Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"
Оценка 4.7

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология +2
7 кл—8 кл
02.04.2018
Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"
Программа профильного курса «Человек в окружающем мире» разработана с целью проведения профильного дня для учащихся 7-8-х классов, выбравших естественнонаучное направление для дальнейшего обучения. Программа по данному направлению реализуется в гимназии уже 3 учебных года, в 2016-2017 году была переработана и дополнена, так как возникла необходимость работы в смешанных по возрасту группах, необходимо было продумать содержание программы для учеников 7 профильного (первый год профильного обучения) и двух 8 профильных классов (второй год обучения). В 2013-2014 учебный год курс назывался: «Человек. Природа. Общество». В 2014-2015 уч. год курс «Экологический марафон. Экологические даты». В данной методической разработке представлен опыт, накопленный коллективом методического объединения «Естественные науки» МАОУ гимназии, предложены к оценке методические разработки: • рабочая программа профильного дня «Человек в окружающем мире»; • отчет о работе альманах «Результаты реализации естественно-научного профиля в 7-х классах гимназии в 2015-16 учебном году»; • методическая копилка (примеры занятий, обмен опытом); • рабочая тетрадь «Международные дни»; • дневник исследователя. Во время проведения профильного дня ученики нашей гимназии занимаются весь учебный день профильными предметами: из них 3 часа по программам курсов, разработанным учителями кафедры естественных наук. Учащиеся работают в день профиля в смешанных разновозрастных группах. Данные курсы имеют интегрированный, практико-ориентированный характер и направлены на реализацию ФГОС. Программа реализуется в сотрудничестве с социальным партнером гимназии «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» и один блок программы реализуется на базе центра. Особое место в программе курсов отведено проведению занятий на базе экскурсионно-музейного пространства г. Калининграда и области. Учащиеся профильных 7-8-х классов в рамках занятий по ОИПД выбирают темы для своих исследовательских и проектных работ по направлениям профиля.
программа ПД-2016-17 гимназия №40 (1).doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Г. КАЛИНИНГРАДА   ГИМНАЗИЯ № 40 ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА Программа профильного курса  для учащихся 7­8 ­х  классов  (естественнонаучного профиля) Человек в окружающем мире Авторы и составители:   Ю.М. Найдёнова, учитель биологии; И.В. Поташко, учитель химии и биологии; В.Н. Сытенкова,  учитель химии; Е.А.Ульянова, учитель биологии. Г. КАЛИНИНГРАД   2016 Пояснительная записка      «Человек   в   окружающем     направленность.   мире»  имеет     Программа  Программа   ориентирована   на естественнонаучную   профильные   классы,   где   учащиеся  готовы   углублять   и   расширять   свои знания,   вести   самостоятельную   исследовательскую   и   практическую деятельность.  Актуальность программы  В   процессе   реализации   Федеральных   государственных   образовательных стандартов   нового   поколения   исследование   как   способ   познания     играет ведущую роль. Исследовательская деятельность способствует формированию у   детей   активной   и   самостоятельной   позиции   в   обучении,   готовности   к саморазвитию, социализации; формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии. Концепция курса базируется на следующих идеях:  формирование   представлений   о   материальных   основах   естественных   наук   в окружающего   мира,   о   роли   становлении материального мира;  усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;  формирование   представлений   о   значимости   знаний   дальнейшего естественно­научного­цикла   использования полученных знаний.   и     (экологической, географические,   биологические, Курс   имеет   ярко   выраженный   интегрированный   характер;   соединяет природоведческие,   исторические, химические знания и знания по основам безопасности жизнедеятельности. Цели изучения курса:  раскрыть учащимся возможность применения знаний по предметам естественнонаучного цикла для их практического применения, объяснения   происходящих   в   окружающем   мире   явлений   и   дальнейшего использования   полученных   знаний   в   повседневной   жизни   и   в   учении. Ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и будущей специальности     медицинской направленности).  Задачи: Образовательные: ­ обучить  приёмам проведения  экологических мониторингов; ­ расширить знания о природных особенностях, биологическом разнообразии и путях его сохранения в Калининградской области;   химической   или ­  обучить методикам практической и лабораторной деятельности. Развивающие: ­ развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы; ­  сформировать навыки исследовательской и практической деятельности; ­  развивать познавательную творческую активность обучающихся; ­  развивать  самостоятельность и инициативу; интерес к исследованиям. Воспитательные: ­  воспитывать бережное отношение к природе; ­   заложить   основы     экологической   культуры   личности,   потребности   в здоровом образе жизни;  ­ профессиональная ориентация; ­ развивать коммуникативные умения и навыки;          ­ формировать активную жизненную позицию школьников.  Личностными результатами изучения курса являются:  осознание себя членом общества;  принятие   общечеловеческих   ценностей,   формирование   этических чувств;   формирование культуры взаимоотношений с окружающим миром;  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет­ ресурсы). Метапредметными результатами изучения курса  являются:  способность   регулировать   собственную   деятельность,   связанную   с познанием окружающего мира;  осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми;  умение   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать материал,   подбирать   аргументы   для   подтверждения   собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  умение   самостоятельно   организовывать   собственную   деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;  умение   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметными результатами изучения курса являются:  владение   понятийным   аппаратом,   необходимым   для   дальнейшего образования;  раскрытие культурологического аспекта применения  знаний;  способность   к   критическому   осмыслению   методик   исследования   и опытов;  использование знаний по биологии, географии, химии,  и др. предметам для успешного изучения школьного курса естественных наук. Оценивание   промежуточных результатов   происходит   по выполненным критериям.  Участие в практиках, проектах, экскурсиях и т.п.  Представление творческого отчёта  по проектам ( эссе, фото­проекты, статьи на сайт     гимназии и т.п )                         Ведение рабочих тетрадей, выполнение заданий  на уроке.   Выставляются оценки за выполненные виды деятельности на уроке в соответствии со стандартами оценок (по пяти бальной системе).  Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)  При положительных результатах  курс засчитывается пройденным.  По окончанию курса  выставляется отметка –  зачёт\незачёт. Прогнозируемый результат обучения Прочные знания. Повышенный уровень естественно­научных знаний Повышение Экологической ответственности Готовность к продолжению профильного образования Ученик после  курса обучения  по данной  программе Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество Осознание общественно­ значимых проблем и готовность к их решению Крепкое здоровье, здоровый образ жизни Оценка результативности профильного курса Показателями результативности программы могут служить:  повышение количества и качества ученических творческих, проектных и исследовательских работ;  участие гимназистов профильных классов в олимпиадах и конкурсах по естественно­научному направлению;  динамика участия школьников в  олимпиадах и конкурсах естественно­ научной направленности;  практическая включенность детей в экологическую деятельность школы и региона. Формы работы: изучение материала проводится с использованием лекционно­ семинарской   системы,   проектных   технологий,   методов   исследовательской деятельности, музейной технологии, экскурсионной деятельности.  Каждый   раздел   программы, самостоятельную тему дня. (3   часа).   Первый   час   занятий   –   теоретическое   занятие,   второе   –   решение познавательных   расчётных   задач,   знакомство   с   методиками   исследования, третье – практикум.   внутри   модуля   представляет   собой        Место в учебном плане.  Программа имеет блочно­модульную структуру и рассчитана  на 102 часа. Реализуется   с  социальными   партнёрами:  учреждением   дополнительного образования «Калининградский областной детско­юношеский центр экологии, краеведения и туризма», Музей Мирового Океана,   что позволяет учитывать различные интересы и возрастные особенности  учащихся. Занятия поводятся в разновозрастных группах смешанного состава. Тема модуля Повседневная   химия   в   задачах   и опытах Социальная экология Экология человека.  Физиологический практикум Экология сред обитания живых  организмов.    Экологический практикум Экология  природных сообществ (на базе «Экоцентра») Всего часов 21 21 21 21       18 102 теория 12 6 3 4 2 В том числе практика экскурсии 6 12 18 14 10 2 3 3 6 К   техническим   средствам   обучения,  которые   могут   эффективно использоваться на   занятиях. Относятся: компьютер,   цифровой микроскоп, цифровая   лаборатория  LabQvest  2 (датчики   химических и биологических показателей)   цифровой фотоаппарат, DVD­плеер, телевизор, интерактивная доска и др. Приведём примеры работ при использовании компьютера: –  поиск   дополнительной   информации   в   Интернете   для   ответа   на продуктивные вопросы; – создание текста доклада;     – фотографирование макро­ и микроскопических объектов; – обработка данных проведенных опытов и биологических исследований; –  создание   мультимедийных   презентаций   (текстов   с   рисунками, фотографиями   и   т.д.),   в   том   числе   для   представления   результатов исследовательской и проектной деятельности. При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики   инструментальные   знания   (например,   умение   работать   с текстовыми,   графическими   редакторами   и   т.д.),   тем   самым   у   них формируется   готовность   и   привычка   к   практическому   применению   новых информационных технологий. Реализацию   программы   осуществляют  учителя   химии,   биологии, географии, педагоги дополнительного  образования. Социальные партнёры  для  реализации  блока экскурсий: Центр детского туризма Калининград,  Центр экологического и биологического образования школьников, КГТУ, БФУ им. И.Канта, музеи и предприятия города.  Основное содержание Название курса: «Повседневная химия в задачах и опытах». Составитель: В.Н. Сытенкова,  учитель химии. I. II. Введение.   Ключ   к   решению   задач   и   проведению   лабораторного практикума. Теория и практика 1. Основные понятия и стехиометрические законы химии 2. Химические реакции. Расчёты по уравнениям химических реакций 3. Общие свойства растворов. Приготовление растворов Повседневная   химия   в   задачах   и   опытах.   Химия   чистит,   стирает, убирает… 1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека. 2.  Решение расчётных задач  упражнений по теме 3.  Лабораторный практикум по теме III. Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка 1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека. 2. Решение расчётных задач и упражнений по теме 3. Лабораторный практикум по теме IV. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота     1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека. 2.  Решение расчётных задач и упражнений по теме 3.  Лабораторный практикум по теме Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня 1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека. V. 2. Решение расчётных задач и упражнений по теме 3. Лабораторный практикум по теме VI. Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия 1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека. 2. Решение расчётных задач и упражнений по теме 3. Лабораторный практикум по теме Название курса: «Экология человека. Физиологический практикум». Составитель: Е. А. Ульянова, учитель биологии. I.  Гистология как наука Виды тканей.   «Распознавание   тканей   на   микропрепаратах» Практическая   работа: Гистология   как   наука.   Виды   тканей     растений   и   животных,     строение животной клетки.  II. Опорно – двигательная система. Строение  и функции.      Оценка показателей физического развития с помощью расчётных формул Профилактика заболеваний Опорно­двигательной системы. III. Профилактика заболеваний сердца. Практическая   работа:   «Исследования   показателей   работы   сердца   и сосудов» Работа клапанов сердца. Сердечный  ритм.  Строение кровеносной системы и сердца. IV. Профилактика лёгочных заболеваний.  Практическая работа: «Определение жизненной ёмкости лёгких» Влияние   вредных   привычек   на   ДС.   Строение     дыхательной   системы.   Роль носовой полости.  V. Обмен веществ  в организме. Составление пищевого рациона Определение   энергозатрат.   Режим   питания.   Строение   пищеварительной системы. Роль витаминов. И ферментов.  VI.  Нервная система  и анализаторы. Профилактика нарушения  зрения.  Практическая работа: «Определение остроты слуха»       VII. Определение внимания и работоспособности» ВНД­её роль в жизни человека. Гигиена ВНД. Условные и безусловные рефлексы и их торможение Практическая   работа: Определение внимания и работоспособности»   объёма   памяти    «Выявление     и   внимания. Название курса: «Экология природных экосистем». Сопровождение   экскурсий,   работа   с   отчетами   в   группах:   С.В.   Ащева, учитель географии; Л.А. Фурсова, учитель географии. Проводится на базе экологического центра г. Калининград: учреждением дополнительного   образования   «Калининградский   областной   детско­ юношеский центр экологии, краеведения и туризма». I. Особенности лесов Калининградской области. Многообразие лесов, их отличия. Описание лесных сообществ. Описание лесных сообществ II. III. Луга   Калининградской   области,   их   особенности.   пойменных и суходольных лугов Реки и озёра Калининградской  области, особенности проточных и стоячих водоёмов. Методы гидробиологических исследований.   Отличие IV.  Образование болот. Отличительные признаки верхового и низинного болота. Особенности растительности болот IV. Происхождение и история Балтийского моря. Разновидности берегов Балтийского   моря,   особенности   геологического   строения   берега Балтийского моря. «Сокровища» в песке Разновидности   особо­охраняемых   территорий:   заповедники, заказники, национальные парки, другие виды охраняемых территорий VI. Национальный парк «Куршская коса», п. Приморье,  Полесский лес, V. Шешупский лес, Неманский.   Название   курса:   «Экология   сред   обитания   живых   организмов. Экологический практикум».  Составитель:  И. В. Поташко, учитель химии  и биологии. I. Лабораторное оборудование для практических работ, правила техники безопасности, приемы обращения с   сыпучими веществами и растворами кислот, щелочей, солей. Особенности методов и средств оценки состояния окружающей среды. Оказание первой помощи при химических ожогах. II.  Вода.   Свойства   воды,   ее   распространение   в   природе,   значение   для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве.   Растворы   в   природе,   технике,   быту.   Растворитель   и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Приемы выращивание кристаллов из растворов. Демонстрации.   Измерение   плотности   воды   ареометром.   Видеофильм. Приготовление истинного раствора и взвеси.  Приемы решение  задач на растворы. Домашний эксперимент: Замерзание воды   в   стеклянной   бутылке.   Выращивание   кристаллов   из   насыщенных растворов поваренной соли и медного купороса. III.  Смеси.   Природная   смесь   воздух.   Состав   воздуха.   Характеристика смесей, массовая доля, объемная доля. Приёмы решение задач  «Объемная доля смесей» (на примере газообразных смесей) Факторы, влияющие на состав воздуха. Экологическое состояние   атмосферы в КО. IV.  Характеристика   видов   почв   в   КО.   Кислотность   и   засоленность. Антропогенные нарушения почвы. Практикум. Изучение структуры, механического состава, цвет и степень кислотности образца почвы. Определение тяжелых металлов в почве. Почва ­ пример  природной смеси. Решение задач на вывод формулы веществ по массовым долям. (Состав смеси).  Знакомство с классами неорганических веществ. V. Принципы здорового питания. Калорийность. Практикум 1.Экспертиза продуктов питания в домашних условиях (простые способы) 2.Определение содержания нитратов  в продуктах питания. Решение   задач   с   биологическим   содержанием   (расчет     калорийности­ школьного обеда) VII. Здоровье.   Факторы   здоровья.   Возрастные   показатели. (Биометрические…..) Практикум.   «Изучение   воздействия   вредных   химических   факторов   на здоровье человека» Влияние лекарств, алкоголя, курения на белок, слюну человека. Рассмотреть     количественные   характеристики   кислотной,   щелочной   и нейтральной   среды     водных   растворов,   используемых   в   повседневной жизни веществ. История получения индикаторов. Виды индикаторов. Кислотная и щелочная среда. Практическое значение  знаний по определению уровня кислотности. РН ­ показатель кислотности. Значение показателя кислотности для живых организмов, для биологических процессов. VIII. Знакомство с производствами.  Качественный и количественный анализ на практике. Методы химического анализа. Знакомства с представителями разных профессий на  данных производствах. I. Название курса:    «Социальная экология».  Составитель: Ю.М. Найдёнова, учитель биологии. Степень озеленения пришкольного участка. Определение    видового    состава   и    состояния   растительности пришкольной территории. Изучение   запыленности   воздуха   в   различных   местах   пришкольной территории по степени загрязнения листьев. Изучение видового состава комнатных растений, используемых для озеленения учебных кабинетов и рекреаций гимназии.  Безопасность использования комнатных растений в образовательных учреждениях. II. Создание   брошюры   "Рекомендации   по   уходу   за   комнатными растениями". III. Методы       и   приёмы   озеленения.     Подбор   по   цветовой   гамме   и  Мини­проект   "Озеленение   территории совместимости   растений. гимназии" Семь   законов   экологии.   Знакомство   с   принципами   разделения отходов. Создание продукта (социальный ролик, мультфильм) Знакомство   с   новыми   профессиями   естественнонаучного направления. Работа с атласом профессий. Защита проектов IV. V. VI. Национальный парк «Куршская Коса» Государственный природный заказник   «Дюнный»   Государственный   природный   парк «Виштынецкий» заказник «Громовский»   Государственный   природный     Литература 1. Акимова   Т.   А.   Экология.   Человек   ­   Экономика   –   Биота   ­   Среда: Учебник для вузов ­2­ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2000  ­ 566  с.  2. Антонова   И.А.   Государственная   политика   в   области   охраны окружающей   природной   среды   /   И.   А.   Антонова   //   Экологический вестник  ­ 2000. ­ Вып.20.­С.4­8.        Государственный   доклад   "О   состоянии   окружающей   природной среды   в   2010   году"   /   М­во   природ.   ресурсов   Рос.   Федерации, Чебоксары, 2010. ­ 159с.: ил. 3. 4. Денисов В.Г. «Мастер – класс учителя химии» – метод. пособие: М.: Издательство «Глобус», 2010. 5. Дзятковская   Е.   Н.   Ключевые   противоречия   экологического   сознания как   критерий   отбора   содержания   экологического   образования. //Экологическое образование ­ № 2, 2010 – с. 24 – 30 6. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование ­ № 4, 2010 – с. 9– 13. 7. Зайковский   И.И.   «Занимательная   химия».   Пособие   для   учителей   М.   учебно   –   педагогическое   издательство   Министерство Госуд. Просвещения РСФСР, 1962г. Экосистемная   9. 8. Либеров   А.   Ю.   Экодидактика.     методология проектирования   обучения:   Практико   ­   ориентир.   Монография.  –   М.: Ин­т  экономических стратегий, 2007 – 160 с.   Медведев.   В.А.   Алексеев.   Ф.Е.   Природа   Калининградской   области. Ключевые   природные   комплексы.   Особо   охраняемые   природные территории: [справочное пособие]. – Калининград, 2014. 10.  Медведев   В.А.,   Алексеев   Ф.Е.  Фенологические   наблюдения (Библиотечка Naturewatch­Baltic). СПб.: 2004. 30 с. 11.  Медведев   В.А.,   Алексеев   Ф.Е.  Природа   Калининградской   области. Ландшафты.   Особо   охраняемые   природные   территории:   [справочное пособие]/сост.: Калининград, 2014. 12.Муравьев   А.Г..,   Пугал   Н.А.,   Лавров   В.Н..Экологический   практикум: Учебное   пособие   с   комплексом     Под ред.к.х.н.А.Г.Муравьёва­ 3­е изд.испр.­СПБ.: Крисмас+,2012.­176 с.:ил. 13. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.   карт­инструкций\ 14. Пичугин Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», М.: Изд. «Аркти», 2000.180с. 15.Самкова,   В.А.   Интегрированный   курс   «Экология»   для   учащихся   5­9 классов   основной   школы:   Концепция.   Программа.   Тематическое планирование. — М.: Академкнига/учебник, 2011.  46 с. 16.Скурихин И.М., Нечаев А.И. «Все о пище с точки зрения химика» – М.: Высшая школа, 1991.50 с. 17.  Штремплер   Г.И.   «Химия   на   досуге:   Домашняя   химическая лаборатория», книга для учащихся. – М.: Просвещение. 1996.  120с. 18. Шульгин Г.Б. «Химия для всех», М.: «Знание», 1987. 30с. 19. Юдин А.М. «Химия в быту», 1974.45с.   .   . Тематическое планирование курса  «Повседневная химия в задачах и опытах» № п/п 1. Тема Основное содержание Основные понятия   Введение.   Ключ   к   решению задач проведению лабораторного   практикума. Теория и практика и       понятия Основные и стехиометрические законы химии Химические реакции. Расчёты по уравнениями реакций Общие   свойства   растворов. Приготовление растворов             атомная масса. состава. Относительная и молекулярная   массы.   Количество вещества.   Постоянная   Авогадро. Молярная Закон постоянства   Закон Авогадро.  Молярный объём газов. Относительная   плотность   газов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Растворы. Массовая доля растворённого вещества в растворе. концентрация. Молярная Смешение растворов.   Кристаллогидраты Применение   химических   знаний   в повседневной   жизни   человека. СМС.   Влияние   СМС   на   Мыло. окружающую   Изготовление в промышленности   в   домашних условиях.   Моющие   и   чистящие средства.     Жесткость   воды   и способы   её   устранения.   Накипь. Жиры. Способы  удаления жирных пятен. Ржавчина и способы борьбы с ней. Продукты окисления медных сплавов и способы их очистки. среду. мыла     Кол. часов 3 3 УУД Формы контроля Оформление отчётов   по   итогам лабораторного и практикума практикума по решению   расчётных задач и упражнений         Самостоятельно   выбирать алгоритм действий; формулировать   проблемные вопросы; определять объект анализа;   качественно   и количественно   описывать объект;   выявлять   связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; уметь доказывать и опровергать;   устанавливать связи. межпредметные Определять   наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной   деятельности; организовывать деятельность   в   группах   и парах;   оценивать   свою работу   и   работу   других людей;   вырабатывать   общее решение,   формировать программу   эксперимента   и     2. Повседневная   химия   в задачах   и   опытах.   Химия чистит, стирает, убирает… Применение химических знаний в повседневной   жизни   человека. Решение   расчётных   задач   и упражнений теме. Лабораторный практикум. Изучение   СМС.   мыла в домашних условиях   Изготовление по 3. Повседневная   химия   в задачах и опытах. Домашняя аптечка 4. Повседневная   химия   в задачах   и   опытах.   Химия   и красота 5. Повседневная   химия   в задачах   и   опытах.   Химия   и кухня 6. Повседневная   химия   в задачах   и   опытах.   Садовая химия 7. Экскурсии Применение химических знаний в повседневной   жизни   человека. Решение   расчётных   задач   и упражнений теме. Лабораторный практикум. Исследование лекарственных препаратов  некоторых по             по по Применение химических знаний в повседневной   жизни   человека. Решение   расчётных   задач   и упражнений   теме. практикум. Лабораторный Изготовление   мыла   в   домашних условиях  Применение химических знаний в повседневной   жизни   человека. Решение   расчётных   задач   и упражнений   теме. Лабораторный практикум. Определение   белков,   жиров   и углеводов   в   продуктах   питания. Определение   витамина   С   в продуктах питания Применение химических знаний в повседневной   жизни   человека. Решение   расчётных   задач   и упражнений   теме. практикум. Лабораторный Изучение   почв. Приготовление   индикаторов   и красителей  из растений образцов по             Основные   классы   соединений, используемые в качестве  лекарств и   медицинских   препаратов различного назначения6 «марганцовка», перекись   водорода, раствор йода,   этиловый спирт, «зелёнка», глауберова соль, «английская»  соль, питьевая  сода, соляная кислота, поваренная соль, нашатырь,     нашатырный   спирт, борная кислота и др. Витамины Косметические   и   парфюмерные композиции. Химические вещества, входящие   в   состав   данных композиций. Мыла, средства ухода за кожей лица, рук, ног, волосами. Краски для волос. Зубные пасты.       Макро­ Белки. Жиры. Углеводы. Продукты питания.   Рациональное   питание. Энергетическая ценность продукта.   происходящие   при Процессы, некоторых приготовлении продуктов. и микроэлементы   нашего   организма. Витамины   С,   А,   Д.   Пищевые добавки и приправы. Почва.   Химический   состав   почв. Кислотность   почв.   Известкование.   С/х Удобрения. культуры. защиты   растений. Средства   Пестициды.   – индикаторы. Растения – красители. Растения           Подбирать решения   расчётной   задачи; качественно и количественно   описывать объект.   и группировать   материал   по определённой теме; создавать   тексты  различных типов;   владеть   различными способами изложения текста;   владеть   приёмами риторики;   выступать   с сообщениями по теме; уметь выслушивать   выступление другого.   3 3 3 3 3 Итого 21 Тематическое планирование курса  «Экология человека. Физиологический практикум» № Тема 1 2 3 Введение. Гистология   как   наука   .Виды тканей.  Практическая работа «Распознавание   тканей   на микропрепаратах»   показателей физического   развития   с помощью расчётных формул Оценка   Профилактика   заболеваний сердца   Практическая   работа «Исследования   показателей работы сердца и сосудов»  Основное  содержание Гистология   как   наука. Виды тканей   растений и животных строение животной клетки.    Опорно   –двигательная система.   Строение .функции.      Профилактика заболеваний ОдС    Работа   клапанов   сердца. Сердечный     ритм. Строение   кровеносной системы и сердца. Основные понятия Медицинское   значение   биопсии   как метода исследования   тканей. Виды тканей   и   органы   человека. Оформление наблюдений. Пропорции телосложения, осанка Причины плоскостопия, утомление  Мышц,  быстрота   реакции.   Гибкость координация Сколиоз,   переломы,   вывихи   первая помощь  Пульс, норма давления, гипертония. инсульт. Инфаркт, Атеросклеротические бляшки, систолический   объём   крови, ортостатическая   проба.   Сердечный цикл.     ча­ сы 3 3 3 УУД Уметь производить  измерения, сравнивать и  записывать результаты. Работать со справочным  материалом.  Метапредметные. Умение составление схем, таблиц   Познавательные. Давать       определения       понятию:  ткань. Рассматривать готовые микропрепараты и  описывать ткани человека. Называть основные группы  тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать  выводы на основе их сравнения. Устанавливать  соответствие между ними. Давать определения  понятиям. Распознавать на таблицах и описывать органы  и системы. Владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами   риторики;   выступать   с   сообщениями   по   теме; уметь   выслушивать   выступление   другого;   Уметь производить     измерения,   сравнивать   и   записывать результаты. Работать со справочной и научной литературой 4 5 6 7 Практическая «Определение ёмкости лёгких» Профилактика заболеваний.   работа   жизненной   лёгочных Обмен   веществ     в   организме Составление пищевого рациона Определение энергозатрат.   Нервная   система   анализаторы.  Практическая работа: «Определение остроты слуха»   и   Влияние вредных привычек   на   ДС. Строение     дыхательной системы.   Роль   носовой полости.  Режим Строение пищеварительной системы. Роль витаминов. И ферментов. питания.     и Условные   и   безусловные рефлексы   их торможение. Профилактика нарушения  зрения.     работа: Практическая «Выявление  объёма памяти  и внимания.   Определение   внимания   и работоспособности» ВНД­её   роль   в   жизни человека. Гигиена ВНД Жизненная   ёмкость   лёгких.   Вдох, выдох. Задержка дыхания. Бронхит, пневмония. ОРЗ. Рак лёгких. Калорийность   продуктов.   Белки, жиры, углеводы. Пищевой рацион.  Норма питания. Пост, диета.    глаза. Большие   полушария   мозга.   Отделы   Нервные   процессы. мозга. Аккомодация     Цветовое Близорукость, зрение.   дальнозоркость. Бинауральный слух. Упражнения   для   мышц   глазного яблока. образная, Механическая, кратковременная   память.   Логика. Самоконтроль, темперамент.   Итого                                                        21час  Режим. Нормы умственного труда. 1 1 1 2 1 3 1 1 1   Самостоятельно   подбирать алгоритм   действий; формировать   программу   эксперимента;   качественно   и количественно описывать объект; Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать   тексты   различных   типов;   уметь   выслушивать выступление. Определять   наиболее   рациональную   последовательность индивидуальной   и   коллективной   деятельности; самостоятельно алгоритм   действий; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей;   вырабатывать общее решение   подбирать   Уметь доказывать и опровергать; формировать программу эксперимента;   устанавливать   межпредметные   связи, применять   формулы     и   производить   расчёт   в экспериментальной деятельности,  формировать  программу эксперимента; вырабатывать общее решение.   алгоритм   действий; Самостоятельно   подбирать организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою   работу   и   работу   других   людей   Подбирать   и группировать   материал   по   определённой   теме;   создавать тексты   различных  типов;   уметь   выслушивать   выступление другого Тематическое планирование курса     «Экология  природных экосистем» 1 Тема Экосистема (смешанный, широколиственный)  леса   Основное содержание Особенности лесов Калининградской области.   Многообразие   лесов,   их отличия. лесных сообществ   Описание   Практическая деятельность   Практическая работа. Отработка   методик   исследования   в лесу:   маршрутные,   точечные   и площадочные птиц, геоботаническое   описание   лесных биотопов,  учёты     2 УУД Метапредметные  умения   понимать   проблему, выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,   выделять   причинно­следственные   связи   в 2 3 4 5 6 7     Экосистема (хвойный)  Экосистема (пойменный, суходольный) леса Описание лесных сообществ луга Луга   Калининградской   области,   их особенности.   Отличие пойменных и суходольных лугов Экосистема пресного водоема (проточный, стоячий)   и   Реки   озёра Калининградской области, особенности   проточных   и   стоячих водоёмов. Методы гидробиологических исследований.   Экосистема   болот (верховое, низинное) Образование   болот.   Отличительные признаки   верхового   и   низинного болота. Особенности растительности болот Экосистема Балтийского моря Охраняемые природные территории       и   Балтийского история Происхождение Балтийского   моря.   Разновидности берегов   моря, особенности геологического строения   берега   Балтийского   моря. «Сокровища» в песке Разновидности   особо­охраняемых территорий: заповедники, заказники, национальные   парки,   другие   виды охраняемых территорий 8 Экскурсии Национальный   парк   «Куршская коса», п. Примомье,  Полесский лес, Шешупский лес, Неманский.     Практическая работа. изучение   лесной   энтомофауны, изучение   видового   многообразия лишайников разными методами. Практическая работа. Геоботаническое   описание   луговой экосистемы,   составление   гербария, видовое   многообразие   птиц   луга, многообразие   насекомых   луговых биогеоценозов Практическая   работа.  Описание водоёма,   сбор   гидробионтов   при помощи гидробиологического сачка, описание  растений  водоема,   водные и   околоводные   птицы;   насекомые, обитающие   и водоёме амфибиотические насекомые. работа. Практическая Геоботаническое описание экосистемы   болота,   гидробионты озерковых   комплексов,   насекомые болот,   орнитофауна   болот,   видовое многообразие лишайников болот Практическая работа.  Исследование   растения штормовых   выбросов, песчаного   пляжа,   исследование численности   морской   блохи, насекомые пляжа.     в           и   Практическая работа. растительности, энтомофауна территории, лишайников, Описание орнитофауна охраняемой многообразие гидробиологические исследования. заказники: зоологические Заповедный,   охраняемые   водно­ болотные угодья, ботанический сад.       2 2 2 2 2 2 2   пользоваться   устных и письменных  высказываниях,  формулировать выводы; умение   самостоятельно   организовывать   собственную деятельность,   оценивать   её,   определять   сферу   своих интересов; умение   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.  Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; самостоятельно подбирать алгоритм действий; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей;  вырабатывать общее решение. Предметные    уметь   производить   сбор   материала   на исследование,   И определителями.   Знать последовательность   действий при   проведении     анализа   почв.,   состава     растений, определение     видов     беспозвоночных.     Позвоночных животных.     экологический   анализ территорий.  И сообществ. работать с инструкционной  личностные  совершать   мыслительные картой.;   операции   и   оформлять  Формировать   экологическое мышление:   умение   оценивать   свою   деятельность   и поступки   других   людей   с   точки   зрения   сохранения окружающей   среды – гаранта   жизни   и   благополучия людей на Земле.   Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать конечный   результат,   выбирать   из   предложенных   и искать самостоятельно  средства достижения цели.   Производить     методиками. Формирование ответственного отношения к природе и экологического сознания. Тематическое планирование курса   «Экология сред обитания живых организмов. Экологический практикум» «Аптекарский   огород». создания. Значение поведения.     История   правил № п/п 1 Тема Основное содержание Введение  Правила   по   Технике   безопасности, знакомство     лабораторным оборудованием. с Лабораторное   оборудование   для   практических работ,   правила   техники   безопасности,   приемы обращения с   сыпучими веществами и растворами кислот, щелочей, солей.  Особенности методов и средств оценки состояния окружающей среды. Оказание первой помощи при химических ожогах. Основные понятия Лабораторное оборудование, ТБ. Кислоты, щелочи. Тема 1. Вода – источник жизни.  Экологические   исследования   по теме: «Вода» Практическая работа  Определение   органолептических показателей   воды.   Кислотность   и минеральный   воды. Определение водородного показателя рН воды водопроводной и   минеральной.   Определение   и устранение жесткости воды состав     Вода.   Свойства   воды,   ее   распространение   в природе, значение для жизни человека, животных и   растений.   Использование   воды   в   народном хозяйстве.   Растворы   в   природе,   технике,   быту. Растворитель   и   растворяемое   вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в   воде.   Приемы   выращивание   кристаллов   из растворов.   Измерение   плотности   воды Демонстрации. ареометром.   Приготовление истинного   раствора   и   взвеси.   Приемы   решение задач на растворы. Домашний   эксперимент: замерзание   воды   в стеклянной бутылке. Выращивание кристаллов из насыщенных растворов поваренной соли и медного купороса.   Видеофильм.   молекулы Физические цвет, запах.   Строение воды.   свойства, органолептические показатели, мутность, Жесткость. Кислотность. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные.   2 Тема   2.   Воздух,   которым   мы дышим. 3 Кол­во часов 1 2 Практ. часть 1 УУД   способность   Развивать анализировать,     составлять план     работы,   эксперимента. Подбирать необходимое оборудование. Развивать навык работы в группе, распределять роли, нести ответственность за принятые решения.   1 работать   с   рекомендуемой литературой; ­   самостоятельно   выбрать тему  и аргументировать  свой выбор; ­ сформировать цели и задачи проведение исследования;  ­ разработать план работы; ­ вести дискуссии и  работать в коллективе; 1 Экологические исследования по теме: «Воздух». Практикум.     «Изучение   действие кислотного   загрязнения   воздуха   на (Моделирование растения. экологических   ситуаций     с загрязнениями) «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого   воздуха   с   помощью индикаторных   трубок»   (Экспресс анализ  окружающего воздуха) Тема 3.  Экологические   исследования   по теме: «Почва». Практикум   структуры, механического   состава,   цвета   и степени кислотности образца почвы. Изучение         Экологические Тема 4.  исследования по теме «Окружающая среда» Практикум. Экспертиза продуктов питания   в   домашних   условиях (простые   способы).  Определение содержания нитратов  в продуктах питания. Смеси. Природная смесь воздух. Состав воздуха. Характеристика смесей, массовая доля, объемная доля. Приёмы решение задач  « Объемная доля смесей» (на примере газообразных смесей.) Факторы, влияющие на состав воздуха. Экологическое состояние   атмосферы в КО. Смесь.   Однородные, неоднородные   смеси. Состав     воздуха. Массовая   и   объемная доля вещества. Предельно   допустимая концентрация. Загрязнение.   Характеристика видов почв  в КО.  Кислотность и засоленность.  Антропогенные нарушения почвы. 2.Практикум:  Изучение структуры, механического состава, цвет и степень кислотности образца почвы. Определение тяжелых металлов в почве. 3.Почва­ пример  природной смеси. Решение   задач   на   вывод   формулы   веществ   по массовым долям. (Состав   смеси).   неорганических веществ.   Знакомство   с   классами Неоднородные   смеси. Виды почв. Структура, механический состав. Оксиды, кислоты, соли. основания,   Принципы здорового питания. Калорийность. Практикум.   Экспертиза   продуктов   питания   в (простые   способы). домашних   условиях   Определение содержания нитратов   в продуктах питания.  Решение   задач   с   биологическим содержанием   (расчет     калорийности   школьного обеда) Белки,  жиры и углеводы. Нитраты. Калорийность. 3 3 3 3 4                     расчёт доказывать и Уметь   формировать опровергать; программу эксперимента; устанавливать межпредметные связи, применять формулы   и производить в экспериментальной   формировать деятельности, программу эксперимента;   вырабатывать общее решение, делать выводы. навыки Развивать   определять самостоятельно   предмет   и   объект исследования,   формулировать цели, задачи и составлять план исследования.     Уметь     делать выводы   на основании эксперимента.  способность Развивать   распределять роли,  работать в Продолжить команде. ИКТ формировать   компетентность   ­   работа     с оформлением отчета. Практические навыки работы с лабораторным оборудованием. Использование   химических знаний  на практике. работать самостоятельно с химическими веществами;     проводить   химический ­ анализ. 5 6 7   5.Экологический Тема практикум» Здоровье человека» Практикум:  «Изучение воздействия   вредных   химических факторов на здоровье человека» здоровья.   Факторы     Возрастные Здоровье. показатели (Биометрические…) Практикум:   «Изучение   воздействия   вредных химических факторов на здоровье человека» Влияние   лекарств,   алкоголя,   курения   на   белок, слюну человека.   Виды Рассмотреть     количественные   характеристики кислотной,   щелочной   и   нейтральной   среды водных растворов, используемых в повседневной жизни веществ. История   получения   индикаторов. индикаторов. Кислотная и щелочная среда. Практическое   значение     знаний   по   определению уровня кислотности. РН­ показатель кислотности. Значение показателя кислотности   для   живых   организмов,   для биологических процессов. Знакомство   с   производствами.     Качественный   и количественный анализ на практике. Методы химического анализа.  Знакомства с представителями  разных профессий на  данных производствах.     Экологическое Тема 6. исследование. Моделирование   экологических ситуаций  Практикум   «Среда водных растворов». Экскурсионный блок. Моё профессиональное будущее. Лаборатория «Водоканала». Предприятие Содружество «СОЯ». Итого  21 3 3 3 белка. белка.     Здоровье.  Факторы здоровья. Строение Свойства Денатурация. Антибиотики. Спирты. Индикаторы. Кислая, нейтральная  Щелочная среда Структура производства. Качественный   анализ. Количественный   анализ. Аналитическая химия. Лаборант     химического анализа. Биолог. Эколог. Вирусолог. Гидробиолог. Биоинженер.   Инженер­ технолог по   водоподготовке (водоочистке,   очистных сооружений)   Подбирать   и   группировать материал   по   определённой   теме; создавать тексты различных   типов;   владеть различными способами изложения текста.    Уметь   находить   информацию, отбирать содержание. Практические навыки работы с лабораторным оборудованием. Уметь вести диалог, работать в   анализировать, коллективе,   прогнозировать, обобщать делать выводы. Тематическое планирование курса    «Социальная экология» Тема Основное содержание № п/п 1.    Изучение Введение. состава   видового растений на территории гимназии.                   кабинетов озеленения  видового     состояния      Степень пришкольного участка. Определение      состава     и     растительности пришкольной территории. Изучение запыленности воздуха   в   различных   местах пришкольной   территории   по степени загрязнения листьев. Изучение   видового   состава комнатных растений, используемых для озеленения учебных и рекреаций гимназии. Безопасность   использования комнатных   растений   в образовательных учреждениях. Создание брошюры "Рекомендации   по   уходу   за комнатными растениями." Методы   озеленения. цветовой совместимости Мини­проект территории гимназии" Семь   законов   экологии. Знакомство   с   принципами разделения отходов.  Создание продукта   (социальный   ролик, мультфильм)   и   приёмы   Подбор   по гамме и   растений. "Озеленение             Формы контроля Оформление отчётов   по итогам   Основные понятия   Жизненная Фотосинтез.   Фитонциды.   форма   Систематика. Голосеменные   и   покрытосеменные растения.   Определитель   растений. Антропогенное влияние.  растений.     Лиана.   Ампельное Фитонциды. растение.  Полив, рыхление,   опрыскивание,   подкормка, обрезка.   Суккуленты.   Ландшафтная   композиция. Стиль. Альпинарий.   Партер. Топиарное искусство. Сад непрерывного цветения. Розарий. Рабатка.     Экологическое равновесие. Экологические   проблемы.   Пищевая цепь.   Опустынивание.   Озоновый   слой. Парниковый эффект. Рециклинг. Кол. часов 3 3 3 3 УУД       оценивать итоги   правильность  •   умение   вести   себя   культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде;  •   осознавать   границы   собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе; • понимать перспективы дальнейшей учебной работы; • определять цели и задачи усвоения новых знаний; • выполнения своих действий; • вносить необходимые коррективы, своей подводить   познавательной, учебной, практической деятельности. •   умение   извлекать   информацию, представленную   в   разной   форме (вербальной, иллюстративной, схематической,   табличной,  условно­ знаковой и др.), в разных источниках (определители, справочная литература, Интернет и др.); • причинно­ следственные   связи   и   зависимости между живой и неживой природой,    осуществляется   совместная • познавательная, трудовая, творческая   деятельность   в  парах,   в группе; •   осваиваются   различные   способы взаимной   помощи   партнёрам   по общению, осознаётся необходимость устанавливать           2. Изучение   комнатных растений на территории гимназии.   3. 4.   с Знакомство ландшафтным дизайном. Экологические законы Коммонера 5.   профессии Новые естественнонаучного направления     с новыми Знакомство профессиями естественнонаучного направления. Работа с атласом профессий. Защита проектов 6­7 Особо   охраняемые природные территории Калининградской области (Экскурсии) Куршская Ботанический сад.   Коса.     Национальный парк «Куршская Коса» Государственный   природный заказник «Дюнный» Государственный   природный парк «Виштынецкий» Государственный   природный заказник «Громовский»       Урбанист­эколог.   Молекулярный диетолог.     Консультант   по   здоровой   Сити­фермер. старости. Экоаудитор. Рециклинг­технолог. Экопроповедник. Парковый эколог.   Биоэтик.   Заповедник.   Заказник.   Национальный парк. ландшафты. воздействие. Антропогенное Экологический мониторинг. Рекреационные нагрузки.   Природные       3 3 доброго,   уважительного   отношения между партнёрами; •  умение   донести   свою   позицию   до других:   оформлять   свою   мысль   в устной и письменной речи ; • слушать и понимать речь других. • учиться выполнять различные роли в   группе   (лидера,   исполнителя, критика). Пример  «Зачетный лист» Программа  «Экологический Марафон. Экологические даты»  2014­2015  учебного года Приложение 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.                                                                      М.В. Ломоносов Зачётный  лист  Ученика(цы)       МАОУ гимназии  №40 имени Ю.А. Гагарина Фамилия  имя  класс__________________________ 2015­2016г Тема №1__________________________________________________________ Моя  деятельность  на  уроке______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Подсказка: укажите, работал ли ты индивидуально  или в группе. Тема: (твоего конкретного  задания) Как ты, или  группа организовали   деятельность, распределили  обязанности,  или  всё делали  вместе.  Что  было поручено тебе, как ты это делал. Моё открытие  (что удивило, чему  научился)__________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _ Прочитайте, соответствующий  теме  раздел в   файле «Электронная  рабочая  тетрадь». Выполни  задание, предложенные по  данной  теме. Укажи  №   задания  и оформи  его  в этом зачётном листе. Рабочая тетрадь стр. №_____ Задание №_______ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Пример  заданий из рабочей тетради  «Международные Дни» Приложение 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ   ДНИ   НАБЛЮДЕНИЯ   ЗА   ПТИЦАМИ В   первые   выходные   октября   на   нашей   планете   отмечаются   Международные   дни наблюдения птиц. Жители России присоединились к участию в Днях наблюдений птиц с 1995   года.   Основных   целей     этого   экологического   мероприятия,   две.   Первая   – общественно­просветительская   –   стремление   привлечь   внимание   людей   к   миру   птиц   и проблемам   сохранения   мест   их   обитания.   Вторая   цель   –   научная   –   получение   свежих данных о миграциях, позволяющих оценить численность разных видов птиц и выяснить пути их перелетов.  На Куршской косе с 1901 г. и  по сей день существует первая в мире орнитологическая станция “Зяблик” (от лат. Фрингилла). Направление косы «совпадает» с направлением перелёта птиц на зимовку. И осенью в день над “Косой” проносятся сотни видов.1 тысяч сотен птиц            Чибис                                                Рябинник                                                Гагара          какой целью проводится С птиц? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Пути стране. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ кольцевание миграции вашей птиц в               Как птицы? 1.    Самая маленькая лесная птица России                 2. Самая большая  лесная птица  России _________________________ __________________________ называются эти     1 Экологический календарь. http://eco.kraslib.ru/index.html?page=6 Как ориентируются перелётные птицы?______________________________________________ МЕЖДУНАРОДНЫЙ   ДЕНЬ   ВТОРИЧНОЙ   ПЕРЕРАБОТКИ   Ежегодно 15 ноября в ряде стран отмечается Всемирный день рециклинга, или Всемирный день вторичной переработки. Главная цель данного праздника – привлечь внимание властей, общественности   и   промышленных   структур   к   этой   теме.   Главная   задачи   вторичной обработки — решение проблемы ограниченности ресурсов, снижение стоимости готовой продукции   за   счет   использования   более   дешевого   сырья   и   борьба   с   загрязнением  2 окружающей среды.     Заполни таблицу «Способы переработки»     Пластик Стекло  Нефть Резина Методы  переработки Методы утилизации Что можно  изготовить из  переработанного  материала Наносимый вред  2 Экологический календарь.https://text.ru/rd/ природе  Практическая работа Из ненужных пластиковых бутылок, дисков, мячей и т.п. сделайте подделку  (органайзер, картина и т.п.) Сделайте фото! Как своими действиями уменьшить отрицательное воздействие на природу  мусора? 1.__________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ 5.__________________________________________________________________ Заполни пропуски….. 1.Энергии,   сохраненной   при   переработке   одной   стеклянной   бутылки, достаточно что бы___________________________________________________   2.За   один   год   переработка   вторичных   металлов   в   мире   позволяет   сберечь ресурсы, достаточные для того, чтобы__________________________________. 3. Во всем мире ежегодно более __________ млекопитающих, погибают из­за выброшенных   ______________________________________________________. 4. Если в море бросить бумажную салфетку, то она исчезнет через ______, спички растворятся через __________. Брошенный окурок проплавает в море от   ______   до   ______.   Пройдет   ______,   и   только   после   этого   исчезнет стандартная стеклянная бутылка! Курс   «Экология человека. Физиологический практикум» Инструктивная карта №1 Приложение 3.     по   «Определение   гармоничности   физического   развития   Тема:  антропометрическим данным (соматометрические исследования)» Цель: Научиться  определять  показатели физического развития  с помощью измерений. Оборудование:  весы, сантиметр. План работы: 1.  измерить  рост   (стоя ровно у стенки),  2.   измерить   окружность   грудной   клетки   в   покое,   при   полном   вдохе,   при полном выдохе; (сантиметровая   лента     опускается   по   подмышкам,   высокой   точке   груди   и лопаткам) 3. определить свой рост; 4. все измерения записать в таблицу. Возраст испытуемого Показатель  роста Показатель окружности грудной  клетки. В покое mах вдох mах  выдох Показатель  веса. 5. Сравнить  полученные данные с таблицей статистики.      Выяснить свой «Коридор» 6.       Сделать   вывод:     о   степени   вашего   развития     в   тетради   (чем   больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к  среднестатистическим). Инструктивная карта №2 Тема:  «Оценка показателей   физического развития   с помощью расчётных формул. Теоретический расчет роста». Цель: научиться с помощью формул рассчитывать своё физическое развитие.  План  Сделайте необходимые расчеты по предложенным формулам. I. 1 Рассчитайте   значение   среднего     роста   по   формулам   для   вашего возраста:  Для девочек (6   * возраст +76).  Для мальчиков    (6  * возраст +77)       2. Сравните  со значением вашего реального роста, сделайте вывод Справка:  отклонение   вашего роста от   статистики   не должно превышать (+2,5см ,­ 2,5 см.­для мальчиков),( +3,5см,­,3,5см. для девочек).   Если   рост   на   20   %   больше,   меньше   среднего   это   может   говорить   о эндокринных нарушениях. 3.Теоретический расчет окружности грудной клетки. Справка:  Мальчики 13­17лет  =     4,1 * возраст +20 Девочки  13­18лет  =  2,2  * возраст +45 4. Теоретический расчёт массы тела.   Справка: 13­14лет   рост (в см)  *  окружность грудной клетки (см) и  разделить это   произведение на 240. II. Сделайте вывод о развитии собственного организма. Приложение 4. Курс  «Экология   сред   обитания   живых   организмов.   Экологический практикум» Экологический практикум по теме: «Вода». I. Расчетный практикум «Расчеты по определению массовой доли растворенного вещества в процентах » 1.  При  выпаривании  25  грамм  раствора   получили  0,25 г  поваренной  соли. Определите массовую долю растворенного вещества в процентах. 2.В   513   граммах   дистиллированной   воды   растворили   27   грамм   соли. Вычислите содержимое растворенного вещества  в полученном растворе.(%) 3*.К 200 грамм раствора, массовая доля вещества в котором 0,3, добавили 100г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе. 4*.Для   консервирования   огурцов   используют     столовый   уксус,   который представляет собой раствор с массовой долей   3%. Какая масса уксусной кислоты в  столовом уксусе  массой 250 грамм. 5.Купоросное масло  представляет собой водный раствор серной кислоты  с массовой   долей   кислоты   96,   5%(Н2SO4).Какая   масса   серной     кислоты   в купоросном масле  массой 20 кг. 6Для   инъекций   в   медицине   используют   физ­раствор   (раствор   поваренной соли­   хлорида   натрия   –  NaCl)     сколько   грамм   соли   необходимо   для приготовления 500 грамм  физиологического раствора. 7**Найдите массу раствора с массовой долей соли 5 %, в котором следует растворить 20 грамм соли, чтобы получить раствор с массовой долей 7%. «Экспериментальный практикум» 1. Приготовьте   раствор   поваренной   соли   массой   50   грамм   и   массовой долей 10 % План 2. Вычислите сколько воды и соли необходимо для эксперимента. 3. Взвесить соль на весах. 4. Измерить необходимый объем воды мерным цилиндром. II. Химический эксперимент Моделирование экологических ситуаций ОПЫТ  «ОЧИСТКА ВОДЫ ОТ СМС» Оборудование   и   реактивы:  колба   с   раствором   СМС,   поваренная   соль, электрическая плитка, стеклянная палочка. Ход опыта:  В   химический   стакан   наливаем   2   –   3   мл   раствора   СМС,   нагреваем   и добавляем поваренную соль до получения насыщенного раствора (постоянно помешивая стеклянной палочкой) По мере насыщения раствора поваренной солью растворимость СМС уменьшается и они всплывают в виде творожистых хлопьев над прозрачной жидкостью. Их можно собрать или отфильтровать. ОПЫТ   «СПОСОБЫ   ОЧИСТКИ   ВОДЫ   ОТ   НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ» Оборудование и реактивы: два кристаллизатора, пробковая крошка, кусочки пенопласта, колба с водой, нефть.      Ход опыта:  В кристаллизатор налить воды  и добавить 1 – 2 мл нефти. На образовавшуюся нефтяную   пленку   высыпать   пробковую   крошку   в   один   кристаллизатор   и кусочки пенопласта в другой. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку   собирают   с     поверхности   воды   .   В   качестве   адсорбента   можно использовать также опилки, жгуты из пеньки. III. Карта ­ инструкция по анализу пробы воды 1. Цвет (окраска) Диагностика   цвета   ­   один   из   показателей   состояния   водоёма.   Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд   набирают   воду   и   на   белом   фоне   определяют   цвет   воды   (голубой, зелёный,   серый,   жёлтый,   коричневый)   ­   показатель   определённого   вида загрязнений.   Отсутствие   выраженной   окраски   говорит   об   отсутствии загрязнений (или их минимальном содержании). 2. Прозрачность (мутность) Прозрачность   воды   зависит   от   нескольких   факторов:   количества взвешенных   частиц   ила,   глины,   песка,   микроорганизмов,   содержания химических соединений. Для   определения   прозрачности   воды   используют   прозрачный   мерный цилиндр  с плоским  дном. В него  наливают  воду  на высоту  столба 20 см, подкладывают под цилиндр шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв 0,5 мм. Затем сливают или отбирают пипеткой воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измеряют высоту столба   оставшейся   воды   линейкой   и   выражают   степень   прозрачности   в сантиметрах.   При   прозрачности   воды   менее   3   см   водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении. 3. Определение запаха воды  Характер и интенсивность запаха определяют органолептически при 20 Си 50­60°С. Интенсивность запаха выражают по пятибалльной шкале (см.табл.1). Обычно   характер   запаха   воды   описывается   следующими   терминами: ароматический   (огуречный,   цветочный);   болотный   (кислый,   тинистый); гнилостный   (фекальный,   сточный);   древесный,   землистый,   плесневелый, рыбный, сероводородный, травянистый, неопределенный. В колбу наливают 100 см3 пробы воды. Горлышко колбы закрывают часовым стеклом   и   подогревают   на   водяной   бане   до   50­60°С,   перемешивая вращательными движениями. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяют характер и интенсивность запаха по пятибалльной системе. Вторую пробу проверяют при 20°С. 4. Определение содержания водородных ионов (рН) Приближенное   значение   рН   определяют   следующим   образом.   В   пробирку наливают   5   мл   исследуемой   воды,   опускают   в   пробирку   полоску индикаторной бумаги и сравнивают ее окраску со шкалой. 5. Определение карбонатной жесткости воды В   склянку   наливают   10   мл   анализируемой   воды,   добавляют   5­6   капель фенолфталеина.   Если   при   этом   окраска   не   появляется,   то   считается,   что карбонат­ионы в пробе отсутствуют. В случае возникновения розовой окраски пробы титруют( устанавливают ее количество)  6. Определение хлоридов Концентрация   хлоридов   в   водоемах   ­   источниках   водоснабжения   ­ допускается   до   350   мг/л.   В   водах   рек   северной   части   России   хлоридов содержится обычно немного, не более 10 мг/л, в южных районах ­ до десятков и сотен мг/л. Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно­ бытовых и промышленных сточных вод. Это показатель весьма важен при оценке санитарного состояния водоема. Качественное определение хлоридов с   приближенной   качественной   оценкой   проводят   следующим   образом.   В пробирку отбирают 5 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 10 %­ного раствора   нитрата   серебра.   Приблизительное   содержание   хлоридов определяют по осадку или помутнению (см. табл.2). 7. Определение ионов железа        К 10 мл исследуемой воды прибавляют 1­2 капли 24% НС1 и 0,2 мл (4 капли)   50%­го   раствора   КNСS.  Перемешивают   и   наблюдают   за   развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице (см.табл.3).3 Все полученные данные внесите в бланк. Оцените качество воды по пятибальной системе: 5 ­ вода полностью соответствует всем санитарным нормам. 4 – есть небольшие отклонения в физических показателях (цвет, запах,  мутность). 3 – есть отклонения по одному из химических показателей. 2 – есть отклонения по 2 и более показателей. 1 – вода полностью не соответствует санитарно­гигиеническим нормам. Таблица 1. Оценка интенсивности запаха воды. Интенсивность Характер проявления запаха Оценка интенсивности запаха 3 Урок: « Определение качества питьевой воды». http://referatzaedu.ru/referat­229720.html запаха Нет Очень слабая Запах   не   ощущается   потребителем, Запах не ощущается.   но Слабая Заметная Отчётливая обнаруживается при лабораторном исследовании. Запах замечается потребителем, если обратить на это внимание. Запах   легко   неодобрительный отзыв о воде. Запах   обращает   на   себя   внимание   и   заставляет воздержаться от питья. замечается   и   вызывает Очень сильная Запах   настолько   сильный,   что   делает   воду непригодной к употреблению. Таблица 2. Оценка содержания хлоридов в баллах 0 1 2 3 4 5 Осадок или помутнение Концентрация хлоридов, Опалесценция или слабая муть  Сильная муть Образуются хлопья, но осаждаются не сразу  Белый объёмистый осадок Таблица3.  Примерное содержание ионов железа Fе    3   в мг/л Отсутствие окраски Едва заметное желтовато­розовое Слабое желтовато­розовое Желтовато­розовое Желтовато­красное Ярко­красное мг/л 1­10  10­50  50­100  более100 менее 0,5 от 0,05 до 0,1 от 0,1 до 0,5 от 0,5 до 1,0 от 1,0 до 2,5 более 2,5 Бланк результатов экологического практикума. Исследования.  Качество воды Тема 6.  Экологическое исследование Моделирование экологических ситуаций. Практикум «Среда водных растворов». Инструктивная карточка по  теме «Среда водных растворов». Цель:  Задачи: Оборудование: Реактивы: Таблицы:  Основные понятия темы: Методы: Ход занятия Таблица. Результаты лабораторного опыта           рН     [Н+]   моль/л Тип среды        раствора Исследуемое  вещество Раствор  питьевой соды Желудочный сок Раствор  туалетного мыла Раствор  мыла«Dove». Тоник для  очистки кожи  лица Чёрный кофе   Заполните пропуски……. 1. Существуют три типа среды водных растворов: _____________,  ______________, _____________________. 2. Значения рН меньше в __________________ среде. 3. [Н+]  моль/л больше в ___________________среде. 4. Значения рН больше в __________________ среде. 5. [Н+]  моль/л меньше в ___________________среде. 6. Чему равен  рН в нейтральной среде?___ Контроль и коррекция знаний учащихся 1. Какой   компонент   желудочного   сока   обуславливает   кислотную реакцию среды? 2. Какой   из   исследуемых   растворов   можно   использовать   для устранения изжоги? 3. Верхний слой кожи имеет рН =5,5, почему не рекомендуется для частого умывания использовать мыло? 4. Для какой цели во все лосьоны для очистки кожи лица добавляют слабые кислоты? 5. Почему в известной телевизионной рекламе советуют использовать для ухода за кожей лица мыло «Dove»? Вывод:……. Где вы сможете использовать приобретённые знания? Полезны ли вам  знания, полученные на уроке?                   План – конспект занятия «Химия и кухня» Название курса: «Повседневная химия в задачах и опытах». Приложение 5.  Химия везде, химия во всем:  Во всем, чем мы дышим,  Во всем, что мы пьем,  Во всем, что едим.  Известный   шеф­повар   Поль   Бокюз   однажды   сказал: «Жизнь — это маленькая кухня, на которой мы готовим блюда под названием «счастье». На этой кухне мы сами себе   шеф­повара,   какие ингредиенты мы будем добавлять в наши блюда. Важно помнить,   что универсального   рецепта нет,   поэтому   и только   нам решать, творите, пробуйте что­то новое. И, может быть, тогда, в конце, вас будет ждать награда». Рецепт супа для «жизни» (рецепт «счастья») Ингредиенты супа   Основа   или   бульон   (раса,   пол,   этническая   сексуальная   ориентация, 1. принадлежность, дееспособность) 2.   Главные   или   первые   добавки  (социальный   статус, место   жительства,   семья­семейное положение) 3.   Добавочные   ингредиенты   ­   приправы   (хобби   и увлечения,   вера   и   религия,   карьера,   политические   образование, взгляды) 4.   Секретные   ингредиенты   ­   изюминка   (личный   опыт,   скрытые   таланты) Процесс приготовления:  возьмите  основу  для  бульона  и поместите  все  в кастрюлю. Добавьте главные ингредиенты и томите на медленном огне 18­25 лет, добавляя приправы и секретные ингредиенты по вкусу. Сделайте себя сами! Задание. Нарисуйте кастрюлю или супницу, в которой вы будете варить свой суп. Создайте свой рецепт 2­х супов. Первый рецепт супа для еды (здоровое питание). Второй рецепт супа для жизни (рецепт «счастья» и успеха в жизни). Решение задач Задача №1.  Считается, что в дневном меню соотношение белков, жиров и углеводов   по   массе   должно   составлять   1:1:4.   Рассчитайте   количество вещества   (моль)     углеводов   С12Н22О11  и   жиров   (С17Н35СООО)3С3Н5.   Масса белка в этом меню составляет 100 г.  Задача   №2.  Источниками   белка   могут   служить   растительные   продукты: плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис). Они содержат до 22­23% белков по   массе.   Какая   масса   фасоли   требуется,   чтобы   обеспечить   дневную потребность в белках семьи из 4­х человек (2 взр. и 2 детей). Норма белков для взрослых – 200 г., для детей – 150 г в день.  Задача №3.  В состав натурального мёда содержится около 75% глюкозы и фруктозы, 1­1,5% сахарозы и 18% воды. Рассчитайте массу сахарозы и воды в 10 л натурального мёда, если плотность равна 1,4 г/мл.  Задача   №4.  Хороший   и   эффективный   разрыхлитель   для   выпечки   мучных изделий   –   гидрокарбоната   аммония.   Рассчитайте   объём   газообразных продуктов разложения 0,5 г разрыхлителя.  NH4HCO3=NH3 +↑ H2O +↑ CO2  ↑ Лабораторный практикум  Обнаруживаем органические кислоты в продуктах питания  Проверяем продукты питания на содержание крахмала  Готовим индикаторы из растительного сырья Это интересно! Пищевые пристрастия и характер  Источник: http://meduniver.com/Medical/profilaktika/pichevie_pristrastia_i_tiaga_k_opredelen noi_piche.html MedUniver Как определить характер человека по тому, что он ест ­ Woman's Day www.wday.ru/dom­eda/kuhni.../one­scharacter­depends­on­what­he­eats.. Примерные темы учебно­исследовательских и проектных работ  в рамках ОИПД Приложение 6. 1. Изучение качественных характеристик чая 2. Изучение влияния лекарственных препаратов на живые объекты 3. Изучение  качественных  характеристик  продуктов  питания  домашних животных 4. Изучение качественных характеристик мороженого 5. Изучение качественного состава жевательной резинки 6. Изучение свойств жиров и масел. Вред и польза жирной пищи 7. Изучение качественных характеристик кофе 8. Изучение продуктов быстрого приготовления. Вред фаст­фуда 9. Изучение качественного состава и свойств газированных напитков 10.  Изучение   качественных   характеристик   продуктов   спортивного питания. Вред и польза 11. Изучение качественных характеристик шоколада. Польза шоколада 12. Приготовление мыла в домашних условиях 13. Оформление школьной рекреации 14. Оформление пришкольной территории 15.  Оформление   сборника   «Литературные   закладки»   (для   проведения уроков химии в 8­м классе) 16. Оформление сборника для проведения курса «Повседневная химия в задачах и опытах».

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса для учащихся 7-8 -х классов (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"

Программа профильного курса  для учащихся 7-8 -х  классов  (естественнонаучного профиля) "Человек в окружающем мире"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018