Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»
Оценка 4.8

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Детсад—1 кл
05.12.2018
Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»
Цели программы: • формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе; • обучение детей дошкольного возраста чтению и письму, не вступая в противоречие с методами школьного обучения; • развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. Задачи программы: • формирование учебных мотивов, предпосылок логического мышления, восприимчивости к обучающей помощи; развитие зрительного анализа, способности принимать учебную задачу, произвольности регуляции деятельности, вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия. • формирование первичного навыка чтения: а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции; б) отработка первой и второй слоговой модели; в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов; г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание); • формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков); • развитие фонематического слуха: а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества без введения терминов; б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова; в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c), (з), (ц); шипящих (ш), (ж), (ч), (щ); сонорных (р), (л); • развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством);
Программа по подготовке детей к школе Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем.doc
«Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского Бюджетное учреждение  Омской области района» УТВЕРЖДАЮ:  Руководитель БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.Р. Хачатрян _________________ 2018 г. Программа   психологической подготовки  детей 5­7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем» Составитель: К. В. Пудова, психолог  отделения социальной  реабилитации инвалидов Большие Уки 2018 г. Содержание программы 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка Содержание программы Календарно – тематический план Список литературы Приложение 3­7 8­20 21­29 30 31­42 2 Пояснительная записка Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это   обусловлено   сложной   адаптацией   ребенка   к   школе.   Школа   предъявляет   к первокласснику   довольно   высокие   требования.   Ребенок   дошкольного   возраста должен   быть   готов   не   только   к   новым   формам   общения.   У   него   должна   быть развита   мотивационная   сфера,   где   любознательность   выступает   как   основа   сформированы   эмоционально­волевые   и познавательной   активности, познавательные   сферы   психических   функций.   Будущий   первоклассник   должен владеть   элементарными   навыками   учебных   действий,   коммуникативными   и речевыми компетенциями. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание   начального   обучения.     Школа   заинтересована   в   том,   чтобы   дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно сформированные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений,  в делении слов на слоги, умели   держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети,   получившие   такую   подготовку,   легко   и   свободно   овладеют   в   школе процессом чтения и письма. По   мнению   современных   физиологов,   психологов,   логопедов,   педагогов возраст   5­7   лет   для   большинства   детей   является   наиболее   благоприятным   для активного   развития   восприятия,   внимания,   памяти,   мышления.   Ребенок   в   этом возрасте   физиологически   готов   к   развивающему   обучению,   у   него   появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений,   навыков.   Именно   старший   дошкольный   возраст   для   большинства   детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что 3 все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно. Развитие   потенциальных   возможностей   ребенка   посредством   овладения универсальными   учебными   действиями,   предложенными   федеральными стандартами   начального   общего   образования,   составляет   основу   начального образования.   В   связи   с   этим,   создание   предпосылок   к   школьному   обучению является еще одной не менее важной целью программы. Будущий ученик должен понять и принять учебную задачу, превратить её в   оценивать   свои   действия. самостоятельную   цель   деятельности, Сформированность личностной и социально ­ психологической готовности ребёнка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника».   Рабочая программа «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем» по  психологической подготовке детей 5­7 лет к обучению в школе разработана в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   стандарта дошкольного образования.   Программа   готовит   детей   к   обучению   в   школе,   осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цели программы:  школе;  • формирование   психологической   готовности   ребенка   к   обучению   в обучение детей дошкольного возраста чтению и письму, не вступая   в противоречие с методами школьного обучения; развитие  связной, грамматически и фонетически правильной речи. • Задачи программы: • формирование учебных мотивов, предпосылок логического мышления, восприимчивости к обучающей помощи; развитие зрительного анализа, способности принимать   учебную   задачу,   произвольности   регуляции   деятельности,   вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия. • формирование первичного навыка чтения: 4 а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции; б) отработка первой и второй слоговой модели; в)   чтение   обратных   закрытых   слогов   на   базе   освоения   прямых   открытых слогов; г)   чтение   открытых   слогов   с   использованием   всё   новых   и   новых   букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание); • формирование   представлений   о   разнице   между   предметом   и   его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков); • развитие фонематического слуха: а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества без введения терминов; б)   формирование   способности   выделения   звука   в   начале,   на   конце   и   в середине слова; в)   специально   организованная   работа   по   произнесению   трудных   по артикуляции звуков: свистящих (c), (з), (ц); шипящих (ш), (ж), (ч), (щ); сонорных (р), (л); • развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством); Программа «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»  рассчитана на работу с детьми 5­7 лет.  Срок реализации: 1год.   Основной   формой   работы   с   детьми   является   индивидуальное   занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:   2 раза в неделю по 45 минут,  с 15­20 минутным перерывом. Образовательные возможности программы  Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5­7 лет). 5 Комплекс   занятий   направлен   на   развитие   пяти   взаимосвязанных психических   процессов,   определяющих   познавательные   возможности:   тонкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи.  Построена программа в форме развивающих занятий с учетом: ­ возрастных и личностных особенностей детей; ­психологических   требований   к   организации   и   содержанию   развивающей работы. Работа построена в форме индивидуальных игровых занятий, что вызывает у ребенка     интерес,   т.к.   это   знакомая   для   него   форма   работы.   Для   снижения утомляемости   проводятся   пальчиковые, физкультминутки.    дыхательные   гимнастики, Условия проведения занятий Руководство занятиями осуществляет психолог. Темп   работы определяется   индивидуальными   особенностями   участника занятия. Система отслеживания и оценивания результатов  обучения по программе Результативность   работы   проявляется   как   в   качественных,   так   и   в количественных показателях. Качественная результативность работы проявится в том,   что   в   процессе   обучения   дошкольников   по   предлагаемой   программе   дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные навыки. Критерии оценки эффективности: В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка,   закладывается   фундамент   для   его   дальнейшего   роста.   Методики, применяемые   для   изучения   особенностей   психического   развития   дошкольников, направлены:   на изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;  на эмоциональное благополучие ребенка;  6  на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; на выработку стратегий индивидуального  подхода к дошкольникам.    На   диагностическом   и   контрольном   этапе   используются   следующие методики:   Методика «10 картинок» (Определение уровня развития процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения). Методика   «Нелепицы»   (При   помощи   этой   методики   оцениваются элементарные   образные   представления,   ребенка   об   окружающем   мире   и   о логических   связях   и   отношениях,   существующих   между   некоторыми   объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется   умение  ребенка  рассуждать  логически   и грамматически  правильно выражать свою мысль). Методика   «Обведи   контур»   (Методика   предназначена   для   исследования наглядно­действенного мышления). Методика   «Сюжетные   картинки»   (Методика   направлена   на   исследование способности   к   анализу   ситуации,   установлению   причинно­следственных   и пространственно­временных   связей,   пониманию   скрытого   и   переносного   смысла, развитию связной речи). Тест «Классификация предметных картинок» (Определение способности к обобщениям).   Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).            Графический диктант (Д.Б.Эльконин). Ожидаемый результат:    К концу прохождения курса по данной программе дети приобретают запас конкретных   умений,   овладевают   некоторыми   способами   обследования   внешних свойств и предметов. Сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических   представлений.   Повышение   уровня   речевого   развития.   Развитие познавательных   интересов   к   учебной   деятельности   и   формирование   желания 7 учиться   в  школе.  Сформированность   правильного   удержания   ручки   для   письма, написание правильно элементов и букв.     В   процессе   приобретения   знаний   формируется   необходимая   будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания Содержание программы Этапы реализации программы:  Программа «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем» по психологической подготовке детей 5­7 лет к обучению в школе предусматривает индивидуальную форму работы. Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов: – развитие мышления; – развитие памяти; – развитие внимания;  – развитие речи; – развитие мелкой моторики; – снятие эмоционального напряжения, релаксация. Вначале   даются   игры   и   упражнения   на   развитие   мелкой   моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.     В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так   и   отрицательных   эмоций   объединяет   детей,   порождает   у   них   желание поддерживать друг друга. «Развитие мышления» 8 Мышление   ребенка   в   возрасте  5­7  находится  «в   плену»   его   житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение   мыслить   подразумевает:   выделение   существенных   признаков   предмета; синтез   различных   признаков   в   целое   представление   о   предмете;   сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.  Задачи: • содействовать развитию наглядно­образного мышления; • развивать сообразительность, любознательность; • развивать мыслительные операции; • развивать логическое мышление; • учить выделять существенные признаки. «Развитие памяти» Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон   головного   мозга.   Для   детей   более   естественно   запоминание   материала, включенного в игровую деятельность. Задачи: • развивать непроизвольную и произвольную память; • развить зрительную и слуховую память. «Развитие внимания» Уровень   развития   внимания   во   многом   определяет   успешность   обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем­то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по   развитию   внимания   должны   быть   непременно   интересны   для   ребенка.   Но   в дальнейшем,   обучаясь   в   школе,   ему   придется   выполнять   ряд   заданий, предполагающих   удержание   внимания   волевым   усилием.   Поэтому   для   будущих первоклассников   очень   важно   развитие   произвольного   внимания,   которое 9 развивается   постепенно,   по   мере   развития   отдельных   его   свойств   (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Задачи: • развивать сенсорное внимание: • развивать слуховое внимание; • развивать моторно­двигательное внимание. «Развитие речи» Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д. Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника,   становление   языковой   системы   которого   еще   не   закончено,   то понимаем   под   этим   совершенствование   всех   указанных   компонентов   языковой системы. Задачи:  • расширять и активизировать словарный запас; • пополнять запас знаний и сведений; • развивать воображение, фантазию; • побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы. «Развитие мелкой моторики» Развитие   координированных   движений   мелких   мышц,   составляющих   кисть руки   необходимо   для   того,   чтобы   ребенок   писал   правильно,   красиво   и   легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом. Задачи: • подготовить   руку   к   овладению   безотрывным   письмом   (развивать   тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти); • научить   детей   ориентироваться   в   пространственных   категориях:   вправо­ влево, вверх­вниз; 10 • упражнять в написании печатного шрифта. «Снятие эмоционального напряжения, релаксация» На   каждом   занятии   проводится   психомышечная   тренировка   для   снятия мышечного   и   эмоционального   напряжения.   В   этой   части   занятия   дети   могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.                          Обучение грамоте, письму  и развитие речи Звук.   Правильное   произношение   всех   звуков   русского   языка.   Гласные   и согласные   звуки.  Место  звука   в слове.  Чистоговорки, скороговорки,  работа  над артикуляцией.   Детские   потешки,   загадки,   сказки,   особенности   их   построения. Обучение   основам   письма.   Передача   настроения   в   интонации   при   чтении. Использование   слов   в   прямом   и   переносном   значении.   Определение   сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу.   Разыгрывание   сказок   по   ролям   с   использованием   средств   языковой выразительности.   Диалог.   Мимика,   жесты.   Сочинение   сюжетных   рассказов   по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем. Математика и конструирование Сравнение   предметов   по   цвету,   размеру,   форме.   Нахождение   общих   и различных   признаков   в   группе   предметов.   Классификация   предметов   по   цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке.   Порядковый   счет   предметов.   Состав   чисел   до   10   из   единиц.   Приемы отсчитывания   и   присчитывания   по   одному,   по   два.   Геометрические   фигуры. Конструирование.   Последовательность   выполнения   игровых   и   практических действий   с   ориентировкой   на   символ.   Обнаружение   логических   связей   между   Решение   задач   на последовательными   этапами   какого­либо   действия. комбинаторику и преобразование. 11 Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев Сухомлинский В.А. писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках   их   пальцев».   Поэтому   очень   важно   поставить   руку,   подготовить   ее   к работе. Именно такую цель преследуют занятия раздела «Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев». По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от  пяти до семи   лет   очень   цепкая   и   наиболее   возбудимая.   Обучение   же   каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы   этого   вида   памяти   уже   миновал.   При   этом   всем   известно,   что   первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой­либо   буквы   у   него   не   получается   элемент,   буква   написана   неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы  пальцев и кисти рук. В этом случае полезны задания по штриховке предметов, как вид работы, укрепляющий мускульную силу кисти руки и пальцев. Можно давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут,  предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать   в   книжках   для   раскрашивания   или   выполнять   работу,   подобную классной. Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются также лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование, поэтому такие задания включены в данный раздел. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради   любой   разлиновки),   рисуя,   конструируя,   что­то   вылепливая,   дети   то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д..  Штриховка, лепка, рисование, моделирование ­ это способ развития речи детей, их логического   мышления,   так   как   попутно   составляются   маленькие   рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки. 12 Предлагаемые методы диагностики: Исследование памяти (в целом, в возрасте 6 лет ребенок удерживает в памяти 7­8 предметов). 1–Изучение   непроизвольного   запоминания   (используется   16   карточек, изображающих знакомые предметы). 2   –   Изучение   произвольного   запоминания   (16   карточек,   с   другими изображениями). 3 – Изучение оперативной слуховой памяти (методика 10 слов). 4 – Изучение наглядно­образной памяти (Тест «Телевизор»). 5 – Оценка смысловой памяти (Тест «Запомни фразы»). Исследование устойчивости внимания 1 –Оценка устойчивости, распределение и переключения внимания (Методика ПЬЕРОНА­РУЗЕРА). 2   –   Тест   для   определения   уровня   развития   свойств   внимания   (Тест «Переплетенные линии»). 3   –   Определение   объема   внимания,   скорости   его   распределения   и переключения.   Используется   при   владении   счетом.   (Тест   «Цифровая   таблица Шульте»). Исследование  наглядно­действенной и наглядно­образной форм мышления (к концу дошкольного возраста, к 5­7 годам,  у ребенка отмечается логическое мышление) 1 – Оценка наглядно­образного мышления (методика «Четвертый лишний»). 2 – Оценка наглядно­действенного мышления (Тест «Обведи контур»). 3   –   Оценка   наглядно­образного   и   словестно­логического   мышления   (Тест «Нелепица»). 13 4   –   Логическая   последовательность   событий   (методика   «Рассказ   по картинкам»). Исследование восприятия 1 – Оценка целостности восприятия (Тест «Что не дорисовано?», тест «Узнай, кто это?»). 2 – Определение способности цветовосприятия (Тест «Закрась фрукт»). Эмоционально­волевая готовность Волевая   готовность –   это   достаточно   высокий   уровень   произвольно управляемого   поведения,   произвольной   регуляции   психических   процессов, действий;   овладение   такой   структурой   деятельности   и   поведения,   в   которой уясняются   мотивы   и   цель,   мобилизуются   усилия,   направляется   и   регулируется психическая активность. Важным   аспектом   волевой   готовности   к   школе   является   формирование нравственно­волевых   качеств.   Дисциплинированность   проявляется   в   умении ребенка   быть   сдержанным   в   поведении,   подчиняться   правилам,   требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога. Подготовить   ребенка   к   обучению   –   означает   не   только   обеспечить соответствующий   уровень   умственного   и   волевого   развития,   но   и   развить   его чувства.  Эмоциональная   готовность –   это   способность   ребенка   переживать позитивные   эмоции,   связанные   с   учебной   деятельностью,   что   создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию. Главный   акцент   в   развитии   эмоционально­волевой   готовности   к   школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:    не бояться трудностей; стремление преодолевать их; не отказываться от намеченной цели. 14 В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, прослушивание музыки). Методы диагностики  и исследования эмоциональной сферы дошкольника Для   диагностики   эмоциональной   сферы   ребенка   чаще   всего   используют метод   наблюдения.   В   психологической   литературе   предлагаются   некоторые стандартизированные  анкеты и шкалы, обеспечивающие данный процесс. – Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека (методика «Веселый – Грустный»). Мотивационная готовность к обучению в школе Формирование мотивов, побуждающих к учению  – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации,   которая   должна   стать   побудительной   причиной   их   стремления   к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям. Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: положительных представлений о школе; желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового; сформированной позиции школьника.    В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут   входить   следующие   причины:   интерес   к   учению   вообще   (основанный   на потребности   в   новых   впечатлениях   от   приобретения   знаний),   желание   получить образование   в   связи   с   пониманием   его   необходимости   для   жизни   и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу. 15 Познавательный интерес – потребностей отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Любопытство –   элементарная   стадия   избирательного   отношения,   которая обусловлена   чисто   внешними,   часто   неожиданными   обстоятельствами.   С устранением   внешних   причин   и   исчезает   и   избирательная   направленность.   Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком. Любознательность –   стремление   проникнуть   за   пределы   увиденного, которое   сопровождается   сильным   выражением   эмоций   удивления,   радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Узкий   познавательный   интерес –   узкая   направленность   на   ту   или   иную область познания. Внутренняя позиция школьника. О ее наличии следует говорить в том случае, если   ребенок   относится   к   поступлению   в   школу   или   пребыванию   в   ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения   школы   продолжает   стремиться   к   занятиям   специфически   школьного содержания,   положительно   относится   к   общественно   принятых   правил   и   норм поведения, признает авторитет учителя. Несформированность   внутренней   позиции   школьника   является   одной   из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Основными   факторами,   влияющими   на   формирование   положительной устойчивой   мотивации   к   учебной   деятельности,   являются:   содержание   учебного материала,   организация   учебной   деятельности,   коллективные   формы   учебной деятельности, оценка учебной деятельности. Выполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы  ­ школьники»). Методы диагностики мотивационной сферы 16 1 – Методика «Определение доминирования учебных или игровых мотивов поведения». 2 – Тест­опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника» (Тест школьной мотивации). 3 – Оценка эмоционального отношения к школе (Тест «Кому что подходит?»). 4   –   Оценка   направленности   ребенка   на   процесс   обучения   в   школе   (Тест «Представь себе…»). 5   –   Тест   на   определение   самооценки   и   уровня   притязаний   ребенка   (Тест «Лесенка»). 6­ Методика « Беседа о школе» Нежнова Т.А. Сформированность мелкой моторики Мелкая   моторика   ­   совокупность   скоординированных   действий   нервной, мышечной   и   костной   систем,   часто   в   сочетании   со   зрительной   системой   в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.  К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых,   например,   зависит   почерк   человека.   Мелкая   моторика   ­   необходимая составляющая   многих   действий   человека:   предметных,   орудийных,   трудовых, выработанных   в   ходе   культурного   развития   человеческого   общества.   Важно отметить,   что   мелкая   моторика   рук   взаимодействует   с   такими   высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико­ пространственное   восприятие   (координация),   воображение,   наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще   и   потому,   что   вся   дальнейшая   жизнь   младших   школьников   потребует использования   точных,   координированных   движений   кистей   и   пальцев,   которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Для   выявления   уровня   развития   мелкой   моторики,   её   существенных особенностей использую ряд методик: 17 1. Графический диктант (Д.Б.Эльконин). 2. Методика  «Домик» Н.И. Гуткина. 3. Тест «Лабиринт». Повторное обследование  уровня развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка После завершения всех этапов работы проводится заключительное собрание с родителями   и   воспитателями,   на   котором   подводятся   итоги   работы   и   даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных знаний. При  составлении  программы  «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»  учитывался   принцип   комплектности   методов   психологического воздействия, которые утверждают не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе.   Ведь   окружение   ребенка   –   родители,   воспитатели,   предметно­ развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии. План курса подготовки детей к школе Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен   на   развитие   пяти   взаимосвязанных   психических   процессов,   включает   соответствующие определяющих   познавательные   возможности,   и   разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Программа рассчитана на 1 год обучение детей с 5 до 7 лет № п/п 1. 2. Содержание Развитие внимания Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание Вербально­механическая слуховая память, вербально­логическая Развитие памяти 18 слуховая память, зрительно­образная память Развитие мышления Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно­ориентированных структур, уровень обобщений и классификации Развитие восприятия Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) Развитие воображения Развитие мелкой моторики рук Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук 3. 4. 5. 6. Программа состоит из следующих курсов Курс «От слова к букве»  (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) Нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности,   выполняющей   функции   развития   связной   речи,   фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора.   Курс   помогает   детям   объяснить   основные   различия   между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Курс «Математические ступеньки» Направлен   на   развитие   умений   проводить   наблюдения,   сравнивать, выделять   указанные   и   новые   свойства   объекта,   его   существенные   и несущественные   характеристики,   понимать   относительность   свойства,   делать основные выводы. 19 Курс « Зелёная тропинка» Основывается   на   коррекции   и   развитии   накопленных   в   дошкольном возрасте   природоведческих   представлений.   В   основу   подготовки   положены непосредственные   наблюдения,   действия   с   предметами,   элементарные эксперименты,   осуществляемые   в   естественной   для   детей   данного   возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления   детей   о   предметном   мире:   о   видах   транспорта,   о   предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» ­ расширяет   круг   знаний   и   представлений   о   явлениях   окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. Ценностные ориентиры На   основании   требований   к   ребенку,   изложенных   в   основных   документах дошкольного и начального общего образования  подготовлен портрет дошкольника, поступающего  в  первый  класс.  Ребенок, поступающий   в первый   класс,  обладает следующими качествами:  физически развит, владеет основными культурно­гигиеническими навыками: самостоятельно   одевается,   раздевается;   ухаживает   за   одеждой   и   обувью; соблюдает   элементарные   правила   здорового   образа   жизни;   ухаживает   за растениями, животными, игрушками, книгами;  знает   первичные   сведения   о   себе,   семье,   обществе,   государстве,   мире   и природе;  владеет   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   с   взрослыми   и сверстниками;   использует   вербальные   и   невербальные   способы   общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. 20 Календарно – тематический план № п/п 1. Содержание “Знакомство. Сходства и отличия, память и произвольное внимание” 21 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”,  “Найди отличия”, “Произвольное внимание”. 2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно­образная  память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. “Недостающие фигуры, память и счет” 1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”. 2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. “Лишний предмет, фигуры” 1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”. 2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. “Коврики, классификация, запомни фразы” 1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”. 2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”,  “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. “Найди фигуру, память, фрагменты” 22 2. 3. 4. 5. 1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики­цветочки”, “Помоги Бабе­Яге”,  “Найди фигуру”. 2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и  осмысленное запоминание”. 3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая  фигурка”, “Ёжики”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. 6. “Каскад слов, домики, классификация” 1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”. 2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”,  “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. 7. “Расставь значки, память, сравнение предметов” 1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”. 2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Словесно­логическое мышление”,  “Сравнение предметов”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. 8. “Пространственное представление,  регуляция деятельности, лишнее слово” 1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие  пространственных представлений”. 2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция  23 деятельности”. 3. Развитие мышления, воображения: “Окончание слов”, “Найди лишнее  слово”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. 9. “Наблюдательность, графический диктант” 1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”. 2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”,  “Определи понятие”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. 10. “Зрительное воображение, что пропущено” 1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”. 2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”. 3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не  бывает”, “Что пропущено?”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. 11. “Найди числа, узор, последовательные картинки” 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”,  “Найди числа”. 2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”. 3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные  картинки”, “Пропущенные фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. 24 12. “Копирование образца, классификация, закономерность” 1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”. 2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”. 3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”,  “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. 13. “Веселые картинки, пропущенные фигуры” 1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”. 2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные  фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. 14. “Лабиринты, парные картинки, закономерность” 1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”. 2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”,  “Настроение”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. 15. “Лестница, третий лишний” 1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”. 2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”. 3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”,  “Цвета”. 25 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. 16. “Сравни картинки, фигурки” 1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни  картинки”. 2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”. Разделы ь ч е р   а ш а Н   в к у б и   в о к у в з   е р и м В   №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 «От слова к букве» Тема занятия Для чего мы говорим? Слово, предложение. Описание картинки. Текст.  Составление текста по опорным словам Пересказ текста, воспринятого на слух Составление текста по серии картинок Озаглавливание текста Для чего нужны звуки? Что такое буквы? Диалог. Гласные   звуки   и   буквы.     Графическая   речь.   Печатание букв Согласные   звуки   и   буквы.   Особые   обязанности   звуков. Печатание букв Слоги слияния. Звуковой анализ слов. Штриховка Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов Буква А а Буква О о Буква И и Буква У у Буква ы Буква Н н Буква К к Буква С с Буква Т т Буква М м Буква Л л Буква П п 26 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Буква Р р Буква В в Буква Д д Буква Я я Буква Е е Буква Э э Буква Ё ё Буква Ш ш Буква Щ щ Буква Ф ф Буква Х х Буква Ч ч Буква Ц ц Буквы ъ и ь Алфавит Слова противоположные по смыслу Слова близкие по смыслу Родственные слова Ребусы, анаграммы, шарады, скороговорки   Составление рифмы к словам Игра в слова Конкурс знатоков. Речевой этикет е н а р т с   в   а с е д у Ч в о л С Разделы № п/п Тема занятия  «Математические ступеньки» Выявление математических представлений у детей Геометрические фигуры Классификация предметов по цвету, форме, размеру Классификация предметов по материалу, назначению Сравнение предметов по расположению Пространственные представления детей Временные представления детей 1 2 3 4 5 6 7 е и щ б О я и т я н о п в о т е м д е р п и к а н з я и и р н П е ш о н т О   27 а л с и Ч 0 1   о д 1     т о   и м а л с и ч   с   я и в т с й е Д 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Счёт предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. «Один», и «много» Нумерация первого десятка (прямой и обратный счёт) Цифра 1. Число 1. Цифра 2. Число 2. Цифра 3. Число 3. Цифра 4. Число 4. Цифра 5. Число 5. Цифра 6. Число 6. Цифра 7. Число 7. Цифра 8. Число 8. Цифра 9. Число 9. Цифра 0. Число 0.  Число 10. Состав чисел. Развитие логического мышления Состав чисел. Сравнение чисел Состав чисел Состав чисел Состав чисел Состав чисел Состав чисел Развитие умения решать простые задачи Игра «Третий лишний» Столько же сколько Равно и неравно Неравенства Больше, меньше Прием сложения по представлению числового ряда Формирование навыков сложения и вычитания Длиннее,  короче Измерение длины Тяжелее, легче  Сравнение по массе Логические задания Обобщение и систематизация знаний детей Обобщение и систематизация знаний детей Обобщение и систематизация знаний детей Праздник числа 28 Разделы   м ё в и ж ы м   е д Г е ь в о р о д з   е о в т   и ы Т   й е д ю л   и д е р с   к е в о л е Ч г у р к о в   а д о р и р П с а н № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 «Зелёная тропинка» Тема занятия Россия – Родина моя. Семья. Ждём гостей. Наше   село.   Каким бывает транспорт. ПДД. Город  Сельская местность Домашние животные Время и режим дня. залог   –   Чистота здоровья. О правильном питании. Спорт ­ залог здоровья Вредные привычки Правила   поведения   в гостях Правила   поведения   в общественных местах Правила   поведения   в школе Учимся общаться Зачем человек трудится. Профессии. Мои игрушки Мои друзья Живая   и   неживая природа Времена   года   и   их признаки.  29 Сервировка стола. Рисование дорожных знаков   многоэтажного Рисование дома Рисование улицы в селе Лепка домашних животных Составление мозаики «Режим дня» Аппликация салфетки. Лепка посуды. Подвижные игры Рисунок на тему спорта Плакат «Нет курению» Сервировка стола Рисование на тему: «Поход в музей» Экскурсия по школе Работа  в парах  «Аппликация по выбору детей» Рисование   определённой профессии. Рисование   своей   любимой игрушки Лепка игрушек человека Аппликация «Осенний этюд»  Аппликация  «Зимний этюд» Аппликация «Весенний этюд» Аппликация  «Летний этюд» Лепка овощей  Лепка  фруктов. Рисование бабочек. Рисование животного леса по выбору детей. Рисование животного водоёма по выбору детей. Аппликация геометрических «Забавные зверята» Лепка грибов Лепка слона Рисование кенгуру Рисование белого медведя Аппликация «Пингвин» из фигур       о знаков   Рисование сохранении природы Рисование пирамиды Лепка динозавра Рисование звездного неба Рисование   фантастического животного 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Месяцы. В саду На огороде. В поле, на лугу. В лесу. На водоёме. Грибы Кто живет в Африке Жители Австралии Арктика Антарктида Удивительные животные Удивительные растения Красная книга Чудеса света Динозавры Наша планета ­ Земля Солнце, звезды Итоговое повторение 30 Список использованной литературы 500 загадок для детей. – М.; 2003. 1. 2. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998. 3. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003. 4. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994. 5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.  6. Волкова   С.   И.   Математические   ступеньки.   Учебное   пособие   для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. 7. Гатина О.И. Социально­личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. ­ №12. С.48­53. 8. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. ­ №4 С. 47­65. 9. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004. 10. Клецова   Т.Л.  Программа   по   развитию   внимания   для   детей   старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005. 11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000. 12.  Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013. 13. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5­7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.  Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика, М. 2001 14. 15. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.  31 16. Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2013 Психомышечная   тренировка (комплекс упражнений) Приложение 1 1. Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.) 2. Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.) 3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.) Раз   —   подними   правую   ногу,   подержи   ее   в   таком   положении,   задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — под ними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай вы дох. (3—4 раза.) 4. Ложись   на   пол   (на   ковер).   Поплывем   на   другой   берег   реки. (Ребенок ложится   на   живот,   руки   вдоль   туловища.) Раз   —   руки   вперед   со   вдохом, задержи   дыхание.   Два   —   руки   вдоль   туловища.   Выдох.   (2—3   раза.)   Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) 5. Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.) 32 Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.) 6. пути.   Давай   попробуем   разглядеть   все,   Раз   —   поверни   голову   направо,   что   нас   ждет   в   конце   делая   вдох.   Приглядись, задержи   дыхание.   делая   выдох. Три   —   поверни   голову   налево,   делая   вдох.   Еще   раз   приглядись,   Два   —   поверни   голову   вперед, задержи   дыхание.   Четыре   —   поверни   голову   вперед,   делая   выдох. (3—4 раза.) 7. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.) 8. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний,   указательный,   большой,   мизинец,   безымянный.   Выполнять   поочередно каждой рукой. (5 раз.) 9.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.) 10.Сжать   пальцы   в   кулак   и   вращать   кисть   в   разных   направлениях.   Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.) 11.Сгибать   и   разгибать   пальцы.   Пальцы   раздвинуть   как   можно   шире,   затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками. 12.Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному паль цы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз.) 13.Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.) 14.Зажать   карандаш   средним   и   указательным   пальцами.   Затем   сгибать   и разгибать эти пальцы. (5 раз.) 33 Приложение 2 34 Приложение 3 35 Приложение 4 36 37 Приложение 5 38 При ложение 6 39 При ложение 7 40 Приложение 8 41 Приложение 9 42 Приложение 10 43 Приложение 11 44

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»

Программа психологической подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний с Машей и Медведем»

Программа   психологической подготовки  детей 5-7 лет к обучению в школе «Путешествие в страну знаний  с Машей и Медведем»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018