Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"
Оценка 5

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.04.2017
Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"
Занятия составлены на основе программы Пазухиной И.А. "Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет". Занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений ребенку. Проводятся педагогом-психологом ОУ, ориентированы для детей от 4 до 6 лет с повышенной агрессивностью. Количество их - 8 (2 занятия в неделю, в течение 20-25 минут ).
Программа Сказочная страна.docx
Программа по коррекции и развитию эмоционально ­ волевой сферы  "Сказочная страна" с использованием сенсорной комнаты для детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет (срок реализации программы – 1 месяц) Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Возрастные особенности детей. 3. Тематическое планирование.  4. Описание материально­технического и учебно­методического  обеспечения программы. 5. Занятие 1. "Приветствие". 6. Занятие 2. "Мой внутренний мир". 7. Занятие 3. "Мы такие разные, но все таки мы вместе". 8. Занятие 4. "Давайте жить дружно". 9. Занятие 5. "Я и мои эмоции". 10. Занятие 6. "Я и мое настроение" 11. Занятие 7. "Я и мои движения, жесты". 11. Занятие  8. "Я и мои друзья".  12. Приложение 1. 1. Пояснительная записка Агрессивность   –   свойство   личности;   целенаправленное   разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения   вреда   тому   или   иному   лицу.   Это   любая   форма   поведения, нацеленного   на   оскорбление   или   причинение   вреда   другому   живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Всех агрессивных детей объединяет общее свойство ­ неспособность видеть и   понимать   другого.   Благодаря   сенсорной   комнате   укрепляется психическое   и   физическое   здоровье   ребенка.   Пребывание   в   ней способствует   улучшению   эмоционального   состояния,   снижению беспокойства   и   агрессивности,   снятию   нервного   возбуждения   и тревожности,   ускорению восстановительных   процессов   после   заболеваний.Мягкое   пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения ребенка.   активизации   мозговой   деятельности, Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный ­ в него входят мягкие покрытия, пуфики и  подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие  рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции,  игрушки), релаксационная музыка.  Активационный ­ в него входит все оборудование со светооптическимии  звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики,  мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают,  стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу  праздника.  Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее  целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния  ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных  тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно  меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и  расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и  поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой  стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского  интереса. Занятия  составлены  на основе программы Пазухиной И.А. "Давай  познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира  дошкольников 4 6 лет― ". Занятия улучшают зрительно­моторную координацию ребенка,  чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения  новых ощущений  ребенку. Проводятся педагогом­психологом ОУ,  ориентированы для детей от 4 до 6 лет с повышенной агрессивностью.  Количество их  ­ 8 (2 занятия  в неделю, в течение 20­25 минут ).  Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение  и вызывало интерес.  Для  проведения  занятий  используется  интерактивное  оборудование:   напольное покрытие,  маты напольные,  разные подушечки с гранулами,  пуфики ­ кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с  пузырьковой колонной,  сухой бассейн,  пучок фиброоптических  волокон   с боковым сечением «Звездный дождь», зеркальный шар, настенное панно  "Водопад", насенное панно "Звездное небо", панно "Бесконечность",   диски с музыкальными произведениями, массажные мячики. Цель программы: снятие агрессивных проявлений у воспитанников  учреждения. Основные задачи:  создать эмоционально­ положительный настрой в группе;                        снять эмоционально­мышечное напряжение;  воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к  сверстникам и взрослым;  развивать наблюдательность и внимание;  развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;   развивать общую и мелкую моторику,  игровые навыки,  произвольность поведения,  тактильную чувствительность и зрительную координацию,  слуховое и зрительное восприятие. Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на  снятие агрессивных проявлений, стимулирования сенсорной  чувствительности и двигательной активности  детей, а также релаксацию,  снятие эмоционального и мышечного напряжения.  Формы проведения:работа с группой и подгруппами. Методы проведения: 1) арт­терапевтические методики; 2) психогимнастические упражнения; 3) беседы; 4) коррекционные упражнения; 5) тестирования; 6) релаксационные упражнения; 7) поведенческая терапия. Структура занятия Элемент тренинга Комментарий № п/ п 1 Вступительная часть. 2 Разминка — воздействие на  эмоциональное состояние  детей, уровень их активности.  (Психогимнастика,  музыкотерапия, танцевальная  терапия, цветотерапия,  телесная терапия,  пальчиковые игры.) 3 Основная часть. Позволяет сплачивать детей, создавать  атмосферу группового доверия и  принятия. Ритуал может быть  придуман самой группой Разминка выполняет важную функцию  настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные  упражнения выбираются с учетом  актуального состояния группы. Одни  позволяют активизировать детей,  поднять их настроение; другие,  напротив, направлены на снятие  эмоционального возбуждения Приоритет отдается  многофункциональным техникам,  направленным одновременно на  развитие познавательных процессов,  формирование социальных навыков,  динамическое развитие группы. Важен  порядок предъявления упражнений и  их общее количество.  Последовательность предполагает  чередование деятельности, смену  психофизического состояния ребенка:  от подвижного к спокойному, от  интеллектуальной игры к 4 Заключительная часть. релаксационной технике. Упражнения  располагаются в порядке от сложного  к простому (с учетом утомления  детей). Количество игр и упражнений 2 —4  Две оценки: эмоциональная  (понравилось — не понравилось, было  хорошо — было плохо и почему) и  смысловая (почему это важно, зачем  мы это делали) 5 Ритуал прощания По аналогии с ритуалом приветствия Ожидаемые результаты:  Контроль над проявлениями агрессивных проявлений;  Отказ от нежелательного поведения;  Оценка социальной ситуации;  Расширение продуктивных поведенческих реакций. Оценочные материаллы: После занятий проводится диагностика степени агрессивности с  использованием методик:       ­    графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) –  состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее  направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет); ­         тест «Страхи в домиках» (модификация  М.А.Панфиловой) – диагностика страхов (с 4 лет); ­         тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4­7 лет). А также выдается бланк для заполнения воспитателю по нарушению  поведения воспитанника. (Приложение1.) 2. Возрастные особенности детей Возраст от 4 до 5 лет В   игровой   деятельности   появляются   ролевые   взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети   могут   рисовать   основные   геометрические   фигуры,   вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети   способны   упорядочить   группы   предметов   по   сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.  Начинает складываться произвольное внимание. Начинает   развиваться   образное   мышление.   Дошкольники   могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.  Увеличивается   устойчивость   внимания.   Ребёнку   оказывается доступной   сосредоточенная   деятельность   в   течение   15   –   20   минут.   Он способен   удерживать   в   памяти   при   выполнении   каких­либо   действий несложное условие. Речь   становится   предметом   активности   детей.   Речь   детей   при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.  Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.  сверстниками     со   Возраст от 5 до 6 лет Дети   могут   распределять   роли   до   начала   игры   и   строить   своё поведение,   придерживаясь   роли.   Речь,   сопровождающая   реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные   отношения   и   понимать   подчинённость   позиций   в   различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.  Это   возраст   наиболее   активного   рисования.   Рисунки   приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная   деятельность   может   осуществляться   на   основе схемы,  по   замыслу   и   по   условиям.  Появляется   конструирование   в  ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные   цветовые   оттенки;   форму   прямоугольников,   овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Восприятие   представляет   для   дошкольников   сложности,   особенно если   они   должны   одновременно   учитывать   несколько   различных   и противоположных признаков. В  старшем   дошкольном   возрасте   продолжает   развиваться   образное мышление.   Продолжает   совершенствоваться   обобщение,   что   является основой словесно ­ логического мышления.  Воображение   будет   активно   развиваться   лишь   при   условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает   совершенствоваться   речь,   в   том   числе   её   звуковая сторона.  Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой   деятельности;   структурированием   игрового   пространства; дальнейшим   развитием   изобразительной   деятельности,   отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа   обследования   образца;   усвоением   обобщённых   способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;   развитие   мышления   сопровождается   освоением   мыслительных средств  (схематизированные   представления,  комплексные   представления, представления   о  цикличности  изменений);  развивается  умение  обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. 3. Учебный план № Тема/содержание Цель "Приветствие" 1. 2. «Мой внутренний мир» знакомство, создание атмосферы психологической безопасности. учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества, нормализация центрально ­ нервной системы, улучшает деятельность сердечно ­ сосудистой системы. Кол­ во часов 30 мин. Методическое обеспечение сухой бассейн, панно "Кривое зеркало", сенсорная дорожка. 30 мин. пучок фибриотических нитей; сухой бассейн; заготовки из картона ­ морские персонажи;  сенсорная тропа для ног; настенное панно "Загадочный свет", комплект сенсорный уголок 3. "Мы такие разные, но все таки мы вместе" обеспечивать профилактику социальной 30 мин. дезадаптации детей; формировать чувство принадлежности к группе; помогать ребенку почувствовать себя более уверенно. клубок ниток; мат напольный; панно "Кривое зеркало", пуфик кресло "Груша с гранулами",  2 мяча ­ фитболла, сухой бассейн, СD ­ диск для релаксации "Весна", карточки с изображениями различных движений зарядки к игре «Волшебник». 30 мин. пуфик ­ кресло "Груша", прибор динамичес развивать кой заливки света "Плазма ­250; СD для релаксации; мешочек гнева; гимнастические обручи и мячи. 30 мин. настенное панно "Водопад",  музыкальный центр, пиктограмма "радость", зеркало, игрушки из киндер ­ сюрприза, сухой бассейн "Давайте жить дружно" 4. 5. "Я и мои эмоции" создание радостного настроения; снятие негативных настроений и восстановление сил; формирование чувства принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным; понимание своих и чужих чувств. познакомить детей с эмоциями; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей. 6. "Я и мое настроение" развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие мышечного напряжения. 30 мин. магнитофон, кубик настроения, овощи и фрукты, зонты, напольный мат. 30 мин. магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука», АС­ 260­15 (Зеркальный шар из белых зеркал) с приводом вращения и световой пушкой "Зебра ­50". 7."Я и мои движения, жесты" расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения, активизация зрительного восприятия, концентрация внимания, снятие агрессивности. "Я и мои друзья" 8. создание положительного настроя в группе;  сплочение группы в совместной игре; повышение самооценки через 30 мин. метод. пособие Р. С. Буре «Как поступают друзья»,  сухой бассейн, сенсорная дорожка, настенное панно "Бесконечность", напольный самоанализ достоинств; снятие напряжения. мат. 4. Список литературы: 1. Истратова О.П. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н.  Истратова, Т.П. !) ксакусто. ­ 2 ­ е изд. ­ Росотов н./Д : Феникс, 2008. ­ 443,  [1]с. ­ (Справочник). 2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические  рекомендации. ­ 4­е изд., доп. ­ М.: АРКТИ, 2010. ­ 80 с.: ил. (Развитие и  воспитание) 3. Пазухина И. А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира  дошкольников 4 6 лет: Пособие для практических работников детских  садов   СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2008. ­ 272 с. ― ― 4. ПогудкинаИ.С.Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл   коррекционных занятий ­ М.: Книголюб, 2008. ­ 72 с.   (Психологическая  служба.) 5. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате, пособие для ДОУ. ­ М.: АРКИ, 2008. ­ 88 с.: ил. (Развитие и воспитание). Перечень основного оборудования: предметов мебели, ТСО,  дополнительных средств дизайна. № Наименование оборудования 1. Сухой бассейн Размер 150 х 150 х 50 см, Вес вес 41 кг, Объем  1,5 м3 2. Цветодинамический проектор «Плазма­250» Направленность  воздействия Бассейн в виде прямоугольника, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр.  Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного ребенка и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.  В бассейне можно двигаться, менять положение ­ это развивает и укрепляет опорно­двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений. Прибор динамической заливки света – это прожектор, чрезвычайно полезный в работе Сенсорной комнаты. Он создает на противоположной стене комнаты световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние, приковывает внимание. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку максимально расслабиться, 3. Солнечный домик 4. 5. пучекфиброоптических волокон с боковым сечением Интерактивный  «Звёздный дождь» Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной способствуя релаксации и развитию фантазии. Несущая настенная конструкция выполнена в виде козырька домика, с которого свисают светящиеся фибероптические нити. В домик можно зайти и спрятаться от окружающего пространства. Крепление настенное. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно важно для аутичных детей. Россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света. Используется в занятиях с подростками и взрослыми. Конструкция представляет собой уголок, в который входит пузырьковая колонна, угловые безопасные зеркала и пучок фиброоптических волокон с боковым свечением. Каркас уголка изготовлен из хромированных металлических труб. Пузырьковая колонна представляет собой трубу из органического стекла с внешним  20 см и высотой 170 см, 6. Детское панно  «Кривое зеркало» 7. Детское игровое панно «Светящиеся нити» которая наполняется водой. Облицовка платформы, в которую вмонтирована колонна, выполнена из мягкого покрытия. Количество цветов подсветки   4 (красный, синий, зеленый, желтый), смена цветов регулируется с помощью пульта ― управления. В комплекте поставляется источник света. Угловые зеркала размером 78150 см выполнены из безопасного зеркального пластика толщиной 1 мм. Изогнутое зеркало из небьющегося зеркального пластика, вставленное в раму. Человек смотрит в зеркало, двигаясь, меняя положение, и видит, что комната, размеры частей его тела (головы, глаз, рта, рук, туловища) тоже меняются. И если обычное зеркало симметрично отражает окружающее пространство, то «кривое зеркало» искажает все вокруг порой до неузнаваемости, вносит в занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений. Представляет собой зеркальную панель, с верхней части которой спускаются светооптические нити, светящиеся разными цветами по всей своей длине и многократно отражающиеся в зеркале. «Светящиеся нити» абсолютно безопасны, их можно сгибать, соединять между собой в виде пучков и т. п. Панно используется для занятий по сенсорно­перцептивному развитию, прежде всего для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Взаимодействие со светящимися нитями, отражающимися в зеркале, 8. Детское игровое панно  «Звездное небо» позволяют развивать представления о симметрии, формировать количественные представления (нити можно считать, объединяя в группы по заданному признаку: по парам, по три и т. д.), представления о цвете. Монотонные действия с нитями успокаивают, учат ребенка (подростка) воспринимать свои тактильные действия зрительно в отраженном пространстве. Ванели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий. 9. Зеркальный шар с Вращающийся зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра­ 50» 11. Светильник «Пламя» 12. 13. Музыкальный центр с набором CD­дисков (4 шт.)для релаксации Установка для ароматерапии «Эфа» ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. Декоративный светильник, имитирующий пламя костра. Вокруг него можно организовать пространство для релаксационных занятий, занятий на основе сказочных сюжетов. Он также используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Особое значение этот вид оборудования приобретает в работе с людьми, имеющими проблемы здоровья, прежде всего нарушение зрения. В этом случае он применяется как стимулятор визуальных ощущений. Важный элемент темной сенсорной комнаты, используемый для проведения занятий по сказкотерапии Аппарат для проведения сеансов ароматерапии за счет ультразвукового распыления эфирных масел. Эфирные масла: набор масел № 1  для детей; набор масел № ―  для подростков; набор ― (11 видов)  2 (14 видов) масел № 3 (25 видов)   набор № 1 + ― набор № 2. 14. 15 Настенное панно  "Водопад" Облегающий модуль «Груша»Размер: 50 х 80 см, Вес: 1,2 кг, Объем: 0,1 м3 Панель размером 70×40см. Динамическая иммитация движения воды. Звуки падающей воды и пение птиц. Легкий удобный небольшой пуфик для детей в виде груши, на 2/3 заполненный гранулами из пенополистирола ­ удобное сидение, которые служат идеальной опорой для сидящего ребенка. Сидя на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело. При ощупывании развивается тактильная чувствительность, формируется представления о качестве и свойствах материала из которого она изготовлена. Занятие 1. "Приветствие" Цель: знакомство, создание атмосферы психологической безопасности. Оборудование: сухой бассейн, панно "Кривое зеркало", сенсорная дорожка. 1. Вводная часть.  Дети заходят в Сенсорную комнату, разувшись. Их встречает сказочный  персонаж и знакомит их с правилами поведения в «Волшебной комнате» ­ в этой комнате нельзя бить и обижать друг друга; ­ нельзя трогать приборы, нельзя самим их включать и выключать; ­ нельзя уносить то, что есть в этой комнате. Они называют свои имена. Затем им предлагается назвать имена детей,  которые пришли  с ними. 2. Основная часть. Рассказывается о том, что здесь есть «Волшебное кресло», сев в него  можно загадать желания, так, будто бы у вас есть волшебная палочка. Кто  хочет сесть в кресло первым? Ребенок садится в кресло с шатром, ему  дается пучок оптических волокон и предлагается загадывая желания  отбрасывать волокна. Другие дети в это время могут играть с пузырьковой трубой,  самостоятельно исследуя ее. Сухой бассейн слишком притягателен для детей и поэтому они могут  играть в нем, но прежде сказочный персонаж рассказывает им о правилах  поведения в нем: ­ не садиться на бортики; ­ не прыгать в бассейн; ­ не драться и не обижать друг друга. Упражнение «Котенок, который загрустил». После того, как все  загадали желания, детям предлагается поиграть в следующую игру:  «Котенок, который загрустил». Дети по очереди играют роль котенка,  который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить. Упражнение «Тропинка». Дети встают в затылок друг другу,  впереди ведущий. Участники идут змейкой. Ведущий может представить,  что он перешагивает через воображаемые препятствия, может  подпрыгивать, остальные повторяют его движения. По хлопку ведущий  становится в хвост змейки, и ведущим становится второй ребенок. Упражнение «Мои чувства». Детям предлагается посмотреть на  себя в зеркало и изобразить радость, затем испуг. Представить, как зайчик  может испугаться, когда услышит шорох, а затем зайчик увидел, что это  сорока и он рассмеялся. Упражнение «Зоопарк». Дети пошли в зоопарк и кого они там  увидели? По очереди надо показывать разных животных, а остальные дети  должны угадать, кого изображает ребенок. 3. Заключительная часть. Введение ритуала прощания. Все дети встают в круг и кладут  ладошки в столбик друг на друга, когда все положили, все сжимают  ладошки в кулак и говорят – «До свидания! Занятие 2.  «Мой внутренний мир» Цели:    учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные   качества,   нормализация   центрально   ­   нервной   системы, улучшает деятельность сердечно ­ сосудистой системы. Оборудование: пучок фибриотических нитей; сухой бассейн; заготовки из картона ­ морские персонажи;сенсорная тропа для ног;  настенное панно "Загадочный свет", комплект сенсорный уголок. 1. Вводная часть.  Психолог. Здравствуйте, дети! Садитесь в круг. На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как вы должны вести себя в нашей сказочной стране. Давайте спросим у нашего персонажа , чего же он хочет. В каждом есть кое­что, что увидеть невозможно   это ваши желания, настроение, любовь к кому­то или чему­то. Это называется внутренним миром, он находится внутри вас, около вашего сердца. ― Психолог.   Сегодня   попробуем   чтоб   наш   персонаж   превратил   нас   в волшебных обитателей моря , но  для  этого нам надо сказать друг другу комплименты. Упражнение   "Комплимент".  Дети   по   очереди   говорят   друг   другу волшебные слова.  (   раздаются   заготовки   морских   обитателей:   звездочка,   осминог,   рыба   ­ клоун,  дельфин) 2. Основная часть.  Психолог. А теперь пройдемся  по морскому дну к водопаду .  (Сенсорная  тропа для ног) Детям объясняется, что руки должны быть сложены за спиной. Далее они на коленях проползают под водопадом 3— 4 раза. ( Настенное панно  "Загадочный свет") Игра   «Коса».    Сейчас   мы   немного   познакомимся   с   внутренним   миром каждого из вас. Видите, я держу в руках пучок нитей. Я начинаю заплетать косу и задаю вопрос одному из детей, другой отвечает и продолжает плести косу.  (Задаются   вопросы,   выясняющие,   что   любит   ребенок,   какие сказки, мультфильмы нравятся ему больше всего, кого он любит и др.) Психолог. Посмотрите, какая волшебная и интересная коса у нас  получилась. Игра "Золотая рыбка". Дети выстраиваются вокруг колонны, выбирают  каждый себе рыбку по цвету и наблюдаю за подъемом и спусканием рыбок  под воздействием воздуха. ( Комплект сенсорный уголок) Упражнение «Назови свои сильные стороны».  А сейчас пусть каждый из вас дотронится до колонны, по очереди расскажет о себе только хорошее. Никто   из   других   детей   не   смеется,   не   оспаривает   сказанное.  (Дети  ― о   том,   что   они   любят, рассказывают   о   своих   сильных   сторонах   ценят в себе.) Психолог. Ну а теперь немножко  поплаваем как наши разноцветные рыбки. Упражнение "Рыбки".  Ребенок лежит на животе. Руки выпрямлены,  вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и  руками ­ как ­ будто плывет. второй вариант на спине Упражнение "Дельфин". Ребенок лежит в бассейне на животе, руки  прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая  шарики от себя ногами, затем к себе.  3. Заключительная часть.  Релаксация.  Психолог. Мои плавнички или щупальца расслаблены, они мягкие и теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю и набираюсь сил. Свежесть и  бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый . Я  хорошо отдохнул ! У меня хорошее настроение! Введение ритуала прощания. Все дети встают в круг и кладут  ладошки в столбик друг на друга, когда все положили, все сжимают  ладошки в кулак и говорят – «До свидания!» Занятие 3. "Мы такие разные, но все таки мы вместе" Цели:   обеспечивать   профилактику   социальной   дезадаптации   детей; формировать   чувство   принадлежности   к   группе;   помогать   ребенку почувствовать себя более уверенно. Оборудование:   клубок   ниток;   мат   напольный;   панно   "Кривое   зеркало", пуфик кресло "Груша с гранулами",  2 мяча ­ фитболла, сухой бассейн, СD ­   диск   для   релаксации   "Весна",     карточки   с   изображениями   различных движений зарядки к игре «Волшебник». Ход занятия Педагог. Здравствуйте, ребята! На свете живет много людей, все они чем­то отличаются друг от друга, но между ними есть и что­то общее. Чем же похожи люди? Давайте поговорим об этом поподробнее. Упражнение  «Чем   я  похож:  на соседа  справа».  Сейчас   мы   будем   по кругу передавать клубок и по очереди говорить, чем вы похожи на соседа справа. (Все дети по кругу выполняют задание педагога.) Игра «Прыг, скок, стоп» Когда я скажу: «Прыг», прыгаете на одной ножке, «Скок» на двух ножках,  «Стоп» должны замереть. Так продолжается несколько раз.  ( Напольный мат) Психолог.   Вот   видите,   ребята,   как   много   у   вас   общего,   как   вы   умеете работать   в   команде!   А   теперь   мы   отправимся   в   зоопарк   и   подойдем   к клетке с обезьянами. Упражнение «Обезьянки». А знаете ли вы, что обезьянки умеют повторять за человеком любые движения? Сейчас мы разделимся на две группы: одна «превращается в обезьянок», а другая группа будет посетителями зоопарка. «Люди» выберут себе каждый по обезьянке и будут ее слегка дразнить, а  обезьянка должна запомнить это движение и повторить его.  ( исп. настенное панно "Кривое зеркало")  ― Игра   «Люблю     После   прогулки   по   зоопарку   мы   очень проголодались. Сейчас мы пойдем в кафе, там к нам подойдет повар и будет предлагать разнообразную еду.   не   люблю». Но мы с вами так устали, что не можем даже говорить, поэтому, когда повар будет предлагать нам еду, вы должны только своей мимикой показать отношение к этому блюду: любите вы его или нет. ( исп. пуфик кресло "Груша с гранулами",  2 мяча ­ фитболла) Вы заметили, что одну и ту же еду любят все или почти все дети? Влючение СD ­  диска для релаксации "Весна" Психолог. Наконец ­то мы попали на остров. Ой, посмотрите, на дне нашего моря, находится клад. Но их нужно пронести через полосу препятствий,  держать не в руках, а между пальцами. (Показывается, как это должно  выполняться.) Вы должны пройти под «сухим» дождем и пронести каштаны между пальцами. (Задание выполняется друг за дружкой.) Мы не должны толкаться и спешить. Если у соседа упал каштан, то нужно помочь ему. (Упражнение выполняется до тех пор, пока дети не  пронесут всекаштаны.) Молодцы!( исп. сухой бассейн,  пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением "Звездный дождь") Педагог. Наше занятие заканчивается. Давайте повторим, что мы узнали о нашем сходстве с другими людьми:  © мы говорили о том, чем похожи с соседом справа;  © повторяли движения друг друга в играх «Обезьянки» и «Волшебник»;  © обнаружили, что мы любим одну и ту же еду. и т. д... Занятие 4."Давайте жить дружно". Цель: создание радостного настроения; снятие негативных настроений и  восстановление сил;формирование чувства принадлежности к группе,  помочь ребенку почувствовать себя более защищенным; понимание своих и  чужих чувств. Оборудование: пуфик ­ кресло "Груша", прибор динамичес развивать  кой заливки света "Плазма ­250; СD ­ диск для релаксации; мешочек гнева;  гимнастические обручи и мячи. 1. Вводная часть. Упражнение "Улыбка" . Дети стоят по кругу. Им предлагают передать улыбку рядом стоящему  ребенку; при этом они глядят в глаза друг другу. Начинает игру психолог. Игра «Сосед». Дети становятся в круг так, чтобы плечо ребенка дотрагивалось плеча соседа, и, приговаривая, выполняют действия: Соседа можно потолкать, потолкать. (Дети тихонько толкают друг друга.) Соседа можно пощипать, пощипать. (Дети тихонько пощипывают друг друга.) Соседа можно обнять, обнять, обнять. (Обнимают друг друга.) (Игра проводится 2—3 раза). 2. Основная часть. Психолог  читает рассказ Л.Толстого «Два товарища». После прочтения  рассказа педагог задает вопросы детям: Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился  бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать  было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.  Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: — Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил? — А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от  товарищей убегают. ­ Что произошло с мальчиками в лесу? ­ Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем? ­ Тот мальчик, который забрался на дерево, каким оказался другом? ­ Что значит быть плохим другом? ­ Как бы вы поступили в этой ситуации? Педагог выслушивает варианты ответов детей и делает вывод: «Да, ребята,  дружить надо уметь и в радости и в горе. Дети, а у вас и ваших друзей  всегда только хорошее настроение?» Слушает ответы детей. После того,  как психолог  выясняет, что у детей бывает и плохое настроение и даже  злое, то он предлагает встать со стульчиков и показать способы «борьбы» с  плохим настроением. Дети показывают способы «борьбы» с плохим настроением: 1. «Надуть шарик злости». 2. «Потопать ногами». 3. «Сложить плохое настроение в мешочек». Упражнение «Тух­тиби­дух».  “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно  подействовало по­настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы  начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам  захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников,  посмотрите ему в глаза и трижды, сердито­пресердито произнесите  волшебное слово: “Тух­тиби­дух”. Затем продолжайте ходить по комнате.  Время от времени останавливайтесь перед кем­либо и снова сердито­ пресердито произносите это волшебное слово Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в  пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре  заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух­ тиби­дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.  «Мешочек гнева». Возьмите воздушный шарик и наполните его мукой,  песком или мелкой крупой (где­то полстакана), крепко завяжите. Теперь у  вас есть новая  игрушка. «Мешочек гнева» можно использовать тогда, когда на кого­то злишься, его можно кидать, мять, бить. Игра способствует  снятию напряжения. 3. Заключительная часть. Психолог. Давайте погреемся на солнышке. Дети укладываются на пуфики,  включается релаксационная музыка и прибор динамической заливки света.  ( исп. пуфик ­ кресло "Груша", прибор динамической заливки света "Плазма ­250, СD ­ диск для релаксации) «Солнечная планета» приветствует нас. Она передает нам свое тепло,  доброту, улыбку. Хочет всегда видеть вас радостными, счастливыми,  послушными, чтобы вы ничего не боялись, были уверенными и сильными.  Давайте с ней поздороваемся. (Дети произносят приветствие.) Давайте понаблюдаем, как «солнечная планета» меняет свет из желтого в розовый... (Под спокойную музыку дети наблюдают.) Молодцы, ребята! Вам понравилось? Что запомнилось. Занятие 5. "Я и мои эмоции". Цель: познакомить детей с эмоциями; учить передавать это эмоциональное состояние,   используя   различные   выразительные   средства;   формировать положительные   чувства   и   эмоции   через   улыбку;   учить   эмоционально воспринимать веселое настроение людей. Оборудование: настенное панно "Водопад",  музыкальный центр,  пиктограмма "радость", зеркало, игрушки из киндер ­ сюрприза, сухой  бассейн. 1. Вступительная часть.  Игра «Приветствие»  Психолог.   Мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с  этого большого водопада. Посмотрите, как падает вода с вершины горы,  как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один  водопад – маленький . Подойдите к нему поближе и послушайте, как  журчит вода, сбегает по уступам горы. (исп. настенное панно "Водопад") 2. Основная часть. Психолог. Послушайте эту музыку (включается запись веселой музыки). О чем   вы   думали,   когда   слушали   музыку?   Что   чувствовали?   Что   хочется делать   под   эту   музыку?   Я   предлагаю   вам   под   эту   музыку   потанцевать (повторное включение аудиозаписи). Вы обратили внимание, какие лица у вас были, когда вы танцевали? Именно так вы выражали радость, хотя каж­ дый из вас во время танца выражал радость по­своему. А теперь послушайте стихотворение. Две сестры глядят на братца Две сестры глядят на братца:  Маленький, неловкий,  Не умеет улыбаться,  Только хмурит бровки.  Младший брат чихнул спросонок,  Радуются сестры:   Вот уже растет ребенок   Он чихнул, как взрослый! ― ― (Л.Барто)   Психолог. Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего маленького братца? Наверное, выражение лица у них было такое же, как у этой девочки  (демонстрируется изображение веселой девочки). А вот   так   можно   нарисоватьнастроение   «радость»  (демонстрируется пиктограмма "радость"). Давайте попробуем сделать такое же выражение лица. Упражнение «Зеркало».  Я вам по кругу буду передавать зеркало, а вы порадуетесь, как эта девочка: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки... (Дети по очереди выполняют задание.) Психолог. Когда у вас бывает радостное настроение?  Упражнение «Зеркало». Давайте попробуем изобразить настроение  удивления на своих лицах. Я по кругу буду передавать зеркало, а вы  представите себе, что там отразилось что­то сказочное, и удивитесь. Как вы думаете, чему может удивляться человек? Дети. Сюрпризам необыкновенным; фокусам; мороженому, которого он  никогда раньше не ел; бабочкам среди зимы; неожиданным подаркам;  незнакомым симпатичным животным... Психолог.   Я   расскажу   вам   одну   историю,   а   потом   мы   попробуем   ее проиграть. ― Этюд   «Удивление».  Мальчик   со   своей   мамой   отправился   в   цирк.   Там выступало много артистов   людей и животных. Но вдруг он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было..., а из чемодана выпрыгнула собака. Мальчик очень   удивился.  (Мимика:   рот   раскрыт,   брови   и   верхние   веки приподняты.)  Давайте распределим роли. Кто будет играть фокусника? мальчика?  Остальные будут зрителями. (Отработка мимики удивления.) Упражнение «Тренируем эмоции». Давайте проделаем гимнастику для  лица. Улыбнитесь, как  © кот на солнце;  © само солнце;  ©  Буратино; © хитрая лиса;  © радостный ребенок. (Отработка эмоции радости.) А теперь удивитесь, как  © ребенок, который увидел в цирке фокус; © человек, который обнаружил, что к нему в комнату вошел слон;  © ребенок, который встретил волшебника;  © ребенок, который увидел чудо. ( исп. кривое зеркало) Упражнение «Эмоции».    Психолог  показывает  детям  картинки,  на  которых изображена девочка в разном эмоциональном состоянии. Детей просят рассмотреть картинки, а потом показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их.    Затем психолог говорит:    ­ Еще раз внимательно рассмотрите картинки, подумайте, почему девочка находится в таком настроении? Что могло произойти?    Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ. 3. Заключительная часть. Игра «Пловец». И.п.: ребенок находится в положении лежа на животе  Упражнение № 1 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся  движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны,  затем выполняя те же движения к себе (4­5 раз) Упражнение № 2 Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята.  Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4­5 раз)  Упражнение № 3 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся  синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4­5 раз) Игра «Гусеница».Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает  совершать движения, словно «ползет» по бассейну  Упражнение «Отдых».Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог  предлагает ему представить, что он находится в воде озера. Вода теплая,  ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Взрослый  предлагает ребенку послушать пение птиц. (исп. сухого бассейна) Психолог. Понравилось вам наше путешествие? Сейчас вы вернетесь в  группу, а на следующем занятии мы снова куда­нибудь отправимся. До  свидания, ребята! Занятие 6."Я и мое настроение". Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного  возраста, снятие мышечного напряжения. Оборудование: магнитофон, кубик настроения, овощи и фрукты, зонты,  напольный мат. 1. Вводная часть. Психолог: «Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие.  Предстоит повторить путешествие в удивительный мир эмоций. Давайте  поприветствуем друг друга улыбкой? ». (Дети смотрят друг на друга и  улыбаются) . Психолог:«Ребята, а вы уже заметили, что у нас гости. Давайте улыбкой  поприветствуем наших гостей» (Музыкальное сопровождение) . Психолог:«Я знаю, что вы можете угадывать настроение! А можете ли вы  угадать, какое настроение сегодня у наших гостей? »(Ответы детей) . Психолог: «Как вы догадались? » (Ответ детей: по выражению лица.)  2. Основная часть. Игра: «Кубик настроения». Психолог: «Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите,  какой интересный кубик! » (Дети рассматривают кубик и называют  эмоции, которые изображены на нем).  Психолог: «Молодцы! А теперь по очереди вы будете бросать кубик, и та  эмоция, которая изображена на кубике будете показывать».  Психолог: «Настроение человека можно определить не только по  выражению лица. А как еще можно определить настроение человека? ». (Ответы детей: По голосу, интонации и тд).  Игра: «Угадай эмоцию по голосу». Психолог: «Ребята, я вам предлагаю послушать звуки голоса, угадать с  каким настроением они произносятся». (Музыкальное сопровождение).  (Дети внимательно слушают предложенные звуки голоса и угадывают  эмоцию) . Игра: «Эмоция вкуса». Психолог: «Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком  настроении напоминает вам этот вкус? ». (Дети закрывают глаза и по вкусу лука, кислого лимона, сладкого  винограда определяют ту или иную эмоцию . Горький лук­злость.  Кислый лимон­печаль.  Сладкий виноград­радость.  Упражнение: «Обзываемся овощами». (Музыкальное сопровождение)  Психолог:«Я хочу вас научить, как правильно бороться со злостью и обидой и предлагаю вам поругаться. Но не плохими словами, а … овощами.  Например, «Ты­огурец», «А ты­редиска», «Ты­морковка», «А ты­тыква»… Психолог: «А еще… можно использовать «стаканчик для криков». Давайте  в него покричим и оставии в нем всю свою злость… ». 3. Заключительная часть. Упражнение­релаксация «На берегу моря». (Музыкальное сопровождение "Звуки моря"). Психолог: «А сейчас, давайте, пофантазируем. Пройдите на мат и лягте под зонтики. Расслабьтесь. Представьте, что мы находится на берегу моря. Мы  слышим шум моря, пение птиц. Светит теплое солнышко, касаясь своими нежными лучиками нашего тела. Нам тепло, хорошо, уютно. Теплый,  нежный ветерок касается наших ног, рук, лица. Мы делаем глубокий вдох­ выдох. А теперь открываем глаза, возвращаемся в комнату». (исп.  напольного мата) . Рефлексия.  Психолог. Какие существуют настроения (эмоции).Нарисуйте пожалуйста  себя. Какое у вас сейчас настроение? Занятие 7. "Я и мои движения, жесты". Цели:  расширять представления детей о различных способах коммуникации с  окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов,  движений в процессе общения, активизация зрительного восприятия,  концентрация внимания, снятие агрессивности. Оборудование: магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки  «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука», АС­260­15 (Зеркальный шар  из белых зеркал) с приводом вращения и световой пушкой "Зебра ­50". 1. Вводная часть. Психолог. Здравствуйте ребята! Кто такие артисты? Вот сегодня мы с вами  отправимся в театр. Будем настоящими артистами и показывать пантомимы. Пантомима ­ "язык тела", игры без слов, а лишь эмоциями и мимикой. Давайте  попробуем рассказать стихотворение, без помощи слов, только движения рук. Игра «Кто  я?». Психолог .Мы можем поиграть в игру­загадку.  Я предлагаю вам подумать и изобразить что­то или кого­то  движениями рук, тела, взглядом (например: поезд, чайник, дерево, собаку,  птицу, самовар и т. д.). Остальные должны отгадать изображаемый  предмет. (После правильного ответа педагог спрашивает, по каким  признакам ребенок догадался, что загадан именно этот предмет.)  Педагог. А теперь давайте попробуем поставить спектакль по сказке  «Колобок» без слов. Сначала распределим роли и подумаем, как можно  изобразить тот или иной персонаж? (Дети разыгрывают спектакль.  Затем можно обсудить его.) Игра «Заколдованный ребенок». А теперь  ―  новая игра. Сна чала выберем водящего. Представьте себе, что этого ребенка заколдовали. Он  не может говорить и на вопросы отвечает только жестами. Указательным  пальцем он может показывать на различные предметы и указывать  направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там. Задайте нашему  заколдованному ребенку какой­нибудь вопрос, а он пусть ответит на него  без слов. (Дети выполняют задание.) Игра «Говорящая рука». Теперь я предлагаю вам проверить, насколько  хорошо вы научились не только говорить без слов, но и понимать другого  человека по движению его рук. (карточки к игре "Говорящая рука».) Как вы думаете, что хочет сказать нам каждая рука? Покажите по очереди каждый жест и скажите, что вы при этом чувствуете? 2. Основная часть. Игра «Злые собаки». А сейчас попробуем превратится в злых собак.    Психолог определяет границу «забора» и говорит:    ­ Представьте,  что за забором ­  злые собаки. Они громко лают, бросаются  на забор,  хотят  напугать детей... Детям очень страшно! Давайте разделимся на две группы. Кто хочет  изображать злых собак?.. Остальные будут изображать испуганных детей.  Дети выполняют  задание, затем меняются ролями.    По окончании игры психолог выясняет, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли  «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки». Упражнение "Поймай ладошками". Психолог. Посмотрите внимательно на крутящийся и создающий разноцветные блики  зеркальный шар: "Смотрите как много звезд, звездочки улыбаются вам. Они хотят с  вами поиграть. Вон они убегают от нас. Давайте догоним и поиграем с ними". Дети ловят звездочки ладошками. Упражнение "Звездное небо". Дети и психолог лежат на мате, любуясь настенным панно "Звездное небо". Психолог  спрашивает в какое время суток могут гореть звездочки. Каждой актер мечтает стать знаменитым, известным. Хочет стать яркой звездой. Давайте  выберем себе на небе звездочку и загадаем желание. Оно обязательно исполнится. А  теперь расскажите какая ваша звездочка. Вот моя например, нежная, пушистая,  дружная и интересная. 3. Заключительная часть. Расскажите, что нового вы узнали на нашем занятии сегодня? Вы согласны ребята, что человек может общаться не только при помощи слов, но и при  помощи движения тела. Давайте начнем  контролировать свои движения и не будем  себя вести как "злые собаки" Занятие 8. "Я и мои друзья". Цель: создание положительного настроя в группе;  сплочение группы в совместной игре;  повышение самооценки через самоанализ достоинств; снятие напряжения.  Оборудование: метод. пособие Р. С. Буре «Как поступают друзья»,  сухой бассейн, сенсорная  дорожка, настенное панно "Бесконечность", напольный мат. 1. Вводная часть. Психолог. Здравствуйте ребятки. К нам в гости сегодня пришел сказочный персонаж. Его  зовут кот Леопольд. И он хочет дружить, но с ним никто не общается. Мышки не  хотят с  ним разговаривать и играть вместе.  Кто же такой настоящий друг ? ( показ картинок про дружбу, метод. пособие Р. С.  Буре «Как поступают друзья» ) Психолог: «Вас приветствую друзья, рады вы и рада я,  Мы сегодня поиграем, дружбы правила узнаем!  Мне ответьте без ошибки: Дружба начинается с … улыбки! » «Давайте повернемся друг к другу и подарим улыбку, искреннюю и добрую! »  (ребята встают в круг, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему  молча по очереди самую добрую улыбку). «Хорошие друзья всегда заметят, если кто­то грустит. Почему он грустный? Как  помочь? И они всегда поделятся со своим другом. А как самому становится радостно, когда доставишь радость другому!» обсудите с детьми: почему надо делиться с друзьями?  Этот вопрос выводит детей за рамки ситуации, заставляет их обратиться к собственному опыту. Предложите ребенку вспомнить. Как кто­либо из детей помог ему и как он  себя почувствовал в этот момент.  Упражнение «Добрый друг» Дети встают в пары и берутся за руки и проговаривают хором слова: Здравствуй друг! Добрый друг!  (пожимают друг другу руки)  Как ты тут, Добрый друг? (удивленно разводят руками)  Я скучал добрый друг! (прижимают руки к груди.)  Ты пришёл (снова берутся за руки.)  Хорошо! (сходятся в центр, обнимаясь.)  2. Основная часть.  Психолог. Кот Леопольд хочет пригласить Вас к себе в гости. Пойдем.  Дети идут через сухой бассейн, напольный мат, друг другу помогают пройти  через болото, прыгают по камушкам.  Вот и домик наших друзей, посмотрите как его друзья на нас похожи. И все  они очень любят улыбаться и обниматься. Помашите им рукой и улыбнитесь.  Видите и они вслед вам улыбаются.  Давайте поблагодарим нашего друга за гостеприимство.  Возвращаемся домой по тому же пути, что и приши. Долго гуляли, устали. Можно прилечь немножко отдохнуть. Давайте  3. Заключительная часть.  Релаксация «Волшебный сон» Ребёнок находится в позе покоя.  ­Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается:  «Волшебный сон». Ты не заснёшь по настоящему, будешь всё слышать.  Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо.  Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я  скажу: «Oткрыть глаза».  ВНИМАНИЕ! Наступает «Волшебный сон».  Реснички опускаются...Глазки закрываются...Мы спокойно отдыхаем (2 раза).  Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко .Наши руки  отдыхают...Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза). Шея не  напряжена. И расслаблена....Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно  расслабляется (2 раза). Дышится легко... Ровно... Глубоко.  Длительная пауза. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать!  Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше  поднимаем.Подтянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.  Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными  паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. ( исп. сухой бассейн) Упражнение «Ладошка» ­Вы все получили листочки. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре  написать свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству,  которое у вас есть.  Передаем свои листочки своему другу, и он рядом пишет Вам комплимент. Психолог. Леопольд, смотри какие они стали!!! Леопольд: Я вижу, настоящие друзья. Выполняли все вместе. Научились  дружить. Ребятки, что же вы запомнили на занятии? Психолог. Ребята, Леопольд хочет вам каждого прошептать что ­ то на ушко.  А вы только обещайте, что будете выполнять, что он вам скажет.  На этом наши занятия в волшебной стране закончены.  Вы молодцы! До новых встреч! Приложение1.  Подчеркните часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения, добавьте не указанные в перечне. Характер нарушения поведения  В чём конкретно проявилось данное нарушение поведения Агрессивность  Физическая: ломает игрушки или постройки; рвёт  книжки; ребенок толкает сверстников, ударяет  сверстников; кусается, плюется; __________________________________________________ ___________ Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда  не слышит взрослый;  __________________________________________________ __ Вербальная: ругается, говорит обидные слова; говорит  нецензурные слова;  __________________________________________________ _____ в виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других; __________ __________________________________________________ ___________ в мимике: сжимает губы; краснеет, бледнеет; сжимает  кулаки; _______ __________________________________________________ ___________ как реакция на ограничение: сопротивляется при  попытке удержать от агрессивных действий; препятствие  стимулирует агрессивное поведение;  __________________________________________________ _ направленная на себя: кусает, щепает себя; просит себя  ударить ещё раз;  __________________________________________________ ______ Вспыльчивость  В физических действиях: неожиданно для всех бросает  игру; может разорвать пособие, книгу, рисунок; плюнуть;  ______________________ __________________________________________________ ___________ в речи: может неожиданно грубо ответить; сказать  нецензурное слово;  __________________________________________________ ___________ Негативизм  В физических действиях: делает всё наоборот; с трудом  включается в коллективную игру;  ___________________________________________ отказы: отказывается от интересной для всех  деятельности; _________ __________________________________________________ ___________ вербальный: говорит часто слова «не хочу» или «не буду;  ___________ __________________________________________________ ___________ Демонстративность В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях;  __________________________________________________ ___________ как ориентация на собственное состояние и  поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб  организации занятия; делает что­то наоборот, наблюдает за Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) реакцией других;_________________________ __________________________________________________ ___________ Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре;_____ __________________________________________________ ___________ в мимике: недовольное выражение лица, плачет;  ___________________ __________________________________________________ ___________ реакция на оценку других: болезненно реагирует на  замечание; болезненно реагирует на повышенный тон  голоса; _________________ __________________________________________________ ___________ Конфликтность  Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт;  отвечает конфликтно на конфликтные действия других;  _____________________ __________________________________________________ ___________ вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и  интересов сверстников;  _________________________________________________ как недостаточность опыта: совместной деятельности, взаимоотношений;  ____________________________________________ вследствие трудностей переключения: не уступает  игрушки; ______ __________________________________________________ ___________ Эмоциональная отгороженность  Как центробежные тенденции: когда все дети вместе  стремиться уединиться;  __________________________________________________ как эмоциональная поглощенность деятельностью:  входит в помещение и сразу идёт к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих;  _________________________________________________ особенности речевого поведения: не использует речь как  средство общения; когда говорит, то речь не обращена на  собеседнику; ________ __________________________________________________ ___________ как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и  понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шёпотную;  __________________________________________________ _ особенности зрительного контакта: избегает смотреть  в лицо собеседника;  _________________________________________________ Дурашливость  Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание  взрослого; похвала или порицание не оказывает  значительного изменения в поведении ребёнка;  ____________________________________________ в физических действиях и мимике: дурачится;  передразнивает  движения;_________________________________________ ___________ Нерешительность  В социальных отношениях с другими: избегает  ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя  знает ответ; отказывается от ведущей роли в игре;  __________________________________________ проявление в речи: использует слова «не знаю», «может  быть», «трудно сказать»; не отвечает на вопрос, хотя знает  верный ответ;  __________________________________________________ ___________ в физических действиях: боится прыгнуть с возвышений;  _________ __________________________________________________ ___________ реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок Тревога  Скованность  проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее  вариативное поведение, чем в привычной;  __________________________________________________ В мимике: блуждающий, отстранённый взгляд;  ____________________ __________________________________________________ ___________ в речи: не может объяснить причины избегающего  поведения, тревоги;  __________________________________________________ ___________ в движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит;  ___________ __________________________________________________ ___________ во взаимоотношенияхс другими: спит вместе с  родителями; стремиться быть поближе ко взрослому;  __________________________ __________________________________________________ ___________ В движениях: двигательно скован;  _____________________________ __________________________________________________ ___________ в речи: запинается в речи;  ______________________________________ реакция на новизну: неловок в новой ситуации;  ___________________ __________________________________________________ ___________ Заторможенность  В познавательной активности: не знает чем заняться;  ____________ __________________________________________________ ___________ в зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по  сторонам; ______ __________________________________________________ ___________ в речи: говорит слишком тихо, медленно;  _________________________ __________________________________________________ ___________ время реакции: темп действий замедлен; при выполнении  действий по сигналу запаздывает;  __________________________________________ Эгоцентричность Как отношение к себе: считает что все конфеты, все  игрушки для него;  __________________________________________________ ______ во взаимоотношениях: навязывает свою игру или  желание; ________ __________________________________________________ ___________ в речи: часто использует местоимения «я»;  _______________________ Избегание умственных усилий В условиях свободной деятельности: не смотрит  мультики; ________ __________________________________________________ ___________ на организованных занятиях: быстро устаёт от  доступного по возрасту умственного задания (на  сравнение, обобщение, действия по образцу);  __________________________________________________ __ Дефицит внимания Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии;  _____________ __________________________________________________ ___________ содержание помощи ребенку: приходится словесно  повторять задание несколько раз; требуется сочетание  слов с показом; способа действия;  __________________________________________________ Двигательная расторможенность (гиперактивность) Речевая  расторможенность ___________ в речи: переспрашивает условия выполнения задания;  ______________ __________________________________________________ ___________ Особенности планирования действий: поспешно  планирует собственные действия;  _________________________________________ как избыточный темп и количество действий: темп  действий убыстрён; количество действий избыточно (много лишних движений); действует раньше условного сигнала;  _____________________________ __________________________________________________ ___________ длительность содержания гиперактивности: встает  на первой половине занятия, когда другие дети ещё сидят;  ____________________ __________________________________________________ ___________ длительность овладения состоянием: быстро  возбуждается, медленно успокаивается после шумной  игры; ______________________ __________________________________________________ ___________ Громкость речи: говорит слишком громко, не может  говорить обычной силой голоса;  _________________________________________ темп речи:  __________________________________________________ _ в социальных отношения: переговаривается на занятиях, не смотря на замечание взрослого;  __________________________________________ Непонимание сложных словесных инструкций Непонимание простых словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по  словесной инструкции взрослого:  _________________________________________ Ориентируется на наглядный образец поведения или  действия взрослого, а не на объяснение задания;  ___________________________ Застреваемость В движениях: рисует многократно повторяющиеся  элементы; _______ __________________________________________________ ___________ во взаимоотношениях: навязчив при общении;  привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же  просьбу; _______________________ __________________________________________________ ___________ в речи: повторяет многократно одну и ту же фразу;  _________________ __________________________________________________ ___________ на чувствах и эмоциях: застревает в обиде;  ______________________ __________________________________________________ ___________ как трудность переключения: с трудом переключается;  ____________ __________________________________________________ ___________ Работоспособность (умственная)  Быстро устаёт от задания, требующего умственной  активности; устаёт, когда читает книжку; стаёт на первой  части организационного занятия;  __________________________________________________ ___________ Работоспособность (физическая) Быстро устает на прогулке; устает от физической  нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование  сложности задания, не требующего умственных усилий;  работоспособность колеблется в течении дня; чередование  повышенной и пониженной работоспособности; ________ __________________________________________________ ___________ Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком разработанные  американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер) Прошнуровано и среплено печатью  28 листов Директор МКОУ ЧЦСРС ___________________________Шепеткова Е.М. «__»_______________________2015 г. –2016 г.

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"

Программа (развитие познавательной сферы )"Все знаю и умею"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017