Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"
Оценка 4.8

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
2 кл—4 кл
06.03.2017
Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"
Цель данной программы: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне. Основные задачи программы: – знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры; – формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором; – создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе; – воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию; – создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
Программа Мой край.doc
Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1­4 классы) Пояснительная записка Вдумчивое   отношение   к   прошлому   всегда   делает   нас   более   справедливыми   по отношению   к   настоящему,   к  нашей   современности,   и,  чтобы   по  достоинству   оценить  это настоящее, необходимо  знать историю  своего  края, народа, о событиях  седой старины,  о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, поскольку оно обладает   только   ему   присущими   свойствами:   художественная   литература   дает   человеку возможность   практически   освоить   духовный   опыт   предшествующих   поколений,   она вырабатывает   мировоззрение,   воспитывает   гуманность,   развивает   эмоциональную   сферу личности, воображение, мышление. Одним   из   принципов   обновленного   содержания   образования   является   его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Новые   целевые   установки   начального   этапа   литературного   образования   не   могут состояться   без   чтения   детьми   литературы   Дона   и   о   Доне,   без   знакомства   с   творчеством писателей   и   поэтов,   которые   формировались   здесь   как   личности,   как   носители   духовной культуры донского края. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного   региона   возможен   перевод   общечеловеческих   ценностей   в   личностные.   Этим можно объяснить создание программы «Край родной». Обязательный минимум содержания  (1­4 классы) Фольклор Дона Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о  явлениях природы, о животных, о природе (1­2 по выбору) Сказки Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан». Волшебные сказки: «Горе­злосчастье», «Ванюша и Баба­Яга», «Про царскую дочь и козленка» Сказки народов, проживающих на Дону: «Басан и тетушка Цаста» (калмыцкая сказка),  «Султан мира, султан одной», «Озеро Хачлу и меч Авлуна», «Кто работает, тот и ест», «О  ленивом Вартеване» (армянские сказки) Народные казачьи песни «Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал  казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка». (1­2 песни по выбору). Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи  нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного  зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про  1 сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных»,  «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод» (3­4 по  выбору). Природа Донского края И.Ковалевский «Скворец», «Колокольчик», «Помидоры», «Синева», «Метеор», «Бычок»,  «Утренний дождик», «В осеннем парке», «Журавли», «Туман и солнце», «Зайчик в зимнем  поле», «Самый смелый»; Г.Колесников «Сохраним горицвет», «Зяблик», «Загадки,  загадки…», «Разноцветные воробьи», «Ротозей!», «Туман», «По морям, по волнам»;  В.Дерябин «Умная цапля», «Лежебока»; Г.Гасенко «Друзья познаются в беде»,  «Посметюшек», «Захребетники (рассказ старого птицелюба)»; Б.Агуренко «Трутни»,  «Капли»; В.Гнутов «Скворцы», «Муська, Семка, Галка и бабушка» (3­4 по выбору). А.П. Чехов и мир детства       «Весной», «Белолобый», «Гриша», «Каштанка» (2 произведения по выбору). М.А. Шолохов и о Шолохове М.А.Шолохов «Нахаленок»; В.Воронов «В хуторе Кружилине»; А.Сафронов «Михаилу  Шолохову»; С.Смирнов «Щедрость». Поэты Дона о родном крае И.Груднев «Родному Дону», А.Недогонов «Вечер в станице», А.Сафронов «Ростов­город»,  «Бессмертник», А.Гарнакерьян «В дороге», Н Доризо «Песня о Доне», Л.Шемшелевич  «Рыбацкая примета», Б.Куликов «Кони», В.К.Жак «Настоящая осень», «Мой лес»,  «Золотинки», «В ночном лесу», «Пчела», «Про ершей» (1­2 стихотворения по выбору). Донские писатели о Великой Отечественной войне М.А. Андриасов «Шесть дней», А.Ф. Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине» (1  произведение по выбору). Приключения и фантастика в литературе Дона Г.П.Аматуни «Космическая «Горошина» (фрагменты фантастической повести), «Ну и  горошина», «Я приобретаю друзей», «Чао – победитель волшебников» (1­2 произведения по  выбору). Мир детства в литературе Дона И.Василенко «Артемка» (фрагменты), «Артемка в цирке» (фрагменты) (1 произведение по  выбору). Методические рекомендации к реализации содержания компонента в литературном чтении  на интегративной  основе (10­15% от общего количества часов) Уроки литературного чтения в начальной школе являются  I  ступенью литературного образования младших школьников. На материале художественных текстов, доступных детям, они   учатся   понимать   содержание   и   главную   мысль   прочитанного,   поступки   и   мотивы поведения   героев,   учатся   давать   оценку   прочитанному,   видеть   авторское   отношение   к событиям.   Младшие   школьники   получают   представление   о   языке   художественных 2 произведений,   его   изобразительных   средствах.   У   них   развивается   образное   мышление, воспитывается эстетическое чувство, обогащается и активизируется речь. Художественная литература дает человеку возможность практически освоить духовны опыт   предшествующих   поколений,   вырабатывает   мировоззрение,   воспитывает   гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление. Цель начального этапа литературного развитие школьников, направленное на формирование читателя,   полноценно   воспринимающего   художественное   произведение,   на   развитие литературного   творчества,   способности   выразить   себя   в   слове.   Новое   содержание литературного образования в начальной школе не может состояться без чтения литературы о нашем крае, без изучения творчества тех авторов, которые жили здесь. Такой подход ориентирует на решение следующих задач:  формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики Донской литературы;  понимание   своеобразия   национального   характера,   быта,   обычаев,   образа   жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении донского края;  знакомство с лучшими образцами литературы, музыки и изобразительного искусства, что способствует формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;  формирование системы читательских и литературно­творческих умений, начальных литературоведческих и речеведческих знаний. При реализации регионального компонента литературного образования младших школьников можно использовать следующие темы: № п/п Практическая деятельность Тема Учебные задачи Устное народное творчество Дона 1. Пословицы,  поговорки  жителей  Дона. 2. Загадки Показать связь пословиц и  поговорок с национальными  традициями, образом жизни,  историческим прошлым  жителей многонационального  Тихого Дона, раскрыть их  огромное познавательное  значение. Донести до младших  школьников их могучий  воспитательный заряд.  Раскрыть общность взглядов  различных национальных  групп донского края на  отношение к труду,  добрососедству, миру,  единению, дружбе и  солидарности. Обогатить младших  школьников сведениями о  природе и различных  областях человеческой жизни, раскрытие роли загадок в  умственном развитии  человека. Чтение пословиц и поговорок,  сопоставление их содержания,  оформление карточек для чтения,  использование игровых форм на занятиях. Использование пословиц и поговорок в  качестве заголовков для написания  творческих работ (возможно с  грамматическим заданием). Нахождение алгоритмов отгадывания и  конструирования загадок. Классификация загадок. Поиск их сходства и различия с  пословицами и поговорками. 3 Тема № п/п 3. Народные  песни Дона 4. Народные  сказки  Донского  края Учебные задачи Практическая деятельность Донести до детей  уникальность содержания и  музыкально­поэтического  оформления донской казачьей песни, раскрыть своеобразие  песенного творчества других  национальных групп,  проживающих на Дону. Раскрыть близость и  своеобразие содержания и  художественной формы  народных этносов Дона,  показать, чем интересны и  поучительны сказки. Прослушивание песен, выразительное  чтение текстов народных песен, бытующих на Дону; анализ их содержания и  поэтических особенностей, сравнение и  классификация. Чтение сказок и осмысление  прочитанного. Сравнение и классификация сказок по жанрам и этнокультурным  особенностям. Создание и разыгрывание сценок и  инсценировок по сказкам. В   качестве   основного   источника   рекомендуется   использовать   хрестоматию   для младших школьников «Край родной» (составители Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Ростов­на­ Дону,   издательство   «Баро­Пресс»,   2003.),   рекомендованную   Министерством   общего   и профессионального образования Ростовской области. МОЙ КРАЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММА  УЧРЕЖДЕНИЙ 2 ­ 4 КЛАССЫ Авторы: заслуженный учитель РФ Т.А.Бутенко  канд.пед.наук  Т.Ф.Пожидаева Пояснительная записка Цель данной программы: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне. Основные задачи программы: – знакомство   учащихся   с   лучшими   региональными   образцами   литературы,   музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры; – формирование   представлений   о   многообразии   жанров,   стилей,   тематики   донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором; 4 – – – – создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности   общечеловеческой   культуры,   на   саморазвитие   и   нравственное   поведение   в обществе; воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа,   воспитание   чувств   милосердия,   человечности,   доброты,   способности   к сопереживанию; создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края; введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента; – формирование   умения   вступать   в   диалог,   рассказывать,   импровизировать,   решать различные творческие речевые задачи; – – расширение   представления   учащихся   об   особенностях   лексики   жителей   Дона, нашедшей отражение в произведениях; обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества. В отбор содержания программы положены следующие принципы: Эстетический принцип, который означает  – – и отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости; в   содержание   образования   включаются   мотивация   читательской   и   литературно­ творческой деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения; основным   методом   изучения   художественного   произведения   является   целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся; – Принцип   личностно­ориентированного   подхода,   предполагающего   учёт   возрастных, индивидуально­психологический   особенностей   ребенка,   национально­психологических особенностей ребенка, национально­специфических  его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно­бытовыми традициями и обычаями; Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих   донской   край,   как   систему   культурных   ценностей,   обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур. Структура и содержание программы Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления   и   разнообразии   и   красоте   окружающего   мира.   Содержание   программы предполагает   взаимодействие   с   семьёй,   с   педагогами,   преподающими   другие   предметы   в школе. Содержание программы сконцентрировано в трёх блоках: – Устное народное творчество. – Люби и знай свой край. Природа и история. – Литература Дона и о Доне. В   реализации   данной   программы   следует   уделить   особое   внимание   проблеме «эмоциональной нагрузки» при  решении  познавательных  и воспитательных  задач, подбору ярких запоминающихся фактов. Краткая характеристика основных содержательных линий программы 5 Темы чтения 1. Пословицы,  поговорки  жителей Дона:  казаков, армян, калмыков,  украинцев. Круг чтения Первоисточники Чтение пословиц и поговорок,  отражающих быт и нравы жителей  Дона. Дон волною серебрится. Частушки,  пословицы, поговорки Дона.  Ростов­на­Дону, 1979. Доброе слово, что весенний день: из  устного народного творчества  донских армян. Составитель  Шагинян Ш.М. Ростов­на­Дону,  1979. Эхо степи. Народная мудрость. Киев, 2. Загадки. Загадки народов Дона. 1965.  Арзу и Камбер. Фольклор армян  Дона. Составитель Шагинян  Ш.М., Ростов­на­Дону, 1995. Живой родник. Донские загадки,  пословицы и поговорки.  Составитель Земцев С.Н.,  Волгоград, 1985.  Доброе слово, что весенний день: из устного народного творчества  донских армян. Составитель  Шагинян Ш.М. Ростов­на­Дону,  1979.  Эхо степи. Народная мудрость.  3. Народные  песни Дона. Походные песни Поехал казак на чужбину далеку. Ой да, разродимая моя сторонка. За лесом солнце воссияло. Трава моя, травка. Семейные и любовные песни Я посею лебеду на берегу. Посидите, гости, побеседуйте. Сею, вею беленький леночек. Я по садику ходила. На улице дождь, дождь. Ой, да, какой же я наделала беды. Дедушка, дедушка, седая  бородушка. Киев, 1965. Народное творчество Дона (под ред. М.П. Громова), Ростиздат. 1952. Листопадов А.М. Ой да, сторона ты  моя: Донские казачьи песни.  Военно­бытовые. Любовные.  Семейные. Свадебные. Гулебно­ плясовые. Ростов­на­Дону, 1979. Песни над Доном: /Сборник/ Сост.  И.Я. Рокачев­Вешенский:/ Вступ. Статья Б.Н. Путилов. Ростов­на­ Дону, 1980. Екимов Б. Песни донских казаков.  Волгоград, 1982ю Коробков Г.Я. Когда казаки поют:  Записки о донском народном  творчестве. Волгоград, 1985. Рокачев­Вешенский И.Я. Песни  станицы Вешенской. Ростов­на­ Дону, 1990. Переверзев П.Д. Песни казачьей  станицы. Ростов­на­Дону, 1990. 6 Темы чтения 4. Народные  сказки  донского края. 5. Сказки  донских армян. 6. Мотивы  донского  казачьего  фольклора в  творчестве  региональных  авторов. 7. Природа  донского края. Круг чтения Лиса и рак. Две козы. Про царицу Лютру. Свадебный каравай. Кот и лиса. Жбан. Одноногий журавль. Глубец и жеребец. Казак и лиса. Горе­злосчастье. Султан мира, султан одной. Озеро Хачлу и меч Авлуна. Кто работает, тот и ест. Мышь­ханум. О ленивом Вартеване. А. Скрипов. Поречни и жемчуг. Степан и его друзья. Зурган и венец лебедя. С вольного Дона выдачи нет. П. Лебеденко. Доброе сердце дороже красоты. Ю. Харламов. Мальчик из пшеничного зернышка  (сказки бабы Груши). Г. Аматуни. Космическая горошина.  (фрагменты фантастической  повести). Ну и горошина! Я приобретаю друзей. Чао – победитель волшебников. В. Моложавенко. Почему Дон Иванычем зовут. Про сестер и братьев Дона  Ивановича. Имя, станице нареченное. О временах незапамятных. Ветер с Родины. Живая вода. Про городище Кудеярово. Аленкин брод. Ю. Жданов. Подсолнух. Болотце. И. Ковалевский. Скворец. Колокольчик.  Помидоры. Синева. «Метеор».  Бычок. Утренний дождик. В осеннем  Первоисточники Бисеринка. Составитель Тумилевич  Т.И. Ростов­на­Дону, 1985. Народное творчество Дона (под ред. М.П. Громова), Ростиздат. 1952. Мудрый Харада. Калмыцкие сказки. Ростов­на­Дону, 1989. Меч Авлуна. Сказки. Составитель  Шагинян Ш.М. Ростов­на­Дону,  1993. Арзу и Камбер. Фольклор армян  Дона. Составитель Шагинян  Ш.М., Ростов­на­Дону, 1995. Лебеденко П.В. Сказки Тихого  Дона. Ростов­на­Дону, 1969. Аматуни П.Г. Сказки. Ростов­на­ Дону, 1980. Аматуни П.Г. Чао – победитель  волшебников. Москва, 1968. В Моложавенко. Заветная шкатулка. Ростов­на­Дону, 1973. А. Скрипов. Добрые дела не  умирают. Ростов­на­Дону, 1985. Ю. Жданов. Хрустальный свод.  Этюды о природе. Ростов­на­ Дону, 199. Гасенко Г.С. Соловьиные зорьки.  Ростов­на­Дону, 1974. Левченко В.С. Знай свой край.  Ростов­на­Дону, 1974. 7 Темы чтения Круг чтения парке. Журавли. Туман и солнце. Зайчик в зимнем поле. Самый  смелый. Г. Колесников. Сохраним горицвет. Зяблик. Загадки, загадки… Разноцветные воробьи. Ротозей! Туман. По морям, по волнам. Н. Костарев. Хитрый огонек. Дом поехал. Золотинки. В ночном лесу. Пчела. Про ершей. В. Дерябин. Умная цапля. Лежебока. Г. Гасенко. Друзья познаются в беде. Посметюшек. Захребетники  (рассказ старого птицелюба). Б. Агуренко. Трутни. Капли. В. Гнутов.Скворцы. Муська,  Семка, Галка и бабушка. А.П. Чехов. Весной. Белолобый. Гриша. Каштанка. М.А. Шолохов. Нахаленок. В. Воронов. В хуторе Кружилине. А. Софронов. Михаилу Шолохову. С. Смирнов. Щедрость. 8. А.П. Чехов и  мир детства. 9. М.А. Шолохов  и о Шолохове. Первоисточники Колесников Г.С. Белая западинка.  Судьба степного орла. Ростов­ на­Дону, 1977. И. Ковалевский. У нашего дома, у  тихого Дона. Ростов­на­Дону,  1969. И. Ковалевский. Над полями,  травами. Ростов­на­Дону, 1976. И. Ковалевский. Родниковый цвет.  Ростов­на­Дону, 1986. Костарев Н.С. Золотинки. Ростов­ на­Дону, 1966. Костарев Н.С. Наша дорога. Ростов­ на­Дону, 1956. Костарев Н.С. Чудо­чудеса. Ростов­ на­Дону, 1972. А.П. Чехов. Рассказы. Дуров В.А. Это я нашел Каштанку. Чехов в Таганроге. Ростов­на­Дону.  1985. М.А. Шолохов. Нахаленок.  8 Темы чтения 10. Поэты Дона о  родном крае. Круг чтения И. Груднев. Родному Дону. А. Недогонов. Вечер в станице. А. Софронов. Ростов­город. Бессмертник. А. Гарнакерьян. В дороге. Н. Доризо. Песня о Доне. Л. Шемшелевич. Рыбацкая примета. Б. Куликов. Кони. В.К. Жак. Настоящая осень. Мой лес. Зачем спрятали зернышко? А в каком мы классе? 11. Донские  писатели о  Великой  Отечествен­ ной войне. 12. Ростов –  столица  донского края. Андриасов М.А. Шесть дней.  Агафонов А.Ф. Повесть о Вите  Черевичкине. Ростов ­ столица Донского края. Мой Тихий Дон ­ любимая река. Почему Ростов назван Ростовом.  Первоисточники Поэтами воспетый край. Сборник  стихов о Доне. Ростов­на­Дону,  1971. Софронов А.В. Посвящение Дону.  Ростов­на­Дону, 1981. Костарев Н.С. Веселый телевизор.  Ростов­на­Дону, 1984. А. Гарнакерьян. Лирика. Ростов­на­ Дону, 1973. А. Гарнакерьян. Распахнутые  горизонты. Ростов­на­Дону,  1974. Н. Доризо. Стихи. Ростов­на­Дону,  1967. Н. Доризо. Разные судьбы. Ростов­ на­Дону, 1972. Н. Доризо. Пока деревья есть на  свете. Ростов­на­Дону, 1974. Жак В.К. Стихи и сказки. Ростов­на­ Дону, 1965. Б. Куликов. Чудный месяц. Ростов­ на­Дону, 1972. Б. Куликов. Удаль. Ростов­на­ Дону,1983. Л. Шемшелевич. Стихи. Ростов­на­ Дону, 1967. Л. Шемшелевич. Отблески солнца  Ростов­на­Дону, 1969. Андриасов М.А. Шесть дней.  Ростов­на­Дону, 1970. Агафонов А.Ф. Повесть о Вите  Черевичкине. Ростов­на­Дону,  1970. Андриасов В.И., Терещенко А.Г.  Памятники Дона. Ростов­на­ Дону, 1981. Скрипов А.Н. На просторах Дикого  поля. Ростов­на­Дону, 1973. Швецов С.Д. В старом Ростове.  Ростов­на­Дону, 1971. Швецов С.Д. На высоком донском  берегу. Ростов­на­Дону, 1982. В. Моложавенко. Голубые родники.  Москва, 1971. Устное народное творчество (14ч) ПРОГРАММА 2 КЛАСС (32 ч) Связь пословиц и поговорок с национальными традициями, образом жизни,  историческим прошлым жителей Дона. Начальное представление о загадке и её  9 происхождении. Близость и своеобразие содержания и художественной формы народных  сказок различного этноса Дона. Бытовой и игровой фольклор. Праздник игр и развлечений. Природа Донского края (6 ч)       Произведения о природе написанные А.Софронова, Л.Шемшелевича и др. Мир детства в произведениях донских писателей (12ч)      Стихи для детей Н.Костырева, К.Жака, поэтов Дона. 3 КЛАСС (34 ч) Устное народное творчество. Народные исторические песни (8ч) Народные казачьи песни «Ермак у Ивана Грозного», «Поехал казак на чужбину  далёку», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком». Природа Донского края (9ч) Произведения И.Ковалевского «Скворец», «Колокольчик», «Утренний дождик» и др.; Г. Колесникова «Зяблик», «Разноцветные воробьи», «Сохраним горицвет» и др. Литература Дона и о Доне (17ч) А.С.Пушкин «Дон», К.Рылеев «Смерть Ермака», В.Моложавенко «Заветная шкатулка»,  П.Лебеденко «Сказки тихого Дона», Ю. Харламов «Сказки бабы Груши». Дон былинный и легендарный (8ч) Мифы и легенды Дона: «Дюк Степанович и три разбойника», «Илья Муромец выезжает в  поле», «Добрыня­Дончак гуляет по полю Куликовскому».  4 КЛАСС (34ч) Природа Донского края (11ч) А. ГанакерьянА. СофроновН. ДоризоБ. Куликов Литература Дона и о Доне (14ч) АП Чехов, М. Шолохов, Г. Аматуни, А. Калинин, В. Закруткин, И. Василенко, М.Андриасов,  А. Агафонов. Требования к уровню подготовки младших школьников Знать и понимать  названия изученных произведений и их авторов;  содержание   изученных   произведений   литературы   Дона   и   о   Доне,   устанавливать последовательность событий произведений и их взаимосвязи,   подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;  произведение казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки), особенности жанров и понимать их художественное своеобразие;  знать  наизусть   поэтические   произведения   донских   авторов   Н.  Костарева,   В.   Жака,   Н. Доризо и др. (5­6 названий) 2­3 отрывка из прозы. Уметь (владеть способами познавательной деятельности) 10  находить сходство и различие фольклорной сказки от авторской, определять место сказок народов мира в устном творчестве донских казаков, понимать тематическую, идейную основу сказок;  читать осознанно детские произведения литературы Дона и о Доне (вслух и про себя);  приводить примеры произведений фольклорного жанра;  самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий;  сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской мировой;  высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях;  составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, например, «Истории названия города», «Улица, на которой я живу», «Наш юбиляр», «Фольклорные праздники на   Дону»,   «Моя   семья»,   «Семейные   традиции»,   «Игры   моего   детства   и   детства   моей бабушки» и др.  самостоятельно   находить   и   читать   книги   об   истории   Донского   края,   о   культурных традициях населения Дона;  составлять отзыв о прочитанных книгах;  находить в словаре значения диалектных слов и выражений. Литература  1. 2. 3. 4. 5. 6. Детские казачьи и забавы: Сборник (Составитель ВВ Ходарев) Ставрополь: ТОО «Центр пропаганды истории казачества». Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель МИ Астапенко. Ростов­на­ Дону. Издательство Ростовского университета, 1994. Край   родной.   Хрестоматия   для   чтения   младших   школьников   (на   региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов­на­Дону. Изд. Баро­ Пресс, 2003. Певец   земли   донской.   К   100­летию   со   дня   рождения   МА   Шолохова.   Составители: Бутенко ТА. Изд. Баро­Пресс, 2005 г. Обряды и праздники на Дону. (Очерки, статьи, рекомендации.) – Ростов­на­Дону, 1979 г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся (Сост. МЮ Новицкая, ГМ Науменко) – М., Просвещение. 1995 г. 11 Тематическое планирование № Содержание программы Учебные задачи Кол­ во часов Практическая деятельность учащихся УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 1. * * * * * Пословицы  На Дону пословицы не  даром молвится Без углов курень не  строится, без  пословицы речь не  молвится За морем теплее, а дома  светлее Казак дружбу соблюдает: в беде коня не  покидает Пословица не мимо  молвится  (Обобщение) 2 Загадки 1 1 1 1 1 1       донести   их показать   роль раскрыть   их Показать   связь и с ­ пословиц поговорок   национальными традициями,   образом жизни,   исторически прошлым   жителей края;  ­ огромное познавательное значение; ­ могучий воспитательный заряд; ­ художественной формы   эстетическую ценность   пословиц   и поговорок:   меткость, ритмичность, образность, афористичность, многозначность; ­ научить использовать и пословицы поговорки в различных     речевых ситуациях.  ­ начальное представление загадке, происхождение; ­ умение объяснять как составлена   загадка, какая подходит к ней отгадка; ­ уметь   узнавать загадки среди других формировать Закрепить о её           участие оформление сопоставление Чтение пословиц ­ и поговорок; ­ их   содержания   с прозаическими текстами;  ­ карточек для чтения; ­ игровых формах занятий, в конкурсах на лучшего знатока пословиц; ­ сбор дополнительного материала; ­ рассказа   на   тему: «Казак без друзей, что дуб без корней» составление     Нахождение классификация ­ алгоритма отгадывания и   конструирования загадок; ­ загадок; ­ их сходства   и   различия   с пословицами поговорками; ­ различных   игровых использование поиск     12 произведений устного   народного творчества; ­ донести   до сознания   учащихся силу   нравственного потенциала заложенного загадках; ­ диагностическую роль   загадок   для изучения уровня   творческого мышления учащихся. использовать в   3 * * * * * Сказка Сказка ходит по станицам Сказка правду гутарит… Не все сказки – побаски,  а больше в дело Песня и сказка хорошее  слово любят Лучший сказитель (урок­  конкурс) 1 1 1 1 1 и и Раскрыть   ­ близость своеобразие содержания   художественной формы   народных сказок   различного этноса Дона; показать,   чем ­ интересны и поучительны сказки;   ­ показать, как в сказках раскрываются представления         рук, сравнение составление форм,   связанных   с разгадыванием загадок; ­ загадок; раскрытие   места ­ и   роли   загадок   в народных сказках; ­ загадок донской тематики с известными. Например,  Пришли   казаки   без топоров, Срубили избу без углов (Без без топорёнка, Построена   избёнка   – русская народная)  ­ осмысление прочитанного; ­ сравнение классификации жанрам   этнокультурным особенностям; ­ создание разыгрывание сценок и инсценировок по сказкам; ­ декораций и костюмов; Чтение   сказок   и придумывание по         13 * Здравствуй, сказка!  (обобшщение)  1       и в с различных национальных   групп Дона о смысле жизни, национальном достоинстве, совершённым человеком соответствии историческими условиями этнокультурными эталонами; ­ формирование умения   определять признаки сказки: наличие законченного сюжета, занимательности, необычности, наличие   вымысла, воспитательной направленности.   2 класс (32 часа) ­ иллюстрировани е   сказок   на   уроках ИЗО; ­ оформление книжной выставки; ­ с заданиями. сочинение сказок   различными 14 4 5 Бытовой и игровой  фольклор Праздник игр и  развлечений 1 1 ­   Дать   первичное   об представление исторической   и культурной   среде формирования традиционных   игр донского   казачества: отражение   в   играх взаимоотношения людей   с   природой   и особенностями бытовой жизни. ­ Поиск   сведений   об истории   и   содержании казачьих игр; использование ­ колядок и щедровок; ­   распространённых   придумывание своих; ­ атрибутов для игр. изготовление в игр, участие   КАК МИЛА МНЕ ДОНСКАЯ ПРИРОДА! 1. 1 «По­над синим Доном в  полёте вихревой  листопад..»  2 3 Осень в моём городе  (селе) 1 В мой город (село)  пришла зима 1 ­ ­   и Развивать – умение   наблюдать, сравнивать, анализировать, уточнять   расширять представления   детей о характерных признаках наступления осени; совершенство – вать   образные стороны речи; – учить использовать полученные представления самостоятельной деятельности детей. в     расширить эмоциональные представления школьников характерных признаках   зимы,   о разнообразии и красоте окружающего мира; о   развивать образность   речи   и чувствительность   к смысловой   стороне языка чтение   и   анализ выделение   в   тексте ­ произведений; ­ изобразительно­ средств выразительных   языка с целью воссоздания представления о природе; ­ позиции авторского выбора слова; ­ передача   в   речи своего   отношения   к предметам и явлениям. выявление авторской оценка и     ­ ­ ­ применение   в   речи пословиц   и   поговорок   о зиме; поиск   и   загадывание загадок о зиме; составление   рассказа «Уголок   зимнего   парка (сада)» 15 4 5 6 Не красна донская степь  курганами, а красна  скирдами Холодно и голодно  птицам зимой Весна! Весна и всё ей  радо! 1 1 1   дать отрабатывать ­ представление о красоте   и   богатстве земли донской; ­ умения   выстраивать собственное высказывание определённую тему. ­ значение   описания природы   как   способ передачи   настроения человека раскрыть на     закрепление о   о   роли ­ начального представления лирике, художественных средств языка;  ­ знаний и представлений   детей о   природе   родного края обогащение   МИР ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1 Стихи для детей  Н.Костырева  4     с познакомить ­ учащихся творчеством Н.Костырева; помощь   детям ­ в понимании мастерства   автора   в изображении психологии   детей   и взрослых; ­ самоанализа самооценки; ­ роли   создании художественного образа.  формирование и раскрытие слова в     ­ Раскрытие   смысла пословицы:   «На   донской земле   всё   родиться   –   надо только хорошо трудиться»; ­ чтение   и   оценка восприятия   произведения А.Софронова «Донской каравай»   чтение   и   восприятие ­ произведения Л.Шемшелевича   «Рыбацкая примета» конкурс   на   лучшего ­ чтеца стихотворения   оценка   прочитанного своего к Чтение произведений ­ из сборников: «Украденное солнце», «Схватка в лесу», «Великий волшебник», «Страна Буквария»; ­ и   выражение отношения прочитанному; ­ произведений   Н.Костырева с   другими   авторами (И.Суриков, Н.Бунин и др.) ­ конкурс   на   лучшего чтеца. сопоставление     16 2 3 4 4 3 1 Мои книжки  маленьким  читателям.  Творчество  К.Жака. Поэты Дона о родном  крае Возьми книгу в руки и  не будет скуки  (итоговый урок)         с в их расширение познакомить ­ учащихся литературным творчеством К.Жака; раскрыть ­ художественное мастерство   описании сверстников. ­ круга знаний школьника   за   счёт введения в содержание образования   донской поэзии   о   родном крае; ­ чувства эстетического отношения к природе и   любви   детей   к малой Родине ­ знания и представления   детей о литературе донского края   красоты, воспитание обобщить     Чтение ­ произведений,   наблюдение над   функцией   слова   в художественном тексте; определение   роли ­ названия текста в раскрытии идей; ­ выставки ­   и   анализ произведений   лирического жанра; ­ на лучшего чтеца  организация книжной участие   в   конкурсе чтение   участие ­ в конференции   и   книжной выставки.   Тематическое планирование 3 класс (34 часа) № Содержание программы Кол­ во часов Учебные задачи Практическая деятельность учащихся УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАРОДНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ  1 1   Пусть славится песней могучею Дон наш «Из­за   Дона   песню выведу,   по   России поведу…» 2 ­ 1 ­ донести   до   детей   и уникальность содержания музыкально­ поэтическое оформление   донской казачьей песни; ­ показать отражение   в   песне анализ содержания песенного своеобразия казачьей   подпевки, напевность, подголоски, подхваты,   и песни:   игровой 17 3 Много   песен слыхала  я в родной стороне 4 5 Казаки   песни   в тороках возят Песня   казаку   в походе подруга 6 Жизнь казачья – вся в песнях 1 2 3 Вот   эта   улица,   вот это дом! «Ростов­   Ростов­Дон» город, Экскурсии городу   по 4 Как   мы   узнаём   о далёком   прошлом нашего города, края 2 1 2 1 народных традиций ­ ­ раскрыть   своеобразие   песенного творчества других национальных   групп, проживающих на Дону; показать жанровое   песен донского своеобразие жителей   края;  ­ ­ ­ ­ характер; прослушивание песен в записи. прослушивание народных бытующих на Дону;   песен     анализ содержания поэтических особенностей, сравнение   классификация; их и и   участие в фольклорных   вечерах и праздниках разучивание ­ песен; ­ участие   в фольклорных   вечерах   и праздниках   показать раскрыть ­ отражение   в   народных   исторических песнях, фактов,   жизненного уклада,   былой   жизни   и боевой славы казаков; ­ народные идеалы, лучшие национальные черты: силу,   храбрость,   удаль, тревогу   и   заботу   о судьбах Родины; ­ самоформированию учащихся   черт   личности жителя   и   патриота донского региона содействовать   ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ 2 помочь   детям ­ узнать,   почему   так называется   улица   на которой они живут; ­ формировать познавательный   интерес изучению своего края; ­ представления о возможностях   изучения старины глубокой; создавать   условия   для формирования интереса к расширять     2 2 2 поиск чтение ­ произведений   донских авторов о Ростове; ­ информации   о   родном городе (крае); ­ экскурсионного маршрута по городу; ­ «Старая крепость»; ­ составление рассказов конкурс рисунков составление «Мой   18 Танаис  – потеряный и   найденный   город (экскурсия в Танаис) 1 историческому прошлому донского края; 5 1 Дон   ,   воспетый   в поэзии   русских классиков   4 ЛИТЕРАТУРА ДОНА И О ДОНЕ ­ углубить   интерес детей   к   творчеству классиков русской литературы; ­ обогатить   знания детей   о   творчестве за   счёт   классиков, введения   донской проблематики ­ связь литературы и фольклора; ­ представления творчестве В.Моложавенко; заложить   основы ­ познавательного интереса к изучению литературы раскрыть дать о 4     2 Мотивы   донского казачьего фольклора в творчестве В.Моложавенко   4 Мотивы   донского казачьего фольклора в   творчестве     П. Лебеденко 4   дать формировать ­ представления о литературном   наследии П.Лебеденко; ­ умение   воссоздавать   в воображении   картины жизни, создаваемые   писателем; ­ причинно­следственные связи; видеть ­   развития произведения логику действия устанавливать     любимый уголок», «Ростов   –   южная столица», «Чем интересна для меня эта экскурсия»     выпуск чтение   и   анализ чтение   и   анализ ­ произведений А.С.Пушкина   «Дон»,   К   Рылеева «Смерть Ермака»,   С.Есенина, С.Михалкова и др.; ­ бюллетеня   «Был   и   я среди донцов» ­ произведений В.Моложавенко из книг «Заветная   шкатулка», «Тайны донских курганов»,   «Донские были» и др.; ­ сбор информационного материала; ­ творческих   работ   на тему   «Я   и   моя   малая Родина» ­ чтение   и   анализ произведений   из   книг П.Лебеденко   «Сказки Тихого Дона»; ­ с мотивом; ­ творческих   работ   по текстам   прочитанных произведений сопоставление   их фольклорным написание конкурс   19 5 Мотивы   донского казачьего фольклора в творчестве Ю.Харламова   6 Читательская конференция   «За что я люблю книгу» 4 1   дать показать ­   первичные представления о творчестве Ю.Харламова; ­ роль творчества   автора   в раскрытии духовной культуры,   быта   жителей Дона     обобщить знания и ­ представления   детей   о литературе донского края   сбор ­ чтение   и   анализ произведений   из   серии «Сказки бабы Груши»; ­ информационного материала Ю.Харламова; ­ творческих   работ   на тему   «Сказки   да предания заветные»; защита ­ читательских формуляров написание Тематическое планирование 4 класс (34 часа) № Содержание программы Кол­ во часов Учебные задачи Практическая деятельность учащихся 1 Мифы   и   легенды Дона       4 Познакомить с и поэтики ­ содержанием особенностями донских казачьих былин; раскрыть связи героев ­ донского былинного творчества   с   жизнью   и ратными подвигами донского казачества; ­ художественное   своеобразие донских былин и их близость с историческими песнями ДОН БЫЛИННЫЙ, ЛЕГЕНДАРНЫЙ  ­ чтение и пересказ былин   из   хрестоматии «Край родной»; ­ сравнение   их   с великорусской былиной; ­   поиск  в  донских былинах примет природы донского   края,   быта   и военно­походного уклада жизни донских казаков; ­ иллюстраций прочитанным текстам; ­ представление собственного сочинительства показать конкурс к       20 2 Устное   творчество 4 донских армян 3 Читательская конференция «Пусть   мала   моя малая Родина, но с неё начинается Русь»   1 Казачий дух – не  грим актерский.  (Поэты Дона о  родном крае) * А. Ганакерьян * А. Софронов * Н. Доризо * Б. Куликов 2 Дон, богатый  богатырской славой * Человек без  Родины, что соловей без песни. * Почему Ростов  назван Ростовом. * Много милого,  простого есть у  города Ростова. «Потому и не пала  Россия, что сыны её  пали в бою» * * На Дону войсками  юга противник в  бегство обращен 1 АП Чехов и мир  детства ­ Раскрыть   близость   и своеобразие   содержания   и художественной   формы народных армянских сказок; ­ показать   чем   они интересны   и   поучительны, как раскрывают представления   о   смысле жизни   и   национальном достоинстве человека   Содействовать ­ воспитанию   учащихся   как жителей   Дона   наследников культуры   и   истории прошедших поколений       сравнение разыгрывание чтение   сказок   и ­ осмысление прочитанного; ­ и классификация   сказок по и жанрам этнокультурным особенностям; ­ инсценировок сказкам, сказок ­ защита читательских формуляров; ­ информационного материала   литературной выставке. по сочинение сбор к     ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ.       Познакомить ­ учащихся с творчеством А. Ганакерьяна, А. Софронова,   Н.  Доризо,  П. Куликова. Раскрыть особенности   композиции текстов: соединение пейзажа   и   изображения жизни   людей.   Показать роль   названия   текста   в раскрытии идеи.  ­ Привить   интерес   к изучению донской истории. Убедительно показать, что донской   край   –   один   из центров человеческой цивилизации,   неразрывно связанный   с   историей России, заложить фундамент   для   изучения систематического   курса истории.     Экскурсии по  Выразительное  ­ чтение.  Сопоставительный анализ. Конкурс на лучшего  чтеца. Подготовка  творческих выставок.  Сбор литературного  материала современных  авторов о Доне, Ростове. ­ любимым местам города,  к скульптурным  монументам. ­ парков. Сочинения «О чем  ­ рассказала скульптура»,  «За что я люблю свой  город», «Будущее моего  города».  ­ конкурсах, праздниках. в   утренниках, Посещение музеев,  Участие   1 1 1 1 1 1 1 2 2 ЛИТЕРАТУРА  ДОНА  И О  ДОНЕ 3 Ввести учащихся в  ­ мир АП Чехова, раскрыть  Самостоятельное  ­ чтение, составление плана 21 2 Читательская  конференция  «Таганрог в  творчестве АП  Чехова» «Он пишет, как  казак, влюбленный в Дон, в казачий быт,  в природу». (о  творчестве М.  Шолохова) 3 4 Донские писатели –  детям.  * Г. Аматуни * А. Калинин * В. Закруткин * И. Василенко 5 Донские писатели о  подвигах детей в  годы Великой  Отечественной  войны * М. Андриасов * А. Агафонов 6 Итоговое занятие 1 3 1 1 1 1 1 1 Показать, как  связи его произведений с  впечатлениями детства,  реализовать развивающие и воспитательные  потенциалы чеховских  рассказов. ­ впечатления таганрогского  детства служили Чехову  питательной почвой его  творчества. Помочь детям в  ­ понимании мастерства  писателя в изображении  психологии детей и  взрослых в общем русле  исторической жизни  донского казачества. ­ в круг литературного  творчества наших  земляков. Формирование  умения воссоздавать в  воображении картины  жизни, созданные  писателем.  ­ примере героических  детских образов чувства  гордости за юных  патриотов. Воспитание  патриотизма, активной  жизненной позиции. ­ Развитие  эмоционального  восприятия прочитанного Введение учащихся  Формирование на  Сбор  Чтение рассказов  и пересказ произведений.  Соотнесение поступка  героя с его мотивом  формулирование детьми  своего отношения к  событиям и героям  Чехова. ­ информационного  материала, участие в  конференции. ­ «Нахаленок», «Судьба  человека». Анализ  эмоционального  состояния героя,  обусловленного  обстановкой, отношения к герою автора и других  персонажей. ­ поступка персонажа.  Осознание авторской  позиции. Обоснование  своей точки зрения.  Сочинение «Таганрог в  творчестве И.  Василенко».  ­ пословице «где родился,  там и пригодился». ­ произведений. ­ литературного материала. Защита читательских  формуляров. ­ отношения к  прочитанному. Передача своего  Чтение и анализ  Сочинение по  Чтение и анализ  Сбор  22

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"

Программа регионального компонента по предмету «Литературное чтение» (1-4 классы) "Мой край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017