ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»
Оценка 4.8

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

Оценка 4.8
Разработки курсов +1
doc
биология +1
6 кл—11 кл
24.12.2017
ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»
Цель программы: Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации, посредством создания индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного ребенка. Задачи программы: 1. Выявлять и развивать возможности одаренных детей по предметам «Химия» и «Биология». 2. Проводить отбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 3. Создать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих учащихся посредством создания индивидуальных образовательных маршрутов. 4. Расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, республиканских, международных олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах. 5. Организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Одаренные.doc
Утверждаю Директор КГУ «Первомайская  средняя школа» _____________ Рыбина Н.Н. «_____»____________ 2015 г ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)» КГУ «Первомайская средняя школа», 2015 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное название  программы Авторы  программы Организация,  реализующая  программу Адрес  организации Телефон, факс,  электронная почта Цель и задачи  программы Программа «Работа с одаренными детьми по  индивидуальным образовательным маршрутам (на уроках  химии и биологии» Алейникова Е.В. – учитель химии и биологии Коммунальное государственное учреждение «Первомайская средняя школа» 070822 ВКО, Зыряновский район, п. Прибрежный, квартал 3 дом 14 8 (72359)26519 8(72359)26512 [email protected] Цель программы: Развитие системы личностно­ ориентированного образования детей как условие  формирования личности с высоким уровнем интеллекта,  способной к творческой самореализации, посредством  создания индивидуальных образовательных маршрутов для  каждого одаренного ребенка.   Задачи программы: 1. Выявлять и развивать возможности одаренных детей по  предметам «Химия» и «Биология». 2 2. Проводить отбор рациональных форм управления  интеллектуальной деятельностью учащихся, которые  способствуют развитию самостоятельности мышления,  инициативности и творчества. 3. Создать благоприятную интеллектуальную атмосферу  для достижения максимальной самореализации творческих  учащихся посредством создания индивидуальных  образовательных маршрутов. 4. Расширить возможности для участия способных и  одарённых школьников в районных, областных,  республиканских, международных олимпиадах,  конференциях, творческих выставках, конкурсах. 5. Организовать научно­исследовательскую деятельность  учащихся для усовершенствования процесса обучения и  профориентации. Учащиеся 6­11 классов и учитель химии и биологии КГУ  «Первомайская средняя школа» Участники  программы Информационная карта программы Полное   название   программы:  Программа   «Работа   с   одаренными   детьми   по   индивидуальным образовательным маршрутам на уроках химии и биологии». Цель программы: Развитие системы личностно­ориентированного образования детей как условие формирования   личности   с   высоким   уровнем   интеллекта,   способной   к   творческой   самореализации, посредством создания индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного ребенка.   Задачи программы: 1. Выявлять и развивать возможности одаренных детей по предметам «Химия» и «Биология». 2. Проводить отбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 3. Создать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной  самореализации творческих учащихся посредством создания индивидуальных  образовательных маршрутов. 4. Расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных,  областных, республиканских, международных олимпиадах, конференциях, творческих  выставках, конкурсах. 5. Организовать   научно­исследовательскую   деятельность   учащихся   для   усовершенствования процесса обучения и профориентации. Срок реализации программы:   2015 – 2020 годы.    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».  3 Актуальность создания программы Ученые   сегодня   единодушны   в   том,   что   каждый   человек   владеет   огромным   множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего   выявления   и   развития  способностей  ученика.   Поэтому,   рассуждая   о   системе   работы   с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.  В.А. Сухомлинский Жизнь   требует   от   школы   подготовки   выпускника,   способного   адаптироваться   к   меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон,   говоря:   “Способности   –   объяснение   вашего   успеха”.  Раннее   выявление,   обучение   и воспитание   одаренных   и   талантливых   детей   составляет   одну   их   главных   задач   совершенствования системы образования.  Актуальность   проблемы   обучения   одаренных   детей   для   современной   системы   образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения   образовательного   уровня   населения   страны,   утечки   интеллектуальных   ресурсов,   снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни,   существует   огромное   количество   проблем   в   области   экологии.     Биологические   знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии.  У нас  много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону химической и биологической науки.   К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:  Биологические и химические специальности, по мнению многих родителей, не престижны в  настоящее время;  Проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах); В каждой школе есть много детей, которых интересуют данные дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению.  Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения.   Поиски   в   направлении   разработки   индивидуальных   форм   организации   обучения   ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно  индивидуализировать  учебную деятельность ребенка можно только одним способом ­ разработать   индивидуальные   учебные   планы   (или   образовательные   маршруты)   для   каждого   ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей. Индивидуальный   образовательный   маршрут   –   это   всегда   индивидуальный   путь,   или   точнее, маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Речь идёт не только о «поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя школьников,  побуждающего  их  к дальнейшей   мыслительной  деятельности   и  реалистической самооценке   достижений»,   сколько   о   педагогических   тактиках   помощи   самореализации   ребёнка   в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия в развитии способности ребёнка сделать  выбор. Это образовательная  программа,   предназначенная   для   обучения   одного   конкретного   учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный   образовательный   маршрут   поможет   одаренному   ребенку   раскрыть   все   свои таланты   и   определиться   в   мире   профессий.  Он   должен   отражать   процесс   изменения   в   развитии   и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса. Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:  достижение учащимися уровня образованности, необходимого для их успешного продвижения по данному образовательному маршруту; 4  успехи в творческой, социальной деятельности;  состояние здоровья ребёнка.  жизненные планы учащихся; Развитие   ребенка   в   процессе   освоения   им   индивидуального   образовательного   маршрута осуществляется в трех направлениях:  личностный рост ребенка;  совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно­деятельностной сфере;  повышение   его   функциональной   грамотности   (приспособление   ребенка   к   эффективному функционированию   в   сфере   обитания:   это   коммуникативная,   лингвистическая,   психологическая, валеологическая  грамотности и т.д.) Базовыми принципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:  вариативность;  гибкость;  ориентация   на   личность   каждого   ребенка   как   неповторимой,   самоценной   индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности. Индивидуальные образовательные маршруты ориентированы  на:  динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей   жизни   человека,   обретающего   возможность   для   развертывания   и   реализации   его жизненного пути;   стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;   обобщение   жизненного   опыта   ребенка,   соотнесение   этого   опыта   с   исторически   сложившейся системой ценностей;   самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;  новое   восприятие   научного   знания   с   его   ярко   выраженной   тенденцией   к   многообразию   и овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;  В   основе   построения   индивидуального   образовательного   маршрута   лежит   самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.  Индивидуально образовательные маршруты незаменимы в организации   проектной и творческой деятельности,   когда   следует   предоставлять   воспитанникам   возможность   выбора.   Проектирование индивидуальных   образовательных   маршрутов –  это  жизненная   необходимость,  позволяющая  детям  в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы. Это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально­ ориентированной  личности.  Анализ текущей ситуации Создание   Программы   «Одарённые   дети»   в   2010   году   являлось   нормативно­организационной основой, которая определило стратегию совершенствования системы работы с одарёнными детьми в КГУ «Первомайская средняя школа».  В   ходе   реализации   Программы   внесены   организационные   и   структурные   изменения   в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого­педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:   разработка   и   внедрение   новых   путей   выявления,   поддержки   и   развития   одаренности   для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;   создание индивидуальных программ работы с одаренными детьми;  5  повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;   совершенствование   системы   подготовки   учителей,   обучение   через   методическую   учёбу, педсоветы, самообразование;  налаживание   сетевого   взаимодействия   с   образовательными   учреждениями   района   и   области, системы   взаимодействия   с   высшими   учебными   заведениями,   межрегиональных   контактов, способствующих социализации одаренных детей;   функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей. После   проведения   глубокого   диагностического   отбора   была   сформирована   группа   одаренных детей,   определен   коллектив   творчески   работающих   педагогов,   оказывающих   интенсивную   помощь одаренным учащимся.  Каждый учитель работает по определенной программе с целью поддержания и повышения уровня одаренности каждого ребенка, формирования прочного интереса к предмету и желания расширять свой кругозор и собственный интеллектуальный, спортивный и творческий уровень.  Следует   отметить   тот   факт,   что   при   оказании   дополнительной   помощи   одаренному   ребенку учитель в первую очередь обращает внимание на личную заинтересованность ученика в определенной теме и помогает расширить личный научный кругозор за счет освоения научно­популярного материала.  Одаренный   учащийся   получает   дополнительный   материал   к   традиционным   курсам,   большие возможности   развития   мышления,   креативности,   умений   работать   самостоятельно.   Программы   по отдельным   предметам   для   одаренных   учащихся   ориентированы   на   более   сложное   содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.  Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми строится через систему курсов по выбору,   индивидуальные   занятия,   совместное   продуктивное   взаимодействие   учителя   и   ученика   на уроках.  Формами работы с одаренными учащимися являлись: групповые занятия с одаренными учащимися; предметный кружок «Хочу все знать»; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным   планам;   привлечение   к   участию   в   заочных   викторинах   на   разных   уровнях; интеллектуальные марафоны.  Вид деятельности: интеллектуальная.  С целью реализации поставленных задач в школе проводились следующие мероприятия по работе с одаренными детьми:   Индивидуальные консультации с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению   Работа кружка «Хочу все знать»   Организация   участия   учащихся   в   дистанционных   интеллектуальных   конкурсах   (областного, республиканского и международного уровней)   Школьный этап олимпиады по общеобразовательным предметам.  Показателями   эффективности   реализации   программы   работы   с   одаренными   детьми   является положительная динамика участия в предметных олимпиадах школьного уровня, динамика роста и высокие показатели участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Делая   выводы   по   результатам   участия   в   конкурсах   и   олимпиадах   получаем:   увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов и олимпиад различного уровня и форм проведения, я использую в своей работе активные формы и методы, организована системная деятельность по работе с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению. Таким образом, Программа «Одаренные дети» успешно   реализована.   Необходимо:   продолжить   работу   по   диагностике   склонностей   учащихся; активизировать   системную   работу   с   учащимися,   имеющими   высокую   мотивацию   к   учебе; систематизировать   работу   по   созданию   и   обновлению   банка   данных   одаренных   детей;   разработать Программу   работы   с   одаренными   детьми,   на   основе   внедрения   индивидуальных   образовательных маршрутов, на 2015­2020 годы.    Этапы реализации программы: 2015­2016 учебный год – проектировочный 6 Цель:   Подготовить   условия   для   формирования   системы   работы   с   одаренными   учащимися   по индивидуальным образовательным маршрутам по предметам химия и биология. Задачи:   Изучить нормативную базу.   Проанализировать материально­технические условия реализации программы. Разработать структуру управления программой, распределить обязанности. 2016­2017 учебный год – экспериментальный Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися по индивидуальным образовательным  маршрутам. Задачи:   Диагностирование склонностей учащихся.  Разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми по индивидуальным  образовательным маршрутам.  Адаптировать учебные программы курсов, кружковой деятельности.  Своевременно повышать квалификацию. 2017­2018, 2018­2019 учебные годы – переход в режим функционирования Цель: достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе  Задачи:   Перевести систему работы с одаренными учащимися по индивидуальным образовательным  маршрутам в режим функционирования.  Проводить своевременную коррекцию затруднений в реализации программы. 2019­2020 учебный год – подведение итогов Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи:  Обобщить результаты работы по Программе.   Повысить результативность участия учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Принципы организации работы с одарёнными детьми 1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностно­развивающих технологий исследовательского характера.  2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов. 3. Основную часть содержания должны формировать крупные программные блоки, определяемые глобальными темами и проблемами. 4. Последовательная   реализация   интегрированного   подхода,   позволяющая   формировать   и углублять   целостную   картину   мира,   развивать   творческие   способности   учащихся,   удовлетворять   их любознательность. 5. Интегративный   подход   к   выбору   тем   и   постановке   проблем   для   изучения,   установление внутренних взаимосвязей содержательного характера. 6. Насыщенность содержания учебно­творческой деятельностью одарённых детей. 7. Особое и постоянное внимание методологии научно­творческой деятельности, научному методу. 8. Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.  Требования к организации образовательной среды: 1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности. 2. Совместная   творческая   деятельность   учащегося   и   педагога   как   основа   формирования творческого поведения. 3. Создание   атмосферы   доброжелательной   критики,   атмосферы   сомнения   по   отношению   к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям. 4. Формирование   адекватной   самооценки   одарённых   учащихся,   приобретение   опыта   побед   и поражений, неизбежных в творчестве.  7 5. Содействие   развитию   умений   находить,   формулировать   и   переопределять   проблемы,   искать ошибки в своих размышлениях.  6. Поощрение   терпимости   к   неопределённости   на   отдельных   этапах   решения   проблем,   умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.  7. Создание творчески ориентирующей среды, включающее:  разрешение учащимся делать ошибки (терпимость учителей и учеников к иному, альтернативному мнению);   поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);   включение   в   программу   деятельности   таких   заданий,   с   помощью   которых   ученики   могли   бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;   поощрение   и   вознаграждение   творческих   идей   и   результатов   исследовательской,   поисковой деятельности;   стимулирование дальнейшего развития.         Формы работы с одаренными учащимися:  индивидуальные образовательные маршруты;  групповые занятия с одаренными учащимися;  курсы по выбору, кружки, НОУ;  участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и др. Основные направления в работе с одарёнными детьми:  индивидуальные образовательные маршруты;  исследовательская деятельность;   проектная деятельность;   курсы по выбору, индивидуальные консультации;  подготовка учащихся к олимпиадам. 1. Индивидуальные образовательные маршруты. Раннее  выявление,  обучение и  воспитание  одаренных и  талантливых  детей  составляет  одну их главных задач совершенствования системы образования.  Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории. Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации. Универсального   рецепта   создания   индивидуального   образовательного   маршрута   (ИОМ)   в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения сразу. ИОМ должен   отражать   процесс   изменения   в  развитии   и   обучении   ребенка.   С   помощью  ИОМ  происходит своевременная коррекция педагогического процесса.  Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:   особенностями,   интересами   и   потребностями   самого   ребенка   и   его   родителей   в   достижении необходимого образовательного результата;   профессионализмом педагога;   возможностями   образовательного   учреждения   удовлетворить   образовательные   потребности учащихся;   возможностями материально­технической базы учреждения.  Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:   осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации школьника; 8  осуществлением   психолого­педагогического   сопровождения   и   информационной   поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;   организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.  В   основе   построения   индивидуального   образовательного   маршрута   лежит   самоопределение учащегося.  Результатом   проектирования   индивидуального   образовательного   маршрута   становится   выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.  Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу "хочу­могу­есть­требуют". Этапы индивидуального образовательного маршрута  ДИАГНОСТИКА "Что я должен знать и уметь" ПРОЕКТИРОВАНИЕ "Что я хочу знать и уметь" ОСМЫСЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА "Что я могу" "Как я буду идти к поставленной  цели" «Чему я должен научиться и что мне  нужно доработать" Исследовательская   деятельность   помогает   развить   у   школьников   следующие   ключевые компетентности: 2. Исследовательская деятельность учащихся. автономизационную ­ быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию; коммуникативную ­ умение вступить в общение; информационную   ­   владеть   информационными   технологиями,   работать   со   всеми   видами информации; продуктивную ­ уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.  Основы   исследовательской   деятельности   закладываются   на   уроках.   Самостоятельно   и   активно разбираться   в   новом   материале   учащиеся   смогут,   если   у   них   возник   интерес   к   исследованию.   При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия: Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности. Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования. Проведение   исследования   и   оценка   полученных   результатов   в   соответствии   с   поставленными целями. Исследовательская   деятельность,   как   никакая   другая,   позволяет   учащимся   с   признаками одаренности   реализовать   свои   возможности,   продемонстрировать   весь   спектр   своих   способностей, раскрыть   таланты,   получить   удовольствие   от   проделанной   работы.   Исследовательская   деятельность имеет   творческий   характер,   и   в   то   же   время   это   один   из   способов   индивидуализации   обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.  Включение учащихся в работу НОУ. 3. Проектная деятельность учащихся.     Проект ­ это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.     В работе над проектом проходит шесть стадий:  9 1. Подготовка.  Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со  смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики  обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. 2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов: а) определение источников информации б) определение способов сбора и анализа информации в) форма отчёта г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;  д) распределение обязанностей между членами команды.   3. Исследование.  Это   стадия   сбора   информации.   Сначала   идет   теоретическая   работа,   затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.) 4. Результаты   и   выводы.  Учащиеся   анализируют   собранную   информацию   (теоретическую   и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы. 5. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт,   устный   отчёт   с   демонстрацией   материалов,   письменный   отчёт,   представление   модели   и   т.   д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы. 6. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его   и   дают   самооценку.   Учитель   помогает   оценивать   деятельность   школьников,   качество информационных источников, качество отчёта. При   выполнении   проектов   учащиеся   широко   используют   современные   источники   информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером. 4. Курсы по выбору. Модернизация   школьного   образования   предусматривает   в   качестве   одного   из   важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени   общего   образования.   Курсы   предпрофильной   подготовки   преследуют   цель   сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.  5. Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам. Олимпиада   –   это,   прежде   всего   интеллектуальные   соревнования   старшеклассников.   Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы   спортивного   состязания,   предусматривающие   распределение   по   местам   и   призы.   В   таких интеллектуальных   соревнованиях   творческая   и   художественная   составляющие   практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.  Для   тех   школьников,   которые   впервые   сталкиваются   с   более   интересными,   чем   задания   из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для наших школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских  центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу. Одаренный   ребенок,   участвуя   в   олимпиадах,   оказывается   в   среде   себе   равных.   Он   стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени,   ни   сил   мы   готовимся   к   этим   конкурсам:   повторяем   изученный   ранее   материал,   решаем олимпиадные   задачи,   изучаем   научную   литературу.   Для   целенаправленной   подготовки   учащихся   к олимпиадам   необходимо   знакомить   их   с   типичными   приемами   рассуждений   и   расчетов,   которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.  В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение 10 владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, ­ вот ключевая цель педагога в работе с учениками. Стратегия работы с одаренными детьми I. Диагностика 1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости. 2. Создание банка методик для диагностирования  учащихся с 6 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования. 4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования. 5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. II.   Создание   благоприятных   условий   для   реализации   творческого   потенциала   одаренных 1.   Организация   консультативной   помощи   для   учащихся   целенаправленных   на   творческую самореализацию и самодостаточность. детей литературы. 2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в области химии и биологии. 3.   Знакомство   учащихся   с   новинками   литературы.   Организация   помощи   ученикам   в   подборе 4.Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. III. Развитие творческих способностей 1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций. 2. Проведение школьных олимпиад. 3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов: ­ творческие ответы; ­ выполнение творческих тематических заданий; ­ выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ; ­ выполнение проектов; ­ приобщение (в различных формах) к работе учителя; ­ повышение степени сложности заданий. 4. Активизация кружка «Хочу все знать». IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности 1.   Выносить   на   публичное   своевременное   поощрение   успехов   учащихся   (линейки,   молнии­ объявления). 2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях. Организация исследовательской работы учащихся в школе Классы 5 ­ 7  классы Уровень Развивающий уровень:  Совершенствование навыков научной  организации труда. Формы Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. 11 8 ­ 9  классы 10 ­ 11 классы  Развитие и расширение познавательных  интересов учащихся.  Формирование исследовательских навыков.  Развитие информационной культуры  учащихся. Творческий уровень:  Совершенствование навыков научной  организации труда.  Формирование познавательного интереса.  Творческое развитие учащихся.  Индивидуальная работа со способными  школьниками. Исследовательский уровень:  Совершенствование исследовательских  навыков.  Совершенствование информационной  культуры учащихся.  Самостоятельное применение учащимися  знаний умений и навыков. Курсы по выбору Кружок «Хочу все знать» Участие в конкурсах и  олимпиадах  Конференции Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Курсы по выбору Кружок «Хочу все знать» Участие в конкурсах и  олимпиадах  Конференции  Индивидуальная работа по  разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Элективные курсы. Индивидуальная работа по  разработке программ, проектов и выполнению рефератов и  исследовательских работ. 12 Перспективный план мероприятий по реализации программы  № Мероприятия Сроки исполнения Ответственные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Организационная и нормативно­правовая деятельность Исполнение приказов, положений, реализующих  программу школы «Одарённые дети» Разработка системы поощрений победителей  олимпиад, конкурсов, фестивалей Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми Создание условий для участия школьников в  олимпиадах и конкурсах различного уровня и форм  проведения В течение  учебного  года Постоянно Алейникова Е.В. Алейникова Е.В. Постоянно Алейникова Е.В. Постоянно Администрация Педагоги Диагностико–аналитическая  деятельность Диагностика способных детей с целью выявления  одарённости Постоянно Создание и пополнение базы данных одарённых детей  Ежегодно Участие в родительских собраниях по вопросу  психологической поддержки одаренных детей. Создание базы данных исследовательских работ  учащихся  Не менее 1  раза в год Ежегодно Информационно­пропагандистская деятельность Алейникова Е.В.  совместно с  психологом и  классными  руководителями Алейникова Е.В. Алейникова Е.В. Алейникова Е.В. Публикация в СМИ, интернет­ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и  творческих конкурсах По факту Алейникова Е.В. 10 Активизация разъяснительной работы по вовлечению  способных  учащихся в кружковую деятельность 11 Обобщение работы учителя по развитию одаренности  у учащихся Постоянно Алейникова Е.В. Ежегодно  Алейникова Е.В. Научно – методическая деятельность 12 Повышение квалификации педагогов через курсовую  Постоянно Алейникова Е.В. деятельность 13 Обсуждение вопросов по методике работы с  Постоянно Алейникова Е.В.  совместнос  Руководителем  МО Алейникова Е.В. Постоянно 1 раз в год Алейникова Е.В. 14 одарёнными детьми на заседании МО. Участие в  семинарах с целью распространения положительного  опыта работы с одарёнными детьми Внедрение проблемно­исследовательских, проектных  и модульных методов обучения с целью непрерывного  развития  у учащихся творческого и  исследовательского мышления. Возобновление работы НОУ. 15 Участие в методических советах, совещаниях по  ознакомлению с основными понятиями  исследовательского подхода в обучении, технологией  написания исследовательских работ учащимися,  формами работы по развитию детей 16 Подготовка, организация и проведение курсов,  Постоянно Алейникова Е.В. 13 кружков 17 Участие в организации и проведении Дня науки  18 Участие учащихся в школьных, районных, областных,  республиканских олимпиадах, конкурсах, смотрах,  интеллектуальных марафонах. Проведение  предметных недель и декад 19 Оформление  материалов, результатов участия  учащихся олимпиадах, конкурсах, смотрах,  интеллектуальных марафонах в  портфолио учащихся  и педагогов 16 апреля Постоянно Алейникова Е.В. Алейникова Е.В. Постоянно Алейникова Е.В.  совместно с  классными  руководителями,  родителями Ожидаемые результаты 1. Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук; 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся, для участия способных и одарённых школьников в районных, областных,  республиканских, международных олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах. 3. Создание   системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения   квалификации   педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми. 4. Формирование интереса учащихся к личностно­творческой самореализации. 5. Повышение   качества   образования   и   воспитания   школьников,   усовершенствование   процесса обучения и профориентации 14

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ (на уроках химии и биологии)»

ПРОГРАММА «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТАМ  (на уроках химии и биологии)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017