. (3 часа) 2. Порядок   оформления   результатов   учебного   исследования.   Составление   плана   работы.   Структура исследования. Оформление источников, сносок, ссылок на литературные источники. (3 часа) Защита исследовательских и проектных работ(2 часа) 3. Подготовка работ к защите (2 часа) 4. Раздел 3.  Современная пожарная охрана России (12 часов) 1. Госпожнадзор и служба пожаротушения России. Государственные награды пожарных (2 ч.). 2. Пожарная охрана в зарубежных странах (2 ч.).      3. Знакомство с разделами Конституции РФ в области безопасной жизнедеятельности человека (ст.   41,   42,   58).   Извлечение   из   Закона   РФ   «О   пожарной   безопасности»   (глава   5   –   права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности (2 ч.). 4. Знакомство с профессиями в области пожарной охраны (2 ч.). 5. Экскурсии в пожарную часть или центральный пульт пожарной связи (2 ч.). 6. Конкурс рефератов на тему «Герои огненного фронта» (2ч.). Раздел 4.  Основы пожарной профилактики (10 часов) 1. Задачи пожарной профилактики. Разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности. Обеспечение наглядной агитацией. Организация обучения всех слоёв населения (2 ч.). 2. Профилактическая работа среди детей. Дети – виновники пожаров (2 ч.). 3. Опасность пагубных пристрастий (о курении и спичках) (2 ч.). 4. Конкурс рисунков на тему «Опасные детские забавы» (2 ч.). 5. Акция по распространению памяток в жилом секторе (2 ч.). Раздел 5.  Противопожарный режим в школе (8 часов) 1. Правила пожарной безопасности в кабинетах физики, химии, производственных мастерских, компьютерном классе. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ (1 ч.). 2. Школьная система оповещения о пожаре. Правила поведения и эвакуации при возникновении пожара в школе. (2 ч.). 3. Противопожарное водоснабжение. Вода – основное средство тушения пожара. Способы подачи воды на нужды пожаротушения (2ч.). 4. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран, их назначение. Пожарные рукава и рукавная арматура (2 ч.). 5. Отработка учебной эвакуации (1 ч.). Раздел 6.  Пожарная безопасность высотных зданий и  мест с массовым пребыванием  людей (6 часов) 1. Особенности   пожара   в   многоэтажном   здании.   Огнестойкость   таких   строений.   Эвакуация   и спасение людей при пожаре из здания повышенной этажности (1 ч.). 2. Особенности   противопожарной   защиты   домов   повышенной   этажности:   незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления  и пожарной сигнализации (1 ч.). 3.  Опасности мест с большим скоплением людей и их последствия. Способы эвакуации из зданий с массовым пребыванием людей (торговые центры, кинотеатры, рынки и т.д.) (2 ч.). 4. Возможные причины паники в толпе. Соблюдение мер предосторожности в толпе при панике (2ч.). Раздел 7.  Лесные пожары (10 часов) 1. Что такое лесной пожар. Причины его возникновения. Виды лесных пожаров. Способы тушения лесных пожаров (2 ч.). 2. Правила поведения в лесу. Способы разведения костров (2 ч.). 3. Туристический поход в лес (4 ч.). 4. Просмотр видеофильма «Лесные пожары» (2 ч.). Раздел 8.  Основы медицинских знаний (12 часов) 1. Кровотечения. Характеристика различных видов кровотечений их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности) (4 ч.). 2. Отработка навыков наложения повязки, жгута на конечности. Отработка навыков наложения повязки на голову и туловище, способов обездвиживания повреждённой части тела (4 ч.). 3. Основные способы искусственного дыхания. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обмороке, искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца (4 ч.). Раздел 9.  Пожарная техника и оборудование (6 часов) 1. Пожарная техника прошлого века (4 ч.). 2. Экскурсия в музей старинных пожарных машин (2 ч.). Раздел 10.  Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт (20 часов) 1. Строевая подготовка (6 ч.). 2. Работа   со   средствами   индивидуальной   защиты   (противогазы,   изготовление   и   применение марлевых повязок) (4 ч.). 3. Тренировочные занятия по ПСС (10 ч.). Раздел 11.  Противопожарная пропаганда и агитация (46 часов) 1. Выпуск стенгазет, «молний», листовок, памяток и т.д. 2. Проведение мероприятий конкурсного и профилактического характера. 3. Выступление творческой группы (агитбригады) на родительских собраниях, в детском саду, начальной школе.  4. Профилактическая работа в летней профильной смене. 5. Проведение спортивно­познавательных игр, эстафет, соревнований 6. Акции   «Безопасный   Новый   год»,   «Счастливое   Рождество»,   «Мы   помним   о  Вас,   ветераны», «Георгиевская ленточка», рейды, операции. 7. Подготовка информации в газету, телерадиокомпании г. Ангарска. 8. Участие в месячнике пожарной безопасности. Учебно­тематический план (третий год обучения) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.       наименование разделов количество часов теорет. Практ. Всего ДЮП: цели и задачи. Научно – исследовательская деятельность Пожарная охрана в разные периоды истории России. Пожары природного характера. Промышленные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы. Промежуточная диагностика. Пожарная техника и оборудование. Действие людей на пожаре. Основы медицинских знаний. Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт. Противопожарная агитация и пропаганда. Заключительная диагностика.                                                                               Всего: 2 4 8 4 2 2 4 4 2 ­ 32 4 6 8 2 2 2 2 2 2 4 28 48 2 112 6 10 16 6 4 4 2 6 6 6 28 48 2 144 Содержание программы 3 ­го года обучения Раздел 1.  ДЮП: цели и задачи (6 часов) 1. Анализ работы за прошлый учебный год, подведение итогов. Планирование на новый учебный год. Распределение обязанностей и поручений (2 ч.). Защита исследовательских и проектных работ(2 часа) 2. Обновление противопожарного уголка. Подготовка информации в газету (4 ч.). Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность (10 часов) 1. Научно – исследовательская работа в архиве, библиотеке (3 часа) 2. Порядок оформления результатов учебного исследования (3 часа) 3. Подготовка работ к защите (2 часа) 4. Раздел 3. Пожарная охрана в разные периоды истории России (16 часов) 1. В дореволюционной России (2 ч.). 2. В период становления советской власти (2 ч.). 3. В годы Великой Отечественной Войны (2 ч.). 4. Пожарная охрана Чернобыльской АЭС (2 ч.). 5. Конкурс  рефератов по данной теме (4 ч.). 6. Сбор материала по истории пожарной охраны и добровольного пожарного общества. Поиск героев и ветеранов пожарной охраны. Оформление уголка или альбома боевой славы пожарных (4 ч.) Раздел 4. Пожары природного характера (6 часов) 1. Природные   пожары   и   их   характеристика.   Происхождение   природных   пожаров   (извержение вулканов, удар молнии, землетрясение и др.), причины их возникновения и последствия (2 ч.). 2. Меры по снижению потерь от последствий природных пожаров. Предупреждение природных 3. пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров (2 ч.). Просмотр видеофильма по данной теме (2 ч.) Раздел 5.  Промышленные аварии и катастрофы (4 часа) 1. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация ЧС по масштабу распространения и с учётом тяжести последствий (2 ч.). 2. Подбор материала по теме из прессы и его презентация (2 ч.). Раздел 6.  Пожары и взрывы (4 часа) 1. Их   характеристика,   пожаро­взрывоопасные   объекты.   Причины   и   возможные   последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника (2 ч.). 2.  Подбор материала из прессы и выступление с ним на занятии (2 ч.). Раздел 7.  Пожарная техника и оборудование (6 часов) 1. Системы   автоматического   пожаротушения   и   пожарной   сигнализации.   Основные   сведения. Пожарные извещатели:  тепловые,  световые,  дымовые,  ультразвуковые.  Назначение  охранно­ пожарной сигнализации (2 ч.). Современное спасательное оборудование для эвакуации людей из горящего здания        (1 ч.). Основные   сведения   о   средствах     связи,   используемых   в   работе   пожарных.   Пункт   связи пожарной части, его оборудование (1 ч.). 2. 3. 4.  Экскурсия в учебный пункт МЧС или УГПН (2 ч.). Раздел 8.  Действия людей на пожаре (6 часов) 1. Действия людей, находящихся в очаге пожара (разбор разных ситуаций) (2 ч.). 2. Действия добровольных пожарных формирований (разбор разных ситуаций). Действия боевого расчёта на пожаре. Обеспечение водоснабжением (2 ч.).     3. Деловая игра (2 ч.). Раздел 9.  Основы медицинских знаний (6 часов) 1. Ушибы,   растяжение   связок,   виды   переломов.   Признаки   перелома.   Отличие   вывиха   от перелома.   Характеристика   различных   переломов   и   причины   их   вызывающие.   Правила   и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему (2 ч.). 2. Первая медицинская помощь при переломах: наложение шины на повреждённую конечность (отработка) (2 ч.). 3.   Проведение реанимации при помощи ковшовых носилок и вакуумного матраса.          Отработка транспортировка пострадавшего при помощи носилок и без них (2 ч.) Раздел 10.  Строевая подготовка и пожарно­прикладной спорт (28 часов) 1. Строевая подготовка (6 ч.). 2. Упражнения по укладке и надеванию боевой одежды (6 ч.). 3. Тренировка: развёртывание и свёртывание рукавов, прокладка рукавной линии и присоединение к разветвлению (6 ч.). 4. Тренировка по ППС (10 ч.). Раздел 11.  Противопожарная пропаганда и агитация (48 часов) 1. Выпуск стенгазет, «молний», листовок, памяток и т.д. 2. Проведение мероприятий конкурсного и профилактического характера. 3. Выступление творческой группы (агитбригады) на родительских собраниях, в детском саду, начальной школе. Профилактическая работа в летней профильной смене. 4. Проведение спортивно­познавательных игр, эстафет, соревнований 5. Акции, рейды, операции 6. Подготовка   информации   для   СМИ   (газеты:   «Время»,   «Свеча»,   «Ангарские   ведомости», «Подробности». Телевидение: «Актис», НТА, 7. Участие в олимпиаде по курсу ОБЖ. 8. Профилактическая работа ДЮП на школьной летней оздоровительной площадке. 1. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально­технических училищ, школ­ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно­воспитательных учреждений ППБ­101­89; 2. Положение о дружинах юных пожарных , утверждённое ЦС ВДПО, согласованное с Министерством образования Список литературы РФ от 11 марта 2002 года; 3. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»       от 04.02.1994г. № 15­М/22­201­10; 4. Федеральный закон «О пожарной безопасности»; 5. Устав Всероссийского добровольного пожарного общества. Список литературы для педагогов Величко В., Тимошенко С., Панков Ю. ­Современный пожарно­прикладной спорт – М., Стройиздат, 1983г.; Виже Р. ­ 30 советов по пожарной безопасности – М., Стройиздат, 1982г.; Емельянчик В., Капитонова М. – Ваши шансы избежать беды – сборник ситуационных задач, С­П., Каро, 2002г.; 1. 2. 3. 4. Журналы «Пожарное дело»; 5. Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», индекс 48909; 6. Кимстач И., Девлишев П., Евтюшкин Н. – Пожарная тактика – М., Стройиздат, 1984г.; 7. Левин А. – Обучение мерам пожарной безопасности _ М., Стройиздат, 1986г.; 8. Лутошкин А. – Как вести за собой – М., Просвещение, 1981г.; 9. Макаренко В. – Что мы знаем о пожарах – М., Стройиздат, 1988г.; 10. Микеев А. – Добровольная пожарная охрана – М., Стройиздат, 1987г.; 11. Петров   Н.   –   Человек   в   чрезвычайных   ситуациях   –   учебное   пособие,   Челябинск,   Южно­Уральское   книжное издательство, 1995г.; 12. Попок Е. – Чтобы не было пожара – М., Просвещение, 1985г.; 13. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ ППБ­101­89; 14. Рюткянен В. – Защита зданий от пожара – М., Стройиздат, 1984г.; 15. Смирнов В. – Дружины юных пожарных – М., Россельхозиздат, 1986г.; 16. Энциклопедия для детей «Всё обо всём» ­ Пожарные.                                                                                                                                              Приложени е I Результативность реализации программы Для создания условий организации школьников по изучению правил пожарной безопасности, привлечению их к организации пропаганды безопасного  поведения среди учащихся и населения в микрорайоне, привития основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности, привития элементарных   навыков   борьбы     с   огнем   учителем   создан   кружок   «Дружина   юных   пожарных «Искорка». Работа с детьми проводится в течение 5 лет с 2007г. по 2014г. В Дружине занимаются 26 человек.   Исследования   показали,   что   благодаря   совместной   деятельности   в   ДЮП   «Искорка» сформирован   однозначно   благоприятный   психологический   климат   (80%),     обучающиеся   умеют работать   в   группе,   им   свойственны   такие     качества   как   дружелюбие,   согласие,   увлеченность, результативность,   толерантность,   сотрудничество,   взаимная   поддержка,   заинтересованность, успешность.  Исследование психологического климата в ДО ДЮП «Искорка» Анкетирование   родителей   участников   детского   объединения   ДЮП   показало,   что   все   они удовлетворены участием своих детей в данном объединении. Родители считают, что у детей после посещения занятий появляется больше ответственности, занятия помогают найти свое призвание, определиться с будущей профессией. Выпускники   ДЮП   «Искорка»   выбирают   профессию   пожарных   –  спасателей,   поступают  в институт МЧС в г. Железногорск, институт МВД г. Иркутск.                   Юные пожарные, которыми руководит Вера Викторовна,   принимают активное участие в работе школьной демократической республики «Дискавери».  В ДЮП «Искорка» развито самоуправление, все ребята имеют поручения, работают в отделах   по культуре, спорту, образованию, печати и информации, правопорядка  и т.д. Представители ДЮП участвуют   в   работе   школьного   Совета.   Члены   школьного   совета   Дружины   юных   пожарных согласовывают   свою   деятельность   с   руководством   муниципального   ресурсного   центра   по профилактической работе в области пожарной безопасности. Юные пожарные из ДЮП «Искорка» становятся лауреатами Премии Губернатора Иркутской области: Карсаков Михаил, Шитов Кирилл получили премию в  2010 году, Симаков Юрий – в 2012 году. С   2007   по   2014   г.г.   ДЮП   «Искорка»   ежегодно   является   победителем   муниципальных соревнований «Пожарный лабиринт», смотров – конкурсов дружин юных пожарных. С   2008   по   2012г.   юные   пожарные   под   руководством   Веры   Викторовны   являются победителями и лауреатами областных смотров ­  конкурсов ДЮП в городах Иркутск, Шелехов, Ангарск.   С   2008   года   юные   пожарные   –   победители     региональных,   областных     и   Всероссийских соревнований по пожарно – прикладному спорту, таких как   Открытый Чемпионат Иркутской области   «Кубок   Байкала»,   Открытый   Чемпионат   МЧС   России   по   ППС,   Региональные соревнования   Открытого   Чемпионата   МЧС   и   первенства   ВДПО   по   ППС,   Всероссийские соревнования по пожарно – прикладному спорту. В 2012 году ДЮП «Искорка», которой руководит Якущенко В.В. удостоилась диплома 1 степени Всероссийского смотра – конкурса дружин юных пожарных «Горячие сердца» в городе Москва.  За предоставление  на Всероссийский конкурс «Патриот России» материалов, раскрывающих содержание,   специфику,   ресурсы   и   перспективы   гражданско   –   патриотического   воспитания обучаемых Якущенко В.В. получила диплом лауреата и была отмечена серебряной медалью.  Руководитель   ДЮП   «Искорка»   также   отмечена   Почетной   грамотой   Министерства образования   Иркутской   области   за   активную   работу   по   пропаганде   знаний,   агитации   и профилактике в области пожарной безопасности среди подрастающего поколения.   Вера   Викторовна   награждена   благодарственными   письмами   Иркутского   областного отделения Общероссийской Общественной Организации «Всероссийское Добровольное Пожарное Общество», Главного управления МЧС РФ по Иркутской области, Управления государственного пожарного надзора, Администрации Ангарского муниципального образования, начальника СУ ФПС № 12 МЧС России. Количество призовых мест, полученных в конкурсах муниципального, областного, регионального, всероссийского уровня: Год 2011/2012 2012/2013 2013/2014 Муниципальный уровень Областной и региональный уровень Всероссийский уровень 11 25 25 11 12 13 0 1 4 Юные пожарные ведут активную профилактическую работу, решают проблемы местного социума. Они постоянные участники и ведущие муниципальных праздников «Посвящение в юные пожарные», «На границе огненной стихии». Обучающиеся и их руководитель частые гости на мероприятиях, посвященных юбилейным датам: 60­летию со дня образования пожарной охраны г. Ангарска, 350­ летия   Иркутского   областного   отделения   общероссийской   общественной   организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».  ДЮП «Искорка» участвовала  в проведении серий муниципальных методических семинаров для педагогов МБОУ СОШ г.  Ангарска по проблемам соблюдения правил пожарной безопасности. Юноши, имеющие опыт участия в соревнованиях по пожарно ­ прикладному спорту,   работают судьями на этапах муниципального конкурса «Пожарный лабиринт». Вера Викторовна привлекает представителей общественности к совместной деятельности в делах и событиях объединения в качестве спонсоров, разработчиков проектов, планов, сценариев мероприятий, экспертов, судей на этапах соревнований и т.д., сотрудничает с представителями пожарного надзора, Иркутским областным ВДПО.  У   школьников,   состоящих   в     ДЮП   «Искорка»   отсутствуют   вредные   привычки   и правонарушения.   Они   принимают   участие   в   профилактических   мероприятиях   по   предупреждению   вредных привычек: муниципальных конкурсах слоганов «Курение или здоровье – выбирайте сами!», «Я – за здоровый образ жизни!», муниципальных конкурсах плакатов «Я выбираю здоровый образ жизни!», в городских конкурсах социальных плакатов по пропаганде здорового образа жизни и культуры здоровья.

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»

ПРОГРАММА подготовки членов дружины юных пожарных «Искорка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017